СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Милый край отцов и дедов"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследовательской работы: творчество поэтов села Пяша Бековского района Пензенской области 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Милый край отцов и дедов"»


Управление образования администрации

Бековского района Пензенской области



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Покровка

Бековского района Пензенской области





Научно-практическая конференция школьников «Старт в науку»



«Милый край отцов и дедов»

(опыт собирания и анализ поэтического творчества жителей села Пяша Бековского района Пензенской области)

Выполнила:

учащаяся 8 класса МБОУ СОШ с. Покровка Рямзина Ксения


Руководитель:

Орлова Н.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Покровка























с. Покровка, 2018

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3-5


ГЛАВА 1. Гречко Люсси Александровна ……………………………………6

1.1. Слово о поэте и его творчестве……………………………………………...6

1.2. Анализ стихотворения «Родная сторона»………………………………..7-8


ГЛАВА 2. Карасёва Ольга Александровна…………………………………..9

2.1. Слово о поэте и его творчестве……………………………………………..9 2.2. Анализ стихотворений «Детство», «Моё село»………………… ……..9-10


ГЛАВА 3. Ларьцов Александр Анатольевич ……………………………... 11

3.1. Слово о поэте и его творчестве…………………………………………….11

3.2. Анализ стихотворений «Там, где закат задумчивый пылает»…… ……..12


ГЛАВА 4. Маташов Василий Федорович…………………………………13

4.1. Слово о поэте и его творчестве……………………………………….13-15

4.2. Анализ стихотворений «Ты играй, гармонь, играй!»………………15-16


ГЛАВА 5. Моксина Мария Николаевна………………… …………………17

5.1. Слово о поэте и его творчестве…………………………………………….17

5.2. Анализ стихотворений «Моё богатство»………………………………17-18


ГЛАВА 6. Червякова Татьяна Борисовна………………………………….19

6.1. Слово о поэте и его творчестве…………………………………………… 19

6.2. Анализ стихотворений «Чем пахнет деревня?»………………… ……19-20


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………… ……………………………..21-22


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….23


ПРИЛОЖЕНИЕ








Введение

Простенькая Пяша

По-мордовски «липа»,

Сотни лет ты наша,

Мала невелика.

Сотни лет старея,

Родиной зовёшься.

В трудность, не робея,

Песней разольёшься…

С высоты весною

Смотришь на долины

Ветер над тобою

Шепчет нам былины.

Люсси Гречко













Велика наша Родина с её необъятными просторами, изумрудного цвета лесами, полями, зеркальными реками, маленькими деревнями и большими городами. Но на огромной карте нашей страны есть одна небольшая точечка, небольшое село Пяша – наша Малая Родина.

Я люблю свой край, своё село. Никогда не устану повторять: наше село богато! Речь не только о красоте пяшинских рощ, лесов, прудов и древней истории села с её достопримечательностями: Красным мостом, родником «Явленный», мемориалом Славы воинам Великой Отечественной войны. Прежде всего, мы богаты талантливыми людьми! Лучшее тому доказательство - стихи пяшинцев, настоящих патриотов своей малой Родины. Они не издают собственные книги. Впрочем, это совсем не главное и не обязательное условие. Гораздо важнее, что от их добрых поэтических слов люди вокруг становятся добрее и чище. Они живут рядом с нами, но мы так мало знаем об их таланте.

Идёт творческий человек по жизни. Дышит, слушает, смотрит – всё вбирает в себя. Радуется и страдает, любит и тоскует, восхищается и грустит, как и другие люди, но его от них отличает чуткость к красоте окружающего мира, способность проникнуться чужими чувствами так, как если бы они были личными. И тогда он хочет поделиться своими переживаниями и раздумьями, мечтами и впечатлениями. Так выражается особое, необычайное душевное волнение. Так из взволнованного чувства и разнообразия мысли рождаются стихи.

Тематика стихотворений местных поэтов разнообразна. Это и любовная, и пейзажная, и гражданская, и философская лирика. Стихотворения просты и открыты для людских сердец. А главное, эта простота искренняя, в которой постоянно ощущаешь душу поэта с его болью и радостью, с его восторженностью и негодованием. Они достойно славят свою «малую Родину», людей, живущих рядом, вспоминают прошлое.

Работа по изучению стихотворного творчества поэтов нашего села проводится рамках проекта «PROчтение» и рассчитана на учащихся 5-8 классов.

Объект исследования.

Творчество поэтов села Пяша Бековского района Пензенской области

Предмет исследования.

Поэзия поэтов села Пяша Бековского района Пензенской области

Актуальность исследования.

Большое воспитательное и образовательное значение имеет собирание литературно-краеведческих материалов с. Пяша Бековского района Пензенской области. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с односельчанами ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души русского народа. Увлекательная работа по собиранию анализу литературно-краеведческого творчества будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины. Проведенный нами опрос показал, что лишь единицам школьников известны имена поэтов - земляков.

