СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "История моей деревни"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследовательской работы: изучить историю появления деревни Емметово, узнать о жителях деревни.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История моей деревни"»

Основная общеобразовательная школа с. Енахметово – филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1 с. Шаран» муниципального района Шаранский район

Республики Башкортостан















Исследовательская работа


История моей деревни












Выполнила Гафиятуллина

Ольга,

Ученица 9 класса

Руководитель Сыртланова М.А.,

учитель начальных классов





Шаран 2023


Оглавление



Введение…………………………………………………………………………3

I глава. Основная часть

1.1.Из глубины веков ………………………………………………..………….4

1.2 Вера марийцев ………………...…………………………………………....4

2 глава. История деревни

2.1.Зарождение Емметово……………………………………………………...5

2.2. Ступеньки Емметовской истории………………………………………...7

2.3. Люди - труженики………………………………………………………….8

2.4. Емметово сегодня. ………………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………….....15

Список использованной литературы………………………………………..15




































Введение

Тема моей исследовательской работы «История моей деревни».

Каждый человек должен знать о том месте, где он родился и живёт. Родной край становится еще ближе и родней, когда знаешь его историю. Без знания прошлого, нет будущего.

Каждый человек любит то место, где он родился, свою Родину.

Для меня Родина – это моя маленькая деревня Емметово, родной дом, где впервые сказано слово «мама», родная улица, родные просторы, речка, лес, поле, луга. …

Цель исследовательской работы:

-изучить историю появления и развития деревни Емметово

Задачи:

- узнать когда и как появилась деревня Емметово

- проследить историю развития деревни

- узнать происхождение названия

- узнать об известных людях нашей деревни.

- узнать какой след оставила моя семья в истории деревни.

Гипотеза:

В ходе работы обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родной деревне и людях. Родное село станет ещё ближе и родней.

Методы исследования: подбор и поиск необходимого материала в библиотеке, беседы с учителями, старожилами, родителями; анализ материала; подведение результатов.

Научно-практическая значимость. Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.

Обоснование выбора темы. Если мы не будем знать ничего о нашей деревне, то никто ничего не узнает о ней.

Объектом исследования выступает сама деревня, её жители.








Глава I. Основная часть



1.1. Из глубины веков

Исторической родиной марийского народа является Среднее Поволжье, лесисто-озерный край между Волгой и Вяткой. Главным занятием марийцев на исторической родине были земледелие, пастушье скотоводство и промыслы: охота, рыболовство, бортничество и ремесла. Видный российский историк В.И.Ключевский в своей книге «История государства Российского пишет, что « черемисская земля была богата людьми, хлебом, скотом и русские князья совершали военные походы на черемисскую землю и многих людей поубивали и священные рощи и селения сжигали »

В 1425-1462 годах Золотая Орда распалась на отдельные ханства: Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское и Ногайская орда. При помощи торговли и выгодного положения Казань вскоре сделалась многолюдным, богатым городом, а казанские татары своими набегами часто тревожили соседние русские и не только русские области.

Таким образом , к концу 15 века марийский народ, живший родоплеменным строем, в котором только -только стали выделяться князьки и языческие жрецы- карты, оказался между двумя крупными государственными образованиями: с запада- Русь Московская и с востока- Казанское ханство. Мой народ терпел лишения и бедствия и с той и другой стороны, до тех пор, пока русские войска, ведомые Иваном Грозным не овладели Казанью. К этому времени горные марийцы приняли русское подданство и вместе с русскими войсками приняли участие в походе на Казань, а луговые марийцы были на стороне казанских татар.

Вскоре после этого события в 1554-1557гг башкирский народ принял русское подданство. После присоединения Башкирии к Русскому государству башкирские волости получили подтвердительные грамоты на свои земельные владения. Вошедшие в состав Российского государства народы должны были платить в казну ясак- подземельную подать. Состав ясака определялся природными богатствами края, и марийцы, живущие в лесистой местности, платили ясак : мед, шкуры куницы, выдры.



1.2 Вера марийцев

По религиозным убеждениям марийцы - язычники, в своих священных рощах-ото, поклонялись языческим божествам: Поро Куго Юмо, Мланде Ава, Мардеж Ава, Киямат Тора, Киямат Саус, которые олицетворяли добрые и злые силы природы, домовых, водяных и леших.

