Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по дисциплине «Математика»
Олимпиада
«Математические расчеты в фармакологии»
Общие положения
Мероприятие представляет собой соревнование двух команд, где каждая команда стремится набрать максимальное число баллов на проходимом этапе. Выигрывает та команда, которая при итоговом суммировании баллов набирает их максимальное колличество.
Олимпиада связана с дисциплиной «Математика». Может проводиться со студентами второго курса специальностей «Сестринские дело» и «Лечебное дело» в виде внеклассного мероприятия.
Целями данного мероприятия являются формирование и развитие логического и клинического мышления, творческих способностей, навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности.
Для проведения игры необходимо подготовить:
Компьютер;
Презентации Power Point:
Мультимедийный проектор;
Место для проведения мероприятия, разделенных на 2 команды (в команде должно быть не более 5 человек) и места для жюри, выполняющие роль проверяющих работы игроков, а также зрителей;
Таблица с правильными ответами (для проверки выполненных работ);
Листы для записи (раздаются участникам);
Карточки с заданиями в 2 экземплярах для каждой группы.
Вступительное слово преподавателя
с целью актуализации и мотивации олимпиады
Уважаемые гости и участники олимпиады !
Сегодня мы проведём олимпиаду по математическим расчетам в фармакологии. Данный материал включает в себя:
расчет объема лекарственного средства на курс лечения
определение количества действующего вещества в растворе;
расчет процентной концентрации раствора;
Растворы – это жидкие лекарственные формы, получаемые путем растворения твердого лекарственного вещества или жидкости в растворителе. Их достоинствами являются удобство в приеме, быстрое всасывание, возможность менять дозу и концентрацию лекарственных веществ. Особенно важно, что в экстренных ситуациях введение лекарственных средств практикуется именно в виде растворов
Рассмотренный материал может использоваться на теме «Общая рецептура» при выписывании рецептов. Рецепт является важнейшим документом.
Ошибка в рецепте может нанести здоровью непоправимый ущерб.
От правильного выбора лекарственного средства, его дозы во многом зависит успех лечения пациента.
Цели олимпиады
1.Обучающие:
2.Развивающие:
развивать логическое и клиническое мышление;
способствовать развитию творческих способностей;
сформировать умения делать умозаключения на основе проанализированных данных, пользоваться методом аналогий.
3.Воспитательные:
способствовать формированию понятия о долге и ответственности медработника;
способствовать формированию у студентов личной убежденности в приносимой пользе;
воспитывать ответственный подход к учебному процессу;
формировать умение дорожить интересами других людей
4.Методическая цель:
обеспечить целенаправленную работу преподавателя
Методы организации, подготовки и проведения олимпиады
1.Метод убеждений
- использование материала из цикла фармакологии;
2.Метод упражнений
- вовлечение студентов в подготовку олимпиады
- контроль за подготовкой олимпиады
Продолжительность: 60 минут.
Место проведения: актовый зал
Подготовительный этап
Формирование жюри:
1.Методист колледжа.
2.Заведующий отделением «Лечебное дело»
3.Заведующий отделением «Сестринское дело»
Тематика конкурсов
1. Вопросы общего плана
2. Решение пропорций.
3.Определение процентной концентрации раствора.
4.Определение количества действующего вещества
5.Расчет объема лекарственного средства
6.Конкурс капитанов
7.Конкурс «Вычисли ответ»
Условия проведения конкурсов
Команды выполняют задания в соответствии с проведенным инструктажем
Задания конкурсов оцениваются:
1.За каждый правильный ответ конкурса «Вопросы общего плана» - 0,1 б.
2.За каждый правильный ответ конкурсов «Решение пропорций», «Определение процентной концентрации раствора», «Определение количества действующего вещества» - 0,5 б.
3. За каждый правильный ответ конкурса «Расчет объема лекарственного средства» и конкурс капитанов – 1 б.
4.За каждый правильный ответ конкурса «Вычисли ответ» - 2 б
Литература, используемая при подготовке
Для преподавателя
1.Виленкин Н.Я. Математика. М., Мнемозина, 2003 г.
