СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Многозначные слова как показатель богатого лексикона"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа для защиты на метапредметной конференции. Можно проверить себя на знание многозначных слов.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Многозначные слова как показатель богатого лексикона"»

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»






Направление:

гуманитарные науки








Исследовательская работа

«Многозначные слова в речи школьника

как показатель богатого лексикона»






Автор работы:


Печёнкин Александр Викторович, обучающийся

7 класса МБОУ

«СОШ с.Алексеевка

Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Руководитель:

Горбунова Н.Е.














Оглавление

Введение………………………………………………………………..….....3

Глава I

Роль многозначных слов в русском языке ………………………………..5

1.1. Понятие «многозначные слова».. ……………………………………..5 1.2 Прямое и переносное значение слова………..…………………….......7

1.3 Многозначные слова и омонимы………..………….……………..…...8

1.4 Использование многозначных слов в художественной литературе…9

1.5 Роль многозначных слов в нашей речи……………………………….10

Выводы по I главе …………………………………..……………….…......11

Глава II. Многозначные слова в речи школьников……………………..13

Выводы по II главе…………………...….……………………...……….....15 Заключение…..……….…………………………………….……………...16

Список литературы…………………….…………………………………...17

Приложения……………………………………………………..…….…….18





ВВЕДЕНИЕ

Жили в старину три брата. Однажды они долго охотились в лесу и не заметили, что перешли границу своей земли. Их захватил в плен волшебник и наказал за это. Старший ослеп, средний оглох, а младший стал немым. Наказание должно было длиться до тех пор, пока братья не отыщут дорогу домой. Развел их волшебник в разные стороны и отправил каждого своим путем. Первым вернулся домой слепой и сразу прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и стал слышать. А тот, кто потерял речь, совсем не вернулся…

Притча показывает, насколько важна для человека речь, язык. К «вечным» понятиям относили язык великие писатели и поэты. Но будучи «вечным », не значит «Вечностью», которая не подлежит времени. Язык – категория историческая, а значит, мы не можем ею мыслить вне времени и пространства.

Пространство и время – философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, отражающие, с одной стороны, их СОбытие, сосуществование (в пространстве), с другой – процессы смены их друг другом, продолжительность существования ( во времени)

Хочется выделить некоторые из свойств этих философских категорий. У пространства – это протяженность, сосуществование одного рядом с другим. У времени – длительность, существование одного после другого. Время и пространство тесно переплетены между собой.

Древнегреческий философ Гераклит говорил: «Все течет, все меняется». Эхом звучат на это строчки древнеримского поэта Овидия: «Все изменяется, ничто не исчезает».

С течением времени меняется и наш язык. Лексика – самая подвижная часть языка, она меняется быстрее всего, так как она первой отражает все изменения, происходящие в мире. Фонетическая, морфологическая и синтаксическая системы более консервативны, но и в них происходят изменения. Да, язык меняется, значит, он живой. Не меняются только мертвые языки. И наш русский язык будет преобразовываться всегда.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в жизни человека общение является одной из его главных потребностей, поскольку оно связано с самой сущностью человека. Общаясь, мы часто не понимаем смысла слов, сказанных собеседником, потому что у нас беден словарный запас. Употребляемые в разговорной речи слова с одинаковой формой произношения, но различным смысловым значением не всегда понятны школьникам, которые недостаточно знают русский язык и мало читают.

В своей работе мы попытаемся разобраться, что есть термин «многозначные слова», как важно знать значения многозначных слов, чтобы понять собеседника и грамотно изъясняться самому.

Данная работа позволит расширить общий и филологический кругозор, увидеть особенности речи сверстников.

Цель работы: выявление роли понимания лексических значений многозначных слов в речи школьника.

Задачи:

  • ознакомиться с научной литературой по исследуемому вопросу;

  • провести анкетирование среди учащихся 7-8 классов

(Приложение 1);

  • устроить эксперимент с толковым словарем;

  • выявить наличие многозначных слов в речи школьников;

  • составить памятку «Правила использования многозначных слов в

речи» (Приложение 2);

  • выпустить для школьников мини-словарь многозначных слов в

форме буклета «Чемпионы многозначности» (Приложение 3).

Объектом исследования являются многозначные слова, употребляемые школьниками.

Предмет исследования: роль понимания значений многозначных слов в понимании смысла речи.

Гипотеза исследования: предполагается, что большинство семиклассников и восьмиклассников нашей школы употребляют в своей речи многозначные слова, и знание значений многозначных слов помогает им правильно понимать друг друга при общении.

