По улицам древнего Дербент
Дербент – ворота ворот
Я, Исмаилова Лиана, ученица 8 класса МБОУ СОШ№20 имени Расула. Гамзатова
Начало осмотра — с самой верхней точки. На горе стоит древняя крепость — Цитадель Нарын-кала.
Со смотровой площадки открывается вид на весь город и морскую акваторию. С высоты птичьего полета хорошо просматривается грандиозное творение древних архитекторов — «Каспийские ворота».
На территории цитадели расположены несколько ворот:
- Нарын-кала-капы (арабы называли «Баб-эль-Алькама», Стоячие ворота, Ворота у которых стоят просители) — главные её ворота.
Кала-капы( с азерб. Переводятся
как Крепостные ворота).
Эти ворота также называются
Ханские ворота— первые от
Нарын-калы ворота на южной
городской стене.
Горные ворота - западные ворота крепости Нарын-кала. Ведут в горы из города. В народе называли еще «Воротами позора», так как правители города в минуту опасности уходили через эти ворота, оставляя защитников одних против врага. Говорят, якобы, через него убегал правитель с гаремом, когда защищаться не хватало мужества.
Для того, чтобы окунутся в историю предлагаю спуститься по легендарной лестнице, которая поведет нас вниз к воротам «Баят – капы». Лестницы имеют, как видите, внушительные размеры.
Ворота Баят-капы. Арабы их называли Баб-эль-Мактуб» —Почтовые ворота — вторые от Нарын-калы ворота на южной городской стене. Поверх старой арабской надписи над проемом ворот была выбита новая русская:"Время меня разрушило, послушание меня построило. 1811 год"
Войдя через ворота, мы окажемся в нагорной части города, в районе 8 –го магала. В каждом магале функционировали квартальная мечеть и булаг
Ворота Джарчи-Капы, в переводе с тюркского — Ворота вестника — первые ворота Северной стены от цитадели Нарын-Кала. У этих ворот ханский глашатай (джарчи) оглашал приказания и распоряжения правителей города.
Хан – булагы. Местные жители называют его коротко Амбар (на местном диалекте амбар означает склад, хранение), так как под основанием булага находится одно из водохранилищ .
Хан – булаг
Минарет-мечети
Килиса-мечеть . Она построена в ХI-ХIХ вв. Данная мечеть получила свое название от слова кильса, что означает церковь. При посещении города А.П. Ермоловым в 1824 году, по его распоряжению, здание мечети было переоборудовано под церковь («устроено под церковь во имя св. Георгия Победоносца…»). Над куполом здания был водружен крест.
старинная восточная баня (мужская), которая являлась самой древней баней в городе и уникальным образцом средневековой архитектуры Дербента с его характерными куполами над входом в баню и своеобразным внутренним убранством.
Дом-музей писателя-декабриста Александра Бестужева-Марлинского. Этот двухэтажный дом – пример жилой архитектуры конца XVIII века. Ссыльный писатель прожил здесь с 1830 по 1834 год.
На основе собранного этнографического материала Бестужев-Марлинский сочинял повести и рассказы с описаниями Дербента, его жителей и истории.
Орта-капы -третьи от Нарын-калы ворота на
южной городской стене.
Ворота получили свое название из-за своего центрального расположения относительно южной городской стены Дербента. «Орта» в переводе с тюркского означает «средний».
Ворота украшены стрельчатыми арками и двумя крупными колоннами. Есть каменный водоотвод с боевой площади стены в виде скульптуры льва.
Рядом с воротами Орта - капы сосредоточены другие городские древности: Бала - мечеть, Девичья баня, Восточная женская баня.
Девичья баня «Кызлар-хамам» (XVI -XIX вв) сейчас является музеем, в котором располагается экспозиция «Культура и быт древнего Дербента».
Вплотную с Девичьей баней расположилась Старинная восточная баня (женская). Баня была построена вначале XVII в.
Джума – мечеть-самая древняя мечеть в России. . Она входит в пятерку древнейших мечетей мира. Многочисленные письменные источники сообщают о строительстве «…большой соборной мечети» завоевавшим Дербент в 115 году хиджры (733/4 г.), арабским полководцем Масламой ибн Абд ал-Маликом.
Далее наш пешая прогулка продолжается. Квартальная мечеть Фатима аз – Захра. Мечеть функционирует и собирает прихожан на ежедневные молитвы.
Неподалёку сохранился еще один действующий городской фонтан - Пейиниг- булаг.
Баскаллар-аралыгы. Улица получила свое название в конце XVI века. Это самая узкая и неровная улочка древнего Дербента. В конце XVI века Сефевидским иранским шахом Абасом жители поселения Баскал (Исмаиллинский район Азербайджана) были переселены в город Дербент. Основным промыслом жителей этого поселения было изготовление шелковых национальных платков «келаги».
Эта улица получила свое название «Гян-кюче», сразу же после своего строительства в 1834 году. Она была названа так, из-за того, что по сравнению с извилистыми и узкими улочками вокруг нее, она была широкой и прямой. В старину здесь велась шумная торговля. Из окрестностей Дербента съезжались ремесленники, чтобы продать
или обменять свои изделия.
В 1859 г. князь А.И. Барятинский после пленения Шамиля возвращался в Тифлис через Дербент. 30 августа А.И. Барятинский прибыл в Дербент. Здесь ему оказали торжественную встречу. К этому времени в городе построили триумфальные ворота, названные в народе Ермоловскими.
Вторые ворота северной стены Кырхляр-капы (ворота сорока воинов) расположены недалеко от кладбища Кырхляр. Арабы называли их Баб-эль-Джахад (ворота священной войны), чем подчёркивали особое военно-политическое значение этих ворот в обороне города, а русские – кизлярскими.
Старинная восточная баня, единственная в городе действующая до сих пор.
Памятник стилизованной армянской архитектуры. Автором проекта церкви является писатель Габриэль Сундукян, который с 1853 по 1858год находился в ссылке в Дербенте. Строительство церкви было завершено в 1871 году. В 1872 году храм был освещен. На сегодняшний момент церковь не действует, а внутри нее расположен музей «Ковра и декоративно-прикладного искусства».
Губа-капы располагались в южной городской стене, в районе пересечения нынешних улиц
Сальмана и Таги-заде.
На название ворот оказало влияние дорога, которая через эти ворота вела в Кубу (Азербайджан). Через эти ворота пролегла улица, связывающая старую и новую части города. Она была
названа Кубинской
Первое православное культовое сооружение Дагестана ХIХ века было возведено на площади Ермолова (ныне площадь Свободы). 26 ноября 1853 года храм был освящен во имя Святого Георгия Победоносца. Место для строительства церкви выбрано совсем не случайно. По мнению многих исследователей в IVв. здесь находился албанский христианский храм. В настоящее время на месте одной из красивейших церквей Кавказа, разрушенной в 1938 году, находится памятник В. И. Ленину.