XVIII муниципальный фестиваль Православной культуры
«Свет Преображения»
Исследовательская работа
«Личная религиозность Петра I
и реформа церковного управления»
Выполнил:
Абраменко Артём Андреевич,
Ученик 9Г класса
МОУ «СОШ №4 им. С.П.Королёва»
Руководитель:
Галичкина Ирина Владимировна,
учитель русского языка
и литературы
г. Энгельс
2021г.
Содержание.
I. Вступление………………………………………………………………………3
II. Основная часть.
Личная религиозность Петра I……………………………………………..3
Реформа церковного управления…………………………………………..6
III. Заключение……………………………………………………………………. 8
IV. Список использованных материалов…………………………………………8
V. Приложения……………………………………………………………………..9
Вступление.
А Петр Великий, который
один есть всемирная история!
А.С. Пушкин.
(Из письма к П.Я. Чаадаеву. 19 октября 1836 г)
«Петр привлекает к себе наше внимание прежде всего как дипломат, как воин, как организатор победы», - сказал о российском императоре академик Е.Тарле.
Это, бесспорно. За славный период своего правленияПетр Великий создал новую регулярную Русскую армию и флот, победил шведов и «прорубил окно» в Европу. С правления Петра начинается новый - имперский - период нашей истории.
Я как ученик 9 класса,как личность, увлекающаяся историей и культурным развитием нашей страны, решил рассмотреть религиозность личностиПетра Великого как реформатора церковного управления.
Актуальностьданной тематики обусловлена тем, что реформа церковного управленияэпохи Петра Первогосыграла важную роль в утверждении власти государства.В результате преобразований между Церковью и государством установились новые отношения, необычные для Российского Государства.
Цель работы – исследование личной религиозности Петра I и причин, обусловивших проведение реформ церковного управления.
Задачи:
- найти и изучить литературу, посвященную конфессиональной политике Петра 1, в которой содержатся оценки его религиозности;
- выявить, какие реформы в церковном управлении проводил царь-преобразователь;
-проанализировать результаты этих преобразований.
Основная часть
Личная религиозность Петра I.
Петр Первый – фигура противоречивая, сложная. Таким породила его эпоха. Становление его личности начиналось в то время, когда государство было органом церкви, заботившейся о спасении душ человеческих после смерти.
От своих отца и деда унаследовал он черты характера и образ действий, мировоззрение и замыслы на будущее. В то же время он был яркой индивидуальностью во всем, и именно это позволило ему ломать устоявшиеся традиции, обычаи, привычки, обогащать старый опыт новыми идеалами и деяниями, заимствовать нужное и полезное у других народов.
В литературе, посвященной конфессиональной политике Петра 1, содержатся оценки его религиозности. В основном эти записи были написаны его современниками. Они прочно закрепились в исследовательском научно-популярном и публицистическом пространстве.
Без сомнения,царь Пётр1 своими личными религиозными понятиями самодержца-реформатора оказал огромное определяющее влияние на устройство церкви.
Петр гениально ярко впитал и отразил в себе мировоззрение новой Европы. Как и для Европы, для московских передовых кругов второй половины ХVII века кончилось средневековое мироощущение. Государство перестало быть органом церкви, ведущей людей здесь, на земле, к потустороннему загробному спасению душ. Высшей целью явилось не царство небесное, а прогрессирующее улучшение земного благоденствия, так называемое «общее благо». Это и есть формулировка правовой догмы: воцарившейся в государственном праве теории так называемого «естественного права». Эти антитеократические, в некотором смысле и антицерковные, понятия были усвоены передовыми государственными головами Москвы, создавшими «Уложение ц. Алексея Михайловича 1649 г.». Петр вдохнул в себя эти понятия не только из окружающей атмосферы, но и из ходячей иностранной литературы своего времени, по его приказу и переведенной на русский язык. Как у других современников Петра, эти новые начала мировоззрения механически соединялись с традиционными началами религиозного детского и школьного образования.
Петр из детства вынес классический вариант церковного воспитания и в совершенстве знал все каноны церковной службы. Однако импульсивной натуре монарха было чуждо однообразное повторение заученных текстов. Он воспринимал религию утилитарно, через понятие долга и созидательную деятельность.
Маленький Петр, по праотеческому ритуалу, должен был начать свое обучение грамоте под руководством дьяка посольского приказа Никиты Моисеича Зотова в день пророка Наума (1-го декабря), с обычным пониманием, чтобы пророк «наставил его на ум». Учился традиционно по Часослову, Псалтири, Евангелию и Апостолу, всем церковным службам и пению. А затем и русской истории по летописям. Хотя в маленьком Петре немедленно обнаружился преобладающий интерес к наукам реалистическим, к иллюстрированным книгам и рисункам иностранной печати, взятым из царской библиотеки, и страстное увлечение потешными военными играми, но в области его личной религиозности навсегда остался стиль традиционного церковного благочестия.
В переписке с родней в юные годы Петр, откликаясь на религиозные тона корреспондентов, отвечает своими сознательными религиозными формулами. Например, в 1693 г. он пишет матери: «Изволила ты писать, что передала в паству Матери Божией. И такова пастыря имеючи, почто печаловать? Тоя бо молитвами и предстательством не точию я один, но и мир весь сохраняет Господь».
