Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района
Алтайского края
филиал МБОУ «Поспелихинская СОШ №1»
Хлеборобская СОШ
Муниципальный конкурс исследовательских работ
для дошкольников и младших школьников
«Продвижение – первая ступень»
Номинация: 3 класс
НЕСКУЧНОЕ РИСОВАНИЕ
(некоторые способы нетрадиционного рисования)
Автор: Фоминых Елизавета, 3 класс, филиал
МБОУ «Поспелихинская СОШ №1»
Хлеборобская СОШ
Руководитель: Веснина Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов, филиал МБОУ «Поспелихинская СОШ №1»
Хлеборобская СОШ
п. Хлебороб, 2024г.
Оглавление
Введение……………………………………………………… 2-3 стр.
1.Теоретическая часть………………………………………. 4-6стр.
1. Типы художественных красок
2. Традиционные и нетрадиционные техники рисования
2. Практическая часть………………………………………… 6- 9стр.
2.1.Разные виды штампования. Пальчиковое рисование 6-8
2.2. Рисование ладошкой 6
2.3. Штампование осенними листьями 6
2.4. Рисование с помощью поролоновой губки 7
2.5. Рисование с помощью пластиковой бутылки 7
2.6. Рисование ватными палочками 8
2.7. Монотипия 9
3. Техники рисования с необычными материалами…………… 9- 13
3.1. Набрызг 9
3.2. Пластилинография 10
3.3. Рисование солью и клеем ПВА 10
3.4. Рисование с помощью металлической губки 10
3.5. Граттаж 11
3.6. Негатив 11
3.7. Рисование одноразовой вилкой 12
3.8. Рисование втулкой от туалетной бумаги 12-13
3.9. Рисование на наждачной бумаге. 13
Мастер- класс с одноклассниками 13
4. Эксперимент. Техника рисования кошачьей лапкой 14
5. Заключение…………………………………………………… 15 стр.
6. Список литературы…………………………………………….... 16 стр.
7. Приложения……………………………………………………….17-36стр.
Введение
Мне всегда нравилось рисовать, это помогает мне занять себя в свободное время. В детском садике мы рисовали с воспитателями, в школе нас учит рисованию учитель, а с сентября 2023 года я начала посещать художественную школу в селе Поспелиха. Мне хочется научиться чему - то новому и необычному в рисовании.
Мой классный руководитель говорит, что рисование раскрывает творческие способности человека, а у творчества нет предела.
Мы привыкли рисовать красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками и у меня возникло желание узнать, а чем ещё можно рисовать?
Мой учитель меня поддержала, и мы вместе решили изучить разные нетрадиционные техники рисования и создать демонстрационный альбом из моих рисунков для уроков рисования.
Актуальность моей работы я вижу в том, что нетрадиционные техники рисования помогают человеку раскрыть творческие возможности, создавая красивые рисунки, не имея художественных навыков
Гипотеза исследования: я предполагаю, что в нетрадиционных техниках рисования можно использовать разные подручные предметы для рисования, что такое рисование увлекает человека, развивает фантазию и творческие способности человека.
Цель работы: научиться создавать рисунки при помощи нетрадиционных техник рисования
Задачи работы:
- изучить нетрадиционные техники рисования
-создать рисунки, используя нетрадиционные способы рисования
- провести мастер- класс с одноклассниками, используя технику нетрадиционного рисования
- оформить демонстрационный альбом с рисунками по нетрадиционным способам рисования
Предмет исследования: техники рисования
Объект исследования: рисунки
Методы исследования:
- обобщения и систематизации информации;
- наблюдения;
- сравнения и эксперименты.
Формы работы:
- поиск информации в сети Интернет;
- Проведение мастер – класса с одноклассниками;
- создание презентации и демонстрационного альбома для ребят
Практическая значимость: полученные знания помогут мне расширить представления о разных способах рисования, а созданный демонстрационный альбом может быть использован на уроках
рисования учителем, как наглядное пособие.
Период работы над темой: работа рассчитана на 6 месяцев
Понятийный аппарат
Техника живописи - совокупность приёмов использования художественных материалов и средств.
Теоретическая часть
1. Типы художественных красок
Технологии рисования пастелью, акварелью, темперой и маслом в изобразительном искусстве относятся к традиционным техникам рисования. С 15 века становится популярной техника живописи масляными красками; в 20 веке появляются синтетические краски: акриловые, виниловые и другие.
