СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Мой любимый писатель - А. С. Пушкин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа носит исследовательский характер и посвящена изучению биоргафии А. С. Пушкина 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Мой любимый писатель - А. С. Пушкин"»

XI Областной конкурс «Горьковские чтения»










«Мой любимый писатель-

Александр Сергеевич Пушкин!»





Автор работы:

Казаров Никита Алексеевич

ученик 2 класса

МБОУ средняя школа № 4

Научный руководитель:

Ладугина Алена Дмитриевна

учитель начальных классов

















г.Выкса. 2021 г

Аннотация

Автор работы: Казаров Никита Алексеевич

МБОУ средняя школа №4 г. Выкса, 2 класс, 8 лет

Реферат: «Мой любимый писатель - Александр Сергеевич Пушкин!»

Научный руководитель: Ладугина Алена Дмитриевна, МБОУ средняя школа №4 г. Выкса, учитель начальных классов

Цель работы: изучить биографию А. С. Пушкина, найти интересные факты о его жизни.

Работа представлена на 15 страницах (основной текст – 15 страниц). Структура работы соответствует требованиям конкурса.

Работа носит реферативный характер и посвящена изучению биографии А. С. Пушкина. Цели и задачи соответствуют заданным исследованиям. В Главе 1 подробно рассмотрена биография А. С. Пушкина. Автор рассказывает об интересных фактах поэта, гл описывает, почему А. С. Пушкина называют математическим гением. Во 2 Главе рассказывается про то, как создавались сказки и сравниваются между собой народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературную сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Результаты, представленные в работе, имеют практическую значимость. Автор излагает материал полно и доступно согласно структуре работы. Результаты исследований были обсуждены с одноклассниками, которые получили интересный материал от автора работы.


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Биография А. С. Пушкина…………………………. ……………………………...5-6

1.1. Интересные факты об А. С. Пушкине………………………………………………………7

1.2. А. С. Пушкин – математический гений……………………………………………………8-9

Глава 2. Сказки А. С. Пушкина.…………………………………………………………...10-13

2.1.Соиологический опрос……………………………………………………………………14-15

Заключение………………………………………………………………………………………16

Список используемой литературы……………………………………………………………17

Приложение………………………………………………………………………………………18

























Введение Актуальность. Русская литература - это бесценная кладовая национальной культуры. В ней трудом писателей-гениев и просто талантливых художников скоплено много сокровищ. И может быть, среди книг самые удивительные - сказки. Они не знают над собой власти времени.

Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Они учат отличать доброе от злого, хорошее от плохого. Когда я читаю волшебные сказки, я переживаю за героев, сочувствую им, восхищаюсь их качествами, поступками.

Очарование сказочного вымысла во всей силе впервые ощутил Александр Сергеевич Пушкин. Он вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. В сказках поэта есть прелесть и свобода сказочного чуда.

Пушкин жил в эпоху расцвета устной сказки, общался со многими сказочниками, видел творческую манеру различных исполнителей, поэтому сказка стала одним из интереснейших направлений в его творчестве.

Имя Пушкина, черты его лица вошли в мое сознание очень давно, а впервые услышанные стихи или сказки я перечитываю каждый месяц. Бывает такое, что в реальной жизни некоторые ситуации похожи, для меня, на сказочные события из произведения Александра Сергеевича.

Любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни. Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. Сам поэт мог часами слушать сказки. Многие из услышанных народных сказок Пушкин положил в основу своих собственных.

Читая сказки, я верю, что зло слабее добра, оно не может победить, что несправедливость будет наказана.

Гипотеза: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».

Нам нужно доказать: либо это высказывание верно, либо доказать, что оно не верно.

Объектом исследовательской работы- сказки А. С. Пушкина.

Предмет исследования – источники сказок поэта.

Цель: Изучить биографию А. С. Пушкина, рассмотреть разные сказки

Задачи:

- найти интересные факты об авторе;

- узнать, почему А. С. Пушкина называют математическим гением;

- сопоставить народную сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературную сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

-выявить сходства и различия в сказках;

- провести социологический опрос .

Исследование было проведено с помощью следующих методов:

  1. теоретический уровень: сбор информации, изучение литературного материала;

  2. сопоставительный анализ истории создания сказок;

  3. социологический опрос .

На наш взгляд, данная тема не теряет своей актуальности в наши дни.


