СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему: "Защищая небо нежными руками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему: "Защищая небо нежными руками". Она о женщине-зенитчице, которая воевала в годы Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему: "Защищая небо нежными руками"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»












Научно – практическая конференция «Шаг в будущее»






Исследовательская работа на тему:

«Защищая небо нежными руками»























Автор работы: Бочкарёва Ксения, 3 класс

Руководитель работы: Аринина Е.И.





Большое Игнатово

2019

Содержание

Введение ………………………………………… 2

1. Довоенные и военные годы………………….. 3

2. Послевоенные годы………………………….. 5

3. Защита макета боя…………………………… 7

Выводы…………………………………………… 7

Список использованной литературы ………… . 8

Приложения……………………………………… 9



Введение

Все дальше и дальше отдаляются от нас события второй мировой войны, и все меньше с каждым годом остается с нами седовласых ветеранов - героев освободителей. Нет, наверное, в нашей стране семьи, которой не коснулось бы это горе. Давно заросли травой и заровнялись воронки от снарядов, давно зарубцевались раны телесные и душевные, причиненные этой войной. Но никто не смеет забывать о тех далёких днях!

Я провела небольшой опрос среди школьников нашей школы, задавая всего один вопрос: "Что вы знаете об участии ваших родственников в годы Великой Отечественной войны?". В исследовании приняли участие учащиеся 2, 4, 9 и11 классов (всего 55 человек). Из них 25 человек (45%) - называют родственников, но очень мало знают о их прошлой жизни, знают, что воевали, а где, когда, какие имеют награды не знают. Из них 11 человек (44%) знают подробности об участии родственников в военных событиях. Ответы учащихся были разными, но из них видно, что не во многих семьях рассказы о воинах-родственниках передаются из поколения в поколение. А 30 человек (55%) - не владеют информацией вообще.


Проблема: 

Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся нашей школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях? Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны. Я представитель четвертого поколения нашей семьи. Я не знаю, что такое война, беда, голод, чего нельзя сказать о моих предках, переживших тяготы и лишения войны.

В том году мы с семьёй посетили Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945 гг. в городе Саранске. Когда я подошла к одному из боевых орудий, мне папа сказал: «Вот из такой зенитки стреляла по врагу твоя прабабушка». На тот момент я не обратила на эти слова никакого внимания. Я много слышала о своей прабабушке – участнице войны, но ответить конкретно на вопросы: где воевала? на каких фронтах? какие города освобождала? в чем конкретно её заслуга? – я не могла.

2020 год — это юбилейный год. В этом году исполнится 75 лет Победы в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому, я решила собрать воедино весь материал о жизни моей прабабушки в довоенные, военные и послевоенные годы.

Я расспрашивала всех, кто что-то знает о её судьбе, посетила наш Музей боевой и трудовой славы, нашла вырезки из газеты «Восход», заходила на сайты Интернет, просматривала военную литературу. Собранный материал анализировала, сопоставляла с историческими фактами. И только после этого у меня складывалась достоверная информация. Прикасаясь к этому священному материалу, я испытывала гордость за прабабушку, поняла, как необходимо знать, какую цену заплатила моя семья за Победу.



Цель: собрать и систематизировать материал об участии прабабушки – Бочкарёвой Прасковьи Владимировны в Великой Отечественной войне.

Задачи исследовательской работы:

1. Поиск и изучение информации о прабабушке (интернет-ресурсы, военная литература, беседы с родственниками)

2.Собрать архивный материал о прабабушке.

3. Встретиться с членами моей семьи с целью изучения семейного архива.

4. Предоставление собранных материалов о жизни Бочкарёвой Прасковьи Владимировны широкому кругу общественности.

Объектом данного исследования является моя прабабушка (её жизнь) в довоенные годы, в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

Предметом данного исследования - личные архивные документы семьи Бочкарёвых.

