СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «Связь математики со стихотворными размерами».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему: «Связь математики со стихотворными размерами».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Связь математики со стихотворными размерами».»

Исследовательская работа на тему: «Связь математики со стихотворными размерами.» Автор: Лихоузова А.О., ученица 10 Б класса Курагинской СОШ№3 Научный руководитель: Юдина О.И. учитель математики. П.Курагино, 2018г.

Исследовательская работа на тему: «Связь математики со стихотворными размерами.»

Автор: Лихоузова А.О., ученица 10 Б класса Курагинской СОШ№3

Научный руководитель: Юдина О.И. учитель математики.

П.Курагино, 2018г.

Гипотеза: с помощью математических вычислений можно найти сильные слоги стихотворений. Цель работы - найти и проверить способ математического вычисления сильных слогов стихотворений. Задачи: 1.Понять, как математика проявляется в литературе.  2.Изучить классические стихотворные размеры.  3. Найти способ вычисления сильных слогов стихотворения. Методы: 1.Сбор различной информации в литературных источниках и сети Интернет.  2.Проверка полученных данных на практике.  3. Обобщение.
  • Гипотеза: с помощью математических вычислений можно найти сильные слоги стихотворений.
  • Цель работы - найти и проверить способ математического вычисления сильных слогов стихотворений.
  • Задачи: 1.Понять, как математика проявляется в литературе.

2.Изучить классические стихотворные размеры.

3. Найти способ вычисления сильных слогов стихотворения.

  • Методы: 1.Сбор различной информации в литературных источниках и сети Интернет.

2.Проверка полученных данных на практике.

3. Обобщение.

 « Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься и литературой, и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикой и считают ее наукой сухой .В сущности же это наука, требующая наиболее Фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совершенно верно, что «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе»».

« Я понимаю, что вас так удивляет, что я могу заниматься и литературой, и математикой. Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают ее с арифметикой и считают ее наукой сухой .В сущности же это наука, требующая наиболее Фантазии, и один из первых математиков нашего столетия говорит совершенно верно, что «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе»».

Где же можно увидеть связь математики и литературы?  1. В заимствованных друг другом терминах.  Мы - только под прямым углом,  Наперекор один другому,  Как будто не привыкли к дому  И в разных плоскостях живем...    Арсений Тарковский.

Где же можно увидеть связь математики и литературы?

1. В заимствованных друг другом терминах.

Мы - только под прямым углом, Наперекор один другому, Как будто не привыкли к дому И в разных плоскостях живем...

Арсений Тарковский.

2. В визуальный подходе к написанию стихотворения.

2. В визуальный подходе к написанию стихотворения.

3. В стихотворных размерах. Ямб .

3. В стихотворных размерах.

  • Ямб .
Хорей.
  • Хорей.
Дактиль.
  • Дактиль.
Амфибрахий.
  • Амфибрахий.
Анапест.
  • Анапест.
Вычисляем сильные слоги  (n,k)-размера . (n,k)-размер - n-сложный размер с k ударной долей. Сильные слоги этого размера будут под номерами : k, k+n, k+2n, k+3n,… . Ямб- (2,2)-размер. Хорей-(2,1)-размер. Дактиль-(3,1)-размер. Амфибрахий-(3,2)-размер. Анапест-(3,3)-размер.

Вычисляем сильные слоги (n,k)-размера .

  • (n,k)-размер - n-сложный размер с k ударной долей. Сильные слоги этого размера будут под номерами : k, k+n, k+2n, k+3n,… .

Ямб- (2,2)-размер.

Хорей-(2,1)-размер.

Дактиль-(3,1)-размер.

Амфибрахий-(3,2)-размер.

Анапест-(3,3)-размер.

Пример №1 (Ф.И. Тютчев «Осенний вечер») - размер-(2,2) ( или ямб) -сильные слоги: 2, 2+2, 2+2*2, 2+3*2,2+4*2 ( или 2,4,6,8,10) Есть в свЕт -лос- ти о- сЕн -них ве -че- рОв У- мИль -на- я, та- Ин -ствен- на -я прЕ -лесть: Зло- ве -щий блЕск и пе-стро- тА де- рЁв , Ба- грЯ -ных лИсть -ев тОм -ный, лЁг -кий шЕ -лест.
  • Пример №1 (Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»)

- размер-(2,2) ( или ямб)

-сильные слоги: 2, 2+2, 2+2*2, 2+3*2,2+4*2 ( или 2,4,6,8,10)

Есть в свЕт -лос- ти о- сЕн -них ве -че- рОв

У- мИль -на- я, та- Ин -ствен- на прЕ -лесть:

Зло- ве -щий блЕск и пе-стро- тА де- рЁв ,

Ба- грЯ -ных лИсть -ев тОм -ный, лЁг -кий шЕ -лест.

Пример №2: (А.А.Фет «Вечер») - Размер: Анапест или (3,3)-размер. - Сильные слоги: 3, 3+3, 3+2*3, 3+3*3, 3+4*3 (3,6,9,12,15 ) Про-зву- чА -ло над Яс -ной ре- кО -ю, Про-зве- нЕ -ло в по- мЕрк -шем лу- гУ , Про-ка- тИ -лось над рО -щей не- мО -ю, За-све- тИ -лось на тОм бе-ре- гУ .
  • Пример №2: (А.А.Фет «Вечер»)

- Размер: Анапест или (3,3)-размер.

