СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: «Влияние условий хранения пшеницы на прорастание зерна»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: «Влияние условий хранения пшеницы на прорастание зерна»»

СОДЕРЖАНИЕ


I. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...
II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………………………………………..

1. Общая характеристика подсобного хозяйства «Заречный» ……………

2. Какая бывает пшеница? ...………………………………………………….

3. Послеуборочная обработка семян …………………………………………

3.1. Сушка семян ……………………………………………………………....

3.2. Обработка семян ……………………...…………………………………

3.3. Хранение пшеницы……………………………………………………….

3.4. Семенной контроль ……………………………………………………

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………..

IV. ЗАКЛЮЧЕНИ …………………………………………………………..

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………..…………

VI. ПРИЛОЖЕНИЕ 1-17 ……………………………………………………


2

3

3

3

3

3

3

4

4

5

7

9

10-20
























I. ВВЕДЕНИЕ

В октябре мы всем классом ходили на экскурсию на зерносклад подсобного хозяйства «Заречного». Главный агроном Черепанова Светлана Максимовна рассказала, что посев пшеницы начинается в конце мая. Сбор урожая – в сентябре. Она показала нам трактора, которыми убирают зерно, склады, где оно хранится, показала зерносушилку, где сушат зерно, и зерноочистительное сооружение, где зерно очищают. Также мы узнали, что в п/х «Заречном» выращивают сорт пшеницы «Икар». Для нас было открытием то, что пшеницу производят для корма не только крупнорогатого скота, который выращивают в «Заречном», но и для кур, которых производят на птицефабрике «Пышминской», а также для продажи людям, что является увеличением доходов хозяйства.

Мы заинтересовались, как условия хранения повлияют на урожай зерновых. Решили изучить следующие вопросы: какие условия необходимы для правильногохранения зерна, можно ли в будущем ждать хорошего урожая. На уроке окружающего мира мы изучили условия, необходимые для роста растений, стали изучать дополнительную литературу. Оказывается, много факторов влияет на урожай.

Так возникла тема нашего исследования – «Влияние условий хранения пшеницы на прорастания зерна».

Актуальность работы заключается в том, что пшеница– основная зерновая культура, которая занимает главное место в жизни человека. Для многих людей пшеница – это вкусные булочки, печенье, а также хлеб. Но чтобы получить вкусный хлеб или печенье, пшеницу нужно вырастить и сохранить.

Проблема в том, что если нарушить хотя бы одно из условий хранения семян пшеницы, то урожайность будет низкая, так как для прорастания семян пшеницы необходимы правильные условия хранение зерна.

Цель работы: исследовать условия хранения пшеницы и влияние этих факторов на урожай.

В ходе работы старались выполнить следующие задачи:

- узнать о сушке и правильном хранении семян пшеницы;

- опытным путём выяснить всхожесть семян в домашних условиях;

- сравнить всхожесть семян 3 групп зерна;

- определить какие условия хранения влияют на всхожесть зерна.

Для исследования использовали методы и приемы: анализ литературы;

экскурсия на зерносклад; наблюдение; беседы; исследовательский;

экспериментальный.

Объект исследования: зерносклад ОАО подсобного хозяйства «Заречного».

Предмет исследования: пшеница, условия хранения пшеницы.


II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА «ЗАРЕЧНЫЙ».

ОАО подсобное хозяйство «Заречный» находится в с.Минино Исетского района Тюменской области. В подсобном хозяйстве занимаются выращиванием семян зерновых культур: овса, ячменя, пшеницы, гороха, рапса, кукурузы. Но большую площадь засевают пшеницей. Для посева используют сорт пшеницы «Икар». В п/х «Заречноый» засеивали пшеницей за последних два года: в 2015 году 6977 гектар земли, а собрано 16098 тонн пшеницы; в 2016 году 7472 гектар земли, а собрано 15511 тонн пшеницы.

2. КАКАЯ БЫВАЕТ ПШЕНИЦА?

Пшеница бывает озимая и яровая. Озимая пшеница – это такой сорт пшеницы, которая сеется в зиму в августе, она всходит и зимует под снегом.

Яровая пшеница сеется весной, и у неё короткий вегетационный период, который подходит к нашим метеоусловиям. Для нашего региона селекционеры вывели специальные сорта для получения хорошего и качественного урожая зерна. У нас в Тюменской области используются такие сорта: «Новосибирская – 29», «Икар», «Новосибирская – 31», «Чернява-13», «Авиада» и другие.

Эти сорта обладают хорошими хлебопекарными свойствами и распространены в нашем регионе.

