Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ремонтненская гимназия №1
Исследовательская работа на тему:
«Литературные аллюзии в текстах современных музыкальных исполнителей»
Выполнил:
Никитенко Алексей
Юрьевич
учащийся 10 «А» класса
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
Руководитель: Мартыненко Анастасия Николаева
учитель русского языка
и литературы
2020 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Что означает термин «аллюзия»……………………… ………….4
1.1 Типы литературных аллюзий………………………………………..5
2. Литературные аллюзии в текстах современных музыкальных
исполнителей…………………………………………………………….6-16
Заключение………………………………………………………….…….17 Библиография………………………………………………….………….18
Приложения ………………………………………………………………19-22
Введение.
Тема моей исследовательской работы «Литературные аллюзии в текстах современных музыкальных исполнителей».
Актуальность: современные исполнители все чаще включают литературные аллюзии в свои музыкальные композиции, но подростки, не читающие художественные произведения, не понимают смысла, вкладываемого в каждую строку песни. Поэтому необходима популяризация чтения среди молодежи.
Цель моей работы:
Проанализировать современные музыкальные композиции, в которые включены стихотворения поэтов XIX-XX веков.
Чтобы добиться цели, я поставил перед собой следующие задачи:
Изучить теоретический материал об аллюзиях.
Провести анкетирование среди обучающихся 5-11 классов.
Провести анкетирование в социальной сети «В контакте» среди жителей села Ремонтное.
Получение данных о количестве читателей в «Ремонтненской межпоселенческой центральной библиотеке» и «Ремонтненской детской библиотеке» за 2015-2019 годы.
Проанализировать, какие поэтические произведения поэтов XIX - ХХ веков использованы в текстах современных музыкальных исполнителей.
Также я выдвинул гипотезу: я предполагаю, что включение стихотворений поэтов в музыкальные композиции современных исполнителей положительно влияет на культурное развитие молодежи.
В связи с этим я поставил основополагающие и проблемные вопросы:
Читают ли подростки стихотворения поэтов XIX - ХХ веков?
Используют ли музыканты литературные аллюзии в своих композициях?
Объект исследования: художественная литература XIX – XX веков, данные интернета.
Предмет исследования: тексты современных музыкальных исполнителей.
Методы исследования:
- поисковый;
- исследовательский.
Что означает термин «аллюзия».
Термин "аллюзия" появился во многих европейских языках уже в XVI веке. Но, несмотря на данную традицию, использование этого красочного термина в зарубежном литературоведении и языкознании, само явление начинает активно исследоваться лишь в конце ХX века.
В словаре литературоведческих терминов говорится, что аллюзия (лат. allusio -намек, шутка) - художественно-стилистический прием, отсылка к определенному литературному произведению, намек, образу или сюжету, а также историческому происшествию из расчета на эрудированность читателя, призванного понять скрытый смысл.
Аллюзия предстает собой заимствование некоего элемента из инородного источника, служащее отсылкой к тексту. Это намек на известный факт, отсылка, произведение, афористическое выражение. Например, «Силен как Геракл». Здесь очевидная отсылка к герою древнегреческих мифов. Геракл – сын бога Зевса, он обладал великой силой и совершил 12 подвигов.
Аллюзии могут быть сатирическими, серьезными, а могут быть ироническими. Автор может использовать исторические, общекультурные, политические.
Аллюзия может быть скрытой и явной. Скрытые аллюзии используются в эзоповом языке, который разрешает говорить о запрещенных вещах, намеками, отсылками.
Аллюзии распространены и в искусстве. Кинорежисер, композитор или художник нередко делают отсылки к работам их предшественников или к собственным работам.
Если источником аллюзии для той или иной личности является текст, малые или большие его фрагменты, то он должен быть хорошо известен широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников. Важным источником информации являются так называемые «прецедентные тексты»: библейские тексты, произведения отечественной литературы всех жанров, произведения мировой классики, фольклор и т. д.
Аллюзия — это заимствование определенных элементов претекста, по которым происходит их узнавание в тексте - реципиенте, где и осуществляется их предикация . Аллюзию от цитаты отличает то, «что заимствование элементов происходит выборочно, а целое высказывание или строка текста-источника, соотносимые с новым текстом, присутствуют в последнем, как бы «за текстом», только имплицитно». Т.е. в случае цитации автор преимущественно эксплуатирует реконструктивную интертекстуальность, регистрируя общность «своего» и «чужого» текстов, а в случае аллюзии на первое место выходит конструктивная интертекстуальность, цель которой организовать заимствованные элементы таким образом, чтобы они оказались узлами сцепления семантико-композиционной структуры нового текста.
