СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Лекарственные растения аг.Лунин в задачах"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанная мною серия задач о лекарственных растениях малой родины поможет привлечь внимание учащихся к предмету «математика», а так же поспособствует привитию любви к природе родного края.  Данные задачи можно использовать на уроках математики, при проведении недели математики, на факультативных занятиях. Учащиеся 5-6 классов охотно решают такие задачи, узнают много нового, полезного о растительности своего края.

Решение таких задач развивает умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность.

Разработанная мною серия задач о лекарственных растениях малой родины поможет привлечь внимание учащихся к предмету «математика», а так же поспособствует привитию любви к природе родного края.  Данные задачи можно использовать на уроках математики, при проведении недели математики, на факультативных занятиях. Учащиеся 5-6 классов охотно решают такие задачи, узнают много нового, полезного о растительности своего края.

Решение таких задач развивает умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Лекарственные растения аг.Лунин в задачах"»

22


























































Оглавление


страница

1

Введение

3

2

Основная часть

4

2.1

Из истории

4

2.2

Результаты опроса

4

2.3

Лекарственные растения аг .Лунин

6

2.4

Виды задач

6

3

Заключение

8

4

Литература

9

5

Приложение

10

5.1

Задачи первого типа

10

5.2

Задачи второго типа

15

5.3

Задачи третьего типа

21

5.4

Анкета о противовирусных растениях

26

5.5

Анкета об использовании лекарственных растений

27





































1.Введение

Весной этого года мы все столкнулись с общей проблемой-пандемия, вирус Covid-19 внёс коррективы в нашу повседневную жизнь. Многие мои одноклассники не посещали школу, обучались дома. И я задумалась над вопросом, а знают ли учащиеся нашей школы о существовании растений, которые могут помочь в борьбе с вирусами, о растениях, которые помогают нам не болеть. Так как я люблю природу, и мне нравится заниматься математикой, решать задачи, я попробовала совместить это воедино. Я решила придумать цикл задач о лекарственных растениях, произрастающих в окрестностях нашего агрогородка.

Данная тема мне представляется актуальной, потому что фитотерапия – это наука, которая сочетает в себе тысячелетний опыт древней традиционной и народной медицины с достижениями современной медицины, доступна всем. Лекарственные растения давно привлекают внимание очень многих. И хотя новейшие препараты, выпускаемые химико-фармацевтической промышленностью, бывают очень эффективны, лекарственные растения по-прежнему пользуются доверием сотен тысяч пациентов. И это вполне оправданно, ведь терапевтическая ценность многих растений очень высока.

Объект исследования: лекарственные растения.

Предмет исследования: задачи о лекарственных растениях, произрастающих на территории агрогородка Лунин.

Цель: составить сборник задач о лекарственных растениях своей местности.



Задачи:

-познакомиться с печатными изданиями о лекарственных растениях;

-изучить материалы о лекарственных растениях в сети Интернет;

-познакомиться с лекарственными травами произрастающими в окрестностях агрогородка Лунин;

-провести опрос населения, чтобы узнать, использует ли оно лекарственные растения для лечения заболеваний;

-познакомить учащихся школы с результатами своего исследования.

Гипотеза: Если я ознакомлю учащихся 5-6 классов с заданиями о лекарственных растениях малой родины, то у них расширятся знания о лекарственных растениях родного края, будет воспитываться средствами математики бережное отношение к природе и формироваться понятие о здоровом образе жизни.



Методы исследования:

-сбор информации;

-определение лекарственных трав своей местности;

-опрос.

Период проведения исследования: с марта 2020 по октябрь 2020.



2.Основная часть

2.1 Из истории

Первые записи о лекарственных растениях принадлежат шумерийцам, жившим в Азии за 3000 лет до нашей эры. Лечение растениями было широко распространено в Древнем Египте. В глубину веков уходит история лечения травами в Китае, Индии, Японии и других странах. В Беларуси лекарственные растения применялись издавна. Изучение многочисленных письменных памятников показывает, что лечение травами и на территории Руси вели еще скифы, жившие в Северном Причерноморье от Днестра до Дона.

