СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Музыка в жизни современных подростков" учащейся 10 класса под руководством Вологжаниной О. А.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о воздействии современной и классической музыки на подростков.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Музыка в жизни современных подростков" учащейся 10 класса под руководством Вологжаниной О. А.»

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»









Исследовательская работа

«МУЗЫКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»








Автор работы:

ученица 10 класса

Корепанова Диана

Руководитель:

Вологжанина Оксана Александровна

учитель музыки








Глазов, 2017

2

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


Глава 1. Музыка. Какая она сегодня? ......................................................................5

Глава 2. Музыка. Польза или вред?..........................................................................8

Глава 3. Музыкальные вкусы современных подростков.......................................12



Заключение…………………………………………………………….....................15

Список источников и литературы…………………………………………………16


Приложения:

1. Приложение № 1……..……….………………… ………………........................17

2. Приложение № 2.....…………………………………….......................................19

3. Приложение № 3...……………………………………………………………….20

4. Приложение № 4.………………………………………………………………...21

5. Приложение № 5…………………………………………………………………22











3

ВВЕДЕНИЕ

Нас повсюду окружают звуки. Шум природы, города, первый школьный

звонок, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день мы слушаем разную музыку. И где бы мы ни находились, нас везде сопровождают музыкальные звуки. При этом мы просто слушаем и никогда не задумываемся, какое огромное влияние она оказывает на наше поведение и здоровье, на наше сознание. Как организм реагирует на увлечение музыкой.

Актуальность - Я решила обратиться к этой теме, потому что сама являюсь подростком. Я общаюсь с разными ребятами, и у них у всех разные характеры, настроения и, конечно же, разные музыкальные предпочтения.

И начать свою работу над данной темой я решила с опроса. Респонденты слушали два музыкальных фрагмента. Один – в стиле панк рок, второй – классическая музыка. Результатом опроса стало то, что одним ребятам нравится современный музыкальный стиль, другие взволнованно слушали классику. При этом всегда звучала такая фраза, мне не нравится эта песня, или наоборот, мне нравится эта музыка. А что же о музыке, которую мы слушаем, можно сказать с научной точки зрения? Какая музыка вредна для прослушивания, а какая полезна?

Исходя из вышесказанного, я определила цель моей работы - оценить музыкальные вкусы подростков с позиции пользы или вреда.

Для её достижения были поставлены следующие задачи:

1) Изучить литературу по данной теме.

2) Провести анкетирование и диагностику среди учащихся.

3) Подвести итоги исследования.

Гипотеза – Предполагается, что музыка разных стилей воздействует на подростков по-разному.

Объект исследования - Музыка.

Предмет исследования - Музыкальные вкусы подрастающего поколения.

В ходе работы были использованы следующие методы:

4

- анализ научной литературы и систематизация информации

- анкетирование и диагностика учащихся

- обработка результатов

Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.



































5

1. МУЗЫКА. КАКАЯ ОНА СЕГОДНЯ?

Музыка — в лучшем смысле этого слова —

меньше нуждается в новизне; напротив,

чем она старей, тем правильней,

тем сильнее она воздействует.

И. Гёте

Прежде чем разбираться в музыке XX – XXI веков, стоит вспомнить, с чего же все началось. А начало всех современных музыкальных направлений зародилось ещё в XVI- XVIII веках. Название этим шедеврам - классическая музыка! Я думаю, любой сможет назвать её отличительные особенности – спокойные мелодии; фортепианное или органное звучание, камерные инструменты; длинные композиции; содержательные произведения.

В XX веке появилось новое понятие - современная классическая музыка. Согласитесь, довольно странно звучит.… И, тем не менее, такое понятие существует, и не стоит его отрицать. Современную классическую музыку можно услышать в наше время в компьютерной обработке. Именно это придает классике новое звучание. Позволяет не быть отвергнутой современными подростками. Наша жизнь не мыслима без компьютерных технологий и классической музыке приходится подстраиваться под них. Новые форматы звучат уже не в концертных залах, а в компьютерах. Благодаря именно компьютерным технологиям классическая музыка не осталась в прошлом. Произведения Бетховена, Моцарта, Вивальди в обработке становятся все популярнее. Очень часто можно услышать в телефонах подростков музыку этих великих композиторов вместо современных исполнителей.

Сегодня кроме классики можно услышать множество современных направлений и стилей. Большинство ученых считают, что все современные стили музыки появились благодаря трём крупным направлениям. Это поп, рок и рэп. Я предлагаю рассмотреть их более подробно.

