СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа МШНОУ по теме "Математика в повседневной жизни человека".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа МШНОУ по теме "Математика в повседневной жизни человека".»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №10







Межшкольная научная конференция учащихся

общеобразовательных организаций Володарского муниципального района

«Путь в науку»







Секция «физико-математическая»

математика



«Математика в повседневной жизни человека»







Работу выполнила

Балова Алиса,

учащаяся 5 класса

МАОУ СШ №10 г. Володарска




Руководитель:

Богданова Мария Дмитриевна,

учитель I квалификационной категории

МАОУ СШ №10 г. Володарска





2019г.



Содержание:


Введение……………………………………………………………….стр.3-6


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ


1.1 Возникновение арифметики и теории чисел………………….стр. 7

1.2 Античная математика…………………………………….......стр.7 - 8

1.3 Страны ислама…………………………………………………..стр. 8

1.4 Математика у русского народа……………………………........стр. 9

1.5 Искусство счёта……………………………………………..стр. 9 - 10

1.6 Интересные факты о математике ………………………….стр.10-11

  1. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


2.1 Математика в жизни человека……………………………………..стр.12-15

2.2 Математика в профессиях………………………………………….стр.16-19

2.3. Нужны ли знания по математике современному человеку?........стр.20-21

2.4 Решение математических бытовых задач в ОГЭ И ЕГЭ………...стр.22-25


Заключение………………………………………………………...стр.26-27


  1. Список используемой литературы………………………………….стр.28


  1. Приложения………………………………………………………..стр.29-33

4.1 Анкетирование 1…………………………………………………………стр.29 4.2 Анкетирование 2…………………………………………………………стр.30

4.3 Опрос среди одноклассников……………………………………………стр.31

4.4. Высказывания великих людей о математике………………………стр.32-33








Введение


Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,

а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.

Д. Пой

Многие часто задаются вопросом, зачем нужна математика? Для чего мы учим различные уравнения и теоремы? Мы же пользуемся математикой только в магазине при покупке продуктов. Почему мы ее изучаем с детского сада?» Я попыталась узнать всю важность этого предмета.

Нередко сам факт того, что этот предмет входит в обязательную программу школ, ставит людей в недоумение. Это недоумение выражается в следующем: для чего мне, человеку, чья будущая профессия не будет связана с ведением расчетов и применением математических методов, знать математику? Чем мне это может пригодиться в жизни? Таким образом, большое количество людей не видят никакого смысла для себя в освоении этой науки, даже на элементарных началах. Но я уверена, что математика, и даже  навыки математического мышления, нужны всем и каждому.

Математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес. Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

С возрастом мы решаем все больше и больше задач: Какое количество продуктов нужно купить, чтобы хватило на неделю? Сколько нужно зарабатывать, чтобы накопить на дачу и поездки за границу? Сколько краски нужно купить, чтобы покрасить стены в спальне? Задачи не просто учат нас математике, а определённым действиям. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения. Очень часто решения таких задач являются просто математическим расчётом.

Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает её целеустремленнее, активнее, самостоятельнее. Вспомните хотя бы своего одноклассника, хорошо знающего математику, быстро умеющего решать задачи. Его часто называют умником, математиком, "задачником". Он может решить задачи, аргументировать свой выбор, может критически оценить себя и своих одноклассников. Да и успеваемость по остальным предметам, кроме математики, оказывается на порядок выше. Именно математическое мышление помогает ему в этом.

Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Но оказывается, что приходится использовать математику ещё чаще. Нашим родителям на работе и дома нужно постоянно решают задачи, и не только математические. Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько денег надо, чтобы сделать ремонт в квартире? Сколько нужно заплатить за коммунальные услуги? Мы хотим поехать на море? Тогда надо решить жизненную задачу с величинами: скорость, время, расстояние, затраты на отдых. И тут на помощь придёт математика. Она следует за человеком везде, помогает ему решать задачи, делает его жизнь намного удобнее.

C математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы; в трамвае или троллейбусе нужно рассчитаться за проезд; чтобы сделать покупку в магазине, нужно снова выполнить денежные расчеты и т. д. Без математики нельзя было бы изучить ни физику, ни географию, ни черчение. 
Летом мы все любим совершать различные походы по родному краю пешком, на машине, или на лодке по реке. Разве не приходится и здесь делать расчеты? Но это еще не все. Если мы пошли в поход пешком, то нужно наметить маршрут по карте, измерить расстояние, а для этого нужно уметь пользоваться линейкой или каким-нибудь прибором, например курвиметром, нужно суметь вычислить длину маршрута, пользуясь масштабом. Но это еще не все. Необходимо произвести расчет продуктов, с тем, чтобы не брать лишнего, чтобы питание было вкусное и разнообразное. 
Если решим плыть на плоту по реке, нужно определить длину маршрута, его продолжительность, скорость течения реки. Как это узнать? На помощь приходит математика.

Даже в игре без математики трудно. Чтобы организовать спортивные игры в лагере, нужно суметь разметить спортивную площадку, для чего необходимо знание геометрии. Чтобы выиграть в военной игре, нужно хорошо ориентироваться по компасу, знать, как определить высоту дерева, расстояние до недоступного предмета, ширину реки и пр. 

В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы, потом математике нас учат в университете. С каждым годом курс расширяется становиться более углубленным, все больше предметов связанно с математикой. В средней школе у нас появляется алгебра и геометрия взамен арифметике. Наш кругозор расширяется. Мы можем понимать, видеть то, что раньше нам казалось не ясным. Математические науки развивают наше мышление, учат нас соображать.

Без знания математики вся современная жизнь была бы невозможна. У нас не было бы хороших домов, потому что строители должны уметь измерять, считать и сооружать. Наша одежда была бы очень грубой, так как ее нужно хорошо скроить, а для этого точно все измерить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолетов, никакой большой промышленности. Не было бы радио, телевидения, кино, телефона и тысячи других вещей, составляющих часть нашей цивилизации. Использование математики, измерение «насколько?», «как долго?» являются жизненно необходимой частью мира, в котором мы живем.