В живописи используют 5 основных видов красок:
· акварельные;
· гуашевые;
· масляные;
· акриловые;
· темперные.
Акварель относится к группе клеевых красок, она прозрачная, легко берётся на кисть и ложится на бумагу, но при высыхании теряет насыщенность цвета
Гуашь яркая, водорастворимая и непрозрачная краска. Она быстро высыхает без использования разбавителей. С ее помощью можно легко перекрасить темные участки в светлые и наоборот. После высыхания краски цвета становятся несколько светлее.
Масляные краски созданы на основе разных масел, но чаще всего льняного. Рисовать масляными красками можно на холсте, загрунтованной бумаге и дереве. Масляные картины со временем не выцветают. Масляные краски позволяют создавать объемные произведения и обладают высокой стойкостью к выцветанию. Недостаток масла – длительный период высыхания.
Акриловые краски созданы на основе полимерных веществ, которые защищают работу прочной и плотной плёнкой. Современная, простая, красивая акриловая краска наносится на любые поверхности даже без предварительной подготовки. Для работы подходят бумажные, деревянные, стеклянные, металлические и тканевые поверхности. Акриловые краски быстро высыхают, оттенки получаются красочными и сочными. После высыхания акрил не выцветает, не выгорает на солнце и не смывается водой, но после высыхания немного темнеет.
Темперные - самые старые краски. Белок или желток используется как связующий материал. Темперные краски быстро высыхают, их нельзя смыть водой, и они долговечны. Для темперной живописи можно использовать картон, бумагу, холст, фанеру, МДФ и другие виды полотна
1.2. Традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Традиционные техники рисования
К традиционным техникам рисования относятся:
- рисование простым карандашом
- рисование цветными карандашами
- рисование фломастерами
- рисование гуашью
- рисование с помощью трафарета
- рисование восковыми мелками.
Традиционное рисование учит человека правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками. Учит различать цвета и рисовать разные формы.
Нетрадиционное рисование привлекает тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою технику рисования. Такое рисование доставляет множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Нетрадиционные техники рисования очень привлекательны для детей, потому что с их помощью можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков.
Существует много техник нетрадиционного рисования и каждая из них, это как увлекательная игра.
Нетрадиционные техники рисования помогают человеку стать более уверенным в своих творческих способностях.
2. Практическая часть
2.1. Разные виды штампования
Материалы для штампов могут быть самыми разнообразными: штампы из овощей, собственные пальчики и ладошки, штампы из поролона, осенние листья, донышко пластиковой бутылки и многие другие предметы.
Рисование штампами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Пальчиковое рисование
Очень простая техника рисования, при которой на пальчик наносится краска и с его помощью создаётся рисунок. При таком рисовании можно задействовать как один, так и разные пальчики.
Мой совет: при таком рисовании важно наносить более густую краску на пальчик для получения хорошего нерасплывчатого оттиска.
Приложение 1.
2.2 Рисование при помощи ладошки.
Относится к простой технике рисования, при которой гуашь наносится на ладошку кисточкой и выполняется оттиск на альбомном листе. Потом с помощью кисточки рисунок добавляется нужными элементами, превращая ладошку в любой предмет: дерево или животное. У меня получился дракончик.
Мой совет: важно быстро наносить густую краску на ладошку для получения хорошего отпечатка ладошки.
Приложение 2.
2.3 Штампование с помощью осенних листьев
Я создавала рисунок осеннего леса с помощью осенних листьев. Подобрала разные по форме и размеру осенние листья и составила композицию. Потом наносила гуашь с помощью широкой кисти на осенний лист и прикладывала на альбомный лист, придавливала ладонью и аккуратно поднимала. Также я создавала рисунок девушки- осени, выполняя штампы осенних листьев на платье.
Мой совет: важно хорошо нанести густой слой гуаши на выбранный лист и придавить ладонью, чтобы отпечаток получился чётким с прожилками листа.
Приложение 3.
2.4. Штампование с помощью губки
Из губки я вырезала небольшую ёлочку. Затем губку макала в зелёную гуашь и прикладывала в разные части альбомного листа. Этот штамп нужно хорошо придавить ребром ладони, чтобы получился отпечаток всей ёлочки. Потом свой рисунок дополнила снегом с помощью другой губки и гуаши белого цвета. Так у меня получился рисунок заснеженного леса.
