СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся»»


Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

П. Пурпе, Пуровский р-он




«Как музыка влияет на учебную деятельность

и эмоциональное состояние учащихся»






Автор: Коломиец Александр,

учащийся 6 класса.

Руководитель: Иванова Ольга Александровна.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»,

п. Пурпе, Пуровского района ЯНАО,

ул. Железнодорожная 5 «б»







2018г


Содержание


1.Введение.

    • Обоснование выбора темы исследования………………..3

    • Гипотеза, цель, задачи исследования…………………… 3

    • Актуальность, проблема ……………..…....3

    • Объект, предмет исследования.…………………………..4

    • Конечный продукт………………………………………....4

    • Методы исследования……………………………………..4


  1. Теоретическая часть

  • Сила музыки……………………………………………….4

  • Музыкотерапия……………………………………………6

  • Польза пения………………………………………………8

  • Музыка и обучение ………………………………………9


3. Практическая часть

  • Эксперимент №1

«Влияние музыки на поведение учащихся»…………………11

  • Эксперимент № 2

«Влияние классической музыки на умственные

способности учащихся»……………………………………..13




4. Заключение…………………………………………………14


  1. Литература………………………………………………….14

6. Приложение…………………………………………………15




Выбор темы


Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметил, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие - раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека? А как музыка разных стилей влияет на обучение?

В своей работе я решил ответить на эти вопросы.


Гипотеза

  • Произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние ребенка;

  • Классическая музыка благотворно влияет на эмоциональное состояние и выполнение заданий разной сложности;

  • Тяжелый рок отрицательно влияет на эмоциональное состояние и на выполнение заданий.


Цель исследования

Выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.


Задачи исследования

  • Проанализировать научную информацию по теме;

  • Установить, какие музыкальные стили привлекают детей;

  • Выявить, как музыка влияет на поведение и умственную деятельность учащихся.


Актуальность. Увлечение подростков только популярной музыкой и неприятие музыки классической.


Проблема. Большинство ребят моего возраста не любят слушать классическую музыку, не понимают ее красоты и ценности для духовного развития, положительного влияния на умственное развитие и эмоциональное состояние.


Объект исследования - музыка.


Предмет исследования – влияние различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников.


Конечный продукт - беседа на тему «Музыкотерапия»


Методы исследования

  • Анализ литературы, информации в Интернете;

  • Анкетирование;

  • Проведение музыкальных экспериментов;

  • Наблюдение;

  • Анализ и сравнение полученных результатов.


Теоретическая часть


Музыка – посредница между жизнью ума и

жизнью чувств.

Л.Бетховен.


Сила музыки

С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить. Древние китайцы считали, что она избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – барды, которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, о том, как создать песенное заклинание, способное исцелять или причинять вред.
Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. В старейших скульптурах и в резных работах, на фресках мы можем видеть сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств.
В Египте учился музыке Пифагор и сделал музыку предметом науки. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Мистическими легендами объяснялось улучшение самочувствия и настроения, уменьшения болезненных ощущений, страха, возвращение человеку бодрости, энергии под действием чарующих звуков. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны также в древних папирусах и Библии. Музыка часто передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. В свою очередь музыкальный язык понятен каждому человеку. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и аромотерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.



Музыкотерапия

В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.

История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов.
Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно стало изучаться влияние музыки в последние десятилетия XX века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергии, влияющей на человека. Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте. С 1965 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации, стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.

Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.

Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).

Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.

Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент, и установили, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В ходе эксперимента ученые так же установили что:

  • Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал;

  • Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям;

  • Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух;

  • Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление;

  • Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и  экстремальных ситуаций и т.д.;

  • Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе;

  • Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50% .



Польза пения

Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять на каком либо инструменте музыку, но и петь.

Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от заболеваний

Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Могу привести в пример личный опыт: я болею редко, и не более 2-3 дней.

Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом производит омолаживающий эффект, улучшает состояние кожи.

По мнению врачей, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.


Музыка и обучение

Активное обучение игре на музыкальном инструменте помогает детям в целом успешно учиться. Никто и не сомневался, что игра на музыкальных инструментах благотворно влияет на развитие мозга.



Наука доказала, что когда дети учатся музыке, их мозг начинает слышать и обрабатывать звуки, которые они ранее не могли различить. Это стимулирует их способность развивать «нейропсихологические различия» между определёнными звуками, которые помогают стимулировать их грамотность, что, в целом, ведёт к академическому успеху малышей.



