СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему Люди мира! На минуту встаньте!

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему Люди мира! На минуту встаньте!»











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему

Люди мира! На минуту встаньте!























2020 г



СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ

2.Основная часть

2. 1. Муса Джалиль (биография)

2.2.Образ природы в стихотворении «Варварство»

2.3 Образ матери в стихотворении.

2.4. Образ детей в стихотворении.

2.5. Образ фашистов в стихотворении.

3. Заключительная часть.

4. Использованная литература

5. Презентация





















Тема: Люди мира! На минуту встаньте!

Цели: на примере стихотворения показать жестокость фашизма;проанализировать образ матери, образ ребенка и образ природы; донести до каждого из нас , что данное стихотворение – призыв бороться против зло и жестокости.

Материал и предмет исследования- стихотворение «Варварство»



































  1. Введение.

В этом году мы празднуем 75–летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Нет, наверное, ни одной семьи, где не памятен был свой герой. Уходили на фронт совсем молодые парни, отцы. Многие не вернулись. В каждой семье фотографии этих молодых парней, отцов передаются из поколения в поколение. Они смотрят на нас такие красивые, сильные. У каждого из них было, наверное, столько планов! Но они не вернулись..Погибло более двадцати миллионов! Мы должны помнить об этом. Помнить и сделать все возможное, чтобы больше никогда не рушились наши города и села, не умирали дети, не плакали наши мамы.. Это очень страшно! Это бесчеловечно! Это немыслимо, непостижимо, противно человеческому разуму!

Много написано писателями и поэтами об этой страшной войне. Всю правду, все то, что творилось в нашей стране в эти годы, может написать только тот человек, который видел жестокость фашистов, сам был очевидцем .Одним из таких поэтов был мой земляк Муса Джалиль. МусаДжалиль, встретившись с фашизмом лицом к лицу, с особенной остротой и наглядностью выразил об античеловеческой сущности гитлеризма. В стихотворении «Варварство» разоблачается не просто жестокость, но и бездушие палачей.

  1. Основная часть

Впервые я познакомилась с его творчеством в прошлом году. На 9 Мая я прочитала строки из его стихотворения «Варварство».Затем я прочитала все стихотворение. Я жадно вчитывалась в каждое слово. Стихотворение оказало на меня огромное впечатление. Я верю каждому слову этого стихотворения. Это стихотворение для меня источник того, что делали фашисты с маленькими детьми, с матерями. Не хочу представлять все те события, которые описаны в «Варварстве», но не могу.…Так точно, так ярко показаны все действия.

2.1Муса Джалиль (1906-1944), полное имя Муса МустафовичЗалилов (Джалилов), – советский поэт из Татарстана, Герой Советского Союза (звание было присвоено ему посмертно в 1956 году), а в 1957 году посмертно его наградили Ленинской премией.

Учился в оренбургском медресе «Хусаиния» .В 10—11 летначалписатьстихи, но они были утеряны. Первое сохранившееся стихотворение («Бәхет») было написано им в 13 лет. В 1919 году он вступил в комсомол и продолжил учёбу в Татарском институте народного образования (Оренбург). Участник Гражданской войны. .

В 1941 году был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховскомфронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».

26 июня 1942 года в ходе Любанской наступательной операции у деревни Мясной Бор Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен. Вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал» . Там вступил в созданную среди легионеров подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.

Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольной организацией под названием «Берлинский комитет ВКП(б)».

В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме.

В 1946 году СССР завели розыскное дело на Мусу Джалиля. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников. В 1946 году бывший военнопленный НигматТерегулов принёс в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы её вынес бельгийскийучастник Сопротивления Андре Тиммерманс. Он сидел в одной камере с Джалилем. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать её на родину. Был ещё один сборник стихов из Моабита, его привёз бывший военнопленный ГаббасШарипов.

«Моабитская тетрадь» попала в руки поэту Константину Симонову, который организовал перевод стихов Джалиля на русский язык, снял клеветнические наветы с поэта и доказал патриотическую деятельность его подпольной группы. Немалую роль в реабилитации Мусы Джалиля сыграл и его друг, писатель Гази Кашшаф.

В 1956 году посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, в 1957 году стал лауреатом Ленинской премии. В 1966 году отмечался первый юбилей поэта, организованный в колхозе, названном его именем, на его родине, в селе Мустафино, где присутствовали многие знаменитые писатели и родственники из разных стран.

2.2.Образ природы в стихотворении «Варварство»

Природа в данном стихотворении - действующее лицо. Она рыдает, гудит, плачет.

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Передо мной страшная картина: нескончаемый дождь, порывы ветра, срывающие листву с деревьев, тучное небо, рёв рек и детей. Тут выглянул последний солнечный луч. Он касается лиц «обреченных», прощаясь с ними. Природа не смолкает, в ней столько ярости и злости: осенний лес «обезумел», бушует листва, мгла сгущается, и падает мощный дуб, «издавая вздох тяжелый». Природа не надеется на счастливое завершение этой истории. Природа плачет вместе с детьми и матерями. Природа понимает, что это бесчеловечно. А люди , кучка дикарей , - нет!

