Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Национальная (татарская) гимназия
им. Героя Советского Союза
Г.Г.Рамаева»
Исследовательская работа:
«Сахар – польза или вред?»
Работу подготовил:
ученик 1 "А" класса
Туктаров Раиль Дамирович.
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Зайнуллина Галия Равильевна
Саратов
2024 г.
Содержание.
Введение…………………………………….………..…….….…….3
1. Основная часть исследования
1.1. История появления сахара……………………………….…….3
1.2. Виды сахара……...........................................................................4
2. Свойства сахара
2.1. Физические свойства сахара……………………………………5
2.2 Необычные свойства сахара……………………………………..5
3. Польза и вред сахара……………………………………………….6
4. Практическая часть
Опыт 1…………………………………………………….…………..7
Опыт 2…………………………………………………………………7
Опыт 3………………………………………………………………….8
Опыт 4………………………………………………………………….9
Заключение ……………………………….…………………………..10
Список литературы…………………………………….........................11
Введение
Я очень люблю сладкое. Готов целый день есть конфеты, печенье, мороженое, желе и мармелад. Но мама не разрешает. Она говорит, что сахар вреден. Но однажды, когда я приболел, мама давала мне сладкий компот, сладкий чай. И я быстро выздоровел. Значит сахар полезен все таки?.. Ничего не понятно, но очень интересно! С этим вопросом я и решил разобраться и провести исследование на тему "Сахар: вред или польза?" Данная тема является актуальной и может представить интерес, так как касается, в первую очередь, здоровья человека, что важно для каждого.
Объект исследования: сахар
Предмет исследования: свойства сахара
Методы исследования: изучение познавательной литературы (использование материалов сети интернет), проведение эксперимента, наблюдения, анализ, обобщение.
Цель исследования: изучить свойства сахара, его положительные и отрицательные воздействия на организм человека. Определить вред или пользу приносит нам сахар.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по теме.
2.Познакомиться с историей происхождения сахара, с его видами.
3.Исследовать состав и свойства сахара.
4. Поиск ответа на вопрос: "Вреден или полезен сахар?"
5. Проведение эксперимента.
Гипотеза: предполагаем, что если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.
Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического и практического.
Практическая значимость исследования: рекомендации, разработанные в процессе проведения данного исследования, могут изменить отношение ребят к сладкому, поскольку чрезмерное употребление сахара вредно для здоровья. Материал данной работы может быть использован на уроках окружающего мира, для проведения классного часа.
1.1. История появления сахара
История сахара уходит своими корнями в глубокую древность. Считается, что родина сахара – Индия. Там он появился в 3 тысячелетии до н.э. Свое название сахар получил благодаря индийскому слову «sakhara», что в переводе означает сладкий.
В 237г. до н.э. воины Александра Македонского вступили на индийскую землю. Среди бесчисленных чудес этого края внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом. Историк Онесикрит, сопровождавший Александра Македонского в походах, писал, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед.
Про «сладкий» корнеплод свеклы люди ничего не знали, хотя её листья употребляли в пищу. Больше того, считали их лекарственным средством. О том, что в свекле находится сахар, впервые стало известно в 1575 году, благодаря трудам знаменитого французского исследователя Оливье де Сера. Но только в 1747 году немецкий химик Андреас Сигизмунд Марграф смог доказать, что мало кому известный корнеплод содержит сахара не меньше, чем тростник.
Кстати, в современном мире 41% сахара производится из свеклы и 59% из сахарного тростника.
На Руси сахар появился в 13 веке. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Одно время он даже продавался в аптеках по той же цене, что и серебро. Сахар получил широкое распространение благодаря Петру1. Именно он в 1718 году издал указ, в котором московскому купцу Павлу Вестову предписывалось содержать сахарный завод и торговать сладостями.
1.2.Виды сахара
В зависимости от сырья можно выделить следующие виды сахара:
Свекловичный сахар получают из особого сорта свеклы. Для его изготовления используют длинный серебристо-белый корень. Это самый распространенный сахар в России. Рафинированный (белый) сахар, то есть очищенный от черной патоки. Вместе с черной патокой из свекольного сахара уходят пектины, белки, полезные органические кислоты. Остаются только углеводы. Получается, что очищенный сахар – высококалорийный продукт, не содержащий витаминов, клетчатки и минеральных веществ.