Многие родители, прочитав предложение выше, возможно уже мысленно перебирают ближайшие музыкальные школы. Но если ваш ребёнок не выказывает восторга при виде музыкальных инструментов или не хочет активно посещать занятия – просто смотрит в стену или рисует в тетради – никакой пользы ему это не принесёт.



Новое исследование Северозападного Университета обнаружило, что для того, чтобы получить сполна всю пользу от посещения музыкальных занятий, дети не могут просто сидеть и позволять звукам музыки литься им в уши. Необходимо активное участие в самих уроках. Даже среди очень мотивированных на учёбу детей, малое участие – просто присутствие – не укрепляет необходимые нейронные процессы, по словам Нины Краус, руководителя лаборатории акустической нейробиологии, соавтора исследования наряду с Джейн Хорникел, Даной Л. Стрейт, Джессикой Слейтер и Элейн Томпсон.



К тому же, в ходе исследования выяснилось, что дети, которые играли на музыкальных инструментах в классе, лучше стимулировали нейронные процессы, чем те дети, которые просто слушали музыку. Таким образом, можно заявить, что «воспроизводить музыку» имеет значение большее, чем просто созидать. Только через активное воспроизведение и манипуляцию звуками музыка будет влиять на головной мозг.



По словам Краус, «Результаты исследования поддерживают необходимость участия в музыкальных занятиях, стимулирующих мозговую активность. Вовлечённость в урок, значимая и активная, важна для ребёнка, который не просто посещает занятие, но и пристально следит за его ходом».



Чтобы прийти к этим выводам, команда Краус размещала электроды на учащихся, чтобы распознать сигналы мозга.



Исследователи работали в сотрудничестве с The Harmony Project (Лос-Анджелес), программой, рассчитанной на работу с детьми из семей с низким уровнем доходов, тогда руководитель программы предложил Краус выяснить, имеют ли воспитанники программы успех.



Согласно этой программе с 2008 года 93% её выпускников поступили в колледжи, несмотря на более чем 50% неуспех детей, живших в такой же среде. Это довольно впечатляющие результаты, которые было необходимо тщательно изучить, чем и занялась команда Краус. Результаты, опубликованные в журнале Journal of Neuroscience, продемонстрировали прямую связь музыкальных занятий и их биологического эффекта на развитие нервной системы ребёнка.



Как следствие, учёные решили, что имеет значение уровень музыкальной подготовки. И выяснили, что дети, которые не только посещали уроки музыки регулярно, но принимали в них активное участие, действительно показывали высокий уровень развития процессов мозга, а так же навыков устной речи и чтения, по сравнению с ровесниками, которые были менее увлечены занятиями.



Краус пишет, что игра на музыкальных инструментах и в самом деле имела большое значение, развенчивая миф о том, что простое слушание может развивать интеллект, т.н. «эффект Моцарта». Не было обнаружено никаких биологических изменений у тех людей, которые просто слушали музыку, равно как люди не становятся более подтянутыми, наблюдая спортивные соревнования по телевизору. Таким образом, важно вовлекать ребёнка в активные занятия, чтобы наблюдать в его ЦНС какие-либо изменения.

Изучив весь материал о пользе и вреде музыки, я решил провести экспериментальную работу в своём классе, с результатами которой познакомлю в следующей главе.



Практическая часть

Эксперимент №1

«Влияние музыки на поведение учащихся»

В эксперименте приняли участие учащиеся 6.7, 9 классов всего– 50 человек.

Эксперимент прошёл в два этапа:

  • Анкетирование;

  • Музыкальный эксперимент.

Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, какие музыкальные стили предпочитают ученики.

Анкета


1. Нравится ли тебе слушать музыку?

2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?

3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?

4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?

5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?


Результаты анкетирования

Вопрос

Да

Нет

Возможно

1.

Нравится ли тебе слушать музыку?

50

-

-

2.

Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?

40

4

6 иногда

3.

Нужна ли музыка в повседневной жизни?

46

4

-

4.

Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?

16

16

18

5.

Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

41

9

-


6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни):

Классическая - 11

поп-музыка - 4

рок-музыка – 11

разные стили -24


Музыкальный эксперимент №1


Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс.

Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.

Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная, клонит в сон (Ноктюрн А.Бородин)


Было предложено замерить свой пульс и прослушать несколько популярных современных мелодий. Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.

Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше.

Впечатления детей: музыка задорная, весёлая, лёгкая, хочется танцевать.


