СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Какова роль и место образа собаки в различных видах искусства"?

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эту работу можно использовать на уроке изобразительного искусства, литературе, окружающем мире, классном часе, внеклассном мероприятие.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Какова роль и место образа собаки в различных видах искусства"?»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 211 имени Л.И. Сидоренко

г. Новосибирска









Исследовательская работа:

Какова роль и место образа собаки в различных видах искусства?

Секция «Мировая художественная культура»









Работу выполнил:

Кунгурцев Максим

ученик 4«Б» класса

МАОУ СОШ № 211

имени Л.И. Сидоренко



Руководитель:

Васильева Елена Михайловна учитель начальных классов

высшей квалификационной категории























Новосибирск, 2018

Содержание



1. Введение 2

2. Теоретическая часть 4

2.1. Собаки в живописи 4

2.2. Собаки в архитектуре 6

2.3. Собаки в литературе 8

2.4. Собаки в мифологии 9

2.5. Собаки на фотографиях и марках 10

2.6. Собаки в аксессуарах и интерьере 11

3. Заключение 11

4. Список использованных источников 14

Презентация





























1.Введение



Для исследования нами была выбрана тема: «Какова роль и место образа собаки в различных видах искусства?». Прежде, чем анализировать роль и место собаки в разных сферах искусства, необходимо ознакомиться с основными понятиями и терминами этой сферы.

О. Ожегов считает, что искусство – это самое дело, требующее умения, мастерства; умение, мастерство, знание дела [7]. А по словарю И. Ушакова, искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах [9].

Одно из значений понятия «культура», которое наиболее подходит в данном случае, дали социологи В. И. Добреньков и А. И. Кравченко – «культура» - это совокупность традиций обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра» [4]. А, по мнению С. Фролова (словарь ключевых социологических терминов), культура представляет из себя некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующими поколениями [10].

По словарю О. Ожегова, живопись – это произведения этого искусства. По словам В. Даля живопись представляет из себя вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность [7].

Архитектура – это, по словарю О. Ожегова, искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество; стиль постройки; здания, сооружения. По словарю В. Даля, архитектура – это зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей.

По словам И. Ушакова, мифология – это фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований – мифов. По мнению О. Ожегова, мифология представляет собой совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы [9].

Аксессуар – это, по мнению И. Ушакова, украшение, маленькая красивая деталь, придающая одежде, интерьеру или чему-либо другому изящность, законченность [9].

Искусство, как неотъемлемая часть культуры, хранит и передаёт культурные ценности через творческое отражение действительности.

Гипотеза: если учесть, что культура – это отражение действительности, то собаке должно быть отведено весьма почётное место в различных направлениях искусства.

Актуальность темы моей работы определяется тем, что в настоящее время собаки выражают всю силу привязанности и признательности людей к представителям животного мира. Я очень люблю собак. 2018 год по восточному календарю- жёлтой собаки. Поэтому я взялся за такую работу.

Цель работы: изучить роль и место образа собаки в различных видах искусства.

Задачи:

- изучить образы собак в живописи ;

- раскрыть образ собаки в архитектуре;

- рассмотреть как представлены собаки в литературе;

- изучить образы собак в мифологии;

- рассмотреть какие собаки изображены на фотографиях и марках;

- представить образ собак в аксессуарах и интерьере.

2. Теоретическая часть

2.1. Собаки в живописи

Животные в живописи, в графике вызывают такой же интерес у зрителей, как портреты известных людей. И это не случайно. Более 30 тысяч лет назад люди начали изображать на скалах животных (слайд 3) – с этого началось мировое искусство. Уходит корнями в глубокое прошлое и традиция сохранять на память изображения домашних животных, а также животных и птиц, считавшихся священными.

До нас дошли барельефы собак Древнего Египта, керамика с рисунками собак Древней Греции и Древнего Рима (слайд 4).

В период Средневековья основой европейской живописи были религиозные сюжеты. Мохнатые любимцы крайне редко изображались на полотнах, не играя в композиции существенной роли.