Новизна моей темы неоспорима, так как в основе работы лежит обращение к подлинным документам, собранным мною в процессе интервьюирования.

Методы исследования: опрос, интервьюирование, анализ материалов личных архивов, описательный метод, поисковый метод, моделирование.

Практическая значимость исследования данной темы состоит в использовании содержащихся в ней фактов, примеров, свидетельств тех далеких событий, обобщений и выводов для понимания ценностей прошлого, данный материал может быть использован на уроках и классных часах.

Источниковой базой для данного исследования послужили семейные архивные документы, интервью и беседы с родственниками, учениками МБОУ «Большеигнатовская СОШ».

1. Довоенные и военные годы

Бочкарева (Кутурова) Прасковья Владимировна
Прасковья Владимировна родилась 15 апреля 1920 года в с. Вармазейка. Семья была большая; бабушка, отец, мама и восемь детей. Двое потом умерли. Прасковья была третьей. Отец с матерью работали в колхозе. Название колхоза было «Новая жизнь». В школу ходить пришлось только четыре года, потому что дальше учиться нужно было в другом селе, да и большая была семья. На этом учеба закончилась.
Началась работа в колхозе.
В десятилетнем возрасте девчонкой Прасковья работала вместе с матерью на полевых работах: собирала, завязывала снопы (пулт). За один трудодень нужно было связать 400 снопов, а они работали вдвоем, значит – 800. Прасковья веревки закручивает, а мать снопы завязывает. Утром в три часа начинается эта работа и до 23 часов ночи. Руки до крови исцарапаются.
Молодость.
В 17 лет Прасковью молодой девочкой завербовали работать под Москву на стройку. На стройке работала грузчиком. Сколько тяжести перенесла – только сама знает. Это был уже 1940 год. А когда вернулась с города Каменно- Подольска домой, началась война.
Война!
Война! Мужчин всех забрали. В колхозе приходилось работать девушкам и женщинам. Дали Прасковье лошадь, и стала она возить разные грузы; мерзлые снопы, зерно со склада на спирт завод. Грузила сама, носила сама. На ногах лапти, на теле плохенькая одежда. Мерзнешь, устаешь, боишься ночью ехать 20 километров – никого это не волновало.
В декабре – январе 1941 – 42 годы посылали в Горьковскую область, в Катяков рыть окопы. Вернулись оттуда в марте. Послали в Ичалковский район около с. Кендя добывать из карьера торф.
В октябре 1942 года в селе Киржеманы училась на курсах трактористок, только работать на тракторе не пришлось.
30 ноября вызвали на комиссию.

Говорят, что у войны не женское лицо. Да, это так, но Великая Отечественная война показала, что женщины и молодые девушки плечом к плечу с мужчинами сражались на фронте, защищая свою землю, свой дом, свою семью.

1 декабря – дали повестку, а 4 декабря посадили на эшелон. Начались военные дороги.
Служба.
Эшелон прибыл в Саратов. С нашего района в этом эшелоне было 20 девушек.
Волосы постригли, взяли в баню, дали каждой: шинель, гимнастерку, юбку, портянки, ботинки, шапку.
Жить стали в казармах. Начались дни солдатской учебы.
40 дней готовили к принятию присяги. После присяги дали Прасковье винтовку, противогаз, с другими подругами (8 девушек) аэростат. Аэростат нужно было накачать газом. Его « водили» за кожаные ремни в город. Где заполняли газом, потом уже наполненный газом аэростат « вели» обратно. Эта работа не из легких. Ставили девушек так же и на пост. Так прошло полгода. 
20 июня 1943 году девушкам дали 37 ми калибровые зенитки. Расчет состоял из 7 человек вместе с командиром. У каждой свой номер, свои обязанности. Прасковья Владимировна была четвертый номер, корректировала направление стрельбы.

Самой «горячей» точкой Саратова был Заводской (Сталинский) район, где была сосредоточена основная промышленность. Там шли очень тяжёлые бои. Погибло очень много зенитчиц.

