Конкурс научно-исследовательских работ младших школьников
«Я - исследователь»
Тема: Влияние фаст фуда на организм.
Исследователь: Дмитриченко Иван 3 «А» класс
МБОУ СОШ № 120
Научный руководитель:
Учитель начальных классов
Саркисян Татьяна Альбертовна
Барнаул 2013
Введение: Прошлым летом я вместе с родителями был в Томске. И мне посчастливилось попасть в зоологический музей при Томском государственном университете и палеонтологический музей имени В.А.Хахлова. Там находится множество чучел животных и птиц. Но поразил меня скелет мамонта в зале, где представлены животные – наши современники.

Я спросил у научного сотрудника, почему мамонт находится не в зале палеонтологического музея, где установлена диорама и коллекция «Мамонтовая фауна Сибири». Мне ответили, что это оказывается скелет слона. Животное содержали в зоопарке и кормили неправильно. Из-за того, что в рационе было много сладостей, выпечки и мало овощей и фруктов слон погиб.
Я задумался, если даже такого гиганта необходимо правильно кормить для долгой жизни, может быть мама права, когда не разрешает кушать фаст фуд. И решил проверить опытным путем каково же влияние фаст фуда на организм человека.
Цель исследования: изучение влияния фаст фуда на организм на примере японских декоративных мышей.
Задачи исследования:
1. Узнать, что относится к фаст фуду.
2. Выяснить, как относятся к фаст фуду младшие школьники и их родители.
3. Изучить опытным путем влияние фаст фуда на организм.
4. Сделать выводы о влиянии фаст фуда.
Объект исследования: японские декоративные мыши.
Гипотеза исследования:
1. Употребление фаст фуда может привести к излишней массе тела, ожирению;
2. Употребление фаст фуда отрицательно влияет на умственное развитие (память, внимание и т.д.);
3. Употребление фаст фуда вызывает привыкание.
В самом начале исследовательской работы необходимо дать понятие «фаст фуд». С английского языка «фаст фуд» (fast food) переводится как быстрая еда, еда на скорую руку. Пицца, картофель фри, поп-корн, гамбургеры, сладкие газировки и т.д. Обычно это называют фаст фудом. Говоря о фаст фуде, имеют в виду так же, так называемые рестораны быстрого питания. В последнее время таких предприятий стало очень много. Гуляя по парку, в торговом центре, в фойе кинотеатра есть места, где обещают «накормить быстро и вкусно». Но полезно ли? Это я и хочу выяснить в своем исследовании.
Для того чтобы выяснить отношение моих одноклассников и их родителей к фаст фуду совместно с мамой мы составили анкету, где просили честно ответить на наши вопросы (Приложение 1).
Полученные ответы мы проанализировали, составили таблицы и для удобства диаграммы.
(Приложение 2).
Из диаграмм видно, что родители стараются оградить своего ребенка от «быстрой еды». В частности, если есть необходимость накормить ребенка вне дома, большинство купят выпечку или отведут ребенка в кафе. Если ребенок хочет пить – выберут питьевую воду или сок. Чипсы, сухарики, пицца и гамбургеры, а также сладкие газировки родители разрешают детям раз в месяц и реже.
Из диаграмм также видно, что ребята любят фаст фуд и, если есть возможность, например, в школьном буфете выбирают именно его.
Для второй части моей исследовательской работы мы приобрели двух японских декоративных мышек, каждая весом по 8 грамм. Так как мной были указаны гипотезы, что фаст фуд отрицательно влияет на пищеварение, умственную деятельность и вызывает привыкание, были проведены ряд опытов. Ежедневно два раза в день мышки принимали пищу. Мышка «А» получала сбалансированный, витаминизированный корм для мелких грызунов. Мышка «В» в первый прием пищи получала специальный корм, а вечером чипсы, сухарики, картофель фри, копченый сыр и т.д. Помимо этого мышки раз в два дня ели овощи и фрукты (капуста, яблоко, морковь…).

