СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………...……………2
Глава I. Теоретический анализ……………………………………...………………4
История возникновения первой марки………...……………………………4
Классификация почтовых марок……………………………………….……5
Форма почтовых марок………………..……………………………………..6
Гашение марок………………………………………………………………..6
Глава II. Филателия………………………………………………………………….9
Глава III. Интересные факты о марках…………………….……………….………8
Глава IV. Практический анализ…………………………………………….……...10
4.1 Роль почтовой марки в обществе…………...……………………………...10
4.1 Посещение почтового отделения…………………………………………..10
4.2 Беседа с филателистом…………………………………………………...…11
Заключение…………………………………………………....…………………….13
Выводы…………………………………………………………………………...…14
Литература………………………………………………………………….……….15
Приложение 1 ………………………………………………………………………16
Приложение 2……………………………………………………………………….20
Приложение 3……………………………………………………………………….25
Приложение 4……………………………………………………………………….26
Введение
«Несмотря на появление новейших
средств связи и коммуникаций,
марка сохраняет свою культурную и
историческую ценность»
В.В. Путин.
В этом учебном году я впервые написал письмо Деду Морозу. Когда мы с мамой пошли отправлять его на почту, я увидел, как на конверт наклеивают марки. Меня это заинтересовало. Раньше я видел марки в коллекции сестры, но никогда не задумывался о их назначении. Когда появилась первая марка? Кто ее придумал? Для чего она нужна? Сколько марок нужно наклеить на письмо? Мне захотелось побольше узнать об этом. Вместе с мамой мы решили найти ответы на интересующие меня вопросы и я решил свою исследовательскую работу посвятить этой теме.
Актуальность темы: я считаю эту тему актуальной, потому что в настоящее время все меньше людей пользуются услугами почтовых отправлений. На смену бумажным письмам пришли электронные письма, которые доходят до адресата в считанные секунды. Исчезнут ли марки? – вот вопрос в котором я хочу разобраться.
Гипотеза:предположим, что в ближайшее время марки исчезнут.
Задачи исследования:
1.Познакомиться с историей создания марки, используя доступную литературу и интернет-ресурсы.
2.Провести опрос среди ребят школы.
3. Посетить почтовое отделение.
4. Провести беседу с филателистом.
5.Рассмотреть семейную коллекцию, используя полученные знания.
6. Сделать вывод о подтверждении или опровержении моей гипотезы.
Цель работы: исследовать почтовые марки и их значимость в современном мире.
Объект исследования: коллекция почтовых марок.
Предмет исследования: филателия.
Методы исследования:
теоретический (анализ литературы, работа с Интернет–ресурсами, обобщение данных)
практический (провести анкетирование среди учеников школы, посетить почтовое отделение, провести интервью с филателистом)
Теоретическая и практическая значимостьмоего исследования заключается в том, чтобы узнать историю марок, их значение и рассказать одноклассникам о своих исследованиях на уроке ИЗО.
Этапы работы:
I .Организационно-подготовительный этап.
Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
II. Экспериментально-аналитический этап.
Работа с различными источниками информации, обобщение полученной информации по теме.
Проведение анкетирования учеников школы.
Посещение почтового отделения.
Беседа с филателистом.
Анализ полученных данных.
III.Заключительный этап.
Формирование выводов.
Глава I. Теоретический анализ
История возникновения первой марки
Согласно легенде, в 1836 году, англичанинРоуланд Хилл путешествовал по Ирландии.Однажды в трактир, где в это время находился Хилл, зашел почтальон с письмом для служанки. Девушка явно обрадовалась, но получать корреспонденцию отказалась. В то время, по правилам почты, за письмо должен был заплатить получатель. Хилл уплатил почтальону три с половиной шиллинга, именно столько стоила в то время доставка, но девушка заявила, что письмо ей не нужно, поскольку в конверте ничего нет. Как выяснилось, они с братом, живущим в Лондоне, давно ведут такую странную переписку. Брат отправлял ей пустой конверт, это означало, что у него все в порядке. Сестра отказывалась принять письмо, и оно уходило обратно отправителю. Получив свое письмо обратно, брат понимал, что у сестры тоже все хорошо.
