Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 г. Бикина Бикинского муниципального района Хабаровского края
Исследовательская работа
Тема: «Негативное влияние повышенной концентрации углекислого газа на живой организм»
Выполнили: ученицы 11 класса МБОУ СОШ №6: Алферова Александра, Бессонова Алена, Дульцева Алена, Троянова Виктория Руководители: Кожухаренко В.И. учитель биологии МБОУ СОШ №6 Балыкова Е.М., учитель химии МБОУ сош№6 |
г. Бикин. 2013 г.
Оглавление
Введение 3
I. Основная часть 5
1. Обзор литературы. 5
2. Выделение углекислого газа человеком. 5
3. Влияние излишней концентрации углекислого газа. 6
4. Влияние повышенной концентрации углекислого газа на организм школьника, на качество учебы и активность школьников. 6
5. Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений. 7
II. Методика исследования 11
III. Результаты исследований 15
Заключение 22
Список литературы. 23
Приложение 27
Введение
"Грязь" можно не замечать, но впоследствии придется за беспечность расплачиваться с врачами.
Школа №6 г. Бикина построена по старому типовому проекту 1959г. Котельная располагается непосредственно в здании школы. Приходя на уроки химии и биологии, мы обратили внимание на большое скопление сажи не только на окнах, но и на партах и учительском столе. Когда мы входим в данный кабинет, то практически всегда чувствуем, что здесь тяжелее дышится, чем снаружи. Хочется сказать «не хватает кислорода». Это неверно — кислорода более чем достаточно, но в помещении повысилась концентрация углекислого газа. Что происходит при этом с нашим организмом? Насколько это вредно? Влияет ли расположение котельной непосредственной близости с данным кабинетом?
Поэтому исследование влияния повышенной концентрации СО2 для школьников в настоящее время являются актуальными
Проблема заключается в том что расположение котельной не соответствует современным нормам пожарной безопасности и СаНПиН
Гипотеза: повышенная концентрация углекислого газа оказывает негативное влияние на живой организм, снижает успеваемость учащихся.
Объектом данного исследования стала школьная среда «Средней общеобразовательной школы № 6».
Предмет исследования: повышенная концентрация СО2.
Цель исследовательской работы: доказать, что повышенная концентрация углекислого газа, как следствие неправильного расположения котельной, оказывает негативное влияние на живой организм.
Задачи:
Изучить и обработать теоретический материал о влиянии углекислого газа на живой организм.
Провести исследования с целью выявления изменения физического состояния педагогов и учащихся.
Выяснить, как повышенная концентрация углекислого газа влияет на уровень внимания учащихся.
Выяснить путем эксперимента какое влияние оказывает повышенная концентрация углекислого газа на живой организм.
Методы исследования: диагностика, эксперимент.
Место исследования: Хабаровский край, г. Бикин, МБОУ СОШ №6, кабинет химии и биологии, кабинет физики
Время исследования: февраль,2013 учебный год.
Основная часть
Обзор литературы.[2.16.24]
Формирование внутренней среды помещений связано с уровнем загрязнения атмосферного воздуха и внутренними источниками. Анализируя научную литературу по анализу воздуха в рабочих помещениях котельных, были установлены основные загрязнители. Наиболее распространенными загрязнителями воздуха в жилище являются формальдегид, летучие органические соединения, оксид углерода, оксиды азота, оксид серы, сажа.
Число токсичных веществ, присутствующих в воздушной среде жилых помещений, колеблется от 45 до 70.
Остается добавить, что "грязь" можно не замечать, но впоследствии придется за беспечность расплачиваться с врачами. Не лучше ли заранее предотвратить неприятности?
Выделение углекислого газа человеком.[4.7]
Известно, что один человек в спокойном состоянии за один час потребляет 20-30 л кислорода с выделением 18-25 л углекислого газа. В выдыхаемом человеком воздухе углекислого газа содержится в 100 раз больше, чем в чистом атмосферном воздухе. Зная это, становится понятным, почему газ, который входит в обменные процессы человеческого организма, при определенных обстоятельствах может нанести ему вред. Последние исследования западных ученых показывают, что углекислый газ в помещении является веществом, которое даже в невысоких концентрациях может пагубно отразиться на здоровье и работоспособности человека. Концентрация углекислого газа в чистом атмосферном воздухе 0,04%. Для сравнения, типичный уровень СО2 в атмосфере мегаполисов – 0,06-0,08%, и это именно тот воздух, который подает вентиляция в помещения.