Проблема исследования.

 Важно изучать историю родного края и поэтическое творчество односельчан, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем и его людьми.

Поэтическое творчество жителей с. Пяша – это часть русской литературы.

Гипотеза.

Если изучить литературное творчество поэтов села Пяша, провести анализ стихотворений, то, благодаря этому, мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять самобытную культуру русской деревни, раскрыть глубину русской души, народную мудрость, задуматься о смысле жизни.

Цель исследования.

Исследовать творчество поэтов с. Пяша.

Задачи исследования.

1.

Собрать и проанализировать материал о жизни и творчестве поэтов села Пяша Бековского района Пензенской области: Гречко Люсси Александровны, Карасёвой Ольги Александровны, Ларьцова Александра Анатольевича, Маташова Василия Федоровича. Моксиной Марии Николаевны, Червяковой Татьяны Борисовны.

2.

Раскрыть своеобразный мир поэтов и привлечь внимание к их творчеству.

3.

Проанализировать стихотворения поэтов села Пяша.

4.

Воспитывать гордость и уважение к людям своей малой родины.

5.

Приобщить родителей к активному участию в исследовательской работе.

Новизна работы состоит в приобщении учеников к литературному творчеству поэтов села Пяша, через исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества. Материал исследования. Исследование построено на изучении собранных материалов о творчестве поэтов – земляков, анализа стихотворений.

Метод исследования.

Опрос, интервью, изучение собранного материала о жизни и творчестве поэтов, анализ стихотворений.

Теоретическое значение.

Изучив жизнь и творчество поэтов, ознакомившись с их лирическими произведениями, проанализировав ряд стихотворений, посвящённых малой Родине поэтов, получить полное представление о людях, живущих рядом. Ощутить истинное чувство гордости за жителей с. Пяша.

Практическое значение.

Собранные материалы и полученные результаты исследования могут быть использованы на уроках литературы, литературного краеведения, посвященных воспитанию любви к малой родине, а также для проведения классных часов, посвященных замечательным людям села Пяша. 

Результаты исследования будут предоставлены в сельский и районный краеведческий музей и использованы для выступления на вечере, посвящённом поэтам-землякам.

Продукт результата исследования.

Презентация «Милый край отцов и дедов», буклет «Поэты нашего села», сборник стихотворений «Милый край отцов и дедов», литературная карта села Пяша.

Предполагаемые результаты работы.

1.Увеличатся знания учеников о творческих людях села.

2.У учеников будет развиваться познавательный интерес к литературному наследию жителей села Пяша.

3. У детей будут сформированы чувства преданности малой Родине.

4. Повысится заинтересованность родителей к исследовательской деятельности своих детей.

ГЛАВА 1. Гречко Люсси Александровна


1.1. Слово о поэте и его творчестве.

Люсси Александровна Гречко родилась 1 мая 1931 года в городе Киеве в семье военнослужащего. (Подробная биография в приложении 1)

В конце 80-х годов Люсси Гречко с семьёй своей дочери приехала в Россию. Поселились в селе Пяша, которую она сразу воспела в своих стихотворениях.

Простенькая Пяша

По-мордовски «липа»,

Сотни лет ты наша,

Мала невелика.

Сотни лет старея,

Родиной зовёшься.

Люсси Александровна Гречко писала о России, о Пензе в частности, о реках Суре и Хопре, о тружениках села.

У нас в селе Люсси Гречко до сих пор помнят и называют самородком. Да, поистине дар этот дан Люсси Александровне природой, Богом. До самой своей смерти Люсси Гречко не выпускала из рук пера.

Ранние стихи, написанные в 5-7 лет

«О собачке»

« Ой, глядите все скорее,

Что проделал наш герой

Убежать хотел быстрее,

Но и «дом» унёс с собой.»


«О лошадке»

«Шоколадная лошадка

Мчится где-то впереди,

не угнаться вам, ребята,

ваши кони позади.

Стихи, написанные в подростковом возрасте

«Где ж ты, зимушка-зима

Нынче задержалась?

Или тройка лошадей в пути расковалась,

или мало набрала

снега для наряда,

или в гости забрела

и сама не рада?

Не уютные поля

в одеянье сером...

Где ж ты зимушка-зима

с сарафаном белым?

На берёзе не блестят

бусы серебринки.

Ночью звёздочки не спят

на пуху-перинке...»

«О Дюймовочке»

« Лёгкая, как пёрышко

девочка Дюймовочка,

светится на солнышке

в платье из цветов.

С Эльфом в вальсе кружится

девочка Дюймовочка,

он от счастья полного

полететь готов.»



