Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 2»
Исследовательская работа
Как выучить таблицу умножения
Направление «Юный математик»
Выполнил: Власов Никита,
ученик 3 «б» класса
Руководитель: Жаркова М. С.,
учитель начальных классов
г. Семенов 2019г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава I. | Таблица умножения и способы ее запоминания…………………………..5 | |
1.1. | Что такое таблица умножения?......................................................................5 | |
| | |
1.2. | Кто такой Пифагор? ………………………………….. ………….………..6 | |
1.3. 1.4. | Роль таблицы умножения в жизни человека……………………………….8 Способы запоминания таблицы умножения………………………………..9 | |
Глава II. | Практическая часть работы…………………………………………………12 | |
2.1. | Анкетирование учащихся 3 класса………………………………….........12 | |
2. 2. | Эксперимент………………………………………………………………….14 |
| | |
Заключение…………………………………………………………………………………17 Список литературы…………………………………………………………………………18 Приложение………………………………………………………………………………….19 Приложение №1……………………………………………………………………………..19 Приложение №2……………………………………………………………………………..20 Приложение №3…………………….……………………………………………………….23 Приложение №4……………………………………………………………………………..24 Приложение №5……………………………………………………………………………..25 | |
|
|
Введение
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права,
Чтоб ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
С.Я. Марша
Каждый сталкивался в детстве с необходимостью учить таблицу умножения. У многих при этом возникают сложности, так как приходится в буквальном смысле зубрить, запоминать набор непонятных цифр.
Современные дети находятся в еще более сложной ситуации, они не понимают в чем смысл запоминания большого количества цифр, когда есть калькулятор или компьютер. Мне стало интересно, кто придумал эту таблицу? Существуют ли какие-нибудь способы умножения?
Во втором классе мне и моим сверстникам предстояло выучить таблицу умножения на "зубок". Если ученик не сможет усвоить таблицу умножения сразу, то в будущем он может столкнуться с определенными сложностями, так как от прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных предметов.
У многих ребят и у меня возникли проблемы с самого начала. Учитель и родители старались помочь нам заучить таблицу, но все равно не у всех получалось ее запомнить.
Я предположил, если при заучивании таблицы умножения использовать необычные способы запоминания, то усвоение таблицы будет легким, быстрым и качественным.
И решил провести свое исследование в этой области.
Объект исследования: таблица умножения.
Предмет исследования: Способы для быстрого и прочного запоминания таблицы.
Цель работы: изучить способы запоминания таблицы умножения, выявить наиболее эффективный из них.
Задачи исследования:
1.Изучим историю создания таблицы умножения из различных источников.
2.Проведём анкетирование среди учащихся 3-4 классов по теме.
3.Поработаем в группах и исследуем способы для быстрого и прочного запоминания таблицы умножения.
Практическое значение:
Методы исследования:
Глава 1. Таблица умножения и способы ее запоминания.
-
Что такое таблица умножения?
Таблица умножения или другое название этого учебного объекта звучит как таблица Пифагора. Впервые таблица Пифагора появилась в сочинении Никомаха Геразского(1-2 вв.н.э.) «Введение в арифметику» Ещё более древние таблицы умножения обнаружены на месопотамских глиняных табличках - их «возраст» около 5 тысяч лет.
Таблица Пифагора представляет собой цифры, составленные в столбцы от 1 до 10. В первой строке то же самое число, а остальные строки и столбцы- это произведение этих чисел. Древнегреческая запись десятичных чисел и современная модель таблицы умножения существенно отличаются друг от друга. К отличиям можно отнести использование и неиспользование 0. Цифры- буквы от 1 до 9 не используются для обозначения полных десятков, полных сотен и полных тысяч. Они обозначаются собственными буквами. Использовались 24 буквы из греческого алфавита и 3 архаические буквы финикийцев 6=вау, 90=копа, 900=сампи. Таблицу Пифагора можно расширять вправо и вниз до бесконечности, соблюдая единственное условие: каждое число таблицы есть произведение номера строки и номера столбца, в которых оно стоит. Расширенные таблицы существуют давно. Так, например, в первой печатной математической книге на русском языке( Москва 1682год) имеется таблица умножения чисел от 1х1 до 100х100.
-
Кто такой Пифагор?