Влияние излишней концентрации углекислого газа.[1.7.18]
Излишняя концентрация углекислого газа в воздухе может приводить к негативным изменениям в крови и моче человека и ДНК человека. Ученые выяснили, что углекислый газ даже в невысоких концентрациях, негативно влияет на клеточную мембрану человека и может приводить к таким биохимическим изменениям в организме, как увеличение PСО2, увеличение концентрации ионов бикарбоната, ацидоз и др. По своему воздействию углекислый газ так же токсичен для человека, как двуокись азота (NО2) Повышенная концентрация углекислого газа влияет на здоровье человека, поскольку под его воздействием снижается рН крови, что ведет к ацидозу, минимальным эффектом последствием ацидоза является состояние перевозбуждения и умеренная гипертензия. По мере возрастания степени ацидоза появляется сонливость и состояние беспокойства. Одним из следствий этих изменений является уменьшение желания проявлять физическую активность и получать от этого удовольствия. Под воздействием углекислого газа уже при концентрации углекислого газа (СО2) выше 800 ррм наблюдается рост количества маркеров окислительного стрессы в ДНК, причем количество маркеров напрямую связано со временем нахождения человека в помещении.
Влияние повышенной концентрации углекислого газа на организм школьника, на качество учебы и активность школьников.[14.19]
Углекислый газ в школьном классе повышает заболеваемость и снижает успеваемость учащихся. Особое внимание следует уделить качеству воздуха, которым дышать дети в классах, концентрация углекислого газа (СО2) в воздухе классной комнаты может увеличиться в несколько раз к концу занятия. У детей, обучающиеся в классах с высокой концентрацией углекислого газа, часто наблюдается тяжелого дыхания, отдышка, сухой кашель и ринит, эти дети имеют ослабленную носоглотку. Рост концентрации углекислого газа (СО2) в помещении приводит возникновению приступов астмы у детей-астматиков. Из-за повышения концентрации углекислого газа в школах и высших учебных заведениях увеличивается число пропуска уроков учащимися по болезни. Респираторные инфекции и астма являются основными заболеваниями в таких школах.
Повышенная концентрацию углекислого газа в классе негативно влияет на результаты учебы детей, снижает их работоспособность. Проблема повышенной концентрацию углекислого газа характерна так же и для детских садов, причем наиболее сильно уровень СО2 повышается в спальнях детских садов В докладе о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002г.) отмечено, что в структуре заболеваемости детей в возрасте доминируют болезни органов дыхания.
Доктор медицинских наук Борис Ревич считает, что «в российских классах трудно дышать из-за пластиковых окон, которые устанавливают при ремонте школ. Комната, закрытая пластиком, превращается в закупоренную камеру, и углекислый газ в таких условиях может превышать нормативы во много раз. Однако в нашей стране данных по этой тематике практически нет, и работы по этой проблеме не ведется».
Гигиенические требования к воздушной среде учебных заведений.[29.30]
Гигиенические свойства воздушной среды определяются не только ее химическим составом, но и физическим состоянием: температурой, влажностью, давлением, подвижностью, напряжением электрического поля атмосферы, солнечной радиацией и др. Для нормальной жизнедеятельности человека огромное значение имеет постоянство температуры тела и окружающей среды, что оказывает влияние на равновесие процессов теплообразования и теплоотдачи. Высокая температура окружающего воздуха затрудняет отдачу тепла, что приводит к повышению температуры тела. При этом учащаются пульс и дыхание, нарастает утомляемость, падает работоспособность. Также затрудняет теплоотдачу и усиливает потоотделение пребывание человека в условиях повышенной относительной влажности. При низких температурах наблюдается большая потеря тепла, что может привести к переохлаждению организма. При повышенной влажности воздуха и низкой температуре опасность переохлаждения и простудных заболеваний значительно повышается. Кроме того, потеря тепла организмом зависит от скорости движения воздуха и самого организма (езда на открытой машине, велосипеде и т. д.).
В воздухе содержатся примеси разного происхождения: пыль, дым, различные газы. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей, животных и жизнедеятельности растений.
Микроклимат школьных помещений. Микроклиматом называют совокупность физико-химических и биологических свойств воздушной среды. Для школы эту среду составляют ее помещения, для города – его территория и т. д. Гигиенически нормальный воздух в школе – важное условие успеваемости и работоспособности учеников. При длительном пребывании в классе или кабинете 35–40 учеников воздух перестает отвечать гигиеническим требованиям. Изменяются его химический состав, физические свойства и бактериальная загрязненность. Все эти показатели резко возрастают к концу уроков. Косвенным показателем загрязнения воздуха в закрытых помещениях является содержание углекислого газа. Предельно допустимая концентрация (ПДК) углекислого газа в школьных помещениях составляет 0,1 %, но уже при меньшей его концентрации (0,08 %) у детей младших возрастов наблюдается снижение уровня внимания и сосредоточенности. Наиболее благоприятными условиями в классе являются температура 16–18 °C и относительная влажность 30–60 %. При этих нормах дольше всего сохраняется работоспособность и хорошее самочувствие учащихся. В спортивном зале, рекреационных помещениях, мастерских температура воздуха должна поддерживаться на уровне 14–15 °C. Расчетные нормы объема воздуха на одного ученика в классе (так называемый воздушный куб) обычно не превышают 4,5–6 куб. м. Но, чтобы в воздухе класса в течение урока концентрация углекислого газа не превышала 0,1 %, ребенку 10–12 лет требуется около 16 куб. м воздуха. В возрасте 14–16 лет потребность в нем увеличивается до 25–26 куб. м. Эта величина названа объемом вентиляции: чем старше ученик, тем она больше. Для обеспечения указанного объема необходима трехкратная смена воздуха, что достигается вентиляцией (проветриванием) помещения.