2.2 Результаты опроса

Среди учащихся нашей школы, их родителей был проведен опрос. В первой анкете им предлагался список из десяти лекарственных растений, три из которых обладают противовирусным действием, а, именно, аир, душица, мелисса. Из предложенного списка (см. Приложение 4), опрашиваемым надо было выбрать три растения, которые на их взгляд обладают противовирусным действием. Данные диаграммы отражают результаты опроса.

Диаграмма выбора растений, обладающих противовирусным действием:

Большинство опрошенных решили, что самым эффективным противовирусным эффектом обладают крапива и малина (52 и 51 выбор), на третьем месте –липа (44 выбора). Это не соответствует действительности. Реальные противовирусные растения: аир, мелисса и душица оказались по выбору на последних местах. Исходя из данных диаграммы выбор составил 5%, 6%, 7% соответственно. Поэтому, я делаю вывод, что учащихся необходимо знакомить с лечебными свойствами лекарственных растений, хотя бы через условие математических задач.

По результатам второго опроса (см. Приложение 5), оказалось, что на вопрос: «Используете ли вы растения для приготовления фито чая?», 55% опрашиваемых ответили положительно.

На второй вопрос, об изготовлении лекарственных средств из растений (мази, настои, растирки и т.д.), только 10% ответили «да».

















И только 38% опрошенных сами занимаются заготовкой лекарственных растений.

Результаты опроса еще раз подтвердили моё предположение о том, что учащихся надо знакомить со свойствами лекарственных растений.





2.3.Лекарственные растения аг. Лунин

В течение весны и лета, я посещала лес в окрестностях аг. Лунин. Там я увидела распространенные лекарственные растения (в список я включила и травы, и кустарники, и деревья):

- черемуха, земляника лесная, черника, ландыш майский, багульник болотный, девясил высокий, аир, пастушья сумка, чабрец, береза, липа, ольха, крушина, калина, дуб, шиповник, зверобой, малина, душица, толокнянка, чистотел, валериана, череда, одуванчик, крапива, пустырник, мать-и-мачеха, подорожник, лопух большой, василёк, шалфей, мелисса. Это, конечно же, не все растения, которые произрастают в данной местности. Это те, которые увидела я.

Я изучила информацию об этих растения в интернете и решила составить задания по математике. У меня получились задания трёх видов.

2.4. Виды задач

Задания первого типа:

Совершив действия в примере, вы определите буквы, из которых составите слово – ответ на поставленный в задаче вопрос. Структура карточки такова: фабула – информация о лекарственных особенностях растения, заканчивающаяся вопросом и математическое упражнение, последовательно решая которое, ученик получает набор чисел. Каждому такому числу соответствует определенная буква из данного ниже набора. В завершение работы по карточке, необходимо из набора букв сложить слово, которое и является названием растения (см. Приложение 1).

Например, задача о чернике:

Это кустарничек с очередными яйцевидными голыми, опадающими на зиму листьями с пильчатым краем. Ягоды входят в пищевой рацион летчиков как средство, улучшающее зрение, в состав желудочного вяжущего чая. Лекарственное значение имеют также листья, используемые для лечения сахарной болезни, так как обладают инсулиноподобным действием.

О каком растении идёт речь?

(16 – 4) ∙ 18 + (-4 + 26) + 15 + 86 : 2.

216

20

296

30

286

12

228

22

253

43

48

238

е

с

а

м

е

ч

я

р

к

н

ш

и



Ответ: черника

Задания второго типа:

Задачи на составление рецептов с лекарственными растениями, на нахождение компонентов, входящих в данный рецепт (см. Приложение 2).

Например, задача о вереске обыкновенном:

Для приготовления одной порции верескового чая необходимо взять по 50 г вы­сушенных цветков вереска и ле­пестков шиповника, 100 г ли­стьев земляники, и тщательно пе­ремешать. Заваривать, как чай, из расчета 10 г смеси на 250 мл воды. Чай оказывает успокаивающее, легкое снотвор­ное действие. Сколько граммов смеси необходимо взять для приготовления 60 порций верескового чая? Какой объём воды понадобиться для заваривания такого количества вересковой смеси?

Задания третьего типа:

Задачи, в которых тем или иным образом присутствует информация о лекарственных растениях (см. Приложение 3).

