Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1»
Индивидуальный итоговый проект
на тему «Использование антоциана, как природного индикатора для определения среды растворов, используемых в быту»
Выполнил: ______________,
обучающийся 8а класс
Руководитель: Деревенчук
Лариса Викторовна,
учитель химии
высшей квалификационной категории
г. Новый Уренгой
Содержание
Введение……………………………………………………………………..….3
1.Теоретическая часть………………………………………………………….4-5
1.1. Природные красители……………………………………………………..4-5
2. Практическая часть…………………………………………………………..6
2.1. Получение природных индикаторов……………………………………...6
2.2.Исследование среды растворов, используемых в быту…………………..7
Заключение……………………………………………………………………...8
Список литературы……………………………………………………………..9
Введение.
Данная работа посвящена необычным веществам, которые обладают удивительными свойствами и очень интересны для изучения. Эти вещества называются индикаторами (от английского indicator-указатель). Это сложные органические вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. В быту есть фрукты и овощи, содержащие вещества, из которых можно изготавливать индикаторы: морковь (каротин), свекла (беталаины), клубника (антоциан) и многое другое.
Проблемный вопрос, который ставит перед собой автор работы: возможно ли определить среду растворов, применяемых в быту, используя в качестве индикаторов природные объекты растительного происхождения.
Гипотеза исследования: если вещества, содержащиеся в овощах и фруктах, изменяют цвет в различных средах, то их можно использовать в качестве индикаторов и определять среду растворов.
Цель работы:
Приготовить индикатор из листьев краснокочанной капусты и исследовать изменение окраски антоциана в зависимости от среды растворов.
Задачи:
-
Приготовить индикатор в домашних условиях.
-
Изучить изменение окраски индикатора (антоциана) в различных средах.
-
Исследовать среду в растворах уксуса, соды, мыла.
Методы исследования:
-
Теоретические исследования с помощью соответствующей научно-популярной литературы и ресурсов Интернет;
-
Экспериментальные исследования изменений окраски приготовленного раствора индикатора в зависимости от среды растворов, применяемых в быту.
-
Визуальные наблюдения с последующим выполнением фотографий, записью видео.
Актуальность работы заключается в том, что свойства растительных объектов, содержащиеся в овощах и фруктах, могут быть использованы для определения среды различных растворов, используемых в быту.
Предмет исследования: раствор сока краснокочанной капусты, раствор мыла, раствор уксуса, раствор соды.
1.Теоретическая часть.
1.1. Природные красители.
С развитием химии природные красители стали вытесняться синтетическими. В наши дни насчитывается более 15000 красителей самых различных оттенков принадлежащих к разным классам соединений.
В быту встречаются вещества, природного происхождения, благодаря которым можно изготавливать индикаторы: свекольный сок, морковный сок, ягоды малины и черники и многое другое. Одним из природных красителей является краснокочанная капуста, которая отличается от своих «собратьев» красно-фиолетовой окраской листьев. За красно-фиолетовый цвет отвечает особое вещество - антоциан.
Антоциан - это природный пигмент из группы флавоноидов, растворенный в клеточном соке растения, придающий окраску от красной до фиолетовой, обладающий полезными свойствами.
В настоящее время научный интерес к изучению пигментов антоцианов продолжает усиливаться, так как они обладают антиоксидантными, противовоспалительными и защитными функциями.
-
Антоцианы – это природные антиоксиданты, они не дают размножаться раковым клеткам!
-
Антоцианы укрепляют стенки сосудов.
-
Антоцианы препятствуют окислению холестерина.
Антоцианы обладают хорошими индикаторными свойствами: в нейтральной среде приобретают фиолетовую окраску, в кислой среде – красный цвет, в щелочной среде – зеленый цвет.
Известно большое количество объектов, богатых антоцианами. Это малина, клубника, земляника, вишня, слива, краснокочанная капуста, черный виноград, свекла, черника, голубика, клюква и многие другие.
В зависимости от кислотности среды (pH) антоцианы могут изменять окраску: красно-фиолетовый антоциан, выделенный из краснокочанной капусты:
Показатель кислотности среды (рН) | Окраска раствора |
рН 1-2 | Красная |
рН 3-5 | Розовая |
рН 7-8 | Синяя |
рН 9-10 | Зеленая |
рН 10-11 | Зелено-желтая |
рН 11 | Желто-зеленая |
рН свыше 12 | Желтая |
Антоцианы придают фиолетовый, синий, коричневый, красный или оранжевый цвета плодам. Такое многообразие объясняется тем, что цвет изменяется в зависимости от баланса кислот и щелочей:
Сырье для приготовления индикатора | Естественный цвет индикатора | Окраска в кислой среде | Окраска в щелочной среде |
Ягоды малины | Коричневый | Коричневый | Темно-коричневый |
Ягоды черники | Темно-синий | Розовый | Темно-зеленый |
Ягоды клубники | Красно-оранжевый | Оранжевый | Темно-желтый |
Краснокочанная капуста | Бледно-фиолетовый | Красный | Синий |
Морковный сок | оранжевый | незначительное обесцвечивание | не изменилась |
Сок картофеля | лимонно-жёлтый | мутно-жёлтый | не изменилась |
Ягоды клюквы | малиновый | красно-коричневый | сиреневый |
Сок свеклы | свекольный | тёмно-бордовый | розовый |
Так как антоцианы обладают хорошими индикаторными свойствами, то их можно применять как индикаторы для распознания кислотной, щелочной или нейтральной среды, как в химии, так и в быту.