Методы исследования:

  • изучение теоретического материала по теме;

  • анкетирование;

  • эксперимент;

  • анализ полученных результатов.

Научная новизна работы состоит в выявлении особенностей употребления многозначных слов в речи современных подростков.

Исследование проводилось В МБОУ «СОШ с.Алексеевка Базарно-Карабулакского муниципального района. Сроки проведения – декабрь 2020 г./январь 2021 г.

Практическая значимость:

  • формирование интереса школьников к многозначности слов;

  • возможность использования материала для проведения

тематических классных часов;

  • информационный, просветительский материал, а также дополнительный материал для внеклассной работы по русскому языку (кружок «Юный журналист»).










ГЛАВА 1.

РОЛЬ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ.


    1. ПОНЯТИЕ «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Человек обладает речью, люди общаются между собой письменно и устно с помощью языка (русского, чеченского, узбекского, английского, испанского и т.д.). Язык – это сложная система, созданная человеком. Язык состоит из слов.

По словарю В.И. Даля слово – это «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». [1, c.327]. В словаре Ожегова С.И.о слове сказано так: «единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок». [6] То есть, слово – это основная единица любой языковой системы, в том числе и русского языка, о котором мы говорим в данной работе. Человек через слово дал имена всему, что есть в мире: предметам, явлениям, состояниям, признакам.

«Лексическое значение слова – значение, присущее слову; содержание слова, отражающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, процессе, явлении». [6]

Слово – это сложная структура, которое может иметь неисчерпаемое содержание. И правильно понять смысл слова в речи можно, только принимая во внимание сочетание его со смыслами других слов в предложениях.

В русском языке есть слова, называющие только один какой либо предмет. Например, слово карандаш обозначает тонкую палочку графита, вделанную в деревянную или пластмассовую оболочку. Только этот предмет, которым мы пишем, рисуем, чертим, и называется карандашом.

Никаких других значений у слова карандаш нет. То же самое можно сказать и о словах мостовая, тротуар. Мостовой называется вымощенная камнем или покрытая асфальтом часть улицы, по которой едут автобусы, машины и другие виды транспорта. Другая часть улицы, предназначенная для пешеходов, называется тротуаром. Как и слово карандаш, слова мостовая, тротуар имеют только одно лексическое значение.

Когда мы называем однозначное слово, даже и не в предложении, то всем знающим русский язык ясно, о чём идёт речь.

Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.

Русский язык обладает большим запасом многозначных слов, которые позволяют ему не расширяться беспредельно. Многозначные слова составляют примерно третью часть всего словарного запаса наиболее употребительных слов русского литературного языка. Потенциально многие однозначные слова могут стать многозначными.

«Словам любого естественного языка свойственна многозначность, многосмысленность.» [3, с. 63]

«Обычно все значения многозначного слова связаны между собой по сходству или по смежности. Например, шляпка гриба или гвоздя называется так, потому что она похожа на шляпку – головной убор. А гардеробом называется не только шкаф для одежды (в комнате стоит старинный гардероб), но и помещение для хранения одежды (сдать пальто в гардероб), а также сама одежда (обновить гардероб) – в данном случае значения слова связаны по смежности»[5].

Исследуя соотношение однозначных и многозначных слов, лингвисты обнаружили известную закономерность. Больше всего в языке многозначных глаголов, затем идут прилагательные и третье место занимают существительные.

Многозначные глаголы:

  • заго­ре­лась спич­ка — заго­ре­лась заря;

  • родить сына — родить идею, мысль;

  • лежит на диване — лежит в жару, снег лежит, тет­радь лежит в

сто­ле, лежит под сукном;

  • изме­нил поло­же­ние — изме­нил сло­во, дру­гу, изме­ни­ла память;

  • изу­чить ино­стран­ный язык — изу­чить руко­пись (иссле­до­вать);

  • отра­зить ата­ку — отра­зить жизнь в произведении;

  • раз­ру­шить сте­ну — раз­ру­шить иллюзии;

  • пере­ве­сти через доро­гу — пере­ве­сти текст.

Многозначные существительные:

  • швей­ные иглы — иглы елки, иглы ежа;

  • синее море — море све­та, море пшеницы;

  • блеск мол­нии — блеск сереб­ра, блеск глаз,  блеск наряда;

  • дав­ле­ние пара — эко­но­ми­че­ское давление;

  • небес­ный гром — гром аплодисментов;

  • хвост соба­ки — хвост само­ле­та, хвост поез­да, хвост пла­тья, хвост очереди;

  • слух — музы­каль­ный слух, рас­про­стра­нять слухи.

