Министерство образования и науки РБ
Октябрьский район г.Улан-Удэ
МАОУ «СОШ №57г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Школьная научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся начальных классов
«Первые шаги»
Номинация: «Экология»
Тема: «Краски, подаренные природой»
Автор: Цыренова Арина, ученица
1Б класса, МАОУ «СОШ №57
г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»
Руководитель: Норбоева Татьяна Валерьевна
Улан-Удэ
2019 г.
Оглавление
Введение 3
1. История происхождения красок для рисования 4
2. Разновидности красок для рисования 5
3. Состав красок для рисования 6
4. Изготовление красок для рисования в домашних условиях, и применение полученных красок для рисования. Практическая часть 7
5. Заключение 8
Литература 9
Введение
Я живу в республике Бурятия. Моя родина - красивейший край гор и степей. Мы, с папой и мамой, любим путешествовать по нашей республике и открывать для себя красоту родного края. Так целью одного из путешествий стало посещение пещеры-грота, которая находится недалеко за деревней Старая Брянь Заиграевского района. Этот грот был открыт в 1974 году знаменитым исследователем Алексеем Окладниковым. Пещера примечательна тем, что в эпоху бронзы там была стоянка первобытных охотников, оставивших наскальные рисунки-петроглифы. Я впервые видела рисунки древних людей, но больше всего меня удивило, что они были окрашены в красный цвет. Неужели у древних людей были краски? Как они их изготавливали и из чего? А можно ли самим изготовить краски в домашних условиях? Ответ на эти вопросы и явился целью нашего исследования.
Гипотеза: Предположим, что краски для рисования можно изготовить в домашних условиях.
Цель работы: Изготовить краски для рисования в домашних условиях
Задачи:
Изучить история происхождения красок для рисования
Узнать, как делали краски в древности, и делают сейчас.
Ознакомиться с видами красок для рисования, их составом
Изготовить краски дома
Нарисовать рисунки из полученных красок
1. История возникновения красок
Я узнала, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... и даже на собственной коже! (Кстати, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас.) Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром. Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.
Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажа. Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие, такие которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Средневековые художники готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.
В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.
Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранились псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и маленькие художники, есть своя длинная и удивительная история.
2. Разновидности красок для рисования
Акварель – самый популярный вид красок для рисования. Они пользуются наибольшим распространением на школьных уроках. Разработаны на водной основе, имеют достаточно прозрачную консистенцию.
Гуашь – также на водной основе, но процент содержания воды намного ниже, чем у акварели. Поэтому, гуашь имеет более густую консистенцию, является непрозрачной. Еще одна особенность данного вида красок – очень яркие и насыщенные цвета, нежный оттенок с их помощью получить непросто. Гуашь не стоит наносить чрезмерно толстым слоем – после затвердевания он может осыпаться.
Акриловые краски Акрил — сравнительно новый, но уже достаточно популярный вид художественных материалов. Преимущество акрила в том, что «рабочей поверхностью» для него может стать что угодно: бумага, ткань, керамика, дерево, стекло или металл. А цвета акриловых красок, независимо от художественной цели, всегда остаются яркими, сочными и «радующими глаз». После высыхания на поверхности образуется стойкое покрытие, не тускнеющее со временем и не смывающееся водой.
Акриловые краски бывают разных видов: матовые, глянцевые, перламутровые, блестящие, а также жидкие или густые.
Масляные краски
В состав масляных красок входит цветной пигмент и масло — льняное, ореховое или подсолнечное. Они всегда находятся в отдельных тюбиках и требуют от художника не столько определённых навыков работы с ними, сколько обязательных атрибутов: это палитра, холст, качественные кисти,. Писать картины маслом можно не только на холсте, но и на картоне, загрунтованной бумаге, дереве или других поверхностях.
Темперные краски
В долговечности, а главное, практичности этого вида художественных материалов сомневаться не приходится: темперу использовали ещё живописцы эпохи Возрождения. Это краска, в состав которой входит цветной пигмент, вода, клей и масло. Однако в отличие от масляных, темперные краски высыхают намного быстрее. Помимо этого у темперы есть ещё масса достоинств: она не меняет своего цвета с течением времени, не смывается водой после полного высыхания и сочетается с другими видами красок.
3.Состав красок для рисования
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигмент – это сухой краситель. Мир вокруг нас разноцветен. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности.
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок. Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом. Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром. Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот-пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества. Название акриловой краски произошло от акриловой смолы, с которой смешивали пигмент. Акриловые краски появились в 20 в. являются самыми стойкими. Шедевры написанные акриловыми красками могут радовать несколько веков.
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества
4. Изготовление красок для рисования в домашних условиях, и применение полученных красок.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
А теперь я попробую изготовить краски из фруктов, овощей, которые есть у меня дома и даже кофе.
План эксперимента 1
Смешала кофе из пакетика с водой и нарисовала рисунок.
Получилась коричневая краска. Она хорошо бралась на кисточку, на бумагу ложилась равномерно. Быстро высыхала. Рисунок получился глянцевым.
План эксперимента 2
Натерла на терке желтый, красный, зеленый сладкий перец. Содержимое отжала через салфетку. Получилась краска желтого, красного, зеленого оттенков.
На кисточку бралась хорошо, на бумагу ложилась ровно, не растекалась. Но цвет получился бледный. Для того, чтобы цвет стал ярче пришлось наносить краску в несколько слоев.
План эксперимента 3
Натерла на терке цедру апельсина
Краска получилась жёлтого цвета на кисточку бралась хорошо, а на бумагу ложилась равномерными мазками, оставляя после себя жёлтый след. Чуть более насыщенный, чем от желтого перца. Из плюсов хочется отметить приятный аромат такой краски.
План эксперимента 5
Натерла на терке свёклу и отжала содержимое. Краска получилась яркого, очень насыщенного фиолетового оттенка. Краска хорошо бралась на кисточку, не растекалась, хорошо ложилась на бумагу, быстро сохла. Рисунок получился полуглянцевый.
Заключение.
Изучив некоторые литературные источники, а так же интернет - ресурсы, я узнала, что в овощах, фруктах, ягодах и травах действительно содержится краска, поскольку они содержат в себе красящий пигмент, который и отвечает за цвет.
Наша гипотеза подтвердилась: краски можно изготовить «не выходя из дома». Я доказала это на примере органических красок растительного происхождения. Конечно краски, изготовленные мной отличаются от красок купленных в магазине, они менее яркие, их нельзя долго хранить, трудоёмкие, но зато экологически чистые, безопасные даже для самых маленьких и вкусные.
Данная работа важна и я буду продолжать, изучать и выявлять другие природные красители и вести наблюдения за стойкостью цветовой гаммы нарисованных рисунков.
Если очень хочется рисовать, но красок под рукой нет, не расстраивайтесь! «Включите» фантазию, и тогда ничем не примечательная свекла превратится в тюбик с красной краской, а сажа из печки – в черный карандаш.
Литература
1. Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005
2. Энциклопедия «Почемучки»
3. Детская энциклопедия «Хочу все знать»
4. Энциклопедический словарь юного художника Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Сонюков. – М., Педагогика, 1983.– 416 с., ил.
5. Твоя палитра, Научно – популярная литература. Изд.3–е. Оформлен. и рис. И. Макаровой. М., «Дет. Лит.», 1977.
9