1.2. Анализ стихотворения «Родная сторона»

Стихотворение «Родная сторона» написано в 1997 году в селе Пяша. Читая стихотворение, мы невольно испытываем радость открытия мира русской природы, ощущаем неразрывное единство лирического героя с малой родиной. В стихотворении мы не видим откровенного признания в любви к родине, но проникновенная любовь чувствуется в каждом слове, в каждой строчке. Внутреннее спокойствие и легкое вдохновение захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.

«Родная сторона»

В лесу раскричалась кукушка

Глухим и далеким «ку-ку».

У речки чернеет избушка,

Пасутся стада на лугу.


Зеленые нивы волною

За ветром-бродягой бегут.

Межу обойдя стороною

Медвяные травы цветут.


Пейзаж здесь по-летнему ярок.

По-летнему воздух пьянит.

Хопер, как любимый подарок,

Тень сосен веками хранит.


Я здесь отдаюсь вдохновенью,

Я здесь свои песни пою,

И в руки всему поколению

Согретую землю дарю.

Автор стихотворения хочет показать как можно больше милых примет родного края: медвяные травы, река Хопёр, зелёные нивы, вековые сосны, луга. Родина – это большая любовь поэта, которую она дарит своим потомкам.

В стихотворении четыре строфы, каждая из которых описывает определённый сюжет. Автор, используя средства художественной выразительности, буквально оживляет природу родного края, о чём свидетельствуют используемые им олицетворения:

Зеленые нивы волною

За ветром-бродягой бегут.

Межу обойдя стороною

Медвяные травы цветут.

Пейзаж здесь по-летнему ярок.

По-летнему воздух пьянит.

Хопер, как любимый подарок,

Тень сосен веками хранит.


Эпитеты (глухим и далеким «ку-ку», медвяные травы), метафоры (чернеет избушка, нивы волною бегут), сравнение (Хопер, как любимый подарок), анафора (Я здесь отдаюсь вдохновенью, /Я здесь свои песни пою) создают яркие запоминающиеся зрительные образы.

Автор использует трёхсложный размер стиха1, где ударение приходится на последний из трёх слогов – анапест2, перекрёстная рифма придают речи плавность и выразительность.

Таким образом, стихи Люсси Александровны Гречко пронизаны теплотой и любовью к Пяше, привязанностью к родной земле, любовью к природе, её полям и лесам, лугам и рощам, ко всему, с чем связана поэтесса прочными неразрывными нитями.


























1. Стихотворный размер – определённый порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.

2. Анапест – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

ГЛАВА 2. Карасёва Ольга Александровна.


2.1. Слово о поэте и его творчестве.

Карасёва Ольга Александровна родилась 1 апреля 1954 года в селе Пяша. 25 лет проработала в Пяшинской средней школе пионервожатой. Не одно поколение учеников приняла Ольга Александровна в пионеры и дала дорогу в комсомольскую юность. Награждена Почётными грамотами за добросовестный труд и достойное воспитание подрастающего поколения. Сейчас Ольга Александровна почётный пенсионер, выращивает тюльпаны, вяжет ажурные платки, пишет стихи.

Первое стихотворение сочинила в 10 лет в 1964 году, получилось по-детски, но патриотично и на тему дня.


Здравствуй, праздник – первомай!

Нарядный и веселый.

Мы звонко песенки поем,

Идем в родную школу.

Мы выступаем и поем,

Танцуем мы и пляшем.

Здравствуй, праздник – первомай!

Ты радость в сердце нашем!


А сколько у Ольги Александровны замечательных зарисовок осени и весны, лета и зимы! Мы чувствуем и «благоухание цветов», и «запах сенокосных трав», и «багрянец леса». Радостно улыбаемся русской зиме «в сапожках белых из сафьяна, в народном русском сарафане», голосу весенней песни, который будет «вечно жить в сердце России», вдыхаем запах «луговых ромашек», видим, как «березки, прибежавшие к реке, захотели искупаться».

В стихотворениях «Народная песня», «Русская зима», «Капель» Ольга Александровна уверяет нас в том, что лучше русской души на свете нет ничего, как нет и такой природы, как в России.


2.2. Анализ стихотворений «Детство», «Моё село».


Стихотворение «Детство»(Приложение 2) доброе, как мамины руки, легкое, как конфетные фантики, проникнуто ностальгией о самом счастливом времени каждого человека. Стихотворение написано уже в зрелом возрасте, но читая его, хочется ещё раз вспомнить и вернуться в «детство босоногое».

«Детство»

Детство босоногое-

Удивленный взгляд.

Дай тебя потрогаю -

Возвращусь назад.



