СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Музыкальная культура коренных народов севера Тюменской области"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Музыкальная культура коренных народов севера Тюменской области"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Музыкальная культура коренных народов севера Тюменской области"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 49 города Тюмени











Музыкальная культура коренных народов севера Тюменской области





Автор:

МАОУ гимназия №49

города Тюмени,

9 класс


Научный руководитель:

Иванова Оксана Павловна,

учитель ИЗО

МАОУ гимназия №49





Тюмень, 2022



Содержание.

  1. Введение. 3

  2. Понятие музыкальной культуры. 4

  3. Многообразие и самобытность коренных народов Тюменской области:

    1. Ненцы. 4

    2. Селькупы. 5

    3. Ханты. 5

    4. Манси. 7

  4. Этническая музыка коренных народов региона. 7

  5. Схожие черты. 9

  6. Где можно услышать сейчас этническую музыку. 9

  7. Опрос и работа с его результатами. 11

  8. Создание собственного альбома. 12

  9. Заключение. 13

  10. Источники. 14

  11. Приложение. 15




















Введение

Тема «Музыкальная культура коренных народов севера Тюменской области» представлена в моей работе не случайно. Мне очень нравится изучать историю и культуру народов моего края, а если это связано с его творческим развитием (в данном случае историей развития музыки), то это вдвойне интересно. К тому же, знания о музыкальном развитии народов, о том, какие были раньше инструменты, как звучит этническая музыка обогатит мое представление о культуре моей Родины. Я уверена, что данные знания пригодиться мне в жизни. Я думаю, что потом я смогу поделиться ими с учащимися моей гимназии.

Мной были выдвинуты следующие гипотезы:

  • Я предполагаю, что этническая музыка не пользуется популярностью среди молодёжи из-за недостаточной ее популяризации.

  • Я считаю, что численность коренных народов тюменского региона значительно сокращается.

Цель моей работы:

Изучить музыкальную культуру народов региона и рассказать о ней другим, создать свой альбом этнической музыки опираясь на полученные знания.

Исходя из цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Узнать, какие коренные народы проживают на территории тюменского региона.

  2. Познакомиться с историей развития музыки народов региона.

  3. Проведя анализ инструментов, ответить на вопрос почему использовались те или иные материалы для их создания.

  4. Изучить конструктивные особенности инструментов и их эволюцию на протяжении истории развития.

  5. Выяснить с помощью опроса, насколько хорошо люди разных возрастов знают музыкальную культуру народов нашего региона (Тюменская область).

  6. Показать на живом примере, как звучат народные музыкальные инструменты, создав аудиоальбом музыки народов нашего края.


В своей работе я планирую опираться на литературные источники, интернет источники и информацию, полученную от людей, увлекающихся этнической музыкой народов севера.



Понятие музыкальной культуры.

Я считаю, чтобы идти в правильном направлении, нужно знать определение термина «музыкальная культура».

  • Музыкальная культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеческим обществом.

  • Музыкальная культура – это вид художественной культуры и часть духовной культуры человека.

Культура - это система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определённом историческом этапе.

К музыкальной культуре относятся:

  • Нравственно эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы, потребности.

  • Знания, навыки, умения, без которых невозможно освоение музыкального искусства.

  • Музыкально-творческие способности, определяющие успех музыкальной деятельности.


Многообразие и самобытность коренных народов Тюменской области

На территории Тюмени проживает 1/3 малочисленных народов севера России – Ненцы, Селькупы (до 1930-х г. называли остяко-самоедами), Ханты, Манси – это коренные народы Тюмени и у каждого из них найдутся свои музыкальные инструменты, вкусы, обычаи и ритуалы, крепко связанные с их музыкальной культурой. Давайте разберёмся в их особенностях, истории развития каждого из них и конструктивных отличиях друг от друга.