Мой совет: при таком виде штампования нужно сразу нанести хорошее количество гуаши на губку, чтобы все её участки были заполнены, и тогда этой краски хватит на штампование нескольких ёлочек.
Приложение 4.
2.5. Штампование дном пластиковой бутылки
На альбомный лист с помощью кисточки и гуаши зелёного цвета нарисовала стебель с двумя листочками, затем выемное дно пластиковой бутылки обмакивала в гуашь и прикладывала к листу, немного поворачивая бутылку влево и вправо, чтобы рисунок был слегка объёмным. Дно бутылки можно обмакивать в гуашь, а можно с помощью кисточки наносить гуашь на выемные участки дна бутылки. При создании рисунка я наносила разные цвета гуаши для штампования одного цветка, чтобы создать ему объём.
Мой совет: при таком штамповании надо наносить густую гуашь на выемные участки бутылки, чтобы оттиск был чётким и не размытым.
Приложение 5.
2.6. Рисование ватными палочками
Рисовать ватными палочками достаточно просто и интересно, для более объёмного рисунка я взяла несколько ватных палочек, которые связала. Кисточкой нарисовала модель ствола дерева с веточками, затем окунала ватные палочки в разные гуашевые краски и примакивала их вокруг веточек нарисованного дерева. Другими ватными палочками изобразила тучки и травяной покров под деревом. Несложный рисунок получился ярким и красочным.
Мой совет: при таком виде рисования нужно брать средней густоты гуашь, чтобы она не расплывалась и не смешивалась при штамповании.
Приложение 6.
2.7. Монотипия
Монотипия происходит от греческого monos — один и tupos — отпечаток.
Это простая техника рисования любыми красками. Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другой.
Я взяла альбомный лист и сложила его пополам по вертикали. Затем развернула и достаточно быстро нарисовала гуашью ствол и крону дерева на одной половине листа. Далее нужно сложить по сгибу лист и хорошо прогладить ладонью рисунок и аккуратно развернуть. На второй стороне листа останется симметричный отпечаток рисунка. Так получается целостное изображение предмета. Если при складывании не все участки рисунка хорошо отпечатались, то можно ещё раз нанести краску и сложить лист, а потом кисточкой дорисовать недостающие элементы рисунка.
Мой совет: при таком виде рисования нужно брать много краски средней густоты и быстро её наносить на задуманный рисунок.
Приложение7.
.
3. Техники рисования с необычными материалами
3.1. Набрызг с помощью зубной щётки
Я выполняла трафаретный набрызг, он немного сложнее, чем просто выполнять хаотичный рисунок. Я положила трафарет на альбомный лист и с помощью зубной щётки, на которую наносила гуашь, делала набрызг при помощи остро заточенной палочки. Чтобы набрызг был на выбранном участке трафарета, я закрывала листами бумаги, оставшуюся часть альбомного листа и другие элементы трафарета. Здесь важно правильно набирать краску на щётку, чтобы с неё не капали большие капли краски. Для меня это было немного сложно и с первого раза не получился красивый набрызг, а при повторном набрызге, я чувствовала себя более уверенней. Так у меня получилась красивая композиция танцующих девушек.
Мой совет: краску на зубную щётку нужно наносить по всей длине щетинок в небольшом количестве и совершать набрызг нужно движениями палочки по всей длине о зубную щётку.
Приложение 8.
3.2. Пластилинография
Рисовать можно и пластилином. Для этого я взяла лист плотного картона и пластилин. Нужно согревать в руках небольшие кусочки пластилина и наносить их как краску на лист, рисуя, таким образом, задуманный вами рисунок. Пальчиками аккуратно растягивать мягкий пластилин и при необходимости его добавлять на рисунок. Здесь важно следить за тем, чтобы пластилин ложился ровным слоем без пробелов. Это достаточно увлекательное рисование.
Мой совет: следить за толщиной наносимого слоя пластилина, чтобы рисунок получился объёмным.
Приложение 9.
3.3. Рисование солью и клеем ПВА
Для своего рисунка я взяла цветной картон и нарисовала гуашью горы. Затем нанесла жидкий клей ПВА на горные вершины и посыпала их мелкой солью. Затем клеем нарисовала облака и присыпала солью. Пока я дополняла свой рисунок недостающими деталями мой рисунок подсох и лишнюю соль я аккуратно стряхнула на газету. У меня получился замечательный рисунок!
