КРАЕВОЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»
«Курганы в окрестности села Успенского
и села Коноково Успенского района»
Работу подготовила:
Полывянова Олеся Романовна, 15 лет,
учащаяся 9 класса МАОУСОШ №2 имени Ю.А. Гагарина
муниципального образования Успенский район
Руководитель:
Карпенко Маргарита Владимировна,
учитель высшей квалификационной категории
МАОУСОШ №2 имени Ю.А. Гагарина
муниципального образования Успенский район
с. Успенское,
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 3
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
5. ВЫВОДЫ 7
6. ЛИТЕРАТУРА 7
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ
Выдающимися памятниками конца VII—VI вв. до н.э. на Кубани являются знаменитые Келермесские, Костромской и Ульские курганы. Келермесские находки вошли в мировую сокровищницу культуры (Приложение 1). Курганы эти расположены в Закубанье, коренным населением которого являлись меоты. Но большинство исследователей относят курганы к скифам, считая, что оставлены они скифами при возвращении своем из Передней Азии в степи Северного Причерноморья.
Целью нашей работы стало изучение исторических памятников – курганов в окрестности с.Успенского и с. Коноково Успенского района.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
1. Изучить различные источники информации по данному вопросу.
2. Совершить экскурсию к курганам.
3. Создать схему нахождения курганов близ с.Успенского и с. Коноково.
Актуальность нашей работы неоспорима. Знать историю своего края необходимо. Не зная историю всего человечества и, в частности, народа местного края, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей народа, проникнуть в суть событий. Не может считаться полноценным тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. С ощущения родного края начинается любовь к Родине, к родной земле, на которой родился и живешь.
2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При изучении курганов мы использовали методы:
1. Анализ литературы.
2. Опрос местного населения.
3. Измерение курганов при помощи рулетки и нивелира.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
С какой бы стороны ни ехал к Успенскому району, за окном до горизонта — лесостепь. Дорога то ныряет в неглубокую балку, то взбегает на пригорок, мимо плывут поля, расчерчены на прямоугольники зеленью лесополос, откуда-то сбоку покажется и долго несётся рядом рогатая линия высоковольтной передачи, мелькнут постройки, и вновь однообразная равнина. Впрочем, нет. На возвышенных местах, по обе стороны дороги, тянутся цепочки странных холмов, но они никого не удивляют. Ведь это обыкновенные курганы, каких тысячи на юге нашей страны. Кто же из жителей нашего района не видел курганов, не слышал о них.
Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, обычно, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи [6].
Летом 2004 г. в ходе раскопок отдельно стоящих курганов в районе
сел Успенское и Коноково Краснодарского края отрядами археологических экспедиций ГУП “Наследие Кубани” и центра археологических исследований АГПУ были обнаружены захоронения эпохи поздней бронзы – предскифского времени [5].
В кургане “Успенский-1” выявлено девять погребений. Центральное
захоронение предположительно относится к эпохе начала средней бронзы и датируется первой половиной II тыс. до н.э. Восемь впускных погребений относятся к различным эпохам и могут быть с определенной уверенностью отнесены к катакомбной культуре середины II тыс. до н.э., белозерскому этапу поздней бронзы и сарматскому времени III– I вв. до н.э. Особый интерес вызывают четыре захоронения (2-5), отнесенные к эпохе поздней бронзы(Приложение 2).
Погребения обнаруживают общие характеристики погребальной обрядности, к которым относятся простые могильные ямы, в плане овальные или овально-прямоугольные, вытянутое на спине положение с ориентацией в восточном секторе. Например, во втором погребении у покойного ноги слегка согнуты в коленях, возможно, слабо скорченное положение. К характерным деталям погребального ритуала относятся локальные скопления охры в районе таза и головы покойного, органическая подстилка и обмазка дна ямы желтой глиной, помещение в могилы жаровен с углем. Основу погребального инвентаря составляет лепная посуда, представленная двумя горшками, двумя жаровнями, одна из которых сделана из крупного фрагмента горшка, и одним кувшином.
