СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Хотите узнать, как рождаются сказки?"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Хотите узнать, как рождаются сказки?"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новокриушанская средняя общеобразовательная школа







«Хотите узнать, как рождаются сказки?»

(исследовательская работа)



Работу выполнила ученица 6 «А» класса

Дубровина Снежана.

Руководитель: учитель русского языка

и литературы

Стародубцева Светлана Фёдоровна.


Новая Криуша, 2022


Содержание:

Введение

    1. Гипотеза – стр.3

    2. Актуальность – стр.3

    3. Цели – стр.3

    4. Задачи – стр.3

2. Основная часть

2.1 Теоретическая часть – стр.4-5

2.2 Практическая часть – стр.6-9

3. Заключение

3.1 Подведение итогов данного исследования – стр.10

3.2 Вывод – стр.11

Список литературы – стр.12












Введение

Вступление:

Друзья, располагайтесь поудобнее, сегодня мы сочиним сказку. Феи прикоснутся к Вам волшебной палочкой, и сказочный мир озарится разноцветными огнями.

1.1 Гипотеза исследования:

Написать сказку может каждый человек. Для этого нужно желание, фантазия и знание о том, как пишется сказка.

2.1 Актуальность работы:

Сказка – сокровище, потому что она обращена в будущее. Она дарит надежду на преодоление всех несчастий, на счастливый исход и восстановление справедливости. Но каждый читатель в любом произведении желает встретить реалии настоящего времени, вот потому так важно создать современные сказки и почувствовать именно свою причастность к этим событиям.

2.2 Цели исследования:

1.Сочинить собственную сказку

2.Пополнить коллекцию русских сказок

2.3 Задачи исследования:

1.Выявить особенности волшебных сказок

2.Определить структуру и схему сочинения волшебных сказок









2. Основная часть

2.1 Теоретическая часть

Как появился жанр сказка? Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях. В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять. Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям. Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

Какие есть виды сказок в литературе? Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта. Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы: волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки. В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка? Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр. Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета. В пути герою приходят на помощь волшебные помощники: животные, умеющие разговаривать (конь, серый волк); предметы, наделенные чудесными свойствами (зеркальце, молодильные яблоки); стихии. «Царевна-лягушка». У такой сказки есть и стилистические особенности: особые поэтические формулы («ни в сказке сказать, ни пером описать», «за тридевять земель»); троичность (три испытания, три сына, три дороги).

Что такое сказка о животных? В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль. В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна.

Что такое бытовая сказка? Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание. В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори.





2.2 Практическая часть

Таким образом, сказка – вид фольклорной прозы, известный у всех народов. Это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях.

Волшебные сказки – самые любимые сказки

Признаки сказки:

  1. Герои - люди и звери

  2. Присутствует волшебство

  3. Сюжет – вымысел

  4. Есть зачин и концовка

  5. Носит поучительный характер

Итак, приступим к сочинению собственной сказки.

Зачин – начало сказки, рассказывающее о том, где происходило действие, когда и какие герои будут в сказке. Самое главное – придумать героев. В современной сказке это могут быть обычные люди, живущие в настоящее время, но случайно попадающие в сказочные обстоятельства. Например:

«Жила-была в одной деревушке женщина с двумя дочерями, Марьюшкой и Алёнушкой, и маленьким сыном Иванушкой. Муж уезжал в далёкие заморские страны на работу, но мало денег ему там платили, поэтому он много работал, часто не бывал дома. Жила семья бедно, сладости ели только в праздники, а тут ещё и огород достался плохой: не родится ничего, как бедолажки не трудятся. Смеются соседи: «Посмотрите, вот безрукие-то!»

Далее работаем над сюжетом: создайте героям трудности.

«Вздумала как-то крёстная тётка с другого конца деревни прийти к ним в гости. Стали девочки грустить, жалко мамочку: совсем загоревала она, так как не было злее языка в деревне, чем у крёстной тётки. И решили сестрёнки помочь маме приготовить вкусный обед и угостить тётку-сплетницу на славу. Одели они фартучки, повязали косыночки, взяли большие корзинки и пошли по грибы да по ягоды.

Марьюшка с Алёнушкой мечтали найти самые вкусные грибы и самые сладкие ягоды. Но как назло им попадались то мухоморы, то поганки. Вернулись домой девочки ни с чем. Легли спать, но не спится им, стали разговаривать, думать. Слышали как-то дети, что за рекой живёт Баба Яга и Кощей Бессмертный и только они знают места урожайные. Не испугались Марьюшка с Алёнушкой: любовь к матушке повела их по тропинке и указала путь».

Итак, сложности у наших героев уже появились, далее в сказке должен прозвучать момент триединства. Например:

«Долго ли шли, коротко ли, наконец, показалась избушка на курьих ножках. Попросили девочки вежливо:

- Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом. Заскрипела избушка и кое-как повернулась. Марьюшка с Алёнушкой вошли в избушку, а там ничего не видно: всё в пыли, в грязи, и старая женщина лежит на холодной печи. Увидела сестрёнок, спрашивает:

- Что вам нужно, девицы-красавицы?

