СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа Микроорганизмы враги или друзья

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Микроорганизмы враги или друзья»

Областной научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее (Россия, Тюмень, 2022г)











Микроорганизмы враги или друзья?









































Аннотация. Цель работы: узнать о пользе и вреде микроорганизмов

Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.

  • Проконсультироваться со специалистом

  • Провести эксперименты

  • Составить рекомендации для учащихся по отношению к микроорганизмам;

  • Обобщить данные и сделать выводы.



Актуальность темы: заключается в том, что эта тема будет интересна другим ребятам. Актуальность работы вижу в том, что взрослые и дети должны знать: Все ли микробы приносят вред человеку? Какие правила гигиены надо соблюдать, чтобы не заболеть инфекционными заболеваниями

Новизна темы для меня в том, что она возникла из простого детского любопытства и через доступные каждому ребенку опыты, что он сделал для себя новые открытия, о которых не подозревал раньше




















Введение.

Когда на уроке биологии мы заговорили о бактериях, мне стало интересно, и я попросил маму помочь мне познакомиться с загадочным миром микроорганизмов. Что это за микробы? Чем они мне могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микробы приносят вред человеку?
Теперь я многое узнал о них, и готов поделиться со своими друзьями.

Цель моего исследования: узнать о пользе и вреде микроорганизмов

Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.

  • Проконсультироваться со специалистом

  • Провести эксперименты

  • Составить рекомендации для учащихся по отношению к микроорганизмам;

  • Обобщить данные и сделать выводы.

Объект исследования: микроорганизмы.

Предмет исследования: польза и вред от микроорганизмов.

Гипотеза: микроорганизмы бывают вредные и полезные.


Методы исследования:

  • Анализ литературы

  • Беседы

  • Эксперименты

  • Наблюдения












Основная часть

1.1. Что такое микробы?

Из энциклопедии я узнал интересные сведения об открытии существования микроорганизмов. Было время, когда даже учёные считали, что самые маленькие живые существа на свете - это блохи! Никому и в голову не приходило, что рядом с нами, внутри и вокруг нас существует огромный мир «невидимок», по сравнению с которыми крохотная блоха всё равно что океанский лайнер рядом с почтовой маркой. Учёные открыли этот удивительный мир при помощи прибора микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый предмет. И то не сразу поверили! Но потом убедились. И нарекли представителей этого мира за их ничтожную величину микробами или микроорганизмами (от греческого слова «микрос»- маленький). Микроорганизмы (микробы)- невидимые невооруженным глазом организмы растительного и животного происхождения. Невидимые, но вездесущие. Простые, но способные принимать самые разные формы. Микроскопические, но иногда смертельные. Микробы - самые настоящие невидимые хозяева Земли. Учёные установили, что микробы появились на Земле раньше всех других живых организмов. Микроорганизмы делят на несколько групп: бактерии, дрожжи, плесневые грибы, вирусы.

Главное место среди микробов занимают бактерии. От этих бактерий, можно сказать, во многом зависит вся наша земная жизнь. Бактерии живут всюду: в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растения, животных и в человеке. Одни бактерии очень нежны и легко погибают. А другие переносят даже кипячение и замораживание, воздействие различных кислот, щелочей и ядов. Самыми стойкими считаются бактерии, обитающие в серных источниках. Они могут существовать при t - 105C. Есть бактерии, которые живут во льдах. Замораживание может приостановить рост бактерий, но не убьет их полностью. Они будут неактивны некоторое время. Обнаружены бактерии в замерзших соляных залежах, которым сотни миллионов лет. Интересными стали для меня сведения об открытии бактерий.

1.2 Из истории открытия бактерий

Великий врач Древней Эллады Гиппократ подружился с Демокритом.

Демокрит рассказывал Гиппократу об атомах, а Гиппократ Димокриту – о

людских болезнях. Почему бы, подумал Гиппократ, не быть атомом болезней?

Они бы переносились от больных людей к здоровым, подобно тому, как атомы влаги могут отрываться от моря. Точно также и здоровый человек заболевает, находясь рядом с больным. И только в 1865 году Луи Пастер первым выдвинул теорию о том, что причиной заболеваний являются микробы. [6]


1.3 Вред и польза от микробов.

Некоторые бактерии, попадая в организм человека, вызывают различные заболевания. Например, ангину, дифтерию, воспаление легких и все инфекции в открытых ранах возбуждаются определенными видами бактерий. Они называются болезнетворными. Заражение происходит при употреблении сырой воды или несвежей пищи. А также при общении с заболевшими людьми. Многие люди считают, что микроорганизмы наносят нам только вред, порождая разные болезни, портят продукты питания и прочие материальные ценности (помещения, мебель, книги, одежду), мешают расти, тем самым, уменьшая урожай различных сельскохозяйственных культур. На самом деле, вредны для человека только около 4% всех существующих микробов.

Есть, однако, и полезные бактерии, без которых жить на земле было бы гораздо труднее. Если бы на Земле не было бактерий, вызывающих гниение, наша планета постепенно покрылась бы неразложившимися останками погибших растений и животных. Но бактерии гниения помогают этим останкам сгнить.

Растениям бактерии тоже помогают. Растения развиваются лучше на той почве, где много азота. Азот же берут из воздуха и переносят в почву особые бактерии, живущие в ней. Некоторые бактерии участвуют в образовании полезных ископаемых.

Бактерии нужны в производстве при выработке кожи, снятия оболочек с зерен кофе и какао, отделении волокон в текстильной промышленности.

Тысячелетиями человек использовал молочные бактерии для создания многих молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии получатся, сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог. Бактерии помогают нам квасить капусту на зиму.

Из уксусной бактерии делают закваску для кваса.

