Таблица умножения и способы ее запоминания
Работу выполнила
ученица 3А класса
Бивол Дарья
Руководитель: Максимова О.В .
Во втором классе мы приступили к изучению таблицы умножения. Да и каждый человек изучает в школе таблицу умножения. Многие годы таблица умножения смотрит на нас с обложки тетради в клеточку. А триста лет назад в Англии человек, знающий таблицу умножения, уже считался учёным человеком. Кто придумал, открыл для нас эту таблицу? Какова история возникновения таблицы умножения? Кто первым расположил в такой последовательности числа? Знают ли современные школьники таблицу умножения? Нужна ли она в современном мире? Как помочь школьникам в запоминании таблицы умножения? Эта проблема актуальна для всех третьеклассников. Ведь от прочного усвоения таблицы умножения зависит дальнейшее успешное изучение всех школьных дисциплин.
Цель: доказать путём исследования, что при использовании различных способов запоминания таблицы умножения, выучить её можно гораздо легче и быстрее, чем без них.
Задачи:
- Собрать информацию по теме исследования.
- Провести анкетирование
- Подобрать игры на запоминание таблицы умножения и предложить их одноклассникам.
Придумать и изготовить свою игру на запоминание таблицы умножения.
Гипотеза: таблицу умножения легче запомнить, применяя разнообразные приёмы и игры.
Практическое значение:
Материалы проекта могут быть использованы на уроках математики, а также помогут учащимся начальной школы учить или повторять таблицу умножения.
Для того, чтобы начать свое исследование, я отправилась в библиотеку. Там я нашла и прочитала много интересных фактов о таблице умножения.
Таблица умножения —таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках таблицы находятся их произведения
.
5х3=5+5+5
С таблицей умножения связано много интересных фактов. Среди них стоит выделить следующее:
1. Самым вероятным автором этой методики считается древнегреческий ученый Пифагор.
2. Древние таблички с элементами такой системы удалось отыскать в Древнем Китае. Они датируются восьмым веком.
3. Существует версия, что пользоваться таким способом начали еще 4 тысячи лет назад. Это произошло в Месопотамии.
4. В 493 году ученый Викторий Аквитанский придумал систему, которая состояла из 98 столбцов. Она позволяла умножать числа от 2 до 5.
5. В индийских школах эта система заканчивается на 20, а в английских – на 12.
6. Появление арабских цифр в европейских странах упростило процедуру умножения. Благодаря этому появилась возможность осуществлять более сложные вычисления. До 13 века в Европе применялись римские цифры.
7. В римских школах табличку было принято учить хором на распев. Сегодня такая практика не используется.
Способы запоминания таблицы умножения
1 . Литературный способ
Человеческая память уникальна. Возможно, слова в рифму, кому то, будет гораздо проще запомнить. Например стихи С.Я. Маршака и других авторов
2 . Музыкальный способ
Многим этот способ покажется интересным, ведь с музыкой всегда веселей. Можно скачать музыкальную таблицу умножения на телефон и слушать когда гуляешь, а можно и на диск и делать под неё зарядку. Такую музыкальную таблицу легко найти в интернете. Есть разные песенки, такие как предлагает Л.А. Яртова подойдут девочкам (они более мягкие и нежные), а есть и для мальчиков в виде рока от Бастиона.
3. Игры – тренажеры
Игра – это самый лёгкий способ повторения таблицы умножения. Одной из наиболее известных игр считается игра в карточки. Суть данной игры заключается в том, что ученик в случайном порядке достаёт карточку из общей стопки и видит на ней пример без ответа. Если он может дать правильный ответ, то карточка выбывает из игры. А если ответ не найден, то карточка вновь возвращается в общую стопку, и может быть опять же вытянута. Так же в интернете есть много игр – тренажеров, которые помогают повторить и запомнить.
4. Секреты таблицы умножения
Математика – это точная наука, поэтому необходимо запоминать все правила. Одно из них: умножение на 1 – в результате всегда даёт то же самое число, которое необходимо умножить. Например: 1*1=1; 2*1=2
Точно также и на 10 . Это тоже самое число, только к нему нужно приписать нолик. Например: 1*10=10; 2*10=20
Чтобы получить произведение числа 2 , надо второй м ножитель увеличить на столько же. Например: 2* 4 =8 4+4 =8 2* 6 =12 6+6 =12
.
На 3 . Если разобрать на три столбика, можно проще запомнить
0 1 2
3*1=_3 3*4=12 3*7=21
3*2=_6 3*5=15 3*8=24
3*3=_9 3*6=18 3*9=27
Секрет на 5. Произведения заканчиваются цифрами 5 и 0.
Если второй множитель чётный, то произведения заканчиваются на 0.
Пример: 5*6=30
Если второй множитель нечётный, то произведения заканчиваются цифрой 5. Пример: 5*7=35.
.
При умножении на 9 можно пользоваться пальчиковым способом. Положите руки ладонями на стол и мысленно пронумеровать пальцы от мизинца левой руки до мизинца правой (мизинец левой руки – 1, безымянный левой руки – 2 и так до мизинца правой руки, который, соответственно, будет – 10)
Большую часть примеров мы уже выучили и устрашающие 7*4 – это то же самое, что и уже изученное 4*7. Поменяв местами множитель, можно вспомнить, чему равно произведение. А значит, остается запомнить всего лишь 10 примеров:
6*6=36 7*7=49 8*8=64 9*9=81
6*7=42 7*8=56 8*9=72
6*8=48 7*9=63
6*9=54
Для того чтобы выяснить, трудно ли далось заучивание таблицы умножения нашим одноклассникам и ребятам из параллельного класса мы провели анкетирование. Всего в анкетировании участвовало 43 учащихся 3-го класса.
Ребятам были предложены такие вопросы.
- Ты знаешь всю таблицу умножения?
- Долго учил(а) таблицу умножения?
- Таблица умножения сложная для тебя?
- Когда ты выполняешь домашнее задание, ты подглядываешь в таблицу умножения?
- Хотел(а) бы знать таблицу на «5»?
Заключение.
Таблица умножения возникла из практических нужд человека. Её знание требуется абсолютно везде: в быту, для учёбы, на работе. Таблицу умножения просто невозможно обойти стороной. Дальнейшее успешное обучение прямиком и полностью зависит от того, как мы выучим её. Так почему бы нам просто не сделать запоминание таблицы умножения лёгким и весёлым?
Проведя нашу исследовательскую работу, мы убедились в том, что заучивание таблицы умножения может быть лёгким и интересным. Применяя различные способы заучивания и комбинируя их, можно легко и и быстро ее выучить.
Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права,
Чтоб ни случилось в мире,
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
(С.Я. Маршак “Дважды два”)
Спасибо за внимание!