По христианской вере язычники после смерти будут вечно гореть в огне, и русские православные священники стали распространять среди них христи-

анство, уничтожая священные рощи, преследуя языческих жрецов - картов, языческие обряды, традиции, праздники. Всё это - экономическое, национальное и религиозное преследования и угнетения марийского народа как со стороны вначале Руси Московской и Казанского ханства, а в последствии российских чиновников и православных священников привело к тому, что часть луговых марийцев начали переселяться на восток по Каме, Вятке и Белой.

Предположительно можно сказать , что первые марийцы- переселенцы заселили северо-западную часть Башкирии: Краснокамский, Калтасинский, Янаульский, Мишкинский и Бирский районы Республики Башкортостан в конце 16- начале 17 веков.



Глава 2. История деревни



2.1 Зарождение Емметово

Марийские поселения на территории Шаранского района появились в начале 17 века. Наиболее ранними из них являлись деревни Биктышево, Биккулово, Урсаево. Деревня Емметово была основана на основе договорной записи башкир Кыр-Еланской волости, данной марийским крестьянам 11 августа 1635г.

Существует легенда, согласно которой жили-были два брата Ямет и Янахмет. Они для основания поселения в поисках свободных земель продвигались вверх по течению реки Сюнь. Они шли вместе вдоль реки до тех пор, пока Сюнь не разделилась на два рукава возле нынешней деревни Нуреево, которой кстати, тогда не было.Деревня впервые учтена ревизией 1762 году. Здесь они остановились и договорились, что один из них пойдет по одной речке, а другой- по другой и каждый основал по селению. От их имен произошло название деревень Емметово и Енахматово. Первое свое жилище Ямет построил на том месте, где нынче расположен дом Тимирбая Сахибгареевича Адылгареева. Напротив этого места находится глубокий овраг с большим количеством родников.

Основным занятием жителей деревни было земледелие. Выращивали рожь, овес, просо, коноплю, ячмень, чечевицу. Кроме того занимались охотой, разводили пчел, скот. У марийцев были развиты обрабатывающие отрасли ремесел. Основным сырьем для производства домашних изделий служили дерево, кожа, шерсть, лыко, конопля, из которых изготовляли одежду, обувь, головные уборы, посуду, валяли войлок, делали колчаны для стрел, упряжь, сбрую.

Дерево использовалось для изготовления стрел для лука, посуды, ручных мельниц и ступ, жилья. Ремесло носило домашний характер, то есть изделия в основном изготовлялись для удовлетворения потребностей внутри хозяйства. Но были известные мастера, изделия которых охотно раскупались на базарах в деревнях Базгиево, Тавларово, Буздяк. Таким мастером был Газиз Гайсин, который славился своими колёсами. Говорят, что он был огромного роста, на целую голову возвышался над толпой, брал колесо одной рукой, ударял им об землю, и оно высоко отскакивало, но оставалось целым. Когда его искали в толпе, то поднимались на телегу и его обнаруживали по белой войлочной шапке.

В близи деревни Емметово есть место, на котором был какой-то маленький заводик. Старожилы называли его то медеплавильным, то скипидарным заводом. Когда он был основан и кто был хозяином никто не знает. По материалам краеведа Сарычева это был поташный завод, который производил до 100 пудов поташа - белого кристаллического вещества со щелочными свойствами( техническое название углекислый калий), применяемого в качестве сырья в стекольном и мыловаренном производстве. Этот заводик,наверное работал в 18 веке , так как находили серебряные и медные монеты времен Петра 1 и Екатерины 2. Говорят, в школе была коллекция этих монет, к сожалению, она не сохранилась. В настоящее время основание завода занесено илом и находится под горой у речки, за усадьбой Тимирьяна Адлова.





Рис.1 Нынешняя территория завода





К истории деревни Емметово 18 века можно добавить,что в книге « Крестьянская война 1773-1775гг на территории Башкирии» в документе под № 188 говорится, что 405 марийцев участвовало в восстании Емеляна Пугачева: Байгилдино 45, Янахметово 38, Яметово 2, Урсаево 23, и т.д

До Великой Октябрьской революции в д. Емметово насчитывалось 40-50 крестьянских хозяйств. Земли для деревни было отведено мало и население испытывало в ней недостаток. Часто случались споры при переделе земель землемерами. Значительное уменьшение численности населения деревни произошло после неурожая и сокращения посевов 1919-1920 годов и последовавшего затем голода 1920-1921 годов, который очень сильно затронул и всю Башкирию. По воспоминаниям старожилов в это время умирали от голода наиболее сильные мужчины и много оставалось детей без родителей. Для того чтобы спасти их от голода, в деревне Акбарисово был организован Международным Красным Крестом интернат, но никто из детей, отправленных туда, не вернулся обратно. Все померли от голода.