Бытовые сюжеты, а вместе с ними и собаки, появляются на картинах эпохи Возрождения (слайд 5).

У художника Ван Дейка, на его картине «Дети Карла 1» рядом с королевскими детьми сидит их верный телохранитель, друг - огромный мастиф, размером с хорошего теленка.

Бартоломе Эстебан Мурильо - знаменитый испанский живописец в своих картинах тоже изображал собаку, как друга человека. На известной картине «Мальчик с собакой» именно разговор, общение ребенка и собаки представляет собой главную тему картины. Сама собака играет подчиненную роль и явно не доминирует в картине.

А вот англичанин Джон Вуттон (слайд 6) находил в собаках источник вдохновения. На его картинах люди зачастую выглядят неким добавочным атрибутом к животным, а то и не появляются вовсе.

В 19 веке активно обсуждалась тема наличия разума и высших психических способностей у животных (слайд 7), и английский художник Эдвин Ландсир, вполне в духе философии своего времени, изображал их наделенными разумом и почти человеческими эмоциями.

Эту же тенденцию мы можем увидеть и в работах английского художника Джона Эммса. Я имею в виду тенденцию изображения животных, переживающих почти человеческие чувства. Его знаменитая картина «Фоксхаунды и терьер на конюшне» - яркий тому пример.

Одновременно в искусстве становится все более и более популярной тема детей и животных. Появляются художники, всё творчество которых посвящено сценам из домашней жизни. Манера изображения становится сентиментальной, призванной вызывать умиление. Например, Артур Джон Элсли (слайд 8) изображал собак незатейливо, в сценах из жизни детей. Его полотна с незатейливыми сюжетами, милыми, узнаваемыми героями и их очаровательными питомцами при жизни художника стали сверхпопулярны: многие картины тиражировались с помощью репродукций, их публиковали в качестве календарей, использовали в журналах, на открытках и приглашениях.

Русские художники классической школы подарили миру множество драгоценных полотен, на которых запечатлены собаки-охотники, собаки-пастухи, собаки-компаньоны (слайд 9).

Особенно выделяются сцены, изображающие русскую псовую охоту, которая в то время была важной частью жизни дворянства.

В Третьяковской галерее хранится не вполне оконченное мрачное полотно Павла Федотова «Анкор, еще анкор»! – одна из самых пронзительных и впечатляющих картин, где в центре внимания оказывается собака. Скучающий офицер, служащий где-то в глубинке Российской Империи, убивает смертную скуку тем, что заставляет собаку прыгать через палку туда-сюда. Эта картина стала синонимом грустного и жестокого унижения, к которому приходят люди, облеченные властью над животными, но сходящие с ума от одиночества и безвыходности.

Только с XIX века в русской живописи начинают появляться портреты собак самих по себе (слайд 10) – настолько же тонкие и психологичные, насколько может быть внутренний мир верного четвероногого друга.

Вывод:

Изображение собак можно встретить в течение всего человеческого существования: от периода наскальных рисунков, до наших дней. Но на разных территориях и в разные времена к собакам относились по-разному. Например: когда в Древнем Египте процветало язычество, египтяне покланялись Анубису, то в Европе к собакам относились равнодушно. Это все отражено как в сфере живописи, так и в искусстве в целом.

С течением всего времени собаки показывали себя в героических поступках, но большинство людей не видели этого, а жестко эксплуатировали в хозяйстве, позже начали обращаться с ними мягче и полюбили. Изображение собаки в живописи можно объяснить тем, что собака использовалась, как символ преданности и как усилитель статуса короля или чиновника.

Социальность собак и особая близость к людям привели к сатирическим изображениям, а также заметному гармоничному телосложению собаки.

В наши дни через образ собаки высмеивают сатирические или отрицательные качества людей, создают на них карикатуры.

2.2. Собаки в архитектуре

Тысячи лет собака заслуженно пользуется славой лучшего друга и помощника человека. Многие, очень многие знаменитые люди могли бы сказать про себя, что они с детства дружили с собаками, любили их. А.П. Чехов говорил: «Славный народ-собаки». В.В. Маяковский в шутку себя рисовал в виде большого нескладного щенка. «Исключительным животным» нарёк собаку гениальный русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов. Он же сказал, что собака вывела человека в люди.