Мой совет: соль брать лучше мелкого помола, клей наносить хорошим слоем, чтобы соль хорошо в него впиталась.
Приложение 10.
3.4. Рисование с помощью металлической губки
Альбомный лист делим горизонтально пополам. На верхнюю часть листа широкой кистью наносим голубой цвет - небо и пока краска не высохла, рисуем металлической губкой, совершая круговые движения.
Потом наносим на нижнюю часть листа коричневую краску и также работаем металлической губкой.
Даём краске высохнуть, и рисуем основу дерева с наклонившимися ветвями в сторону, будем рисовать дерево в ветреную погоду. Затем набираем гуашь на металлическую губку и начинаем ее прижимать к листу вокруг веток. Этой же губкой примакиваем внизу листа, изображая траву.
Рисунок получается интересным и немного объёмным из-за неровно высохнувшей гуаши.
Мой совет: гуашь для рисования брать густую, чтобы металлическая губка хорошо оставляла на ней свой рисунок.
Приложение 11.
3.5. Граттаж
Для начала надо приготовить основу: на альбомный лист в хаотичном порядке наносим восковыми мелками фон, а затем покрываем этот фон чёрной гуашью и даём высохнуть.
На приготовленный лист я положила шаблон попугая и сначала процарапала вилкой его контур, а потом процарапывала рисунок внутри контура.
Мой совет: для красоты и объёмности рисунка процарапывать нужно, чередуя тонкие и толстые линии.
Приложение 12.
3.6. Негатив
Для создания такого рисунка нужно взять белый и чёрный картон и склеить их вместе. Затем наносим рисунок, я это делала с помощью копирки, положив шаблон бабочки на стыке белого и чёрного листа.
Теперь аккуратно тонкой кисточкой на белом фоне рисуем контур бабочки чёрной гуашью, а на чёрном фоне этот контур белой гуашью.
Получается очень красивый контрастный рисунок в технике негатив.
Мой совет: рисовать тонкой кисточкой и наносить краску на рисунок два раза, потому что картон впитывает ее и цвет теряется.
Приложение 13.
3.7. Рисование одноразовой вилкой.
Для создания этого рисунка я использовала новогодние мотивы. Кисточкой нарисовала веточку по диагонали альбомного листа, затем макала одноразовую вилку в гуашь и рисовала иголочки ели по контуру веточки. Затем с помощью кисточки дорисовала недостающие детали: ёлочные игрушки.
Мой совет: одноразовую вилку лучше брать с длинными зубчиками, при рисовании её держать у основания вилки и гуашь разводить средней густоты.
Приложение 14.
3.8. Рисование втулкой от туалетной бумаги
Я решила нарисовать ёлку картонной втулкой от туалетной бумаги. Для начала я её обрезала наполовину, чтобы было удобно работать. Затем на альбомном листе простым карандашом обозначила большой треугольник- модель ёлки. На одноразовую тарелочку выложила зелёную, жёлтую, синюю гуашь по форме круга, в которую поочерёдно окунала втулку и рисовала ёлочку. После высыхания с помощью гуаши и кисти дорисовала недостающие детали: гирлянду, снег под ёлкой.
Мой совет: держать втулку не сминая края, чтобы круг получался ровным, гуашь брать средней густоты.
Приложение 15.
3.9 Рисование на наждачной бумаге
Рисунки на наждачной бумаге получаются бархатистыми, потому что наждачная бумага чуть просвечивает под нанесенными на нее штрихами, а мелки на наждачной бумаге оставляют яркий цвет.
Я взяла шаблон бабочки и обвела его чёрным восковым карандашом без особого нажима, затем внутри прорисовала все недостающие элементы. Для раскрашивания бабочки выбрала яркие цвета, чтобы они не сливались с цветом наждачной бумаги. При раскрашивании нужно помнить, что рисунок по форме и цвету на крыльях бабочки должен совпадать.
Мой совет: для яркости рисунка нужно применять сильный нажим на восковой карандаш.
Приложение 16.
Мастер – класс с одноклассниками
После того, как я сама познакомилась с техникой рисования на наждачной бумаге, я провела мастер- класс с одноклассниками, на котором познакомила их с этой интересной техникой рисования. Ребята были в восторге, потому что у них получились разные яркие рисунки.
Приложение 17.