Естественная вентиляция. Приток наружного воздуха в помещение ввиду разности температуры и давления через поры и щели в строительном материале или через специально проделанные проемы называют естественной вентиляцией. Для проветривания классных комнат по такому типу используют форточки и фрамуги. Последние имеют преимущество перед форточками, так как наружный воздух через открытую фрамугу поступает сначала вверх, к потолку, где согревается и теплым опускается вниз. При этом находящиеся в помещении люди не переохлаждаются и ощущают приток свежего воздуха. Фрамуги можно оставлять открытыми во время занятий даже зимой. Площадь открытых форточек или фрамуг не должна быть меньше 1/50 площади пола класса – это так называемый коэффициент проветривания. Проветривание классных комнат должно проводиться регулярно, после каждого урока. Наиболее эффективным является сквозное проветривание, когда во время перемены одновременно открываются форточки (или окна) и двери класса. Сквозное проветривание позволяет за 5 мин снизить концентрацию СО2 до нормы, уменьшить влажность, количество микроорганизмов и улучшить ионный состав воздуха. Однако при таком проветривании в помещении не должно быть детей. Особое внимание уделяется проветриванию кабинетов, химических, физических и биологических лабораторий, где после проведения опытов могут оставаться ядовитые газы и пары.
Анализируя сведения о состоянии здоровья учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», нами установлено, что ими было пропущено по причине хронических и острых заболеваний в среднем около недели учебных занятий.
Причины снижения уровня здоровья многообразны: это отягощенная наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Однако влияние школы, где учащиеся проводят большую часть своего времени, на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Здоровье детей – это общая проблема педагогов, медиков и родителей. Однако решить проблему невозможно без участия самих учащихся. Школьники должны проанализировать и изменить к лучшему свой образ жизни, стать активными участниками решения проблем состояния окружающей среды.
Методика исследования
1.Диагностика
Экспериментальная группа:
10 учащихся 11Г класса МБОУ СОШ № 6, группа здоровья основная
2 педагога постоянно работающих в данном кабинете- 1 этаж правое крыло
2 педагога работающих в отдаленных кабинетах от котельной (кабинет физики, географии)- 3 этаж левое крыло
Место исследования: кабинет химии и биологии, кабинет физики.
Время исследования: февраль (среда 1-2 неделя).
Цель: выяснить, как изменяется физическое состояние учителей и учащихся школы в течение дня в помещении с повышенной концентрацией углекислого газа.
1.Исследование показателей артериального давления, пульса и остроты зрения у педагогов школы
Оборудование:
Электронный тонометр
Таблица для определения остроты зрения ( мед. кабинет)
Ход работы:
Снятие частоту сердечных сокращений, с помощью электронного тонометра.
Измерение артериального давления.
Выявления остроты зрения.
2.Исследование показателей артериального давления, уровня внимания и остроты зрения у учащихся школы
Оборудование:
Электронный тонометр
Таблица для определения остроты зрения ( мед. кабинет)
Тест на определение уровня внимания
Ход работы:
Снятие частоту сердечных сокращений, с помощью электронного тонометра.
Измерение артериального давления.
Выявление остроты зрения.
Выявление с помощью теста изменения уровня внимания
3. Замеры углекислого газа, кислорода, влажности и температуры в помещении.
Цель: установить соответствия содержания углекислого газа, кислорода, влажности и температуры в классной комнате нормам установленным СанПин.
Оборудование:
Датчики измерения: содержания углекислого газа, температуры, влажности и содержания кислорода.
Ход работы:
Производим замеры углекислого газа температуры, влажности и содержания кислорода в течение недели
2. Эксперимент.
1 Определение массы сажи в течение 3-х недель.
Цель: выявить массу сажи на единицы площади классного кабинета.
Оборудование:
Дистиллированная вода
Чашки для выпаривания
Весы электронные
Электрическая плитка
Химические стаканы
Предметные стёкла
Ход работы: (методика сбора сажи)
Берем предметные стекла площадью 56.25 см2 , массой 29.3г.