Популярная музыка охватывает большое количество направлений. Это

6

танцевальная музыка с эффектами, диско и транс (приложение № 1). В настоящее же время очень популярными стали хаус , техно, фанк (приложение № 1). Это музыка авангардная, в основном танцевального характера. В ней

превалируют определенные мелодии и конкретные вокальные фразы. Очень

большую роль в популярной музыке играет не только стиль исполнения, но и

определенный образ, то есть соединяются звуковые и зрительные эффекты. Поэтому в наше время часто на песни в стиле поп музыки можно увидеть клипы.

Рок появился из американского блюза, но популярным сделали его Элвис Пресли и группа «Битлз» (приложение № 2). С 90-х годов рок звучит как протест против власти, несправедливости, войны. Среди современных стилей этого направления можно выделить тяжелый рок, популярный, психоделический, фолк, панк, трэш (приложение № 1).

Что же касается рэпа, то этот жанр появился благодаря танцевальной музыке Ямайки. В нем нет вокала. Вместо мелодических линий мы слышим речитатив. Рэп — один из основных элементов стиля хип - хоп музыки. Однако рэп, как речитатив, используется не только в хип - хоп, но и в других жанрах. Основа этого стиля - ударные и басы [1].

Многие кумиры рэпа и рока прославились как бунтари, не признающие установленных норм. Именно поэтому их и любят подростки [5].

Джаз родился в начале двадцатого века как сплав культур разных народов. Он построен на особой манере исполнения, свинге, импровизации, различных необычных приемах вокального и исполнительского характера, сложной ритмике [4]. Джаз тоже имеет множество разновидностей – кул, прогрессив, хард-боп, модальный, франк, фри, соул. Благодаря соединению с различными видами популярной (особенно электронной) музыки и рока, в джазе появляются такие направления, как фьюжн, эйсид, смуз, мануш.

Джаз и рок, которые сегодня кажутся вечными и незыблемыми, когда-то, на заре своего появления были приняты крайне негативно. Всего за 15 лет XXI

7

века на свет появилось множество новых музыкальных жанров. Кто знает, быть может через много-много лет какой-нибудь из них станет новой классикой.

В нашей жизни все изменяется, все приобретает новое звучание и новые

краски. Но во все времена будут появляться композиторы, сочиняющие

шедевры, которые с замиранием сердца, восторгаясь, будут слушать люди по

всей планете.































8

2. МУЗЫКА: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Музыка заставляет меня забыть себя, мое

истинное положение, она переносит меня в

какое-то другое, не свое положение; мне под

влиянием музыки кажется, что я чувствую то,

что я собственно не чувствую, что я понимаю

то, чего я не понимаю, что могу то, чего не

могу.

Л. Н. Толстой

Ещё в первой главе я описывала множество различных музыкальных стилей. Как же они воздействуют на здоровье и становление личности подростка? Вредна или полезна сегодня музыка? На эти вопросы я бы хотела ответить в этой главе.

В наше время учеными активно изучается воздействие музыки, как положительное, так и отрицательное, на подростков. Современный мир перенасыщен различными шумами, полезными и вредными звуками, разнообразной музыкой.

Ещё в прошлом году, изучая тему исследовательской работы « Волшебная сила пения», я много узнала о возможностях классической музыки. Уже давно известно о положительном эффекте классической музыки при лечении многих заболеваний. Конечно, она не может заменить лекарства, но может снять негативное напряжение и нормализовать биоритмы органов человека. Всего пятнадцать минут прослушивания такой музыки равняется часу прогулки в лесу. Считается, что музыка Моцарта повышает интеллект человека, активизирует кору головного мозга на работу. Так же учеными доказано, что слушая медленную классическую музыку, люди могут избавиться от стресса. Расслабляющая классическая музыка является безопасным и простым способом победить бессонницу. Многие люди, которые страдают этим

заболеванием, утверждают, что им помогает прослушивание произведений

9

И. С. Баха.

Но что, же делать, если подросток не хочет слушать классику? Нужно ли заставлять слушать такую музыку? Я считаю, что ни в коем случае нельзя.

Если верить последним исследованиям ученых, то выясняется, что не только

классику можно и нужно слушать. В наше время любая музыка, так или иначе,

рождает эмоции, ассоциации, побуждает к действию.

Но всегда ли положительно воздействуют на нас музыкальные произведения? Врачи считают, что современные ритмы очень примитивны, практически все они построены на акцентировании и пульсации. Оказывается, если изо дня в день слушать музыку с однообразным ритмом, с избытком повторяющихся низких или высоких частот, то она начинает нарушать функцию нейронов. А если сюда добавить ещё и текст с негативной информацией, и разрушающе громкое звучание? Все это – своеобразный психотропный наркотик, который вводит человека в транс и даже меняет подсознание.