Ненцы

Пожалуй, нужно начать именно с этого народа - он является самым многочисленным из малочисленных коренных народов Тюменского региона. У Ненцев верованием является шаманизм. Они, пожалуй, больше всех других народов уделяют значимости своей религии: поклоняются идолам, приносят жертвоприношения, устраивают обряды в честь духов, а к музыкальным инструментам относятся с большой серьёзностью. Музыкальные инструменты для них играют роль проводника к духам в момент погружения в транс. Эти инструменты наверняка многим знакомы – это бубен и варган. Предназначены они были для обрядов и требуют определённые навыки в игре, без которых не обойтись.

Шаманизм – это ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с духами в состоянии транса. Шаманизм крепко связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом.

Селькупы

У селькупов традиционным верованием являлся анимизм и шаманизм. Их численность в России около 4250 человек. В конце XVI века образовались племенные объединения селькупов, упоминающиеся в русских источниках как «Пегая Орда».

Селькупы являются народностью Сибири, которая произошла в результате слияния самодийских племён и аборигенов среднего течения реки Обь. В XVII веке селькупы были разделены на две территориальные группы:

  • северная (тазовско-туруханская)

  • южная (нарымская).

Северные были образованы после ухода из средней Сибири части самодийского населения. В состав северных селькупов вошли семьи хантыйского, энецкого и кетского происхождения.

В конце 19 века было издано несколько книг с богослужебными текстами на селькупском языке. С 1950 по 1980-е годы селькупская письменность практически не использовалась. Алфавит, который используется сегодня, был создан в 1980-х годах. Многие селькупы хорошо владеют русским языком.

Обряды – главная составляющая шаманизма. Одним из обрядов была церемония оживления бубна и предметов шаманского облачения: Селькупы представляли, что бубен — это олень, на котором шаман путешествует на небо и в подземный мир, и перед тем, как отправиться на нем в путешествие, бубен необходимо оживить. Церемонию проводили во время весеннего прилета птиц, продолжалась она 10 дней. Период проведения обряда выбран вовсе не случайно. Селькупы считали птиц своими близким родственниками. В конце обряда, в последний день, шаман достигал земли, где светит семь солнц, где камень достает до неба. Он изображал свое пребывание в волшебной стране, показывая всем зрителям что ему очень жарко и с него ручьями стекает пот. Заканчивался обряд оживления бубна общим пиром и кормлением божеств, чьи деревянные фигурки селькупы считали олицетворением предков.

Так как основным пропитанием селькупов была рыба (помимо рыбы была оленина), то не удивительно, что большая часть музыкальных инструментов была сделана именно из неё.

Ханты

По разным данным, количество хантов исчисляется 31 000-35 000 человек. В составе этноса выделяют 3 группы: северные, южные, восточные.

Ханты проживают преимущественно на территории Тюменской области, в ХМАО, ЯНАО (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). Незначительная часть находится в Томской области, Казахстане, Украине. Расселение по Тюменской области примерно таково: 60% — ХМАО, 30% — ЯНАО.

Ханты разговаривают на хантыйском (остяцком) языке, который принадлежит к угорской ветви уральской языковой семьи. Туда же относятся мансийский и венгерский. Его особенностью является наличие множества диалектов.

Себя представители этого народа называют хантэ — человек. В финно-угорских языках похожие слова обозначают сообщество. 

Христианизация хантов была насильственной. До нее религиозные верования определялись анимизмом, шаманизмом. Северные и восточные ханты до сих пор придерживаются изначальной системы верований.

Ханты занимались животноводством, у них было хорошо развито сельское хозяйство. Древние племена расселялись по берегам Оби в обоих направлениях. Предки северных хантов подверглись влиянию ненецких оленеводов, частично ассимилировавшись с ними.