Позднее, Хилл выяснил, что это далеко не единичный случай. Такую «немую» переписку использовали многие жители Великобритании. Почта несла немалые убытки.
В голову Хилла пришла мысль: нужно брать плату за письмо вперёд. Он предложил за каждое письмо брать плату в один пенни с того, кто отправляет письмо, а на письмо наклеивать маленький кусочек бумаги, и на него ставить печать, что бы означало, что за письмо оплатили.
Первая почтовая марка появилась в мае 1840 года. Роуленд Хилл писал об этом в своем дневнике: «В первый раз марки выпущены сегодня в Лондоне для населения. Страшная суматоха на почтамте».
Как же выглядела самая первая марка? Она была довольно простой, одноцветной – черного цвета. На ней было изображение профиля правящей в то время королевы Виктории. На ней красовалась надпись с обозначением ее стоимости – один пенни. Поэтому ее так и прозвали – «черный пенни» (см. приложение 1 рис.1).
Положительную сторону использования почтовых марок очень скоро оценили в большинстве стран мира. Интересно отметить, что на любой почтовой марке, вне зависимости от происхождения, печатается латинскими буквами название выпустившей ее страны. А если его нет, то это английская марка. Сегодня Великобритания, как первая начавшая использовать в обращении марки, освобождена от обязанности указывать наименование страны на марке.
Первая почтовая марка в России пущена в обращение в 1858 году. На марке красовался герб — двуглавый орел и указывалась стоимость (см. приложение 1 рис.2).
Классификация почтовых марок
Существует огромное разнообразие видов почтовых, полупочтовых или непочтовых марок. Ниже перечислены лишь некоторые из них:
Официальные почтовые марки — знаки почтовой оплаты, выпущенные государственной почтовой службой и используемые в качестве оплаты различных почтовых отправлений. Их можно разделить на три категории:
Марки, поступающие в свободную продажу для оплаты почтовых отправлений.
Предназначенные для внутренних нужд или потребностей определённых заведений (например, служебные марки). Обычно не попадают в продажу.
Для оплаты некоторых налогов (например, военно-налоговые марки).
Полуофициальные марки — выпущенные непочтовыми учреждениями или организациями, используемые для оплаты дополнительных почтовых сборов.
Неофициальные марки — марки, выпущенные общественными, частными организациями или лицами.
Марки частных почт — к этой категории относятся марки частных городских и гостиничных почт (например, марки частных местных почт).
Форма почтовых марок
Обычно марка представляет собой листок бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой и клеем, нанесенным на оборотную сторону. Но встречаются и другие формы марок.
В настоящее время известны марки следующих форм: прямоугольник (самая популярная форма), квадрат, треугольник, ромб, круг, трапеция, овал, свободная форма (форма марок может повторять контур карты страны, кокосового ореха, банана). Встречаются также пятиугольные, шестиугольные и восьмиугольные марки (см. приложение 2 табл.1).
Гашение марок
Гашеной называется почтовая марка, на которой нанесен почтовый штемпель. Марка, наклеенная на конверт, означает, что письмо оплачено. Чтобы марку нельзя было использовать повторно, при поступлении письма на почту она гасится оттиском штемпеля. Отсюда и название - гашеная марка.
Изучая информацию, я узнал, что существуют ещё конверты первого дня. Конверт первого дня — это специальный конверт, на котором наклеенные почтовые марки либо блоки погашены в первый день их выпуска.
Конверт первого дня должен содержать в себе три обязательных элемента:
- собственно сам конверт;
- знак почтовой оплаты (марка, блок);
- почтовый штемпель первого дня.
В семейной коллекции я обнаружил несколько таких конвертов:
Так же в коллекции оказались подарочные марки со штемпелем первого дня (см. приложение 1 рис.5).