Напротив, в классической музыке мелодии, ритмы, фактура звучания, громкость постоянно меняются, а это благодатная почва для развития клеток мозга.

Спокойная музыка для релаксации составляет 50-80 ударов в минуту(1гц). Рок-н-ролл и родственные музыкальные ритмы 120 ударов в минуту (2Гц). Но в последнее время все больше распространена музыка, частота которой достигает 240 ударов в минуту (4Гц). А это прямой удар по мозгу, по желудочно-кишечному тракту. Такая музыка затрагивает сердечно - сосудистую, иммунную и нервную системы.

Тяжелая музыка очень вредна для неокрепшей психики подростка. Тяжелые гитарные звуки, жесткий ритм ударных оказывают негативное воздействие на нервную систему и провоцируют не только состояние тревоги, депрессии, но и злость и даже агрессию. Удовольствие, которое подросток получает от такой музыки, не возвышает человеческое сознание, а ввергает

10

в пучину агрессии, злобы, наркотиков.

А ещё ученые установили, что если бой барабанов типа “там-там” превышает 100 децибелов, некоторые слушатели падают в обморок. На кафедре акустики МГУ ученые провели исследование наиболее агрессивных образцов рок и поп - музыки. В результате выяснилось, что частота ритма композиции “Дип Пепл” “Smoke on the water” от двух до четырех герц, при громкости в 100 децибел. Такое сочетание вызывает сильное возбуждение. При прослушивании такой композиции человек может потерять контроль над собой, стать агрессивным по отношению к окружающим и к самому себе. Подростки, слушая рок – композицию всего 10 минут временно забывали таблицу умножения. Многие не смогли ответить на вопросы: “Как зовут?”, “Где находитесь?”, “Какой теперь год?” Даже недолгое звучание такой рок-музыки на громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха. В результате может наступить частичная потеря слуха. А на рок - концертах часто громкость достигает 120 децибел. Ученые из Австралии выявили связь между слушанием тяжелого металла и появлением тревожных симптомов у подростков[5]. Молодые люди, слушающие тяжелый металл, подвержены депрессиям и суицидальным настроениям в большей степени, чем их сверстники, предпочитающие более спокойные музыкальные жанры. Большинство молодежи слушает музыку, чтобы поднять настроение, зарядиться энергией и т.д. Однако, после знакомства с этой темой, я обратила внимание на то, что находясь в плохом настроении, сама часто выбираю негативную музыку. При этом настроение совсем не улучшается, а напротив, становится только хуже. И такое происходит со многими подростками.

Так что же делать любителям музыки, которая считается, по словам ученых не совсем «правильной» музыкой? Получается, чтобы не слушать современную музыку мы должны не слушать радио, не смотреть телевизор, выбросить телефоны, компьютеры, жить в лесу. Конечно же, это глупо. Я считаю, что нужно просто уменьшить количество прослушиваний такой

11

музыки, и иногда, слушать музыку для релаксации, классическую. Для профилактики гриппа мы промываем нос, моем руки, полощем горло. Так почему нельзя для профилактики правильной работы мозга, нервной системы 15 минут в день слушать классическую музыку.





























12

3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВКУСЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ.

Кто же они такие, современные подростки? (приложение № 3) Подростковый возраст — сложный и противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике. Качества, присущие подростку - предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период возникает проблема выбора жизненных ценностей, стремление сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям; определяется место среди категорий: добро, зло, честь, достоинство, право, долг. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности - музыкальные вкусы.

Сегодня в музыкальном списке подростков можно найти самые разные музыкальные композиции. Самое типичное разделение для поколения подростков - разделение по музыкальным пристрастиям. Поклонники разных стилей музыки часто просто не выносят друг друга, и дело даже доходит до серьезных конфликтов с рукоприкладством [2]. Музыкальные интересы молодежи имеют свои особенности и трудности. Многие хотят знать и понимать музыку, но в большинстве случаев не имеют достаточных навыков слушать и воспринимать ее [3].

Конечно, наверно не правильно подросткам слушать и джаз, и рок, и энергичную танцевальную музыку, но и заставить молодых людей или хотя бы даже рекомендовать им танцевать, веселиться, непременно под симфонии Бетховена или Чайковского, тоже не правильно. Эти великолепные творения надо слушать на концертах или по радио - одному или с друзьями, которые пришли к тебе специально для того, чтобы внимательно, в тишине насладиться серьезной музыкой, чтобы прочувствовать ее, получить радость и подумать. Мало пользы и от того, что некоторые, взрослые запрещают подросткам слушать определенные музыкальные жанры, популярные среди молодежи. Хороший вкус развивается не только на классических образцах, но и на

13

противопоставлении хорошего плохому. Поэтому нельзя просто приказами изгонять развлекательную музыку, запрещать ее слушать. Необходимо создавать благоприятные условия для развития музыкального вкуса.