2. Практическая часть.
2.1. Получение природных индикаторов.
Оборудование:
Сок краснокочанной капуста, вода (кипяченная), раствор мыла, раствор уксуса, раствор соды, бумага фильтровальная, химические стаканы, ложечка, воронка, коническая колба.
Ход выполнения
-
50г. исследуемого материала (краснокочанная капуста) нарезала на мелкие кусочки, затем залила 200 мл горячей кипяченной водой, так как это приводит к разрушению мембран клеток, и антоцианы свободно выходят из клеток, окрашивая воду. Это и есть кислотно-щелочной индикатор растительной природы (антоциан).
-
Полученный раствор охладила
-
С помощью бумажного фильтра провожу фильтрование, отделяя капусту от ее раствора.
-
Перелила полученный фильтрат в колбу.
-
С целью предотвращения от порчи в полученный фильтрат добавила спирт в соотношении 2:1
2.2. Исследование среды растворов, используемых в быту
Чтобы узнать, как отвар служит индикатором на ту или иную среду, и как изменяется его цвет, надо провести испытание. Кислым раствором служил столовый уксус, щелочным - раствор пищевой соды, нейтральным - раствор шампуня «Чистая Линия».
-
Небольшое количество растворов столового уксуса, пищевой соды, шампуня «Чистая линия» прилила в отдельные чистые колбы.
-
Добавила приготовленный индикатор из краснокочанной капусты (антоциан) поочередно в кислый, щелочной и нейтральный растворы.
Результаты опытов:
-
В кислой среде раствор антоциана стал красным
-
В щелочной среде раствор антоциана стал синим,
-
В нейтральной среде раствор антоциана стал фиолетовым.
Считаю, что полученный мной индикатор имеет преимущества перед синтетическими, потому что он дешёвый и доступный, но у него есть и существенные недостатки. Основной недостаток природного индикатора – их сезонность и невозможность заготовить впрок: растворы довольно быстро скисают или плесневеют, теряют свои свойства. Другой, но не такой существенный недостаток – слишком медленное, постепенное изменение цвета при добавлении кислоты к щелочному раствору или наоборот. К тому же, трудно бывает отличить, например, нейтральную среду от слабокислой или слабощелочную от сильнощелочной. Поэтому в химических лабораториях используют синтетические индикаторы, резко меняющие свой цвет уже при небольшом изменении кислотности.
Заключение.
В результате исследования получено представление о приготовлении индикатора из краснокочанной капусты, действующим веществом которого является вещество антоциан, об окраске среды данного индикатора в разных средах растворов, применяемых в быту, косметологии.
Я доказала, что в домашних условиях можно приготовить индикатор из объекта растительного происхождения (краснокочанной капусты).
Получен ответ на проблемный вопрос, который ставился перед началом выполнения исследования: спиртовая вытяжка листьев краснокочанной капусты может использоваться как кислотно-основный индикатор.
Гипотеза исследования подтвердилась: вещества, содержащиеся в овощах и фруктах, и изменяющие цвет в различных средах, можно использовать в качестве индикаторов и определять среду растворов.
Цель работы достигнута: теоретическим и экспериментальным методами освоена методика, на основе которой приготовлен индикатор (действующее вещество антоциан) из растительного сырья, с помощью которого исследованы среды растворов уксуса, пищевой соды, шампуня «Чистая линия».
В процессе выполнения исследования решены следующие задачи:
-
В источниках информации найдены определения и описания индикаторов растительного происхождения, содержащие в т.ч. антоциан.
-
Выяснено, что для самостоятельного изготовления индикатора удачно подходят листья краснокочанной капусты.
-
В ходе работы проведено экспериментальное исследование некоторых сред растворов, используемых в быту с помощью самостоятельно приготовленного индикатора с выполнением фотографий.
-
Как итог выполнения исследования создана мультимедийная презентация по исследуемой теме, которую можно использовать как дополнительный материал на уроках химии, внеурочной деятельности.
Список литературы.
1. «Индикаторы у нас дома», материал с Инфоурока https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-himii-na-temu-indikatori-u-nas-doma-469096.html 20.02.2021
2. «Секрет красного цвета капусты», Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://telo-v-delo.ru/zdorovoe-pitanie/kapusta-krasnokochannaya/ 24.02.2021
3. «Что такое индикатор?», Материал из Википедии — свободной энциклопедии
https://ru.wikipedia.org/wiki 25.02.2021