Математика проникает во все области. Высказывание известного ученого Платона «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?» можно понять как то, что известные математики добились признания в науках, областях, казалось бы, не связанных с математикой, но и известные личности тоже увлекались математикой и мне хотелось бы узнать, верно ли это высказывание, поэтому
цель моей работы: Выяснить и показать роль известных математиков в других науках.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему «…способный к математике изощрен во всех науках в природе»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЫСОТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тема: «…способный к математике изощрен во всех науках в природе»
Выполнила работу: Скобелина Елизавета
Ученица 8 класса
Руководитель: Сергеева Наталья Владимировна, учитель математики
2014-2015
Оглавление
1. Введение: 3
2. Великие математики и их достижения в других науках 4
3. Известные личности 6
4. Анализ документации. 8
5. Вывод 9
6. Литература 9
Объект исследования: способный.
Предмет исследования: способный к математике.
Проблема: ... способный к математике изощрен во всех науках в природе?
Гипотеза: …способный к математике изощрен во всех науках в природе
1. Введение:
Математика в настоящее время перестала быть предметом занятий только научной элиты; теперь занятия математикой привлекают к себе всё большее число одарённых людей. Значительно расширились область математических исследований и применения математического аппарата. Приложения математических методов проникают далеко за пределы собственно математики: в физику, новые отрасли техники, биологию, в экономику и другие социальные науки; без строгой математической логики невозможна работа юриста или менеджера. Информационно – компьютерные технологии способствовали появлению новых областей научных исследований, имеющих, несомненно, чрезвычайно огромное значение как для самой математики, так и для всех наук, непосредственно связанных с ней.
Для жизни в современном информационном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в умении применять индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Для того чтобы уверенно чувствовать себя в современном мире, человек должен уметь проанализировать возникающую проблему, учесть все ее аспекты и сделать правильный выбор. Занятия математикой не столько самоцель, сколько средство к углублённому изучению теории и вместе с тем средство развития мышления, путь к осознанию окружающей действительности, тропинка к пониманию мира.
Математика проникает во все области. Высказывание известного ученого Платона «Разве ты не заметил, что способный к математике изощрен во всех науках в природе?» можно понять как то, что известные математики добились признания в науках, областях, казалось бы, не связанных с математикой, но и известные личности тоже увлекались математикой и мне хотелось бы узнать, верно ли это высказывание, поэтому
цель моей работы: Выяснить и показать роль известных математиков в других науках.
Задачи:
Найти информацию о великих математиках.
Найти их труды, открытия в других науках.
Найти информацию о известных композиторах, художниках, писателях и их роли в математике.
Проверить мои гипотезу на учениках школы.
Сделать выводы
2. Великие математики и их достижения в других науках
Математик | Биография и открытия в математике | Открытия в других науках |
Софья Ковалевская | Русский математик и механик, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина— профессор математик. | Автор повести «Нигилистка» (1884) и «Воспоминаний детства». |
Николай Лобачевский | Русский математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии» | Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете, в том числе 19 лет руководил им в должности ректора; его активность и умелое руководство вывели университет в число передовых российских учебных заведений. По выражению Загоскина, Лобачевский был «великим строителем» Казанского университета |
Карл Гаусс (1777—1855), — немецкий математик, астроном и физик | . Создал теорию «первообразных» корней, из которой вытекало построение семнадцатиугольника. Один из величайших математиков всех времён. | В астрономии Гаусс, в первую очередь, интересовался небесной механикой, изучал орбиты малых планет и их возмущения. Он предложил теорию учёта возмущений и неоднократно доказывал на практике её эффективность. В 1809 году Гаусс нашёл способ определения элементов орбиты по трём полным наблюдениям. |