Знаменитым является эпизод, когда царь был настигнут бурей в 1694 году в белом море и горячо молился о спасении. В результате он смог доплыть до Унской губы, где находился Пертоминский монастырь, возникший на месте погребения соловецких иноков Вассиана и Ионы, утонувших вблизи монастыря в середине 16 века. Петр провозгласил свое спасение их заступничеством и попросил архиепископа Холмогорского Афанасия об обретении их мощей. Позже сам Петр соорудил деревянный крест и установил на место, где он вступил на берег. На кресте была надпись на голландском: «Сейм крест сооружен капитаном Питером летом 1694 года».
Петр не только по заведенному порядку обставлял важные государственные события обычными церковными церемониями, но и в своих манифестах и заявлениях часто делал откровенные религиозные оценки переживаемых событий. И это не только в горькие, но и в радостные минуты. В 1711 г., окруженный в Прутском походе турками и едва не попавший в плен, Петр смиренно пишет: «Понеже так воля Божия благоволила, грехи христианские не допустили… Однако ж Господь Бог наших людей ободрил».
Трезвый позитивный ум Петра не доводил его до мертвого деизма. Петр хранил в своем сердце образ живого библейского Бога. По свидетельству Нартова, Петр «был истинный богопочитатель и блюститель веры христианской. Подавая многие собою примеры того, говаривал о вольнодумцах и безбожниках так: «Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен». «Колико Петр Великий не терпел суеверия, толико, напротив, божественные почитал законы и чтение Св. Писания, Ветхого и Нового Завета любил. О Библии говаривал его Величество: «Сия книга премудрее всех книг: она учит познавать Бога и творения Его и начертывает должности к Богу и ближнему: разуметь в ней некоторые места яснее потребно вдохновение свыше. Учиться небесному — отвергнуть должно земные страсти».
Свое живое чувство Промыслителя и воли Божией, проникающей дела человеческие, Петр очень искренно выражал своими словами. Когда в 1721 г., после торжественного молебна по случаю Ништадского мира, венчавшего успехом его большую северную имперскую программу, Петру подносили титул императора, он сказал: «Зело желаю, чтоб наш весь народ прямо узнал, что Господь Бог прошедшей войной и заключением сего мира нам сделал. Надлежит Бога всею крепостью благодарить. Однако ж, надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле».
Бесспорно, Петру родствен был утилитарный практический взгляд на роль религии в деле государственном, но он не исключал в царе глубокого и живого понимания религии. Один из его заграничных учеников, молодой инженер и затем знаменитый историк В.Н. Татищев, заразившись заграницей буйным рационализмом, развязно болтал, издеваясь над Библией и разными церковными непорядками, Петр вызвал его для личного выговора. При этом фигурировала и знаменитая дубинка. Петр прикрикнул на него: «Как же ты осмеливаешься ослаблять такую струну, которая составляет гармонию всего тона? Да ты же не с должным еще уважением касался и до неких мест Св. Писания, чем уже ты, бездельник, и успел соблазнить многих бывших с тобой в компании. Я тебя научу, как должно почитать оное и не разрывать цепи, все в устройстве содержащей». И, ударив дубинкой, прибавил: «Не соблазняй верующих честных душ; не заводи вольнодумства, пагубного благоустройству; — не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом общества и Церкви». Здесь мотивировка религии звучит утилитарно. Это характерно для теоретического мировоззрения Петра. Но его религиозная психика была живая и полная.
Не терпя невежественного культового суеверия, Петр сам привычно любил богослужебное благолепие, с увлечением часто сам читал апостола и интересовался деталями церковных чинопоследований. Он был достаточно умен и талантлив, чтобы модный и свойственный ему рационализм и утилитаризм могли исказить в нем полную православную религиозность.
Реформа церковного управления.
Великий реформатор Петр не мог не оставить каких-то реформирующих следов в Русской Церкви.
Идею реформы церковного управления в России первый Российский император, по всей видимости, привез из Европы. «О широком интересе Петра к церковной жизни Англии… сохранилось достаточно много свидетельств. Он беседовал с сами Кентерберийским и с другими англиканскими епископами все о церковных делах. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначили для Петра специальных богословов-консультантов. К ним присоединился и Оксфордский университет, назначивший консультанта со своей стороны. Вильгельм Оранский, получивший английскую корону, но воспитанный в левопротестантской духе, ссылаясь на пример родной ему Голландии и самой Англии, советовал Петру сделаться самому "главой религии", чтобы располагать полнотой монархической власти. Беседуя за границей о церковных вопросах, Петр все же соблюдал большую осторожность, указывая собеседникам, что ими ведает в России высшая церковная власть. Общий вопрос о коллегиальном управлении интересовал его»[2].
Одной из главных причин реформации было противодействие патриарха и его сторонников любым реформациям в стране. Они искренне полагали, что консервативный уклад обеспечивает России процветание. Император был не согласен с таким положением дел и видел в высших церковных санах угрозу для самодержавия.