Закладка стекла происходит на разное время: первое стекло на 7 дней, второе- 14 дней, третье- 21 день.
Эксперимент закладывается в трех повторностях: на окне в лаборатории, на окне в кабинете, на холодильнике в лаборатории.
Определить массу осевшей сажи путем взвешивания на электронных весах на формуле: m сажи= m стекла с навеской –m чистого стекла
2.Влияние углекислого газа на скорость фотосинтеза.
Цель: изучать влияние СО2 на интенсивность фотосинтеза.
Оборудование:
Дырокол
Стаканчики
Раствор питьевой соды 0,5%-ный
Кипяченая вода
Медицинские шприцы с цилиндром 10 мл
Стеклянные трубки
Лампа на 100 W
Листья растений (Хлорофитум).
Ход работы:
Дыроколом из листа сделали высечки и инфильтрировали их водой.
Инфильтрированные высечки поместили по шесть штук в стаканчик с водой, обогащенной СО2 , с кипяченой водой, с водой из под крана. Температура воды должна быть 250С.
Поместили стаканчики на одинаковое расстояние от лампы. Сделали 2-3 повторности.
Высечки всплывают в разное время в зависимости от количества СО2 в результате накопления в межклетниках кислорода, образующегося при фотосинтезе. Высечки, находящиеся в кипяченой воде, не должны всплывать. Мерой интенсивности фотосинтеза служит время, прошедшее с момента установки стакана с инфильтрированными высечками на свет до всплывания 50% высечек.
Результаты исследований
Диагностика Цель: выяснить, как изменяется физическое состояние учителей и учащихся школы в течение дня в помещении с повышенной концентрацией углекислого газа.
1.Исследование показателей артериального давления, пульса и остроты зрения у исследуемых педагогов школы
Таблица №1. Показатели артериального давления и пульса у исследуемых педагогов школы
Показатели | № урока | 1* | 2* | 3** | 4** |
Данные А.Д. | 1 | 120/83 | 161/109 | 120/78 | 138/97 |
3 | 133/102 | 168/110 | 118/75 | 132/94 |
6 | 153/87 | 170/110 | 124/83 | 135/90 |
Пульс | 1 | 76 | 72 | 65 | 98 |
3 | 80 | 72 | 70 | 83 |
6 | 102 | 73 | 75 | 88 |
*учителя, работающие в кабинете с наибольшей концентрацией углекислого газа
**учителя, работающие в отдаленных от котельной кабинетах
Вывод: повышенная концентрация СО2 в классной комнате приводит к повышению артериального давления у педагогов постоянно работающих в данном помещении, следовательно негативно влияет на физическое состояние организма.
Таблица №2. Изменения состояния внешней оболочки глаза и остроты зрения в течение учебного времени (1-6 уроки) у исследуемых педагогов.
№ учителя | урок | Показатели |
1* | 1 | Нормальное состояние внешней оболочки глаза |
6 | Появление гиперемии глаза, снижается острота зрения |
2* | 1 | Нормальное состояние внешней оболочки глаза |
6 | Появление гиперемии глаза, снижается острота зрения |
3** | 1 | Нормальное состояние внешней оболочки глаза |
6 | Нормальное состояние внешней оболочки глаза |
4** | 1 | Нормальное состояние внешней оболочки глаза |
6 | Нормальное состояние внешней оболочки глаза |
*учителя, работающие в кабинете с наибольшей концентрацией углекислого газа
**учителя, работающие в отдаленных от котельной кабинетах
Вывод: нахождение частиц сажи в воздухе кабинета негативно влияет на состояние глаз у педагогов, работающих в данном кабинете. Впоследствии, приводит к развитию заболевания – конъюнктивит.
Исследование показателей артериального давления, уровня внимания и остроты зрения у учащихся школы.
Таблица №1. Показатели артериального давления, уровня внимания у учащихся школы.
Показатели | №урока | 1 ученик | 2 ученик | 3 ученик | 4 ученик | 5 ученик | 6 ученик |
Артериальное давление. | 1 | 100/72 | 111/96 | 108/86 | 117/74 | 107/58 | 102/60 |
6 | 102/72 | 96/62 | 122/80 | 119/80 | 100/55 | 107/67 |
Уровень внимания | 1 | 73% | 92% | 92% | 96% | 80% | 68% |
6 | 68% | 79% | 80% | 84% | 69% | 58% |
Вывод: повышенная концентрация СО2 и снижение уровня О2 вызывает незначительное изменения физиологических показателей у учащихся это объясняется тем что молодой организм наиболее вынослив и устойчив к негативным воздействиям, но в то же время наблюдается значительное снижение уровня внимания.