Многозначные прилагательные:

  • гра­мот­ный чело­век — гра­мот­ный ответ;

  • болез­нен­ный ребе­нок — болез­нен­ный укол, болез­нен­ное

любопытство;

  • желез­ный гвоздь — желез­ное здо­ро­вье, желез­ная хват­ка,

желез­ное спокойствие;

  • мут­ная вода — мут­ный взгляд;

  • свет­лые воло­сы — свет­лый ум;

  • теп­лый воз­дух —  теп­лая одеж­да, теп­лый при­ем, теп­лые краски.

Слова называют явления реальной действительности, которые постоянно изменяются. Поэтому в многозначных словах с течением времени одни значения могут утратиться, другие появиться.

Так, слова колено в значении «сустав» и ухо – «орган слуха» возникли в языке очень давно, и каждое из них было первоначально однозначным. Затем у слова колено наряду с основными появилось новое значение – «отдельная часть чего – либо, идущего ломаной линией от одного сгиба или поворота до другого». Слово ухо в современном русском языке также не однозначно, оно называет и часть шапки, закрывающей уши, и приспособления для подъёма или вешания.

Слово самолёт возникло давно как сказочная метафора: ковёр – самолёт встречается во многих народных сказках. В последней четверти Х1Х века самолётами называли первоклассные пароходы, затем это значение у слова утратилось, но само слово не исчезло из языка, а, наоборот, получило широкое распространение в современном своём значении.

Изучение современного русского языка немыслимо без изучения роли однозначных и многозначных слов. Лексический состав языка пополняется постоянно.


1.2 ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

У многозначных слов разделяют прямое и переносное значение. «Прямое значение – это первоначальное исходное значение слова. Как правило, прямое значение является основным наименованием определенного предмета, признака или действия. «Переносное значение – вторичное значение, возникшее на основе прямого. Наименование может быть перенесено по сходству или по смежности».

Например, многозначное слово «лист» имеет несколько прямых значений: «орган воздушного питания, газообмена и фотосинтеза растений в виде тонкой, обычно зелёной пластинки» (лист с дерева, капустный лист и др.); «тонкий плоский кусок, пласт какого-нибудь материала» (лист бумаги, лист металла); «документ, удостоверяющий какое-нибудь право или содержащий какие-нибудь предписания, сведения» (похвальный лист, исполнительный лист, опросный лист) [6].

Это же слово в переносном значении:

1. Дрожать как осиновый лист. Это метафора: перенос с образа настоящего осинового листа, мелко и часто дрожащего на ветру – на состояние сильно испуганного человека, которого бьёт дрожь;

2. Начать жизнь с чистого листа. Это так же метафора: перенос с образа чистого листа бумаги на философское понимание этапов жизни, когда человек хочет всё начать с начала, как будто раньше ничего не было [5].

В русском языке очень часто используются многозначные слова. Чаще всего они относятся к общеупотребительной лексике. Значений у таких слов может быть огромное количество. Все значения многозначного слова имеют общий смысловой компонент.


1.3 МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМЫ

От  многозначных слов следует отличать омонимы. Эти два понятия в русском языке легко спутать. Оба означают слова, которые похожи при написании и произношении, но при этом под ними скрываются совершенно разные предметы. Но есть принципиальная разница.

У многозначных слов есть общий признак, который может заключаться во внешней или функциональной схожести. А омонимы — это слова, означающие совершенно разные вещи, не имеющие ни единой схожей черты.

Возьмем слова:

  • ШЛЯПКА. Речь может идти о женском головном уборе, о шляпке гриба или шляпке гвоздя. Но при этом внешне все это похоже – находится наверху и имеет несколько увеличенные формы, прикрывающие все, что внизу.

  • ХВОСТ – о чем бы ни шла речь (животное, самолет или очередь), мы четко представляем нечто вытянутое и находящиеся обязательно позади.

Где и как употребляются омонимы, и не мешает ли омонимия правильному пониманию речи? Обычно омонимы употребляются в каком-либо контексте. Из контекста становится понятным смысл того или иного слова, и омонимы, как правило, не сталкиваются в речи.

Примеры омонимов:

  • КОСА – этим словом обозначают сельскохозяйственный инструмент, женскую прическу или край берега;

  • КЛЮЧ – им можно открыть замки, это название инструмента сантехника, есть в музыке скрипичный ключ и, наконец, это еще и синоним родника.