Таким образом, невозможно провести четкую границу между цитатой, реминисценцией аллюзией, поскольку исследователи так и не пришли к единому мнению в разграничении данных явлений.
2. Типы литературных аллюзий
Большинство авторов в своих произведениях используют аллюзию как стилистический прием. Он позволяет им кратко описать характер персонажей, их поступки или ситуацию в целом. Причем образ получается намного красочней, чем если бы все это описывали своими словами.
Многими исследователями были предприняты попытки систематизации видов и функций аллюзий и аллюзивных включений.
М. Д. Тухарели предлагает следующую классификацию аллюзий по их семантике:
1. Имена собственные – антропонимы. К этой же группе относятся часто встречаемые в художественном произведении зоонимы – имена животных, птиц; топонимы – географические названия; космонимы – названия звезд, планет; ктематонимы – названия исторических событий, праздников, художественных произведений и т.д.; теонимы – названия богов, демонов, мифологических персонажей и т.д.
2. Библейские, мифологические, литературные, исторические и прочие реалии.
3. Отзвуки цитат, ходовых речений, контаминации, реминисценции. [Тухарели М.Д. Аллюзия в системе литературного произведения: Автореф. дис. канд. филол. наук. – Тбилиси, 1984.]
Д. Дюришин к числу наиболее популярных аллюзий относит прямое и завуалированное цитирование первоисточника. Цитатные аллюзии составляют существенную разновидность «неавторского» слова. Наиболее чистой формой прямой цитации можно считать цитаты с точной атрибуцией и тождественным воспроизведением образца.
Имплицитная цитатная аллюзия не дает прямого указания на автора или произведение. Часто речь идет о цитации фрагментов известных произведений, так что ассоциация с претекстом «подразумевается сама собой». Примером простейшей формы обращения к Шекспиру может служить цитата, за которой безошибочно угадывается авторство.
Таким образом, «сознательная цитация или аллюзия представляют собой такое включение элемента «чужого» текста в «свой», которое должно модифицировать семантику последнего за счет ассоциаций, связанных с текстом источником, если же таких изменений не обнаружится, скорее всего, мы имеем дело с бессознательным заимствованием»
Перифразированная цитата обладает повышенной узнаваемостью и обостряет момент игры в тексте.
Аллюзии глубоко значимы в художественной словесности разных стран и эпох. Такие формы аллюзивности, как миф, тексты канонических религий, шедевры мировой литературы, приобрели в современном литературном процессе ряд специфических особенностей, отличающих их от исконных форм. Используя классические образы и сюжеты, художник выражает идеалы и настроения своей эпохи [Д.С. Папкина «Вестник новгородского государственного университета», 2003 год].
Литературные аллюзии в текстах современных музыкальных исполнителей.
После изучения теоретического материала я провёл анкетирование среди обучающихся гимназии 5-11 классов, жителей села ремонтного в социальной сети «В контакте» и получил данные о количестве читателей в «Ремонтненской межпоселенческой центральной библиотеке» и «Ремонтненской детской библиотеке» за 2015-2019 годы.
В первом анкетировании (приложение №1) приняли участие 60 респондентов. Результаты анкетирования таковы:
1. Посещаете ли Вы библиотеку? Если «да» то, как часто?
А). Да, посещаю более 1 раза в неделю (5-8 классы- 5 человек, 9-11 классы – 2 человек)
Б). Посещаю, но менее 1 раза в неделю (5-8 классы- 20 человек, 9-11 классы – 8 человек)
В). Не посещаю (5-8 классы - 10 человек, 9-11 классы – 15 человек)
2. С какой целью читаете художественную литературу?
А). Требует школьная программа (5-8 классы- 8 человек, 9-11 классы – 8 человек)
Б). Мне нравится читать (5-8 классы- 15 человек, 9-11 классы – 7 человек)
В). Не люблю читать (5-8 классы- 7 человек, 9-11 классы – 15 человек)
3. Как часто Вы читаете?