Интересно, что с 17 века численность хантов имела тенденцию к повышению. Тогда их насчитывалось около 8 000 человек, в 18 веке — 16 000, столетие спустя — 23 000. Начало 20 века стало печальным периодом в жизни народа. Русские сильно притесняли хантов, забирали пушнину, мясо, рыбу. Всеобщая коллективизация привела к стиранию культуры, повсеместно разрушались священные места, шаманов уничтожали. Ханты поднимали восстания, из-за чего начались репрессии. В последующие годы началась разработка нефтяных месторождений, что нанесло сильный урон экологии.

Ханты всегда бережно относились к природе. Они никогда не убивали беременных самок или молодняк. Рыболовные сети имеют крупные ячейки, в которые проходит только взрослая рыба. Они осознают, что нужно дать природе восполнить ресурсы, нельзя уничтожать ее бездумно. Охотники почитали животных, на которых охотились. Был распространен ритуал жертвования божествам леса: первого убитого животного отдавали им в дар. Традиционными ремеслами для хантов являются: резьба по кости, дереву, изготовление берестяных изделий, плетение из травы, камыша, прутьев, кузнечное дело. Изделия Хантов до сих пор можно увидеть на различных этнических выставках.

Ханты и манси - очень близки и объединяются под одно название – обские угры. С этими народами мы знакомились на уроках географии.

Манси

Манси по другому называются вогулами. Первые разы о них упоминали в русских летописях с XI-XV вв. Основная территория обитания современных манси — Ханты-Мансийский автономный округ, часто называемый Югра, по названию угорских народов, его коренных обитателей. Больше всего представителей народности — от 300 до 700 человек — проживает в городах Ханты-Мансийск, Нижневартовск и Тюмень, поселках Кондинское, Игрим, Междуреченский, Саранпауль, Сосьва, Шугур, Березово. Сейчас порядка 80% манси полностью ассимилировались и живут в городах или поселках, 60% из них считают русский язык родным, и лишь 13% свободно говорят на мансийском. Государство старается сохранить этот исчезающий народ: по данным переписи 2010 года, число представителей народа составляет 12 269 человек.

Коренному населению Севера оказывается материальная поддержка, при необходимости бесплатно предоставляется собственное современное жилье. Представителям народности, поддерживающим традиционный уклад жизни, безвозмездно выделяются земельные участки в пользование, площадь которых составляет несколько сотен тысяч гектаров. Вполне возможно, что это помогает сохранить народ: на протяжении последнего столетия его численность имеет тенденцию увеличения: в 1924 году было зарегистрировано всего 5754 манси.

Считается, что племена, заложившие основу национальной особенности манси, появились в предгорьях Урала еще за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Позднее они перебрались за Уральские горы, где на их развитие значительно повлияли обитавшие здесь иранские народности. Основной памятник тех лет находится на территории современного Пермского края: это знаменитый вишерский Писаный камень. Он представляет собой стену с наскальными рисунками и росписями, сделанными прародителями современных манси.

Основные занятия манси — охота, рыболовство и собирательство: именно этим занимались коренные неолитические угорские народы, проживавшие здесь исконно и пришедшие с предгорий Урала.

Этническая музыка народов региона

Теперь разберём особенности музыки и музыкальные инструменты этих удивительных народов, узнаем, какие отличительные черты присущи музыкальной культуре каждого из перечисленных народов.

У ненцев меньше всего инструментов, учитывая то, что эти же инструменты вошли в основу арсенала музыкальных инструментов всех остальных народов севера. Это наиболее известные и часто встречающиеся инструменты: бубен и варган. Кто-то берёт количеством, а кто-то качеством, Ненцы выходят вперёд именно по качеству инструментов и развитости музыкальной культуры, именно ненецкие бубны считаются самыми лучшими. Их звук – самый долгий и громкий. Бубны ненцы делают из кожи оленя и их форма отличительна от форм бубнов других народов: рама у них не круглая, как у остальных, а в форме солнца. Голос человека – тоже считается музыкальным инструментом. Во время обрядов пение играет особую роль: шаман не только произносит звуки, помогающие ему настроиться на проведение обряда, но и часто говорит заговор, который призывает духов. Также, ещё одним музыкальным инструментом ненцев является варган. Этот инструмент тоже есть у всех народов севера(конечно, со своими небольшими изменениями во внешнем виде и игре на нём) и его довольно часто можно услышать и в наши дни.