Употребляя, например, существительное коса в смысле «девичья коса», мы ведь и не задумываемся, что есть еще коса в значении «сельскохозяйственный инструмент».

Чтобы понять, что слово не является многозначным, достаточно составить несколько словосочетаний, и станет понятно, что их признаки и свойства не имеют ни малейшего сходства ( прибрежная коса – наточенная коса – девичья коса).

Очень важно отличать многозначные слова от омонимов для правильного использования и понимания речи. Значения многозначных слов связаны по сходству или по смежности, а значения омонимов никак не связаны между собой.






1.4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ В

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ


Явление многозначности используется в художественных произведениях для создания образности. Сравним значение слова золотой в следующих стихотворениях:

Золотая клетка Кроет уж лист золотой

На сучке висит, Влажную землю в лесу.

В этой клетке птица Смело топчу я ногой

Точно жар горит. Вешнюю леса красу.

(И.Суриков) (А.Майков)


В первом примере прилагательное золотая имеет прямое значение – «сделанная из золота» и не обладает особой выразительностью, а в сочетании лист золотой определение, употреблённое в переносном значении «цвета золота», создаёт красочный образ. Сохраняется образность у прилагательного золотой и тогда, когда оно используется в других переносных значениях: «замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший» и «счастливый, цветущий»:


Ветерок спросил, пролетая:

– Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

(Е.Серов)

На опушке лесной собралась детвора,

И овеяна ветром и солнцем согрета:

Наступила опять золотая пора,

Золотая пора пионерского лета.

(М.Исаковский)

Слово приобретает новые значения в процессе развития языка.  Появление у слова переносных значений, как правило, связано с уподоблением одного явления другому. Выделяют три способа переноса значений: метонимия, метафора и синекдоха.

Метонимия – перенос наименования предмета или явления по смежности на ближайший предмет или явление. У М.Лермонтова находим: «Ликует буйный Рим…» (название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте)

Сходство предметов, получивших одно и то же название, может проявляться по-разному:

Они могут быть похожи по форме (обручальное кольцо, кольцо дыма).
Они могут выполнять одинаковые  функции (камин –комнатная печь;  камин – электрический прибор для обогревания помещения).

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства (у И.Бунина «Пустых небес прозрачное стекло…» - небеса прозрачны как стекло)

Синекдоха – это перенос наименования части предмета на весь предмет или, наоборот, перенос наименования целого на часть этого целого (пять ртов, комната окрашена, действующее лицо). Синекдоху некоторые языковеды считают разновидностью метонимии и поэтому не выделяют в качестве самостоятельного типа переносного значения, поскольку предмет и его часть связаны смежностью. Есть много случаев переносного употребления, когда, обладая признаками метонимии и синекдохи, эти явления связываются (Красная Шапочка, первая ракетка мира, голубые береты).

Немало анекдотов и комедий строится именно на многозначности слов. Герои ошибаются, попадают в нелепые ситуации и находят оригинальные решения, именно используя многозначие и богатство русской речи. Например, анекдот:

На уроке географии:
- Вовочка, скажи, что ты слышал о Панамском и Суэцком КАНАЛАХ?
- Ничего, Мариванна. Наш телевизор такие КАНАЛЫ не ловит.


1.5 РОЛЬ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ В НАШЕЙ РЕЧИ

Русский язык богат и красив. Русская речь насыщена красивыми оборотами, метафорами. Об одном и том же можно сказать несколькими словами.

Не раз мы попадали в неловкое положение или смысловой тупик из-за способности некоторых слов менять значение в зависимости от взаимосвязи с другими словами.

Чаще всего слова, которые имеют несколько значений, используются в публичных выступлениях, произведениях и диалогах для придания остроты, необычности и образности речи[7].

Вот какая «острая» история однажды произошла с Анатолием Дуровым. Однажды одесский градоначальник, адмирал Зеленый, увидев знаменитого дрессировщика в цирковом буфете, громко приказал ему встать. Дуров недоумевающе посмотрел на известного всей Одессе самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождающему его чиновнику:

Скажите этому олуху, что я – Зеленый.

Тогда Дуров встал и отчетливо произнес:

Ах, Зеленый! Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать.

