УМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа №7
Муниципальная научно-практическая конференция
младших школьников «Я - исследователь»
Секция «ГУМАНИТАРНАЯ»
«Наш красавец -самовар»
Степанов Никита,
учащийся 3 класса
МАОУ СШ №7 р.п.Фролищи
Руководитель:
Григорьева Светлана Викторовна,
учитель I квалификационной категории
МАОУ СШ №7
р.п.Фролищи, 2019 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………2-4
Глава 1.Теоретическая часть исследования
1.1.Самовар - это ……………………………………………………………5-6
1.2. История появления самоваров ………………………………………6-7
1.3. Изготовление самовара…………………………………………….…7-8
1.4. Принцип работы и устройство самовара ………………………………8
Глава 2. Практическая часть исследования
2.1. Анкетирование учащихся 3-х классов………………………………9-10
2.2. Создание буклета «Интересное о самоваре» …………………………11
2.3. Шедевр из бумажной лозы…….……………..………………………11-12
Заключение …………………………………………………………….12-13
Список использованной литературы……………………………………13
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Я, Степанов Никита, ученик 3 класса, хочу представить вашему вниманию свою исследовательскую работу «Наш красавец – самовар».
Самовар имеет длинную и занимательную историю. Она тесным образом связана с историей России, русским бытом. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или приём гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи».
Мне захотелось узнать историю самовара. Так началось моё исследование…
Считаю эту тему актуальной, так как сейчас русские традиции активно возрождаются, и самовар вновь становится символом гостеприимного дома, домашнего уюта и семейного покоя.
Цель исследования - узнать о самоваре как можно больше информации, за что он так любим в России.
Для достижения поставленных целей мне необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить материал по теме исследования;
- узнать историю возникновения самовара;
- выяснить, какие бывают самовары;
- изучить строение самовара;
- узнать, почему самовар является важной частью чаепития;
- выяснить, как ученики 3-х классов относятся к самоварам;
- создание буклета «Интересное о самоваре»;
- подготовить презентацию по результатам исследования.
Срок реализации: краткосрочный (2 недели).
Место проведения: класс, школьный музей, школьная и детская поселковая библиотека, дома в семье.
Моя гипотеза состоит в том, что самовар является не только основным предметом русского быта, но и олицетворяет мир и гармонию в семье, домашний уют и тепло.
Объектом исследования моей работы стал самовар.
Методы исследования:
- сбор информации по теме;
- проведение исследования (анкетирование, опрос);
- обобщение изученного материала.
Я считаю, что моя работа имеет практическую значимость:
- способствует расширению представлений о самоваре;
- побуждает к возрождению и сохранению русских традиций;
- может использоваться как дополнительный материал на уроках окружающего мира и классных часах, выступлениях в школьном музее.
Глава 1.Теоретическая часть исследования
1.1. Самовар – это..
Самовар – это чудо, символ России. Слово самовар не переводится на другие языки, оно так и звучит на разных языках «са-мо-вар». В словаре русского языка С.И.Ожегова написано: «Самовар – это металлический сосуд для кипячения воды, с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями. Первое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре Русского языка В. И. Даля. В словаре указано функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор.
Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке.
В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола».
И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России.
1.2. История появления самоваров
Кто же был тем человеком, кто создал этот «чудо – самовар»? Из информации на сайте «Культура РУ» я выяснила, что родиной самовара является Урал. Документально известно, что в 1778 году в г. Заречье, на ул. Штыковой, братья Иван и Назар Лисицыны в мастерской своего отца изготовили первый самовар. Однако в России принято считать родиной самоваров Тулу, где в конце 18 века было налажено их массовое производство. Вначале процесс изготовления был трудоёмким, но постепенно ручной труд стал заменяться механическим и темпы производства росли. Самовары делали из разных сплавов меди, мельхиора, латуни. Самовары выпускались разного объёма - от 2 до 80 литров.
Самовары братьев Лисицыных были известны на всю Россию, сделаны они были с душой и выдумкой. Самовар можно было подобрать на любой вкус: обычный, с чеканкой, гравировкой, самой разной формы: бочонком, круглый, яйцевидной формы, с краниками в виде фигурок зверей и рыб, с различными декоративными элементами.
Стоил самовар дорого – 5 рублей, а за эти деньги можно было купить в то время корову – кормилицу. Наверное, поэтому самовар в доме был символом достатка, их выставляли напоказ, ими гордились.