После прослушивания тяжёлого рока

Вывод: пульс у некоторых учащихся участился на 30 - 40 ударов, поведение многих детей стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.

Впечатления детей: музыка давит на мозги, раздражает, голова болит.


Вывод

Проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на поведение настроение и организм человека.



Эксперимент № 2

«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»

Для эксперимента были взяты задачи на логическое мышление, которые учащиеся должны были решать под звучание музыки разных стилей.

Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты, мы установили, что под звучание классической музыки дети успели решить 18-10 задач, под звучание поп музыки – 5-7 , под рок 3-5 задач.

К тому же учащиеся отметили, что классическая музыка не мешала и даже помогала в решении задач, поп-музыка отвлекала, а рок – мешал сосредоточиться.

Во время прослушивания классической музыки количество правильно решенных задач увеличивалось примерно на три, по сравнению с поп музыкой и на 6 по сравнению с рок музыкой.



Вывод

Классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, улучшает память, помогает сосредоточиться. Ученики класса стали предлагать включать классическую музыку (фоном) при выполнении самостоятельных работ, сочинений.


После изучения литературы и по итогам экспериментов я провел беседу для одноклассников, где рассказал о музыкотерапии, дал рекомендации «Как лечиться музыкой»


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:

1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников.

2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.

Считаю, что гипотезы полностью подтвердились.


Литература


  1. Психология. Т.И.Волкова.2002год. ЭКСМО. Москва.Стр.345-380.

  2. Музыка в нашей жизни. Автор – Н.Д. Зельницкая.1998. Астрель .Тула.

  3. Классика - забытое прошлое. Книга. Автор – В.И.Лукашевич. М -, ДРОФА, 2004

  4. Влияние классики на людей. www.classicalmusic.ru

  5. Музыка в Древние времена и при Древних Людях. www.music-in-ancient_time.ru

  6. Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Сайт врача и его разработки. www.rognovsergey.ru

  7. Музыкотерапия. Её виды и формы. Журнал «Здоровье». Страницы в интернете. www.zdoroviemagazin.ru

  8. Современная молодёжь и её музыкальные вкусы. www.yangpeple.ru



Анкета 1.

Да, нет, не знаю.


1. Нравится ли тебе слушать музыку?

2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?

3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?

4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?

5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?



Музыкальный эксперимент


Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс.

Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.

Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная.


На следующий день учащимся снова было предложено замерить свой пульс и прослушать несколько популярных современных мелодий. Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.

Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше.

Впечатления детей: музыка задорная, весёлая, лёгкая, хочется танцевать.


На третий день участники эксперимента опять начали с измерения пульса. И прослушали несколько композиций тяжёлого рока.

Вывод: пульс участился на 20-30 ударов, поведение многих детей стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.

Впечатления детей: музыка давит на мозги, возбуждает, бесит, голова болит.


Далее было предложено, чтобы в течение одного дня в классе на переменах звучала классическая музыка, а в другой день – тяжелый рок.

Все учащиеся согласились, чтобы на переменах звучала классическая и современная музыка. От рок-музыки учащиеся отказались, так как у них ухудшалось настроение и самочувствие.


Вывод

Проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.



Эксперимент № 2

«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»

для всего класса- 3 раза, но задачки каждый раз разные. Засекаем время.

1 раз - решают в тишине.

2 раз под классич музыку,

3 раз под тяж рок.

Просим написать свои впечатления. Спрашиваем, комфортно ли было думать. Не мешала ли музыка, как себя чувствовали.

Для эксперимента мы взяли 10 человек, которых разбили на две группы. Составили для каждой группы два варианта задач на логическое мышление, подобрали композиции классической музыки Моцарта, Шопена, Баха, Бетховена.

Каждая группа участвовала в эксперименте два раза. Первый раз – контрольный – выполняли 10 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки.

Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты по двум группам, мы установили, что на решение задач без музыки школьники 1 группы в среднем затратили 6,3мин, а школьники 2 группы - 6,6 минут.

При прослушивании классической музыки на решение задач учащиеся и 1 группы и 2 затратили 4-5 минут.

Во время прослушивания классической музыки количество правильно решенных задач увеличивалось примерно на три, чем в полной тишине.


Вывод


Классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, улучшает память, помогает сосредоточиться. Ученики класса стали предлагать включать классическую музыку (фоном) при выполнении самостоятельных работ, сочинений.