Вывод: Почтовая марка – это средство почтовой оплаты. Служит для облегчения сборов за почтовые отправления.
Глава II. Филателия
Собирание почтовых марок началось практически сразу после появления первых почтовых марок. К концу XIX века филателия стала повальным увлечением. Этому увлечению поддались даже царствующие особы и целые государства. Филателия — коллекционирование и изучение знаков почтовой оплаты. Что же означает само слово «филателия»? Оно складывается из двух греческих слов: «люблю» и «пошлина» («сбор»), т.е. «любящий знаки оплаты».Что касается численности филателистов в мире, то разные источники приводят разные цифры: от 10 до 100 миллионов человек.
Филателия - это не простое увлечение, как многим может показаться. Ведь это хобби несет в себе огромнейший познавательный потенциал, стимулирующий любознательность, интерес к истории родной страны у молодежи и подрастающего поколения. Кроме этого, почтовая марка - это не просто клочок бумаги. Это еще и настоящее произведение искусства, хоть и маленькое по размеру. Почтовые марки - это своеобразные "визитки" государства, над созданием которых трудился не один десяток талантливых художников. Филателия - удовольствие не из дешевых. Яркое тому доказательство - самые дорогие марки СССР, цены на которые порой сопоставимы с ценой однокомнатной квартиры или новенького автомобиля! Поэтому, позволить себе приобрести отдельные экземпляры почтовых марок может далеко не каждый.
Филателисты коллекционируют не только новые марки. Многие коллекционеры считают, что истинная ценность марки заключается в выполнении ей своей миссии, т.е. они коллекционируют гашеные марки. Оттиск почтовых штемпелей несет дополнительную информацию.
Вывод: Почтовая марка является не только средством оплаты почтовых услуг, но это еще предмет коллекционирования, отражающий историю той или иной страны.
Глава III. Интересные факты о марках
Изучая данную тему, я узнал интересные факты о марках.
котрая ее выпустила. Исключением является лишь Великобритания, как страна первая выпустившая марку. На ней представлен профиль правящего монарха.
письма родным. При этом марки на конверты он не наклеивал, а рисовал, и все письма дошли в таком виде.
коллекционерам. Это повышает доход государства.
например, 2 года назад, в Австралии выпустили особую серию 3-D марок, на которых изображены мифические существа. Специальные очки можно купить вместе с маркой.
сохранившаяся шведская марка под названием Treskilling Yellow, которую выпустили ещё в 1855 году. Стоимость этой марки на аукционе составила 2,3 млн. долларов.
нескольких тысяч открыток, изображающих один и тот же пейзаж, но украшенных марками многих стран. Каждому гостю музея служители вручают чистую открытку с просьбой выслать её обратно после возвращения на родину.
Вывод: Марки по-прежнему популярны в разных странах и востребованны в большей части как предмет коллекционирования.Это подтверждается наличеем сайтов по данной теме.
Глава IV. Практический анализ
4.1. Роль почтовой марки в современном обществе
Для выяснения роли марки в современном обществе мы провели анкетирование среди учеников школы. Было опрошено 19 человек.
При анкетировании школьникам были заданы 5 вопросов:
1.Пишите ли вы письма?
1. Отправляете ли письма почтой?
2. Часто ли пользуетесь почтовыми марками в настоящее время?
3. Знаете ли вы как, называется увлечение по коллекционирования марок?
4. Занимается ли кто- нибудь из ваших знакомых коллекционированием марок?
Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы (см. приложение 3).
Анкетирование показало, что большая часть опрошенных не пишет письма. Из 19 человек лишь 6 – пишут письма. И из них только 5 человек отправляют их почтой. При этом пользуется почтовыми марками всего один из опрошенных. А то, что увлечение по коллекционированию марок называется филателией, не ответил ни один из опрошенных. При этом у 6 человек знакомые занимаются коллекционированием марок.
Вывод: В век современных технологий, молодое поколение в меньшей степени пользуется почтовыми письмами и мало знают о марке, как о предмете почтовой оплаты и предмете коллекционирования.