Какую же музыку предпочитают подростки нашей школы?
Мною было проведено анкетирование на базе 7-10 классов (приложение № 4).

Итоги таковы: почти 100 % опрошенных ребят любят слушать музыку и слушают её довольно часто. В основном ребята, участвующие в анкетировании, предпочитают музыку разных стилей. Большинство семиклассников любят слушать рэп. Совсем небольшой процент респондентов слушают рок и поп музыку. По – моему мнению, это хорошо, учитывая то, как рок может влиять на здоровье человека, а тем более подростка.

Почти половина опрошенных мною учащихся, понимают и слушают классическую музыку, что очень радует. Ведь эта музыка позволяет осознать проблемы не только разумом, но и сердцем.

Ребята нашей школы посещают или посещали музыкальную школу. Из опрошенных 32 % имеют дополнительное музыкальное образование. 40 % респондентов считают, что музыкальное образование необходимо в современном мире.

Из этого можно сделать вывод: Дети нашей школы в равной степени любят и стараются понимать музыку разных стилей.

Но все ли так замечательно? 28 декабря в нашей школе прошла новогодняя дискотека. Для меня это событие стало не только веселым праздником, но и маленьким экспериментом. С небольшими перерывами между песнями, я просила ди-джея менять музыку разных стилей и жанров. И что же получилось в результате?

При звучании песен поп - музыки с народной стилистикой, например «Все будет хорошо» Верка Сердючка, в зале оставались небольшими группами 9, 10, 11 классы. При звуках музыки 90-х годов, так же популярной, например «Седая ночь» Ю. Шатунова, реакция была аналогичная.

14

Но только слышались звуки рэп и рок музыки, например песни Макса Коржа (приложение № )- зал сразу, же наполнялся, ребята оживленно и радостно пели и прыгали. Это ещё раз доказывает, что подростки очень подвержены влиянию современных ритмов и простоте текстов этих песен.

Чтобы детей, которые понимают «правильную» музыку, в нашей школе было больше, с одобрения администрации школы, по моей просьбе, было решено с III четверти на переменах включать музыку Моцарта, Бетховена, Чайковского, пока хотя бы в обработке.

Я думаю, что эти эксперименты помогут мне в дальнейшем продолжить изучение влияния музыки на подростков и не только.




















15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей работы, я пришла к следующим выводам:

1. Современные подростки считают музыку одним из любимых и нужных видов искусства;

2. В основном, подрастающее поколение предпочитает слушать развлекательную ритмичную музыку веселого характера;

3. Наиболее предпочтительными для подростков являются разновидности поп, рок музыки и рэп . Вся эта музыка не всегда положительно воздействует на подростка;

4. Слушание громкой музыки с тяжелыми ритмами отрицательно воздействует на организм;

5. Полезно, хотя бы иногда, слушать классическую музыку и петь.

«Слушать Прекрасное и смотреть на Прекрасное - значит улучшаться» - сказал однажды Платон.

В связи со всем этим, стоит отметить то, что музыка оказывает огромное влияние на современное общество и, в первую очередь, на подрастающее поколение. Учитывая все обстоятельства, можно сказать следующее - слушайте себя и учитесь жить в гармонии с собой! Наша жизнь несовершенна. Каждый человек выбирает то, что ему ближе. Но все же, чтобы уберечь нашу Землю от бед и разрушений, важно наполнять окружающий тебя мир гармонией с помощью прекрасной живописи, доброй и светлой музыки.












16

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Литература

1. Володихин Д.А. Музыка наших дней. // Современная энциклопедия. - М.: Аванта, 2002. - 428с.

2. Зильберквит М. Мир музыки. - Москва: Детская литература, 1988. – 128 с

3. Коротков С.А. История современной музыки. - М.: Знание, 1996. – С. 53-67



Интернет – ресурсы

4.Варка С. Г. Что такое современность в музыке? Понятие о современной музыке. [Электронный ресурс].  http://fb.ru/article/288840/chto-takoe-sovremennost-v-muzyike-ponyatie-o-sovremennoy-muzyike-primeryi.

5. Красноперова И.Н. Современные музыкальные стили и исполнители. [Электронный ресурс]. http://krinik.ru/content/sovremennye-muzykalnye-stili-i-ispolniteli. 6. Развитие музыкального вкуса молодежи средствами культурно - досуговой деятельности. [Электронный ресурс].   http://www.refsru.com/referat-28502-5.html.

















