Научно-практическая конференция обучающихся городского округа г. Кулебаки
«Старт в науку - 2018»
КАК РОЖДАЕТСЯ ЛЕС
Вид работы: реферативно - экспериментальная
Предметная область: биология
Работу выполнила:
Котынова Ангелина Вячеславовна
учащаяся 5 класса МБОУ Тёпловской школы
Руководитель:
Рубцова Мария Михайловна,
Учитель биологии МБОУ Тепловской школы
городской округ г.Кулебаки
2018 год
Аннотация
Котынова Ангелина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тепловская школа, 5 класс
Как рождается лес
Научный руководитель: Рубцова Мария Михайловна, МБОУ Тепловская школа, учитель биологии.
Цель: исследование роста и развития как из маленького семечка вырастают большие красивые деревья и выяснить, готовы ли учащиеся нашей школы внести свой вклад в возрождение леса.
Методы, используемые в работе: наблюдение, сравнение, опыт-эксперимент, анкетирование.
Оглавление
Введение 3
Основная часть
1.1. Сосна – главный объект исследования 4
1.2. Технология выращивания сосен 5
1.3 Изучение процесса получения семян 5
1.4 Сравнение роста растений хвойных и лиственных пород 6
1.5. Опыт по выращиванию сеянцев сосны обыкновенной, дуба красного и хурмы 10
1.6. Растить и беречь лес – общая задача 14
2. Заключение 17
3. Список используемой литературы 18
Введение
Что за чудо – русский лес!
Сказка, быль и дар небес!
Рай, который все так ищут –
В общем – чудо из чудес!
Какая сила! Вы - как исполины!
Из крохотного семечка всего
Поднялись над зеленою равниной,
Скажите, это ли не волшебство!
( Игорь Ефремов)
Мой дедушка Котынов Евгений Алексеевич всю жизнь посвятил лесу, начав с работы простым лесником, а позже возглавлял лесничество. Недавно я вспомнила его рассказ о том, что в связи с серьезными изменениями в сфере лесного хозяйства, в нем работают в основном люди среднего и старшего возраста, а молодые люди неохотно выбирают эту профессию. Может быть это связано с тем, что каждому человеку хочется сразу видеть результаты своего труда, а лес растет долго.
Большой опыт деда по возрождению леса переняли мои родители. Они занимаются выращиванием деревьев и кустарников различных пород. Мы с братом с большой радостью и желанием помогаем им в этом добром деле. Все больше и больше возрастает интерес, как из маленького семечка появляется большое дерево.
Актуальность данной темы:
Из уроков биологии мне известно, что лес играет важную роль в жизни каждого человека, независимо от того, связан он с лесом или нет. У меня возникло желание исследовать, как рождается лес, как долго он растет, хотят ли люди принимать участие в этом деле.
Цель: исследование роста и развития как из маленького семечка вырастают большие деревья и выяснить, готовы ли учащиеся нашей школы внести свой вклад в возрождение леса.
Задачи:
Узнать о сосне, как основной лесообразующей породе родного края.
Изучить технологию выращивания деревьев и кустарников разных видов.
Сравнить рост растений хвойных и лиственных пород.
Выяснить, желают ли принимать участие дети и взрослые в возрождении леса.
Объект исследования: хвойные и лиственные растения.
Методы исследования: анкетирование, опрос, сравнение, эксперимент, наблюдение.
1. Основная часть
Сосна-главный объект исследования
Из научных источников стало известно, что «основной лесообразующей породой в Кулебакском районе является сосна обыкновенная. Сосна обыкновенная – вечнозеленое дерево высотой 20-40 метров, в зависимости от почвенных и климатических условий. Предельный возраст 300-400 лет.
Крона молодых деревьев коническая, у старых – широкоокруглая или зонтичная. Кора внизу ствола толстая, красновато-бурая глубоко борозчатая; в верхней части ствола и у основных ветвей кроны кора желтоватая, отслаивающаяся тонкими пленками. Хвои по две в пучке, длиной 4-7 см, шириной 2мм, плотные немного изогнутые, заостренные, по краям мелко зазубренные, серо-зеленые или сизоватые.
