СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Музыкальные инструменты: укулеле"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своем проекте хочу рассказать об этом удивительном музыкальном инструменте.  Моё желание было научиться играть на этом необычном музыкальном инструменте.

Цель проекта: Выяснить за какое время человек способен обучиться игре на укулеле.

В ходе работы я выдвинула гипотезу: хочу предположить, что укулеле наиболее простой для освоения музыкальный инструмент и его можно освоить за одну-две недели ежедневных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Музыкальные инструменты: укулеле"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 х. Маяк

Сальский филиал Донской академии наук юных исследователей

им. Ю. А. Жданова





«Искусствоведение»/ «Искусство в человеке и человек в искусстве»





Тема: «В мире музыкальных инструментов: Укулеле»









Автор работы:

Проскурина Яна, 7 класс,

МБОУ СОШ №1 х. Маяк


Руководитель:

Сапегина Татьяна Николаевна

учитель музыки

МБОУ СОШ №1 х. Маяк














г. Сальск

2025 г.

Оглавление




Введение…………………………………………………………

Основная часть

3

4


Глава 1. История создания музыкальных инструментов


4

1.1

Зарождение музыкальных инструментов……………………..

4

1.2

Значение музыки в жизни человека……………………………

5

1.3

История создания укулеле………………………………………

5-6

1.4


Интересные факты…….…………………………………………

6-7


1.5

Виды укулеле…………………………………………………

7


Глава 2. Практическая часть……………………………………


8

2.1

Социологическое исследование……………………………….

8




Заключение……………………………………………………….

Список литературы и интернет источников ………………….

Приложения ……………………………………………………..

9

10

11-14
































Введение

С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем литература и живопись.

Музыка – один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Космонавт и рабочий, врач и крестьянин, генерал и солдат – все любят музыку.

«Музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностей. Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом.» [1, с.6]

На уроках музыки мы с первого класса знакомимся с различными музыкальными инструментами. Но об этом инструменте я узнала совсем недавно. Думаю, что каждый человек когда-либо слышал гавайскую музыку. И первая ассоциация, которая появляется при слове «Гавайи», — это гавайская гитара укулеле. Инструмент, когда затрагиваются струны, сразу оживает в руках исполнителя.

В своем проекте хочу рассказать об этом удивительном музыкальном инструменте. Я стала искать информацию об укулеле на различных сайтах, услышала, как он звучит. И следующее моё желание было научиться играть на этом необычном музыкальном инструменте.

Цель проекта: Выяснить за какое время человек способен обучиться игре на укулеле.

В ходе работы я выдвинула гипотезу: хочу предположить, что укулеле наиболее простой для освоения музыкальный инструмент и его можно освоить за одну-две недели ежедневных занятий.

Задачи исследования:

1. Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.

2. Изучить историю появления музыкального инструмента укулеле.

3. Обучиться игре на гавайской гитаре;

4. Провести анкетирование среди моих одноклассников.

Актуальность работы: укулеле очень популярный музыкальный инструмент сегодня.

Для достижения цели и выполнения задач, я использовала в своей работе методы: изучение и анализ литературных источников, и интернет - ресурсов, анкетирование.

Предмет исследования – музыкальный инструмент укулеле.


Основная часть

Глава 1. История создания музыкальных инструментов

    1. Зарождение музыкальных инструментов


Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был…сам человек.

И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притоптывал. Хлопки в ладоши, притопывания – чем не ударные звуки?

Итак, сначала был человеческий голос. А уже потом человек стал приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы [5, с.103].

Камышовая дудочка и флейта из трубчатых костей зверей и птиц стали «производителями» свистящих звуков.

«Великим открытием была струна. Её звучание человек угадал в натянутой тетиве охотничьего лука, ибо в чистом виде такого одновременно звонкого и певучего звука, как у струны, природа не знает». [5, с.104]

«Из козьей шкуры мастер сшил пузырь, надул его, приладил к мешку несколько дудочек – вот вам и волынка. Ствол бамбука – готовая трубка для флейты. Дерево, стекло, металл, звериные шкуры и жилки, морские раковины и тростник – всё это обрело голос в умелых руках музыкальных мастеров». [5, с.105]

В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты. Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий звук.

Случалось, в роли подсказчика выступала природа. Один музыкальный инструмент создавался в подражание птичьему пению, другой – в подражание шуму морской волны, третий – завыванию ветра. Так появились непохожие, звучащие по-разному музыкальные инструменты.

«Один когда-то царствовал в музыкальном мире, а сегодня забыт, другой, наоборот, выбился из «золушки» в «королевы» и поныне восседает на музыкальном троне. Есть такие, которые сдружились навеки и друг без друга, что называется, жить не могут. Иные долгое время пребывали в глухой вражде, борясь за место под солнцем… У инструментов разные характеры, как у людей, и подобно артистам они исполняют разные роли. Словом, у каждого музыкального инструмента своя жизнь и своя судьба» [5, с. 107].







1.2. Значение музыки в жизни человека


«Музыка существует на земле тысячи лет. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Многие произведений, написанные много веков назад, исполняют и слушают по сей день. До наших дней сохранились некоторые старинные инструменты, а также их описания и изображения». [6, с.5]

Во время отдыха тоже не забывали о музыке. Музыканты зарабатывали на хлеб тем, что ходили по деревням и исполняли песни под аккомпанемент инструментов или развлекали богачей во время пиров. Бродячие музыканты были еще акробатами и жонглерами.

«Примерно семь веков назад игре на музыкальных инструментах – лютнях, виолах – стали учиться не только люди, избравшие профессию музыканта. Музыка стала важным элементом образования».

Музыка вошла в каждый дом, ее слушают взрослые и дети – народную, классическую, современную различных стилей и направлений, развлекательную и серьезную.   Мы слышим ее, когда отдыхаем, когда в дороге, когда сосредоточенно работаем, когда отправляемся в поездку. Мы слышим ее всегда. С ней мы рождаемся, с ней идем по жизни». [4, с.22]

«Музыка не только поднимает настроение, она разделяет с нами моменты печали и даёт в полной мере насладиться радостью. Учеными доказано, что музыка оказывает невероятное влияние на человека. Так мелодия исходящие от фортепиано дарит гармонию психике, духовые инструменты благотворно влияют на систему кровообращения. А ещё на фоне музыки активизируется мозговая деятельность, что даёт возможность более чётко и конкретно воспринимать и обрабатывать получаемую информацию. Одним словом, музыка - величайшая ценность в нашей жизни, и роль музыки нельзя недооценивать». [2, с.25]


1.3. История создания укулеле

«Укулеле — миниатюрная четырехструнная гитара, которую заслуженно ассоциируют с Гавайскими островами, но на самом деле этот инструмент — изобретение скорее португальское, чем гавайское. К сожалению, неизвестно точной даты рождения, но исходя из разнообразных исторических источников, произошло это в 1886 году. Но как европейский инструмент мог попасть на Гавайи?

Эта маленькая гитара попала на Гавайи вместе с иммигрантами-столярами с острова Мадейра. Красота природы нового края воодушевила этих людей на изготовление укулеле. Продавали малютку всего за 75 центов. Благодаря размеру, дешевой цене и приятному звучанию, укулеле прижилась и завоевала популярность в традиционной гавайской музыке. Правитель островов Давид Калакауа проникся такой любовью к инструменту, что даже включил его в состав инструментов для праздничных королевских выступлений.» [6]

Король Калакауа был заинтересован тем, чтобы укулеле стало частью гавайской культуры. И это у него получилось. Народная музыка и гавайские танцы теперь просто не обходятся без этого необыкновенной маленькой гитары.

После того как с Португалии завезли укулеле, оно начало набирать популярность. Стало появляться много мастеров, которые занимались их изготовлением. Самым успешным оказался Мануэл Нунес. После него производство продолжили его сыновья.

В 1915 году гавайская гитара впервые появилась в Сан-Франциско на Тихоокеанской выставке. Можно считать, что именно там зародилась любовь к укулеле в Америке, а потом и во всем мире. Американские композиторы вдохновившись культурой Гаваев, начали сочинять произведения используя именно этот инструмент. Музыканты доказали свою популярность на сценах водевиля (поэтапного представления, которое было популярно в США и Канаде в период от 1880 и до 1930 годов) и после этого, маленький инструмент стал тесно связан с эрой Джаза.

В киноискусстве с укулеле в руках представали героини Мерилин Монро и Одри Хепберн, герои Элвиса Пресли и Рассела Брэнда. Гавайская мини-гитара также была «вручена» и мультипликационным персонажам – на ней играли Большой Зи («Лови волну!») и небезызвестный Губка Боб Квадратные Штаны.

1.4. Интересные факты

Работая по теме проекта, я выяснила интересные факты об этом инструменте.

1. «Многие считают, что укулеле изобрели на Гавайях, и это неудивительно, ведь при виде или звучании укулеле в голове возникают образы тихоокеанских пляжей, яркого солнца и чудесных островитянок с ожерельями из цветов. Всё это благодаря фильмам и музыкальным видео, которые внушили нам эти ассоциации. На самом же деле укулеле была завезена на Гавайи из Португалии. Изначально – это был инструмент с португальского острова Мадейра и назвался он Брагинья. Гавайцы были очарованы небольшой португальской гитарой и приспособили инструмент для игры своих народных песен.

2. Островитяне не только подстроили инструмент под свой фольклор, но и дали ему забавное имя. Укулеле на местном наречии означает «Скачущая блоха», всё дело в манере игры, при которой рука быстро скачет по струнам. Также есть версия, что укулеле означает «подарок издалека».

3. Изначально струны для укулеле изготавливались из овечьих кишок. Сегодня на замену этому натуральному продукту пришел нейлон.

4. В конце XIX века укулеле был популярным инструментом среди гавайской королевской знати. На нём играла, в том числе, и последняя королева Гавайев Лилиуокалани.

5. В Великобритании существует целый оркестр, который исполняет музыкальные произведения исключительно на укулеле. Он так и называется «Укулельный оркестр Великобритании».

6. 28 июля 2012 года в Японии в городе Йокогама 2134 человека одновременно сыграли на укулеле. Это мероприятие до сих пор считается рекордным.» [9]

1.5. Виды укулеле

«Укулеле считается разновидностью гитары, так как имеет схожее строение. Корпус инструмента выполняется в форме восьмерки или ананаса. Реже встречаются варианты с круглым или квадратным корпусом. Внутри корпуса присутствует резонаторное отверстие. К верхней деке крепится простой струнодержатель. Изначально корпус выполняли из сигарных коробок. Сейчас его изготавливают из древесины таких пород, как: агатис, ясень, клен, акация, ель, палисандр, орех.

Гриф укулеле изготавливают из цельного куска дерева твердой породы. На головке расположены 4 колка, предназначенные для натяжения струн. Количество струн – 4 штуки. На гриф наклеена накладка с металлическими порожками. Дешевые инструменты изготавливают из пластика и ламината. Часто с инструментом поставляется стойка. В зависимости от характеристик материала готовый инструмент может звучать по-разному.» [8]

От размера инструмента зависит его звучание, поэтому важно выбрать наиболее подходящий для вас вариант. Существует четыре типа укулеле: сопрано, концертный (альт), тенор, баритон.

Укулеле-сопрано – это самый распространенный тип. Самое маленькое укулеле, звучание которого и считается классическим. Укулеле этого типа дешевле остальных, поэтому новички чаще всего выбирают именно сопрано. Длина такого укулеле составляет в среднем 53 см, количество ладов – 12-14. Альт-укулеле или концертное укулеле – следующий по размеру инструмент после сопрано. Длина составляет около 58 см, количество ладов – 15-20. Такой тип укулеле предпочитают люди с крупными руками. Укулеле этого типа также обладают более глубоким звучанием, чем сопрано-укулеле.

«Тенор-укулеле, длина которого составляет около 66 см; количество ладов – от 15. Его звучание еще более глубокое, чем у концертного укулеле, и оно позволяет извлекать еще больше звуков за счет более длинного грифа.

Баритон-укулеле, длина которого составляет от 76 см, и на грифе которого 19 ладов и больше. Баритон-укулеле настраивается так же, как и гитара на четырех нижних струнах, что делает эти два инструмента очень похожими. Из-за внушительных размеров инструменты этого типа уже не обладают классическим звучанием укулеле, однако баритон-укулеле подойдет вам, если вам нужно по-настоящему глубокое и богатое звучание.» [8]



Глава 2. Практическая часть

2.1. Социологическое исследование


Познакомившись с разнообразным материалом о музыкальных инструментах, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказала о своих открытиях одноклассникам на уроке музыки.

Мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить знают ли ученики средней школы что такое укулеле.

Моим одноклассникам была представлена следующая анкета:

1. Знаешь ли ты, что такое укулеле?

2. Как ты думаешь, укулеле изобрели давно (более 100 лет назад) или относительно недавно (менее 100 лет назад)?

3. Видел и слышал ли ты этот инструмент вживую?

4. Хотел бы ты играть на укулеле?

В опросе приняло участие 30 человек.

Ответы оказались разными. 13 человек из опрошенных не знает, что такое укулеле. Но на второй вопрос 14 человека предположили, что укулеле – давно изобретённый музыкальный инструмент. Также, чуть больше половины людей не слышали и не видели этот инструмент вживую.

Таким образом, в результате анкетирования я выяснила, что около половины опрошенных респондентов практически ничего не знают об укулеле.

Вторым этапом практической части являлось обучение игре на укулеле.

Я занималась ежедневно около 30 – 35 минут в течение недели. Сначала я выучила несколько базовых аккордов и научилась правильно держать инструмент, стала оттачивать технику исполнения. Выучила аккорды к песне «Алые паруса». В качестве сюрприза хочу исполнить эту песенку в семейном кругу. Я точно на этом не остановлюсь и продолжу дальше заниматься.

Затем на внеурочном занятии я познакомила одноклассников с этим инструментом и сыграла на укулеле песенку. Я выступала на школьной конференции, перед учениками начальной школы. Свои выступления сопровождала игрой на укулеле. Все слушатели были в восторге. Многие даже и не знали, что есть такой музыкальный инструмент, который звучит весело, задорно, на котором научиться играть можно за несколько дней.

Я провела повторное анкетирования. Исходя, из результатов анкет выяснилось, что всем ребятам - 100 % понравился этот музыкальный инструмент, и многие захотели научиться играть на укулеле.








Заключение


В результате работы я узнала историю появления музыкального инструмента – укулеле; обрела опыт анкетирования учеников начальной школы; выучила аккорды к песенке всего за две недели занятий. Узнала о том, что укулеле – это легкий и компактный инструмент; он имеет приятное звучание, занимаясь на нем вырабатывается правильная осанка, легко научиться играть.

Конечно, абсолютно непосвященному человеку все это покажется слишком сложным, но это не так. Надо взять укулеле в руки, послушать ее звучание хотя бы в записи в интернете, и струны как будто сами начнут перебор и издавать приятную музыку. Попробуйте. И всегда с такой гитарой – укулеле – вы будете в любой компании в центре внимания!

Вывод: таким образом гипотеза о том, что укулеле – достаточно простой для освоения музыкальный инструмент подтвердилась.

Работа над проектом мне очень понравилась.

  Материалы работы могут использоваться на уроках музыки, внеклассных мероприятиях, внеурочной деятельности.


























Список используемой литературы и интернет-источников


1. Володихин Д. М. Музыка наших дней - М.: «Аванта+», 2002 г., 98 с.

2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985 г., 220 с.

3. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1- 7 классов / сост. В.В. Фадин. – Волгоград: Учитель, 2005г., 99 с.

4. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999, 432 с.

5. Я познаю мир. Музыка: энцикл. /С.В. Истомин; худож. В. Н. Родин. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007, 456 с.

6. https://soundtimes.ru/narodnye-instrumenty/ukulele

7. http://toolsmusic.ru/strunnyie-muzyikalnyie-instrumentyi/istoriya-ukulele.html

8. https://ukulelekala.ru/news/iz-chego-sostoit-ukulele/


9. https://ukupesni.ru/poleznoe/ukulele-facts/















 

















Приложение 1

  1. Знаешь ли ты, что такое укулеле?




2. Как ты думаешь, укулеле изобрели давно (более 100 лет назад) или относительно недавно (менее 100 лет назад)?





Приложение 2

3.Видел и слышал ли ты этот инструмент вживую?




4. Хотел бы ты играть на укулеле?







Приложение 3



На внеурочном занятии МБОУ СОШ №1 х. Маяк я представляю свою работу ученикам 5-7 классов.





Ученики 7 класса МБОУ СОШ №1 х. Маяк знакомятся с устройством гавайской гитары.

Приложение 4



Одноклассники слушают песню «Алые паруса» в моем исполнении.