Тростниковый сахар получают из сока сахарного тростника. Он бывает рафинированным, нерафинированным и неочищенным. Неочищенный сахар (бурый) подвергают минимальной промышленной обработке, в результате которой он почти полностью сохраняет все свои полезные микроэлементы.
В разных частях света в качестве подсластителей помимо тростникового и свекловичного сахара используют и некоторые другие.
Солодовый сахар получают из солода – бродильного продукта из проросших, высушенных и крупно смолотых злаков.
Кленовый сахар – национальный канадский продукт. Его получают путем уваривания сока клена.
Пальмовый сахар (джаггери) распространен в странах Юго-Восточной Азии, на многих островах Индийского океана. Добывается он из сладкого сока, вытекающего в большом количестве из надрезов на молодых цветочных початках пальм.
Сорговый сахар добывают из стеблей сорго – крупного злака, который растет в Китае и некоторых регионах США.
Сегодня вещество почти не используют, поскольку из сырья выходит очень мало продукта, да и в его составе есть неполезные минеральные соли.
Виноградный сахар - это продукт, в котором нет фруктозы. Его получают из винограда: виноградный сок сгущают, фильтруют, а затем превращают сырье в порошок или сироп.
В зависимости от формы выпуска, можно выделить:
Сахар – песок – это тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице.
"Кусковым" называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют "рафинадом".
"Леденцовый" и "каменный" сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы). Такой сахар очень плохо растворяется в воде.
Сироп.
2.Свойства сахара
2.1Физические свойства сахара.
Сахар – обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какие из них главные?
-
Сахар может кристаллизоваться.
-
Сахар может растворяться.
-
Сахар под воздействием температуры плавиться.
2.2.Необычные свойства сахара.
Кроме названных выше физических свойств можно назвать и необычные, даже магические, свойства этого вещества.
-
Сахар может сохранять свежесть цветов.
Для этого достаточно добавить в воду 3 столовые ложки сахара и 2 ложки уксуса. Сахар полезен для стеблей, а уксус остановит размножение бактерий.
-
Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара, он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.
-
Скрабы с сахаром уже давно известны во всём мире. Скраб – средство, которое применяется в дополнительных процедурах по уходу за лицом.
-
Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя. Он легко выводит пятна от травы. Достаточно просто намочить пятно, посыпать сахаром и оставить на час. Результат будет достойный и удивит вас.
-
Все мужчины знают, как сложно смыть машинную смазку с рук. Зато смесью сахара и любого масла этот сделать очень просто, разотрите в руках, и смойте водой.
-
Гигроскопичность сахара – полезное свойство в медицине. Английский фельдшер Мозес Миранду, провёл ряд клинических экспериментов, неоспоримо подтверждающих лечебные свойства сахара. Долго незаживающие раны, обработанные сахаром, успешно заживали. Причина этому гигроскопичность.
3. Польза и вред сахара
Итак, мы убедились, что сахар - это удивительный продукт, обладающий необычными свойствами. А как он влияет на организм человека?
Сахар сопровождает человека с самого рождения. Изучая литературу по теме исследования выяснилось, что чрезмерное употребление сладкого ведет к нарушению обмена веществ, это становится причиной возникновения ожирения и сахарного диабета. Сахар вреден для зубов. Бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Сладкоежки практически всегда страдают кариесом. Сахар вреден и для сосудов, костей. Известно, что сладкое вызывает в организме недостаток кальция, что, в свою очередь, ведет к проблемам с обменом веществ, заболеваниям нервной системы, плохому состоянию костей и суставов. Свойство сахара вытеснять из крови витамины группы В может стать причиной сердечных заболеваний. Негативно влияют сладости на кожу и волосы.
И хотя сахар не содержит никаких полезных веществ – ни белков, ни витаминов, совсем без него нельзя.
Множеством медицинских исследований доказано, что под воздействием кислорода частички сахара выделяют большое количество энергии. Этой энергией снабжается мозг, сердце и мышцы. Сахар способствует образованию серотонина, «гормона счастья». Съедая сладкое, человек поднимаем себе настроение. Сладкое полезно для умственной деятельности.
Если мозг не получает достаточного количества глюкозы из крови, то наступает кризис: вставая со стула, вы ощущаете пустоту в голове, головокружение, тошноту, сонливость. Все эти симптомы говорят о пониженном содержании сахара в крови. Иногда кусочек сахара может спасти жизнь!