Например, задача про дуб:

Ученики 5-го «А» класса решили посадить дубовую аллею в честь 75-летия Великой Победы и предложили 5-му «Б» классу тоже принять в этом участие. Учащиеся договорились, что каждый посадит по одному дереву. В 5-м «А» классе 28 учащихся. В 5-ом «Б» классе на три больше. Сколько саженцев надо приготовить для посадки? Можно ли посадить по двум сторонам аллеи так, чтобы с каждой стороны деревьев было поровну?



Учащимся 5-6 классов нашей школы были предложены для решения задачи и примеры,содержащие сведения о растениях и просто примеры для решения на выбор.Оказалось, что 78% учащихся выбрали решать задачу, в которой есть новая информация,а не просто условие,мотивируя это тем,что им интересно составлять ответ из букв,интересно читать рецепты, в которых присутствует информация о растениях.



3.Заключение:

Трудно переоценить значение лекарственных растений. Максимум полезного действия, при минимуме затрат приводят к оздоровлению организма, усиливают иммунитет, нормализует жизненные функции. Но чтобы лечебный эффект был наибольшим необходимо помнить о дозировках, правилах сбора и приготовления.

Разработанная мною серия задач о лекарственных растениях малой родины поможет привлечь внимание учащихся к предмету «математика», а так же поспособствует привитию любви к природе родного края. Данные задачи можно использовать на уроках математики, при проведении недели математики, на факультативных занятиях. Учащиеся 5-6 классов охотно решают такие задачи, узнают много нового, полезного о растительности своего края.

Решение таких задач развивает умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, сообразительность.











4. Литература

Лекарственные растения и их применение. Изд.7-е. Мн., «Наука и техника», 1976.

Адреса сайтов

http://gidroponika.by/lekarstvennyie-rasteniya-kartinki-i-foto-s-opisaniyami/

http://belpriroda.mrsanych.ru















































5.Приложение

Приложение 5.1

Задачи первого вида

Задача 1

Самый популярный цветок на дачных участках, клумбах и цветниках. Однолетнее растение, цветущее с июня по октябрь ярко-оранжевыми душистыми цветками. Его народное название ноготки знакомо всем с детства. Из его цветов делают настойки и мази, отвары используют для примочек. Настои из этого цветка принимают при гастритах и колитах, болезнях печени и желчного пузыря, ишемической болезни сердца и хронических бронхитах. О каком цветке идет речь?

(6 2 .



1- Ж, 13 13/15 – А, 2 – С, 6 – О, 7 13/15 – Д, 1 5/7 – П, 2 307/660 – Е, 1/2 – Р, 637/660 – У, 128/127 – Ж, 1 1/2 – К, 1/4 – А, 1 71/330 – Л, 118/165 – Л

Ответ: календула

Календула

Это растение более широко используются для наружного применения, поскольку обладает сильным ранозаживляющим действием. С помощью настоек календулы можно вылечить герпес, различные гнойничковые заболевания, жирную себорею и экзему, коньюктивит.













Задача 2

Это многолетнее травянистое растение встречается в Беларуси. Растёт на суходольных местах, лесных опушках и полянах, в разрежённых лесах и в зарослях кустарников, на просеках, в молодых лесных посадках и на обочинах дорог. Это растение с одним или несколькими стеблями высотой 30-80 см. Стебли голые, в верхней части ветвистые. Листья удлинённо-яйцевидные с многочисленными, просвечивающимися точечками-желёзками. Цветки золотисто-жёлтые, многочисленные, собраны в широкие метельчатые соцветия на верхушке стебля и верхних ветках. Цвести растение начинает только на второй – третий год жизни, во второй половине лета.

Собирают траву в июне-августе в период цветения, до появления плодов. Заготавливают верхушки стеблей с цветками и листьями длиной до 30 см., пользуясь ножом. Вырывать растения с корнями нельзя, т.к. это приводит к уничтожению зарослей.

Водные настои и отвары этого растения назначают при гастритах, при острых и хронических энтеритах, при воспалительных заболеваниях почек, мочевого пузыря, при мочекаменной болезни. О каком растении идёт речь?



(3,45 – 4,65) : 6 + 0,75 ∙ 12,5 : 0,625 + 67,25 – 81,75 + 0,7.