Таблица №2. Изменения остроты зрения в течение учебного времени (1-6 урок)
Строка/ № ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 | 1 | 6 |
1 (0.3) | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
2 (0.4) | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
3 (0.5) | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
4 (0.6) | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
5 (0.7) | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
6 (0.8) | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
7(0.9) | н | о | н | н | н | н | н | н | н | н | н | о | н | н | н | н | н | о | н | н |
8 (1) | н | о | н | н | н | н | н | н | н | о | н | о | н | о | н | н | н | о | н | о |
Вывод: наблюдались временное снижение остроты зрения за счет повышенной утомляемости в результате повышенного содержания углекислого газа и низкого показателя кислорода.
Замеры углекислого газа, кислорода, влажности и температуры в помещении.
Цель: установить соответствия содержания углекислого газа, кислорода, влажности и температуры в классной комнате нормам установленным СанПин.
Таблица №1. Содержание углекислого газа и кислорода в кабинете химии и биологии.
Дата | Время замеров | Углекислый газ | Кислород |
Показатели, ppm (норма 400-600) | После проветривания, ppm | Показатели, % (норма 19%) | После проветривания, % |
19.02.13 | 11-30 | 1050.3 | 471,2 | 12.49 | 12.89 |
20.02.13 | 11-45 | 1252.4 | 290.5 | 12.62 | 12.86 |
21.02.13 | 12-00 | 1125.8 | 321.7 | 12.53 | 12.87 |
22.02.13 | 11-30 | 1078.1 | 420.6 | 12.43 | 12.85 |
23.02.13 | 11-45 | 1167.9 | 529.8 | 12.75 | 13.13 |
25.02.13 | 11-50 | 1030.5 | 422.4 | 12.80 | 12.98 |
26.02.13 | 12-00 | 2016.6 | 920.4 | 12.48 | 12.62 |
27.02.13 | 11-30 | 1503.9 | 625.7 | 12.41 | 12.77 |
Средние показатели | 1278,2 | 500.3 | 12.56 | 12.87 |
Таблица №2. Динамика изменений влажности и температуры после проветривания в кабинете химии и биологии.
Дата | Время замеров | Влажность | Температура |
Показатели, % (норма 25%) | После проветривания,% | Показатели, оС (норма 20-22оС) | После проветривания, оС |
19.02.13 | 11-30 | 24.2 | 19.4 | 25.7 | 18.8 |
20.02.13 | 11-45 | 23.3 | 19.9 | 25 | 13.5 |
21.02.13 | 12-00 | 23.7 | 19.6 | 25.3 | 15.2 |
22.02.13 | 11-30 | 23.5 | 20.6 | 23.5 | 12.4 |
23.02.13 | 11-45 | 21.3 | 19.7 | 24.7 | 16.5 |
25.02.13 | 11-50 | 24.7 | 20.4 | 23.7 | 13.7 |
26.02.13 | 12-00 | 27 | 22.1 | 24 | 14.3 |
27.02.13 | 11-30 | 28.4 | 23.7 | 25.7 | 18.2 |
Средние показатели | 24.5 | 20.6 | 24.7 | 15.3 |
Таблица №3. Содержание углекислого газа и кислорода в кабинете физики.
Дата | Время замеров | Углекислый газ | Кислород | Влажность | Температура |
Показатели, ppm (норма 400-600) | Показатели, % (норма 19%) | Показатели, % (норма 25%) | Показатели, оС (норма 20-22оС) |
19.02.13 | 11-30 | 450.4 | 18.1 | 23.7 | 21.7 |
20.02.13 | 11-45 | 486.8 | 19.6 | 24.4 | 21.9 |
21.02.13 | 12-00 | 562.9 | 17.5 | 25.1 | 20.2 |
22.02.13 | 11-30 | 621.6 | 18.9 | 25.6 | 19.8 |
23.02.13 | 11-45 | 584.7 | 20.6 | 24.8 | 21.4 |
25.02.13 | 11-50 | 425.4 | 19.9 | 25.3 | 22.1 |
26.02.13 | 12-00 | 673.7 | 18.7 | 25.9 | 20.9 |
27.02.13 | 11-30 | 556.1 | 18.2 | 26.2 | 20.2 |
Средние показатели | 545.2 | 18.9375 | 25.125 | 21.025 |
Вывод: содержание углекислого газа в кабинете химии и биологии втрое превышает норму. Проветривание существенно снижает концентрацию углекислого газа, уменьшает влажность воздуха и понижает температуру в помещении, однако содержание углекислого газа после проветривания восстанавливается до прежних показателей за короткое время. Уровень кислорода остается низким, практически не изменяется. В тоже время температура и влажность воздуха, содержание углекислого газа и кислорода в кабинете физики отвечает нормам.
2. Эксперимент.
1. Определение массы сажи в течение 3-х недель.