Анкета 1.

Да, нет, не знаю.


1. Нравится ли тебе слушать музыку?

2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?

3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?

4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?

5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?


Музыкальный эксперимент

Вначале было предложено самостоятельно замерить свой пульс, затем прослушать классическую музыку, и снова замерить пульс.

Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых даже стал спокойнее.

Впечатления детей: музыка светлая, чистая, спокойная, нежная.


На следующий день учащимся снова было предложено замерить свой пульс и прослушать несколько популярных современных мелодий. Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые дети даже начали пританцовывать на местах. Затем снова замерили пульс.

Вывод: пульс незначительно участился, настроение стало лучше.

Впечатления детей: музыка задорная, весёлая, лёгкая, хочется танцевать.


На третий день участники эксперимента опять начали с измерения пульса. И прослушали несколько композиций тяжёлого рока.

Вывод: пульс участился на 20-30 ударов, поведение многих детей стало развязным, а некоторые дети просто затыкали уши во время прослушивания.

Впечатления детей: музыка давит на мозги, возбуждает, бесит, голова болит.


Далее было предложено, чтобы в течение одного дня в классе на переменах звучала классическая музыка, а в другой день – тяжелый рок.

Все учащиеся согласились, чтобы на переменах звучала классическая и современная музыка. От рок-музыки учащиеся отказались, так как у них ухудшалось настроение и самочувствие.


Вывод

Проведенный нами эксперимент доказал, что музыка может влиять на поведение и настроение человека.



Эксперимент № 2

«Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»

для всего класса- 3 раза, но задачки каждый раз разные. Засекаем время.

1 раз - решают в тишине.

2 раз под классическую музыку,

3 раз под тяж рок.

Просим написать свои впечатления. Спрашиваем, комфортно ли было думать. Не мешала ли музыка, как себя чувствовали.

Для эксперимента мы взяли 10 человек, которых разбили на две группы. Составили для каждой группы два варианта задач на логическое мышление, подобрали композиции классической музыки Моцарта, Шопена, Баха, Бетховена.

Каждая группа участвовала в эксперименте два раза. Первый раз – контрольный – выполняли 10 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания классической музыки.

Каждый раз контролировали время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты по двум группам, мы установили, что на решение задач без музыки школьники 1 группы в среднем затратили 6,3мин, а школьники 2 группы - 6,6 минут.

При прослушивании классической музыки на решение задач учащиеся и 1 группы и 2 затратили 4-5 минут.

Во время прослушивания классической музыки количество правильно решенных задач увеличивалось примерно на три, чем в полной тишине.


Вывод


Классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, улучшает память, помогает сосредоточиться. Ученики класса стали предлагать включать классическую музыку (фоном) при выполнении самостоятельных работ, сочинений.





Логические вопросы и задания.

1.«Винегрет»

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? –

Какая нога собаке ни к чему? –

Золотое колесо в синем небе? –

Сколько букв в русском алфавите? –

Назовите три последние буквы алфавита. –

Какой сегодня день? –

2.Если верно, ставим + , если неверно –.

1. Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01. Верно? (01 – номер пожарной службы.)

2. Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?

3. У 4-х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?

4. 1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?

5. Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?

1. Какое слово всегда пишется неправильно? (Задача-шутка.)

***

2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

***

3. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?

***

4. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла по прямой двести метров. Как ей это удалось?

***

5. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться?

***

6. Что можно видеть с закрытыми глазами?

***

7. Что в огне не горит и в воде не тонет?

***

8. Кого австралийцы называют морской осой?

***

9. Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?

***

10. Москву раньше называли белокаменной. А какой город называли чёрным?

***

11. Жители средневековой Европы иногда привязывали к подошвам деревянные чурки. С какой целью они это делали?

***

12. В каком процессе вода заменила солнце, через 600 лет ее заменил песок, а еще через 1100 лет всех их заменил механизм?

***

13. В прежние времена амбары строили на отшибе, подальше от жилищ. С какой целью?


***

18. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3,..) и названий дней (понедельник, вторник, среда…)

***

19. У тридцати двух воинов один командир.

***

20. Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

***

21. Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»?

***

22. Можно ли зажечь обычную спичку под водой, чтобы она догорела до конца?

***

23. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?

***

24. Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть?

***

25. Из какой посуды нельзя ничего поесть?

***

26. Маленький, серенький на слона похож. Кто это?

***

27. Какой рукой лучше размешивать чай?