Глава 1. Биография А. С. Пушкина

Здесь русский дух,

 Здесь Русью пахнет…

А.С. Пушкин

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – русский поэт, прозаик, драматург. А.С. Пушкин родился в Москве, в семье отставного офицера, помещика Сергея Львовича, происходившего из старинного дворянского рода.

Мать, Надежна Осиповна, светская красавица, была внучкой знаменитого арапа Петра великого – Ганнибала, о котором впоследствии рассказал сам А.С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого». Лет до семи, Александр Сергеевич жил с бабушкой, Марьей Алексеевной Ганнибал, и няней в селе Захарово под Москвой, которые воспитывали его как могли.

У отца была хорошая библиотека, и мальчик с огромным интересом читал как русские, так и французские книги. Пушкин тоже стал писать стихи. Он писал их и на русском языке, и на французском.

Александр Сергеевич любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. «Закройте на мгновенье глаза… Представьте себе: зима, поздний вечер, ближе к ночи. За окном разыгралась метель, в печной трубе гудит ветер. А в горнице тепло и уютно. Напевный голос Арины Родионовны звучит негромко, задушевно, погружая ребёнка-поэта в волшебный мир народной сказки».

Маленький Саша не шелохнётся, живо представляет он сказочные события, о которых повествует няня: «В некотором царстве-государстве…»

Поэт живо вспоминал потом, в течение всей жизни, «прелесть этих таинственных ночей»:

От ужаса не шелохнусь бывало,

 Едва дыша, прижмусь под одеяло.

Когда же он засыпал, весь трепещущий от страха, просыпалось его детское творчество:

Волшебники, волшебницы слетали,

 Обманами мой сон обворожали,

 Терялся я в порыве сладких дум

* * *И в вымыслах носился юный ум…

Эти детские вымыслы сквозь сон и были первыми созданиями поэта. Поэтому мы можем утверждать, что любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни.

Став взрослым, Александр Сергеевич собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки. Сам поэт мог часами слушать сказки.

Сказка – была одним из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки его няни он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы «видеть свойства нашего русского языка». Даже в его повестях, романах и поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты.

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении  почти  всего своего творчества, с 1814 до 1834 г. Они резко разделяются  на  две  группы: ранние (до 1825 г.) и поздние.

Наше представление о пушкинских сказках, как о важной и серьезной области его поэзии,  относится  только  к  поздним  его сказкам («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о медведихе»,  «Сказка о  царе  Салтане»,  «Сказка о рыбаке  и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «О золотом петушке»)

Ранние сказки Пушкина, по мнению литературоведов, лишены подлинной народности, свойственной зрелому пушкинскому творчеству. В них автор  лишь  использует отдельные  элементы  народной  поэзии:  сказочный  сюжет  или  мотив,  имена сказочных персонажей, отдельные обороты народного стиля  и  языка. 

















1.1. Интересные факты об А. С. Пушкине

Меня интересуют различные события, интересные случаи из жизни Пушкина про его детство и факты из его личной жизни.

В одной из книг про А. С. Пушкина я прочитал интересные факты из его жизни:

1. Большую часть времени в детстве за Сашей присматривали няни. Любимой няней поэта была Арина Родионовна. Она знала большое количество сказок, которые очень нравились Пушкину. На основе ее рассказов появятся знаменитые сказки.

2. Вторым родным языком поэта был французский язык. Пушкин начал обучаться ему в 6 лет. Затем ему дали прозвище " Француз".

3. Свое первое стихотворение Пушкин написал примерно в 8 лет.

4. В 3 года Пушкин пережил землетрясение. Оно было не сильным, однако запомнилось поэту на всю жизнь.

5. У Пушкина была одна странная фобия — он боялся сломать длинный ноготь на мизинце, а потому во все поездки всегда брал с собой золотой напёрсток.

6. Пушкин был очень вспыльчив и поэтому принимал участие во множестве дуэлей. Он пережил 20 дуэлей, но 21-ая стала для него роковой.

7. Всего Пушкин владел более чем десятью различными языками. .

9. Свою первую серьезную поэму Пушкин начал писать в 10 лет на французском языке. Но после сжег ее.

10. Александр Пушкин обладал феноменальной памятью. Он мог пересказать стихи после первого прочтения. Этим он пользовался во время учебы в лицее для запоминания нелюбимых предметов.

11. Пушкин был поклонником карточных игр и часто проигрывал крупные суммы денег.