На месте одного из расчётов 720-го зенитно-артиллерийского полка, воины которого героически погибли 22 июня 1943 года, 15 сентября 1983 года была установлена 85-милиметровая зенитка. Надпись на постаменте гласит: «Защитникам саратовского неба».


Три года девушкам пришлось быть зенитчицами – стреляли по фашистским самолётам.

Военный путь был длинный: Саратов – Украина – Белоруссия – Польша – Германия. Передвигались ночью, проехали много городов. Пережили и тяжелые дни, голод, но свое дело знали хорошо. Снаряды носили сами. Ящик со снарядами весил больше 80 кг. Зенитку тоже приходилось иногда самим тащить. Как за маленьким ребенком ухаживали за орудием. Зенитка всегда была готова к стрельбе.
И вот Победа!
Как встретила Прасковья Владимировна день Победы? Как 9 мая ночью они стреляли! Пришли в землянку - 4 часа. Только легли, слышат, кричит командир: «Девчата! Победа! Вставайте! Победа! Проснулись, что ли?» встали девушки, не верят. Что тут стало с девушками! Кто плачет, кто молится, кто смеется, кто песни поет!
Все и не расскажешь, что делали (из воспоминаний Прасковьи Владимировны).
Домой! Теперь домой! – было у них в желаниях и мыслях.
Возвращение домой.
Домой пришлось вернуться только лишь 20 августа. Дорога была тяжелой, болела нога, была ранена в ногу, а сердце тянуло: Домой! Домой!
О том, что я узнала о военных годах своей прабабушки, я прочитала в балладе о зенитчицах Роберта Рождественского. Она о таких же девчонках-зенитчицах, об их молодости, их неженском труде, их мужестве и стойкости, об их страхах и преодоление этих страхов, защищавших и честь свою и Родину, и маму.

Как разглядеть за днями след нечеткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след…

На батарее

были сплошь девчонки.

А старшей было восемнадцать лет.

Лихая челка над прищуром хитрым,

Бравурное презрение к войне…

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые. С крестами на броне…

И старшая,

действительно старея,

как от кошмара заслоняясь рукой,

скомандовала тонко:

- Батарея-а-а!

Ой, мамочка!…

Ой, родная!

Огонь! –

И –

Залп!..

И тут они заголосили,

девчонки,

запричитали всласть.

Как будто бы вся бабья боль России

в девчонках этих двух отозвалась!

Зенитчицы кричали и стреляли,

размазывая слезы по щекам.

и падали.

И поднимались снова.

Впервые защищая наяву

и честь свою

(в буквальном смысле слова).

И Родину.

И маму.

И Москву. (Р. Рождественский)



2. Послевоенные годы.

После войны Прасковья обратно стала работать в колхозе. Вновь работала на лошади, возила картошку.
В 1946 году получила она свою первую фронтовую награду «За победу над Германией».

В этом же году вышла замуж – за Бочкарева Ивана Степановича в село Большое Игнатово.
Муж в то время служил в Бессарабии. Взял с собой и Прасковью Владимировну. Были вместе там до 1947 года.
Работа в больнице.
15 апреля 1947 году семья вернулась в Большое Игнатово.

Прасковья Владимировна поступила на работу в больницу санитаркой в роддом, и работала там до 1975 года, 30 лет.

После войны юбилейных наград у Прасковьи Владимировны было немало.

Награды Бочкарёвой Прасковьи Владимировны:

1. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»

2. Орден Отечественной войны II степени

3.Орден Жукова

4. Знак «Фронтовик 1941-1945 г.г.»

5.Юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.»

6. Юбилейная медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.»

7. Юбилейная медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г. г.»

8. Юбилейная медаль «50 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.»

9. Юбилейная медаль «50 лет вооружённых сил СССР»

10. Юбилейная медаль «60 лет Вооруженных сил СССР»

11. Юбилейная медаль «60 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.»