-1,2

9,375

14,8

3,6

15

-0,2

-20

82,05

0,2

20

10,7

0,3

1

3

е

о

у

р

в

е

б

м

г

я

о

й



Ответ: зверобой



Задача 3

Многолетнее травянистое с ползучими побегами лекарственное растение семейства розоцветных имеет синонимы: поземка, полоница, суничник, ягодник и др. В народной медицине листья и ягоды в свежем и сушеном виде применяют в качестве мочегонного средства, способствующего выделению солей из организма, при подагре, болезнях печени и селезенки, атеросклерозе. Настой из листьев является хорошим противоцинготным средством, так как содержит большое количество витамина С. Он также замедляет ритм и усиливает амплитуду сердечных сокращений, расширяет кровеносные сосуды. О каком растении идёт речь?



Выполните действия:

1) 0,021 2) 6,3 3) 0,03 4) 0,2

5) 14,8:10; 6) 7:10; 7) 21,5:100; 8) 93:100; 9) 236:1000.



0,215

200

0,7

3,2

63

81,2

2,1

1,48

9300

0,3

0,63

0,236

0,93

и

л

н

с

е

у

з

я

т

м

ч

а

к

Ответ: земляника.

Задача 4

Эту траву называют травой долголетия, она способствует быстрому выздоровлению при многих заболеваниях. Многолетнее растение с многочисленными стеблями. Листья серебристо-зеленого цвета, покрытые легким ворсистым налетом, цветет многочисленными фиолетовыми цветами, собранными в соцветия. Он незаменим для поддержания хорошего самочувствия. В лекарственных целях используют листья, собранные во второй половине лета. Улучшает память, помогает бороться с депрессией, повышает работоспособность.

1) 85 · 137 – 75 · 137;

2) 87 · 114 – 87 · 104;

3) 65 · 22 + 22 · 35;

4) 13 · 101 + 99 · 13 +400;

5) 15 + 15 · 9;

6) 0 : 164 · 7

1370 – Ш, 780 – Н, 5005 – Е, 870 – А, 3985 – Щ, 120 – Ы, 150 – Е, 0 – Й, 1148 – Я, 220 – Л, 3000 – Ф, 1645 – П

Ответ: шалфей.

Задача 5

Это многолетнее травянистое растение с мощными ползучими корневищами. Растёт как сорняк вблизи жилья, по обочинам дорог, на пустырях и в лесах. Стебель прямой, четырёхгранный, высотой 0,6-1,5 метра. Листья зелёные, яйцевидно-сердцевидные, по краям крупнозубчатые. Стебель и листья этого растения покрыты волосками, содержащими едкую жидкость. При прикосновении к ним появляется жгучая боль воспаление кожи (ожог, зуд). Цветки мелкие, желтовато-зелёные. Это растение — ценный пищевой продукт. Из молодых побегов и листьев варят вкусные и питательные щи, из листьев приготавливают салаты

(3,45 – 4,65) : 6 + 0,75 ∙ 12,5 : 0,625 + 5,2 – 18,8.

-1,2

1,2

14,8

3,6

15

-0,2

-20

9,375

0,2

20

10,7

0,3

23

к

а

и

з

п

р

е

а

м

в

я

н

г

Ответ: крапива.

Задача 6

Это кустарничек с очередными яйцевидными голыми, опадающими на зиму листьями с пильчатым краем. Ягоды входят в пищевой рацион летчиков как средство, улучшающее зрение, в состав желудочного вяжущего чая. Лекарственное значение имеют также листья, используемые для лечения сахарной болезни, так как обладают инсулиноподобным действием.

О каком растении идёт речь?

(16 – 4) ∙ 18 + (-4 + 26) + 15 + 86 : 2.

216

20

296

30

286

12

228

22

253

43

48

238

е

с

а

м

е

ч

я

р

к

н

ш

и



Ответ: черника.



Задача 7

Красивое дерево, живущее 300—400 и более лет. Ствол ее достигает крупных размеров, а широко раскинувшаяся крона дает хорошую тень. В народной медицине широко использовали как чай, как средство от простуды и кашля, а также от головной боли (обвязывали голову листьями). Выясните название дерева.