Внешний вид самовара сразу говорил о достатке его хозяев. Бедняки могли позволить себе самовар самой простой формы. Люди побогаче заказывали самовары с пышными элементами, на корпус наносилась чеканка, позолота, декорировался орнаментом. Иногда самовар становился не просто бытовым прибором, а произведение искусства.
Область применения и назначения самоваров была необычайно широка. Самовар мог быть: каждодневным, парадным, дорожным (со съемными ножками), солдатским (с ремнем для ношения через плечо). Были также специальные детские, семейные, магазинные, трактирные самовары.
Велико было и разнообразие типов самоваров по их функции: классические дровяные, самовары-кухни (для супа, каши), самовары-сбитенники (самовар со специальной ручкой, чтобы носить горячий напиток), самовары-чайники, самовары-кофейники.
В середине 19 века чаепитие у самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар был символом семейного очага, тепла и уюта. Самовар покупали на всю жизнь. Его передавали от родителей к детям, его берегли, за ним ухаживали. Самовар «ставили» в доме тогда, когда захаживал родной или дорожный человек, на проводы, после бани, с холода, в радости, к пирогам.
В начале 20 века в обиходе появляются самовары, которые в качестве топлива используют керосин, что позволяет разогревать его прямо на столе. Позже, благодаря повсеместному применению электричества, прежние источники жара были заменены на нагревательные спирали. Это, конечно, упростило процедуру кипячения воды и в то же время позволило изготовлять электрические самовары по подобию восемнадцатого века, делая их вновь предметом украшения домашнего интерьера.
К концу 20 века можно было бы сказать, что история самовара закончилась. Однако сегодня самоварное чаепитие снова возрождается. В России снова появляются предприятия по производству самоваров, причем не электрических, а именно на природном топливе – щепках, угле, шишках.
1.3. Изготовление самовара
При всей кажущейся простоте самовара, процесс его создания сложный и трудоёмкий. Чтобы изготовить все его детали требовалось немалое мастерство. Уже к середине 19 века в Туле работало 28 фабрик по производству самоваров. Эти фабрики в год выпускали 120000 штук самоваров.
В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:
1. Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок.
2. Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день.
3. Токарь - точил на станке и полировал самовар, вытачивал 8-12 штук в день.
4. Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день).
5. Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны.
6. Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день).
7. Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук).
На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей - по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели.
С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями.
Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора. Основную массу самоваров изготовляли из зелёной меди.
1.4. Принцип работы и устройство самовара
Устройство самовара просто, и не смотря на разнообразные формы, устроены все самовары одинаково.
Самовар – это металлический сосуд, внутри которого вертикально установлена труба, от топки до конфорки. Топка находится в нижней части самовара, через решётку в трубе создаётся тяга. В деревенских домах трубу самовара соединяли с дымоходом печки. Если тяги не хватало, то при помощи сапога её создавали дополнительно. В топку закладывали угольки, мелкие щепочки, от которых аромат чая был особенно неповторим.
О степени готовности воды самовар даёт знать с помощью звуков: сначала он «поёт», затем «шумит», потом «бурлит». При закипании воды на конфорку ставили заварочный чайник, тягу замедляли, вода кипела медленнее, а чай настаивался и заваривался. Хитрое русское изобретение дало возможность всем пить правильно и хорошо заваренный чай. Более подробная схема строения самовара приведена в Приложении 1.
У электрических самоваров вместо трубы с углем внутри встроена спираль. Самовар включают в розетку, спираль нагревается и вода закипает.
За время всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса. Если в середине 18 века самовары повторяли формы русской медной посуды – братины, чаши, часто использовалась форма бочонка, то уже во второй половине 18 века он обрёл традиционную форму, а именно - вертикальное построение. В это же время их начали декорировать.
Глава 2. Практическая часть исследования
2.1. Анкетирование учащихся 3-х классов
Одно из задач исследования было выяснить, как ученики 3-х классов относятся к самоварам. Для этого мною был проведён опрос среди учащимся 3-х классов по анкете «Отношение к самовару». В анкету входили следующие вопросы:
1. У Вас есть дома самовар?
2. Знаете ли вы историю самовара?
3. Пользуется ли Ваша семья самоваром?
4.Согласны ли вы с утверждением, что самовар – национальная гордость.
5. Есть ли у Вас традиция собираться всей семьей вечером и пить чай.
В анкете приняли участие 23 респондента (опрашиваемых).