Селькупы – противоположность ненцам – у них большое разнообразие музыкальных инструментов и способов их применения. Инструменты селькупов выполняют разные функции: некоторые виды погремушек используются для отслеживания местоположения стада оленей, другие погремушки – для сопровождения песен, которые поют на праздниках. У селькупов большую часть всех инструментов занимают ударные (погремушки): щумыя (погремушка из косточек черёмухи, помещённых в срезанную трубку дягеля), чючы кункыра (погремушка из пузыря рыбы), капшит (колотушка), аштэт амд/пеккэт амд (погремушка, которую крепили на рога оленей и лосей), сонтырыймы (нанизанные на нить позвонки рыбы (нанизанные погремушки)), рана (языковой колокольчик, подвешенный за вершину), коллага (два соударяемых кусков дерева), табыль-куры (шаманский посох), кунгкыра (трубчатые соударяемые погремушки). К неударным относятся пынкыр (тоже самое, что и варган) и кутынь (шаманский нагрудник с прикреплёнными звучащими предметами (относится к классу встряхиваемого идиофона).

Ханты создавали инструменты посложнее. Появляются струнные инструменты, имеющие различные формы, такие, как санквылтап –манс/нарсъюх – хант -национальный струнный щипковый инструмент в виде лодки, где из дерева выдалбливается полукруглое днище, а сверху крепится деревянная пластинка – дека, журавль - струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки, кугель-юх - струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки, который обычно имеет 2 или 3 струны. Время идёт быстро, меняется техника создания инструментов и появляются новые материалы: раньше натягивали оленьи жилы, чтобы создать струну, а теперь, современные мастера используют для этих целей металл. Как уже было сказано, в арсенал музыкальных инструментов всех народов севера входил варган и бубен. В тот момент, как бубен претерпевал совсем незначительные изменения, у варгана менялось название, материал изготовления и пропорции. У Хантов варган называется тумраном и создаётся не из железа, а из кости. Также, Ханты делают погремушка из зоба глухаря. Некоторые инструменты попроще были с 2-го тыс. до н. э., что указывает на древность данной музыкальной культуры.

Манси очень похожи на Хантов: у них схожий образ жизни, развитие, религия. У Мансов есть такие же инструменты, как и у Хантов: санквалтап-манс (тоже самое, что и нарсъюх-хант), семиструнная арфа(то же самое, что и журавль), нерыпь (нэрнэ-ив) - мансийская скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева – почти тоже, что и кугель-юх, и другие инструменты.

Схожие черты.

Данные народы севера очень схожи. Они проживают почти на одной территории. У народов имеются схожие условия для жизни, а следовательно, различного рода инструменты они делают из схожих материалов. У всех народов имелся варган и менялось только его название(комус, хомус, комыс, аманхуур, тумран, зубанка). Бубен тоже был у всех перечисленных народов, но уже имел одинаковое название. Как известно, голос человека – самый древний музыкальный инструмент. Музыка малых всех народов Севера представлена обрядовыми песнопениями и музыкальными наигрышами. Народы севера по-особому развили дар голоса: они могут петь горлом. Такое пение называется гнорловым. Далеко не все могут научиться так петь. Такой вид пения – очень сложная техника. Подойдите к любому вокалисту – даже профессиональные певцы порой не могут так спеть. Шаманская музыка – кайне эрыг – это форма музыкального общения с духами.

К сходствам можно отнести и религию. Шаманизм присутствует у Хантов(у Хантов ещё тотемизм) и Мансов(ещё православие), а анимизм – верование в духов, населяющих всё вокруг – у Ненцев и Селькупов(ещё тотемизм).

Где можно услышать сейчас этническую музыку.