65 + 14 · 5 – (99 – 9).

135

125

90

60

70

35

45

165

п

с

л

о

и

к

а

в



Ответ: липа.







Приложение 5.2

Задачи второго вида

Задача 1

Для приготовления 400 г щей зеленых из осота огородного необходимо взять:

Листья осота 50%,

Картофель 25%,

Репчатый лук 12,5%,

Сливочное масло 5%,

Сметана 7,5%.

Рассчитайте, какое количество листьев осота необходимо для приготовления щей на семью из шести человек. Постройте круговую диаграмму, отражающую содержание продуктов в одной порции щей.



Осот является полезным растением, о чем знает не каждый человек. Лечебные свойства растения пока не изучены в совершенстве, но в осоте много полезных веществ:

  • витамина С;

  • каротина;

  • жирных масел;

  • алкалоидов;

  • инулина;

  • холина;

  • винной кислоты;

  • горечи.



Задача 2

Для приготовления компота из аира на 1 л воды необходимо взять 400 г свежих фруктов и 150 г корневищ аира. Сколько граммов свежих фруктов и аира необходимо взять, чтобы приготовить 5 л компота?

Аир

Это широко распространившееся в наших местах рас­тение — пришелец из Китая и Индии. Впервые был заве­зен в западную часть Азии и Европу татарами. Они считали, что это растение очищает водоемы и там, где он растет, можно поить коней и пить воду без риска для здоровья. В местах своих с тоянок татары сажали в водоемы корне­вища этого растения, оно быстро приживалось. В XIII в. его уже хорошо знали на Украине, в Литве, Польше. В Западную Европу он проник значительно позднее.
В одичавшем состоянии встречается в Европе, Азии, Северной Америке. Растет по берегам рек, стариц и озер, вблизи стоячих вод и на болотах.



Компот с аиром. (400 г фруктов свежих или 100 г сушеных, 100—150 г кор­невищ аира свежих или 50 г су­шеных, 1 л воды, сахар или мед по вкусу). Свежие фрукты (яблоки, груши и др.) сварить до готовности, добавить сахар и измельченные корневи­ща аира, довести до кипения, настаивать в закрытой посуде 30 минут (корневища можно опустить в мешочке, который перед употреблением удалить). Пить для утоления жажды, улучшения аппетита.



Задача 3

Для приготовления отвара из корня одуванчика необходимо взять 10 г корней и 200 мл воды. Принимают отвар по 1/3 стакана 3 раза в день. Сколько граммов корней одуванчика необходимо взять, чтобы приготовить 2л отвара? На сколько дней хватить приготовленного отвара?

Одуванчик лекарственный

(пустодуй, пушки, кульбаба, летучки, баранки, падиволос, дикий молочай,молочник,зубник,пуховка,подойница,плешивец,дойник,зубной корень, грядуница).

Корень одуванчика цельный и резаный принимается внутрь в виде водных отваров. Корни одуванчика рекомендуют больным сахарным диабетом в виде отвара как средство, улучшающее обмен веществ. Корни одуванчика в отварах и как суррогат кофе из поджаренных корней используют в качестве противосклеротического средства. Весной из молодых листьев одуванчика готовят салаты.





Задача 4.1

Мама решила приготовить витаминный салат из травы огуречной, заячьей капусты, листьев одуванчика и порошка василька. Масса салата должна составить 210 г. Сколько надо взять порошка василька, если масса травы огуречной составляет 100 г, а масса заячьей капусты и листьев одуванчика одинакова и в два раза меньше за массу огуречной травы?

Задача 4.2

Для приготовления салата из василька необходимо взять 50 г капусты заячьей, 100 г травы огуречной, 50 г листьев одуванчика, 10 г порошка ва­силька, 40 г сметаны (или майо­неза, или масла подсолнечного), соль, зелень укропа и петрушки. Вопрос: какой процент от массы салата составляет порошок василька?

Василек синий

Народные названия: валошка, сiпоунiк, хвэрка.