Также в медицине используют раствор глюкозы для внутривенного введения. Такие капельницы используются для поддержания сил организма при тяжелых состояниях, а также при невозможности полноценно питаться.
Еще сахар используется для изготовления различных сиропов, которые добавляют в лечебные микстуры.
Но надо помнить, что среднесуточная норма потребления сахара для детей 7-10 лет составляет не более 40 г.
4. Практическая часть.
Чтобы убедиться, в свойствах сахара я провел следующие опыты:
Опыт №1.
Растворяемость сахара
Для начала я взял два стакана. Один стакан я залил холодной водой, а другой горячей. В каждый стакан положил по кубику сахара.
Наблюдаем: я стал смотреть, как кристаллики сахара ведут себя в воде. Постепенно сахар растворился. Но в стакане с горячей водой сахар растворился намного быстрее.
Вывод: сахар растворим в воде. В горячей воде растворение происходит быстрее, чем в холодной.
Опыт №2.
Изменение сахара при термической обработке
Следующий опыт я проводил вместе с мамой. Мы насыпали в кастрюлю один стакан сахара, добавили пять ложек воды, и поставили на газовую плиту. Для придания вкуса можно добавить несколько капели сока лимона.
Наблюдаем: постепенно сахар нагревался, менял цвет, становился коричневым и очень вкусно пах карамелью. Затем получившуюся массу мы вылили в формочки. Спустя некоторое время эта масса застыла. У нас получилась очень вкусная и ароматная карамель, в виде леденца.
Вывод: при нагревании сахар имеет свойство плавиться и превращаться в жидкое состояние, а при охлаждении застывает.
Опыт №3.
Определение гигроскопичности сахара
На блюдце я положил несколько кусочков сахара – рафинада. В стакане воды растворил небольшое количество пищевого красителя синего цвета. Налил немного этого раствора в тарелку.
Наблюдаем: сахар стал впитывать раствор и окрасился.
Вывод: сахар обладает гигроскопичностью, он способен притягивать и удерживать влагу.
Чтобы убедиться, что сахар разрушает зубы, я сделал следующий опыт:
Опыт №4.
Большое количество сахара разрушает твердые вещества
В яичной скорлупе много кальция, как в наших зубах. Я предположил, что, если сахар вредит нашим зубам, то и скорлупу он изменит. Я взял яичную скорлупу и положил одну в стакан с концентрированным раствором сахара, а вторую в стакан с чистой водой.
Наблюдаем: Через 2 дня на скорлупе появился налет, который с каждым днем становился все более выраженным. На 5 день скорлупа стала темнее и покрылась "шубкой". Через 2 недели скорлупа в стакане с чистой водой не изменилась, а в стакане со сладкой водой стала темнее и стала трескаться.
Вывод: долгое воздействие сахара делает скорлупу яйца слабее, следовательно, слабеет и зубная эмаль. И чем дольше сладкое взаимодействует с зубами, тем сильнее это разрушает их.
Заключение.
Вокруг этого сладкого продукта ведётся множество споров. Так что же всё-таки перевешивает: польза или вред сахара?
В ходе работы над проектом я узнал историю происхождения сахара, его свойства, провел опыты, убедился, что сахар в больших количествах вреден, но потребление в умеренных количествах полезно и даже необходимо человеку. Гипотеза подтвердилась. Сахар вполне может стать ежедневным удовольствием, но только с одним условием - не превышать дневной нормы общего количества сахара. Следует учитывать, что сахар также содержится в натуральных продуктах, таких как фрукты, ягоды, овощи. Главное, что нужно помнить: для нашего здоровья вреден не сам сахар, а его избыточное количество.
Список литературы.
-
И.Ф. Бугаенко «Сахар», М.: ООО «Русагро-Сахар», 2006
-
Й. Валер «Сахар - сладкое искушение», Санкт-Петербург: Диля, 2009
-
М. Кановская «Лекарство или яд. Сахар», М.: АСТ, Сова, 2005
-
Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.:АРКТИ, 2006
-
.Пульцин М.Н. Сласти и страсти. - СПб.: Норма,2004
-
https://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-center/healthy-lifestyle/13646-25112020.html
-
https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/polza-i-vred-sakhara/
-
https://sladik.net/interesno/interesno_saxar.php
-
https://anmi.su/articles/chto-takoe-sahar/
-
https://gkb64.ru/o-bolnitse/novosti/sakhar-polza-i-vred/
10