2.3 Образ матери в стихотворении. Мама – особый человек в нашей жизни. Она нас родила для того, чтобы видеть нас счастливыми, успешными людьми. Никакая мама не хочет видеть смерть своих детей. Она всегда защитит нас, мы зовем ее в минуту страха, боли или отчаяния. Мы видим страшную картину. Ребенок, мальчуган больной, прижался к своей матери. Мать прижимает его к себе, успокаивает. Это ее дитя, он дороже всего на свете. «Как не лишится ей рассудка!» Душевная боль и физическая сливаются воедино и поражают мать в самое сердце:

… И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Между ребёнком и матерью существует какая-то невероятная связь, наверное, это и есть одна любовь на двоих. Они находятся вместе последнюю минуту, оба осознают это. Что может быть страшнее ? Мать дарит в последний раз всю ласку , всю любовь своему сыну.

2.4. Образ детей в стихотворении.

Когда мы маленькие, взрослые должны нас оберегать от любой беды. Но не убивать!Я думаю, неужели у этих фашистов не было своих детей? Как же так?Всегда нужно быть человеком, а не варваром, необходимо ценить всё, что есть, стремиться к чистоте души и окружающего мира. Но Муса Джалиль их называет «кучка дикарей». Им все человеческое чуждо. Во время Великой Отечественной войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Вдумайтесь в эти цифры: каждый день умирало 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые 10 секунд – 1 ребенок. Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить нам его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним и наше прошлое, и наше будущее? Освенцим, Дахау, Майданек, Бухенвальд ,Треблинка, Ора-дур , Лидице, Бабий Яр, Хатынь – это названия концлагерей, созданных фашистами. У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь.

Я, мама, жить хочу.

Не надо, мама!

Пусти меня, пусти!

Чего ты ждешь?

Это кричит, разрывая сердце, тонкий голос. Голос ребенка, обреченного на смерть. Он все понимает. Нежно прижимается к матери, верит, что она его сейчас спасет.

2.5. Образ фашистов в стихотворении.

В последние дни много говорили про Освенцим. Это лагерь смерти. Сколько детей сожгли в этих лагерях смерти ? Много. Кучка дикарей. Посмотрела по словарю. Дикарь – это человек, который оторван от цивилизации, живущий в первобытном состоянии. Муса Джалиль показал всю ничтожность и мелочность души этих варваров , удостоил их называть лишь «кучкой дикарей». Смех у немцев хриплый, а глаза «медные», безжалостные.Пришел хмельной майор. Им смешно наблюдать за страданиями, им легко лишать жизней беззащитных женщин и детей. Они заставляют жертв рыть себе могилы:

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили…

3. Заключительная часть.

Любовь и ненависть, смелость и страх, вера и безнадежность… Все эти чувства испытывает каждый человек. Стихотворение «Варварство» написано на тему войны. Оно рассказывает о настоящих событиях, об истинных чувствах детей и матерей. Мы должны помнить об этом. «Страна моя!» - пишет Муса Джалиль .Он призывает Родину бороться против зла и жестокости. Он верил в победу добра, справедливости, правды над варварами.

В настоящее время на нашей многострадальной земле идут войны. Опять гибнут дети, плачут матери и отцы. Очень хочется , чтобы взрослые прочитали это стихотворение. Должны смеяться дети, должны смеяться дети! И в мирном мире жить! Люди Земли! На минуту встаньте! Остановите войну на всей планете!

Прошло столько лет. Я надеюсь, что когда-то придет конец всем войнам.





















4. Литература

1.Биография Мусы Джалиля. Википедия.

2. Муса Джалиль. Стихотворение «Варварство»

3. Интернет- ресурсы







































































введение;

основная часть;

заключение;

список литературы;

приложения.



Сюжет стихотворения — карательная операция, расстрел фашистами мирных жителей, женщин и детей. Свое отношение к происходящему поэт отразил в самом названии стихотворения («Варварство»), в приложении («кучка дикарей»), в эпитетах («бессильных женщин», «худеньких ребят»). Все происходящее, по мнению автора, немыслимо, непостижимо, противно человеческому разуму. Сама природа восстает против этого варварства: на землю опустились тучи, «плакали… реки», «в ярости рыдала мать-Земля», «солнце скорбное в последний раз детей поцеловало». Далее поэт создает страшную картину: он обнажает чувства матери, разделяющей страдания и страх своего ребенка: Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь — И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож. Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь: Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. Но вот наступает конец: Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь! Мать и дитя — это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать — это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Враги Же стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. И земля не в силах вынести этот позор, «варварство такое».

Какие изобразительно-художественные средства использует поэт в стихотворении ?

Поэт использует эпитет («бессильных женщин», «мутный дождь», «солнце скорбное», «мощный дуб»), олицетворение («плакали, как дети, реки…», «солнце скорбное… детей поцеловало…», «И в ярости рыдала мать-Земля…»), инверсию («Гневно бушевала Его листва…»), сравнение («Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи»), анафору («Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!