В тот же вечер дрессировщик вывел на арену цирка свинью, выкрашенную в зеленый цвет. Зрители, уже прослышавшие о конфликте, разразились аплодисментами. Дуров посрамил своего обидчика, сыграв на многозначности слова зеленый. Ведь оно передает не только понятие: «имеющий определенную окраску», но также и «недозрелый, неспелый злак или плод», и еще (в переносном смысле) «не достигший зрелости и опытности юнец».

Умелое использование в речи значений многозначного слова, тонкий учёт различий между ними, игра значениями придает речи точность, богатство и выразительность.

Например, интересны случаи, когда говорящий, употребляя слово, учитывает его значения и подчеркивает разницу между ними, чем привлекает внимание слушателей.

- Нью-Йорк был потрясен в прямом и переносном смыс­ле ( Потрясти. 1.Подвергнуть сотрясению. 2. Поразить, удивить).

- Правитель отгородился от своего народа и в переносном и в прямом смысле (Отгородиться. 1. Выстроить забор. 2. Отдалиться, отделиться).

Предложения с многозначными лексемами помогают избежать скучных моментов и однообразных предложений, штампов.

Использование многозначных слов в публичных выступлениях или дискуссиях позволяет сделать речь более насыщенной, яркой.

Омонимы и многозначные слова употребляются и в обыденной речи, в беседах. Цель разговорного стиля – общение. Обмен мыслями, впечатлениями. Обычная форма реализации этого стиля - диалоᴦ. В разговорном стиле отсутствует предварительный отбор языкового материала. Ошибки в употреблении многозначных слов возникают в результате их неверного сочетания с другими словами и в допущении двоякого прочтения слова, что придает фразе двусмысленность. Например, комичным двусмысленным в результате невнимания к многозначности становится следующее высказывание: «Моя семья никакого отношения к искусству не имела. Я родился в нормальной семье».

Неточно выбранное слово нормальный создает комический эффект по причине своей многозначности: если в одном из значений оно сближается со словами обычный, обыкновенный, то в другом — уводит в совершенно иную смысловую плоскость: 1.Соответствующий норме, обычный; 2.Психически здоровый. Говорящий дал контекст, допускающий оба эти значения, что и привело к комизму. Следовало бы вместо слова нормальный употребить здесь слова обыкновенный, рядовой, обычный [11].

Анекдотами, основанными на многозначности слов, буквально напичканы все юмористические сайты и книги. Однако применять в жизни такого рода шутки бывает затруднительно, если заранее не иметь всевозможные заготовки:

На приеме у врача:
— Что-то вы мне НЕ НРАВИТЕСЬ...
— Да и вы, доктор, прямо скажем, не красавец!

Также следует отметить, что использование различных словарей в изучении лексических значений многозначных слов и омонимов помогает грамотно строить устную и письменную речь, расширяет словарный запас человека.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, богатство рус­ско­го язы­ка зави­сит не толь­ко от его сло­вар­но­го запа­са, но и от того, что боль­шин­ство слов обла­да­ют многозначностью.

У многозначных слов разделяют прямое и переносное значение, все значения многозначного слова имеют общий смысловой компонент.

Очень важно отличать многозначные слова от омонимов для правильного использования в речи. Значения многозначных слов связаны по сходству или по смежности, а значения омонимов никак не связаны между собой.

Явление многозначности используется в художественных произведениях для создания образности (метафора, метонимия, синекдоха)

Чтобы грамотно и ярко строить устную и письменную речь, расширять свой словарный запас, нужно использовать словари для изучения лексических значений многозначных слов и омонимов.
























ГЛАВА 2

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА В РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ


В практической части работы мы изучали знания школьников о многозначных словах и использование их в речи. Для решения поставленных задач, мы выбрали метод анкетирования, так как данный метод знаком школьникам и не вызывает излишнего волнения, позволяет быстро обработать результаты эксперимента с помощью математических вычислений и систематизировать их с использованием компьютерной программы Exel в виде диаграмм.

Цель практической части исследовательской работы заключалась в выявлении роли лексических значений многозначных слов в речи современных школьников.

Практическое исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ с.Алексеевка», в котором приняли участие 30 учащихся 7-го и 8-го классов.

Этапы практического исследования:

1 этап – анкетирование школьников;

2 этап – проведение эксперимента;

3 этап – анализ полученных результатов.

Анкета включает в себя вопросы о многозначных словах используемых в речи школьников (Приложение 1).

Эксперимент проводился среди небольших групп (7 чел.) учащихся 7, 8 классов. Первая и вторая группа участников эксперимента давали описание значений многозначных слов и составляли предложения. Первая группа делала это без использования дополнительных источников информации, а вторая группа работала над данным заданием с толковыми словарями.