Цель: определение, количества сажи на различных поверхностях в кабинете вблизи котельной
Таблица №1 Определение массы сажи (г)
Поверхности\Период | 7 дней | 14 дней | 21 день |
Окно в лаборатории | 0.32 | 0.41 | 0.47 |
Окно в кабинете | 0.99 | 1.08 | 1.18 |
Холодильник в лаборатории | 0.81 | 0.95 | 1.4 |
Вывод: наибольшее скопление сажи наблюдается на окне в кабинете, следовательно, содержание частиц сажи в кабинете выше, чем в лаборатории.
2.Влияние углекислого газа на скорость фотосинтеза.
Цель: изучить влияние СО2 на интенсивность фотосинтеза.
Таблица № 1. Результаты эксперимента.
№ образца | Серия 1, t | Серия 2,t | Серия 3,t | Средние показатели |
1(вода, обогащенная СО2) | 3 | 2-30 | 2-45 | 2-45 |
2(водопроводная вода) | 5-30 | 5 | 4-50 | 5-10 |
3(вода кипяченая) | ----------- | ----------- | ---------- | ------------ |
Вывод: повышенная концентрация углекислого газа повышает интенсивность процесса фотосинтеза в растениях.
Заключение
Основываясь на научной литературе и собственных диагностических исследований и экспериментов, мы пришли к выводу:
Несоответствие расположения котельной МБОУ СОШ №6 с новыми нормами пожарной безопасности и СаНПиН, приводит к нарушению микроклимата в кабинете химии и биологии (СО2, О2, влажность, температура);
Повышенная концентрация углекислого газа оказывает негативное влияние на физические показатели, а также косвенно снижает уровень внимания и остроту зрения учащихся;
Согласно новым положениям СаНПиН в классных комнатах запрещено нахождение комнатных растений. Экспериментальным путем мы доказали необходимость наличия в данном кабинете комнатных растений, т.к. с повышенной концентрацией углекислого газа интенсивность процесса фотосинтеза увеличивается примерно в два раза, что может привести к частичному решению проблемы дефицита кислорода.
На основание выше изложенного мы разработали рекомендации:
Выход с данной проблемой в органы муниципалитета по вопросу переноса котельной за пределы здания школы;
Проветривание классной комнаты каждый час в течении 15 минут;
Регулярная влажная уборка помещения;
Озеленение кабинетов комнатными растениями, не вызывающими аллергические реакции;
Не рекомендуется длительное нахождение в данном кабинете учащихся с хроническими заболеваниями органов дыхания.
Список литературы.
Аковецкий В.Г., Парамонов А.Г. «Топогеодезическое обеспечение месторождений нефти и газа» Кн. 1: Методические
основы. Кн. 2: Технологические основы/Санкт-Петербург, 2007 г.- 876 с.
Бармин И. В., И. Д. Кунис, «Сжиженный природный газ вчера, се2009ня, завтра»/Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2009 г.- 256 с.
Баутин С. П., «Аналитическая тепловая волна»/Москва, ФИЗМАТЛИТ, 2003 г.- 88 с.
Бызова Ю. Б., «Дыхание почвенных беспозвоночных»/Москва, КМК, 2007 г.- 336 с.
Гончаренко И. А., «Правовое регулирование налогообложения разработки месторождений нефти и газа в Российской Федерации и зарубежных странах»/Москва, Статут, 2009 г.- 208 с.
Гусейнзаде М.А., «О характере изменения основных параметров течения жидкости и газа в сложной трубопроводной системе»/ Москва, 2005 г.- 120 с.
Данилов А. А., «Автоматизированные газораспределительные станции». Справочник/ Москва, Химиздат, 2004 г.- 544 с.
Долгоносов А. М., «Модель электронного газа и теория обобщенных зарядов для описания межатомных сил и адсорбции»/ Москва, Либроком, 2009 г.- 176 с.
Дмитриевский А. Н., А. Н. Дмитриевский. Избранные труды в 7 томах. Том 1. «Системный подход в геологии. Теоретические и прикладные аспекты»/ Москва, Наука, 2008 г.- 456 с.
Дмитриевский А. Н., А. Н. Дмитриевский. Избранные труды. В 7 томах. Том 2. «Фундаментальные проблемы наук о Земле» /Москва, Наука, 2009 г.- 460 с.
Дорошенко Е. В., Покрепин Б. В., Покрепин Г. В., «Специалист по ремонту нефтяных и газовых скважин»/Санкт-Петербург, Ин-фолио, 2009 г.- 288 с.
Другов Ю. С., А. А. Родин, «Газохроматографический анализ природного газа»/Москва, Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.- 176 с.
Закожурников Ю. А., «Подготовка нефти и газа к транспортировке»/Москва, Ин-фолио, 2010 г.- 176 с.
Закожурников Ю. А., «Транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа»/Москва, Ин-фолио, 2010 г.- 432 с.