А). Читаю постоянно (5-8 классы- 7 человек, 9-11 классы – 18 человек)
Б). Только, когда требуется (5-8 классы - 6 человек, 9-11 классы – 12 человек)
В). Не люблю (5-8 классы - 10 человек, 9-11 классы – 7 человек)
4. Что Вы предпочитаете читать (жанр)?
- 40 человек предпочитают фантастику.
- 20 человек предпочитают детскую литературу.
Во второй анкете был задан вопрос «Как часто вы читаете произведения писателей 20 века?». Всего в анкетировании приняли участие 47 респондентов. Из них 17% опрошенных выбрали вариант «часто», 45% ответили, что читают редко, и 38% вообще не читают (приложение № 2).
Согласно данным, полученным из библиотек то читаемость пользователей 0-14 лет выше читаемости пользователей от 14-30 лет на 6, 9 %; посещаемость пользователей 0-14 лет выше посещаемости пользователей от 14-30 лет на 8, 5 %.
Исходя из данных библиотек и результатов анкетирования, я пришел к выводу, что на сегодняшний день число людей, которые читают литературу по своему желанию, малочисленно. Несмотря на это молодежь часто слушает и заучивает тексты песен современных исполнителей, которые включают в свои музыкальные произведения литературные аллюзии. Я проанализировал несколько текстов.
Песня "Письмо к женщине" ST. Группа 6 Океанов.
О Сергее Александровиче Есенине в 30-50 годы тихо ("кулацкий поет"), а потом, как взрыв: статья за статьей, книга за книгой. В биографическом словаре "Русские писатели ХХ века" (уже 2000 год) критик Алла Марченко пишет:
"...На новое народничество в столице был спрос. Промышленный бум конца ХIХ века, выдвигавший Россию в мировые державы, обострил до накала вражды старую распрю западников и славянофилов, причем, по новой раскладке ролей и интересов, славянофильским центром, благодаря монаршему покровительству и наперекор традиции, становится Петербург. Москва же решительно поворачивается к Европе, и чем быстрее богатеет ее буржуазия, вчерашнее лапотное и бородатое купечество, тем чаще взглядывает она на Запад. В столь спецефической обстановке Есенин, разглядевший в торговом рязанском селе, хотя и обезображенном отхожим промыслом, идеальный прообраз самобытной России - Голубую Русь,- был обречен на успех, так же как и Николай Клюев, открыватель и хранитель заповедных сокровищ северной старины..."
В стихах С.А. Есенина есть одна неповторимая черта, в них природа живет, чувствует и радуется, как человек. В стихах используется богатый опыт народной поэзии.
Как отмечал Есенин, искусство для него не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Реальность, конкретность и осязаемость - самые главные черты в его творчестве. Природа в стихах не просто отдельный фон, она живет, чувствует, радуется вместе с человеком. Она - любимый герой поэта, она неотделима от человека и его настроения, от чувства и мыслей. Особенно талант раскрыт в лирике. Лирический герой поэта драматичен и хорошо показывается его сострадание, его чувства и мысли. Особенно покоряет "песенный плен", гармония чувств и слова, образа и мысли.
Последней любовью Айседоры Дункан является С.А. Есенин. Ради поэта основоположница свободного танца нарушает обет не выходить замуж. Роман продлевался недолго, но страстно и бурно, что оставило отпечаток на произведениях Сергея Есенина. Все это стало следствием написания стихотворения "Письмо к женщине", датируемое 1924 годом. Читатель понимает, что С.А. Есенин пишет о любви к Айседоре Дункан. При этом любовь такая сильная, что вряд ли сможет повториться. Стихотворение описывает момент расставания пары. Все пропитано горечью и страданием. Влюбленные слишком разные для того, чтобы найти общий язык.
Тематика стихотворения поэта достаточно разветвлена: здесь затронуто несколько тем, прежде всего, тема любви к женщине и любви к родине. Композиция произведения намекает на существование настоящего и прошлого, которые никак не смогут пересечься между собой. Что касается жанра "Письма к женщине", то многое литературоведы и филологи определяют его как "поэму". Этот жанр не характерен к раннему творчеству поэта, поэтому создание "письма к женщине" положило начало новой страницы в книге литературной деятельности Сергея Есенина.
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состоянье.
Земля — корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был —
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий…
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне…
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш.
