СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "История одного здания. Мариинская женская гимназия в Дмитриеве - Льговском"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "История одного здания. Мариинская женская гимназия в Дмитриеве - Льговском"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени А.С.Сергеева»

города Курска

Региональная научно-исследовательская практическая конференция

«Признана, любима, хранима Курской землей»







«История одного здания.

Мариинская женская гимназия в Дмитриеве - Льговском»















Выполнила:

Леонова Наталья,

учащаяся 10А МДК


Руководитель:

Осетрова Н.Н.,

учитель русского языка и литературы















2022 г.

Содержание

  1. Введение.

  2. История мариинских учебных заведений.

  3. Мариинская гимназия в г.Дмитриеве-Льговском.

  4. Заключение

  5. Литература

  6. Приложение


























































Ты знаешь об этом, Россия,
Ты помнишь былые дела,
Как императрица Мария
Гимназии имя дала…

Николай Марянин



  1. Введение

Начиная обучение в мариинском девичьем классе нашей школы, мы знакомимся с историей возникновения популярных учебных заведений для девушек. И совершенно случайно мы иногда узнаём удивительные истории, казалось бы, привычных нам зданий, на которые мы не обращаем внимания. Наш классный руководитель родилась, выросла и училась в небольшом городке Дмитриев – Льговский Курской области. В нём много дореволюционных зданий, к которым местные жители относятся с особым интересом и любовью. Одно из них – Центр детского творчества (бывший Дом пионеров). Это здание отличается от современных построек, и это естественно, так как построено в 19 веке. И как оказалось, это бывшая Мариинская гимназия.

Таким образом, цель нашей работы – знакомство с историей Мариинской женской гимназии, находящейся в Дмитриеве-Льговском.

Задачи:

- изучить материалы, рассказывающие об истории женской гимназии г.Дмитриева, людях, которые участвовали в «судьбе» данного учебного заведения;

- обобщить полученную информацию, сделать выводы.
















2.История мариинских учебных заведений

Старт массовому женскому образованию в России дал ещё Пётр I. Царь издал указ, согласно которому запрещалось венчать «неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию».

Со второй четверти XVIII века в моду постепенно стало входить домашнее образование для женщин дворянского сословия. А в 1764 году в Петербурге начало работать Императорское воспитательное общество благородных девиц — знаменитый Смольный институт. В нём на полном пансионе жили и учились представительницы самых знатных фамилий России. Лучшие выпускницы часто становились фрейлинами при дворе.

Закрытые учебные заведения императорской России действовали по принципу, который в наши дни сохранился в английских привилегированных публичных школах: ученик должен постоянно жить там, где проходит обучение. Однако такая форма образования, созданная для дворян, чьи поместья были разбросаны по стране, была неудобна для городского населения, численность которого неуклонно росла на протяжении всего XIX века.

К тому же закрытые дворянские пансионы отрезали от образования детей буржуа и мещан, чьё влияние в обществе нарастало.

При этом обычное гимназическое образование для приходящих учеников оставалось привилегией мужской части общества — первое такое заведение появилось в 1803 году.

Домашнего образования для девочек было недостаточно, да и позволить себе нанимать надомных педагогов могли единицы. В то же время в русском обществе середины XIX века постоянно росли требования к культурному уровню женщин, да и сами представительницы различных сословий массово стремились к просвещению.

Поэтому общедоступное женское учебное заведение было актуальным требованием. В итоге 28 марта 1858 года император Александр II издал указ об учреждении в Санкт-Петербурге первого женского училища без пансиона. А уже 19 апреля открылась Мариинская гимназия, куда могла поступить практически любая девушка, вне зависимости от происхождения и достатка.

Как отметила в интервью RT историк Наталья Ушакова, в середине XIX века первые места по уровню грамотности занимали Санкт-Петербургская и Московская губернии. За ними следовали губернии с населением, работающим на местных фабриках и отхожих промыслах, — Ярославская, Владимирская, Костромская.

«Неслучайно первая частная женская гимназия была создана в 1857 году в Костроме. А уже в следующем году дело женского образования было передано в надёжные руки Мариинского общества, после чего появилось Петербургское училище», — рассказала Ушакова.