Результаты анкетирования «Отношение к самоварам» среди учащихся 3-х классов.
Вопрос | Кол-во ответов Да | % | Кол-во ответов Нет | % |
У Вас есть дома самовар? | 7 | 30 | 16 | 70 |
Знаете ли вы историю самовара? | 6 | 26 | 17 | 74 |
Согласны ли вы с утверждением, что самовар – национальная гордость. | 17 | 74 | 6 | 26 |
Есть ли у Вас традиция собираться всей семьей вечером и пить чай. | 12 | 52 | 11 | 48 |
Хотели бы Вы узнать о самоваре больше информации? | 18 | 78 | 5 | 22 |
Вывод. У большинства опрошенных нет в доме самовара, историю самовара они не знают, а 74% согласны с утверждением, что самовар – национальная гордость.
У большинства респондентов (52%) в семье есть традиция собираться всей семьей вечером и пить чай. Они делятся новостями, говорят о своих делах, о планах на следующий день. Для расширения знаний учащихся 3-х классов о самоваре мы решили создать буклет «Интересное о самоваре», с краткими сведениями о самоваре.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
2.2. Создание буклета «Интересное о самоваре»
Изучив историю возникновения самовара, его строение, какие бывают самовары, мы решили самое главное внести в буклет и ознакомить с ним учащихся 3-х классов. Чтобы буклет был интереснее в него включены картинки, стихотворения, поговорки и пословицы о самоваре.
Буклет «Интересное о самоваре» оформлен в Приложение 2.
2.3. Шедевр из бумажной лозы
Тема исследовательской работы «Наш красавец самовар» нас вдохновила на создание Самовара из бумажной лозы. У нас получился Самовар- шедевр его фото в Приложении 1. Работа была нелёгкой. Это поиски, споры, неудачи, радость. Об этом я расскажу в следующей работе.
Заключение
В ходе исследования, я открыл для себя много нового и интересного:
1. Название «самовар» произошло от словосочетания «сам варит».
2. В 1778 году в г. Заречье братья Иван и Назар Лисицыны изготовили первый самовар. Однако в России принято считать родиной самоваров Тулу, где в конце 18 века было налажено их массовое производство.
3.Существовало множество типов самоваров (каждодневные, парадные, дорожные, солдатские), а также они могли отличаться по функциям (самовары-кухни, самовары-чайники, самовары-кофейники).
4. Самовары изготавливали из различных металлов: латуни, красной и зеленой меди, мельхиора. Изготовление самоваров процесс достаточно трудоёмкий.
5. Формы самоваров были разнообразные и имели достаточно интересные названия: "банка", "ваза", "шар", "груша", "яйцо", "жёлудь".
6. Самовар – это металлический сосуд, внутри которого вертикально установлена труба, от топки до конфорки. Топка находится в нижней части самовара, через решётку в трубе создаётся тяга. В топку закладывали угольки, мелкие щепочки, от которых аромат чая был особенно неповторим.
7. Самовар вошёл в каждый дом и стал символом добра и домашнего уюта. В доме у нас появился брат Самовара- Пых-Пых.
8. По результатам опроса учащихся 3-х классов по анкете «Отношение к самовару» было решено создать буклет «Интересное о самоваре», с краткими сведениями о самоваре.
Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что моя гипотеза относительно того, что самовар олицетворяет мир и гармонию в семье, домашний уют и тепло, полностью подтвердилась.
Специально для моей исследовательской работы бабушка достала старый электрический самовар, и мы устроили незабываемое семейное чаепитие. И теперь я с полной уверенностью могу сказать, что самовар помогает создать тёплый нравственный климат между людьми; привить умение оказывать знаки внимания, говорить добрые слова, проявлять лучшие качества личности.
Список использованной литературы
1. Волкова С.В. Русские самовары в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Художественные собрания СССР.- М.: Советский художник,1986. - 208 с.
2. Калиничев С., Бритенкова Л. Самовары России. М.: Хоббт Пресс, 2010. – 400с.
3. Хармс Д. Иван Иваныч Самовар. М.: Махаон, 2010. – 32 с.
4. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
http://samovar.holm.ru Всё о самоваре
http://vashsamovar.ru Ваш самовар
http://www.samovaroff.net Самовар
http://www.ru-dachniki.ru Самовар на Русской даче
http://www.kultura-rf.ru История и культура России
Приложение 1.
Схема строения самовара