Александр Андреевич Степанов - известный под псевдонимом ST— российский рэп-исполнитель.13 февраля 2014 года на Литературной Премии, ST удачно провел нить между современностью и классикой, исполнив произведение С. А. Есенина «Письмо к женщине» в жанре «реп». В своем произведении исполнитель пытается привлечь к литературе молодежь, включая в свое произведение отрывок стихотворения великого поэта С. А. Есенина.
«6 Океанов или Станционный смотритель» - это российская рок-группа. Жанры, в которых исполняет музыкальные произведения: «постпанк», «панк-рок», «пост-гранж», «гранж», «рок». В творчестве этой группы часто используются стихи С. А. Есенина, например, "Не жалею, не зову, не плачу", "Клен ты мой опавший", "Ты меня не любишь, не жалеешь". Таким образом, эта группа дает «новую жизнь» бессмертным произведениям поэта – классика.
Песня "Маяк" группа "Сплин".
Владимир Владимирович Маяковский как поэт и личность резко выделяется среди поэтов. Это не лирический Блок, не хулиганящий Есенин и уж, во всяком случае, не романтизированный Мандельштам. Маяковский - это литературный бульдозер, все сметающий на своем пути. Но при этом существует не один, а два Маяковских; один дореволюционного периода, другой - советского. Ранний Маяковский - это поэт-бунтарь, громкий лирик планетарного создания, певец города, урбанист, футурист в желтой кофте, презирающий всех и любящий только себя. По воспоминаниям Давида Бурлюка: "Маяковский, в общем желчный и завистник (в душе), "всех-давишь"... эгоцентрист... Только себя видит, а любит то, что на него похоже... себя..." В стихах Маяковский громко выражает еретический протест против всего мира, жажду его переустройства. Поэт хочет стать творцом, архитектором мира, быть Богом для всех ("перья линяющих ангелов бросим любимым на шляпы").
Громадная тема в лирике поэта – это Маяковский и женщины. Тут нужна не отдельная книга, а тома. В 1915 году, Эльза Брик привела в дом своего сердечного друга, поэта Владимира Маяковского, с которым хотела связать будущую жизнь. Но сестра Эльзы – Лиля проигнорировала этот факт и в тот день была очень любезна с гостем. Восхищенный хозяйкой, прочел свои самые лучшие стихи и у ног Лили на коленях, просил ее разрешения посвятить их ей. Любовь Маяковского к Лилии Брик была огромна, и переживал любовные радости и огорчения гиперболически, как это было ему свойственно. Хотя Лиля очень любила Владимира как поэта, их личные отношения были сложными. Маяковский посвящал много стихов возлюбленной. В 1916 году он написал стихотворение «Лиличка!»
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученых овском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя —
тяжкая гиря ведь —
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят —
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне
нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья лизаставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Положила на музыку стихотворные строки В.В. Маяковского популярная рок группа «Сплин» в 2006 году. У Александра Васильева песня просто возникла из ничего самым загадочным образом. Перед исполнением этой композиции на концертах лидер группы часто зачитывает стихотворения В.В. Маяковского. Название песни «Маяк» – это сокращение фамилии поэта – Маяковский.
Песня «Сохрани мою речь» NOIZEMC
Все поэты Серебряного века так или иначе столкнулись с жестоким временем, но, пожалуй, лишь один Осип Мандельштам был разорван в клочья этим «веком-волкодавом».
Я рожден в ночь с второго на третье
Января в девяносто одном
Ненадежду году – и столетия
Окружают меня огнем.
«Место Мандельштама как одного из самых выдающихся поэтов нашего времени, прочно и общепризнанно,- отмечал мастистый критик Дмитрий Мирский, - Высокое искусство слова, своеобразно соединенное «с высоким косноязычием», дают его стихи очарование единственное и исключительное». В 1931 году 3 мая Осип Мандельштам написал одно из самых знаменитых своих стихотворений «Сохрани мою речь навсегда…» Произведение не вышло в свет с момента написания, и только спустя 30 лет оно было опубликовано в США. Спустя 5 лет уже нашло своих читателей в СССР. Кому же посвящено это произведение? Надежда Мандельштам, которая уберегла наследие поэта для читателей от Сталинской репрессионной машины, отмечала, что ни к кому это стихотворение отношения не имеет. Некоторые литературоведы предполагают, что стихотворение обращено к партии, это попытка договорится с ней. Другие находят в тексте обращение к своей судьбе или даже к Богу.