До революции в деревне работал магазин, хозяином был Фатей Николаев. Он с семьёй оставил деревню в 1917 году.



2.2. Ступеньки Емметовской истории

Дважды через деревню прокатилась гражданская война. Летом 1918 года в сторону Шарана отступали красноармейцы, а за ними прошли белогвардейцы, которые отнимали у населения хлеб, лошадей. Во второй раз в конце мая – начале июня 1919 года белогвардейцы окопались на горе. На горе в окопах находили много патронных гильз, это говорит о том, что белые ожесточенно отстреливались, а потом отступали.

В 1910 году было построено двухэтажное здание (школа) из кирпича и дерева. Обучение велось на русском языке. Через 6-7 лет школу ликвидировали, а здание разобрали.

В 1918 году в деревне был образован сельский Совет, председателем был Хисматулла Акбулатов.

В 1925 году построили деревянную школу, обучение велось на марийском языке.

В 1929 году многие крестьянские хозяйства были объединены в колхоз.

В 1930 году колхоз почти распался

В 1931 году образовался колхоз «Коммун корно»

В 1935 году появился первый трактор.

1941 год- Великая Отечественная война . Всего на фронт из деревни ушло более 150 человек, из них вернулось около 70-ти. В настоящее время в живых нет ни одного ветерана.

В 1952 году школа преобразована в семилетку.

В 1952 году началось укрупнение колхозов. Колхоз «Коммун корно» вошел в колхоз «Сюнь».

В 1957 году школа снова стала начальной.

В 1959 году построили новое школьное здание, в 1970 году она станет восьмилеткой с обучением в 2 смены.

В 1972 году было построено второе просторное здание и обучение стало односменным.

В 1993 году от колхоза «Сюнь» отделились деревни Емметово, Сюньбашево, Тугаряк и образовали сельскохозяйственный кооператив

В 1997 году построили новую двухэтажную школу на 132 места.

В 2014 году школу закрыли , учащиеся стали обучаться в Нуреевской средней школе и в Енахметовской основной школе.



Таблица 1.

Развитие деревни Емметово



Годы

Количество

Марийцев

Домов

1795

75 мужчин, 45 женщин

26

1834

113 мужчин, 106 женщин

32

1859

101 мужчин, 92 женщин

37

1870

116 мужчин, 114 женщин

40

1920

310 мужчин, 335 женщин

131

1939

601


1959

638


1979

586


1989

385


2002

412


2018

177

87

2022

198

80



2.3 Люди - труженики

Немало знатных людей вырастила и воспитала благодатная Емметовская земля. Мы все знаем врача- офтальмолога Ибатуллина Роберта Рязяповича, заслуженного строителя Республики Башкортостан Минлигалина Генадия Исламгалеевича, начальника геологии Ишимбайнефть Асылкаева Алика Тимирхановича, начальника автоколонны в городе Нижневартовск Гафиятуллина Евгения Владимировича и многих других.

Емметовцы с чувством особой гордости и уважения называют имена передовиков труда - людей самых земных профессий, нередко достигающих уникальных, фантастических результатов в своей деятельности. Я с особым удовольствием хочу рассказать о некоторых из них.



А ккмурзин Исламгарей Исламбуратович.

Родился 3 марта 1932 года. Труд познал с малолетства. Его отец умер рано и все заботы по уходу за семьей легли на плечи неокрепшие плечи маленького Исламгарея. Трудовую деятельность начал в 13 лет после окончания местной школы в 1941 году. После окончания Каранского СПТУ более 30 лет трудился механизатором, в период уборки урожая 17 лет подряд садился за штурвал комбайна. За свой самоотверженный труд в 1973 году удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Трижды стал участником ВДНХ и награжден тремя бронзовыми медалями выставочного комитета. Был лучшим наставником молодых механизаторов.

Рис.2

Акмурзин Мурзагарей Тимеркаевич.