1) В зоомагазине, при покупке, мы попросили взвесить мышек. Каждая оказалась по восемь граммов. Через неделю мы взвесили мышек на кухонных электронных весах.
Мышка «А» было 8гр. Стало 8гр. (без изменений, весы не фиксируют)
Мышка «В» было 8 гр. Стало 10 гр. (плюс два грамма)
Еще через неделю повторяем:
Мышка «А» было 8 гр. Стало 9 гр. (плюс один грамм за две недели)
Мышка «В» было 10 гр. Стало 12 гр. (плюс 4 грамма за две недели)
Спустя еще одну неделю снова проводим взвешивание:
Мышка «А» было 9 гр. Стало 9 гр. (без изменений, весы не фиксируют)
Мышка «В» было 12 гр. Стало 13 гр. (плюс пять грамм за три недели).

Мышка «А» вес – 9грамм. Мышка «В» вес – 14 грамм.
В зоомагазине, где мы приобрели Душку и Анжелу (японские декоративные мышки), объяснили, что нормальный вес у таких грызунов «нашего» возраста 8-9 граммов, а вот 13 грамм – излишняя масса тела и посоветовали посадить «мыша» на диету.
Вывод: Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что замена одного приема пищи полноценного горячего блюда на «быструю еду» влияет на вес и способствует ожирению.
2) Через три недели «раздельного» питания мы провели такой опыт. Поставили две миски на расстоянии 5-8 см друг от друга, в одну насыпали комплексный корм для грызунов, в другую – мелко раскрошенные чипсы и сухарики, кусочки сосиски. Выпустили мышек и наблюдали, какую из мисок выберет каждая.
Мышку «А» выпустили рядом с полезным кормом – она сразу принялась за еду, даже не обратив внимания на миску с фаст фудом. Мышку «В» также высадили рядом с «правильным» кормом, но принюхавшись, мышка отправилась к миске с сухариками.
Я и раньше замечал, что мышь «А» идет к миске и приступает к еде сразу, как наполнишь миску. А мышь «В» - только через несколько часов ест из миски, если в ней злаки (кукуруза, рис, гречка, овес) и сушеные овощи. А когда ставишь миску с кусочками сосиски, булки, пиццы, чипсов или сухариков, сыра копченого или картофеля фри – сразу бежит к миске. Если подсовываешь миску со сбалансированным кормом – убегает в «домик».
На мои вопросы, почему так происходит, мама объяснила, что очень часто (практически всегда) в состав продуктов фаст фуда входят усилители вкуса, которые делают еду намного вкуснее. Наверное, поэтому домашние сухарики и сосиски не такие вкусные? В одном из торговых центров мы с мамой изучили состав моих «любимых» продуктов: сосиски, чипсы, сухарики, поп-корн. В состав ВСЕХ этих продуктов входит усилитель вкуса!


Из-за содержания этой добавки Анжела (мышка «В») отказывалась от полезной пищи.
Вывод: Из приведенных выше данных можем сделать вывод, что содержащийся в продуктах фаст фуда усилитель вкуса влияет на наше восприятие еды и вызывает привыкание. Это проявляется в том, что покупная еда кажется нам намного вкуснее домашней.
3) Для подтверждения или опровержения нашей следующей гипотезы мы с мамой построили лабиринт для мышек. В один конец лабиринта мы ставили миску с едой, в другом, противоположном, углу отпускали мышку. Таким образом, мы хотели проверить, запомнит ли мышь дорогу к миске. Результаты данного эксперимента мы разнесли в таблицу.

| Дата | Время Прохождения лабиринта | Комментарии | |
Мышка «А» | 1неделя | 11мин.21сек. | Сидит, принюхивается до 9-й минуты, прошла напрямую, не сворачивая в другие уголки лабиринта. Нашла еду и побежала дальше. | В миске зерно |
Мышка «В» | 1неделя | 6мин.17сек. | Проявила активность на 2-й минуте, петляет по лабиринту, пытается пролезть сверху стен. Дошла до еды и стала есть. | В миске зерно |
Мышка «А» | 2неделя | 10мин.38сек. | Осторожно принюхивается, осматривается, ходит из угла в угол, умылась, дошла до миски с едой. | В миске зерно и копченый сыр |
Мышка «В» | 2неделя | 47 секунд | Принюхалась, пошла прямо к миске. | В миске зерно и копченый сыр |
Мышка «А» | 3неделя | 2мин.47сек. | Почти дошла до корма, заглянула в другие уголки лабиринта, вернулась. | В миске зерно |
Мышка «В» | 3неделя | Время остановлено | Умывается, осматривается, пытается перелезть через стенки лабиринта. Принюхалась, свернулась калачиком, уснула. | В миске зерно |
Мышка «А» | 4неделя | 4мин.21сек. | Осматривается, умывается, осторожно идет к миске. | В миске зерно |
Мышка «В» | 4неделя | Время остановлено | Умывается, пробежала до ближайшего тупика, принюхалась, легла спать. | В миске зерно |
Проведенный опыт с лабиринтом не может подтвердить нашу гипотезу. Поэтому опыт будет продолжен. Можно сделать предварительные выводы, которые впоследствии могут быть опровергнуты. Данные этого опыта также подтверждают то, что фаст фуд вызывает привыкание. Так как простое зерно в миске не было привлекательно для мышки «В» и она ложилась спать. Когда в миске кроме зерна был сыр – мышка бежала к миске. Мышка «А» затрачивала на путь к еде примерно одинаковое время.
Вывод: Из данного опыта нельзя сделать однозначный вывод о влиянии фаст фуда на память и внимание мышей. Поэтому эксперимент необходимо продолжить.