Мы живем в удивительное время: в нашей стране строятся гигантские электростанции и домны, автоматические заводы, запускаются спутники и ракеты, тяжеловесные корабли штурмуют космическое пространство. Первый — Юрий Гагарин, а за ним целая плеяда героев-космонавтов облетели земной шар по космической трассе. Во всех этих делах нам всегда помогала и помогает математика. ++

Благодаря математике появились вычислительные счетные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров.



Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы.

Наши ученые и инженеры создали такие вычислительные машины, которые за одну секунду могут выполнить десятки и сотни тысяч арифметических действий, что и позволило в кратчайшие сроки проделать сложнейшие технические расчеты, связанные со строительством различных сооружений, с полетами наших ракет, спутников, управляемых космических станций, космических кораблей. 

Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.


Актуальность:


В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос «А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?». Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть разные виды деятельности и доказать, что без математики не обойтись в быту.

Гипотеза

Можно предположить, что математика существует вокруг нас и математические знания очень необходимы не только в определенных профессиях, но и в нашей повседневной жизни.

И если научиться решать задачи с математическим содержанием, встречающиеся в быту и в повседневной жизни, то это поможет: не сделать ошибок на экзаменах, разбираться в товарно-денежных отношениях, быть практичнее.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ


Если гипотеза подтверждается, то можно утверждать, что без знания математики вся современная жизнь невозможна.


Объект исследования

Математика как наука и школьная дисциплина


Предмет исследования

Роль математики в жизни человека, общества


Методы исследования:

1. Сбор информации.

2. Изучение и анализ литературы по данной теме.

3. Подбор задач, подтверждающих связь математики с жизнью.

4. Сбор и анализ общественного мнения. Обработка данных.

5. Наблюдение.

6. Сравнение.

7. Анализ.

8. Обобщение. 


Цель исследования:


обоснование необходимости математики в практической жизни человека.

Задачи исследования:

- Изучить литературу по данной проблеме.

- Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.

- Ответить на вопросы: Зачем нужна математика? Что может дать математика каждой отдельной личности?

- Выяснить, нужны ли знания по математике современному человеку;

- Провести опрос у одноклассников и взрослых с целью выяснения необходимости для них математики.

- Рассмотреть использование задач практического содержания в ОГЭ и ЕГЭ.

- Научиться делать диаграммы.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ


    1. Возникновение арифметики и теории чисел.


Учёные - археологи обнаружили стойбище древних людей. В нём они нашли волчью кость, на которой 30 тысяч лет назад какой - то древний охотник нанёс 55 зарубок. Видно, что, делая эти зарубки, он считал по пальцам. Много тысячелетий прошло с тех пор. Но и сейчас швейцарские крестьяне, отправляя молоко на сыроварню, отмечают число фляг такими, же зарубками. До сих пор в русском языке сохранилось слово «бирка». Теперь так называют дощечку с номером, которой отмечают товар. А ещё 200 - 300 лет тому назад так называли куски дерева, на которых зарубками отмечали сумму долга. Бирку с зарубками раскалывали пополам. При расчёте половинки складывались вместе, и это позволяло определить сумму долга без споров и сложных вычислений. Первыми понятиями математики, с которыми столкнулись люди, были «меньше», «больше», «столько же». Если одно племя меняло рыбу на сделанные другим племенем каменные ножи, достаточно было положить рядом с каждой рыбой один нож, соответствующий величине рыбы, чтобы сделка состоялась.

Одна из древнейших нумераций, дошедших до нас в древних папирусах и рисунках, была – египетская. А есть более экзотичные варианты.

Например, на языке некоторых папуасских племён (о. Новая Гвинея) числа назвали так: 1 - «урапун», 2 - «оказа», 3 - «оказа -урапун», 4 - «оказа - оказа», 5 «оказа - оказа - урапун», 6 - «оказа - оказа - оказа» и «много», как самое большое число. Правда, интересно! Но тогда как, же считать такими числами расстояния до звезд, размеры галактики, или как этими числами папуасские племена обозначали бы мельчайшие размеры атома?!


1.2 Античная математика.


Третий век до нашей эры был золотым веком античной математики.

В 389 году до н. э. Платон основывает в Афинах свою школу - знаменитую Академию. В III веке до н. э. в городе Александрия Птолемей I основал Дом Муз и пригласил туда виднейших учёных. Это была первая академии, с богатейшей библиотекой, которая к I веку до н. э. насчитывала 70000 книг.

Но самая громкая слава выпала на долю трёх великих геометров античной математики – это, конечно же, Евклид, Архимед и Апполоний Пергский. Евклид (написал книгу «Начала», авторитет которой был и остается огромным более 2000 лет), Аполлоний Пергский (автор исследования сечений геометрических тел).

В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю," - говорил Архимед. Архимед (развил метод вычисления площадей и объёмов геометрических фигур и тел).


Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими руками закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью.

В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду.

В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.

А такие два достижения греческой математики далеко пережили своих творцов.

1. Греки построили и представили миру математику как целостную науку;

2. Греки провозгласили, что законы природы постижимы для человеческого разума.


1.3 Страны ислама


Математика Востока, в отличие от греческой, всегда носила более практический характер. Основными областями применения математики были торговля, ремесло, строительство, география, астрономия, механика, оптика.

Преследование греческих учёных-нехристиан в Римской империи V—VI веков вызвало их массовое бегство на восток, в Персию и Индию. При дворе Хосрова I они переводили античных классиков на сирийский язык, а два века спустя появились арабские переводы этих трудов. Так было положено начало ближневосточной математической школе. Большое влияние на неё оказала и индийская математика, также испытавшая сильное древнегреческое влияние.

В начале IX века научным центром халифата становится Багдад, где халифы создают «Дом мудрости», в который приглашаются виднейшие учёные всего исламского мира - сабии (потомки вавилонских жрецов-звездопоклон-ников), тюрки и другие.

На западе халифата, в испанской Кордове, сформировался другой научный центр, благодаря которому античные знания стали понемногу возвращаться в Европу.

Ряд интересных математических задач, стимулировавших развитие сферической геометрии и астрономии, были задачи о расчёте лунного календаря, об определении киблы — точного направления на Мекку.

В целом, эпоха исламской цивилизации в математических науках может быть охарактеризована не как эпоха поиска новых знаний, но — как эпоха передачи и улучшения знаний, полученных от греческих математиков.