В целом посуда по форме и орнаментации находит определенные соответствия в материалах позднесабатиновского и белозерского круга Западного Предкавказья и, в частности, Прикубанья. Мотивы врезной геометрической орнаментации, аналогичные орнаментации горшков из погребений 2 и 3, серийно встречаются в материалах позднесрубного времени Подонья и Прикубанья [7]. Керамический материал впускных погребений Успенского кургана может быть предположительно датирован X-IX вв. до н.э. [2]. Более позднюю хронологическую позицию занимает впускное погребение, обнаруженное в кургане “Коноковский-1”, располагавшемся в 10 км к северо-западу от Успенского кургана. Захоронение принадлежит к числу раннекочевнических погребений предскифского времени Юго-Восточной Европы и Предкавказья [3].
Отсутствие очертаний грунтовой могилы и плохая сохранность костяка (погребение разрушено, вероятно, при прокладке кабеля связи в 1970 г.) не позволили установить все детали погребального обряда. Зафиксированы лишь череп подростка, лежавший на левой височной кости лицом на север, и фрагменты трубчатых костей к юго-востоку от него (Приложение 2, рис.3, 1). Приблизительная дата погребения в пределах VIII – начала VII вв. до н.э. Данный комплекс, с учетом более ранних, хотя и редких пока, находок предскифского времени ("киммерийская" стела из Марьино) [4], указывает на перспективность поисков древностей предскифского времени на Средней Кубани [1].
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Опросив население, мы составили маршрут, по которому совершили 2 экскурсии к курганам. Южнее села Успенского (около 4 км) 30 августа 2016г. нами был обнаружен курган №1 размером 3м*11м. Южнее села Коноково (около 3 км) 04 сентября 2016г. мы обнаружили курган №2 размером 2,5м*10м (Приложение 3). Мы отобразили курганы на схеме 1.





Схема 1. Размещение курганов близ сел Успенское и Коноково.
5. ВЫВОДЫ
Изучать историю родного края можно начиная с малого. Например, с непонятных на первый взгляд холмов, которые на поверку оказываются курганами. Выполнив эту работу, мне стало известно, что для нашего Успенского района характерны впускные погребения. Это когда в насыпи кургана могут встречаться более поздние погребения, могильная яма которых была выкопана в уже готовой насыпи старого кургана.
Смешение традиций, демонстрируемое впускными захоронениями Успенского и Коноковского курганов, утверждается самим расположением памятников близ р. Кубань - естественной границы ареалов различных культур. Изученные центром археологических исследований АГПУ погребальные комплексы относятся к эпохе финальной бронзы – началу раннего железного века. А исторические находки в отмеченных на нашей схеме курганах пока ещё в будущем…
6. ЛИТЕРАТУРА
1. Гошко Т.Ю., Отрощенко В.В. Погребения киммерийцев в катакомбных и подбойных сооружениях // СА. - 1986. - №1. – С.168-183.
2. Дударев С.Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху. – Армавир, 1999. – 401 с.
3. Ловпаче Н.Г. Могильник Кочипэ (Восточный) в Майкопе // Культура и быт адыгов. - Майкоп, 1991. - С.76-103.
4. Махортых С.В. Киммерийцы на Северном Кавказе. – К., 1994. – 94 с.
5. Соков П.В. Двенадцатые чтения по археологии Средней Кубани. – Армавир, 2005. – с. 9-15.
6. Сорокина И.А. Поздний период бронзового века в Западном Предкавказье //
Археология Адыгеи. – Майкоп, 1995. - С.42-73.
7. Чшиев Т.Х. Набор вооружения из погр.41 Эльхотовского могильника
кобанской культуры // Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа. -Вып.4. – Армавир, 2004. – С.273-286.
8