СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Народные куклы мари"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследователский проект, направленный на сбор информации относительно народных кукол мари в Мишкинском районе РБ.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Народные куклы мари"»

Отечество -2019

Министерство образования Республика Башкортостан

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 с. Мишкино

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан


Республиканский этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся, участников туристско-краеведческого движения «Дорогами Отечества»


Номинация «Этнография»


Тема работы

«Народные куклы мари»

Подготовила: Яндуганова Наталья,

обучающиеся 6б класса

МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино

с. Мишкино ул. Мира, д.46

Телефон: 89876057530

[email protected]

Руководитель: Адыева Валерия Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2 с.Мишкино

с. Мишкино ул. Мира д.46

Телефон:83474921263

adyeva1976@mail/ru


Мишкино, 2018-2019 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….........2

Методика исследования…………………………………………………........3

Глава 1. Религиозно-мировоззренческие представления марийцев ……....4

Глава 2. Куклы в культуре народов……. …………………………………..4

Глава 3. Из чего делали куклы? .......................................................................5

Глава 4. Чему учат куклы? …………………………………………………..5

Глава 5.1. «Пупашкар» - марийская кукла …………………………..……..6

Глава 5.2. Куклы на двух осиновых веточках ……………………………..7

Глава 5.3. Куклы из соломы …………………………………………………7

Глава 5.4. Кукла на щепе …………………………………………………….8

Заключение... ………………………………………………………………….9

Использованные источники …………………………………………………10

Приложения ………………………………………………………………… .11














ВВЕДЕНИЕ

«Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, и дети перестали бы походить на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу Земли»

А. Синявский.

Проблематика. Понимание культуры своего народа начинается с детства. Сейчас предлагают куклы, игры с которыми формируют неправильное отношение к миру. Например, Барби заставляют девочек мечтать о нереальной фигуре, о дорогих нарядах. То есть на первый план выходит внешность, чему же положительному могут научить такие куклы – редко кто задумывается.

Актуальность. Я проживаю на территории, где проживают мари - «последние язычники Европы». Язычество – это наша особенность, проявляется в молениях, в обрядах, танцах и т.д. Проявляется ли это в куклах? Были ли особенные куклы у мари? Из чего их делали? Чему они учили детей? Знают ли марийцы сейчас, как их делать? Возник вопрос, знают ли марийцы (взрослые, подростки) о таких куклах? Появилась идея: провести опрос среди марийцев (педагогов и обучающихся школы) на знание и умение изготавливать народные куклы мари. Было решено: если уровень знания будет низкий - реализуем проект «Народные куклы мари». Гипотеза: у мари должны быть народные куклы, отражающие национальный характер. Цель: собрать информацию о народных куклах мари и технике их изготовления.

Задачи исследования:

1. Сбор, изучение, анализ информации по теме «Народные куклы мари».

2. Провести опрос на знание информации о народных куклах мари.

3.Реализация проекта «Народные куклы мари» (изучение техники изготовления кукол).

Объект исследования – народные марийские куклы, предмет куклы мари Мишкинского района. Основные источниками информации - интернет-ресурсы, устная информация, полученная при исследовании.

В процессе работы были использованы следующие методы:

1.Поиск литературы - обращение к журналам, интернет-ресурсам, сбор, изучение, анализ, обобщение сведений по интересующему нас вопросу помог изучить различную информацию для цельного представления о проблеме.

2.Метод сравнения позволил определить, какая литература точнее отвечает на наши вопросы, прийти к решению, получить достоверный вывод.

3.Методом синтеза - систематизировали и детализировали полученные результаты, объединили их в целое для получения объективного результата.

4.Методом индукции из общего представления о предмете (т.е. о народных куклах) мы выявили частный случай (народные куклы мари).

5. Методом опроса определили уровень знания о народных куклах мари.

6.Метод интервьюирования позволил нам проконсультироваться и у специалистов, занимающихся исследованием марийской культуры в Мишкинском районе.

















ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНО-МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАРИЙСКОГО НАРОДА

Марийцы - один из древних финно-угорских народов, подразделяются на три этногруппы: горные, луговые, восточные. Горные (кырыкмары) живут на правобережье Волги в Горномарийском районе Республики Марий Эл. В центральной и восточной части Марий Эл живут луговые марийцы (олык марий). В 16 в. часть марийцев ушли на башкирские земли, и появились восточные мари. Религия - ядро духовной культуры марийцев. Марийцы поклоняются духам керемет - покровителям рода и природе. Почитание духов-матерей (ава) воды, огня, ветра, земли, поля и других небесных и земных объектов и явлений окружающей природы является характерной особенностью финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. 1

ГЛАВА 2. КУКЛЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ

Игрушки – важные элементы любой культуры. Самая любимая игрушка - та, которую сделал сам. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в облике самобытность создающего её народа. Куклы появлялись с рождением ребенка, чтобы оберегать его от бед, были первыми друзьями и утешителями. Из чего же их делали? Гончар - из глины, плотник – из дерева, а женщины - из тряпочек. Это самые безопасные и любимые куколки для малышей. Каждая кукла имела свое назначение – могла утешить, учить, лечить, развлечь. Красота была вторична по сравнению с содержанием. Лица не было: так их защищали от проникновения нечистой силы, в которую верили наши предки, а с другой стороны, это показывает: важным был ее смысл. Куколка без лица разнообразна, ведь лицо ей рисует фантазия хозяина.  2 Таким образом, у мари, как и у любого другого народа, были традиции изготовления кукол, и у каждой куклы было свое значение и предназначение.

ГЛАВА 3. ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЛИ КУКЛЫ?

Согласно исследованиям, слово «курчак» (кукла) к восточным марийцам перешло от тюрков, значит, до 10 века куклы в детских играх не использовались. Позже они появились, они были легки в изготовлении, а с 7-8 лет девочки нянчились с младшими, а мальчики помогали отцам.

По данным интернета, следующая информация. Деревянными играли совсем маленькие дети - «ползунки», которым нужны были прочные игрушки, которые бы не сломались и не поранили ребенка. Они просты по форме: чурка обтёсывалась и украшалась как женская фигура.

Становясь старше, дети делали другие игрушки: соломенные «стригушки» скручивались из пучка соломы, руки куклы сплетались в форме косицы. По информации, полученной нами от Князева В.А., такие игрушки ему делала бабушка.

Также дети играли с тряпичными куклами, их шили или скручивали им матери, бабушки, сестры, а к пяти годам начинали делать их самостоятельно. Игрушки делали из домотканой одноцветной ткани, набивались мелкими тряпками и ветошью, стружкой, песком. Данные об этом мы получили от учителя истории школы №2 с. Мишкино, Айгишевой В.И.

Кукол делали разных размеров: куклы-дети, куклы-взрослые. Уходя из дома на весь день, родители оставляли детей на «попечение» кукол, зная, что детишки «при деле», и с ними ничего дурного не случится. Таким образом, игрушки выполняли ещё и роль оберега. 3





ГЛАВА 4. ЧЕМУ УЧАТ КУКЛЫ?

Дети, делая себе игрушки, подражали в своих играх взрослым. Кукольное платье делали красным - красивым. Считалось, красный цвет обязателен, он обладает защитным действием — убережёт ребенка от сглаза и порчи. Украшая куклу, девочка училась шить, вышивать.  Кукол «кормили», умывали, общались с ними. С куклами девочки разыгрывали целые ритуалы, заучивая и перенимая от старших тексты песен.4 В селе иногда по куклам судили о способности будущей невесты к рукоделию. Так дети приучались к труду через игру. Среди тряпичных кукол встречается в основном женский тип, мужской заменяли палочка, прутик, щепка, тряпичные трубочки небольшого размера. Тряпичная кукла учила ребенка обрядовой жизни родной деревни. Почти все обряды и празднества дети разыгрывали со своими куклами. Для взрослых они имели дополнительный смысл - магическое значение. С их помощью вызывали урожай, приплод скота, счастливый брак. 5В народном сознании кукла наделялась магической силой, и до нынешних дней используется в качестве свадебного атрибута.

Так кукла несла и определенную информацию, которую дети узнавали в ходе игры. Можно сказать, что кукла была своеобразным учителем для детей, в игре с которой они узнавали традиции и обряды своего народа, правила поведения, учились взаимодействовать друг с другом.

ГЛАВА 5.1. «ПУПАШКАР» - МАРИЙСКАЯ КУКЛА.

В ходе исследования мы выяснили, что одной из популярных народных марийских кукол была «пупашкар» - «деревянная малютка». Ее основа - гладкий обструганный деревянный кругляш. Брали осину, ведь по поверьям это дерево с хорошей энергетикой, которого боятся злые духи, и осина "вытягивает" болезни. Деревяшку готовил отец, а одевала куклу мама.