3. ПОСЛЕУБОРОЧНАЯ ОБРАБОТКА СЕМЯН

3.1. СУШКА СЕМЯН

После обмолота на комбайне получают семена основной культуры, загрязненные различными примесями, которые, увлажняя семена, способствуют их быстрой порче. Поэтому влажные семена сушат, иначе они испортятся еще на току. Сушку зерна производят в специальных устройствах – зерносушилках при определенной температуре, которая подается в виде теплого воздуха. В зерносушилках снижают влажность зерна до 14-16%, при которой оно пригодно для длительного хранения. Сушка — один из самых эффективных приемов подготовки зерна к длительному хранению.  Если во время сушки будет большая температура подаваемого воздуха, то зерно может потерять свои хлебопекарные свойства, а также зародыш зерна может просто-напросто от большой температуры погибнуть.

3.2. ОБРАБОТКА ЗЕРНА

Доставленное с поля зерно имеет много примесей, поэтому его необходимо очистить. После высушивания проводят очистку семян и сортирование их для выделения мелких, легковесных, щуплых и других неполноценных фракций. Рациональное сочетание всех этих приемов в единый технологический процесс - основа правильного проведения послеуборочной обработки семян. Обработка зерна производится в зерноочистительном отделении. Там происходит очистка зерновой массы от примесей с помощью триеров.

3.3. ХРАНЕНИЕ ПШЕНИЦЫ

Хранение семян — завершающая операция в сложном технологическом процессе их производства. Его цель - обеспечить сохранность высокой всхожести семян в соответствии с требованиями целевых стандартов, высокой силы роста и энергии прорастания, чтобы при последующем посеве они были способны дружно прорастать в полевых условиях и формировать высокий урожай в соответствии с потенциалом данного сорта. Зерно размещают с учетом целевого назначения (продовольственное, кормовое, посевной материал). Пшеницу человек хранит в складах (амбарах) после предварительной очистки и сушки, при влажности 14 - 16%. Высота вороха зерна при такой влажности не должна превышать 2 метров. При засыпке зерна с высокой влажностью на хранение, зерно может слежаться и задохнуться. В связи с тем зародыши погибают из-за нехватки кислорода. Появляется плесень – это грибы, которые вызывают гибель зародыша зерна.

В ОАО п/х «Заречный» имеется 5 складов: 1 с деревянными стенами и 4 склада с металлическими стенами. Полы - асфальтные, способ размещения семян на хранение - насыпью.

3.4. СЕМЕННОЙ КОНТРОЛЬ.

Семенной контроль — это система мероприятий по проверке посевных качеств семян в процессе их производства, хранения, реализации и использования. К посевным качествам семян относят, в частности, их чистоту, всхожесть, влажность, количество семян других растений, в том числе сорных, содержание вредных примесей.

Семенные инспекции определяют посевные качества семян по средним образцам. Средние образцы семян, направляемые в контрольно-семенную лабораторию, где проверяют зерно по форме, предусмотренной соответствующим ГОСТ. Для посева используются высококачественные семена, которые соответствуют требованиям Государственного стандарта на посевные качества семян. (Приложение 1) В конце срока хранения, не позднее, чем за 15-20 дней до посева, проверка качества семян повторяется. В п/х «Заречный» уже проведены предварительный анализ зерна и имеется протокол испытаний, в котором написано, что зерно соответствует качеству ГОСТ - р 52325-2005 по всхожести и влажности для семенных целей. (Приложение 2 )

Совершенно недопустимо использовать для посева семена со всхожестью ниже требований стандарта. Такие семена прорастают неравномерно, дают ослабленные растения, снижают полевую всхожесть и урожайность.


III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мы узнали, как правильно сохранить зерно и решили проверить его на всхожесть и энергию прорастания семян старым дедовским методом в домашних условиях. Проращивали семена на салфетке смоченной водой и в земле, для того чтобы предположить, какой урожай будет в следующем году. Всхожесть семян — это их способность в определенных условиях и за определенный срок прорастать в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Всхожесть семян  выражается в процентах числа нормально проросших семян от общего количества семян, взятых на  проращивание. Энергия прорастания — это скорость  прорастания, процент проросших семян за определенный срок (3—4 суток). (Приложение 3)  

К нормально проросшим относят семена, развившие здоровые корешки длиной не менее длины семени.

Для определения энергии прорастания и всхожести семян  мы провели опыты в домашних условиях.

Чтобы проверить энергию прорастания и всхожесть зерна, была взята пшеница:

1. Из вороха зерна, где зерно мелкое, легковесное, щуплое и с другими неполноценными фракциями, просушенное обозначили 1 группа;

2. Семена, взятые из вороха с непросушенным зерном (повышенной влажности), обозначили 2 группа;

3. Взяли семена из склада с семенным зерном, с правильными условиями хранения и обозначили контроль.

4. Семена для 3 группы взять не смогли, так как на складе нет вороха пшеницы, превышающей высоты 2 метров. (Приложение 4)

Для исследования были созданы следующие условия.