В благодарность верным друзьям человека ставятся памятники, которые можно встретить в самых различных странах мира.

Наибольшую известность в России и в мире, конечно же, приобрел памятник лабораторной собаке (слайд 11), находящийся на территории парка Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. Создан памятник-фонтан был по замыслу академика И. П. Павлова. По его мысли, памятником было отмечено значение собаки, как основного объекта в проведении экспериментов по физиологии нервной деятельности.

Достаточно большое количество памятникам собакам поставлено в знак их преданности человеку.

На слайде 12 представлен «Памятник преданности» в г. Тольятти. Семь лет верный пес ждал своих погибших хозяев на улице города. Только через несколько месяцев грязного, ободранного пса заметили местные жители. Псу дали кличку Константин, что значит «постоянный», «верный». Все ждали, что еще немного - и пес забудет о случившемся. Но каждый день он снова и снова бросался на встречные автомобили. Причем выбирал именно вишневые «девятки», такие, какой был автомобиль хозяев. В 2001 году пес погиб под колесами автомобиля. В 2003 году на добровольные пожертвования ему был установлен памятник.

Памятник, по сути, не псу предназначен больше, а самим людям. Чтобы помнили, были преданными своим четвероногим друзьям.

В Шотландии есть памятник «Преданному Бобби». Он в течение 14 лет не покидал могилы своего хозяина и друга старого пастуха Джона Грея.

Есть еще памятник Биму из книги Г Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Так же похожий памятник установлен псу Хотико в Японии, который каждый день в течение 9 лет приходил на станцию и ждал своего хозяина профессора после его смерти до самых сумерек. А ночевал Хатико на крыльце своего родного дома, который был наглухо закрыт.

Собаки всегда были верными помощниками и полноценными членами воинских и полицейских подразделений и в спасательных командах.

На слайде 13 представлен памятник собакам-истребителям танков, установленный в г. Волгограде. В основу лёг подвиг 28 отдельного отряда собак-подрывников в подчинении 10 дивизии НКВД. Из 202 человек и 202 собак с августа по октябрь погибло 148 собак и 148 человек. Только 54 бойца осталось в живых вместе со своими четвероногими товарищами.

В 2005 году был открыт памятник самой маленькой и одной из самых известных собак  Второй мировой войны - йоркширскому терьеру Смоки.

Малышка помогала связистам при протягивании коммуникационного кабеля, помогал в госпиталях, развлекая раненых солдат.

Первой собакой побывавшей в космосе (1957 год) стала маленькая дворняжка по имени Лайка (слайд 14). Полет для Лайки закончился неудачно, она погибла на орбите, через несколько часов после запуска, от перегрева, но навсегда осталась в сердцах людей.

В Ижевске открыт памятник собаке-космонавту Звездочке. Звездочка была последней собакой-космонавтом, благополучно вернувшейся на Землю. После ее приземления 25 марта 1961 года было принято окончательное решение о полете первого человека в космос.

Собак часто используют в качестве поводырей для слепых людей. Собака-поводырь – это уже из памятников второй половины 20 века. Они представлены на слайде 15. Сама профессия эта была востребована временем и исключительными качествами собак. Именно эти собаки – разных пород – после специальной дрессировки помогут слепому аккуратно спуститься по лестнице, перейти улицу, не споткнуться о препятствия.

В Сиднее поставлен памятник собаке-поводырю Донне, она занесена в книгу рекордов Гиннесса, как самая долго живущая собака-поводырь. Она служила верой и правдой своему хозяину известному скульптору Джону Хогану.

Во всем мире есть множество необычных памятников собакам.

Например, в Краснодаре  есть  памятник влюбленным собакам (слайд 15).

Скульптор Валерий Пчелин говорит, что «две влюбленные собаки - жители «собачкиной столицы», как в своем стихотворении назвал Краснодар Владимир Маяковский. По его словам, памятник влюбленным собакам «сделан на радость людям», чтобы хмурый человек, увидев его, развеселился.