2.Гаевый М.Д., Гаевая Л.М. Фармакология с рецептурой. М., Кнорус, 2009 г.
3.Коплик А.А., Будко И.И., Панжинская Н.Н., Хашун С.Н. Общая рецептура. Методические рекомендации для студентов медицинских и фармакологических колледжей. Краснодар, 2007 г.
Для студентов
I.Основная:
1.Гаевый М.Д., Гаевая Л.М. Фармакология с рецептурой. М., Кнорус, 2009 г., стр.36,37.
2.Коплик А.А., Будко И.И., Панжинская Н.Н., Хашун С.Н. Общая рецептура. Методические рекомендации для студентов медицинских и фармакологических колледжей. Краснодар, 2007 г., стр.28-31.
II.Дополнительная :
1.Виленкин Н.Я. Математика. М., Мнемозина, 2003 г.,стр.126-128.
Карта межпредметных связей
№ | Дисциплина | Тема |
Обеспечивающие |
1. | Культура речи | Морфология. Морфологические нормы. Типичные ошибки в употреблении и построении синтаксических конструкций |
2. | Математика | Решение пропорций |
Обеспечиваемые |
1. | Фармакология | Общая рецептура |
Карта ТСО и наглядностей
№ п/п | Вид | Наименование |
1. | ТСО | Компьютер, видеопроектор |
2. | Мультимедийные слайды | |
Хронокарта олимпиады
№ п/п | Этапы занятия | Время в минутах |
1. | Организационный момент | 2 |
2. | Вступительное слово преподавателя | 2 |
3. | Проверка домашнего задания | 5 |
4. | Конкурсы | 45 |
5. | Подведение итогов. | 5 |
6. | Заключительное слово | 1 |
Итого: | 60 |
Домашнее задание
Задание 1
Разобрать нижеприведенный материал:
Определение пропорции: пропорция – это равенство 2-х отношений
Символьная запись: а1 = в1
а2 в2
Крайние члены пропорции – это а1, в2, средние члены пропорции – это а2,в1,
Основное свойство пропорции: в верной пропорции произведение крайних членов
равно произведению средних: а1*в2 = а2*в1,
Пример решения пропорции: 8 = 2 8*3 = Х*2 Х = 24/2 Х= 12
Х 3
Задание 2
Решить пропорции, сверяясь с ответами в 3-м столбце
№ | Пропорция | Решение | Ответ |
1. | Х = 1 6 3 | | 2 |
2. | Х = 1 70 10 | | 7 |
3. | 6 = 2 Х 8 | | 24 |
4. | 6 = 3 Х 2 | | 4 |
5. | 7 = Х 5 10 | | 14 |
6. | 1 = Х 2 4 | | 2 |
7. | 5 = 10 6 Х | | 12 |
8. | 1 = 2 9 Х | | 18 |
Приложение № 1
Вопросы общего плана (слайды №1-13)
Инструктаж: ответить на вопрос
№ | Вопрос | Эталон ответа |
1 | Что такое раствор? | Жидкая лекарственная форма, получаемая путем растворения твердого или жидкого лекарственного вещества в растворителе. |
2 | Какие существуют формы выписывания рецепта ? | Сокращенная пропись и развернутая пропись. |
3 | Какими тремя способами может быть выражения концентрация в сокращенной прописи рецепта ? | Соотношение по массе и объему, отношение массы к объему, процентная концентрация. |
4 | Что показывает процентная концентрация ? | Какое количество вещества содержится в 100 мл растворителя. |
5 | Дан 5% раствор. Сколько г вещества будет содержаться в 100 мл растворителя ? | 5 г |
6 | Какова процентная концентрация раствора, если в 100 мл растворителя содержится 20 г вещества ? | 20% |
7 | Что показывает отношение массы к объему ? | В каком объеме растворителя содержится 1 г вещества. |
8 | Дан раствор, приготовленный в отношении 1: 1000. Сколько г вещества будет содержаться в 1000 мл раствора ? | 1 г |
9 | Дан раствор, приготовленный в отношении 1: 200. Сколько г вещества будет содержаться в 400 мл раствора ? | 2 г |
10 | Какая ложка имеет объем 10 мл ? | Десертная |