Закожурников Ю. А., «Хранение нефти, нефтепродуктов и газа»/Москва, Ин-фолио, 2010 г.- 432 с.
Казьмин Виктор, «Ваши лекари - комнатные растения»/ Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2008 г.- 160 с.
Карнаухов М. Л., В. Ф. Кобычев, «Справочник мастера по подготовке газа»/Москва, Инфра-Инженерия, 2009 г.- 256 с.
Лойцянский Л. Г., «Механика жидкости и газа»/Москва, Дрофа, 2003 г.- 840 с.
Мареева С. Ю., «Правовой режим освоения месторождений нефти и газа, пересекаемых разными видами границ»/Москва, Нестор Академик Паблишерз, 2006 г.- 160 с.
Маскет М., «Течение однородных жидкостей в пористой среде»/Москва, Институт компьютерных исследований, 2004 г.- 640 с.
Петрухин В. В., С. В. Петрухин, «Справочник по газопромысловому оборудованию»/ Санкт-Петербург, Инфра-Инженерия, 2010 г.- 928 с.
Скурин Л.И.,» Маршевый и параллельный алгоритмы интегрирования уравнений Навье-Стокса для газа и жидкости: Монография»/Москва, 2004 г.- 168 с.
Селезнев В. Е., Г. С. Клишин, В. В. Алешин, С. Н. Прялов, В. В. , «Численный анализ и оптимизация газодинамических режимов транспорта природного газа»/Санкт-Петербург, Едиториал УРСС, 2003 г.- 224 с.
Шорников Е. А., «Расходомеры и счетчики газа, узлы учета»/Санкт-Петербург, Политехника, 2003 г.- 136 с.
Чирсков В. А., В. Е. Шутов, «Колебания систем трубопроводного транспорта нефти и газа»/ Санкт-Петербург, Недра-Бизнесцентр, 2009 г.- 248 с.
Арьюн Чаудхури, «Эмоции и рассудок. Их влияние на поведение потребителя»/ Москва, Группа ИДТ, 2007 г.- 256 с.
Бернер Г. Я., «Технология очистки газа за рубежом». Справочник/ Санкт-Петербург, Новости теплоснабжения, 2006 г.- 262 с.
Батлер Р. М., «Горизонтальные скважины для добычи нефти, газа и битумов»/Москва, Институт компьютерных исследований, НИЦ "Регулярная и хаотическая, 2010 г.- 536 с.
Бьорн Ломборг, «Глобальное потепление. Скептическое руководство»/ Санкт-Петербург, Питер, 2008 г.- 208 с.
Кэрролл Джон, «Гидраты природного газа»/Санкт-Петербург, Премиум Инжиниринг, 2007 г.- 318 с.
Нейланд В. Я., В. В. Боголепов, Г. Н. Дудин, И. И. Липатов, «Асимптотическая теория сверхзвуковых течений вязкого газа»/Санкт-Петербург, ФИЗМАТЛИТ, 2004 г.- 456 с.
Ола Дж., А. Гепперт, С. Пракаш, «Метанол и энергетика будущего. Когда закончатся нефть и газ»/Санкт-Петербург, Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.- 416 с.
Хайн Норман Дж., «Геология, разведка, бурение и добыча нефти»/Санкт-Петербург, Олимп-Бизнес, 2008 г.- 752 с.
Приложение
Приложение № 1
Влияние концентрации углекислого газа в помещении на здоровье человека
Уровень СО2 (ppm) | Качество воздуха и его влияние на человека |
Атмосферный воздух 300- 400 ppm | Идеальный уровень для здоровья человека |
400-600 ppm | Нормальное качество воздуха |
До 600 ppm | Уровень, рекомендованный, для спален, детских садов и школ |
600-800 ppm | Появляются единичные жалобы на качество воздуха |
800-1000 ppm | Более частые жалобы на качество воздуха. |
Выше 1000 ppm | Общий дискомфорт, слабость, головная боль, проблемы с концентрацией внимания. Растет число ошибок в работе. Начинаются негативные изменения в ДНК. |
Выше 2000 ppm | Может вызвать серьезные отклонения в здоровье людей. Количество ошибок в работе сильно возрастает. 70% сотрудников не могут сосредоточиться на работе |
Приложение № 2
Влияние повышенного содержания углекислого газа в помещении на организм человека
Приложение № 3
Методика проверки зрения
Отодвиньтесь от экрана на 1 метр, сядьте ровно, голову не наклоняйте и не щурьтесь. Число вначале строки, которую Вы полностью видите, и будет являться остротой Вашего зрения. Хочу обратить внимание, что фраза «полностью вижу» означает, что Вы можете без напряжения, не всматриваясь прочитать все буквы в данной строке.