Идея создания памятника «Сочувствие» собрала вокруг себя многих известных людей, таких как Валентин Гафт, Александр Градский, Армен Джигарханян, Евгений Евтушенко, Фазиль Искандер, и других.

Выбор места установки памятника «Сочувствие» не случаен (в метро) - буквально в двух шагах от него в подуличном переходе станции «Менделеевская» была публично убита кухонным ножом собака Мальчик, любимица многих пассажиров и работников метрополитена.

Самый большой памятник был установлен в июле 1958 года в Токио ездовым собакам, оставленным на японской антарктической станции «Сёва» (слайд 16). Из-за тяжелых метеорологических условий, разразившегося шторма, спасти удалось только людей. А через год, на станцию прибыла очередная экспедиция. Её встретили две живые лайки. Они каким-то образом смогли освободиться от привязей и ровно год прожили на острове без людей. В Японии эту новость встретили с ликованием.

Вывод:

Вот такие трогательные и героические истории послужили тому, чтобы люди воздвигли памятники собакам и тем самым увековечили память о них. Также памятники ставились в честь любви к питомцу, его положительным качествам. И делается это и в настоящее время.

2.3. Собаки в литературе

В русской литературе 19-20 века собака существует в некоем условном обличии, без ссылок на породу или упоминаний о каких-то особенностях. Собака выступает всегда другом человека, описывается ее черта - верность человеку.

В басне И. А. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол» показана преданность собаки человеку. Проблема басни связана с нравственными ценностями: что такое предательство, кого можно назвать настоящим другом. В басне говорится о том, как Собака, Человек, Кошка и Сокол «поклялись однажды в дружбе вечной», но, когда на них напал медведь, Сокол улетел, Кошка убежала в лес. Они нарушили клятву, предав дружбу. И только Собака кинулась защищать Человека.

В произведении А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» образ собаки Сбогар говорит об определенной черте характера героя Алексея: его увлечении модной французской литературой.

С развитием литературы образ собаки становится более тонким. С помощью собаки писатели начинают показывать героя в действии, в поступках, в конечном счете, в судьбе. И первым это сделал И. С. Тургенев в своем бессмертном рассказе «Муму». Судьба немого Герасима оказалась тесно связанной с судьбой его единственного друга. Собаки. Гибель друга становится настоящим потрясением для героя, он совершает поступок - уходит из ставшего ему ненавистным дома барыни.

Постепенно в литературе складывается новая традиция в изображении собаки: собака как некое орудие судьбы, дающееся герою, чтобы проявить свою подлинную сущность. В этом ряду стоит и знаменитый рассказ А. Куприна «Белый пудель», с самопожертвованием ребенка ради собаки. Бродячая труппа циркачей и пудель Арто зарабатывают на жизнь уличными выступлениями. Когда зрители хотят купить собаку у хозяев, то получают категорический отказ, ведь друзей не продают.

Лидерство в изображении собак в художественных произведениях в конце 19 начале 20 века принадлежит, конечно, А. П. Чехову. Как подсчитано, в его произведениях действует 124 собаки. Одним из главных произведений Чехова в этом смысле стала «Каштанка». Это рассказ о собаке, страдающей от несовершенства между людьми. Автор наделяет собаку способностями размышлять и переживать, события и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного.

В 20 веке тема «братьев наших меньших» становится актуальной. В произведениях 20 века порой трудно отличить, о ком написано то или иное произведение. Человек и собака начинают существовать в литературе на равных.

Одним из писателей 20 века, который глубоко проник в трагедию собачьей жизни, стал Гавриил Николаевич Троепольский. Его произведение «Белый Бим Черное ухо». Это история преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Собаке приходится преодолеть множество препятствий, что бы вновь встретиться со своим хозяином.