В стихотворении «Детство» автор использует изобразительно-выразительные средства русского языка: метафоры («детство босоногое», «искорки в глазах»), эпитеты («удивленный взгляд», «детство мое милое»). У лирического героя присутствует сильное желание вернуться в пору детства и ощутить его беззаботность и лёгкое очарование («Дай тебя потрогаю - /Возвращусь назад», «Тоненькие пальчики, /Искорки в глазах»). В данном стихотворении значима, для раскрытия идеи и именно в ней содержится вывод (Эту ностальгию я, /Через жизнь пронес!) В стихотворении хорошо просматривается перекрёстная рифма.

Стихотворение «Моё село» (Приложение 2) написанное в 2002 году, относится к пейзажно-философской лирике. Автор использует двухсложный размер стиха – ямб3, перекрёстную рифму.

«Мое село»

Здесь я живу,

Здесь все мое и наше.

Здесь маленькая родина моя.

Мое село с простым названьем «Пяша»,

Ты гордость и любовь моя!


Стихотворение делится на две части. В первой части автор признаётся в любви своей маленькой родине и гордится ею. Все здесь ей дорого, все восхищает глаз и волнует сердце. Во второй части - клянётся не забыть дорогой и близкий ей уголок России.

С помощью анафоры, («здесь я живу», «здесь все мое и наше», «здесь маленькая родина моя») в начале стихотворения, лирический герой гордится тем, что живёт в маленьком селе «с простым названьем «Пяша»». Автор использует прием олицетворения («березки, прибежавшие к реке, как будто захотели искупаться»), который помогает создать живой образ русской березки. В эпитет «маленькая родина» автор вмещает большую любовь и преданность одновременно.

Таким образом, тема малой Родины в стихотворениях Ольги Александровны неразрывно связана с темой родной природы. Её волнует все, чем живет родной пяшинский край. Вся жизнь поэтессы – это часть судьбы родного села, переживающего свои радости и невзгоды, потери и находки.


3. Ямб- двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.


ГЛАВА 3. Ларьцов Александр Анатольевич


3.1. Слово о поэте и его творчестве


Ларьцов Александр Анатольевич родился 4 июня 1957 г. в селе Ананино. Проживает в селе Пяша. Увлекается поэзией с 1965 года.

Стихи Александра Анатольевича автобиографичные. Он рассказывает о советской молодости, которая безвозвратно ушла, о работе в совхозе «Пяшинский», где на работу все шли как на праздник, и трудились от души. В них нет ни одной выдуманной строчки. Все пережито самим поэтом.


По всем законам, правилам безбожья

В унынье должен погрузиться я.

На берегах веселого Поволжья

Промчалась тихо молодость моя.


Его стихи проникнуты любовью к родным местам, они лиричны, напевны и просты, полны глубоких мыслей – о матери, об отце-хлебопашце, о ветлах у дома, о любви к матушке-земле.


Здесь есть места, поверь, ни с чем не схожи,

И не сыскать их ни в какой дали,

И ничего на свете нет дороже

Моей родимой Пяшинской земли.


В стихах Александра Анатольевича живет прекрасная душа русского народа. «Сердешный поэт», - говорит о нем соседка Вера Васильевна Баринова, потому что его поэзия понятна и близка простым людям. Любовь к природе, малой и большой Родине – это основные этапы его творчества.

Долгими зимними вечерами собирает дядя Саша около себя соседских мальцов. Подолгу рассказывает о незнакомом им советском времени и о себе, читает стихи и угощает удивительно вкусным травяным чаем с вареньем из крыжовника.

Самое главное в поэте – это живая любящая душа, душа истинного христианина, которая наполнена добром и щедростью. Летом он угощает всю деревню редкими сортами дынь и арбузов, а зимой - зимними сортами яблок и груш.





3.2. Анализ стихотворений «Там, где закат задумчивый пылает»


Стихотворение «Там, где закат задумчивый пылает» (Приложение 3) написано в 2001 году во время посещения родника «Явленный». Его лирический герой сидит на пригорке, вспоминает детство (и вновь я в детстве, вновь я мальчуган) и любуется природой родного края. Природа в стихотворении насыщена красками и звуками (закат задумчивый пылает, льется пересветом нешумливым…). Поэт сумел передать неуловимое очарование летнего вечера, когда вечернее солнце на закате изменяет лик земли.

Там, где закат задумчивый пылает,

И над рекой улыбчивый туман,

И над холмом сосновый бор летает,

И вновь я в детстве, вновь я мальчуган.

Для изображения картины летнего вечера автор использует различные средства выразительности: олицетворение (закат задумчивый, улыбчивый туман, в ветляннике унылом), метафоры (сосновый бор летает, закат пылает), эпитеты (застенчивый ручей, золотых лучей).

Любуясь пейзажем, автор использует устаревшие слова «схожи», «сыскать», что показывает близость поэтического языка с разговорным стилем.

