СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Музейная реликвия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учащихся ГБОУ СКОШИ №2 г.Улан-Удэ.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Музейная реликвия»»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

(Специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат №2)



Исследовательская работа

«Музейная реликвия»

Евдоченко Александра – 8 «а» класс ГБОУ СКОШИ №2

Бухольцев Алексей – 8 «а» класс ГБОУ СКОШИ №2

Чагдуров Содном – 8 «а» класс ГБОУ СКОШИ №2



Руководитель: Коновалова Анна Викторовна – учитель истории, музыки ГБОУ СКОШИ №2


г.Улан-Удэ

2018

Введение

Актуальность исследовательской работы «музейные реликвии» состоит в привлечении внимания к изучению краеведения. Уникальные и многообразные по своим видам народные промыслы составляют значительную часть культуры нашего региона. В работе присутствует региональный компонент. В ГБОУ СКОШИ №2 при кабинете истории размещена частная краеведческая коллекция, имеющая историческую ценность. Коллекция представляет предметы народного быта русского населения ХIХ-ХХ веков Республики Бурятия. Актуальность данной работы заключается и в том, чтобы обратить особое внимание на степень сохранения в быте сибиряков элементов традиционной культуры и внести свой вклад в сохранение и возрождение традиционных элементов в современных условиях.

Цель – формирование интереса к изучению истории Республики Бурятия на краеведческом материале.

Задачи - исследовать значение музейных реликвий в жизни народа и использование их в современности. Для этого мы:

  1. Ознакомились с краеведческой экспозицией музея;

  2. Изучили литературу по теме исследования (1, 2.);

  3. Определили роль и значение музейных реликвий в быте и культуре прошлого, проанализировали полученные сведения;

  4. Обобщили материал.


Гипотеза: можно ли использовать «музейные реликвии» при изучении истории родного края.


Методы исследования:

  1. Поиск и анализ информации (краеведческая литература, Интернет);

  2. Знакомство с экспонатами школьного музея;

  3. Практическая работа.

Объект исследования – история быта прошлых столетий Республики Бурятия.

Предмет исследования – «музейные реликвии».

Проблема исследования: расширить знания о истории Республики Бурятия, и в будущем передать их другим. Изучая историю своего края, мы показываем уважение к своим предкам.

Методы исследования: - интервьюирование учителя истории Коноваловой Анны Викторовны; изучение архивов, статей, справочной литературы; обобщение и систематизация собранных материалов.

Основная часть

В экспозиции представлены экспонаты из крестьянских домов XIX века, а также предметы советского периода XX века. Предметы материальной культуры - домашняя утварь: самовар, черепки, туеса, крынки, чугунки, ухваты, корзины, пилы, серпы, керосиновые лампы, прялки. Остановимся на некоторых из них.

1 экспонат. Прялка начала 20 столетия. Местное название «самопрядка». Использовалась для прядения бараньей шерсти на пряжу.

2 экспонат. Прялка. Обычная прялка с веретеном – 19 век. На такую прялку привязывали «кудель» - баранью шерсть. На прялке можно было сидеть как на лавочке.

  1. экспонат. Чугунные вафельницы. Местное название «Доски». 19 век. Вафли  пекли по праздникам, на Рождество, Пасху, на свадьбу. Вафли тогда были больше похожи на печенье – толстое или тонкое. На вафлях был узор. Вафли пекли в русской печи на углях, поэтому у форм были очень длинные ручки, чтобы не обжечься. В форму заливали тесто, зажимали, и ставили на угли. Конечно, эти вафли и по вкусу отличались от современных. Самый распространенный рецепт - мука, яйцо, молоко, масло, мед. В глубокую форму заливали дрожжевое тесто. Вафли были о украшением чайного стола.

  2. экспонат. Угольный утюг. Чугунный утюг с горящими углями внутри появился в середине 18 века. Угли (обычно березовые) в нем помещались внутрь корпуса и закрывались крышкой. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Утюгом необходимо было непрерывно размахивать, усиливая вентиляцию.  Принцип работы прост, расстилали ткань на стол и на нее клали белье, сбрызгивая водой. Дорогим подарком на свадьбу в старину были вафельницы и угольный утюг.

  3. экспонат. Горшки «крынки». Местное кустарное производство. Такие горшки производили в 19 веке в селе Полканово Кяхтинского района (Троицокосавского уезда). Делали горшки на гончарном круге. Горшки использовали для приготовления пищи, в них варили кашу, кипятили молоко, варили щи, топили масло.

  4. экспонат. Ухват. Предназначался для того, чтобы ставить в печь горшки и чугунки.

  5. экспонат. Туеса. 19 век. Местное кустарное производство. Материал – береза. Туеса использовали для хранения продуктов: творога, муки, сахара, чая, различных круп.

  6. экспонат. Бизмен. 19 век. Весы для взвешивания пшеницы, круп, сахара как в килограммах, так и в пудах.

  7. экспонат. Щипцы для колки сахара. Сейчас мы привыкли приобретать сахар в россыпи или рафинад. Но в 19 веке сладкий продукт продавался в головах разных размеров. Так его было удобнее перевозить и хранить. Сахарные головы были очень плотные, прессованные. И для добавления в чашку сахар необходимо было разрубить. Для этого использовались щипцы.

Заключение

Наша гипотеза полностью подтвердила важность и актуальность данного исследования. Считаем данную тему «Музейная реликвия» интересной, познавательной, современной, необходимой для изучения культуры сибиряков Республики Бурятия.
Практическая значимость нашей работы состоит в том, что материалы данного  исследования могут быть использованы  по краеведению, на уроках истории.


ЛИТЕРАТУРА



1. Болонев Ф.Ф. Семейские. — Улан-Удэ, 1992. — С. 44.
2. Петрова Е.В. Забайкальские старообрядцы ( «Семейские») // Русские в Бурятии: история и современность / Отв. ред. В.И. Затеев. — Улан-Удэ, 2002. — С. 124-148.

           



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!