СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «Кубачинские ремёсла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Кубачинские ремёсла»»

Конкурс исследовательских работ и проектов учащихся общеобразовательных учреждений Республики Дагестан

«Науки юношей питают»



Исследовательская работа

на тему:

«Кубачинские ремёсла»




















Содержание

  1. Введение.

  2. Основная часть.

  1. Технология изготовления и приемы использованные при работе.

  2. Ремёсла кубачинцев

1) Холодное и огнестрельное оружие.

2) Ювелирное дело

  1. Медночеканная посуда

  1. Заключение

  2. Список литературы.

  3. Приложения




















  1. Введение:

Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра

Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы-мастера
Расул Гамзатов

Испокон веков славилась земля наша своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Издавна занимались наши предки промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни семьи. Занимались ремеслом в одиночку или группой. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами. Ремесло – это мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы.

II. Основная часть.

Кубачинское мастерство названо так по месту возникновения ремесла - дагестанский аул Кубачи. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом.

Сохранилась легенда, что когда персидские мастера узнали о превосходстве кубачинских оружейников, они послали кубачинцам тонкую, как волосок, стальную проволоку и написали: «Если вы настоящие зерихгерани (мастера-кольчужники - Авт.), то вытяните такую же проволоку и пришлите нам». Кубачинцы не остались в долгу перед персами - они просверлили насквозь присланную проволоку и вернули ее обратно со словами: «Мы из такой проволоки трубы делаем».

  1. Технология изготовления и основные приемы использованные при работе. (Приложение 2)

Кубачинская техника отличается способом создания орнамента: сначала идет гравировка с покрытием чернью, затем свободный фон заполняют новым рисунком, после дополнительной чеканки и позолоты мастер создает третий уровень мельчайшей гравировки. Поверхность изделия имеет необычную многослойную отделку. Благодаря многообразию орнаментов, каждый раз создается неповторимое по красоте художественное изделие. В каждой семье села Кубачи хранили свой узор — как в обычных семьях рецепты хлеба или аджики. Кубачинский орнамент имеет изначально растительную основу, ведь ислам — основная религия местных жителей запрещал изображение живых существ. Поэтому всю свою фантазию мастера вкладывали в причудливые стебли, листья и цветы, которые, казалось бы, и не могли вырасти на каменистой земле предгорья.

В кубачинском орнаменте представлено более 25 основных элементов («бутонов»), есть среди них и заимствованные из орнаментального искусства Ирана, Турции, России . Но в основе — элементы местного творчества.

Каждый узор носит свое название. «Мархарай» («заросль») — он не имеет симметрии и составлен из свободно разбросанных веточек, листьев, цветов, это вьющиеся побеги травы, а «тутта» — это стебель с зеркально расположенными листьями. Раньше кубачинцы ценили искусство мастера тутта выше других, потому что оно труднее, чем вольный мархарай. В рисунке тутта может быть от двух до десяти симметрично расположенных элементов.Существует еще «миндурма» — сетчатый орнамент, он повторяется как бы по трафарету, подобно рисунку на обоях. А орнамент «тамга» предусматривает дополнительно к чеканке чернение. Цвета в перегородчатой эмали тоже регламентированы — в основном это голубые, фиолетовые, желтые, белые соцветия и зеленая листва.

Ремёсла кубачинцев.

    1. Холодное и огнестрельное оружие. (Приложение 3)

Оружие из Кубачей всегда высоко ценили знатоки Востока, России, западной Европы. Среди наиболее знаменитых работ кубачинцев, по легенде, считают двурогий шлем Александра Македонского, а также щит Александра Невского, саблю Надир-шаха .

С кубачинскими саблями воевали драгуны Российской империи, гордясь не только боевыми свойствами стального клинка, но и насечкой, резьбой на ножнах и рукояти. Для генералов и офицеров делались шашки, сплошь покрытые серебром с чеканкой и глубокой гравировкой, а для солдат ножны были комбинированные — серебряные накладки украшали обтягивающую ножны тисненую овечью кожу.

Дагестанское оружие имеет ряд только ему свойственных черт. Клинок прямой, двулезвийный, его поверхность разделена долами (продольными канавками) для облегчения веса, количество которых колебалось от одного до четырех. Долы не только уменьшали вес клинка, увеличивали его прочность, но и придавали ему декоративность. Для дагестанских кинжалов характерны длинные клинки — до 45-55 см. Многие клинки имеют надписи, содержащие имена мастеров, владельцев, дату изготовления, клейма, иногда какие-нибудь изречения. В старое время клинок, прежде чем выйти из рук мастера, должен был пройти тринадцать стадий обработки.

    1. Ювелирные изделия кубачинцев

Украшения в жизни человека были всегда и прошли свой путь развития длиною в тысячу лет. Никто точно не знает, когда же появились первые украшения. При проведении различных раскопок получается, что украшения берут свое начало с самых ранних эпох в развитии человечества. Первыми, кто начал использовать украшения, были мужчины. Они носились их, как обереги и амулеты, которые защищали от злых духов. Еще по украшениям можно было понять, кто в племени являлся вождем, охотником или воином.

Мировую известность приобрели кубачинские ювелирные изделия из золота. Причем мастера селения старались украсить золотом или серебром даже те вещи, которые они изготавливали из железа. Был распространен обычай отделки ружей и пистолетов золотой насечкой. Что уж говорить об украшениях, каждое из которых становилось эксклюзивным. Ювелирные изделия, которые создаются руками местных умельцев, отличаются изумительным качеством. Несмотря на то, что серебро и золото – металлы мягкие, они могут прослужить много десятилетий. (Приложение 4)

    1. Медночеканная посуда

Кроме златокузнечества в Кубачах практиковались еще два металлообрабатывающих производства: изготовление медной кованой посуды и литье медных котлов. Это удовлетворяло внутренний спрос, а также спрос ближних и дальних соседей. Посредством медной ковки и литья изделиям придавали формы, единственные в своем роде на Кавказе. Большой оригинальностью отличаются ведрообразный сосуд “нукнус” и его своеобразное удвоение –“муча” (кованый водоносный кувшин), напоминающий подставку большого восточного светильника, аналоги которого распространены в странах Ближнего Востока.Оригинальность формы отличаются кубачинские медные кованые кумганы.Меднолитейное дело, нигде на Кавказе не сохранившееся, кроме Кубачей,  также имеет свои особенности. Котлы, изготовленные здесь, изящны по форме и деталям, удобны для открытых очагов и очагов типа камина, распространенных у всех народов Дагестана. Изделия этих производств находили широкий сбыт далеко за пределами края. (Приложение 5)

III.Заключение.

В результате выполнения данного проекта, я узнала много нового о ремесле кубачинцев , о мастерах и мастерицах, а так же о самом ауле Кубачи.

Цели и задачи, которые ставила перед выполнением проекта, считаю выполненными. Все что окружает нас, за исключением самой природы создано на протяжение тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главным экспонатам которого являются вдохновение, работа, мастерство!Со своей работой я выступила перед одноклассниками , которым понравился мой проект. (Приложение 6)



IV.Литература

  1. «Кубачинские очерки» Р. Алиханов

  2. «Легенды аула Кубачи» Дмитрий Чагин

  3. «Искусство Кубачи» А.А. Иванов, Р.А. Алиханов.

  4. "Ювелирное искусство. Кубачи",  Брюзгина О.И.

  5.  http://www.odnoselchane.ru

  6. Википедия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!