Автор использует пиррихий4 – двусложную безударную стопу (пропуск очередного метрического ударения), перекрёстную рифму.

Легкая грусть о давно прошедшем детстве и чувство любви к малой родине переполняют поэта, он делает вывод, что «Ничего на свете нет дороже/Моей родимой Пяшинской земли».

Таким образом, поэзия Александра Анатольевича Ларьцова – это излияние души, попытка в поэтической форме передать безграничную любовь к малой Родине.










4. Пиррихий - двусложная безударная стопа (пропуск очередного метрического ударения) в ямбе и хорее.

ГЛАВА 4. Маташов Василий Федорович


4.1. Слово о поэте и его творчестве


Маташов Василий Федорович родился в 24 февраля 1935 года в селе Кураево Кировского района Куйбышевской области. Стихи и частушки пишет с юных лет. Песни и прозу начал писать чуть позже.

Музыкальный слух у Василия прорезался очень рано. Не научившись читать, он виртуозно играл на балалайке, потом освоил гитару и гармонь. Послевоенное детство Василий Маташов без слёз не может вспоминать. Голод и разруха навсегда остались в его памяти и в лирических произведениях.


Не помню, жил ли я богато?!

Не помню, ел ли вдоволь хлеб!

Но помню, что голодным был когда-то

Ракушки, столбунец и клевер – мой обед…

……………………………………………….

Но духом я не пал.

Хотя перебивался

И матери старался

Я всячески помочь.

Чужих козлят пасти

Частенько нанимался,

И лишь бы голодуху

Прогнать с дороги прочь.



С чувством великой благодарности Василий Федорович посвящает матери, Степаниде Егоровне Маташовой, ряд стихотворений. Василий воспевает свою матушку, благодарит за заботу и любовь, клянётся сохранить память о ней.


Много вёсен прекрасных пройдёт,

Пролетят, словно птицей, года.

Но, а маму, что в сердце живёт,

Не забыть ни за что, никогда!


В стихотворении «Посвящаю матери» автор рассказывает о тяжёлой доле вдовы, оставшейся в 43-м с оравой сыновей (четверо: Леонид, Иван, Александр, Василий), исходившей всё Поволжье, добывая кусок хлеба.


На Хопре – реке ракушки

Допоздна с тобой ловили.

При лучах зари вечерней

На костре потом варили…


Мы копали огороды

За ведро малой картошки.

Хлеба не было ни грамма,

Хлеба не было ни крошки…

Яркую лирику Василия Маташова невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное чувство. Поэтическая душа не могла не пылать страстью, не восхищаться, не любить. Редкую искренность и неповторимость мы видим в стихотворениях «Рае А…», «Девушке, ожидавшей друга», «Алла», «Прости», «Кофточка белая», «Грусть пограничника». Его лирический герой стремится любить изо всех сил, до последнего вздоха, страстно и искренне, ведь сердце живёт - пока оно любит, пока бьется шумно, пока чувствует и переживает великую симфонию Любви!

Несколько романсов («Серебряный вечер», «Для меня ты жила и любила», «Сон») Василий Маташов посвятил своей жене Людмиле Андреевне, в которых выражает глубокую тоску по безвременно ушедшей любимой женщине. (Приложение 4)

В свои восемьдесят два Василий Федорович ещё крепок душой и телом, не расстаётся с гармошкой, умея выразить песней и грусть свою и радость. Свою жизненную философию он выразил в одном из стихотворений:


Вечный говор. В жизни вечный говор.

Скрип колодца, шумный крик грачей.

А я иду. Иду походкой гордой.

Никто не скажет: - я ни чей.


Я все тот же сын своей деревни

Работяга. В самой сути слов.

Ей, родимой, до конца я верен,

Сын деревни – Василий Маташов.


Не хапуга и не вор-бродяга.

Не разбойник и душою чист.

Я простой в деревне работяга.

По призванью – лучший гармонист!


Василий Федорович лауреат и дипломант Всероссийских конкурсов «Играй, гармонь», которые проходили в Пензе, Туле, Иванове. В конкурсе «Играй, гармонь», посвящённом 200-летию Пензенской губернии,

занял 3 место в номинации «Гармонисты и частушечники» в 1990 году.

Имеет областные благодарственные письма за верность русской гармошке и огромный вклад в дело сохранения национальных традиций. В 2013 году напечатан поэтический сборник «Мне всё дорого здесь», в котором собраны произведения, написанные автором в разные годы жизни.

Написал десятки стихотворений, рассказов, повестей, песен. Готовятся к изданию сборники: «Когда вздохнёт гармошка», «Неотправленное письмо», «Пока живу, я помню».

Написал маслом десятки картин. До сих пор является участником различных сельских мероприятий, где исполняет авторские песни и частушки.