Рене Декарт | Французский философ, физик и математик Рене Декарт известен своим методом радикального сомнения. Тем не менее, этот ученый внес большой вклад в математику. Вместе с Ньютоном и Лейбницем основал современное исчисление. | Открытием Декарта, ставшим фундаментальным для последующей психологии, можно считать понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Наряду с учениями о механизмах тела разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния. |
П ифагор | Греческий математик Пифагор считается одним из самых великих. Он жил в Греции в 570-495 гг до н.э. Известен тем, что основал школу пифагорейцев. Также упоминается его имя в связи с известной теоремой в тригонометрии. Однако некоторые источники сомневаются, что именно он доказал ее. Тем не менее, теорема Пифагора играет важную роль в современных измерениях и технологическом оборудовании. Можно даже назвать Пифагора отцом современной математики. | Достаточно полные сведения о развиваемых Пифагором представлениях о переселении душ и основанных на них пищевых запретах даёт поэма Эмпедокла «Очищения». |
3. Известные личности
Личность | Биография | Роль в математике |
М ихаил Васильевич Ломоносов | Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований Михаил Васильевич Ломоносов является одним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно из первых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества. В 1741 году Ломоносов написал сочинение, изумившее всех своим названием: Elementa Chimiae Mathematicae (”Элементы математической химии”, на латыни). Химия и математика! Современникам Ломоносова одно сопоставление этих слов казалось нелепым. | Большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендуя широко применять математические методы в других науках. Математику, — писал ученый, — ”почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно”. Эти слова созвучны нашему веку, когда методы математики получили большое распространение как в естественных, так и в гуманитарных науках. Во всех научных трудах Ломоносов применял строго логический метод, принятый в математике и других точных науках. Он начинал с описания наблюдений над фактами и, обобщая эти наблюдения, приходил к аксиомам — положениям, не требующим доказательств. Основываясь на аксиомах, он формулировал и доказывал теоремы и разбирал все вытекающие из них следствия. А эти следствия проверял затем опытом. Тем самым Ломоносов не давал фантазии увлечь себя в область беспочвенных догадок: факты, с которых он начинал опыты и которыми заканчивал рассуждения, прочно привязывали его к реальной действительности |
В ольфганг Моцарт | По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. | Вольфганг "мог говорить и думать только о цифрах". Например, на полях нот сохранились его расчеты шансов на выигрыш в лотерею. Хотя эти расчеты и уравнения не имеют прямого отношения к музыке, они свидетельствуют об интересе композитора к этой области знаний. |
Александр Пушкин | Русский поэт, драматург и прозаик. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. | По словам сестры "арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами". А, когда стал взрослым, утверждал «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» |
В асилий Суриков | Родился в казачьей семье в Сибири. Он мечтал о серьёзном обучении живописи и в двадцать лет отправился в Петербург. Суриков успешно закончил Академию художеств, и ему предложили выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве. | Суриков создал самобытную художественную систему - четкий арифметический расчет и непревзойденный колорит, характерные для нее, были призваны создать ощущение "соучастия" в живой жизни ушедших эпох. |
А.Н.Крылов | Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников . | Говорил о математике: «Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх всего того, и умение.» |
4. Анализ документации.
Ученик | Оценка по математике | Достижение в других предметах |
1 | ТРИ | Большинство ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ иностранный язык |
2 | ТРИ | ТРИ история, ПЯТЬ география, изо, физ-ра |
3 | ДВА | Ни одной ПЯТЕРКИ |
4 | ЧЕТЫРЕ | Большинство ЧЕТЫРЕ |
5 | ЧЕТЫРЕ | Большинство ПЯТЬ |
6 | ЧЕТЫРЕ | Все предметы ЧЕТЫРЕ |
7 | ЧЕТЫРЕ | ПЯТЬ только по биологии |
5. Вывод
Моя гипотеза « …способный к математике изощрен во всех науках в природе» подтверждается. На фоне биографий великих математиков и других известных личностей я проследила справедливость данного высказывания.
6. Литература
Интернет ресурсы (Википедия)
Классный журнал 8 класса