Результаты анкетирования школьников показали, что 85% обучающихся знают, что такое многозначные слова и используют их в своей речи.




60% учащихся не знают, что такое омонимы.


В ходе анкетирования обучающиеся чаще всего называли следующие многозначные слова: ключ, доска, ручка, идет, язык, замок, классный, окно и др.

Именно эти слова вошли в список многозначных слов для проведения эксперимента со словарями.

Обучающихся объединили в группы по 7 человек. Каждая группа получила задание. Эксперимент проводился в 7 и 8 классах по отдельности в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Задание группы 1:

- Опишите значение многозначных слов и составьте предложения с употреблением данных слов в различных лексических значениях.

Задание группы 2:

- Опишите значения многозначных слов и составьте предложения с употреблением различных значений слов с использованием толкового словаря.

Результаты эксперимента показали, что школьники из 1 группы описали 1-3 значения многозначных слов и составили предложения. Значения слов были даны не всегда верно, а при составлении предложений отмечались затрудненияи четкость значения многозначных слов в предложениях (Например: Я смотрел на доску; Я взял ручку.)

Результаты 2 группы показали, что школьники с использованием толковых словарей описали 3-4 значения слова и составили предложения с ними, выделяя особенности данного лексического значения (например: Я стою у школьной доски; Мы сломали дверную ручку).

Нужно отметить, что 1 группа 7 класса написала меньше примеров употребления многозначных слов, чем 1 группа 8 класса. У 2 группы 8 класса предложения-примеры были более развернутые, встречались однородные члены предложения. В 7 классе даже при использовании словарей примеры простые, без каких-либо осложнений. Исходя из этого, можно сказать, что у семиклассников словарный запас беднее, чем у восьмиклассников.

Результаты эксперимента доказали, что знание различных значений слов и использование словарей расширяет словарный запас и позволяет правильно употреблять значения слов в речи, указывая на дополнительные признаки значений. В помощь сверстникам мною были составлены правила использования многозначных слов и небольшой словарь многозначных слов «Чемпионы-многозначности» (слова с 10 и более значениями; по словарю С.И.Ожегова)

Таким образом, результаты практического исследования позволяют сделать вывод, что школьники имеют недостаточные знания и навыки использования в речи многозначных слов, а использование толкового словаря поможет им расширить свой словарный запас и правильно употреблять многозначные слова в речи.


ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Результаты эксперимента и данные анкетирования говорят о том, что многозначные слова функционируют в современном речевом общении современного школьника. Частотность их употребления зависит от активного словарного запаса обучающегося. Есть такие ребята, которые не знают, что такое омонимы или путают их с понятием многозначности слов.

Почти все опрошенные считают, что важно знать и понимать значения многозначных слов, чтобы правильно истолковать речь собеседника.

Подростки нечасто обращаются к словарям за разъяснением значения слов, не утруждают себя запоминанием примеров из художественной литературы.

Но нужно отметить, что эксперимент подтолкнул ребят чаще использовать толковые словари для подготовки домашних заданий, написания сочинений. При использовании толкового словаря расширяет словарный запас, что ведет к правильному употреблению многозначных слов в речи школьников.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многозначность  лексики – неисчерпаемый источник её обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова. Разные  значения слова расширяют границы его использования в речи. Многозначные слова делают нашу речь красочной, эмоциональной.

Понимание значений многозначных слов помогает понимать устную и письменную речь. Благодаря, расширению знаний лексических значений уже знакомых слов, с помощью словарей школьники могут значительно расширить свой словарный запас, и повысить интеллектуальный уровень, а также избежать ошибок в понимании и употреблении многозначных слов в речи.

Цель нашего исследования о выявлении роли понимания лексических значений многозначных слов в речи школьника достигнута.

Наша гипотеза, что знание значений многозначных слов поможет школьникам правильно понимать и использовать их в речи, а также расширить свой словарный запас, подтвердилась.

Результаты практических исследований позволили нам разработать памятку для школьников о правильном употреблении многозначных слов в речи. А для повышения интереса к многозначности слова был составлен словарь «Чемпионы многозначности».      

 Как много миров открывает нам слово! М.Пришвин сравнивал слово со звездой: «В каждой душе слово живет, горит, светится как звезда на небе и как звезда погаснет, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной».

Мы сами можем приумножать богатства родного языка, если научимся открывать в словах их новые и новые значения и посылать этот свет друг другу независимо от того, в каком времени и пространстве мы находимся.