1.4 Математика у русского народа


Интерес к науке на Руси появился рано. Сохранились сведения о школах при Владимире Святославовиче и Ярославе Мудром (XI век).

Русский народ создал свою собственную систему мер:

1 миля = 7 верстам (≈7,47 км)

1 верста = 500 саженям (≈1,07 км)

1 сажень = 3 аршинам = 7 футам (≈ 2,13 м)

1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам (≈71,12 см)

1 фут = 12 дюймам (≈30,48 см)

1 дюйм = 10 линиям (≈2,54 см)

1 линия = 10 точкам (≈ 2,54 мм).

Интересно, что на Руси когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек

12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см, или о богатырях говорили «Богатырь, косая сажень в плечах», т.е. у такого человека по диагонали от мизинца левой руки до пятки правой ноги почти 2 метра 13 сантиметров.


1.5 Искусство счета.


С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Самой древней математической деятельностью был счет. Счет был нужен, чтобы следить за поголовьем скота и вести торговлю.

Некоторые первобытные племена подсчитывали количество предметов, сопоставляя им различные части тела, главным образом пальцы рук и ног. Наскальный рисунок, сохранившийся до наших времен от каменного века, изображает число 35 в виде серии выстроенных в ряд 35 палочек-пальцев. Первыми существенными успехами в арифметике стали концептуализация числа и изобретение четырех ᴏϲʜовных действий: сложения, вычитания, умножения и деления. Первые достижения геометрии связаны с такими простыми понятиями, как прямая и окружность.

Изучив этот материал, я поняла, что искусство счета развивалось с развитием человечества. На ранних ступенях развития общества люди почти не умели считать. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много. Это был еще не счет, а лишь его зародыш. Именно так считают и сейчас некоторые племена, живущие в джунглях Южной Америки.

Впоследствии способность различать друг от друга небольшие совокупности развивалась; появились слова обозначающие числа «четыре», «пять», «шесть», «семь». Последнее слово длительное время обозначало также неопределенно большое количество. Народные пословицы сохранили память о появлении названий числа 7. К примеру, такие как: «семь раз отмерь – один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глазу», «семь бед – один ответ», «семеро одного не ждут» и другие.

Однако когда люди начали заниматься животноводством и земледелием, то им уже стало необходимо пересчитывать коз в стаде или количество корзин с выращенными плодами (которых было больше семи), заготовленными на зиму. Поэтому счет получил свое дальнейшее развитие.

Способов счета было придумано немало: делались зарубки на палке по числу предметов, завязывались узлы на веревке, складывались в кучу камешки. Такой вид счета носит название унарной системы счисления, т.е. система счисления, в которой для записи числа применяется только один вид знаков. Но палку с зарубками с собой не возьмешь, да и камни таскать не очень приятно, а пастуху нужно знать, не отбилась ли какая коза от стада. И тут на помощь приходят пальцы рук — отличный счетный материал, кстати.

Таким образом, можно сделать первый вывод: древний человек хотел учитывать вещи, которыми он владел. Сколько у него инструментов? Сколько оружия? Сколько животных? Жизнь наших предков была намного проще, но даже они вынуждены были прибегать к использованию числа.



1.6 Интересные факты о математике


«Математику уже затем изучать следует,

что она ум в порядок приводит»

М.В. Ломоносов


Название "математика" происходит от греческого слова "матейн" (mathein) - учиться, познавать.


Древние греки считали, что  понятия "математика" (mathematike) и "наука", "познание" (mathema) - синонимы.

История развития математики - это не только история развития математических идей, понятий и направлений, но это и история взаимосвязи математики с человеческой деятельностью, социально-экономическими условиями различных эпох. Становление и развитие математики как науки, возникновение ее новых разделов тесно связано с развитием потребностей общества в измерениях, контроле, особенно аграрной и промышленной областях.

В основе развития математики лежат запросы практической деятельности человека. "Возникновение и развитие наук обусловлено производством", - писал Ф. Энгельс. - " Математика возникла из практических нужд людей: из измерения площадей земельных участков и вместимости сосудов, из счисления времени и из механики".

Приведу некоторые интересные факты о математике.


1. Из истории дробей


Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

Современную систему записи дробей с числителем и знаменателем создали в Индии. Только там писали знаменатель сверху, а числитель - снизу, и не писали дробной черты. А записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы.


2. Профессор из Лондона во сне придумал формулу

Профессор лондонского университета Дарен Кроуди сумел найти решение теоремы Шварца-Кристоффеля. Формула Шварца-Кристоффеля используется при проектировании различных объектов (мосты, здания). Но классическая формула не “подходила” для сложных объектов, которые имели различные отверстия или были довольно сложной формы. Английский профессор усовершенствовал формулу, сделав ее универсальной, что гораздо расширило возможности математического моделирования.


3. Математики раскрыли секрет образования пробок на дорогах


Группа математиков из университетов Экзетера, Бристоля и Будапешта создали модель, которая демонстрирует, как без видимых причин на дорогах возникают гигантские очереди. Согласно математической модели, неожиданно большое влияние на движение могут оказать мелкие, но неожиданные события, например, меняющий полосу движения микроавтобус.


4. Шимпанзе умнее человека?


Ученый японского университета в Киото Тетсуро Матсузава доказал, что шимпанзе могут быть сообразительнее человека в математике.


5. Как появился процент.

Интересно его происхождение. Процент появился в результате опечатки: наборщик переставил цифры в числе 100. Вот так - 010. первый ноль чуть-чуть приподнялся, второй- опустили, единицу чуть-чуть упростили- вот и получился этот знак %. Это одна из легенд, есть и др.

  • Проценты были известны индусам в 5 веке.

  • В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже. Их ввел Бельгийский учёный Симон Стевин. Он же в 1584 году впервые опубликовал таблицу процентов. 1 % - это сотая доля.


Я решила посмотреть и вокруг себя. Ведь математика- это не только числа.

И рассмотрела применение математики в окружающей нас жизни.


2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


2.1 Математика в жизни человека.

Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

Я решила провести опрос учащихся нашей школы и выяснить насколько они осознают значимость математики в повседневной жизни. 63 ребятам разного возраста было предложено продолжить фразу: « Я изучаю математику потому, что…» со следующими вариантами ответов:

а) пригодится в жизни;

б) заставляют родители;

в) нравится предмет.