17

Приложение №1

Определения музыкальных жанров и аудио файлы .

1. Техно - жанр электронной музыки, зародившийся в середине 1980-х годов в Детройте. Он характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения. Является одним из основных музыкальных жанров, исполняемых на рейвах.

2. Диско - один из основных жанров танцевальной музыки  XX века, возникший в начале 1970-x годов.

3. Транс - это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990-е годы. Характерные признаки стиля: искусственность звучания (синтетические звуки, короткие повторяющиеся фразы)...

4. Хаус  — стиль электронной  музыки, созданный танцевальными диск - жокеями в начале 1980-х годов в Чикаго.  Хаус является производным жанром танцевальных стилей ранней эры пост-диско...

18

5. Психоделический рок  - музыкальный жанр, возникший в середине 1960-х годов в Западной Европе и Калифорнии. Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены). Он также имеет тесные взаимосвязи с субкультурой хиппи и восточной (индийской) философией. Психоделический рок — в целом экспериментальная музыка, основанная на англо-американской музыкальной культуре под сильным влиянием восточного мистицизма традиционной и духовной индийской музыки

6. Хард-рок (англ. hard rock, дословно  тяжелый рок или жёсткий рок) жанр  рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции, главным образом бас гитары и ударных  инструментов.


7.Панк-рок.  Как правило, панк-группы записывали короткие, очень динамичные песни с резкими мелодиями и грубым вокалом, минимальным набором аппаратуры, а также социальными и политизированными текстам.















19

Приложение №2

Элвис Арон Пресли - американский певец и актёр, один из самых коммерчески успешных исполнителей популярной музыки XX века. В Америке Пресли прозвали «королём рок-н-ролла».

The Beatles («Битлз»); отдельно участников ансамбля называют «битлами», также их называют «Великолепной Четвёркой»  и «Ливерпульской Четвёркой» - британская рок-группа из Ливерпуля, основанная в 1960 году, в составе которой играли Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр. Большинство композиций The Beatles созданы в соавторстве и подписаны именами Джона Леннона и Пола Маккартни. Дискография группы включает 13 официальных студийных альбомов, изданных в 1963—1970 годах, и 211 песен.

20

Приложение №3

Подросток - мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте. Младший подростковый возраст (12—14 лет) и старший подростковый возраст (ранняя юность) (15—17 лет).









21

Приложение № 4

Анкета





22

Приложение № 5

Макс Корж - Максим Анатольевич Корж, (род. 23 ноября 1988,  Лунинец, Брестская область,  Белорусская ССР, СССР) - белорусский певец и автор песен. Популярный певец в кругу современной молодежи.

Текст песен очень примитивен, имеет обсценную лексику, мелодия однообразная, построена на одних и тех же музыкальных оборотах.



















Произведения для «Музыкальной аптечки»

Желаемое действие

Рекомендуемое музыкальное произведение

Снятие нервного напряжения

П.И. Чайковский. «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года;
«Сентиментальный вальс».
Ж. Бизе. «Пастораль». «Старинная песенка».
К. Сен-Санс. «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных».
К.В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».
Д. Шостакович. «Романс» из кинофильма «Овод».
К.Дебюсси. «Лунный свет».

Снятие депрессивного состояния

Ф. Шуберт. Песня «Аве Мария».
В.А. Моцарт. «Рондо в турецком стиле».
Ж. Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен».

Снятие головной боли и мигрени.

М. Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной».
Ф. Мендельсон. «Весенняя песня».
А. Дворжак. «Юмореска».

Повышение общего тонуса

 П. И. Чайковский. Вальс из серенады для струнного оркестра.
В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».
Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен»;
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».

Расслабление, успокоение

Н.А. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя (без слов) из оперы «Садко».
Э. Григ. «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт».

Улучшение пищеварения

Мелодичная музыка В.А. Моцарта.
Фортепианные концерты Ф. Листа.

Стимулирование творческого мышления

Фортепианная музыка  А.Н.  Скрябина, Ф. Шопена.
Симфоническая и фортепианная музыка
С. С Прокофьева.
Музыка И.С. Баха.

От хронической усталости

Э. Григ «Утро».
М. П. Мусоргский. « Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина».
П.И. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года».
Песни: «Вечерний звон», «Русское поле».

Для общего успокоения

Л. Бетховен. Симфония № 6, 2 часть.
И. Брамс. «Колыбельная».
К. Дебюсси. «Свет луны»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!