12. Жена Пушкина была выше его на пол- головы, на светских мероприятиях он к ней не подходил, чтобы эта разница в росте не бросалась людям в глаза.












1.2. А. С. Пушкин – математический гений

Как-то раз, на перемене, я услышал, как старшеклассники говорили про Пушкина, и они называли его математическим гением. Мне стало интересно, почему они так его назвали. Я решил посмотреть в интернете, связано ли имя Александра Сергеевича с математикой, и там нашел ответ на свой вопрос.

В жизни Александру Сергеевичу Пушкину математика не давалась с детства и поэтому он ее не любил. По словам сестры А. Пушкина «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами».

18-19 век вошли в историю, как время величайших открытий в математике, величайших умов, величайших математиков. В домашней библиотеке А.С. Пушкина были два интереснейших сочинения по теории вероятностей. Интерес его к теории вероятностей продиктован интересом к проблеме соотношения необходимости и случайности в историческом процессе. Кроме того, Александр Сергеевич был страстным игроком в карты. Зарождение и развитие теории вероятностей связано с азартными играми.

Пушкин был восхищен Паскалем! Он создал основы теории вероятностей. Восхищение у Александра Сергеевича вызвал и доклад Н.И. Лобачевского о своей воображаемой геометрии, после чего Пушкин подарил миру фразу о том, что и в геометрии вдохновение нужно, как и в поэзии.

Сам Александр Сергеевич считал, что писатель должен иметь «чувство сообразности», «обладать силой ума, располагающего части в отношении к целому». Непосредственно в этих словах – определение золотого сечения. Оно прослеживается в повести «Пиковая дама», в стихотворении «Элегия» (Безумных лет, угасшее веселье), «Няня», «Поедем, я готов, куда бы вы друзья» и другие.

Конечно, А.С.Пушкин, благодаря своей необыкновенной математической интуиции, создал новые художественные формы, пушкинские, необыкновенные, оригинальные, но в то же время отвечающие критериям гармонии. Интуиция А.С. Пушкина была математической, сильной и плодотворной, что и определило гениальность его произведения.

Для меня было немного странно, что Пушкинские произведения содержат в себе математику, ведь я давно знал, что он ее не любил.







Вывод по Главе 1

Из выше представленной информации можно сделать вывод от том, что А. С. Пушкин прожил интересную жизнь. Им было написано множество интересных сказок. Оказалось, очень много интересных фактов о жизни Александра Сергеевича, о которых я даже не имел представления.

Так же я узнал, что произведения Пушкина были связаны с математикой. Я, конечно, очень долго не мог разобраться, какие математические приемы были спрятаны в его сказках, но с помощью родителей и учителя мне это удалось.

Я еще больше убедился в том, что Александр Сергеевич Пушкин был гением своего дела. И даже решил заново перечитать его сказки.



























Глава 2. Сказки А. С. Пушкина

Во время изучения биографии я выяснил, что Александр Сергеевич вовсе не планировал писать для детей. Но именно детская аудитория с ними знакомится впервые: в домашнем семейном чтении, в детских садах, на новогодних ёлках, утренниках и уроках чтения.

Александр Сергеевич решил писать сказки потому, что в 20-х годах 19 века он начал испытывать глубокий интерес к народной жизни. Сам он принадлежал к людям богатого класса, поэтому ему хотелось быть ближе к обычным людям, понять их мечты, желания, обычаи, потребности. Он начал вспоминать сказки, рассказанные его няней Ариной Родионовной. Писатель слушал истории обычных людей, записывал интересные народные обряды и песни.

Я нашел, что самыми первыми попытками Пушкина были сказки «Жених» и «Утопленник». В первой рассказывается о девушке, которая вывела на чистую воду разбойника- жениха. Вторая история повествует о страшной мести. После создания этих сказок Пушкин написал наверно самые популярные произведения, строчки из которых помнят наизусть:

1. «Сказка о попе и работнике его Балде». Сам Н.В.Гоголь восхищен был этой сказкой и как она была написана обычным народным язаком.

2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Оказывается эту сказку он переписал своим стихотворным словом с другой сказки. И исследователи не смогли к нему придраться.

3. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сказка о противостоянии добра и зла.

4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Данная сказка написана по мотивам знаменитой «Белоснежки». А история создания у неё очень интересная: Пушкин и поэт Жуковский устроили стихотворное состязание, результатом которой у первого была «Сказка о мертвой царевне», а у второго — сказка «Спящая царевна».