Для первого опыта - проверки энергии прорастания семян мы взяли блюдечко для каждой группы семян 1 группы, 2 группы и группы «контроль» на которые отсчитали по 100 штук семян, разложила в 10 рядов по 10 штук. (Приложение 5)

Учитывая условия проращивания семян, которые мы изучили на уроках окружающего мира, - это влага, тепло, воздух, солнечный свет, мы стали проращивать три группы семян.

Для прорастания всех трёх групп были созданы все условия: семена находилась в теплой, светлой комнате и ежедневно смачивались водой.

Группы семян ежедневно проверялись, фотографировались, наблюдения записывались в дневник наблюдений. (Приложение 6)

В первый день наблюдений в первой, второй группе и группе контроль семена немного увеличились в размерах.

Во второй день наблюдений во всех группах вышли маленькие белые главные корешки. (Приложение 7).

В третий день во всех группах у семян появились боковые корешки. В 1 группе корешки появились у 37 зёрен, во 2 группе у 32 зёрен, в группе контроль появились корешки маленькие белые ростки у 84 зёрен. (Приложение 8).

В четвертый день наблюдений в первой и второй группе появились маленькие белые росточки, а в группе контроль у пшеницы очень большие корешки и ростки стали зелёными до 2см. (Приложение 9).

Мы подсчитали количество зёрен, которые проросли. Считали ростки маленькие, ещё белые, и зелёные ростки. В первой группе у 49 зёрен из 100; во 2 группе у 41 зерна из 100; в группе «контроль» 89 зёрен из 100. Высчитали процент энергии прорастания семян: в 1 группе 49%, во 2 группе 41%, в группе «контроль» 89%.(Приложение 10)

Закончив первую часть наблюдений, сделали следующие выводы: в 1 и 2 группе энергия прорастания зерна составляет ниже Государственного стандарта, в «контрольной» группе энергия прорастания зерна составила 97%. Это доказывает, что в «контрольной» группе высокое качество семян.

Продолжение исследования.

Было решено продолжить эксперимент с семенами 1, 2 группы и группы «контроль», для того чтобы определить всхожесть семян. Мы из партии зёрен пшеницы 1, 2 группы и группы «контроль» отсчитали по 100 штук зёрен пшеницы. Семена трёх групп были посажены в питательную среду. 1 горшочек с семенами 1 группы, во 2 горшочек с семенами 2 группы и 3 горшочек с семенами группы «контроль». Условия оставили прежними горшочки находились в светлой, теплой комнате, и почва постоянно увлажнялась (Приложение 11).

В первый и второй день изменений в горшочках не наблюдалось.

На второй день мы сравнили три группы семян. В 1 и 2 группе ростки очень маленькие, их очень мало. В контрольной группе появились ростки их было значительно больше, чем в 1 и 2 группе. (Приложение 12).

На третий день мы измерили ростки в 1 и 2 группе, длина ростков составляет от 0,5 см до 2 см. Ростки неравномерные. В группе «контроль» высота всех ростков достигала 2 см. (Приложение 13).

На четвёртый день длина ростков в 1 и 2 группе составляет от 2 см до 4 см. Ростки неравномерные. В группе «контроль» высота всех ростков равномерная она достигала 4,5 см. (Приложение 14).

На пятый день длина ростков в 1 и 2 группе составляет от 4 см до 6 см. Ростки не равномерные. В группе «контроль» высота всех ростков равномерная она достигала 9 см. (Приложение 15).

В течение 10-и дней поливали эти горшочки и наблюдали за ростом семян.

Через десять дней мы измерили пшеницу, в 1 и 2 группе высота составила от 8 см до 27 см, в группе «контроль» высота пшеницы составила 29 см. (Приложение 16).

Мы подсчитали, сколько зерен проросло: у 1 группы взошло только 67 зёрен, у 2 группы проросло 61 зерно, и в группе контроль проросло 96 зёрен. Это показывает силу роста зерна: чем больше проросло семян, тем выше сила роста, тем на полях будут дружнее всходы. Подсчет ведется на 10 день.

Всхожесть семян высчитали по формуле:

А*Б
С=------ ,%

100

где С- всхожесть семян в %

А- семена основной культуры

Б – количество проросших семян

После второй части наблюдений можно сделать следующий вывод:

Семена 1 группы не имеют дружных всходов, всхожесть - 67%, так как семена не отборные и мелкие. Семена 2 группы плохой всхожести - 61%, так как при неправильном хранении зерна погибает зародыш и дружных всходов ждать не стоит. Семена 3 группы – «контроль» имеют хорошую всхожесть – 96 %, так как зерно отборное и хранится при правильных условиях. Одинаковые по размерам зерна дают дружные и ровные всходы, которые в последующем лучше развиваются и равномерно созревают. Хорошие зёрна являются основой качественной пшеницы. (Приложение 17)

На этом мы свои наблюдения закончили и сделали вывод, что для дружных и ровных всходов необходимы правильные условия хранения зерна.