Рис.3

Родился 10 января 1949 года. Он бывший учитель истории Емметовской основной школы. В1956 году пошел в первый класс. Учились в приспособленном помещении, в бывшем правлении колхоза «Коммун корно»(дорога к коммунизмму). В пятый класс ему нужно было идти в Нуреевскую школу. И чтобы заработать деньги для поездки в школу пас скот в течении двух месяцев в Благоварском районе в деревне Асмандиярово. После окончания Нуреевской восьмилетней школы решил продолжить учебу в Акбарисовской средней школе, 18 км от его родной деревни. После школы решил стать летчиком, но медкомиссию в г.Уфа не прошел и вернулся в деревню. Начал работать в колхозе. В декабре 1967 года пригласили работать учителем биологии и географии в Нуреевскую восьмилетнюю школу. Служил в армии. После армии по комсомольской путевке поехал на работу в город Новосибирск на авиационный завод, но из-за болезни отца ему пришлось приехать домой. 1974 году поступил учиться заочно в МГПИ имени Крупской. До выхода на пенсию работал в родной школе. В 1921 году написал книгу «Емметово- колыбель моей судьбы», где автор запечатлел прекрасных тружеников своей деревни.

Г афиятуллин Владимир Давлетгалеевич.

Это мой дедушка. Родился 24 марта 1941 года. Хотя я его не видела, но я знаю, что он был хорошим человеком. Сначала он учился в начальной школе в своей деревне, а потом 1956 году окончил семилетку в деревне Нуреево. Его трудовая деятельность началась еще в годы учебы в школе. Специальность механизатора он получил в Мичуринской МТС. В 1969 году с каждого гектара плантации кукурузы он собрал 347 центнера зеленой массы, за это он стал делегатом 3 съезда колхозников. Был дважды участником ВДНХ, за успехи в работе ему была выделена путевка в Болгарию. Последующие годы он был в Сочи. Был хорошим наставником молодых механизаторов. Его многолетний добросовестный труд получил достойную оценку. Награжден знаком «Победитель социалистического соревнования», «Удар-

Рис.4

ник десятой пятилетки», «Ударник коммунистического труда», двумя Почетными грамотами Президиума Верховного Совета БАССР и многими другими почетными грамотами. Мой дедушка прожил недолгую жизнь. Проработал в колхозе «Сюнь» до 1993 года, затем переведен в СПК «Рассвет». Хотя его отцу была отпущена долгая жизнь, он умер в возрасте 82 лет, а мой дедушка умер рано в 58 лет

Рис.5- Почетная грамота Гафиятуллина В.Д.





Рис.6 -Удостоверение «УДАРНИК ДЕСЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ»











Рис.7-Удостоверение «УДАРНИК КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА»

Рис.8





Рис.9





2.4 Емметово сегодня.

Нелегкая судьба деревни Емметово прошла через многие столетия. К сожаленью в 90-х годах колхоз распался и до 2018 года не было никакого хозяйства. Но деревня старается жить, из города начали приезжать молодые семьи и возрождать свое село. В настоящее время работает пилорама, фермерские хозяйства. Здесь школу закрыли, сельский клуб тоже. Функционирует только детский сад «Родничок», магазин, обелиск землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. С осени 2022 года в рамках частичной мобилизации жители нашей деревни участвуют в СВО на Украине. Это Насибуллин Алексей, Ахтареев Илья, Чанкаев Николай , Гайсин Виктор, а Чанкаев Кирилл-доброволец .

В народе говорят: «Если в деревне лают собаки и смеются дети, она ещё будет жить!»





Рис.10-Емметово













Заключение



Пройдет еще немного времени и многие события из жизни нашей деревни будут безвозвратно потеряны, поскольку не останется людей, которые смогут рассказать нам о прошлом. Мы не хотим, чтобы наша деревня исчезла.

Таким образом, я узнала, что деревня Емметово – старинная деревня, начало которой еще было положено в начале XVII века. Много бед и невзгод видела она и её люди. Все выстоял наш народ. Надеюсь, и в будущем моя деревня будет жить. Но деревня жива, пока живы мы. Пока есть, кому помнить и знать историю.      




Список литературы.

1. Акмурзин М.Т. Емметово – колыбель моей судьбы. Нефтекамский Дом печати, 2021г.

2. Асфандияров А.З. История сёл и деревень Башкортостана.- Уфа, Китап,1997г.

3.«Край родной, навек любимый» Миннигалиев Н.Х. Изд. «Мир печати», г.Уфа, 2011г.

4.Сборник документов под редакцией Р.Г.Кузеева. Башкнигоиздат. Уфа-1975г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!