Сказки Александра Сергеевича оказались настолько популярными, что строки из них в буквальном смысле ушли в народ. И эти знаменитые фразы используют и сейчас:

- «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»;

- «А во лбу звезда горит»;

- «Дурачина ты, простофиля!»;

- «Я ль на свете всех милее?»;

- «Ветер, ветер, ты могуч»;

- «Сказка ложь, да в ней намек»;

- «Кабы я была царица»;

- «Чего тебе надобно, старче?».

Я и сам употребляю в речи эти фразы. Для меня было неожиданно то, когда при прочтении я видел эти строки в сказах Пушкина.

Не зря сказки были одним из любимых жанров Александра Сергеевича. И несмотря на то, что сам поэт свои сказки писал не для детей, а для взрослых, у людей любого возраста они вызывают только положительные эмоции.

Я решил сопоставить народную сказку «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературную сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Мною были проведены исследования, которые показали, что общего и в чем их различие.

У Пушкина: Князь Гвидон умный, находчивый, смелый. Царевна Лебедь добрая, нежная, отзывчивая и т.д.

Волшебная сказка начинается с традиционного зачина: «В некотором царстве…». В сказке Пушкина нет этого зачина.

Далее следует завязка. Это поступок одного или нескольких персонажей, после которого начинает стремительно развиваться действие. Например, в наших сказках – это зло и зависть старших сестёр по отношению к младшей. У Пушкина:

…И завидуют оне

 Государевой жене…

  В народной сказке тоже:

 …Женился Иван-царевич на меньшой сестре…

…А старшие стали ей завидовать да зло творить.

Затем идёт повествование о трудностях, выпавших на долю главных героев, об их борьбе со злом, о добрых делах, совершаемых ими, о чудесах и волшебных силах, помогающих в сложной ситуации. Все действия сюжета ведут к кульминации.

Кульминация представляет собой основную проблему произведения, характеры героев раскрываются в ней предельно ясно. У Пушкина:

…Тут уж царь не утерпел,

 Снарядить он флот велел…

 – Что я? царь или дитя?

 Говорит он, не шутя: «Нынче ж еду!»

 Тут он топнул, вышел вон и дверью хлопнул.

Или в народной сказке: «…Выслушал Иван-царевич и задумался... кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене «Прощай!», полетел во дворец».

После нее действие ослабевает. Наступает развязка. У Пушкина:

...Тут во всём они признались,

 Повинились, разрыдались…

В народной сказке:

«…Очутился там, глянул на детей, глянул на жену – узнал, и душа его просветлела!»

Добрая, счастливая концовка присуща сказкам. Она оставляет светлое чувство в душе.

Вот как завершается повествование у Пушкина:

И я там был; мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

В народной сказке: «В это время я там была, мёд-вино пила, всё видела, всем было очень весело, горько только одной старшей сестре».

Я увидел, что композиция сказок схожа; есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка и концовка. Но нашлись и отличия: «Сказка о царе Салтане» - вольная обработка народной сказки. Автор свободно изменял и дополнял сюжет, сохраняя при этом народный характер содержания.

В народной сказке у царицы родилось три сына, в пушкинской сказке только один сын. В народной сказке царские сыновья были с солнцем во лбу, месяцем на затылке и звёздами по бокам, а у Пушкина такой красотой обладала Царевна-Лебедь.

В литературной сказке появляются новые герои: коршун-злодей, Черномор с богатырями, Царевна-Лебедь и другие.

Разная и форма изложения. Народная сказка написана в прозе, что ближе к устному творчеству. А «Сказка о царе Салтане…» написана четырёхстопным хореем с парной рифмовкой; в те времена, так часто писались «подражания» народной поэзии. (Языковеды объясняют понятия «размер», «ритм», «рифма»).

И ещё одно важное отличие: в народной сказке ведётся повествование без отношения к героям и событиям. В литературном произведении присутствует оценка героев и их поступков:

…Гости умные молчат:

 Спорить с бабой не хотят…

… А царевич хоть и злится,

 Но жалеет он очей

 Старой бабушки своей…

Народная сказка не так красноречива. У Александра Сергеевича Пушкина вся сказка от первых и до последних строк пронизана волшебством сюжета, она зачаровывает каждой строчкой, восхищает каждым словом. Всё здесь к месту и каждое сравнение уникально по точности:

…И царица над ребенком

 Как орлица над орленком…

…Около царя сидят,

 Злыми жабами глядят…

Подражая устному творчеству, он использовал эпитеты, постоянные эпитеты. (Работают языковеды. «…на добра коня садяся…», «…видят холм в широком поле…» и другие.