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма ,
За смолу кругового терпенья , за совестный деготь труда.
Так вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима ,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.
И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье,—
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.
Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи —
Как нацелясь на смерть городки зашибают в саду,—
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесу топорище найду.
Строки этого произведения позаимствовал знаменитый Российский исполнитель NOIZEMC. Иван Александрович Алексеев – известный под псевдонимом NOIZEMC. — российский музыкант. В своих треках он совмещает реп с рок – композицией.
Слова для припева песни были взяты из стихотворения Осипа Мандельштама. У исполнителя, стояла задача на современном и доступном языке раскрыть сложность и многообразие внутреннего мира поэта и его нелегкой жизненной истории. Он наполняет его современными и понятными дополнениями. Целью было привлечение к истории молодое поколение, а также эта песня послужила саундтреком к кинофильму «Сохрани мою речь навсегда», который рассказал историю жизни поэта. Песня же еще больше показала бунтарский дух Мандельштама, тот вызов, который он бросил власти.
Песня «Если друг оказался вдруг…» Владимир Высоцкий.
В. С. Высоцкий высоко оценивал свою работу в картине «Вертикаль: « По-моему, один из самых удачных опытов моей работы в кино. Эта картина, на мой взгляд, не может существовать без песен. Там песня работает, мне кажется, идеально. Она иногда сокращает продолжительность действия, и вам не скучно смотреть фильм, не надо показывать длинное восхождение». [Четыре четверти пути, издательство «Физкультура и спорт» 1988г. стр.194].
В. С. Высоцкий стал автором и исполнителем легендарной «Песни о друге»: « Она была написана буквально через несколько дней после того, как мы полазили по горам, походили по льду. Она посвящена ребятам, которые помогали нам делать эту картину, и я им очень благодарен за то, что узнал их», - писал он. [«Четыре четверти пути», издательство «Физкультура и спорт» 1988г. стр.196-197].
Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, -
Парня в торы тяни –
рискни! –
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой —
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах –
не ах,
Если сразу раскис –
и вниз,
Шаг ступил на ледник –
и сник,
Оступился — и в крик, -
Значит, рядом с тобой –
чужой,
Ты его не брани –
гони:
Вверх таких не берут
и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шел,
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шел он с тобой
Закрыт как в бой,
На вершине стоял – хмельной,-
Значит, как на себя самого,
Положись на него.
Гуф (настоящее имя – Алексей Сергеевич Долматов) – рэп-исполнитель, один из основателей группы «CENTR». В начале 21 век приобрёл популярность и получил несколько музыкальных премий. В декабре 2009 года вышла песня «Если друг оказался вдруг» в исполнении Гуфа и Нигатив. Несмотря на то, что музыкантом взято лишь название и первая строка стихотворения В.В. Высоцкого, смысл произведений совпадает.
Кроме Гуфа исполнили произведение В.В. Высоцкого и другие современные исполнители: Андрей Такер, М. Шур, Александр Быстрицкий, ПроводОк, Бланж Ft. Sir-J, Светлана Винник, Г. Лепс и многие другие.
Песня "Комета" Jonny.
Стихотворение "Зимний вечер" вышло из-под пера великого русского поэта А.С. Пушкина в 1825 году в Михайловском, куда он был сослан из Одессы. Новый генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии в отличие от своего предшественника И.Н. Инзова, который уважал и любил Пушкина, и многое прощал ему, не захотел возиться с горячим по нраву ссыльным.
История написания стихотворения «Зимний вечер» проста. В 1824 году А. С. Пушкин был отправлен в родовое имение Михайловское под надзор полиции и собственного отца, с которым у него сложились накаленные отношения. Дом в Михайловском был много лет заброшен, не ремонтировался.
Вскоре поэт остался в имении с няней в одиночестве, в ветхом старом доме, из углов которого можно было услышать завывание ветра, шелест соломы на крыше и т.д. В совокупности всех этих факторов из - под пера А.С. Пушкина вышло стихотворение, в котором описывается тоска поэта и обстановка в поместье.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Jony – псевдоним азербайджанского автора и исполнителя таких популярных в сети интернет композиций как «Френдзона», «Пустой стакан», «Звезда». Свыше пяти миллионов просмотров и сотрудничество с музыкальной компанией «Raava music company» принесла Jony его новела - песня «Аллея», после которой юноша стал популярным не только на просторах сети.