Библиографический список

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка, -М.:Эксмо, 2004.736с.

  2. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка, М.: 1987г.880с.

  3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5-6 класс, - Просвещение, 2012г.

  4. Лексическое значение слова [Электронный ресурс]//Академик:словари и энциклопедии на Академике:[сайт].–URL:http://methodological_terms.academic.ru/824/ЛЕКСИЧЕСКОЕ Прямое и переносное значения (дата обращения: 29.11.2020).

  5. Многозначные слова. Прямое и переносное значения [Электронный ресурс] // Lampio: [сайт]. – 2017. – URL https://lampa.io/p/многозначные-слова.-прямое-и-переносное-значения-00000000ae5969ca0c261e3616a1e937 (дата обращения 08.01.2021)

  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]: (онлайн версия)/С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова// Classes.RU:[сайт]. – 2017. – URL:http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionaryOzhegov-term-14346.htm (дата обращения: 25.11.2020).

  7. Орфографический словарь русского языка для школьников/М.П. Стерлигова.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.512с.

  8. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1986г. 608с.

  9. Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М.:Аванта+, 2001. – С. 56-81.

  10. Я познаю мир: детская энциклопедия: русский язык. – М. : АСТ, 2001. – С. 73-90.

  11. Многозначные слова. [Электронный ресурс] // Megaobuchalka : [сайт]. – 2017. – URL https://megaobuchalka.ru/1/21499.html(дата обращения 15.01.2021)

  12. Лисицкая Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие для студентов, изучающих курс русского языка и культуры речи, Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2007. – 108 с.










Приложения

Приложение 1

Анкета

  1. Что такое многозначные слова, выбери верный вариант

А.слова, которые могут называть несколько разных предметов, признаков или действий.

Б.слова, которые обозначают только один предмет, признак или действие, т.е. имеют одно единственное значение.

В. слова, одинаковые по написанию, но разные по своему значению.

  1. Что такое омонимы, выбери верный вариант

А.слова, которые могут называть несколько разных предметов, признаков или действий.

Б.слова, которые обозначают только один предмет, признак или действие, т.е. имеют одно единственное значение.

В. слова, одинаковые по написанию, но разные по своему значению.

  1. Какие многозначные слова вы употребляете в своей речи?____________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Какой частью речи могут быть многозначные слова?

А. имя существительное

Б. имя прилагательное

В. глагол

Г. все выше перечисленные части речи





















Приложение 2

Правила использования в речи многозначных слов для школьников.

Многозначные слова делают речь и текст необычным, запоминающимся и ярким. Составляя с ними предложения, нужно помнить о нескольких тонкостях.

  1. Если вы затрудняетесь определить лексическое значение слова, вы можете узнать о них в различных словарях: толковый, словарь омонимов, словарь многозначных слов;

  2. Сначала нужно знать прямое значение, чтобы четко понимать, по какому признаку идет перенос (по смежности, сходству, метафора). Незнание особенностей многозначных слов может привести к неправильному или некорректному использованию.

  3. Часть речи многозначного слова остается той же, значит, если слово паутина, которую плел паук, – это существительное, женского рода, то в словосочетании паутина лжи, оно будет иметь те же характеристики. Знание этого поможет грамотно оформить словосочетания и предложения.

  4. Необычное использование многозначных слов вне поэтического или прозаического произведения редко бывает удачным. Так, тот же голубой пожар Есенина уместен только в контексте стихотворения или среди знающих его творчество.

  5. Есть в русском языке такое явление, как омонимы – слова одинаковые по написанию, но совершенно различные по значению: рысь (животное) и рысь (вид бега), такса (собака) и такса (плата). Чтобы понять, что слово не является многозначным, достаточно составить несколько словосочетаний, и станет понятно, что их признаки и свойства не имеют ни малейшего сходства.

  6. Чтение книг и работа со словарями поможет вам расширить свой словарный запас.




















Приложение 3

Материал для буклета «Чемпионы многозначности»

(на основе Словаря русского языка С.И.Ожегова)

(в сборник включены многозначные слова, имеющие 10 и более значений)


Дело – 1. Работа, занятие, деятельность

2. Круг ведения

3. Надобность, нужда

4. Нечто важное, нужное

5. Специальность, круг знаний

6. Предприятие

7. Событие, обстоятельство

8. Поступок

9. Судебное разбирательство

10. Собрание документов

11. Сражение

Держать – 1. Иметь в руках или при себе

2. Хватать, препятствовать движению

3. Служить опорой чему – нибудь

4. Придать чему – н. положение

5. Заставлять находиться в каком – н.

