СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему Якутский орнамент

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет свое будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь все дальше уходят от нас традиции, духовные и культурные ценности наших предков, их праздники и игры, песни, сказки, семейные предания и обряды. Орнамент является изобразительным искусством народа. Поэтому может поведать о многом, обладает собственным языком и неразгаданными тайнами. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему Якутский орнамент»

Якутский орнамент

И зучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.

Проблема классификации орнамента столько же неоднозначна, сколько и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым – одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе:

  • хронологическому - орнамент доисторической эпохи, исторической, современности;

  • по назначению - религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный;

  • по предметам - предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь;

  • по материалу - бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.;

  • по способу выполнения - гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.

Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы:

  • геометрический

  • спиральный

Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, Т.П.Тишина выделяет в его структуре две основные группы:

  • геометрический

  • растительный

Особое место в якутском орнаментальном комплексе занимает группа орнаментов с мотивом следа - медведя, лося, утки, мыши и т.д.

Г еометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.

К простым геометрическим мотивам относятся прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, в ышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру.

К числу распространенных относится мотив креста. Одна из его особенностей в якутском орнаменте заключается в том, что крест, как правило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксообразного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этот орнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе по дереву, косторезном искусстве.

З игзаги, или арочный мотив, особенно характерны для украшения интерьера урасы и ее декоративной перегородки – хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-ойуу (ураса-узор). Подобный рисунок имеет шов якутской вышивки крестом. Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира.

К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент - сарбынньах ойуу. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки.

Т акие простые геометрические фигуры, как квадрат, прямоугольник, круг, довольно часто встречаются в орнаментации чепраков и кычимов, в виде бляшек и серебряных пластин якутских поясов. Примером заполнения сложной орнаментальной композицией круга может служить орнаментация пряжек поясов из серебра и серебряных бляшек шапок дьабака.

Г еометризация и стилизация форм реального мира является одной из закономерностей развития орнаментального искусства. Якутской орнаментальной культуре присуща геометризация зооморфных, антропоморфных и растительных мотивов. Образная структура орнаментов этой группы сложнее, чем предыдущей, отражает более высокий уровень орнаментального мышления, связана с приемом совмещения разносемантических основ, который обнаруживается через сопоставление узоров с кругом традиционных верований и фольклорных представлений.

Мотив птицы, наоборот, настолько геометризовался, что выделить его из контекста геометрического орнамента подчас довольно сложно. Образ птицы играет существенную роль в шаманских обрядах, языческой мифологии. В сильно стилизованном виде он присутствует в некоторых формах зигзагообразного узора берестяной оболочки урасы, в декоре верхней одежды типа хотойдоох сон (шубы с орлом). Иногда орел или какая-то другая птица изображаются в навершиях коновязей сэргэ, как круглая скульптура.

К числу зооморфных по семантике следует отнести местные орнаментальные мотивы, связанные со скотоводческими представлениями якутов, их знанием анатомии животных. В чоронной орнаментике, например, получил распространение тоногос-ойуу (позвонок-узор). Мотив тангалай-ойуу (небо-узор) чаще всего ассоциируется с небом и встречается в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером. Такую же семантическую природу имели орнаменты хабарга-ойуу (горло-узор), буор-ойуу (почка-узор). Традиция изображать животных нашла отражение в орнаменте кымардагас-ойуу (муравей-узор).

В растительном орнаменте якутов наиболее ярко выразилась его тюркоязычная природа, т.е. поэтическое восприятие мира на основе одухотворения растительных природных сил, почитания духов трав, деревьев, растений, что соответствует традиционным верованиям и фольклорным представлениям. Одной из особенностей якутского растительного орнамента является отсутствие мотива трав и плодов.

Ц ентральным мотивом этой группы орнаментов является процветшая лира, связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной.

А нализ материала якутского народного искусства ХIХ в. обнаруживает стилистическое богатство и разнообразие орнаментики, свидетельствует о выработке своего собственного стиля, в основе которого лежит взаимодействие геометрического и восточного стилей. Развитие геометрического стиля связано с геометрическими мотивами простых форм, отражающими космогонические, пространственно-временные представления якутов, а также с геометризованными мотивами, имеющими древнюю языческую семантику, связанную со скотоводством, охотой, верой в духов-покровителей.

Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами п реимущественно как орнаментальное. Якутский орнамент, связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, является неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Основным материалом для одежды служила шкура домашнего скота и лесного зверя. Как правило, одежда богато украшалась, причем знание декора было очень важным: он имел культовое значение и «оберегал» носящего. Например, для украшения одежды используются растительные узоры, их краски, они исполняются посредством вышивки. Для украшения обычно применялись голубой, белый и черный бисер, узоры «ынах» («корова»), «дьураа» («полоски») и лировидные мотивы, медные украшения. При вышивке бисером используются такие основные приемы: односторонние («вперед иголку», «строчной», «стебельчатый», «арочный», «вприкреп») и двусторонние швы («вперед иголку», «стебельчато-строчной» двусторонний, «вприкреп» двусторонний, «монастырский»).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!