Пифагор, прежде всего - это мудрец и философ. (Приложение №1) Точной даты рождения Пифагора не знает никто, но исторические исследователи датируют это событие приблизительно 580 годом до нашей эры.
Будущий математик и философ уже в детстве проявлял большую способность к наукам. Он с ранних лет стремится узнать, как можно больше. У опытных наставников Пифагор изучал геометрию и астрономию, музыку и живопись. Особенное внимание он уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей.
Число для Пифагора было и материей, и формой всего мира, поэтому естественные явления объяснялись с помощью чисел. Утверждение «Всё есть число, числа правят миром!» принадлежит самому Пифагору. Пифагор придавал числам мистические свойства, считал, что числа правят миром. Философ считал и саму таблицу умножения отображением вселенной, где угадывается за закономерностью чисел ровный строй планет и скоплений звезд, где угадывается гармония космоса и слышится божественная музыка.
Изначально Пифагором таблица заполнялась не теми цифрами, которые мы привыкли видеть, а греческими числами ионийской нумерации
α β γ δ ε ζ ξ η θ ι - Цифры греческой ионийской нумерации.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - цифры, которыми мы сегодня привыкли пользоваться.
Таблица умножения скрывает в себе много замечательных математических закономерностей, поиск которых способен превратиться в увлекательное занятие, сулящее немало сюрпризов. Что представляет собой таблица Пифагора?
Таблица Пифагора являет собой таблицу умножения, изображенную в виде квадрата. Этот квадрат поделен на строки и столбцы. В верхней строке и крайнем левом столбце записываются натуральные числа в том порядке, в котором они идут. В ячейке, расположенной на пересечении строки и столбца, пишется произведение соответствующих чисел.
1.3. Роль таблицы умножения в жизни человека.
Каждый человек в своей жизни пользуется таблицей умножения, часто даже не замечая этого. В некоторых ситуациях приходится не только умножать, но и пользоваться обратным действием - делением.
Вот несколько примеров тех жизненных ситуаций, где человек использует таблицу умножения:
1.В изучении многих школьных предметов (математика, алгебра, геометрия, физика, химия, черчение и др.)
2.В профессиональной деятельности (инженер, плотник, столяр, продавец, учитель, строитель и т.д.)
3. В быту:
-
определение площадей комнат в квартире
-
расчет материалов для ремонта стен, потолков, полов (количество необходимого количества обоев, краски)
-
оплата коммунальных услуг
-
расчет стоимости покупки в магазине и т.д.
1.4. Способы запоминания таблицы умножения.
Литературный способ.
Человеческая память уникальна. Возможно, слова в рифму, кому то, будет гораздо проще запомнить, чем просто цифры. В этом нам помогут стихи А. Усачёва, М. Казариной и других авторов. (Приложение №2)
Музыкальный способ.
Многим этот способ покажется интересным, ведь с музыкой всегда веселей. Можно скачать музыкальную таблицу умножения на телефон и слушать когда гуляешь, а можно и на диск и делать под неё зарядку. Такую музыкальную таблицу легко найти в интернете. Есть разные песенки, такие как предлагает Л.А. Яртова подойдут девочкам (они более мягкие и нежные), а есть и для мальчиков в виде рока от Бастиона.
Игры – тренажеры.
Игра – это самый лёгкий способ повторения таблицы умножения.
Одной из наиболее известных игр считается игра в карточки. Суть данной игры заключается в том, что ученик в случайном порядке достаёт карточку из общей стопки и видит на ней пример без ответа. Если он может дать правильный ответ, то карточка выбывает из игры. А если ответ не найден, то карточка вновь возвращается в общую стопку, и может быть опять же вытянута.
Так же в интернете есть много игр – тренажеров, которые помогают повторить и запомнить.
Начинать играть следует поэтапно, в зависимости от выученного материала.
Секреты таблицы умножения.
Умножение на 1 – в результате всегда даёт то же самое число, которое необходимо умножить. Например: 1*1=1; 2*1=2 и т.д.
Точно также и на 10 . Это тоже самое число, только к нему нужно приписать нолик. Например: 1*10=10; 2*10=20; 3*10=30 и так далее.