В сборнике «Мне всё дорого здесь» Маташов Василий Федорович любимой гармошке посвящает несколько стихотворений: «Гармонь», «Русская гармонь», «Играй, гармонь».


4.2. Анализ стихотворений «Ты играй, гармонь, играй!»


Стихотворение «Играй, гармонь» (Приложение 4) написано в 1962 году, напоминает русские народные припевки, но, сколько души вкладывает поэт в эти пять строф. Стихотворение не только о гармошке, которую гармонист заставляет неустанно играть («ты играй, гармонь, играй»), но и о любви, смыл которой, раскрывается в заключительной части стихотворения («Одной мечтой живу я о любимой»).


«Играй, гармонь»

Я соскучился по милой

Так, что душу разрывай!

Я старался быть счастливым,

Ты играй, гармонь, играй!



В данном стихотворении поэт выкрикивает рифмой состояние своей души - любящей души. Гармонь играет главную роль и выступает в роли слушателя, которому лирический герой изливает душу, жалуется, («я старался быть счастливым», «хочешь знать, я целый год на любовь надеялся»). Его сердечные муки («Мне обидно почему-то /Так, что сердце давит грудь») понимает и слышит только гармонь.

В заключительной части стихотворения мы видим, как признание в любви выступает в качестве наипрекраснейшего чуда, сравнимого с чистотой белых лилий.

Стихотворение относится к любовной лирике и передаёт чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека. Автор изображает реальное пространство, в котором развиваются события, связанные с лирическим героем в первых четырёх строфах, а пятая строфа наполнена мечтой и романтизмом. Метафоры («душу разрывай», «сердце давит грудь», «развеять в сердце грусть») передают истинную, но не взаимную любовь и переживания автора; используя эпитеты («родимый, милый край») автор неразрывно связывает воедино две любви - к малой Родине и к женщине. Красоту своей любимой сравнивает с красотой озёрных лилий («Она цветок озёрных белых лилий»). Для усиления эмоциональности и выразительности, автор использует намеренное повторение одной и той же фразы - лексический повтор («Ты играй, гармонь, играй!»). Размер стиха – хорей5, рифма перекрёстная.

Таким образом, стихотворения Василия Федоровича Маташова вместили великую мудрость его нелёгкой судьбы, цельность характера и любовь.























5. Хорей – двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

ГЛАВА 5. Моксина Мария Николаевна


5.1. Слово о поэте и его творчестве

Мария Николаевна Моксина родилась 19 января 1952 года в с. Волынщино Бековского района. 40 лет проработала фельдшером в селе Пяша, до 2016 года заведующая Пяшинским фельдшерским акушерским пунктом. Стихи пишет со школьной скамьи. В 1968 году Моксина Мария, ученица 8 класса, делегат съезда юных поэтов и прозаиков в г. Пенза.

Родители Панкратовы Любовь Григорьевна и Николай Егорович стихов не писали, писал дедушка, он то и научил внучку Машеньку рифмовать строфы.

Каждый из нас очень хорошо знает Марию Николаевну. Она делала нам первую прививку, лечила от первой простуды. Доктор Маша все время куда-то спешит: пешком, на велосипеде, на машине «Скорая помощь», а спешит она на помощь людям: взрослым и детям. Ведь она медицинский работник - это её призвание, её жизнь. И во всей этой спешке Мария Николаевна успевает писать стихи.

Её поэзия о родине, природе, о любви привлекает не только своей проницательностью, яркой окраской эмоций, тонкостью чувств, но и простотой. А простота изложения неразрывно связана с настроением её лирического героя. (Приложение 5)

Будут жить цветы и небо,

Будет песня жить моя

Милый край отцов и дедов

Это дочь поет твоя.



5.2. Анализ стихотворений «Моё богатство»


Стихотворение «Моё богатство» (Приложение 5) написано в 2006 году, в честь рождения внучки. Мария Николаевна с откровенностью рассказывает о своём «богатстве», которым является её малая Родина – Пяша. Пейзажная лирика отражается в чувствах лирического героя, который признаётся в том, что обладает великим богатством – Родиной! И щедро делится им.

«Мое богатство»

Вот они, поля мои родные,

Шумный лес, ромашки у пруда,

Как и прежде сердцу дорогие

Не менять мне вас на города.

Стихотворение о красоте Родины, продиктованное и созданное любовью к ней. Мария Николаевна мастерски использует эпитеты, которые помогают наиболее волнующе передать чувства и гордость автора: «родниковой тропкою», «сверкающий ручей», «золотых лучей», «росистой зорьки», «шелковистым шумом листопада», «серебристым инеем».

В лирической картине стихотворения «Моё богатство» перед нами раскрывается картина деревенской Руси, русских просторов, которые автор ни за что не променяет на суету городской жизни («Не менять мне вас на города»). Автор использует стихотворный размер – хорей, перекрёстную рифму.