Пупашкар - игрушка-девушка. Одета она в шумакш (головной убор), платье, подпоясана. Обязательно есть грудь (горошинки или бобы), лицо не вырисовано. У фигурки имелась только голова и подол; голову от туловища отделяли, перекручивая нитками. Пупашкар - это кукла-оберег, кукла - двойник. Когда младенца вынимали из люльки, взамен клали куклу — чтобы не проник злой дух. Если ребенок заболевал, то куклу выбрасывали, полагая, что вместе с ней уходит и недуг. Куклы были безликими, без лица предмет неодушевленный, в нее не могли вселиться злые духи и, значит, она была безвредна для ребёнка. Кукла должна была приносить благополучие, радость жизни и здоровье, а не служить вместилищем злых духов.6

Мы предприняли попытку изготовления куклы-пупашкар, но, так как не было осинового полешка, заменили его на тубус из картона. (Приложение 1)

ГЛАВА 5.2. КУКЛА НА ДВУХ ОСИНОВЫХ ВЕТОЧКАХ.

Также, в ходе исследования выяснилось, что мари изготавливали кукол на двух осиновых или березовых веточках, которые служили одновременно основой куклы и ее ножками. Две веточки соединялись между собой нитками, верхняя часть обматывалась светлым лоскутом (лицо и тело куклы), далее наматывалась юбочка и платок, если это была кукла – девочка, либо накручивался материал на веточки (имитация брюк), верхняя часть покрывалась светлым материалом (имитация лица) и в конце надо было надеть на куколку рубаху и шапку. Рук и лиц у этих кукол не было, как и у пупашкар. Мы попытались выполнить подобный вариант куклы в мужском и в женском обличии. (Приложение 2)

ГЛАВА 5.3. КУКЛЫ ИЗ СОЛОМЫ.

По воспоминаниям В.А. Князева, директора МБДЮЦ кукол делали из соломы: «Я помню, как бабушка брала пучок соломы, скручивала его, разделив пополам, отделив пучок для рук, связывала определенным образом, и получалась кукла».

Нам стало интересен процесс изготовления подобных игрушек, и вот что мы нашли в интернете. Для изготовления игрушек используются стволы злаковых растений и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Чтобы солома стала гибкой, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажный материал. Чтобы изготовить куклу, необходимо следующее: нарезать солому одинаковой длины,  согнуть ее пополам. Далее бечевкой перевязать условную голову, просунуть в узел шпажку или палочку. Соломенные руки вставить в тело, разделив пополам, и перевязывать бечевкой.  Ручки можно сплести косичкой или обмотать бечевкой. Дальше концы рук можно привязать к поясу, определив талию куклы или оставить их свободными.7 (Приложение 3)

Кроме того, солому можно было заменить мочалом. По рассказу Р.К. Ялаевой, кукла могла служить оберегом: она выполнялась в форме веника (веник «метет» богатство в дом), иногда к ней привязывались узелки с зерном (зерно-хлеб, а хлеб – это главное богатство марийцев-земледельцев).

Мы выполнили куклу из мочала, ее изготовление аналогично соломенной.

ГЛАВА 5.4. КУКЛА НА ЩЕПЕ.

По сведениям, полученным нами от Ялаевой М.К., восточные марийцы делали куклы на щепе. Основа могла обматываться белым холстом, а поверх нее наматывались цветные нити, волосы кукле делали из льняного волокна. Такие куклы могли и из прямой основы, и из крестообразной, когда щепа подлиннее была перевязана с более короткой. Мы также предприняли попытку изготовить подобные куклы. (Приложение 4)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у марийцев все-таки были свои, народные традиционные куклы. Это пупашкар, куколки на веточках, на щепе, из соломы и мочала.

Заключение

Благодаря наследию, пришедшему к нам из глубины веков, мы узнаем историю своего народа. Этому могут служить и куклы. Именно это мы выяснили в ходе работы нал проектом «Народные куклы мари».

У марийцев, как и других народов была традиция изготовления кукол из разнообразных материалов – тряпочек, соломы, мочала, веточек, бревнышка,

Куклы имели несколько функций: игрушка, оберег. Кроме того, в процессе игры дети учились правилам общения, заботе, изучали обряды, повторяя действия взрослых, приобщались к труду через шитье и вышивку.

Мы провели опрос среди марийцев (педагогов и обучающихся школы) на знание о куклах мари и умение их изготавливать. Уровень информированности был низок (Приложение 5), поэтому мы реализовали проект «Народные куклы мари», в ходе которого узнали историю кукол, научились их делать и теперь можем научить других. Результатом работы также стала небольшая коллекция кукол, сделанных нами на основе полученных материалов от информантов и ресурсов интернета.