***

28. Стучат, стучат — не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут.

***

29. Очень быстрых два коня
По снегам несут меня — Через луг к березке,

Тянут две полоски.

***

30. Когда человек бывает в комнате без головы?

***

31. На какой вопрос нельзя ответить «да»?

***

32. На какой вопрос нельзя ответить «нет»?

***

33. Когда сеть может вытянуть воду?

***

35. Чем оканчиваются день и ночь?

***

36. Сорока летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть?

***

37. Что надо сделать, чтобы пять парней остались в одном сапоге?

***

38. Сколько будет 2+2*2?

***

39. В каком месяце болтливая Светочка говорит меньше всего?

***

40. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы?

***

41. Как найти прошлогодний снег?

***

42. Какое слово всегда звучит неверно?

***

42. У человека — одно, у коровы — два, у ястреба – ни одного. Что это?

***

43. Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?

***

44. Каких камней в море нет?

***

45. Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и меньше 5-ти?

***

46. Может ли петух назвать себя птицей?

***

47. Какой болезнью на земле никто не болел?

***

48. Можно ли предсказать счёт любого матча до его начала?

***

49. Что можно приготовить, но нельзя съесть?

***

50. Какое число уменьшится на треть, если его перевернуть?

***

51. У квадратного стола отпилили один угол по прямой линии . Сколько теперь углов у стола?

***

52. Какой узел нельзя развязать?

***

53. Что у коровы впереди, а у быка позади?

***

54. Какая река самая страшная?

***

55. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

***

56. Что все люди на земле делают одновременно?

***

57. Два человека играли в шашки. Каждый сыграл по пять партий и выиграл по пять раз. Это возможно?

***

58. Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?

***

59. Мужчина вел большой грузовик. Фары на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть ее?

***

60. Где край света?

***

61. Человек научился у пауков строить подвесные мосты, у кошек перенял диафрагму в фотоаппарате и светоотражающие дорожные знаки. А какое изобретение появилось благодаря змеям?

***

62. Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?

***

63. Каким гребнем голову не расчешешь?

***

64. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?

***

65. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

***

66. Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь?

***

67. Какими нотами можно измерить расстояние?

***

68. Что не войдёт в самую большую кастрюлю?









Когда и какую музыку лучше слушать?

Для того чтобы успокоиться, расслабиться, снять нервное напряжение, лучше всего подойдут произведения:

Чайковского ("Баркаролла", "Сентиментальный вальс"),

Бизе ("Пастораль"),

Леклера ("Соната до-мажор" (ч.3)),

Сен-Санса ("Лебедь"),

Глюка ("Мелодия" (из оперы "Орфей и Эвридика")).

Шостакович ("Романс" из к/ф "Овод"),

Бизе ("Старинная песенка"),

Глазунов ("Антракт" из балета "Раймонда"),

Лей ("История любви"),

Леннон ("Вчера"),

Дебюсси ("Лунный вечер"),

Форэ ("Элегия"). 

Депрессивные состояния, как нельзя лучше, снимут произведения:

Генделя (ария из кантаты "Те Деум"),

Шуберта ("Аве Мария"),

Шумана ("Грезы"),

Чайковского ("Осенняя песня"),

Дворжака ("Славянский танец 2"),

Форэ ("Колыбельная"),

Чаплина ("Это моя песня").

Программа тонизирующей музыки: 

Монти ("Чардаш"),

Чайковский ("Вальс" из "Серенады для струнного оркестра"),

Огинский ("Полонез"),

Сарасете ("Наварра").

Колыбельные: 
"Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис), 
"Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач), 
"За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова), 
"Колыбельная Светланы", 
"Спи, дитя мое" 


Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.

Шопен "Мазурка, "Прелюдии",

Штраус "Вальсы",

Рубинштейн "Мелодии".


Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.

Бах "Кантата 2",

Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".


Для общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен "Симфония 6", часть 2,

Брамс "Колыбельная",

Шуберт "Аве Мария",

Шопен "Ноктюрн соль-минор",

Дебюсси "Свет луны".

Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.

Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".

Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,

Брукнер "Месса ля-минор".

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.

Моцарт "Дон Жуан",

Лист "Венгерская рапсодия 1",

Хачатурян "Сюита Маскарад".


Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.

Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.

Бетховен "Увертюра Эгмонд",

Шопен "Прелюдия 1, опус 28",

Лист "Венгерская рапсодия 2"

30



Скачать

© 2023 513 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!