Результаты исследования показали:

1-4 классы(26 человек) Пригодится в жизни – 61 %

Заставляют родители – 4 %

Нравится предмет – 35 %

5- 8 классы(22 человека) Пригодится в жизни – 64 %

Заставляют родители – 9 %

Нравится предмет – 27 %

9 – 11 классы (15 человек) Пригодится в жизни – 100 %

Заставляют родители – 0 %

Нравится предмет – 0 %

Число учащихся, которым нравится предмет, остается невысоким. Учащихся, которые осознают, что математика пригодится им в жизни, с возрастом становится больше. На следующих примерах я хочу показать, где встречается математика в быту и доказать ее необходимость в жизни человека.


Математика и режим дня.

Например, наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений. Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах. После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия, сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день. И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.


Семейный бюджет.


Моя прабабушка до сих пор ведет тетрадку, в которой планирует семейный бюджет. Она говорит, что так ее научила делать мама, а если просто тратить деньги, то их может не хватить на какие-нибудь большие покупки или, например, на отпуск. В этой тетрадке бабушка сделала таблицу. В одной графе – прибыль, т.е. сколько денег приходит в семейный бюджет. В другой графе – расходы, т.е. сколько денег можно потратить. В начале каждого месяца, прабабушка садится, открывает тетрадь и рассчитывает как будут потрачены деньги.

Она планирует расходы:

- оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, интернет)

- на питание (прабабушка уже знает, сколько обычно нужно потратить)

- на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее)

- на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит)

- остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).


Покупка продуктов.

В магазине нам постоянно приходится производить математические расчеты. Например, нам нужно пойти в магазин и купить продуты по списку: колбаса 0,5 кг, хлеб (белый и половинку буханки черного),

молоко 2 литра, кефир 1 литр,

яйца 2 десятка, яблоки 1,5 кг.

Дома нам придется рассчитать, сколько денег нужно взять с собой, чтобы чувствовать себя спокойно. Чтобы в магазине не пришлось переживать, хватит ли нам денег и не придется ли что-то оставить, а потом приходить еще раз.


Приобретение одежды.

Нет ничего приятнее, чем покупка красивых новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую кофточку, радостно хватаем ее… Но тут подходит продавщица и интересуется какой размер нам нужен и этот вопрос приводит нас в замешательство. Мы, конечно, можем попросить ее подобрать нам одежду по размеру. Но не будешь, же с каждой вещью бегать к продавцу. Тут нам снова приходиться обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, чтобы вещь не оказалась очень длинной или же короткой.


Приготовление пищи.


Каждый день мы готовим пищу. Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, «на глазок». Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики. Оказывается, чтобы приготовить простые котлеты нужно взять:

- 300 гр. говядины,

- 1 яйцо,

- 200 гр. баранины,

- 150 гр. лука,

- 5 гр. соли ,

- 3 гр. перца,

- 100 гр. хлеба,

- растительное масло 20 гр. для жарки.

И тогда мы получим 8 поджаристых и вкусных котлет. Но прежде чем мы сможем насладиться котлетами, нам потребуется отмерить необходимое количество продуктов, а если мы ждем гостей и одной порцией котлет не обойтись, то придется все еще и умножить, например, на 2. И это только котлеты! А сколько других сложных рецептов и вкусных блюд существует на свете!


Ремонт дома.


Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности которых будет зависеть ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате или на стены.







Р екламы из газет? Там тоже сплошная математика. Чтобы понимать некоторые рекламы нужно уметь хорошо решать задачи на проценты.







То есть математика нужна в повседневной жизни для того чтобы: сосчитать деньги, определить время на часах, посчитать количество предметов, набрать номер на телефоне, измерить площадь комнаты, проанализировать рекламы из газет и во многом другом.






















2.2 Математика в профессиях


В мире не существует ни одной профессии, где не встречается математика. И мнение учеников, что математика нам не пригодится неверно. В любой профессии человек нуждается в математике. Даже человеку, чья работа не связана с математикой, она необходима.

Ведь нужно знать математику, чтобы тебя не обсчитали, выдавая тебе зарплату или пенсию. Также математика учит решить любую задачу несколькими способами. Благодаря этому человек развивает свое неординарное мышление.

Можно привести очень много наглядных примеров профессий, где необходима математика: бухгалтер, швея, продавец, повар, медработник, строитель, программист и многие другие….

Бухгалтер.
В профессии бухгалтера математика просто необходима. Бухгалтер начисляет зарплату, пособия, отпускные, исчисляет налоги, страховые взносы и т.п. Несмотря на то, что наша будущая профессия, может быть не предполагает связь с математическими формулами и расчетами, никто не знает, чем мы будем заниматься в будущем. Например, захотим стать предпринимателями и открыть свое собственное дело. Такая смена работы потребует от нас овладение новыми навыками по организации и ведению бизнеса, включая бухгалтерию, а без математических методов прогнозирования, моделирования, анализа и расчетов никак не достичь успеха.

Швея. Математика в раскрое одежды. Беседа с учителем технологии. Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и др.), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.

ПРИМЕР ЗАДАЧИ: У портного было 150 метров ткани. Он сшил 8 детских костюмов и 6 взрослых костюмов. На детский костюм уходит 5 метров ткани, а на взрослый костюм уходит 13 метров. Сколько ткани осталось у портного? Решение
1)8∙5=40 м ушло на детские костюмы.
2) 6∙13=78 м ушло на взрослые костюмы.
3) 150-(40+78)=32 метра осталось.
Ответ: 32 метра ткани осталось у портного.

П родавец. Математика в торговле.
В профессии продавца математика нужна для того, чтобы считать деньги, поступившие продукты и товары, количество оставшихся продуктов и товаров Математика в торговле нужна больше всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, хорошо устно считать, знать таблицу умножения, уметь высчитывать проценты. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Представьте, что вы продавец продуктового магазина. К вам пришёл покупатель, который хочет купить: сметану «Простоквашино», 400 г шоколадных конфет «Степ» и бутылку воды. Ваша задача: продать всё это не сказав ни одной цифры, не употребив ни одного математического термина. Как вы думаете, это возможно?

50 руб. 250 руб. (1 кг) 25 руб.