В Беларусии растет повсе­местно в посевах озимых и яро­вых злаков, особенно ржи, пше­ницы, часто встречается среди льна, люцерны, клевера, на по­лянах, около кустарников, вдоль дорог. В народной медицине используют цветки и семена василька синего. Они оказывают желче­гонное, мочегонное, болеуто­ляющее, противоспазматическое, ранозаживляющее, противово­спалительное, легкое слабитель­ное действие.

Настой цветков василька

1 0 г цветков настаивать в 200 мл кипящей воды 1 час процедить. Пить по 50 мл 3 раза в день при кашле, коклюше, заболева­ниях почек, мочевого пузыря, печени, желчевыводящих путей, поджелудочной железы, гастри­тах, колитах с запорами, сердце­биениях, куриной слепоте. Ис­пользовать для примочек при конъюнктивитах.





Задача 5

Кофе из желудей

Для приготовления кофе из желудей необходимо взять 30 г желудей, 20 г ячменя, 10 г ржи, 10 г овса, 20 г цикория, 10 г одуванчика. Поджаренные желуди, рожь, ячмень, овес смешать, добавить высушенные корни одуванчика, дикого цико­рия и смолоть в кофемолке. Хранить в закрытой стеклянной посуде. Какой процент от массы кофе составляют жёлуди? Сколько граммов цикория необходимо для приготовления 1 кг кофе?

1 чайную ложку смеси зава­рить 250 мл кипящей воды, на­стоять и пить, как чай. Горячее молоко, сахар или мед добав­лять по вкусу.



Задача 6

Для приготовления одной порции верескового чая необходимо взять по 50 г вы­сушенных цветков вереска и ле­пестков шиповника, 100 г ли­стьев земляники, и тщательно пе­ремешать. Заваривать, как чай, из расчета 10 г смеси на 250 мл воды. Чай оказывает успокаивающее, легкое снотвор­ное действие. Сколько граммов смеси необходимо взять для приготовления 60 порций верескового чая? Какой объём воды понадобиться для заваривания такого количества вересковой смеси?

Вереск обыкновенный

В Белоруссии растет в сосно­вых лесах, на болотистых влаж­ных и сухих песчаных почвах, нередко образует заросли, на­зываемые верещатниками.

Ветвистый вечнозеленый ку­старник высотой до 70 см. Ве­точки и стебли покрыты красно­вато-бурой корой. Листья мел­кие. Трава вереска содержит ду­бильные вещества, флавоноиды, минеральные соли, органические кислоты, провита­мин А, камедь, смолы, крахмал и др. Хороший медонос (с 1 га пче­лы собирают до 200 кг меда). В питании используют цветки вереска. Из них готовят чай, напитки. Ветки и цветки приме­няют при изготовлении вина, настоек, наливок.



Задача 7

На взрослых стволах березы часто развивается трутовый гриб-паразит. Другое название – чагаВ питании используют порошок из березового гриба, который заваривают и пьют как чай. 1 /2 чайной ложки березового гриба, 250 мл воды. В народной медицине чагу применяют при лечении многих заболеваний. Какое количество чаги необходимо взять, чтобы приготовить два литра чая (считайте, что 1 чайная ложка вмещает 5 граммов высушенного порошка чаги).



Чага

Споры этого гриба попадают в места с поврежденной ко­рой, прорастают там, внедряют­ся в древесину до сердцевины, образуя грибницу. Затем под корой развивается плодовое те­ло, которое, разрывая кору, выходит на поверхность. На­рост, постепенно увеличиваясь, достигает 40 см длины, более 15 см толщины, около 5 кг веса. Растет 10—15 лет. В народной медицине чагу применяют при лечении многих заболеваний. Препараты из чаги оказывают тонизирующее, болеутоляющее, общеукрепляющее действие, улучшают состояние централь­ной нервной системы, аппетит, функции желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы, уменьшают боли в животе, улучшают самочув­ствие больных язвенной бо­лезнью желудка и двенадцати­перстной кишки, гастритами, ко­литами, раком, особенно орга­нов пищеварения, дыхания.





Задача 8

Для приготовления биточков из крапивы необходимы следующие компоненты: крапива, пшеничная каша, жир и петрушка. Определить массу каждого компонента в рецепте. Если для приготовления 340 г. биточков необходимо использовать эти компоненты в следующем процентном отношении: крапива-34%, пшеничная каша – 59%, жир -5%, петрушка – 2%.