Повесть Михаила Булгакова «Собачье Сердце» является образцом научно-фантастической литературы. В нем автор отразил свои идеи и убеждения по поводу того, нужно ли человеку вмешиваться в законы эволюции и к чему это может привести. Основой для развития сюжета в повести служит история эксперимента профессора Преображенского, решившего превратить бездомную дворнягу Шарика в человека. Проведя эксперимент над бродячим псом Шариком и превратив его в человека, он признает что его «новый человек» получился совсем никудышным, не подается воспитанию и учится только плохому. Затронутая Булгаковым тема, остается актуальной и в современной реальной жизни и никогда не перестанет тревожить умы ученых.

Вывод.

Как мы видим, образ собаки часто использовали поэты и писатели.

2.4. Собаки в мифологии

Обращение к образу собаки в мировой художественной культуре уходит корнями в глубокую древность. Собаки часто становились героями мифов и легенд. Разные народы относились к собакам по-разному: одни без зазрения совести в голодные годы употребляли в пищу своих четвероногих помощников, другие - им поклонялись и даже обожествляли. У каждого мифологического животного есть свой прототип, у каждого божества - свои заслуги перед народом, который поклонял­ся ему из страха или благодарно­сти (слайд 19).

В Древнем Египте встречаются божества с головой собаки. Их задача - бороться с чудовищами, уничтожать врагов света и охранять вход в священные места. Анубис, покровитель умерших, почитался в различных образах - черного шакала, дикой собаки Саб, в виде человека с головой шакала или собаки. Другое божество египетского пантеона, представлявшееся в облике собаки, был Тот - бог Луны, мудрости, письма и счета, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства.

В Древней Индии Индру, царя богов, сопровождает собака Сарама («быстрая»). Сарама - мать двух чудовищных псов, Шарбаров, охраняющих царство Ямы. Эти четырехглазые псы с широкими ноздрями, стражи и вестники Ямы, «царя мертвых», бродят среди людей, высматривая свою добычу - людей, которым суждено умереть.

В Древнем Иране есть предание, что на Древе Всех Семян сидит Сенмурв, священный пес Ахурамазды, покровитель зародышей и всходов. Он изображается крылатым и покрытым рыбьей чешуей, что символизирует господство в трех стихиях - в воздухе, на земле и воде. Каждый раз, когда он подымается, у дерева вырастает тысяча ветвей; когда он садится, он ломает тысячу ветвей и рассеивает их семена.

В древней мифологии славян в крылатую «собаку-птицу» мог воплощаться солнечный бог Семаргл, входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов.

Предки верили в дар предсказания этих животных, которые предчувствовали пожар, несчастье, смерть. Раздвоенность образа собаки, его «нечистота» проявляется в тех легендах и сказаниях, где речь идет о способности ведьм и упырей превращаться в собак.

Вывод.

Древние египтяне сразу увидели собаку, как существо, стоящие наравне с человеком. С этими животными было связано огромное множество суеверий и обожествлений, легенд и мифов. Это все отражает любовь человека к собаке, а значит и своеобразное доверие к ней. С помощью собак люди защищали и оберегали свои души. Подтверждающий это, след остался в искусстве.

2.5. Собаки на фотографиях и марках

Фотографировать более ста лет назад было очень трудно из-за отсутствия аппаратуры. В основном это происходило в ателье. Самую старую фотографию датируют 1894 годом, на ней изображен мопс по кличке Бобик.

Мужчины хотели быть запечатленными со сворой охотничьих собак или с одним любимым и верным псом (слайд 20). Женщины и дети тоже чаще всего снимались с собаками. Люди среднего достатка приводили в фотоателье отлично вышколенных псов, которые понимали команды.

Марки стали выпускать менее двухсот лет назад. Как выяснилось, собаки и кошки за эти 200 лет появлялись на марках многих стран (слайд 21).

Подвиг Лайки увековечила на марке даже почта Арабских Эмиратов. После были всем известные Белка и Стрелка, за ними – Чернушка и Звездочка. Каждый такой запуск сопровождался выпуском серий марок не только в СССР, но и по всему миру. В следствии чего мгновенно распространялась мода на эти марки среди филателистов. На значительной части марок с животными изображены «служивые» собаки.