Добро всегда побеждает зло. Каждый получает по заслугам. В финале сказки «Во лбу солнце…» все счастливы, «горько только одной старшей сестре». Царь Салтан всех прощает. Он счастлив и не хочет никого наказывать. В этом одна из идей автора. Надо уметь прощать обидчиков, быть выше мести.













2.1. Социологический опрос

После изучения биографии А. С. Пушкина, я решил проверить, как мои одноклассники знаю его творчество. Мной была проведена опрос-анкета. В ней приняли участие 23 человека. ( См. Приложение № 1)

Результаты опроса

Вопрос 1. Знаешь ли ты такие сказки А. С. Пушкина, как :

«Сказка о золотой рыбке»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

Вывод: самыми распространенными сказками Пушкина в нашем классе являются «Сказка о золотой рыбке» и «Сказка о золотом петушке»


Вопрос 2. Какие сказки А. С. Пушкина тебе нравятся больше всего?

.

Вывод: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» оказалась любимой сказкой нашего класса. Мы с ребятами, даже, решили сделать в следующем году классный уголок, взяв за основу данную сказку.

Вопрос 3. Знал ли ты, что в сказках А. С. Пушкина присутствуют элементы математики?

Вывод: оказалось, что только два человека из нашего класса знали, что произведения Пушкина связаны с математикой. Я был удивлен, ведь, даже я не знал об этом, хотя, очень много читал про Александра Сергеевича.






















Заключение

Чем же так привлекают меня сказки А.С. Пушкина? Прежде всего, необычностью сюжетов и яркостью красок. Сказки Пушкина поражают  прямо в самое сердце воздушностью строк, тонким юмором. Иногда, читая его сказки, я даже забываю, что нахожусь не в своем доме, а в числе одного из семи гномов, которые помогают царевне.

В процессе исследования сказок Пушкина: истории их создания, анализа их своеобразия, я не только вспомнил сказки Пушкина, но и открыл для себя что-то новое.

Из всего вышеизложенного мною, я могу сделать выводы:

- А.С.Пушкин один из любимых писателей не только детей, но и взрослых;

- любовь к народной поэзии зародилась у Пушкина под влиянием рассказов его старой няни;

- самый любимый жанр Пушкина- сказка. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн;

- Пушкинские произведения содержат в себе математику;

- мои одноклассники знают и любят сказки А.С.Пушкина.

Цель исследования достигнута. Выдвинутая мною гипотеза: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной» подтвердилась.

Поставленные передо мной задачи были достигнуты. Я нашел интересные факты о жизни А. С. Пушкина, узнал, почему его назвали математическим гением. Мной были сопоставлены народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и литературная сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

Когда я перечитываю сказки А.С.Пушкина, я становлюсь немного счастливее, благодарю автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

Практическая значимость: собранный мною материал можно использовать на уроках чтения, внеклассных мероприятиях, участвовать в конкурсах.












Список используемой литературы

  1. Даль В.И. Воспоминания о Пушкине / В.И. Даль // А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. - Т.2. - М.: Вече, 2004. - С. 224.

  2. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина - М.: Просвещение, 2019. - 346 с.

  3. Колосова Н.В. / Болдинская осень. Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, сказки, письма, критические статьи, написанные А.С. Пушкиным в селе Болдине осенью 1830 г. - 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 2012. - 429 с, ил.

  4. Коровина В.Я., Коровин В.И. / А.С. Пушкин. Шк. энцикл. слов. - М.: Просвещение, 2019.- 776 с, ил.

  5. Лихачев Д.С./ Русская литература: Кн. для учащихся 5 кл. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.

  6. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Изд-е. 4-е.Т.5.Л.:,2018.

  7. Тертерян И.А. / История всемирной литературы - М.: Наука, 2019. - 880 с, ил.































Приложение № 1


Анкета- опрос

  1. Знаешь ли ты такие сказки А. С. Пушкина, как:

«Сказка о золотой рыбке»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»


  1. Какие сказки А. С. Пушкина тебе нравятся больше всего?


  1. Знал ли ты, что в сказках А. С. Пушкина присутствуют элементы математики?