Тому были все предпосылки. Церковь имела колоссальные ресурсы: деньги, крестьян, земельные титулы. По мнению Петра, тратила она их, по большей части, неразумно, имея в своих статьях расходов такие неприбыльные и бесполезные вещи, как содержание сотен монастырей. Вдобавок, доходыдуховенства не облагались налогом, а количество бродяг и священнослужителей, находившихся на попечительстве богаделен, росло.
Задачи реформ.
Петр 1 поставил себе сразу несколько задач.
Во-первых, стоило разобраться с неподконтрольным духовенством, которое могло представлять угрозу для государя.
Во-вторых, ресурсы церкви должны были быть направлены на более подходящие нужды, вроде вербовки крестьян в армию.
В-третьих, снижение количества монастырей – бессмысленных сооружений, не приносящих никакой практической пользы.
Еще одной причиной была борьба с бедняками, которые вместо работы и осваивания ремесла просили милостыню на улицах городов и деревень. Естественно, они сильно поддерживались церковью, что было очень невыгодно для государства.
Суть, содержание и этапы реформ.
Смерть Патриарха Адриана развязала императору руки, и он принялся урезать церковные привилегии.
Все началось с попыток не допустить избрание нового патриарха. Одновременно с этим царь Петр создал монастырский приказ, в управление которому перешли земли монастырей и имущество архиереев. Следующим шагом было издание сразу нескольких указов, сильно ослабивших черное духовенство. Таким образом, началась борьба с инакомыслием на местах, не допустившая создание разного рода ересей и реформаций (которые происходили в Европе).Монахам теперь запрещалось владеть любой землей, в то же время становиться монахинями могли исключительно женщины старше сорока лет. Был объявлен запрет на любую милостыню, кроме той, что производилась в богадельнях: так самодержец боролся с попрошайничеством.
Но эти преобразования не устроили царя.
Вскоре патриаршество было расформировано, его заменял Синод – новый коллегиальный орган, подконтрольный самому Петру. Для того чтобы не допустить оппозиции в синоде, в 1722 году была создана должность обер-прокурора, контролирующего его деятельность.
Многие монастыри и богадельни были расформированы за ненадобностью. По мнению царя, они не приносили ощутимой пользы. Был также введен запрет на строительство подобных сооружений ( Приложения 1,2).
Церковная реформа Петра Первого сильно изменила облик духовенства, и привела страну к противоречивым результатам:
Поступления в казну увеличились за счет доходов церкви;
Исповедь перестала быть таинством – все сказанное на ней больше являлось секретом;
Количество священников и монахов сократилось. Само монашество потеряло былой престиж и больше не имело той славы, что была раньше;
Изменился календарь. Новый год начали праздновать 1 января;
Иноверцы преследовались. Каждый, не желавший иметь проблем с законом, должен был принять православие;
Несмотря на борьбу с попрошайничеством, число бедняков продолжало расти. Как оказалось, проблема была не только в церкви;
С одной стороны, церковь стала полностью подконтрольна будущему императору. Оппозиции в духовенстве теперь тоже неоткуда было браться. С другой стороны, борьба с попрошайничеством и монастырями не сильно изменила социальное положение крестьян и облик страны.
Заключение
В период 1701-1721 годов Петром I была проведена коренная реформа церкви. Реформа была осуществлена царем главным образом по причинам государственным.
Пётр I стремился создать условия, при которых его государственная деятельность не только не встречала бы оппозиции со стороны церковных руководителей, приходского духовенства и монашествующих, но, наоборот, получала бы активную поддержку. При Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчинённых высшей светской власти. Петр, таким образом, изничтожает знаки патриаршей власти и заменяет их знаками власти собственной. Духовенство, изнуренное церковной разрухой, волей или неволей идет на этот компромисс, и, как мы знаем, все попытки отказаться от него в послепетровское время успеха не имеют.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод: Ум и воля, державная рука Петра коснулись всех областей жизни и деятельности русского государства, навеки закрепив за ним звание одного из главных реформаторов России, звания Великий…
«В 27 день января 1725 года, после полудня государь стал к кончине приближаться, – пишет о последних минутах жизни Петра I один из его ближайших сподвижников, – тотчас призваны были два архиерея. И когда один из них о смерти и воскресении Христовой вспомнил, государь посилился приподняться и пересохшими устами еле вымолвил: «Вот то едино, что меня услаждает и жажду мою утоляет…» Через некоторое время удар в большой соборный колокол возвестил о смерти Его Величества».
Петр умер как истинный христианин, с последней мыслью о Боге.
Список использованных материалов
1. Знаменский П. В. История Русской Церкви. / П. В. Знаменский. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. С. 199.
2. Нартов А. К. Достопамятные повествования и речи Петра Великого // Петр Великий. Воспоминания. Дневниковые записи. Париж - Москва - Нью-Йорк, 1993.
3. Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1997.
4. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. — М., 2009.
Интернет-источники
1. https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/2_2_1
2. https://pravoslavie.ru/77634.html
Приложение 1
Приложение 2
7