- Нам надо узнать, где самые вкусные грибы и самые сладкие ягоды растут, - отвечали девочки.

А Яга говорит:

- Бедная я, бедная, никто меня не любит, никто не помогает. Вот уберётесь, каши сварите, тогда скажу.

Взялись Марьюшка с Алёнушкой за работу, так что пыль столбом стоит. Всё они умели делать: не балованные были. Три дня ушло, чтобы всё привести в порядок. Скоро на столе у Бабы Яги лежала чистая скатерть, и дымилась вкусная каша. Не хотелось Ёжке расставаться с такими хозяюшками, но слово дороже денег:

- Идите прямо, по тропинке, там увидите гусей-лебедей, спросите, куда дальше путь держать. А я вас буду ждать, мои милушки.

Долго ли, коротко ли шли девочки, но вот увидели большое озеро, а по нему плавали величественные птицы. Сестрёнки робко обратились к этим гордым птицам. Не сразу ответили лебеди, но сжалились над скромностью:

- Идите прямо по тропинке, там возле дуба увидите Кощея – он вам покажет всё, что нужно.

Долго ли, коротко ли шли девочки, но вот увидели большой дуб, а под ним Кощея.

- Здравствуйте, дедушка! – вежливо обратились Марьюшка с Алёнушкой.

Но Кощей не услышал их, так как был уже совсем глух. Девочки сказали ещё громче:

- Здравствуй, дедушка! Ты слышишь нас?

- Слышу, слышу, милые девицы, - вдруг заговорил старичок. – Что вам нужно?

- Дедушка, покажи, где растут самые вкусные грибы и самые сладкие ягоды.

- А вы поговорите со мной, с Кощеем, отгадайте мои загадки, тогда скажу.

- Хорошо, - согласились девочки.

- Без чего нельзя вырыть яму? – загадал Кощей.

- Без дна, - не задумываясь, ответили девочки.

- Да, - призадумался Кощей, легко вы отгадали. Слушайте вторую загадку:

- Кто написал следующие строки поэмы:

Там царь-Кощей над златом чахнет,

Там русский дух, там Русью пахнет…

- Александр Сергеевич Пушкин, - хором ответили девочки. – Дедушка, мы же в школе на «пятёрки» учимся, поэтому и знаем.

Огорчился Кощей: уж совсем не хотелось ему разлучаться с такими интересными собеседницами, и он задал свой главный вопрос:

- А что делает жизнь бессмертной?

- Любовь! – уверенно ответили Марьюшка с Алёнушкой.

- Верно, - грустно ответил Кощей и заплакал.

- Что ты, что ты, дедушка? Мы обидели тебя?

- Девочки, меня никто не любит и я никакой не Бессмертный, я старый, глухой, дряхлый дед, который никому не нужен».

Следующее самое важное условие: чему же учит сказка? Ответ однозначен: добро всегда побеждает зло. Сказка доступно показывает, что мир делится на добрых и злых героев. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда плохо заканчивают свою биографию. Однако в последнее время общество стремится к всё большей гуманизации, поэтому я рискнула изменить канонам сказки и пожалела Бабу Ягу и Кощея Бессмертного. Вот что у меня получилось:

«Девочки сжалились над пожилым человеком и предложили ему прийти к ним в гости на званый обед.

За дубом росли грибы и ягоды. Марьюшка с Алёнушкой быстро набрали полные лукошки и пошли домой, взяв с собой Кощея. По пути они пригласили Ёжку в гости. Так и пришли они домой с грибами и ягодами, да ещё с дедушкой и бабушкой. Обрадовалась мама:

-Будет теперь, кому маленького Иванушку нянчить.

А в это время и отец приехал, денег, гостинцев всяческих привёз. Быстро они приготовили вкусный обед, пригласили крёстную тётку и славно попраздновали».

Сказка может заканчиваться традиционными концовками:

«Тут и сказке - конец, а кто слушал – молодец! Вот как бывает – Любовь побеждает!»







3. Заключение

3.1 Подведение итогов

Таким образом, следуя всем условиям, я самостоятельно написала собственную сказку, которую и представила Вам, уважаемые слушатели. Это «Сказка про любовь».

























3.2 Вывод:

Сказки предаются из поколения в поколение, в их основе – нравственные ценности, которые актуальны во все времена: добро, милосердие, сострадание, взаимовыручка.

Зло живёт не только в сказке -

В жизни ходит без опаски.

Но добро покуда живо –

Сказка древняя не лжива.

Друзья, сочиняйте сказки на здоровье и радуйте ими всех!

Большое спасибо за внимание!





















Литература:

1. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка – Москва, 2007

2. Википедия Свободная  Интернет – энциклопедия

3. Квятковский А. Поэтический словарь -  Москва «Советская энциклопедия», 1966

4. Пропп В.Я. Исторические  корни волшебной сказки – Л.:1946

5. Русские волшебные сказки -  Москва «Советская Россия», 1989

6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка









14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!