Чтобы получить произведение числа 2 , надо второй множитель увеличить на столько же. Например: 2*4=8 4+4=8
2*6=12 6+6=12
На 3. Если разобрать на три столбика, можно проще запомнить
0 1 2
3*1=_3 3*4=12 3*7=21
3*2=_6 3*5=15 3*8=24
3*3=_9 3*6=18 3*9=27
На 4 и 8, тоже просто. Значение произведений чисел на 4 в два раза больше произведений тех же чисел на число 2. Значение произведений чисел на 8 в два раза больше произведений тех же чисел на число 4. Примеры:
2*2=4 (4+4) 4*2=8 (8+8) 8*2=16
2*3=6 (6+6) 4*3=12 (12+12) 8*3=24
Секрет на 5. Произведения заканчиваются цифрами 5 и 0.
Если второй множитель чётный, то произведения заканчиваются на 0. Пример: 5*6=30
Если второй множитель нечётный, то произведения заканчиваются цифрой 5. Пример: 5*7=35.
А цифра в разделе десятков может быть получена представлением второго множителя в виде суммы одинаковых чисел, одно из которых берём в десяток, если есть остаток, его надо отбросить. Примеры: 5*4=20 4=2+2
5*7=35 7=3+3+1
5*8=40 8=4+4
5*9=45 9=4+4+1
Умножение на 9 можно использовать пальчиковым способом. Положите руки ладонями на стол и мысленно пронумеровать пальцы от мизинца левой руки до мизинца правой (мизинец левой руки – 1, безымянный левой руки – 2 и так до мизинца правой руки, который, соответственно, будет – 10) ( Приложение №3). Теперь можно проверить, допустим, умножаем 9*4:
Загните палец, которому был присвоен порядковый номер 4 (это будет указательный палец левой руки); пальцы, которые остались слева от загнутого, обозначают десятки (у нас это мизинец, безымянный и средний – 3 пальца, т.е. 3 десятка, 30);
Пальцы, которые остались справа от загнутого, - это единицы. У нас справа остались 1 палец левой руки + 5 пальцев правой руки – итого 6 пальцев, 6 единиц;
3 десятка (30) + 6 единиц (6) = 36. Это произведение 9 и 4.
Точно также можно умножить 9 на любое число до 10.
Большую часть примеров мы уже выучили и устрашающие 7*4 – это то же самое, что и уже изученное 4*7. Поменяв местами множитель, можно вспомнить, чему равно произведение. А значит, остается запомнить всего лишь 10 примеров:
6*6=36 7*7=49 8*8=64 9*9=81
6*7=42 7*8=56 8*9=72
6*8=48 7*9=63 6*9=54
Глава 2 Практическая часть работы.
-
Анкетирование учащихся 3 класса.
Для исследования проблемы запоминания таблицы умножения у детей выбраны ученики третьего класса. С ними проведена анкета. (Приложение №4)
Цель – выявить существование у одноклассников проблем с запоминанием таблицы умножения.
В анкете приняло участие 23 человека.
Результаты анкетирования.
-
22 ученика 3 класса считают, что знание таблицы умножения необходимо современному человеку. Один одноклассник считает, что дети должны учить таблицу умножения только по своему желанию.
-
6 человек утвердительно отметили, что знают таблицу умножения. 15 одноклассников признались, что до сих пор ошибаются в некоторых случаях умножения. И только два ученика согласились с тем, что таблицу умножения они не знают.
-
Время заучивания таблицы умножения.
1 месяц | 2-3 месяца | год | другое время |
10 человек | 7 человек | 2 человека | 4 человека |
На 2 | На 3 | На 4 | На 5 | На 6 | На 7 | На 8 | На 9 |
2 чел. | 0 чел. | 1 чел. | 0 чел. | 3 чел. | 3 чел. | 8 чел. | 3 чел. |
Трое детей из класса испытывали трудности в заучивании таблицы умножения на несколько цифр сразу.
-
При заучивании таблицы умножения 19 учеников использовали зубрёшку. Восемь детей пользовались свойствами таблицы умножения. И один ученик запоминал таблицу с помощью игровых карточек.
-
Вопрос на знание эффективных способов заучивания таблицы умножения показал, что 5 учеников знают способы, помогающие лучше и быстрее выучить таблицу умножения. 18 детей слышали о данных способах заучивания таблицы умножения, но точно их не знают и не использовали в практике.
-
Из пяти человек, которые знают эффективные способы запоминания таблицы умножения, 3 человека отметили пальчиковый способ и 2 человека выделили игровые карточки.
Результаты анкетирования представлены в диаграммах (Приложение №5)
Таким образом, у учеников третьего класса существуют проблемы с запоминанием таблицы умножения. Многие учащиеся не знают способов запоминания таблицы.
-
Эксперимент.
В нашем классе есть ребята, которые затрудняются решать примеры на таблицу умножения. Данный вывод я сделал на основе наблюдения за одноклассниками на уроках математики. Именно они согласились помочь мне в моем исследовании и поучаствовать в эксперименте.
Цель – выяснить, какой из способов запоминания таблицы умножения – «зубрешка» или знание секретов таблицы – способствует наиболее быстрому и эффективному запоминанию таблицы умножения.
Длительность эксперимента – 20 дней.
В эксперименте приняли участие 8 человек нашего класса. Все участники были разделены на две группы по 4 человека.
В начале работы с учениками обеих групп проведена работа по проверке знания таблицы умножения.
Результаты предварительной проверки.
Группы | Выполнение работы |
Без ошибок | 1-5 ошибки | Половина работы | Меньше половины | Не выполнена |
Группа №1 | 0 чел. | 0 чел. | 1 чел. | 2 чел. | 1 чел. |
Группа №2 | 0 чел. | 0 чел. | 2 чел. | 1 чел. | 2 чел. |
Таким образом, все ученики имеют проблемы в знании таблицы умножения.
Основные ошибки.
Группы | На 0 | На 1 | На 2 | На 3 | На 4 | На 5 | На 6 | На 7 | На 8 | На 9 | На 10 |
Группа №1 | 0 чел. | 0 чел. | 1 чел. | 2 чел. | 1 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 3 чел. | 0 чел. |
Группа №2 | 0 чел. | 0 чел. | 0 чел. | 1 чел. | 1 чел. | 2 чел. | 3 чел. | 4 чел. | 4 чел. | 3 чел. | 0 чел. |
Больше ошибок допущено ребятами на знание таблицы умножения на 5,6,7,8 и 9. Существуют пробелы в знаниях таблицы на 2 и 3.
Описание эксперимента. Ребятам группы №1 раз в два дня давалось задание «выучить по слолбику из таблицы умножения».
С ребятами из группы №2 мы встречались каждые два дня, изучали секреты таблицы умножения и проводили практические работы по решению таблицы умножения с применение одного из «секретов».
Через 20 ней все 8 человек приняли участие в итоговом срезе на знание таблицы умножения.
Длительность работы учащихся 40 минут.
Результат получился следующим:
Группы | Выполнение работы |
Без ошибок | 1-5 ошибки | Половина работы | Меньше половины | Не выполнена |
Группа №1 | 0 чел. | 1 чел. | 2 чел. | 1 чел. | 0 чел. |
Группа №2 | 1чел. | 2 чел. | 1 чел. | 0 чел. | 0 чел. |
Основные ошибки.
Группы | На 0 | На 1 | На 2 | На 3 | На 4 | На 5 | На 6 | На 7 | На 8 | На 9 | На 10 |
Группа №1 | 0 чел. | 0 чел. | 0 чел. | 1 чел. | 1 чел. | 2 чел. | 1 чел. | 2 чел. | 2 чел. | 3 чел. | 0 чел. |
Группа №2 | 0 чел. | 0 чел. | 0 чел. | 0 чел. | 1 чел. | 1 чел. | 1 чел. | 1 чел. | 1 чел. | 0 чел. | 0 чел. |
Таким образом, результаты итогового среза показали:
-
Повысилось качество работ учащихся обеих групп.
-
При сравнении качества работ выяснилось, что ребята группы №2 выполнили работы лучше, чем группа №1.
-
Количество ошибок в работе снизилось у ребят обеих групп.
-
У ребят группы №2 наблюдался меньший диапазон в ошибках.
Из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том, что процесс изучения и запоминания таблицы умножения наиболее эффективен в случае знания и использования основных свойств таблицы умножения.
Заключение.
Таблица умножения является обязательной для изучения, это азы математики и мы на подсознательном уровне ежедневно используем её, даже не замечая этого. Она помогает избежать долгих и кропотливых вычислений. С ее помощью можно легко и быстро рассчитать то, что нам нужно, не складывая при этом чисел. Ведь в таких длинных вычислениях можно запутаться, а мы все знаем, что математика, наука точная и ошибок не терпит.
В своём исследовании мне удалось достигнуть поставленной цели.
Была изучена история создания таблицы умножения, проведена работа с учащимися класса по улучшению знаний таблицы, выявлен наиболее эффективный способ запоминания умножения.
Гипотеза моего исследования подтвердилась: действительно, если при заучивании таблицы умножения использовать необычные способы запоминания, то усвоение таблицы будет легким, быстрым и качественным.
Результатом моей работы стало не только выявление эффективного способа запоминания таблицы умножения и помощь классному руководителю в работе с отстающими учениками, но и разработка и оформление плаката «Секреты таблицы умножения». Данное наглядное пособие станет хорошим помощником в запоминании таблицы умножения и для педагога, и для детей.
Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодиться.
И недаром названа
УМНОжением она!
Список литературы.
-
Бурмистренко Т.Н. Как выучить ребенку таблицу умножения легко и быстро.
-
Дорофеева В.Г. Запоминаем таблицу умножения / Г.В. Дорофеева // В помощь младшему школьнику. - М.: Эксмо, 2011.
-
Казарина М. « Таблица умножения»
-
Собакин Т. «Таблица умножения»
-
Усачёв А. «Таблица умножения в стихах» АСТ Астрель, 2009
-
Интернет источники
http://pedsovet.su/-шаблон презентации
http://kira-scrap.ru/- клипарты
Приложение №1.
Фото Пифагора Самосского
Приложение №2.
АНДРЕЙ УСАЧЕВ( Таблица умножения в стихах )
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать все целый час.
Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодиться.
И недаром названа
УМНОжением она!
1х1=1
Один пингвин гулял средь льдин.
Одиножды один – один.
1х2=2
Один в поле не воин.
Одиножды два – двое.
2х2=4
Два атлета взяли гири.
Это: дважды два – четыре.
2х3=6
Сел петух до зари
На высокий шест:
–Кукареку!.. Дважды три,
Дважды три – шесть!
2х4=8
В пирог вонзилась пара вилок:
Два на четыре – восемь дырок.
2х5=10
Двух слонов решили взвесить:
Дважды пять – получим десять.
То есть весит каждый слон
Приблизительно пять тонн.
2х6=12
Повстречался с раком краб:
Дважды шесть – двенадцать лап.
2х7=14
Дважды семь мышей –
Четырнадцать ушей!
2х8=16
Осьминоги шли купаться:
Дважды восемь ног – шестнадцать.
2х9=18
Вы видали подобное чудо?
Два горба на спине у верблюда.
Стали девять верблюдов считаться:
Дважды девять горбов –
Восемнадцать!
2х10=20
Дважды десять – два десятка!
Двадцать, если скажем кратко.
3х3=9
Кофе пили три букашки
И разбили по три чашки.
Что разбито, то не склеить…
Трижды три – выходит девять.
3х4=12
Целый день твердит в квартире
Говорящий какаду:
– Трри умножить на четыре,
Трри умножить на четыре,
Трри умножить на четыре…
Двенадцать месяцев в
году.
3х5=15
Школьник стал писать в тетрадь:
Сколько будет «трижды пять»?..
Приложение №2.
Был он страшно аккуратен:
Трижды пять –пятнадцать пятен!
3х6=18
3х7=21
Стал Фома оладьи есть:
Восемнадцать – трижды шесть.
Трижды семь – двадцать один:
На носу горячий блин.
3х8=24
Прогрызли мыши дыры в сыре:
Трижды восемь – двадцать четыре.
3х9=27
Трижды девять – двадцать семь.
Это нужно помнить всем.
3х10=30
Три девицы под окном
Наряжаются тайком.
Перстни мерили девицы:
Трижды десять – будет тридцать.
4х4=16
Четыре милых свинки
плясали без сапог:
Четырежды четыре –
шестнадцать голых ног.
4х5=20
Четыре учёных мартышки
Ногами листали книжки...
На каждой ноге – пять пальцев:
Четырежды пять – двадцать.
4х6=24
Шла на парад Картошка-в-мундире:
Четырежды шесть – двадцать четыре!
4х7=28
Цыплят считают под осень:
Четырежды семь – двадцать восемь!
4х8=32
4х9=36
У Бабы Яги сломалась ступа:
Четырежды восемь – тридцать два зуба!
Беж жубов ей нечем есть:
–Четырежды девять – тридцать шешть!
4х10=40
Гуляли сорок сорок,
Нашли творожный сырок.
И делят на части творог:
Четырежды десять – сорок.
5х5=25
5х6=30
Вышли зайцы погулять:
Пятью пять – двадцать пять.
Забежала в лес лисица:
Пятью шесть – выходит тридцать.
5х7=35
Пять медведей из берлоги
Шли по лесу без дороги –
За семь верст кисель хлебать:
Пятью семь – тридцать пять!
5х8=40
Влезть сороконожке
трудно на пригорок:
Утомились ножки –
пятью восемь – сорок.
5х8=40
5х9=45
Встали пушки на пригорок:
Пятью восемь – вышло сорок.
Пушки начали стрелять:
Пятью девять – сорок пять.
5х9=45
Приложение №2.
Если лаптем щи хлебать:
Пятью девять – сорок пять...
Будет этот лапоть
Вам на брюки капать!
5х10=50
Рыли грядку кабачков
Пять десятков пятачков.
И хвостов у поросят:
Пятью десять – пятьдесят!
6х6=36
Шесть старушек пряли шерсть:
Шестью шесть – тридцать шесть.
6х6=36
6х7=42
Шесть сетей по шесть ершей–
это тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь – сорок два.
6х8=48
6х9=54
Бегемоты булок просят:
шестью восемь – сорок восемь...
Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет –
Пятьдесят четыре.
6х10=60
Шесть гусей ведут гусят:
Шестью десять – шестьдесят.
7х7=49
Дураков не жнут, не сеют.
Сами нарождаются:
Семью семь – сорок девять...
Пусть не обижаются!
7х8=56
Раз олень спросил у лося:
– Сколько будет семью восемь?
Лось не стал в учебник лезть:
– Пятьдесят, конечно, шесть!
7х9=63
У семи матрешек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек–
Шестьдесят три.
7х10=70
Учат в школе семь лисят –
Семью десять – семьдесят!
8х8=64
Пылесосит носом
Слон ковры в квартире:
Восемь на восемь –
Шестьдесят четыре.
8х9=72
Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять – семьдесят два.
8х10=80
Самый лучший в мире счет
Наступает в Новый год...
В восемь рядов игрушки висят:
Восемью десять – восемьдесят!
9х9=81
Свинка свинёнка решила проверить:
– Сколько получится девять на девять?
– Восемьдесят – хрю- один!–
Так ответил юный свин.
9х10=90
Невелик кулик, а нос-то:
девятью десять – девяносто.
10х10=100
На лугу кротов десяток,
Каждый роет десять грядок.
А на десять десять – сто:
Вся земля как решето!
Приложение №3.
Таблица умножения на пальцах.
Приложение №4.
Анкета для учащихся 3классов.
1. Необходимо ли современному человеку хорошо знать таблицу умножения?
а) да б) нет в) другое:____________
2. Знаете ли Вы таблицу умножения?
а) да б) нет в) до сих пор ошибаюсь в некоторых случаях.
3. Вспомните, как долго Вы учили таблицу умножения?
а) 1 месяц б) 2-3 месяца в) год г) другое : ___________
4. Испытывали ли Вы трудности при заучивании таблицы умножения?
а) да б) нет
5. Таблица умножения на какую цифру Вам давалась труднее всего?
а) на 2 б) на 3 в) на 4 г) на 5 д) на 6 е) на 7 ж) на 8 з) на 9
6. Какие способы Вы применяли при заучивании таблицы?
а) зубрежка б) свойства таблицы в) другое:______________
7. Знаете ли Вы способы эффективного заучивания таблицы умножения?
а) да б) нет
8. Какой способ?
____________________________________________________________
Приложение №5.
Результаты анкетирования учащихся 3 класса.
20