Крапива - это многолетнее травянистое растение с мощными ползучими корневищами. Растёт как сорняк вблизи жилья, по обочинам дорог, на пустырях и в лесах. Стебель прямой, четырёхгранный, высотой 0,6-1,5 метра. Листья зелёные, яйцевидно-сердцевидные, по краям крупнозубчатые. Стебель и листья этого растения покрыты волосками, содержащими едкую жидкость. При прикосновении к ним появляется жгучая боль воспаление кожи (ожог, зуд). Цветки мелкие, желтовато-зелёные. Это растение — ценный пищевой продукт. Из молодых побегов и листьев варят вкусные и питательные щи, из листьев приготавливают салаты.

















Задача 9

Подорожник встречается на обочинах дорог, тропинок, вблизи жилья. В народной медицине чаще всего применяют водный отвар из всего растения подорожника. Пьют при кашле, при заболеваниях сердца, зубной боли. Прикладывают свежие листья к ранам, нарывам, чирьям.

При бронхите отвар подорожника пьют по 1 столовой ложке 4 раза в день. Рассчитайте, сколько граммов отвара необходимо приготовить на три дня, если в палате находится 4 пациента, а одна столовая ложка вмещает 25г.



Приложение 5.3

Задачи третьего вида

Задача 1

Мелисса или лимонная мята является медоносным растением. В пчело­водстве мелиссовой водой натирают новые ульи, чтобы привлечь пчел. Один гектар, засеянный мелиссой даёт 150 кг мёда. Сколько соток необходимо засеять мелиссой, чтобы собрать за сезон 300 кг мёда?

Надземные органы мелиссы обладают сильным и приятным лимонным запа­хом. Листья и молодые побеги используют в свежем или сухом виде как пряную приправу к салатам, супам, дичи, рыбе, грибам, подливам, компотам, напиткам. Применяют для отдушки уксуса и чайных смесей. Сухие листья можно добавлять в соленья (огурцы, помидоры). При составле­нии пряных смесей может заменить черный и душистый перец.



Задача 2

Листья мелиссы (лимонной мяты) содержат до 0,1 % эфирного масла, которое обладает приятным лимонным запахом и горьковато-пряным вкусом. Оно высоко ценится в парфю­мерии. Сколько килограммов листьев мелиссы необходимо заготовить для получения 2кг эфирного масла?



Мелисса используется в научной и народной медицине. Благо­приятно действует при сердечных заболеваниях: снимает боли в области сердца, прекращает приступы тахикардии, понижает кровяное давление. В народной медицине настой мелиссы принимают также при одышке, астме, невралгии, подагре, бессоннице, малокровии, как слабительное, мочегонное, потогонное и стимулирующее пищеварение сред­ство. Наружно применяется настой для припарок и компрессов при фурункулах.



Задача 3

Две садоводческие бригады начали сбор малины на участке длиной в 1,5 км. За 1 ч первая бригада успевает собрать малину по всей ширине поля и продвинуться вперёд на 23 метра, а вторая бригада - на 27 метров. Бригады движутся навстречу друг другу. Через какое время они встретятся т.е. соберут малину со всего участка?

Малина – небольшой кустарник высотой до 2 м. Известно несколько сотен культурных сортов. Цветение в июне-июле. Плоды созревают в июле, августе. Растет в тенистых лесах, среди кустарников, по лесным опушкам, берегам рек, в оврагах. Используются плоды, листья, цветки, корни. Малина как лекарственное средство применялась еще в глубокой древности. Заваренные, как чай, сухие плоды исстари считаются хорошим потогонным и жаропонижающим средством при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулируют деятельность желудка. Настоем листьев полощут горло при ангинах.





Задача 4

В санаторий «Берестье» приехало 120 отдыхающих. Вечером, после ужина, каждый отдыхающий должен выпить стакан отвара ромашки. Одного литра отвара хватает ровно на 5 стаканов. Сколько разносов с литровыми кувшинами отвара надо иметь в медкорпусе после ужина, если на каждый разнос помещается 12 кувшинов?





Ромашка – однолетнее травянистое растение. Растет на полях, огородах, около жилищ человека. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.