Повар. Математика в кулинарии. Беседа с поваром школьной столовой.

Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика.


Я побеседовала с нашим школьным поваром и выяснила, что для того чтобы пользоваться кулинарными рецептами и производить перерасчёт продуктов по ним, требуется знать, что такое отношение, пропорциональность.

Она мне предложила взять самое простое блюдо и решить вот такую задачу:

«Чтобы приготовить омлет на 2 яйца берут 20 г молока, 20г сливочного масла. Какое количество продуктов необходимо, чтобы приготовить омлет из 6 яиц».

Решение: 6 : 2=3,  т.е. количество продуктов увеличивается в 3 раза. 20∙3=60гр молока, 60гр сливочного масла. Для запекания омлета понадобится 15 минут. Наш повар Наталья Александровна сказала, что такие задачи она решает каждый день.


Медработник. Применение математики в медицине.

Как оказалось, наш медицинский работник Наталья Алексеевна без математики «не может жить». Каждый день она ведет статистику обращения учащихся нашей школы с различными жалобами. Я изучила записи в амбулаторном журнале медицинского работника в период с 1 февраля по 15марта текущего года. Эти данные я оформила в виде таблицы.

Причина обращения

Кол-во обращений

% от общего кол-ва обращений

2

Головная боль

25

20%

3

Боли в животе

14

11%

4

Ушиб

12

10%

5

Расстройство ЖКТ

5

4%

6

Зубная боль

5

2,5%

8

Носовое кровотечение

2

1,5%

9

Другие причины

19

15,5%


Всего:

82


Или, например: прививку от гриппа в этом году сделали 60% обучающихся в нашей школе. Сколько школьников поставили прививки против гриппа, если в школе 550 обучающихся?

Решение: 550: 100% ∙ 60% = 330 обучающихся.

Строитель.

Математика и строительство.

В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами:

Надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо.

Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо.

Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак!

Математику применяли ещё задолго до нашей эры.

В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду.

В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.

При строительстве дома необходимо проект составить, высчитать, сколько цемента, сколько кирпичей потребуется, высоту, ширину здания.

А задачи на проценты? Их же решают все.



Мой папа, Балов Роман Константинович, работает начальником информационно-аналитического отдела администрации Володарского муниципального района.

По роду своей деятельности ему приходиться пользоваться математическими вычислениями.




Моя мама, Балова Лариса Сергеевна, по профессии

продавец-кассир. Ей математика в работе просто

необходима.


Таким образом, я могу сказать, что математика требуется нам повсюду, в любой профессии и нет такой области жизни, где бы мы могли без нее обойтись.






2.3 Нужны ли знания по математике современному человеку?


Результаты опроса учащихся 5-х классов.


Варианты ответов одноклассников

Кол-во ответивших

Проценты

1

Уметь правильно рассчитываться в магазине

9

36%

2

Пригодиться в профессии

10

40%

3

Для хорошей оценки в аттестате

4

16%

4

Правильно считать свои доходы и расходы

2

8%


Этот же вопрос был задан работникам школы.



Ответы работников школы

Количество опрошенных

Проценты

Учителя

Для составления отчетов, построения графиков и диаграмм, нахождения средней оценки ученика

27

90%

Повар

Для расчета продуктов на порцию каждого ученика и всех работников школы

1

3,3%

Медицинский работник

Правильно посчитать дозировку лекарств

1

3,3%

Бухгалтер

Для начисления зарплаты, для проведения расчетов

1

 

3,3%













Для чего нужна математика


Результаты опроса учащихся 9-11-х классов.

Вопрос

Опрошенные

Проценты

Поступить в ВУЗ

10

25%

Найти работу

8

20%

Строить дома

4

10%

В повседневных расчетах

15

37,5%

Не нужна

3

7,5%


Большинство опрошенных считают, что знания по математике современному человеку просто необходимы.





















2.4 Решение математических бытовых задач в ОГЭ И ЕГЭ


По окончании 9 класса нам предстоит сдать ОГЭ, а после 11 класса - ЕГЭ.

Нам и нашим родителям приходится решать очень много бытовых задач из практической жизни. Эти задачи из повседневной жизни содержатся в тестах ОГЭ и ЕГЭ.

Например, задача про тарифные планы в сети интернет и другие.


За­да­ние 1. Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана.

Тарифный план

Абонентская плата

Плата за трафик

План «0»

Нет

2,5 руб. за 1 Мб

План «500»

550 руб. за 500 Мб трафика в месяц

2 руб. за 1 Мб сверх 500 мб

План «800»

700 руб. за 800 Мб трафика в месяц

1,5 руб. за 1 Мб сверх 800 мб

Пользователь предполагает, что трафик составит 600 Мб в месяц и исходя из этого, выбирает дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 600 Мб.

Решение:

А) 2,5∙600=1500 (руб.) -в месяц за 600 Мб трафик

Б) 550+2∙(600-500)=750 (руб.)- в месяц 500 Мб В) По плану «800» пользователь потратит в месяц за Мб трафика 700 руб. Ответ: наиболее выгодный вариант составляет 700 руб.

За­да­ние 2. Дальнобойщику нужно отвезти груз в г.Москву из г.Саратова и вернуться обратно. Расстояние между городами 850 км. Расход топлива 45 л на 100 км. Стоимость 1 л топлива 35 р. Какую сумму потратит дальнобойщик на топливо?

Решение:

1. 850 + 850 = 1700 (км) - весь путь

2. 1700:100 ∙ 45=765 (л) – топлива потребуется 3. 765 ∙ 35=26775 (р.) - потратит дальнобойщик на топливо.

Ответ: 26775 рублей

За­да­ние 3. В городе живет 200000 жителей. Среди них 10% детей и подростков. Среди взрослых 45% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.п.). Сколько взрослых жителей работает?

Решение:

1) 200000:100∙10=20000 (живут)-детей

2) 200000-20000=180000 (живут)-взрослых

3) 100%-45%=55% -работают

4) 180000∙0,55=99000(жителей)-работают

Ответ: 99000 работающих жителей.

За­да­ние 4.  Так­сист за месяц про­ехал 6000 км. Сто­и­мость 1 литра бен­зи­на — 20 руб­лей. Сред­ний рас­ход бен­зи­на на 100 км со­став­ля­ет 9 лит­ров.