4.2. Посещение почтового отделения
Проанализировав данные после опроса учеников, я решил посетить почтовое отделение г.Семенов (см. приложение 4 фото 1).
Работник почты рассказал нам о марке, как о предмете почтовой оплаты. Показал, где обычно размещают марки на конвертах и как они гасятся штемпелем.
Из его рассказы я узнал, что марка наклеивается не только на письма, но и на бандероли и заказные письма, которые не заменит интернет. Количество наклеенных марок зависти от веса. На конверты с литерой А (в верхнем правом углу конверта) наклеивать марки не надо, если вес не более 20 г. Если письмо весит больше, то за каждый грамм нужно наклеить марку стоимость 2,5 рубля.
Так же я узнал, что люди хоть и в меньшей мере, но пользуются услугами почтовых отправлений. Число отправлений возрастает к праздникам. И, хотя люди все больше пользуются электронными письмами, все же востребованность в заказных письмах и бандеролях остается.
Узнал, что на почту приходят школьники-филателисты. Они покупают новые марки, пишут письма другим филателистам для обмена марками. Мне показали новые марки, поступившие в продажу. Одна тематика была посвящена предстоящему чемпионату мира по футболу. Мы с мамой с удовольствием приобрели эти марки.
Вывод: Почтовая марка — специальный знак почтовой оплаты, обладающий определённой номинальной стоимостью (номиналом). Они по-прежнему остаются востребованными в почтовых отделениях.
4.3. Беседа с филателистом
Что представляет собой марка, как предмет коллекционирования? Для этого я решил побеседовать с филателистом (см. приложение 4 фото 2). Это моя сестра. В её коллекции насчитывается более 2500 марок. Это марки разных стран. В ее альбомах они разложены по тематикам. Наибольшее количество марок имеют темы: «Куба», «Спорт» и «Искусство».Из беседы с филателистом я узнал, что коллекционирование марок не только интересное, но и познавательное занятие. Марки могут многое рассказать об истории той или иной страны, о знаменитых людях, о животных и растениях. Тематик очень много. Марка является поводом для знакомств: с декоративно-прикладным искусством России, с важными событиями в истории стран, с историческими личностями, удивительным миром природы и многим другим.Она рассказала, что обычно каждый филателист определяется с одной или несколькими тематиками, какие он хотел бы коллекционировать. Собирая выбранную тему, он не только складывает приобретенные марки в альбомы. Он еще изучает каждую марку (что на этой марке изображено, в честь какого события она выпущена) и тем больше узнает информации по той теме, которую выбрал для коллекционирования.
Показывая свою коллекцию, она обратила мое внимание на то, что в ней преобладают гашеные марки. Они были приобретены вместе с журналами «Почтовые марки мира». В этих журналах она много узнала о приобретенных марках.
Филателист рассказал,что с помощью марок можно узнать события, происходившие в обществе и государстве в разное время. Мы рассмотрели изображения 20 марок разных тематик. На каждой из марок есть год выпуска. На некоторых марках присутствует краткое название события, которому она посвящена. У нас не вызвало особого труда, чтобы высчитать дату произошедшего события.
Результаты проделанной работы мы оформили в таблицу. Первый столбец – год выпуска марки, второй – описание события, в третьем – дата события, а в четвертом – отсканированное изображение марки из коллекции сестры (см. приложение 2 табл.2).
На других марках мы обнаружили разные темы – цветы, животные, насекомые, транспорт.
Вывод: По коллекции марок можно читать историю государства и общества, узнавать окружающий мир. Более детальное изучение изображениямарок ведет к саморазвитию.