Заключение: Из приведенных выше опытов подтверждение нашли только две гипотезы об отрицательном влиянии фаст фуда на массу тела и о привыкании к вкусу фаст фуда. Для подтверждения или отрицания третьей гипотезы считаю необходимым продолжать опыты с лабиринтом до нескольких месяцев. Для чистоты эксперимента планирую поменять рацион мышкам на противоположный и повторить опыт.


Литература:
1. Карташова М.А. «Знакомьтесь – японская карликовая мышь»;
2. «Мышки-норушки» (сайт о японских мышах);
3. Столешников А.П. «О фаст фуде»;
4. «Так здорово.ру» (сайт о здоровом образе жизни);
5. Шарапова Э.Э. «Японская карликовая мышь»;
6. Энциклопедия «Фаст фуд от «А» до «Я».
Приложение 1
Уважаемые родители!
Для проведения исследовательской работы учеником 3-го класса нам необходима Ваша помощь. Просим Вас максимально честно ответить на нижеследующие вопросы.
Вопросы:
1. Если Вы гуляете по парку и ребенок проголодался, что Вы ему купите?______________
_______________________________________________________________
2. Если ребенок захотел пить вне дома, что Вы ему купите? (вода, сок, сладкая газировка,
что-то другое__________________________________________________________).
3. Если Вы идете в кино покупаете ли ребенку попкорн (да, нет, редко, почти всегда).
4. Любит ли Ваш ребенок чипсы/сухарики? С каким вкусом __________________________
5. Как часто Вы разрешаете ему их кушать (раз месяц, раз в неделю, чаще).
6. Как часто Ваш ребенок пьет кока-колу, спрайт и т.д. (раз в месяц, раз в неделю, чаще).
7. Любит ли Ваш ребенок перекусы? (да, нет, иногда).
8. Часто ли Ваш ребенок перекусывает фруктами (да, нет, иногда), кисломолочными продуктами (творожок, йогурт и т.д.) (да, нет, иногда).
9. Если Вы идете в кафе, что выбирает Ваш ребенок ________________________________
_____________________________________________________________________________
10.Любит ли Ваш ребенок пиццу (да, нет); как часто ее ест (раз в месяц, раз в неделю, чаще).
11. Любит ли ваш ребенок гамбургеры/сосиску в тесте (да, нет); как часто ее ест (раз в месяц, раз в неделю, чаще).
12. Ест ли Ваш ребенок школьные обеды или покупает отдельно в буфете (подчеркнуть).
13. Что покупает в буфете Ваш ребенок ___________________________________________
14. Покупаете ли Вы готовые блюда для семейного обеда/ужина (да, нет)
15. Если «Да», как часто (раз в месяц, раз, в неделю, чаще).
16. Готовите ли Вы дома пиццу, гамбургеры, сосиски в тесте и т.д. (да, нет)
Большое спасибо за содействие и честные ответы!
Приложение 2
Если ребенок проголодался вне дома, что Вы ему купите?

Если ребенок захотел пить вне дома, что Вы ему купите?

Если Вы идете в кино покупаете ли ребенку попкорн?

Как часто Вы разрешаете ребенку есть чипсы/сухарики?

Как часто Ваш ребёнок пьёт кока-колу, спрайт и т.д.?

Что выбирает Ваш ребёнок в кафе?

Как часто Ваш ребёнок ест пиццу?

Как часто ест Ваш ребёнок сосиску в тесте/гамбургер?