- Сильные слоги: 3, 3+3, 3+2*3, 3+3*3, 3+4*3 (3,6,9,12,15 )

Про-зву- чА -ло над Яс -ной ре- кО -ю,

Про-зве- нЕ -ло в по- мЕрк -шем лу- гУ ,

Про-ка- тИ -лось над рО -щей не- мО -ю,

За-све- тИ -лось на тОм бе-ре- гУ .

По тому же принципу будут вычисляться сильные слоги и других размеров: у Хорея- (2,1)-размера: 1, 1+2,1+2*2, 1+3*2, 1+4*2 (1,3,5,7,9) у Дактиля- (3,1)-размера: 1,1+3,1+2*3,1+3*3,1+4*3 (1,4,7,10,13) у Амфибрахия- (3,2)-размера: 2, 2+3, 2+2*3, 2+3*3, 2+4*3 (2,5,8,11,14)

По тому же принципу будут вычисляться сильные слоги и других размеров:

у Хорея- (2,1)-размера: 1, 1+2,1+2*2, 1+3*2, 1+4*2 (1,3,5,7,9)

у Дактиля- (3,1)-размера: 1,1+3,1+2*3,1+3*3,1+4*3 (1,4,7,10,13)

у Амфибрахия- (3,2)-размера: 2, 2+3, 2+2*3, 2+3*3, 2+4*3 (2,5,8,11,14)

Пример №3: (С.А.Есенин «Заметался пожар голубой…») Размер: Анапест или (3,3)-размер. По нашим вычислениям, сильные слоги для этого размера будут под номерами: 3,6,9,12,15. За-ме- тАл -ся по- жАр  го-лу- бОй , По-за- бЫ -лись ро- дИ -мы-е дА -ли. В пер-вый рАз я за- пЕл про лю- бОвь , В пер-вый рАз о-тре- кА -юсь скан- дА -лить.
  • Пример №3: (С.А.Есенин «Заметался пожар голубой…»)
  • Размер: Анапест или (3,3)-размер.
  • По нашим вычислениям, сильные слоги для этого размера будут под номерами: 3,6,9,12,15.

За-ме- тАл -ся по- жАр  го-лу- бОй ,

По-за- бЫ -лись ро- дИ -мы-е дА -ли.

В пер-вый рАз я за- пЕл про лю- бОвь ,

В пер-вый рАз о-тре- кА -юсь скан- дА -лить.

Вывод . Я узнала, что связь математики с литературой проявляется в разных заимствованных друг другом терминах, в визуальном подходе к написанию стихотворений, а также и в стихотворных размерах. Благодаря статье Д. Б. Фукса, был найден этот способ математического подхода к определению сильных слогов стихотворения. Используя математические вычисления, я проверила этот способ на стихотворениях разных размеров и смогла определить номера сильных слогов для всех классических стихотворных размеров. Поняла, что достаточно лишь запомнить, что для одного и того же стихотворного размера номера сильных слогов остаются неизменными. Так у Ямба это- 2,4,6,8,10 слоги, у Хорея-1,3,5,7,9 слоги, у Дактиля- 1,4,7,10,13, у Амфибрахия-2,5,8,11,14, а у Анапеста-3,6,9,12,15слоги.

Вывод .

  • Я узнала, что связь математики с литературой проявляется в разных заимствованных друг другом терминах, в визуальном подходе к написанию стихотворений, а также и в стихотворных размерах. Благодаря статье Д. Б. Фукса, был найден этот способ математического подхода к определению сильных слогов стихотворения. Используя математические вычисления, я проверила этот способ на стихотворениях разных размеров и смогла определить номера сильных слогов для всех классических стихотворных размеров. Поняла, что достаточно лишь запомнить, что для одного и того же стихотворного размера номера сильных слогов остаются неизменными. Так у Ямба это- 2,4,6,8,10 слоги, у Хорея-1,3,5,7,9 слоги, у Дактиля- 1,4,7,10,13, у Амфибрахия-2,5,8,11,14, а у Анапеста-3,6,9,12,15слоги.
Литература. 1.С.В.Ковалевская.«Воспоминания и письма». Москва, 1961 год. Издательство Академии наук СССР.  2.А.П.Чехов. «Дуэль».С-Петербург. Издание А.С.Суворина . 1892год. 3. «Поэтикоматематика, Беседы с Гуманитарием о математике», Кузьмин О.В., 2009. 4.Д.Б.Фукс «О стихотворных размерах», журнал «Квант» ,1988год .

Литература.

  • 1.С.В.Ковалевская.«Воспоминания и письма». Москва, 1961 год. Издательство Академии наук СССР. 
  • 2.А.П.Чехов. «Дуэль».С-Петербург. Издание А.С.Суворина . 1892год.
  • 3. «Поэтикоматематика, Беседы с Гуманитарием о математике», Кузьмин О.В., 2009.
  • 4.Д.Б.Фукс «О стихотворных размерах», журнал «Квант» ,1988год .