Шишки одиночные или по 2-3, яйцевидно-конусовидные, обращены книзу на изогнутых коротких ножках, серовато коричневые, матовые, длиной 2,5 -7 см., диаметром 2-3.5 см. Шишки созревают на второй, иногда на третий год. Семена мелкие длиной 3-4 мм. продолговато-яйцевидные, черноватые или серые, с коричневатым крылом в 9-12 мм.»1
Меня очень удивило, что «сосна обыкновенная в молодом возрасте растет очень быстро, уступая из хвойных пород лишь лиственнице, позднее (после 20-25 лет) растет медленнее, и к 60-70 годам прирост у нее настолько уменьшается, что ее в росте догоняет ель. Весьма светолюбивая порода, однако менее чем лиственница. В отношении климатических и почвенных условий порода весьма неприхотлива-она занимает обширные пространства в различных климатических зонах и на различных почвах; выносит и суровый климат Крайнего Севера с сильными морозами (до 700 северной широты в Норвегии), и сухой континентальный климат южных степей со знойными ветрами (северная Монголия, северная Маньчжурия); может расти как на весьма сухих почвах (высокие дюны), так и на избыточно - влажных моховых болотах. Весьма нетребовательна так же к минеральному составу почвы, произрастая и на очень бедных почвах. Однако лучше всего развивается на достаточно плодородных свежих глубоких песках или супесях. Выносит наличие в почве извести; может расти почти на чистых меловых отложениях, однако плохо переносит загрязнение воздуха копотью и газами.»2
1.2. Технология выращивания сосны
Родители познакомили с заготовкой шишек сосны обыкновенной. Шишки собирают в период с октября по март вручную непосредственно с деревьев, не повреждая ветвей. После заготовки лесосеменное сырье подвергают переработке, в процессе которой семена извлекают из шишек и плодов, очищают от отходов и примесей, подсушивают до определенной влажности. Обработка шишек и получение семян производится при помощи специального оборудования – шишкосушилки и включает в себя следующие этапы:
Очистка шишек от примесей (иголки, мелкие ветки);
Высушивание шишек при температуре 55-600С и определенной влажности;
Раскрытые шишки помещают в отбивочный барабан, где освобождают от семян;
Выпавшие семена подвергаются обескрыливанию и очистке от примесей;
Выход семян от массы шишек составляет 1-1.5%.
Отбор пробы семян (определение качества и всхожести в лесосеменной станции);
Подготовка семян к посеву (снегование 1-2 месяца).
Обработка семян протравителями от грибковых заболеваний.
В весенний период проводится предпосевная подготовка почвы (вспашка, дискование, боронование). Далее проводится посев семян, он включает следующие этапы:
Устройство гряд;
Посев семян (ручной или механизированный);
Мульчирование гряд (опилки, торф и т.д.);
Защита посевов от птиц.
Папа обратил внимание на особый уход за посевами. Для прорастания семян требуются благоприятные условия , чтобы всходы были дружные и крепкие. Необходимы: рыхление почвы, прополка сорняков, полив и другие виды ухода. При достижении определенного возраста и высоты их высаживают в лесной массив с последующим уходом в течении 5-7 лет (боронование от сорняков, обработка от болезней и вредителей и др.).
Изучение процесса получения семян
Начала я своё исследование с процесса сушки шишек и получения семян в шишкосушилке. Одну меня к данному оборудованию родители не подпускают, потому что считают это небезопасным.
Очистка шишек от примесей | Сушка шишек в сушильной камере |
Помогаю в очистке шишек от примесей и загрузке их в сушильную камеру. Через три дня шишки там раскрываются и в них появляются семена. Они такие маленькие, и просто не верится, что из них могут вырасти большие деревья.
Сравнение роста растений хвойных и лиственных пород
Меня заинтересовало: на какую высоту вырастают саженцы разных видов в течении первых лет жизни. Наблюдения проводила в питомнике моих родителей, где растут деревья и кустарники различных хвойных и лиственных пород.
Высота туи западной в возрасте 1 год. | Высота туи в возрасте 2 года |
Высота туи в возрасте 3 года. | Высота туи в возрасте 10 лет. |
Наблюдаю за ростом туи
Высота сосны кедровой в возрасте 2 года. | Высота сосны кедровой в возрасте 4 года. |
Наблюдаю за ростом сосны кедровой
Высота сосны обыкновенной в возрасте 1 год. | Высота сосны обыкновенной в возрасте 2 года. |
Наблюдаю за ростом сосны обыкновенной
Высота барбариса тунберга в возрасте 1 год. | Высота барбариса тунберга в возрасте 2 года. |
| |
| |
Высота пузыреплодника в возрасте 1 год. | Высота пузыреплодника в возрасте 2 года. |
Дуб красный 8 лет.
Мы сделали вывод: хвойные растения вырастают до 10 см в год, а лиственные - на 50-60 см выше.
1.5. Мой опыт по выращиванию сеянцев сосны обыкновенной, дуба красного и хурмы.
Изучить на практике рождения дерева я решила на примере сосны обыкновенной, дуба красного и хурмы. Сначала я собрала шишки сосны обыкновенной и желуди дуба красного. Семечки хурмы я добыла из плода.
Затем я высушила шишки сосны на батарее отопления и достала из них семена.
Желуди дуба красного и семечки хурмы я посадила в землю, а семена сосны положила на влажную ткань и закрыла стеклянным колпаком.
Через 10 дней проклюнулись семена сосны и хурмы.
Семена сосны. | Семена хурмы |
Затем появились их всходы. Чуть позже взошел дуб красный.
Всходы сосны. | Всходы хурмы. |
Дуб красный. | |
На примере хурмы и дуба красного я изучила, как формируется корень на разных этапах развития растения.
Далее я наблюдала, как сеянцы растут и сбрасывают семечко.
Закончилось наблюдение тем, что сеянцы сосны сформировали полноценные хвоинки, а хурма дала листики. При этом я убедилась, что даже при хорошем уходе и заботе далеко не из каждого семечка можно вырастить деревце.