Вывод

На фотографиях изображались собаки обычно рядом с царскими особами, причем отношение к собакам у них было вполне серьезное. С легкостью можно определить породу данной собаки. Собаки были изображены на марках в зависимости от популярности той или иной породы, также на марках изображались собаки тех государств, где произошел какой-либо из ряда вон выходящий случай, связанный с собаками. Многие страны, в принципе, давно ввели традицию печатать домашних животных на марках, и эти серии создаются не всегда с благородными целями – а просто, поумиляться.

2.6. Собаки в аксессуарах и интерьере

Собачий след так же можно обнаружить в самых разных областях декора (слайд 22). Собаку в современном интерьере собачника можно встретить на каждом шагу. Это и текстиль, декор стен и керамика. Одежда с изображением собак – это то, что позволяет подчеркнуть индивидуальность человека.

Оказалось, что некоторые коллекционеры пуговиц специализируются именно на теме собак, и их собрания подчас насчитывают более тысячи экземпляров. И уж совсем удивителен тот факт, что объектом собирательства являются даже пуговицы с изображением одной-единственной собаки, а именно терьера Скотти президента США Рузвельта. Как оказалось, пуговицы с изображением собак появились еще в XVIII веке. Это и неудивительно, так как этот век в среде коллекционеров называется золотым веком пуговиц.

Гармоничность и изящность телосложения собак заинтересовало и ювелиров.

Вывод

На аксессуарах разных времен отображается отношение людей того или иного государства к собакам. Еще при царях на аксессуарах отмечалась благородство и грациозность собак. Породные характеристики ярко выражены. В наши дни аксессуары с забавными мордашками собак создаются, как правило, для детей. Ювелирные изделия более серьезного мотива популярны среди людей любой возрастной категории.

3. Заключение

Искусство, как неотъемлемая часть культуры, хранит и передаёт культурные ценности через творческое отражение действительности.

С давних времён во всех уголках мира собака не была обойдена вниманием летописцев, художников, религиозных деятелей, учёных. В культурном наследии народов разных континентов имеются сведения о дружбе и сотрудничестве между людьми и собаками.

Тесная взаимосвязь интересов собаки и человека четко прослеживается в произведениях искусства: образ собаки даёт нам представление о становлении человеческого общества, развитии культуры, но и является бесценным источником информации о самих собаках. А именно о месте и значимости этого животного в человеческом обществе, о динамике изменений экстерьерных особенностей представителей разных пород.

Таким образом, не только люди становятся известными на нашей планете, но и животные. В признание их самых замечательных и положительных качеств, человек пишет стихи, песни, сочиняет повести, рисует картины, воздвигает собакам памятники, увековечивая в истории их имена. Эти примеры говорят о душевном облике и самого человека.

Здесь представлена фотография моей собаки. Звать его Бутуз. А это поделка образ собаки, каким я его вижу.

Моя работа будет интересна тем, кто любит собак. Можно использовать на уроках изобразительного искусства, на литературе, на технологии, на классном часе или мероприятие, посвящённом и связанном с собаками.4. Список использованных источников


  1. Артюнов С. А. Культурная антропология / С. А. Артюнов, С.И Рыжакова.– М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 216 с.

  2. Бульванкер, В.З. От кита до кота. - Детская литература, 2006.-144 с.

  3. Воронов, Н.П. Люди, события, памятники. - М: Просвещение, 2011.- 132 с.

  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.: Инфра-М, 2009. – 624 c.

  5. Корабельников В. А. и др. Легенды и быль о собаках Первые прирученные человеком: Кн. Для учащихся / В. А. Корабельников, Т. В. Корабельникова, А. В. Корабельников.– М.: Просвещение; 1993. – 255 с.

  6. Корнеев Л. А. Слово о собаке. – М.: Мысль, 1989. – 253 с.

  7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: АСТ, 2016. – 736 с.

  8. Сергеев Б. Ф. Занимательная физиология. – М.: Молодая гвардия, 1969. - 336 с.

  9. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт, 2008. – 1239 с.

  10. Фролов С.С. Социология: Учебник. - М.: Наука, 1994 - 256 с.

  11. Чаурина, Р.А. Памятники животным и животные на памятниках. - М.: Мнемозина, 2006.- 209с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!