11 | Сколько мл содержит столовая ложка ? | 15 мл |
12 | Сколько мл содержит чайная ложка ? | 5 мл |
13 | Какова процентная концентрация раствора, если в 100 мл растворителя содержится 3 г вещества ? | 3% |
14 | Дан 7% раствор. Сколько г вещества будет содержаться в 100 мл растворителя ? | 7 г |
15 | Что такое пропорция ? | Равенство 2-х отношений |
16 | Что является основным свойством пропорции | В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних |
Приложение №2
Решение пропорций (слайды 14,15)
Инструктаж: решить пропорции
I вариант | II вариант |
Х = 2 6 3 | Х = 4 6 3 |
5 = 20 Х 8 | 18 = 3 Х 4 |
Приложение №3
Определение процентной концентрации раствора( слайды 16,17)
Этап №1. Составление условия для пропорции
Инструктаж: выбрать 1 правильный ответ
Условие задачи | Варианты ответов |
Задача № 1 Определить % концентрацию раствора, приготовленного в отношении 1:20 | 1) 100 мл – 1г 20 мл – Х г |
2) 100 мл – Х г 20 мл – 1 г |
3) 100 мл – 20 мл 1 г – Х г |
Задача № 2 Определить % концентрацию раствора, приготовленного в отношении 1:50 | 1) 100 мл – 1г 50 мл – 1 г |
2) 100 мл – 50 мл 1 г – Х г |
3) 100 мл – Х г 50 мл – 1 г |
Приложение № 4
Определение процентной концентрации раствора (слайды 18,19)
Этап № 2. Составление пропорции
Инструктаж: выбрать 1 правильный ответ
Условие задачи | Варианты ответов |
Задача № 1 Определить % концентрацию раствора, приготовленного в отношении 1:20 Условие для пропорции: 100 мл – Х г 20 мл – 1 г | 1) 100 = 20 Х 1 |
2) 100 = 20 1 Х |
3) 100 = 1 20 Х |
|
Задача № 2 Определить % концентрацию раствора, приготовленного в отношении 1:50 Условие для пропорции: 100 мл – Х г 50 мл – 1 г | 1) 100 = 50 1 Х |
2) 100 = 50 Х 1 |
3) 100 = 1 50 Х |
|
Приложение № 5
Определение количества действующего вещества (слайды 20,21)
Этап № 1. Составление условия для пропорции
Инструктаж: выбрать 1 правильный ответ
Условие задачи | Варианты ответов |
Задача № 1 Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося в 200 мл 5% раствора | 1) 200 мл – Х г 100 мл – 5 г |
2) 200 мл – 5 г 100 мл – Х г |
3) 200 мл – 100 мл 5 г – Х г |
|
Задача № 2 Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося в 200 мл 10% раствора | 1) 200 мл – 10 г 100 мл – Х г |
2) 200 мл – Х г 100 мл – 10 г |
3) 200 мл – 100 мл 10 г – Х г |
|
Приложение № 6
Определение количества действующего вещества (слайды 22,23)
Этап № 2. Составление пропорции
Инструктаж: выбрать 1 правильный ответ
Условие задачи | Варианты ответов |
Задача № 1 Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося в 200 мл 5% раствора. Условие для пропорции: 200 мл – Х г 100 мл – 5 г | 1) 200 = 100 5 Х |
2) 200 = 100 Х 5 |
3) Х = 100 200 5 |
|
Задача № 2 Рассчитать количество действующего вещества, содержащегося в 200 мл 10% раствора. Условие для пропорции: 200 мл – Х г 100 мл – 10 г | 1) Х = 100 200 10 |
2) 200 = 100 Х 10 |
3) 200 = 100 10 Х |
|
Приложение № 7
Расчёт общего количества раствора (слайды 24,25)
Инструктаж: выполнить расчёт по заданным параметрам
Вариант 1
Задача №1
Определить общее количеств раствора, необходимое для приема на
7 дней при условии назначения по 1 столовой ложке 4 раза в день.
Задача № 2
Определить общее количеств раствора, необходимое для приема на
7 дней при условии назначения по 1 чайной ложке 4 раза в день.