Заключение
Чтобы повысить интерес своих одноклассников к маркам, я подготовил небольшую презентацию на тему «Почтовые марки» и на уроке ИЗО выступил перед классом (см. приложение 4 фото 3).Классный руководитель Марина Анатольевна на уроке предложила ученикам нарисовать свои марки. Темы могли быть самые разные. Самые удачные эскизы марок представлены в работе (см. приложение 1 рис.6). Со стороны одноклассников, я увидел интерес к представляемой теме. Надеюсь, что их заинтересованность перерастет в интересное и полезное увлечение под названием филателия. А про себя я могу сказать, что я - начинающий филателист. И марки, приобретенные мной при посещении почтового отделения, это первые марки моей, пока не многочисленной коллекции.
Выводы
Проведя исследовательскую работу, я увидел, что моя гипотеза не подтвердилась. Исследование показало, что
Марка является средством оплаты почтовых услуг
Она необходима для облегчения доставки писем
Марка является предметом коллекционирования, отражающим историю и культуру той или иной страны.
На марках изображаются самые важные события, известные люди, животные, птицы и многое другое. Многообразие марок – это большой мир неизвестного. Изучая их, можно бесконечно узнавать много нового и интересного.
Литература
Журналы «Почтовые марки мира»
Настольная книга филателиста. Марки России и СССР/ С.В.Аксёнова, Е.Н. Пакалина. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – 400 с. : ил. – (Популярная энциклопедия).
https://stamps.ru/blog/velikie-znamenitye-izvestnye-o-kollekcionirovanii
http://muzey-factov.ru/tag/postage-stamps
http://i-fakt.ru/kogda-poyavilis-pochtovye-marki/
http://история-вещей.рф/dengi/pochtovyie-marki.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Почтовая_марка
Приложение 1.
Изображения марок.
Рис.1. Первая почтовая марка «черный пенни»
Рис.2. Первые почтовые марки России
Рис.3. Конверт первого дня. Декоративно-прикладное искусство России. Кружево
Рис.4. Конверт первого дня. Эстафета олимпийского огня. Сочи 2014
Рис.5. Подарочные марки со штемпелем первого дня.
Рис.6. Эскизы нарисованных марок.
Приложение 2.
Таблицы.
Табл.1. Форма марок.
Название формы марок | Фото марок |
ПРЯМОУГОЛЬНИК — самая популярная форма | |
КВАДРАТ | |
ТРЕУГОЛЬНИК | |
РОМБ | |
КРУГ | |
ТРАПЕЦИЯ | |
ОВАЛ | |
свободная форма — некоторые страны выпускают марки так называемой свободной формы. Форма марок может повторять контур карты страны, кокосового ореха, банана. | |
Встречаются также пятиугольные, шестиугольные и восьмиугольные марки. | |
Табл.2. Анализ дат юбилейных марок
Год выпуска марки | Событие | Дата события | Изображение марки |
1991 | 250-летие плаванияВ.И.Беринга и А.И.Чирикова к берегам Америки | 1741 | |
1984 | 50-летие героического похода «Челюскина» | 1934 | |
1987 | 70 лет Великого Октября | 1917 | |
2013 | 50 лет первому полету женщины в космос | 1963 | |
1983 | 200 лет городу герою Севастополю | 1783 | |
1990 | 150 лет первой в мире почтовой марки | 1840 | |
2012 | 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства | 1012 | |
1980 | 150 лет со дня рождения А.К.Саврасова | 1830 | |
1990 | 120 лет со дня рождения В.И.Ленина | 1870 | |
1984 | Четырнадцатые зимние олимпийские игры | 1984 | |
1988 | Начало создания мультфильма «Ну, погоди!» | 1969 | |
2014 | 250 лет Государственному Эрмитажу | 1764 | |
Приложение 3.
Диаграмма.
1. Пишите ли вы письма?
1. Отправляете ли письма почтой?
2. Часто ли пользуетесь почтовыми марками в настоящее время?
3. Знаете ли вы как, называется увлечение по коллекционирования марок?
4. Занимается ли кто- нибудь из ваших знакомых коллекционированием марок?
Приложение 4.
Фотографии событий
Фото 1. Посещение почтового отделения.
Фото 2. Беседа с филателистом.
Фото 3. Презентация на тему «Почтовые марки».
18