Бактерии помогают жвачным животным: антилопам, коровам, лосям, козам, лошадям переваривать растительную пищу.

В нашем желудке есть множество кишечных бактерий: они помогают справиться с пищей: переваривают ее. Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него. В кишечнике любого человека содержится примерно три килограмма бактерий. Эти друзья человека помогают ему справиться со всеми трудностями. Самые полезные бактерии -бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек здоров. Бифидобактерии - это настоящие стражи человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо болезнетворная бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и убивают ее. Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они очень сильно помогают ему. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий.

Таким образом, в мире бактерий далеко не все являются нашими врагами. Большинство бактерий оказывается полезны.



































II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Консультация специалиста

Изучение мира микробов я продолжил в нашем ФАП где мне рассказали о разных микроорганизмах, об их вреде и пользе. Я узнал о таких микроорганизмах, как дифтерия, стафилококк. Аллаярова Гузель Калковна рассказала мне, что раньше от действия этих микроорганизмов люди умирали, так как не было таких препаратов, как антибиотик.

Таким образом, я делаю вывод, что одни микробы вызывают болезнь, а другие микроорганизмы помогают излечить болезни.

Не обязательно иметь микроскоп, чтобы увидеть микробы. Я попробовал обнаружить их прямо у себя на кухне.

2.2 Получение кефира из молока

Опыт первый 1: Получение кефира из молока

Многие из нас любят кефир. А как его приготовить? Конечно с помощью полезных микроорганизмов - бактерий. Для этого мне понадобилось сырое молоко, сметана. Берем стакан и на дно кладем пару чайных ложек сметаны. Заливаем теплым молоком, размешиваем до однородной массы и ставим в теплое место. Я все сделал вечером, а утром кефир уже был готов.

(Приложение 1)

Вывод: Это произошло из-за того, что в молоке, сметане всегда есть немного бактерий определенного вида - молочнокислых. В теплой среде они начинают быстро размножаться. Что я и наблюдал.

2.3 Полезное применение микроорганизмов на примере дрожжей

Опыт №2 Полезное применение микроорганизмов на примере дрожжей. Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.

Мне понадобились мука, молоко и сухие дрожжи. Замесим тесто. Одну часть теста поставим в теплое место, а другую в прохладное место. Через 30 минут сравнил, и увидел разницу. В тёплом месте брожение происходило быстрее.

Это и есть результат работы микробов - дрожжей.

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры.

(Приложение 2)

2.4 Реакция дрожжей на сахар

Опыт №3 Реакция дрожжей на сахар

Я взял два стакана, в оба налил воды. В один положил дрожжи, а в другой дрожжи и сахар. Через несколько часов сравнил содержимое стаканов. Увидел, что в первом стакане дрожжи выпали в осадок, а во втором происходило брожение - образовалась пена.

Вывод: Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни. (Приложение 3)

Мы с детства знаем, что приходя с улицы, перед едой нужно мыть руки с мылом, так как на наших руках содержатся бактерии. Для доказательства мы проведем опыт.

2.5 Содержание бактерий на руках

Опыт № 4 Содержание бактерий на руках

Сначала готовлю питательную среду из желатина с добавлением глюкозы наливаю в чашки Петри.

Для снятия смывов берем ватный палочки, смачиваем его в воде и протираем

поверхности обеих рук, проводя не менее 5 раз по каждой ладони и пальцам,

После этого отжимал по несколько капель в чашки с питательной средой.

снял по три смыва: с грязных рук, после мытья холодной водой без мыла, после мытья водой с мылом. Сосуды закрыл неплотно плёнкой и ставил в тёплое место.

Затем наблюдал за изменением поверхности питательной среды в течение

недели. На 3-4 день в чашах проб № 1,2 появился налет. К концу недели в некоторых пробах образовались колонии. Анализируя результаты можно прийти к выводу, что на грязных руках содержится много бактерий, и после мытья просто водой их количество практически не уменьшается. А вот в пробах взятых с рук после мытья с мылом количество бактерий уменьшилось почти в два раза.

Вывод: больше болезнетворных бактерий содержится на грязных руках, чуть меньше на руках вымытых без мыла. И только мытьё рук с мылом уменьшает количество бактерий примерно в 2 раза.

Итак, подведём итог! Чтобы микробы не нанесли нам вред, а приносили пользу необходимо:

Пить кисломолочные продукты с полезными бактериями, которые в нашем организме борются с вредными! Мыть руки перед едой, после прогулки! Пить только кипячёную воду! Почаще проветривать комнату! Употреблять в пищу только свежие продукты! Чаще делать влажную уборку в квартире!



Заключение

Наша гипотеза подтвердилась. Микробы бывают полезные и вредные. Мне удалось установить, что микробов больше полезных. Я узнал, где живут микробы, какую пользу мы от них получаем, какой вред они могут нам нанести. Разработал рекомендации о том, что надо делать, чтоб помочь полезным микробам и защитить себя от вредных микробов.

Мне удалось провести эксперименты, которые доказывают существование микробов. Я планирую продолжить работу над исследованием микроорганизмов. Мир микробов очень велик.




























Литература

  1. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.-416с.

  2. Кристиан Роджерс / Человек: М.: Росмэн,2002.- 63 с.

  3. Детская энциклопедия/Леонтьев А. Н.- М.: Педагогика 1975-463 с.

  4. Энциклопедия школьнику/составители Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко- Киев МП « Сканер», 1993-464 с.

  5. Интернет-ресурсы.





























Приложение 1

Опыт №1: Получение кефира из молока



Приложение 2

Опыт №2 Полезное применение микроорганизмов на примере дрожжей





Приложение 3

Опыт №3 Реакция дрожжей на сахар







Приложение 4

Опыт № 4 Содержание бактерий на руках





13