Сколь­ко руб­лей по­тра­тил так­сист на бен­зин за этот месяц?

  Ре­ше­ние.

Сред­ний рас­ход бен­зи­на за месяц со­ста­вил (6000 : 100) ∙ 9 = 540 лит­ров.

Умно­жим 540 на 20: 540∙20 = 10 800.

Зна­чит, за месяц так­сист по­тра­тил 10 800 руб­лей.

Ответ: 10 800 руб­лей.

За­да­ние 5.  Вы­пуск­ни­ки 11а по­ку­па­ют бу­ке­ты цве­тов для по­след­не­го

звон­ка: из 3 роз каж­до­му учи­те­лю и из 7 роз класс­но­му ру­ко­во­ди­те­лю и ди­рек­то­ру. Они со­би­ра­ют­ся по­да­рить бу­ке­ты 15 учи­те­лям (вклю­чая ди­рек­то­ра и класс­но­го ру­ко­во­ди­те­ля), розы по­ку­па­ют­ся по опто­вой цене 35 руб­лей за штуку. Сколь­ко руб­лей стоят все розы?

Ре­ше­ние. Вы­пуск­ни­ки по­да­рят 7 роз класс­но­му ру­ко­во­ди­те­лю, 7 роз ди­рек­то­ру и по 3 розы остав­шим­ся 13 учи­те­лям, т. е. еще 39 роз, всего 53 розы. Всего они по­тра­тят 53∙35 = 1855 руб­лей.

Ответ: 1855 рублей.


За­да­ние 6. Поезд Но­во­си­бирск-Крас­но­ярск от­прав­ля­ет­ся в 15:20, а при­бы­ва­ет в 4:20 на сле­ду­ю­щий день (время мос­ков­ское). Сколь­ко часов поезд на­хо­дит­ся в пути?

  Ре­ше­ние.

В день от­прав­ле­ния поезд едет 24:00 − 15:20 = 8 час. 40 мин., а на сле­ду­ю­щий день до мо­мен­та при­бы­тия он едет 4 час. 20 мин. Всего в пути поезд про­ве­дет 8:40 + 4:20 = 13 часов.

Ответ: 13часов.

За­да­ние 7. Летом килограмм клубники стоит 60 рублей. Мама купила 3кг 200г клубники. Сколько рублей сдачи она должна получить с 1000 рублей?

Решение:1000-60 ∙ 3,2=808(руб.)

Ответ: 808руб.


За­да­ние 8. В школе есть трехместные туристические палатки. Какое наименьшее число палаток нужно взять в поход, в котором участвуют 20 человек?

Решение:20:3≈7(палаток)

Ответ: 7 палаток.


За­да­ние 9. Налог на доходы составляет 13% от заработной плоты. Заработная плата Петра Ивановича равна 14 000 рублей. Сколько рублей он получит после удержания налога на доходы?

Решение: 14000-14000 ∙ 0,13=12180(р.)

Ответ: 12180руб.


За­да­ние 10. В роз­ни­цу один номер еже­не­дель­но­го жур­на­ла стоит 24 рубля, а по­лу­го­до­вая под­пис­ка на этот жур­нал стоит 460 руб­лей. За пол­го­да вы­хо­дит 25 но­ме­ров жур­на­ла. Сколь­ко руб­лей можно сэко­но­мить за пол­го­да, если не по­ку­пать каж­дый номер жур­на­ла от­дель­но, а по­лу­чать жур­нал по под­пис­ке?

  Ре­ше­ние.

На по­куп­ку 25 жур­на­лов по 24 рубля каж­дый по­тре­бу­ет­ся 25 · 24  =  600 руб.

Сле­до­ва­тель­но, офор­мив под­пис­ку, можно сэко­но­мить 600 − 460 = 140 руб.

Ответ: 140руб.


За­да­ние 11. Уста­нов­ка двух счётчи­ков воды (хо­лод­ной и го­ря­чей) стоит

3300 руб­лей. До уста­нов­ки счётчи­ков Алек­сандр пла­тил за воду (хо­лод­ную и го­ря­чую) еже­ме­сяч­но 800 руб­лей. После уста­нов­ки счётчи­ков ока­за­лось, что в сред­нем за месяц он рас­хо­ду­ет воды на 300 руб­лей при тех же та­ри­фах на воду. За какое наи­мень­шее ко­ли­че­ство ме­ся­цев при тех же та­ри­фах на воду уста­нов­ка счётчи­ков оку­пит­ся?

Ре­ше­ние.

Уста­нов­ка счет­чи­ков поз­во­ля­ет еже­ме­сяч­но эко­но­мить 800 − 300 = 500 руб. Зна­чит, они оку­пят­ся через 3300 : 500 = 6,6 ме­ся­ца или за 7 пол­ных ме­ся­цев.

Ответ: 7 месяцев.


За­да­ние 12. Для ре­мон­та квар­ти­ры тре­бу­ет­ся 63 ру­ло­на обоев. Сколь­ко пачек обой­но­го клея нужно ку­пить, если одна пачка клея рас­счи­та­на на 6 ру­ло­нов?

Ре­ше­ние.

Если одна пачка рас­счи­та­на на 6 ру­ло­нов, то 10 пачек хва­тит на 60 ру­ло­нов, и оста­нет­ся еще три ру­ло­на. Для них по­на­до­бит­ся еще одна пачка клея. Всего по­на­до­бит­ся 11 пачек клея.

Ответ: 11 пачек.


За­да­ние 13. Для приготовления 50 кг (литров) компота из сухофруктов , берут 5 кг сухофруктов и 3 кг 750 г сахара. Сколько % сухофруктов и сколько % сахара в компоте?

Решение:

1) 5: 50 ∙ 100=10 (%) сухофруктов

2) 3,75:50 ∙ 100=7,5 (%) сахара

Ответ: 7,5 % сахара.


За­да­ние 14. В школе в ноябре 2018 г проходила добровольная вакцинация учащихся против гриппа. Известно, что вакцину поставили 80% учащихся обучающихся в школе. Сколько школьников добровольно поставили вакцину против гриппа, если в школе 175 обучающихся?