месте

6. Иметь у себя, в своём хозяйстве

7. Иметь для промысла

8. Иметь у себя в качестве кого – нибудь

9. Двигаться по какому – н. направлению

10. Действие по значению сущ – ого

Идти – 1. Двигаться, переступая ногами

2. Перемещаться

3. Отправляться куда – нибудь

4. Следовать в каком – н. направлении

5. Поступать каким – н. образом

6. Приступать к каким – н. действиям

7. Следовать кому – н. в чем – нибудь

8. Перемещаться, быть в движении

9. Доставляться откуда – нибудь

10. Приближаться, появляться

11. О механизмах: быть в действии

12. Об осадках: падать

13. Протекать, клониться к какому – н. исходу

14. Пролегать

15. Выделяться, распространяться

16. Делать ход в игре

17. Требоваться, быть нужным

18. Причитаться, следовать

19. Соответствовать, быть подходящим

20. О чем – н. вбиваемом

21. Расти, сосредоточивать свой рост

22. Быть показываемым, представляемым

для зрителей

23. Подвергаться чему – нибудь

Нести – 1. Взяв в руки, перемещать

2. Быть опорой чему – н.

3. Мчать, увлекать с собой

4. Причинять собой

5. Заставлять идти куда – н.

6. Страдать от чего – н., терпеть

7. Выполнять что – н.

8. Дуть

9. Пахнуть

10. Говорить

11. Сильно слабить



Отпустить – 1. Позволить кому-н. отправиться

куда- нибудь

2. Освободить, выпустить

3. Ослабить

4. Облегчить

5. Выдать покупателям

6. Назначить, выдать для какой – н.

цели

7. Отрастить

8. Сказать неожиданно

9. Термической обработкой уменьшить

хрупкость

10. Пропустить


Падать – 1. Опускаться, валиться на землю

2. Об атмосфер. осадках: идти, выпадать

3. Об ударении в словах

4. Опускаясь, свисая, распространяться

понизу

5. Вылезать

6. Задевать, касаться

7. Приходиться на чью – н. долю

8. Понижаться, уменьшаться

9. Дохнуть

10. Становиться хуже, беднее



Поднять – 1. Нагнувшись, взять

2. Взять, имея достаточно силы

3. Переместить наверх

4. Помочь или заставить встать

5. Заставить тронуться с места

6. Побудить к действию

7. Сделать более высоким

8. Увеличить, повысить

9. Сделать более активным

10. Налаживая, улучшить

11. Произвести, совершить действие

12. Вспахать

13. Сделать более наглядным



Принять – 1. Взять даваемое

2. Вступить в управление чем – н.

3. Включить в состав чего – н.

4. Пустить к себе с какой – н. целью

5. Согласиться с чем – н.

6. Голосованием выразить согласие с чем-

нибудь

7. Совершить

8. Стать обладателем какого-н. звания

9. Приобрести какое – н. качество

10. Подвергнуть себя какой – н. лечебной

процедуре

11. Выпить, проглотить

12. Признать, счесть

13. Встретив, оказать физическое

воздействие

14. Подвинуться немного

15. Поняв, повторить

16. Взяв, убрать

Сила – 1. Физическая или моральная возможность

действовать

2. Энергия, материальное начало

3. Напряжённость

4. Могущество, влияние

5. Сущность, смысл

6. Значение, действенность

7. Общественная группа, слой

8. Войска

9. Большое количество, множество

10. При помощи кого-чего-н.


Ставить – 1. Помещать в стоячем положении

2. Заставить стать

3. Назначать, определять

4. Помещать на определенное место

5. Приводить в нужное состояние

6. Сооружать, устанавливать

7. Вставлять с целью вызвать какое-н.

действие

8. Изображать письменно

9. В азарт.играх: вносить в игру

10. Устраивать, организовывать

11. Предлагать для решения

12. Приводить в какое – н. состояние

13. Действие по значению дан.сущ-ого

14. Производить, делать

15. Относиться к кому-н. каким-н.

образом

Тянуть – 1. Натягивая, тащить или расширять

2. Изготовлять из металла волочением

3. Натягивать для укрепления

4. Тащить, направляя куда – н.

5. Обладать тягой

6. О струе воздуха

7. Всасывать, вбирать

8. Медлительно делать что – н.

9. Весить

10. Заставлять испытывать ощущение

тяжести







2021 год