Пройдет не один десяток лет, прежде, чем из маленького саженца сформируется полноценное, радующее всех людей дерево. К сожалению, существует много факторов, которые препятствуют росту и развитию деревьев и могут их погубить: болезни, вредители, пожары, ураганы, небрежное отношение людей. И тем не менее, как говорит мой папа, наша задача-лес не только охранять, заботиться о нем, но и приумножать его.
1.6. Растить и беречь лес – общая задача
Чтобы выяснить, желают ли принимать участие дети и взрослые в восстановлении леса, мною вместе с научным руководителем было проведено в моей школе анкетирование учащихся и учителей. Опрошено 17 учеников начальных классов, 85 учеников 5-9 классов, 24 ученика 10-11 классов и 37 учителей и сотрудников, всего 163 человека.
В анкетах содержались следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, сколько времени нужно для восстановления хвойного леса после пожара?
2. Вы соблюдаете меры пожарной безопасности в лесу?
3. Участвовали вы когда-нибудь в восстановлении леса (посадка деревьев в лесу)?
4. Вы хотите принять участие в посадке леса?
5. Хотели бы вы связать свою будущую профессию с лесом?
Результаты получились следующие:
Сколько времени нужно для восстановления хвойного леса после пожара, знают 73 человека, 53 не знают, 37 затруднились ответить.
Меры пожарной безопасности в лесу соблюдают 159 человек, не соблюдают 4 человек.
В посадке деревьев в лесу участвовали 78 человек, не участвовали 78 человек, затрудняются ответить 7 человек.
В посадке леса хотели бы принять участие 131 человек, не хотели 14, затрудняются ответить 18 человек.
На вопрос хотели бы вы связать свою будущую профессию с лесом, получили следующие данные: да 18 человек, нет 71 человек, затрудняются ответить 37 человек.
В результате анкетирования выяснилось, что большинство из ребят соблюдают меры пожарной безопасности в лесу и желают принимать участие в его возрождении, а некоторые из учеников мечтают связать свою будущую профессию с лесом.
Познакомившись с моими опытами, с моей исследовательской работой, учитель начальных классов нашей школы, друг нашей семьи Марочкина О.А. выразила восхищение и радость за мой труд своими стихами:
Маленькое семечко на моей ладошке,
Оно меньше зернышка, даже меньше крошки.
Ветерок подует – в землю упадет,
И росточек нежный из него взойдет!
Свои ручки – веточки к небу тянет он,
Рядом его братики растут со всех сторон!
Зеленеют, тянутся, к солнышку спешат,
Листья нежно шепчутся – на ветру шумят.
Год за годом катятся и за веком век,
Греет братьев солнышко, засыпает снег,
Из малютки – зернышка лес стоит стеной!
Кланяется матушке – землице родной.
Пусть растут, красуются на Руси леса!
Сосны корабельные держат небеса!
Пусть берёзки – скромницы над рекой шумят,
О любви и нежности людям говорят.
Растить лес-это счастье!
2. Заключение
В процессе выполнения научной работы, используя литературные источники, опыт родителей и приобретенный свои опыт, мною получены знания о сосне обыкновенной, о технологии выращивания деревьев и кустарников, сравнила рост хвойных и лиственных пород. Также приобрела практические навыки выращивания саженцев - будущих деревьев.
А результаты анкетирования меня порадовали тем, что ребята знают правила поведения в лесу и желают принимать участие в его возрождении, а некоторые из учеников мечтают связать свою будущую профессию с лесом.
Мне стало понятно, что я могу внести свой небольшой вклад в благородное дело родителей – растить лес, который необходим как селу, так и всей моей стране.
По первому зову Кулебакского лесничества оказать помощь в посадке деревьев, я думаю отзовутся все - и дети и взрослые. Надеюсь, что моя исследовательская работа войдет в копилку научных трудов школы и ее можно использовать на уроках биологии.
3. Список используемой литературы
1. Колесников А. И. Декоративная дендрология .- М.: Лесная промышленность, 1974г. – 703с.
2. Малаховец П.М. Лесные культуры: учеб. пособие / П.М. Малаховец; Сев.(Арктич.) фед. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012.-222 с.
3.Марочкина О.А. стихотворение «Дружная семейка»
4. http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/578-stikhi-pr
Рецензия
на творческую проектную работу учащейся 5 класса МБОУ Тепловской школы «Как растёт лес»
Данная работа включает в себя знания по биологии, соответствует требованиям, предъявляемым к написанию работы. В ней присутствует краткое введение в тему, рассматривается её актуальность. Сформулирована цель, определены объект, предмет и методы исследования.
Во введении работы дается обоснование актуальности выбранной темы учащейся.
В основной части собран информационный материал об основной лесообразующей породе Кулебакского района. Изучила технологию выращивания деревьев и кустарников разных видов в теории и на практике. Провела анкетирование среди обучающихся, учителей и сотрудников школы. Это развивает исследовательские и коммуникативные умения, формирует навыки самостоятельной работы с научной литературой, развивает познавательную активность. Подход ребёнка к работе не формальный, а творческий.
Рецензент: учитель биологии Рубцова М.М.
1 А.И. Колесников «Декоративная дендрология» Стр. 27
2 Там же, стр.18