Мария Николаевна считает, что она не мастер поэтического слова, но стихи, по ее словам, идут из сердца, от души. И пишет она о том, что ее волнует, тревожит, о чем болит сердце. Таким образом, в этом сложном переплетении чувств и эмоций хорошо виден характер поэтессы, истоки которого в любви к родине, к русскому слову, к русской природе.




























ГЛАВА 6. Червякова Татьяна Борисовна


6.1. Слово о поэте и его творчестве


Червякова Татьяна Борисовна родилась 12 апреля 1958 года, педагог, воспитатель, действующий глава администрации Пяшинского сельсовета.

Прекрасное чувство Родины у поэта глубинки развито очень сильно. И оно питается, конечно, не только созерцанием красоты нашей земли. Надо, как говорится, врасти в неё корнями. И когда человек до пота трудится на земле: детей воспитывает, воду в дома проводит, дарит душевную радость и старику, и ребёнку, строит новую дорогу или опахивает землю, защищая деревню от пожара, - вот тогда он понимает до конца, что такое его малая Родина!

- О чем же пишет глава администрации, кому посвящает свои стихи?

- Народная жизнь и богатая народная речь были близки Татьяне Борисовне с самого раннего детства. Именно родители, наделённые природной мудростью и своеобразным философским отношением к жизни, привили ей любовь к просторам своей родины, к её весеннему шуму берез и грибному времени года. А любимое время года поэтессы – «желтоглазая» осень.

Татьяна Борисовна горячо восхищается красотой своей малой родины, её природой, неравнодушными людьми, поэтому посвящает свои лирические произведения пяшинской земле, близким людям, односельчанам и друзьям.


6.2. Анализ стихотворений «Чем пахнет деревня?»


Стихотворение «Чем пахнет деревня?» (Приложение 6) написано в 2004 году в честь открытия социокультурного центра с. Пяша. Представляет собой гражданскую лирику: понимание поэтом современной общественной жизни русской глубинки.

В стихотворении «Чем пахнет деревня?» подчеркивается единство всех составляющих деревенского пространства: природы, людей, работы, отдыха. В образе деревни просматривается целый мир дорогой сердцу родины, мудрость преодоления трудностей жизни («Вековым разговором/ Про нелёгкую долю») и уверенность в завтрашнем дне («Ну, а если в деревне/ Играет гармошка /– Это значит, деревня живёт»).

Стихотворение напоминает фотоальбом с изображением деревенской жизни во всех её проявлениях. В стихотворении наблюдается неподходящие рифмы и сбой ритма, например:

- Чем пахнет деревня?

- Парным молоком,

Свежескошенным сеном

И яблоком спелым,

Горьковатой рябиной,

Что растёт под окном.

А в бескрайних полях

Пахнет колосом зрелым.


В подобных недочётах кроется острое желание поймать, уловить, запечатлеть то, что автор переживает в данную минуту. Как в объективе фотоаппарата: ловим множество моментов, связанных с объектом. Таким объектом для автора является деревня и её жизнь.

В стихотворении две части. Каждая часть отвечает на свой вопрос («Чем пахнет деревня?»,/ «Чем деревня живёт?»). Ответы достаточно ёмкие и содержательные. Стихотворение переполнено выразительными средствами языка. Эпитеты («бескрайних полях», «вековым разговором», «нелёгкую долю», «песней протяжной»); развёрнутые метафоры («-Чем пахнет деревня? /- Парным молоком, /Свежескошенным сеном / И яблоком спелым…», «- Чем деревня живёт?/ - Гулом трактора в поле/ И стадами, что мирно /Разбрелись на просторе…»); олицетворение («деревня живёт») более точно передают искренность мыслей и чувств автора.

Стихотворный размер: трёхстопный амфибрахий6, перекрёстная и смешанная рифма.

Таким образом, стихам Татьяны Борисовны свойственны искренние переживания и раздумья о жизни современной русской деревни.















6. Амфибрахий - трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Заключение


В ходе исследовательской работы собран и проанализирован материал о литературном творчестве поэтов села Пяша Бековского района Пензенской области: Гречко Люсси Александровны, Карасёвой Ольги Александровны, Ларьцова Александра Анатольевича, Маташова Василия Федоровича, Моксиной Марии Николаевны, Червяковой Татьяны Борисовны. Знакомясь с их биографией, все участники этого исследования узнали много нового о жизни и творчестве односельчан. Составлен сборник «Милый край отцов и дедов» наиболее понравившихся стихотворений, буклет «Поэты нашего села», налажена переписка с дочерью поэтессы Люсси Александровны Гречко.