Вариант 2
Задача №1
Определить общее количеств раствора, необходимое для приема на
4 дня при условии назначения по 1 чайной ложке 3 раза в день.
Задача № 2
Определить общее количеств раствора, необходимое для приема на
4 дня при условии назначения по 1 столовой ложке 3 раза в день.
Приложение № 8
Конкурс капитанов (слайды 26,27)
«Найди ошибку в решении»
Инструктаж: указать номер этапа, в котором допущена ошибка
Вариант 1 Условие задачи Определить % концентрацию 300 мл раствора, содержащего 120 г глюкозы Решение: Этап №1 Составление условия для пропорции: 300 мл – Х г 100 мл – 120 г Этап №2: Составление пропорции 300 = 100 120 х Этап № 3 Решение пропорции 300*Х = 120*100 Х = 12000 300 Х = 40 Ответ: 40% | Вариант 2 Условие задачи Определить % концентрацию 300 мл раствора, содержащего 60 г глюкозы Решение: Этап №1 Составление условия для пропорции: 300 мл – 60 г 100 мл – Х г Этап №2: Составление пропорции 300 = 100 60 х Этап № 3 Решение пропорции 300*100 = 60*Х Х = 30000 60 Х = 500 Ответ: 500% |
Приложение № 9
Вычисли ответ (слайды 28,29,30,31)
Инструктаж: вычислить процентную концентрацию раствора
I вариант | II вариант |
Рассчитать процентную концентрацию 180 мл раствора, содержащего 1,8 г действующего вещества | Рассчитать процентную концентрацию 180 мл раствора, содержащего 18 г действующего вещества |
Эталон решения |
180 мл – 1,8 г 100 мл – Х г 180 = 100 1,8 Х 180*Х = 1,8*100 Х = 180/180 Х = 1 Ответ: 1 % | 180 мл – 18 г 100 мл – Х г 180 = 100 18 Х 180*Х = 18*100 Х = 1800/180 Х = 10 Ответ: 10 % |
I вариант | II вариант |
Дано: 1000 мл водного раствора фурацилина, приготовленного в отношении 1:500 Рассчитать % концентрацию | Дано: 1000 мл водного раствора фурацилина, приготовленного в отношении 1:200 Рассчитать % концентрацию |
Эталон решения |
500 мл — 1г 100 мл — Х г 500/1 = 100/Х 500*Х = 1*100 Х = 100/500 Х = 0,2 % | 200 мл — 1г 100 мл — Х г 200/1 = 100/Х 200*Х = 1*100 Х = 100/200 Х = 0,5 % |
Приложение № 10
Оценочный лист
Конкурс | Баллы |
Гр.___ | Гр.___ |
1.Представление команд балл 1.1. Название ………………….…. 0,1 1.2.Девиз……………………………0,2 1.3.Эмблема………………………..0,2 1.4.Приветсвие соперникам………0,3 1.5.Приветсвие жюри……………..0,3 1.6.Приветсвие зрителям………….0,3 Итого 1,4 | 1.1 | | |
1.2 | | |
1.3 | | |
1.4 | | |
1.5 | | |
1.6 | | |
Итого | | |
2.Вопросы общего плана За каждый правильный ответ – 0,1б. Мах за конкурс – 0,6 б. | 1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
Итого | | |
3.Решение пропорций 1-я пропорция 0,5 б. 2-я пропорция 0,5 б. | 1 2 | | |
4.Определение процентной концентрации раствора 4.1.Соствление условия для пропорции 0,5 б. 4.2.Составление пропорции 0,5 б. | 1 2 | | |
5.Определение количества действующего вещества 5.1.Соствление условия для пропорции 0,5 б. 5.2.Составление пропорции 0,5 б. | 1 2 | | |
6.Расчет общего количества раствора Задача №1 1 б. Задача №2 1 б. | 1 2 | | |
7.Конкурс капитанов 1 б | | | |
8.Вычисли ответ Задача №1 2 б. Задача №2 2 б. | 1 2 | | |
Максимальное число баллов - 12 | итого |
22