Задача 5

Душица — хороший медонос. Медопродуктивность ее — около 100 кг/га. Цветки могут использоваться для окраски шерсти в оранжево-красный цвет. При посеве душицы расходуется 0,35 г семян на 1 кв.м. Сколько семян надо приготовить для посева на поле длиной 260 м и шириной 145 м?

Душица обыкновенная

Местные названия: зимний майоран, мята лесная, мята боровая, блошница, блошничник, материнка, ладанка, душница, душемянка, душанка, душинка, духовой цвет, зеновка, лебедка, телолюб, мацердушка звычайная (бел.)

Зеленые побеги и цветы обладают сильным приятным ароматом, их употре­бляют в качестве пряности при изготовлении кваса, за­солке огурцов и томатов, применяют как суррогат чая, Душицу кладут в различные овощные супы, соусы к жареному, тушеному и запеченному мясу, используют при изготовлении колбас.

Широко применяют душицу и в лекарственных целях. Ее настои в медицинской практике рекомендуются как средство, стимулирующее пищеварение при недостаточной секреции желудочного сока и как отхаркивающее при острых и хронических бронхитах, коклюше, а также в качестве противовирусного средства.

Эфирное масло из душицы (0,12 — 1,2 %) употребля­ется для ароматизации мыла, помад и паст.



Задача 6

Ученики 5-го «А» класса решили посадить дубовую аллею в честь 75-летия Великой Победы и предложили 5-му «Б» классу тоже принять в этом участие. Учащиеся договорились, что каждый посадит по одному дереву. В 5-м «А» классе 28 учащихся. В 5-ом «Б» классе на три больше. Сколько саженцев надо приготовить для посадки? Можно ли посадить по двум сторонам аллеи так, чтобы с каждой стороны деревьев было поровну?



Дуб обыкновенный

В народной медицине используют кору дуба, желуди. Кора оказывает вяжущее, противовоспа­лительное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее, обще­укрепляющее, мочегонное действие, понижает кровяное давление, повышает эластич­ность и прочность стенок крове­носных сосудов.

Воздух в дубовых рощах на­поен фитонцидами дуба. При вдыхании его улучшается общее самочувствие, уменьшаются сердечные и головные боли, улучшается сон.







Задача 7

Это дерево достигает высоты до 40 м. Цветет в июне. Оно довольно широко применяется в народной медицине многих стран. Отвар почек этого дерева обладает противомикробным, дезинфицирующим, антицинготным средством. Отвар почек применяют при заболеваниях дыхательных органов, ревматизме, при нарушенном обмене веществ.

Карточка

 

Номер
задания

С

Н

О

А

1

5,155

4,21

5,65

3,21

2

98,92

107,04

96,41

33,5

3

0,11

1,89

1,98

7,9

4

30,7

4,05

10,8

30,75

5

14,49

15,2

29,43

32,22



З адание к карточке

  1. 2,145 + 3,01;

  2. 105,11 – 8,7 ;

  3. Решите уравнение 1- x =0,89;

  4. Решите уравнение x + 15,35 =19,4;

  5. В первый день продали 12, 52 м ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?

















Приложение 5.4

Анкета

Из данного списка растений выбрать те, которые, на ваш взгляд, обладают противовирусным действием:

1. Аир.

2. Ромашка.

3. Крапива.

4. Душица.

5. Лопух.

6. Липа.

7. Василёк.

8. Мелисса.

9. Одуванчик.

10. Малина.

Таблица количества выборов противовирусных растений. В опросе приняли участие 102 респондента.

Название растения

Количество выборов

%

1

Аир

14

5

2

Ромашка

31

10

3

Крапива

52

17

4

Душица

23

7

5

Лопух

21

7

6

Липа

44

14

7

Василёк

29

9

8

Мелисса

18

6

9

Одуванчик

23

8

10

Малина

51

17











Приложение 5.5

Анкета

Об использовании лекарственных растений

На каждый вопрос анкеты нужно ответить «да» или «нет»:

  1. Используете ли вы растения для приготовления фиточая?

  2. Изготавливаете ли вы лекарственные средства из растений (мази, настои, растирки и т.д.)?

  3. Заготавливаете ли вы сами лекарственные растения?




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!