СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Как Азбука к детям пришла... Тезисы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определённый порядок следования букв в русском языке мы называем  по - разному: то алфавит, то азбука. Как же правильно говорить?

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Как Азбука к детям пришла... Тезисы»

Исследовательская работа : «Как Азбука к детям пришла…»


Тезисы

Автор:Трубицина Оксана Ивановна, МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны, 1 класс.

Руководитель: Тупикина Валентина Иосифовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов с. Тербуны

Мы прочитаем книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Мне Азбука хорошим другом стала,

Работу эту посвящаю ей!

Я первоклассница! Мне очень интересно учиться в школе!

На уроках обучения грамоте мы изучаем буквы.

Меня заинтересовало: когда и как появились первые буквы?Кто их придумал? Что такое азбука?

Так появилась моя исследовательская работа: «Как Азбука к детям пришла…»

Цель моей работы: выяснить всегда ли Азбука была такой, какой мы видим её сейчас.

Я определила задачи:

Выдвинула гипотезу: если знать алфавит, то можно быстро найти нужную информацию.

Объект исследования: история азбуки.

Предмет исследования:азбука.

Я стала искать информацию.

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «буква» обозначает «знак азбуки». Значит буква – это знак.  Сначала люди использовали знаки для рисования.

Потом в Древнем Египте появились, буквы-рисунки.

Шли века, и писцы стали заменять рисунки значками. А первые буквы появились в Греции. Их было 24 знака. На основе греческого алфавита создана славянская азбука. Ее создателями считают Кирилла и Мефодия, двух византийских монахов.  В Х веке азбука проникла в Древнюю Русь.

При  Петре1 азбука была видоизменена – исчезли буква кси и буква зело. Вместо них ввели букву Я, а самой последнейв азбуке появилась Ё.

Во время Октябрьской революции из азбуки убрали еще несколько букв. В результате в ней осталось всего 35.

Сегодня русский алфавит содержит 33 буквы (21 согласную и 10 гласных).

Определённый порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука.

Я решила выяснить: как же правильно говорить?

В «Словаре школьника» я узнала, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. «альфа», и «вита», первые буквы - получилось слово «алфавит».

Слово «азбука» - из древнерусского алфавита: «аз» и «буки». Так образовалось слово «азбука».

Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определённом порядке.

Я сравнила современный и старославянский алфавит. Теперь мне понятна пословица: «Сначала аз да буки, а потом и науки.»

Выяснила, азбука не всегда была такой, как мы её видим сегодня.

Самые древние азбуки и буквари не дошли до нас.

Первая печатная учебные книга, «Азбука» Ивана Федорова. Она была издана в 1574 году.

Вторым учебником была «Азбука» Василия Бурцова.

Карион Истомин для обучения Петра I, составил первые иллюстрированные буквари.

В XIX веке лучшими книгами для детей считались "Родное слово" К. Д. Ушинского и "Азбука" Льва Николаевича Толстого.

В советское время были разработаны буквари, которые ставили своей задачей воспитание нового человека.

В настоящее время начальная школа располагает целой серией азбук и букварей разных авторов. 

Я узнала, что есть ещё и специальные Азбуки-книги:

Морская азбука.

Азбука Морзе.

Шрифт Брайля  (азбука слепых)

Дактильная азбука (азбука для глухонемых)

Таким образом: изучив и сравнив различные виды азбук, я пришла к выводу, что все азбуки разные, но все они служат для обучения детей грамоте, чтению и письму.

Я задумалась, а где в жизни можно применять азбуку?

Для ответа на этот вопрос оправилась к секретарю нашей школы, посетила медицинский кабинет, посмотрела списки моего класса у своей учительницы,оказывается, списки обучающихся располагаются в алфавитном порядке.

Ольга Николаевна - технический инженер, показала нам алфавитную книгу в электронной базе данныхнашего класса.

В школьной библиотеке мне показали, как можно облегчить поиск книги по алфавитному каталогу.

Побывала у Мемориала погибшим воинам и выяснила, что фамилии героев Великой Отечественной Войны собраны в том же алфавитном порядке.

С мамой я люблю рассматривать Атлас мира. Все географические названия в нем расположены по алфавиту.

А папа рассказал, что автомобильные коды городов России так же расположены в алфавитном порядке.

В справочниках, словарях, энциклопедиях используют алфавитный ряд.

Это подтвердило мою гипотезу: знать алфавит нужно для удобства поиска нужной информации.

Для того, чтобы выяснить, что мои одноклассники знают о роли азбуки в жизни человека, мною было проведено анкетирование.

В анкетировании участвовало 30 человек. Результаты вы можете увидеть в таблице.

Таким образом можно сделать вывод, что роль азбуки в повседневной жизни велика.

Изучив историю создания Азбуки и алфавита, у меня возник вопрос: «А смогу ли я создать свою Азбуку?» За помощью я обратилась к своим родителям и одноклассникам. Они помогли мне. В результате у нас появилась своя Азбука.

Теперь я точно знаю, что азбука и алфавит необходимы человеку в работе и учёбе.

Своё выступление хочу закончить известными всем словами поэта Яна Гольцмана: « Если хочешь познать истину, начни с азбуки. Ведь азбука – начало всех начал».






.