В России парню с таким необычным для ушей местных жителей именем пришлось несладко. Псевдоним Jony родился благодаря маме Джахида – он любил смотреть мультик «Джонни Браво», а она в шутку начала называть сына Джонни.
В Москве Джахид окончил школу и начал увлекаться музыкой и сочинительством. Наследственность и хорошие голосовые данные парня не сразу были оценены по достоинству. Jony выкладывал свои композиции в социальной сети Instagram, но лишь после публикации музыкальной композиции «Звезда» на его творчество обратила внимание многочисленная аудитория интернета. И вдохновленный первым успехом Jony продолжил сочинять музыку.
Песню "Комета" Jony писал для своей любимой девушки, признаваясь ей в своих чувствах. В свое музыкальное произведение он включил четверостишие стихотворения "Зимний вечер" великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина. Благодаря этому получился романтический, проникновенный трек.
Заключение.
Современный мир характеризуется скоростью передвижений, краткостью фраз и упрощением всего образа жизни в целом. Современное молодое поколение предпочитает лаконичные, простые тексты и комиксы длинным, грамматически и лексически более сложным классическим романам. На основе этого я могу предположить, что на сегодняшний день тексты популярных песен, имеющих глобальный (массовый) характер, могут служить как источником передачи информации, так и инструментом формирования мировоззрения, ценностных ориентировок и установок молодежи. Тексты песен, относящиеся к художественным, а именно к стихотворным текстам, обладают своей спецификой. Основные признаки – это сжатость, точность, ясность и образность. Понимание смысла происходит через весь текст. Действительность представляется в виде образа, и важным является не только передача информативного содержания, а также эмоциональное и психологическое воздействие на слушателя, что возможно посредством стилистических троп, в данном случае через аллюзии.
В рамках данного исследования было изучено понятие «аллюзия», рассмотрены её виды и особенности функционирования в художественном тексте и музыкальных композициях.
Библиография.
Ильин И.П. Стилистика интертекстуальности: теоретические аспекты // Проблемы современной стилистики: Сборник научно-аналитических трудов. – М.: Наука, 1989.
Караулов А.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: изд-во МГУ, 1987.
Коренева М.М. Художественный мир Шекспира и современная английская драма // Английская литература ХХ века и наследие Шекспира. М., 1997.
Кристева Ю., Бахтин М.М., слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Вестник МГУ. – Серия 9. Филология.– 1995.
Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Как тексты становятся прецедентными //РЯЗР. – 1994.
Тухарели М.Д. Аллюзия в системе литературного произведения: Автореф. дис. канд. филол. наук. – Тбилиси, 1984.
Е.А. Есениной, А.А. Есениной, С.А. Васильева, С.П. Кошечкина, Ю.Л Прокушева, В.Д Федорова. Библиотека "ОГОНЕК", издательство "ПРАВДА" москва 1970.
Советские поэты, о Маяковском. Сборник стихов и высказываний. Советский писатель москва 1976.
Безелянский Ю.Н. 99 имен Серебряного века/ Юрий Безелянский.-М.:Эксмо,2008.-640с.:ил.
Используемые ссылки:
http //www. libru.
https://www.liveinternet.ru/users/3962278/post138244783
https://litlife.club/books/315966/read?page=53
Приложение № 1
Анкета «Какой ты читатель?» среди 5-11 классов.
Посещаете ли Вы библиотеку? Если «да» то, как часто?
А) Да, посещаю более 1 раза в неделю.
Б) Посещаю, но менее 1 раза в неделю.
В) Не посещаю.
С какой целью читаете художественную литературу?
А) Требует школьная программа.
Б) Мне нравится читать.
В) Не люблю читать.
Как часто Вы читаете?
А) Читаю постоянно.
Б) Только, когда требуется.
В) Читаю редко.
Что Вы предпочитаете читать (жанр)?
Приложение № 2
Результаты анкетирования в социальной сети «В контакте».
Приложение № 3
Данные, полученные из «Ремонтненской поселенческой библиотеки» и «Ремонтненской детской библиотеки» за 2015-2019 годы.