Выполняя работу я научилась многому, но одно из важных умений – общаться со взрослыми и интересными людьми – Камиляновым В.А., Ялаевой Р.К., Ибулаевым А.В., Князевым В.А. (Приложение 6)

Предполагаем, что данная работа может быть продолжена, но уже в другом направлении. Будут ли куклы интересны жителям и гостям района как сувенирная продукция? В перспективе реализация экспериментального проекта «Куклы мари - сувенир».







СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература

  1. Волкова Я. В. Детские куклы и обереги. - М., 2016.

  2. Колпакова И. В. Возвращение мудрости предков.— М., 2017.

  3. Лыкова И.А. Куколки из сундучка (рукотворные игрушки). Книга для детей и юношества. - М.: Цветной мир, 2012. 

  4. Мишина М.А. Ляльки. Куклы. Куклаки: Тряпичные куклы России. Традиция и современность. - СПб, 2015. - 172 с.

  5. Д.Шахтарин. Марийская барби возвращается.  Газета «Марийская правда" (Республика Марий Эл) от 24 сентября 2009 года.



Интернет-ресурсы

  1. https://stranamasterov.ru/node/624559

  2. http://aboutmari.com/

  3. http://mariuver.com/2009/09/24/mari-barbi/#more-11473

  4. http://www.finnougoria.ru/news/publications/16394/?sphrase_id=88605

  5. https://multiurok.ru/files/proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-tatarskaia-natsional-naia-kukla.html

Информанты

  1. Ялаева Маргарита Каникеевна, 1953 г.р., проживает в с. Мишкино

  2. Князев Вячеслав Айгушевич, 1980 г.р., проживает в с. Мишкино

  3. Айгишева Венера Ивановна, 1961 г.р., проживает в с. Мишкино

  4. Камилянов Вячеслав Анатольевич, исследователь финно-угорской мифологии

  5. Ибулаев Алексей Васильевич, главный специалист историко-культурного центра.



























ПРИЛОЖЕНИЕ



































Приложение 1



Фото 1 . Семейство «Пупашкар»

Фото из личного архива Яндугановой Н.



Фото 2. Марийские куклы, изготовленные нами

Фото из личного архива Яндугановой Н.

Приложение 2

Фото 1. Куклы на двух веточках

Фото из личного архива Яндугановой Н.

Фото 2. Кукла на двух веточках

Фото из личного архива Яндугановой Н.

Приложение 3

Фото 1. Схема изготовления куклы из соломы.

Фото 2. Информант Князев В.А.

Фото из личного архива Яндугановой Н.

Фото 3. Кукла из мочала. Фото из личного архива Яндугановой Н.

Приложение 4



Фото 1. Изготовление куклы на щепе.

Фото из личного архива Яндугановой Н.

Фото 2. Куклы на щепе. Фото из Интернета.



Приложение 5

Вопросы, заданные при анкетировании

Педагоги

Обучающиеся

Да/знают

Нет/

Не знают

Да/знают

Нет/

Не знают

1

Знаете ли вы какие-нибудь народные традиционные марийские куклы?

2

13

0

30

2

Из чего делали народные марийские куклы?

5 (предположительно)

10

4

(предположительно)

26

3

Сможете ли вы показать, как сделать марийскую народную куклу?

2

13

0

30

4

Нужно ли марийцам знать о марийских народных куклах?

15


19

11

5

Хотели бы вы узнать больше о марийских народных куклах?

15


19

11

6

Хотели бы вы научиться делать народные марийские куклы?

4

11

16

14



Опрошено: обучающихся – 30 человек

Педагогов – 15 человек





















Приложение 6



Фото 1. Камилянов В.А., исследователь Фото 2. Ибулаев А.В.

финно-угорской мифологии главный специалист историко-

культурного центра


Фото 3. Ялаева Р.К., автор книг о культуре мари

Фото из личного архива Яндугановой Н.





1 http://aboutmari.com/

2 Возвращение мудрости предков. Колпакова И. В. — М., 2017. — 68 с.,




3 Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты Издательство: Наука , 2000



4 Колпакова И. В. Возвращение мудрости предков.— М., 2017.

5 Лыкова И.А. Куколки из сундучка (рукотворные игрушки). Книга для детей и юношества. - М.: Цветной мир, 2012.

6 http://mariuver.com/2009/09/24/mari-barbi/#more-11473



7 https://stranamasterov.ru/node/624559

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!