В настоящий момент живую музыку этих коренных народов можно услышать на этнических фестивалях, ежегодно проходящие в разных местах России или придя к самим представителям народа (что сделать конечно же сложнее). Проблема коренных народов в том, что их критически мало и они очень быстро исчезают (население селькупов на территории Тюмени сократилось почти на 1000 человек, что для народа малых размеров на территории Тюменского региона (где их численность около 4200) является очень большой цифрой. Ярких представителей этнической культуры в том числе и музыкальной можно встретить на следующих фестивалях и конкурсах:

1. Конкурс «Мургин льмныль», Проводится каждый год в разных муниципальных районах, Проводится с целью сохранения языка малочисленных коренных народов севера. На данном конкурсе участвуют как взрослые, так и дети. Участвовать могут и те, кто просто хорошо знает культуру и язык коренных народов севера.

2. Фестиваль-праздник коренных народов севера «Кочевье». Проходит ежегодно в республике Саха (Якутия). На данном фестивале можно познакомиться с некоторыми обрядами народов севера и их бытом, увидеть предметы ручной работы (в основном декоративно-прикладное искусство) а также приобрести их.

3. Фестиваль «Золотые родники». Проходит в разных странах мира, проходил в Петропавловске-Камчатке. Проходит раз в два года. Подавляющее за последнее время количество участников – молодёжь. Как считают организаторы фестиваля-конкурса – это прекрасно, ведь главная цель фестиваля – сохранение национального наследия и передача его следующим поколениям.

4. Всероссийский фестиваль национальных культур
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Кочевье севера». Это международная выставка и ярмарка, на которой представляется декоративно-прикладное искусство народов севера. Главная цель фестиваля - развить и сохранить уникальные и самобытные традиции художественного творчества коренных малочисленных народов не только Севера, но и Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации. Фестиваль помогает укрепить межнациональное единство и культурные связи среди народов России.

Ещё ближе познакомиться с некоторыми из этих фестивалей можно по ссылкам в приложении 1.

Существуют так же богатейшие музеи, которые представляют удивительные экспозиции по культуре данных народов:

1. Кунсткамера в Петербурге. Это антропологический и этнографический музей коренных народов. Прекрасные выставки, на которых можно увидеть вещи и предметы быта, культуры разных коренных народов России.

2. Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа». Расположен в городе Ханты-Мансийск. Музей основан в 1987 году по инициативе представителей национальной творческой интеллигенции из числа ханты и манси. Название «Торум Маа» с мансийского языка переводится как «Священная земля». Фонд музея составляет более четырех тысяч единиц хранения. Музей координирует научную и экспедиционную работу в области этнографии коренных малочисленных народов автономного округа, организует передвижные и стационарные выставки, ведет просветительскую и образовательную деятельность, направленную на возрождение праздников и традиций коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В музеи ежегодно проводятся семинары, мастер-классы, детские занятия, лекции, экскурсии для различных категорий посетителей.

3.   Дудинскийй краеведческий музей. Представляет Северные народы, их быт и творчество. Находится в городе Таймыр, Красноярский край, Россия Узнать дополнительную информацию об этих музеях можно перейдя по ссылкам представленным в приложении 2.

Опрос

Опрос был проведён в google form (составлен онлайн опрос в гугле) среди учащихся моей гимназии на тему «Музыка коренных народов Тюменского региона». Были поставлены вопросы на предмет знания этнической музыки, её распространения, популярности среди молодого поколения, отношения к ней молодёжи.

Цель опроса: узнать, на сколько современным школьникам известна музыкальная культура народов севера и как они к ней относятся.

Вопросы:

  • Сколько вам лет?

  • Знаете ли вы, какие коренные народы проживали на территории Тюменского региона? Если да, то где вы об этом узнали?

  • Слышали ли вы этническую музыку народов севера?

  • Как вы думаете, может ли этническая музыка влиять на человека? Если да, то как?

  • Верите ли вы в связь шамана с духами?

  • Как вы относитесь к распространению этнической музыки?



Результаты опроса:

Молодое поколение недостаточно хорошо знакомо с музыкальной культурой народов север. Большинство опрошенных затруднилось ответить на вопрос «как вы относитесь к распространению этнической музыки», но те, кто ответили, сказали, что положительно, аргументировав это тем, что полезно знать историю своего края. Почти все ответили, что этническая музыка влияет на человека, но что странно, почти никто из опрошенных не слушал музыку коренных народов севера.



Создание собственного альбома

Создание альбома с этнической музыкой – практическая работа моего проекта.

Для создании этого альбома используются мои личные инструменты и инструменты, любезно предоставленные моими знакомыми и родственниками, тоже увлекающимися этнической музыкой.

Инструменты:

  • Бубен.

  • Варган.

  • Бубен и варган найти довольно легко. Такие инструменты можно заказать у мастера, купить на этнической ярмарке (они мне достались от родных, увлекающихся культурой народов севера).

Для создания музыкально альбома использовались не только музыкальные инструменты коренных народов региона, но и звуки природы: вой ветра, шуршание листвы, потрескивание костра.

Самое сложное – пение. Так как этот альбом является музыкой именно северных народов региона, то надо обязательно сохранить особенности этого искусства. Народы севера обладают особой техникой пения. Такое пение называется горловым. Я не смогла освоить данную технику, но смогла найти удивительные записи такого чуда, где причём присутствуют все стили этого пения: каргыра – пение низких частот, похоже на рычание дикой кошки или медведя, карканье ворона, звук грома; гёмей – певец берёт средние частоты; сыгыт – очень высокие частоты, которые напоминают звучание высоких нот свирели. Поэтому вы сможете насладиться горловым пением, прослушивая этот альбом.

Сама музыка довольно ритмичная, не раздражающая, сохранены музыкальные особенности настоящей музыки коренных народов. Мелодии дробятся звучанием бубна, украшены пением через варган. Звуки природы гармонично живут с народными инструментами.

Этот музыкальный альбом прекрасно подойдёт для медитаций, обрядов, может использоваться как дидактический материал для учителей МХК и естествознания в общеобразовательных школах.

В альбом входят 2 мои мелодии и 5 мелодий других авторов.

Свои песни я исполняла сама: играла на бубне и варгане. Песни я редактировала в программе Wondershare Filmora x, которую мне удалось достаточно быстро и легко освоить. В этой программе я соединяла аудио дорожки, редактировала громкость и их длину. Сам альбом я составила в приложении «Музыка». Я создала картинку к своему плейлисту, которая будет играть роль аватарки.

В состав моего альбома вошли следующие музыкальные композиции:

  1. Огонь. Духи. Исполнитель: Жильская Амалия

  2. Поле. Духи. Исполнитель: Жильская Амалия

  3. SashaMan, Ансамбль. Исполнитель: Александр

  4. SashaMan. Транс. Исполнитель: Александр

  5. SashaMan. Погружение. Исполнитель: Александр

  6. Горловое пение. Исполнитель неизвестен

«Огонь» - очень яркое этническое произведение, которое захватывает дух с самого начала. В произведение присутствуют сразу 3 голоса варгана, а на заднем плане слышно потрескивание костра. Если прислушаться, то можно услышать дыхание, которое важно при работе с варганом.

«Поле» - идёт довольно спокойная мелодия, которую ведёт варган, на заднем плане слышен вой ветра, иногда можно заметить карканье стаи ворон, колокольчики, раскаты грома.

Произведение «Поле» прекрасно подойдёт для прослушивания перед погружением в транс.

Заключение

Первая моя гипотеза подтвердилась – молодое поколение на самом деле не очень знакомо с музыкальной культурой народов своего региона. Вторая же гипотеза опроверглась. Государство оказывает большую помощь коренным народам севера, что позволяет увеличить их численность и улучшить качество жизни.

Молодое поколение в том числе и в рамках школьной программы изучает историю развития культуры различных народов. Оно – следующие руки, которые передадут традиции дальше. Довольно важно, чтобы сегодняшнее поколение знало историю развития народов, на земле которых они живут. Важно, чтобы было понимание ценности этой глубокой культуры.

Мы живем на древней земле удивительных народов. На земле с большой и интересной историей. Так будем внимательны к их традициям, культуре, она интересна, самобытна и глубока.

Я планирую, с целью популяризации этнической музыки народов севера Тюменской области выступить с презентацией своего музыкального альбома на фестивале «Неделя науки и творчества» в моей гимназии.


Источники

  1. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Селькупы

  2. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ханты

  3. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Манси

  4. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ненцы

  5. Дети Арктики. https://arctic-children.com/article/muzyka-nas-svyazala/

  6. Инфоурок. https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-muzikalnaya-kultura-narodov-severa-klass-1164952.html?ysclid=l10mdkv12n

  7. Книга-справочник «Народы севера России. Обычаи, традиции, культура». Книга была написана под редакцией профессора Ф. П. Садохина и профессора Ю. П. Шабаева.

  8. Манси (вогулы) - происхождение народа, где и как живут. https://travelask.ru/articles/mansi-zagadochnye-i-autentichnye-zhiteli-severa?ysclid=l10jjn1lt8

  9. Селькупы - происхождение народа, где и как живут. https://travelask.ru/articles/selkupy-unikalnyy-narod-sibiri

  10. Ханты - происхождение народа, где и как живут. https://travelask.ru/articles/2697-hanty-muzhestvennye-zhiteli-severa?ysclid=l10ivkngjp

  11. https://yandex.ru/video/preview/?text=ненцы%20описание%20и%20особенности%20народа&path=wizard&parent-reqid=1643031992633736-4041974621919404965-vla1-5179-vla-l7-balancer-8080-BAL-8577&wiz_type=vital&filmId=8078017920687689538





Приложение.

1. Ссылки для желающих познакомиться с этническими музыкальные конкурсами и фестивалями:

  1. https://yandex.ru/video/preview/?text=фестивали%2C%20где%20можно%20встретить%20коренных%20народов%20севера&path=yandex_search&parent-reqid=1648010504413503-8436725028265757130-sas5-9950-2d8-sas-l7-balancer-8080-BAL-1188&from_type=vast&filmId=9724225264210690674

  2. https://yandex.ru/video/preview/?text=фестивали%2C%20где%20можно%20встретить%20коренных%20народов%20севера&path=yandex_search&parent-reqid=1648010504413503-8436725028265757130-sas5-9950-2d8-sas-l7-balancer-8080-BAL-1188&from_type=vast&filmId=15601501485394993227

  3. https://yandex.ru/video/preview/?text=фестивали%2C%20где%20можно%20встретить%20коренных%20народов%20севера&path=yandex_search&parent-reqid=1648010504413503-8436725028265757130-sas5-9950-2d8-sas-l7-balancer-8080-BAL-1188&from_type=vast&filmId=1283064897090090594

  4. https://www.aborigenexpo.ru/index/kocheve-severa/


2. Информация о этнических музеях:
  1. https://www.kunstkamera.ru/museums_structure/sluzhby_i_podrazdeleniya/exhibitions_dep/exhibitions_archive/arhiv_vystavok/muzej_korennyh_narodov_peterburgskoj_zemli

  2. https://www.culture.ru/institutes/10223/etnograficheskii-muzei-pod-otkrytym-nebom-torum-maa

  3. https://nordroden.livejournal.com/33884.html

  1. Ненецкий бубен



  1. Сонтырыймы селькупов



  1. Мой варган



7. Мой бубен


8. Альбом «Духи»

9. Приложение «Wondershare filmora x»


Cсовмещение дорожек в приложении