Для того, чтобы провести более точную проверку зрения можно использовать таблицу Сивцева. Эта таблица обычно применяется в кабинетах у окулистов для проверки зрения с пяти метров. При проверке зрения таблица должна быть хорошо освещена. Например, если Вы повесили ее на стену над рабочим столом, то направьте в момент проверки зрения на таблицу настольную лампу.
Стандартно проверяют зрение с расстояния пяти метров. Для этого расстояния справа у каждой строки указана острота зрения. Если у Вас нет возможности отойти от таблицы на пять метров, Вы можете осуществлять проверку с расстояния 2,5 метра, но при этом значения остроты зрения справа около каждой строки нужно будет поделить на два. Т. е. если Вы с 2,5 метров видите самую нижнюю строку таблицы, около которой написано «v = 2,0», то на самом деле острота Вашего зрения составляет единицу или 100% от нормы.
Часто спрашивают, что означают цифры слева от каждой строки. Например, слева у последней строки написано «D = 2,5». Так вот, это написано расстояние, с которого Вы должны видеть данную строку при 100% зрении, т. е. при зрении на единицу. Обратите внимание, у третьей строки снизу стоит «D = 5,0», а «v = 1,0». Т. е. если Вы видите с расстояния 5 метров третью строку снизу, то Ваше зрение составляет единицу или 100% от нормы.
Также хочу обратить внимание, что первая строка таблицы Сивцева имеет «D = 50». Т. е. Вы буквы такого размера должны видеть с расстояния 50 метров при 100% зрении. А с пяти метров это соответствует зрению «v = 0,1» или 10% от нормы. Так вот, размер букв первой строки составляет примерно 7 сантиметров, и это примерно соответствует размеру цифр на номерных знаках автомобилей. Таким образом, номерные знаки автомобилей на улице Вы должны видеть с расстояния 50 метров при 100% зрении. Помните, что зрение у людей не является фиксированной величиной, очень сильно плавает в течение дня и зависит от множества факторов, таких как утомление глаз, утомление и напряжение психики, стрессы и так далее. Также результаты измерения очень сильно зависят от таких факторов как освещенность, блики, т. п. Поэтому предложенные способы измерения остроты зрения являются оценочными.
Также хочу подчеркнуть, что если у Вас зрение оказалось ниже 100%, это совсем не повод бежать и заказывать очки или контактные линзы. Очки и контактные линзы очень вредны для глаз, т. к. лишают их возможности вернуться в норму к 100% зрению.
Помните, что у большинства людей, и это подтверждено многочисленными исследованиями, острота зрения очень сильно меняется в течение дня. Одни люди хорошо видят в первой половине дня, и не очень во второй, другие идеально видят во второй, но не очень хорошо в первой. Острота зрения очень сильно зависит от внутреннего состояния человека. Если научиться управлять своим внутренним состоянием, то можно таким образом управлять и остротой своего зрения.
Еще одно типичное заблуждение состоит в том, что если Вы видите более чем на 100%, т. е. с пяти метров, к примеру, самую нижнюю строку таблицы, которая соответствует остроте зрения 2,0 или 200%, то у Вас якобы дальнозоркость. Это в корне неверно! У вас просто идеальное зрение, в два раза лучше, чем у среднестатистического человека со 100% зрением! Этому нужно радоваться, а не бежать к доктору. А дальнозоркость — это совсем другое. Это невозможность увидеть хорошо вблизи, с расстояния 30 сантиметров и менее. К возможности хорошо видеть вдаль это никакого отношения не имеет.
Если Вам неудобно вешать таблицу проверки зрения с дальнего расстояния на стену, то можно воспользоваться таблицей, которую предлагает на своих занятиях Мирзакарим Санакулович Норбеков. По данной таблице проверка осуществляется с расстояния вытянутой руки. Это приблизительно от 0.5 до 0.7 метра. Проверьте, какое расстояние получается именно у Вас, потому что от этого будет зависеть результат измерения.
Нижняя строка данной таблицы имеет размер символов 1 мм. Это соответствует 100% зрению при расстоянии до таблицы 0.7 метра. При расстоянии до таблицы 0,5 метра нижняя строка таблицы будет соответствовать остроте зрения 70% от нормы. Все это вычисляется несложными пропорциями. Необходима провести проверку это измерить линейкой размер символов каждой строки, определить расстояние, с которого Вы производите проверку, и применить пропорцию исходя из того, что с расстояния 5 метров 100% зрение считается для символов размером 7 мм. Можно это записать в виде формулы:
v = (d/d0) * (h0/h), где d0 = 5 метров, а h0 = 7 миллиметров, d — расстояние, с которого производится проверка в метрах, h — размер символов в строке в миллиметрах, для которой рассчитывается значение остроты зрения, v — расчетная острота зрения в условных единицах.
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8
1