Решение: 175 ∙ 0,8=140 (школьников)

Ответ: 140 школьников.

За­да­ние 15. Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?

Решение: (3500-2800):3500 ∙ 100=20 %.

Ответ: 20%.


За­да­ние 16. Клиент взял в банке кредит на сумму 30 000 рублей с годовой процентной ставкой 14%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

Решение: 1) 30000 ∙ 0,14=4200(р.)-14%

2) 30000+4200=34200(р.) – банку за год

3) 34200:12=2850(р.) ежемесячно

Ответ: 2850рублей.


За­да­ние 17. В лет­нем ла­ге­ре 218 детей и 26 вос­пи­та­те­лей. В ав­то­бус по­ме­ща­ет­ся не более 45 пас­са­жи­ров. Сколь­ко ав­то­бу­сов тре­бу­ет­ся, чтобы пе­ре­вез­ти всех из ла­ге­ря в город?

Ре­ше­ние.

Всего в ла­ге­ре 218 + 26 = 244 чел. Раз­де­лим 244 на 45:

.

Зна­чит, чтобы пе­ре­вез­ти всех из ла­ге­ря в город, по­на­до­бит­ся 6 ав­то­бу­сов.

Ответ: 6 автобусов.

За­да­ние 18. Папа купил американский автомобиль, на спидометре которого скорость измеряется в милях в час. Какова скорость автомобиля в км/ч, если спидометр показывает 50 миль в час?

Решение. Зная, что американская миля 1км 609м, увеличим её в 50 раз и получим ≈ 80 км/ч

Ответ. 80 км/ч.

За­да­ние 19. Счётчик электроэнергии 25 марта показывал 32544киловатт-час, а 25 апреля 32726 киловатт-часов. Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за март?

Решение. 1киловатт-час стоит 1рубль 29коп.

  1. 32726-32544=182 (кв.ч)

  2. 1,29∙182=234,78 (руб).

Ответ. 234,78 рублей.

За­да­ние 20. У портного было 150 метров ткани. Он сшил 8 детских костюмов и 6 взрослых костюмов. На детский костюм уходит 5 метров ткани, а на взрослый костюм уходит 13 метров. Сколько ткани осталось у портного? Решение. 1)8∙5=40 м ушло на детские костюмы.
2) 6∙13=78 м ушло на взрослые костюмы.
3) 150-(40+78)=32 метра осталось.
Ответ: 32 метра ткани осталось у портного.

Это всё бытовые задачи, из повседневной жизни, задачи практико-ориентированные, которые решаем и мы, и наши родители, представители разных профессий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы мною были:

1. Изучены виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.

2. Получены ответы на вопросы: Зачем нужна математика? Что может дать математика каждой отдельной личности?

Выполнив данную работу, я сделала вывод:

-трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где ни приходилось бы группировать предметы в нужном порядке, пересчитывать, находить их размеры, форму, определять взаимное положение;

-строения и предметы, которые нас окружают, состоят из геометрических фигур;

-математика встречается в решении бытовых задач, задач экономики, сельского хозяйства, научных исследованиях, технических вопросах;

-кто с детских лет занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость в достижении цели;

-математика нужна и учителю, и врачу, и артисту, и художнику, и ребенку, и домохозяйке.

На сегодняшний день мы не знаем сфер жизнедеятельности человека, где не нужна математика. Без неё не обходится ни одно новое открытие, не работает ни одно изобретение, не функционирует ни одно предприятие и государство, следовательно, диапазон всего того, где нужна математика, достаточно широк.

Когда мы приступаем в школе к изучению этой дисциплины, мы не знаем, сделаем ли мы открытие в физике, информатике, астрономии или другой науке. А может, будем инженером или архитектором, авиаконструктором или фармацевтом, т.е. специалистом той профессии, где математика будет нужна именно нам.

Не исключено, что я буду домохозяйкой, визажистом или знаменитым модельером, которому необходимо делать чертежи для выкроек костюмов. Или судьба испытает меня в профессии программиста, юриста, капитана океанского судна или руководителя геологической экспедиции, поскольку всё это – сферы, где нужна математика просто в обязательном порядке.

При работе над проектом я убедилась, что каждый должен знать и изучать эту величайшую из всех наук, без которой нельзя представить своей жизни, поскольку математика является своеобразным проездным билетом, без которого невозможно отправиться в путь. Она развивает логическое мышление, целеустремлённость, воображение, умение находить выход из любых ситуаций.

Математика заставляет думать, помогает человечеству открывать и использовать законы природы и во все времена была могучим двигателем науки и техники.

Я убедилась, что математика просто необходима в жизни, быту и профессиях. В связи с этим я решила познакомить как можно больше учащихся с результатами моего исследования с целью развития интереса к этому предмету, расширения знаний по математике и кругозора в целом.

Я надеюсь, что мои примеры помогут еще раз понять: математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В моих примерах показана роль математики в повседневной жизни людей и ее связь с различными областями знаний, с различными профессиями.

В ходе работы над проектом «Математика в повседневной жизни человека» была достигнута поставленная цель: рассмотрена и изучена роль математики в жизни человека.

Изучив необходимую литературу по данной теме, проведя опрос у одноклассников и взрослых с целью выяснения необходимости для них математики, рассмотрев использование задач практического содержания в ОГЭ и ЕГЭ, я выявила, что математика в жизни людей необходима.

Выдвинутая гипотеза о том, что математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни – подтвердилась. Математика - это важный, интересный, увлекательный и главное необходимый во всех отраслях жизнедеятельности предмет. Мой совет школьникам: Учите математику на 5!

Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,

Надо прежде всего математику знать.

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка,

Где бы нам не пригодилась математика! В. Шефнер













3. Список используемой литературы

1. Арнольд В.И. Что такое математика?— М.: МЦНМО, 2008.–– 104 с.

2. Волина В.В. Занимательная математика.- С.-Петербург, 1996. – 118с.

3. Г.И.Глейзер История математики в школе.- Москва, «Просвещение», 1981.

4. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) / Авт.-сост. Т.Д.Гаврилова. – Волгоград: Учитель,2005 г. – 49с.

5. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике. М. , Просвещение, 1995. – 216с.

6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка- М.: Азбуковник, 1999. - 113с.

7. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / Авт.-сост. М.А.Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006 г. – 212с.

8. Перельман Я.И. «Математика – это интересно ! – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2006. – 214с.

9.Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика / 3-е изд.,

испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с.

10. Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000).

11.Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку для 5-6 классов. Москва, «Просвещение», 2008г.

12. Энциклопедия для младших школьников «Что такое? Кто такой?», в трёх томах. Москва, 1975. -. 211.

13.Энциклопедический словарь юного математика./ Сост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1989. – С. 352.

14. Материалы интернет ресурсов ( www.webmath.ru, ru.wikipedia.org )

15. http://live.mephist.ru/show/mathege2010/view/proto/al-задачи ОГЭ, ЕГЭ

16. http://www.allmath.ru/bestbooks.htm

17. http://www.exponenta.ru - Exponenta - образовательный математический сайт

18. http://www.gordia.ru/gm.php - математика жизни.

19. http://journal-shkolniku.ru/interesnie-faktyi17.html Интересные факты: происхождение математики. Автор: Е. Владимирова

20. http://vyshechka.ru/stati/nuzhna-li-vse-taki-matematika.html Нужна ли математика, зачем нужна математика?

  1. Приложения.

4.1 Анкетирование 1. В анкетировании приняли участие 50 человек: 25 учащихся 5б класса и 25 родителей 5б класса. Моим одноклассникам были заданы следующие вопросы:

  1. Нравится ли вам предмет математика?

  2. Считаете ли вы, что математика трудный предмет, для изучения? 3. Как вы думаете, необходимо изучать математику? 4. Будете ли вы в своей жизни применять знания по математике?

Вывод: 1. Большинство ребят любят изучать математику.

2. Половина учащихся считают, что математика трудный предмет.

3. Все считают, что изучать этот предмет надо.

4. Не все учащиеся определились, будут ли они применять в своей жизни знания по математике.

Нашим родителям я задала такие вопросы:

  1. Нравилось ли вам изучать математику в школьные годы?

  2. Помогаете ли вы своему ребенку при выполнении домашнего задания?

  3. Считаете ли вы, что математика необходима в будущем, для вашего ребенка?

  4. Пригодилась ли вам математика в жизни?

  5. Напишите, пожалуйста, где применяете знания по математике?










Ответы родителей. В работе; в повседневной жизни, помогаю детям в изучении математики.

Вывод: 1. Многим родителям нравилось изучать математику в школьные годы.

2. Они помогают своим детям в выполнении домашнего задания.

3. Думают, что детям пригодится математика.

4. Применяют знания математики в жизни.

4.2 Анкетирование 2.

«Насколько учащиеся осознают значимость математики в повседневной жизни».

63 ребятам разного возраста было предложено продолжить фразу: « Я изучаю математику потому, что…» со следующими вариантами ответов:

а) пригодится в жизни; б) заставляют родители; в) нравится предмет.

Результаты исследования показали:

1-4 классы(26 человек) Пригодится в жизни – 61 %

Заставляют родители – 4 %

Нравится предмет – 35 %

5- 8 классы(22 человека) Пригодится в жизни – 64 %

Заставляют родители – 9 %

Нравится предмет – 27 %

9 – 11 классы (15 человек) Пригодится в жизни – 100 %

Заставляют родители – 0 %

Нравится предмет – 0 %

Число учащихся, которым нравится предмет, остается невысоким. Учащихся, которые осознают, что математика пригодится им в жизни, с возрастом становится больше.

4.3 Опрос среди одноклассников:

I направление. «Математика - это жизнь»

Я опросила 23 учащихся 5 класса. На вопрос «Математика – это жизнь?» ответили «ДА» - 20 учащихся, ответили «НЕТ» - 2 учащихся, «НЕ ЗНАЮ» – 1 учащийся. Результат виден на диаграмме:









II направление. «Нужна ли математика в жизни людей?»

III направление. « Где находит свое применение математика?»
  • в быту

3

  • на ней держится мир

6

  • в любой профессии

5

  • нужна везде

3

  • во всех науках

4

  • в музыке

2


4.4 Высказывания великих людей о математике


  • Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)

  • Математика – царица наук, арифметика – царица математики. (К.Ф. Гаусс)

  • Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич)

  • «Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын)

  • Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов)

  • Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин)

  • Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе? (Платон)

  • Было бы хорошо, если бы эти знания требовало само государство и если бы лиц, занимающих высшие государственные должности, приучали заниматься математикой и в нужных случаях к ней обращаться. (Платон)

  • Науки математические с самой глубокой древности обращали на себя особенное внимание, в настоящее время они получили еще больше интереса по влиянию своему на искусство и промышленность. (П.Л. Чебышев)

  • Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы. (Д.И. Писарев)

  • Астрономия (как наука) стала существовать с тех пор, как она соединилась с математикой. (А.И. Герцен)

  • Полет – это математика. (В. Чкалов)

∙ Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. (А.С. Пушкин)

  • Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение. (В. Произволов)

  • В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии. (Н.Е. Жуковский)

  • Химия – правая рука физики, математика – ее глаз. (М.В. Ломоносов)

  • Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

  • Я люблю математику не только потому, что она находит применение в технике, но и потому, что она красива. (Р. Петер)

  • Все, что до этого было в науках: гидравлика, аэрометрия, оптика и других темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным. (М.В. Ломоносов)

  • Стремящийся к ближайшему изучению химии должен быть сведущ и в математике. (М.В. Ломоносов)

  • Слеп физик без математики. (М.В. Ломоносов)

  • Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком. (К. Вейерштрасс)

  • Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский)

  • Только с алгеброй начинается строгое математическое учение. (Н.И. Лобачевский)

  • Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. (А. Эйнштейн)

  • Именно математика дает надежнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман чувств. (Л. Эйлер)

  • Цифры (числа) не управляют миром, но они показывают, как управляется мир. (И. Гете)

  • Пристальное, глубокое изучение природы есть источник самых плодотворных открытий математики". (Ж. Фурье)

  • ...Было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике, свести параллели к схождению и раздвинуть перпендикуляры к прямой на расхождение. (В.Ф. Каган)

  • Счет и вычисления - основа порядка в голове. (Песталоцци)

  • Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д. Пойа)

  • Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц)

  • Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)