В январе и апреле мы продолжим исследовать условия хранения пшеницы на зерноскладе в п/х «Заречный», для того, чтобы проверить, сохранилась ли энергия прорастания и всхожесть зерна.


V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения работы мы выяснили, что, всхожесть пшеницы зависит от условий, в которых она хранится, влажность семян - это основной показатель при хранении зерна, поэтому необходимо поддерживать определенные условия:

1. Влажность не больше 14 - 16%

2. Высота вороха не больше 1,5 - 2 метров

3. Отсутствие возможности попадания влаги из вне. Крыши должны быть

целые, не подтекать, вода не должна попадать.

Далее, при правильном хранении, нужно обязательно проверить семена

на всхожесть. А для этого должны быть соблюдены следующие условия:

кислород, температура и влажность. И только после проверки семян на

всхожесть можно засевать ими поля.

Сравнив всхожесть семян в домашних условиях, мы пришли к выводу, что в будущем году на наших полях ожидается хороший урожай пшеницы.

Наша гипотеза: если нарушить хотя бы одно из условий хранения семян пшеницы (влажность), то можно вырастить хороший урожай, не подтвердилась. Для прорастания семян пшеницы необходимы правильные условия хранение зерна. При нарушении хотя бы одного условия хранения семян пшеницы снижается полевая всхожесть и урожайность.

Хотя на урожай могут повлиять и другие факторы: погодные условия, болезни сельскохозяйственных растений. На погодные условия человек повлиять не сможет, а вот не допустить развитие болезней может. В следующем учебном году, мы будем работать над темой «Рост пшеницы: из семени в колос».

Практическая значимость: Пшеница является основной зерновой культурой

земного шара. Использование пшеницы в питании человека дает возможность

организму получать витамины и улучшает его работоспособность. Поэтому,

очень важно, вырастить и убрать хороший урожай пшеницы. В следующем году в п/х «Заречный» будет хороший урожай пшеницы.














VI. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ


1. Беседа с агрономом.

2. Экскурсия на зерносклад п/х «Заречный».

3. http://megaobuchalka.ru/1/22985.html от 11.11.2017г.

4. http://www.bestreferat.ru/referat-160299.html от 02.11.2017г.

5. http://www.activestudy.info/vlazhnost-zerna/ от 02.11.2017г.

6.

http://zhros.ru/num20(2)_2012/pdf/st05_02_2012-20_sapega.pdf от 09.11.2017г.

7. http://docs.cntd.ru/document/1200039547 от 10.11.2017г.





























Приложение 1

Требования к качеству семян


















Приложение 2

Приложение 3


Словарь.




Всхожесть семян — это способность семян в определенных условиях и за определенный срок прорастать в соответствии с требованиями Государственного стандарта.


Энергия прорастания — это скорость  прорастания, процент проросших семян за определенный срок (3—4 суток). 


Семена  основной культуры- это семена  исследуемой  культуры,  выделенные  из  анализируемого  образца.

























Приложение 4

группы семян

Качество зерна

1

1 группа

Семена взятые из кучи зерна с мелкими, легковесными, щуплыми и другими неполноценными фракциями, просушенное

2

2 группа

Семена взятые из кучи зерна с неправильными условиями хранения (повышенной влажности)

К

контроль

Семена из склада с семенным зерном, с правильными условиями хранения














Приложение 5

Приложение 6

Дневник наблюдений.

Приложение 7



Приложение 8



Приложение 9




Приложение 10

Диаграмма роста семян





Приложение 11



День посадки пшеницы.






Приложение 12


На второй день появились маленькие ростки.







Приложение 13




На третий день ростки стали зелёными.


Приложение 14


На четвёртый день ростки выросла до 4,5 см.

Приложение 15

На пятый день пшеница выросла до 9 см.

Приложение 16


Через 10 дней

Диаграмма роста ростков на 10 день

см.









Приложение 17



Процент всхожести зерна.


Название группы

Количество пророщенных

зёрен

% всхожести зерна

1 группа

67 штук

67%

2 группа

61 штука

61%

контроль

96 штук

96%





























Мининская средняя общеобразовательная школа

филиал МАОУ Исетской СОШ №1

Тюменской области Исетского района











Исследовательская работа на тему:


«Влияние условий хранения пшеницы на прорастание зерна»






Автор: ученица 3 класса

Иргалинова Жулдыз Илиясовна

Мининской СОШ филиал

МАОУ Исетской СОШ №1



Руководитель

Андреева Светлана

Александровна

учитель начальных классов

Мининской СОШ филиал

МАОУ Исетской СОШ №1



с. Минино 2018г.

20