Создание гимназии инициировало Ведомство учреждений императрицы Марии Александровны — Мариинское общество, в честь которого и была названа гимназия. Это было государственное учреждение, занимавшееся благотворительностью. Помимо воспитания сирот и помощи больным, Мариинскому обществу было поручено женское образование. Такие учебные заведения открывались во многих губерниях, Курская не стала исключением.


3.Мариинская гимназия в г.Дмитриеве-Льговском


До революции в городе Дмитриеве и уезде жили люди, которые запомнились благотворительными делами. Мы вспоминаем имя одного из них – купца, надворного советника С.С. Износкова, благодаря которому в Дмитриеве появились вначале городской банк, а затем женская прогимназия. 

Дмитриевский городской банк открылся 19 октября 1867 года с основным капиталом в сумме 10 тысяч рублей, которые пожертвовал Износков. Банку было присвоено его имя, а портрет С.С. Износкова был размещён на почётном месте.

Городской общественный банк Износкова создавался с благотворительной целью, а средством проявления благотворительности было избрано создание дмитриевской женской гимназии. Банк оказывал значительную благотворительную помощь для этих целей, постоянно отчисляя по 15% от своей прибыли.

С разу был избран и попечительский совет прогимназии. За счёт прибыли банка, ещё при жизни Износкова для прогимназии было выстроено красивое двухэтажное здание. Прогимназия была открыта в 1873 году.

Содержалась гимназия не только за счёт банка, но и за счёт средств городской управы, уездного земства, платы за обучение, пособия от Министерства народного просвещения и других пожертвований.

Традиционными предметами, которые изучали в прогимназии были чистописание, русский язык, Закон Божий, арифметика, французский язык, рукоделие, а в старших классах добавлялись новые предметы - естествознание и история.

1 июля прогимназия была преобразована в гимназию. Начальницей прогимназии, а затем гимназии долгие годы была А.Г. Голинищева-Кутузова.

Плата за обучение в дмитриевской гимназии взималась с учениц, не принадлежащих к детям горожан. Оплату за некоторых учениц вносило земство и городская управа в виде стипендий. Обучение бедных учениц оплачивал драматический кружок.

В 1914 году в гимназии было три приготовительных группы и восемь классов, в которых обучалось 393 ученицы. Планировалось строительство нового здания, но вмешалась Первая мировая война.

Кроме обучения, в гимназии оживлённо велась концертная деятельность, устраивались совместные благотворительные концерты оркестра и хора учащихся женской гимназии и реального училища, проводились литературные вечера, ставились спектакли.

У гимназисток была своя форменная одежда, вначале серая, а затем цвет поменяли на синий.

Был в дмитриевской женской гимназии и попечительский совет. В 1914 году его возглавлял председатель земского собрания В.Н. Волжин. В совет также входило много известных людей города, в основном купцы. После революции произошла реорганизация образования, в результате которой упразднялись гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы. Как  общеобразовательная школа она начала функционировать на базе женской гимназии после ноября 1917 года.

В течение 1926 – 1927 годов в школе учился будущий знаменитый писатель Юрий Герман, перу которого принадлежат известные произведения: «Наши знакомые», «Лапшин», «Россия молодая», «Дело, которому ты служишь».  

В довоенные годы она была школой, в которой обучались с 5-го по 8-й класс дети со всего района. Начальная школа была отдельной (так называемая Ленинская)…

А здание женской гимназии до сих пор цело, к нему была возведена пристройка, а сейчас в старой части находится Центр детского творчества. В нём посещала кружки «Вязание» и «Роспись по дереву» наш классный руководитель Осетрова Наталья Николаевна.


Заключение


В процессе выполнения работы мы познакомились еще с одним памятником архитектуры и культуры Курской области – Мариинской женской гимназией, здание которой по сей день привлекает жителей небольшого города Дмитриева. Цель работы достигнута, задачи выполнены. Данный материал можно использовать на уроках краеведения, занятиях внеурочно деятельности в мариинских девичьих классах.













Литература

  1. https://russian.rt.com/science/article/504897-mariinskie-gimnazii-zhenskoe-obrazovanie

  2. https://www.culture.ru/institutes/1291/dmitrievskii-kraevedcheskii-muzei-imeni-a-f-vangengeima























































П риложение











































Фрагмент газеты «Курские губернские ведомости», № 59, 1883 г.







































































Мариинская женская гимназия (современный вид)











Мариинская женская гимназия (виды изнутри)

П ервый этаж (закрыт на реставрацию)





Второй этаж (современный вид)