Материал, собранный во время научно-исследовательской работы, применяется в школе при изучении учебных предметов краеведческой направленности и во внеклассной деятельности. Это является стимулом для дальнейшей краеведческой работы, способствует росту читательской активности и формированию высокого уровня читательской компетентности школьников.

В результате работы создалась благоприятная среда для духовного и нравственного развития и детей, и родителей. В настоящее время всем этого так не хватает!

Все авторы не мыслят себя вне родной земли, вдали от малой родины. Их стихи пронизаны добрыми и светлыми чувствами.

Пишут о том, с чем живут и что хорошо знают. Поэтому каждое их стихотворение ёмкое и образно передает жизнь села с её радостями и повседневными заботами.

Пишут о природе, которую каждый из них чувствует и понимает по-своему.

Пишут о любви и простом человеческом счастье, но и любовь и счастье их неразрывно связаны с малой Родиной.

Темы природы, родины, любви являются главными в лирике местных поэтов, следовательно, их творчество способствует воспитанию чувства любви к родине. Их стихи могут нравиться, могут не нравиться, но одно бесспорно – они никого не оставят равнодушными, потому что в их проникновенных, порой непрофессиональных рифмах запечатлены картины родной природы, их русская душа и глубокая любовь к Родине.

Хочется верить, что знакомство с лирическими произведениями нашего села позволит приблизить современное поколение к литературному богатству родного края, краю «отцов и дедов».

Да и меня, признаться, не перестаёт восхищать красота моей малой Родины. Любое время года по-своему прекрасно, только успевай любоваться: ранней весной нежную зелень оживляют золотисто-желтые одуванчики, летом приходит время ромашковых ковров и цветущего клевера, после «желтоглазой» осени, подкрадывается серебристая зима в «сафьяновых сапожках».

Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я познакомилась с малоизвестной страницей жизни моих односельчан. Их творчество заставляет задуматься о роли поэзии в современном мире и о том влиянии, которое она может оказать на формирование взглядов читателя.

В процессе собирания и анализа стихотворений земляков, я в очередной раз убедилась, что поэзия — чудесный, прекрасный и неповторимый мир. Изучая литературное творчество своих односельчан, где центральным образом лирики местных поэтов стало село Пяша — страна детства, юности, зрелости поэтов, я прихожу к выводу: поэты с помощью созданных произведений помогают увидеть прекрасное в повседневности, воспитывают бережливое отношение к природе, любовь к родной земле. Малая Родина и любовь к родному краю, как светлый родник, проходит нитью в стихах наших земляков.

Работа интересная, творческая и результативная. Ежегодно в конце учебного года проводим итоговое внеклассное мероприятие «Милый край отцов и дедов» с приглашением поэтов, где я и мои сверстники с удовольствием читаем их стихи.

















Литература и источники


  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, Санкт-Петербург, «К и М», 2007.

  2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Изд. Просвещение. 1972.

  3. Лотман Ю.М. «О поэтах и поэзии» - СПб, 1996.

  4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988.

  5. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Мегатрон, 1997.

  6. Настольный справочник школьника 5-11 классы, Санкт-Петербург, 2007.

  7. Холшевников В. Основы стиховедения: Русское стихосложение: учебное пособие для студ. филол. фак. вузов. – 5 изд. – СПб. Издательский центр «Академия» , 2002.

  8. Школьный словарь – справочник, Москва, «Астрель АСТ», 2002г.

  9. Энциклопедический словарь юного литературоведа. / Под ред. В.И.Рыбакова, - М.: 2000.

  10. Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998.

  11. Личный архив Маташова Василия Федоровича, Гречко Надежды Петровны (дочери Гречко Л.А.), Моксиной Марии Николаевны, Карасёвой Ольги Александровны, Червяковой Татьяны Борисовны, Ларьцова Александра Анатольевича.

  12. Маташова Т.В. Поэтический сборник «Мне всё дорого здесь». Екатеринбург: Изд. «Муза», 2013. – 84с.

  13. Материалы газеты «Коммунист», 10 января 1990 года. Статья «Служит музам человек» (О Люсси Гречко), Т. Захарова.

  14. Материалы газеты «Бековский вестник», 15 октября 1994 года. Статья «Осень, моя осень…». Взаимосвязь осени – как явления природы и осени в жизни человека, жизни Л.А. Гречко прослеживается в её творчестве. Т. Андриянова

  15. Материалы газеты «Бековский вестник», 02 марта 2007 года. Статья «Сын своей деревни», Ольга Сокова.

  16. Материалы интервью «Как рождаются стихи» с Маташовым Василием Федоровичем, Моксиной Марией Николаевной, Карасёвой Ольгой Александровной, Червяковой Татьяной Борисовной, Ларьцовым Александром Анатольевичем.

  17. Рукописи Маташова В.Ф., Ларьцова А.А.

  18. Стихотворения, предоставленные авторами.





26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!