12. Юбилейная медаль «65 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945г.г.»

13. Юбилейная медаль «70 лет Вооруженных сил СССР»

14. Орден «Ветеран труда»

На владение наградами имеются удостоверения. Но не все награды сохранены. Эти награды свидетельствуют о том, что моя прабабушка была отважным человеком и, принимала участие в каждом сражении, она внесла свой вклад в победу над фашистами.

В нашей семье гордятся наградами Прасковьи Владимировны, особенно медалью Жукова, ведь в Российской Федерации медалью Жукова «награждаются военнослужащие… за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками, японскими милитаристами, и в ознаменование 100-летия со дня рождения Г.К. Жукова».

Прабабушка прожила долгую жизнь и умерла 5 августа 2012 года в селе Большое Игнатово.

Трёх сыновей родила и вырастила Прасковья Владимировна, четырёх внуков и семерых правнуков имела она при жизни. Хотя мне было всего 2 годика (я не помню прабабушку Пашу), но мама говорила, что я побывала на руках этой героической женщины.

Всей своей жизнью Прасковья Владимировна доказала, что Бог создал женщину для жизни, для продолжения рода. Но если потребует Родина, то женщина может и постоять за Отчизну. 

Когда я собирала весь этот материал, я невольно представляла картины жизни моей прабабушки. Более всего меня впечатлили годы войны. Я представляла, как она молоденькая, хрупкая, не боясь, шла в бой с врагом.

Поэтому я изготовила макет одного из боёв женщин – зенитчиц с фашистскими самолётами. С помощью него я показала фрагмент одного из боёв, где зенитчицы сбивают два самолёта, при этом целятся в третий самолёт.

Выводы

Подводя итоги своей работы, я могу сказать, что я достигла той цели, которую поставила в начале своей работы. Я собрала и систематизировала материал об участии моей прабабушки в Великой Отечественной войне.   Результаты проведенной работы оформлены в виде печатного документа, презентации, макета. Итогом работы стала не только собранная информация, касающаяся прошлого моей семьи, но и создание материалов (исследовательская работа, презентация), которые могут быть использованы в воспитательной работе школы (военно-патриотическая направленность).

Когда я готовила материал, меня охватили чувства, которые нельзя выразить одним словом: это и боль, и слёзы, и радость. Боль и слёзы за украденное детство и юность моей прабабушки, радость за то, что она прошла страшное пекло  войны  и возвратилась домой с победой. Я очень горжусь своей прабабушкой!

Выполняя эту работу, я узнала еще больше о жизни моей семьи.

Но не смотря на трудности, я испытала огромное удовлетворение от проделанной работы. Так как поняла, что историю можно лучше понять и прочувствовать, если она пройдет через тебя, твое сердце, твою душу.

 У времени своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

 Великая Отечественная война давно закончилась, но эхо её до сих пор не затихает в человеческих душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить…

 Уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны, но рассказывать об их подвигах мы обязаны. Чтобы помнили, чтобы тоже передавали потомкам, чтобы нить памяти не прерывалась никогда. 

Мы - потомки мужественных защитников нашей земли, должны гордиться нашими предками, высоко нести знамя Победы, добытое ими! Это не пафосные слова. Я утверждаю это со всей искренностью и убежденностью.













Список использованной литературы:



1.Воспоминание дедушки - Бочкарёва Анатолия Ивановича.

2. «Восход», 2004г.

3. «Известия Мордовии», 22 октября 2004г.

4. Красноармейская книжка Кутуровой Прасковьи Владимировны.

5. Муниципальный архив администрации Большеигнатовского района.

6. Сайт Победители 1941-1945г.г.

7. Центральный архив Министерства Обороны РФ.

8. Центральный государственный архив Республики Мордовия.

9. «Эрзянь правда», 22 июля 2003г.



































Приложение: