СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: "Городецкая роспись" Загребалова Максима, ученика 4 "г" класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: "Городецкая роспись" Загребалова Максима, ученика 4 "г" класса»

МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А.С. Пушкина»





Районный конкурс исследовательских работ «Маленькие исследователи» в рамках темы: «Народные промыслы на Руси»







Тема исследовательской работы:

«Городецкая роспись»







Выполнил:

Загребалов Максим Андреевич,

ученик 4 «г» класса

МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»







Руководитель:

Четвертакова Надежда Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А. С. Пушкина»






с. Большое Болдино

2021 г.


Содержание

Введение 3



Основная часть 4

1. История возникновения городецкой росписи. 4

2. Особенности городецкой росписи. 5

3. Технология выполнения городецкой росписи на разделочной доске ………6

4. Городецкая роспись в ХХ веке и в современное время ……………………...7



Заключение 9



ПРИЛОЖЕНИЯ 11



























Введение


Народные художественные промыслы  - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее; сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Народные художественные промыслы являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства.

Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве - это, прежде всего, художники, народные мастера, передающие культуру молодому поколению.

Существует много видов росписей, например: мезе́нская, петрико́вская, гже́льская и другие. Я выбрал городецкую роспись, так как в школьной программе мы проходим эту технику и для меня это более интересный вариант росписи.

Цель моего исследования – узнать подробнее о городецкой росписи, изучить её и создать собственные изделия в этой технике.

Для достижения этой цели в работе я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Изучить историю происхождения городецкой росписи.

  2. Самостоятельно создать изделия в технике «Городецкая роспись».

  3. Углубить знания одноклассников об этом виде искусства.

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках изобразительного искусства, внеклассных мероприятиях, посвящённых народным промыслам.

Методы исследования:

  • анализ литературных источников;

  • эксперимент.

Основная часть 1. История возникновения городецкой росписи.

Своё исследование я начал с похода в центральную районную библиотеку им. А.С. Пушкина и посещения сети «Интернет». Мне было интересно узнать о народных промыслах на Руси. Изучив предоставленные в библиотеке книги, информацию в сети «Интернет», я узнал некоторые сведения о народных промыслах на Руси. Особенно увлёкся городецкой росписью. Я узнал много нового и интересного о данном искусстве.

Родиной городецкой росписи стало Поволжье, а именно сёла и деревни Хлебани́ха, Ку́рцево, Ко́сково, Са́вино, Бу́кино и другие, расположенные по берегам притока Волги чистой и светлой речушки Узолы. Там крестьяне нескольких деревень расписывали прялки и отвозили продавать свои изделия на нижегородскую ярмарку. Поэтому и роспись сначала называлась нижегородской.

Почему же роспись назвали городецкой?

Термин «городецкая роспись» зазвучал лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры Виктора Михайловича Василенко.

Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узо́льской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с Городцом, его бытом, нравами, образами, начиная с середины XIX века, связано само содержание росписи. Знаменитая узо́льская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.

Расписывались прялки, ларцы-шкатулки, сундуки, мебель, посуда и деревянные игрушки. Полностью промысел в виде росписи по дереву сложился к середине девятнадцатого века.





2. Особенности городецкой росписи.

Данная техника выделяется определенными характеристиками:

  • Во время росписи мастера используют свободный мазок.

  • Сюжеты берут из тихой провинциальной жизни. Городецкие рисунки отличаются содержательностью.

  • Отличительная особенность использование ярких красок и применение контурной обводки отдельных элементов.

  • Роспись осуществляют без предварительных набросков.

  • В городецких росписях можно увидеть экзотических барсов и львов, коней или петухов в воинственной позе.

  • Используют разные приемы – широкие мазки или тонкие линии и штрихи.

Элементы городецкой росписи.

Данный стиль отличается содержательностью. В городецкой росписи часто изображают следующие элементы:

  • Геометрические. Среди основных элементов выделяют точки, круги, скобки, капли, спирали и штрихи.

  • Растительные. Сюда относят городецкие цветы, выделяющиеся разнообразием форм и красок. К популярным видам можно отнести изображение бутонов, ромашек, купав и роз. Листья рисуются группами от двух до пяти лепестков.

  • Животные. Данные мотивы глубоко символичны. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой.

Основные цвета городецкой росписи.

Изначально стиль представлял собой создание изображений, выполненных в технике мазков в свободной форме, которые потом обводили черной или белой линией. Интересуясь, какие цвета используются в Городецкой росписи нужно знать, что они разделялись на оттенки, применяемые для создания фона и для нанесения самого рисунка. Для первого берут следующие цвета: синий красный; зелёный; чёрный.

Городецкая роспись выделяется следующими основными цветами для нанесения любого изображения: охра; розовый; красный; голубой; синий; белый; зеленый; черный; желтый.

Виды городецкой росписи.

Данный стиль отличается содержательностью. Городецкая роспись по дереву предполагает изображение цветов, коней и разных сюжетных мотивов. Рассмотрим особенности каждого:

  • Цветочная роспись. Самая простая в исполнении. Основными элементами тут представлены следующие элементы росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса и венок. Данная городецкая роспись для детей самая простая, поэтому часто используется при обучении.

  • Цветочная композиция с добавлением мотива «конь» и «птица». Подобные элементы встречаются на кухонных досках, мебели и разных мелких предметах.

  • Сюжетная роспись. Самый сложный вид в городецкой росписи. Картины изображают сценки из повседневной жизни и иллюстрации к различным сказкам. Популярным является изображение свадебного застолья.


3. Технология выполнения городецкой росписи на разделочной доске.

Современные мастера для создания картин в данной технике используют краску – темпера. Её можно заменить гуашью с добавлением клея ПВА. Из каждого выбранного цвета создают два оттенка: один разбелённый, а другой насыщенный.

Этапы городецкой росписи:

  1. Выбор изделия. Для росписи я выбрал деревянную разделочную доску.

  2. Далее идёт ошкуривание и грунтовка поверхности деревянного изделия.

  3. Роспись можно выполнять сразу на деревянной основе или предварительно покрыть ее жёлтой, красной или чёрной краской. Я покрыл разделочную доску жёлтой краской.

  4. Тонкими линиями с помощью карандаша я наметил будущий узор.

  5. Широкой кистью нанёс основу цветков в виде пятен правильной круглой формы.

  6. Сверху выполнил повторные мазки более тёмным оттенком. После завершения крупных элементов с помощью нескольких мазков сформировал листочки.

  7. На заключительном этапе с помощью тонкой кисти нанёс штрихи и точки чёрного и белого цвета.

  8. После высыхания покрыл изделие бесцветным лаком.


4. Городецкая роспись в ХХ веке и в современное время.

После упадка, пережитого промыслами в начале XX века и почти полного прекращения их деятельности в Первую мировую войну, возрождение было делом сложным. В1930-е годы организуются общественные художественные мастерские.

В 1951 году учреждается промысловая столярно-мебельная и художественная артель в селе Курцеве.

C 1954 года начинается производство детской мебели с городецкой росписью. В 1957 году открывается класс Городецкой росписи в Семеновской профтехшколе. Очень медленно расширяется ассортимент изготавливаемых вещей, появляется знаменитый Городецкий конь-качалка, начинают возрождаться сюжетные росписи. В 1960 году артель была преобразована в фабрику «Городецкой росписи».

Расписывали хлебницы, декоративные настенные тарелки, полочки с комплектами подставок или разделочных досок, пирожные доски, поставки, ларцы и др.

Несмотря на сложности переходного периода конца XX века Городецкая роспись устояла. Меняется тематика росписи, появляются новые, не привычные для старых работ, мотивы.

В настоящее время предприятие «Городецкая роспись» находится в частной собственности. На нем работают 300 человек. Многие из них являются членами Союза художников России. Их работы экспонируются на многочисленных российских и зарубежных выставках, приобретаются музеями, частными галереями и коллекционерами.

Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву. Это хлебницы, разделочные доски, наборы для чая и специй, шкатулки, ларцы, декоративные настенные панно. Разнообразна выпускаемая предприятием детская мебель: столы, стулья, скамейки, кровати, шкафы, вешалки. Многочисленные игрушки для детей, среди которых особым спросом пользуется конь-качалка.

На фабрике имеется музей, где можно познакомиться с историей промысла, увидеть уникальные произведения мастеров.







Заключение

Без прошлого нет будущего! Долг каждого человека - уважительно относиться к истории родной страны, научиться хранить память о художественных традициях, отражающих самобытность культур многонациональной России.

Я с удовольствием ознакомился с историей городецкой росписи, с её особенностями и существованием в современном мире. Так же я смог создать своё собственное изделие в технике «Городецкая роспись».

В ходе моего творческого проекта поставленная цель достигнута, задачи выполнены.





















Список использованной литературы

1. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву / Ю.А. Арбат. - М.: Дрофа, 2009. - 189 с.

2. Барышников А.А. Основы композиции / А.А. Барышников. - М.: Белый город, 2009. - 346 с.

3. Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство / И.Я. Богуславская. - СПб.: Питер, 2012. - 245 с.

4. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В.М. Василенко. - М.: Парад, 2011. - 397 с.

5. Городецкая роспись // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shtrih-33.ucoz.ru. - Загл. с экрана.






















ПРИЛОЖЕНИЯ



















Геометрические и растительные элементы городецкой росписи





Животные элементы городецкой росписи





Виды городецкой росписи

Технология выполнения городецкой росписи на разделочной доске




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!