3.10. Рисование мятой газетой
Смятой газетой буду рисовать сирень в вазе.
На альбомном листе нарисую вазу с помощью кисти и гуаши, и дам рисунку подсохнуть. Затем возьму лист газеты и сомну его в руках, разворачивать этот смятый лист не нужно. Хорошо обмакну смятый лист в синюю гуашь и буду примакивать вокруг вазы в виде неровного круга. Когда немного подсохнет, то кисточкой дорисую крупные листья сирени. Рисунок готов!
Мой совет: брать 1\4 часть газеты и средней густоты гуашь. Для красоты можно смешать синюю и фиолетовую краски.
Приложение 18.
4. Эксперимент. Техника рисования кошачьей лапкой
Во время рисования нетрадиционным способом дома рядом со мной находился мой котёнок. А что если создать рисунок с помощью его лапки?
Ведь я рисовала своим пальчиком. Интересно, а какой рисунок получится интересней: моим пальчиком или кошачьей лапкой?
Я обмакивала кошачью лапку в разные цвета гуаши и примакивала её на альбомном листе. Сначала котёнок вёл себя спокойно, но потом ему не очень нравилось, что я каждый раз вытирала его лапку о влажную салфетку, но рисунок получился интересным.
Приложение 19.
Заключение
В результате проделанной работы я получила много полезных знаний о нетрадиционных техниках рисования, а также большое удовольствие от рисунков, которые получались, на мой взгляд, очень красивыми и необычными, провела мастер-класс со своими одноклассниками (приложение 20), оформили с учителем творческую выставку моих работ и создали демонстрационную папку для уроков рисования. Цель моего исследования достигнута и все задачи, которые я поставила перед собой, выполнены.
Я пришла к таким выводам:
- Нетрадиционные способы рисования интересны тем, что в качестве инструментов для создания рисунка можно использовать любые подручные средства.
- Работа с нетрадиционными техниками рисования вызывает радостное настроение и снимает страх перед процессом рисования.
- Нетрадиционные способы рисования помогают развивать фантазию и творческие способности человека.
Моё желание изучить нетрадиционные техники рисования заинтересовало моих одноклассников, которые вместе со мной увлеклись необычным рисованием и убедились, что такие техники просты, доступны и интересны.
Конечно, я изучила не все техники нетрадиционного рисования и в моих планах продолжить знакомство с увлекательным миром рисования.
Хочу выразить большую благодарность своему учителю и наставнику Ларисе Сергеевне Весниной за её уроки, за знания, которыми она щедро с нами делится и своей маме Ольге Игоревне Фоминых за поддержку и веру в меня.
Интернет ресурсы:
https://masterkrasok.ru/posts/vidy_krasok_dlya_zhivopisi
https://artrue.ru/articles/kraski-dlya-risovaniya-raznovidnosti.html
https://ogivitel-art.com/vidy-hudozhestvennyh-krasok/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/12/13/traditsionnye-i-ne-traditsionnye-tehniki-risovaniya
Приложения
Приложение 1.
Разные виды штампования. Пальчиковое рисование
Приложение 2.
Разные виды штампования. Рисование ладошкой.
Приложение3.
Разные виды штампования. Рисование осенними листьями
Приложение 4.
Разные виды штампования. Рисование поролоновой губкой
Приложение 5.
Разные виды штампования.
Рисование донышком пластиковой бутылки
Приложение 6.
Разные виды штампования. Рисование ватными палочками
Приложение 7.
Разные виды штампования. Монотипия
Приложение 8.
Техники рисования необычными материалами
Набрызг зубной щёткой
Приложение 9.
Техники рисования необычными материалами
Пластилинография
Приложение 10.
Техники рисования необычными материалами
Рисование солью и клеем ПВА
Приложение 11.
Техники рисования необычными материалами
Рисование металлической щёткой для посуды
Приложение 12.
Техники рисования необычными материалами
Рисование втулкой туалетной бумаги
Приложение 13.
Техники рисования необычными материалами
Граттаж
Приложение 14.
Техники рисования необычными материалами
Рисование одноразовой пластиковой вилкой
Приложение 15.
Техники рисования необычными материалами
Негатив
Приложение 16.
Техники рисования необычными материалами
Рисование смятой газетой
Приложение 17.
Техники рисования необычными материалами
Рисование на наждачной бумаге
Приложение 18.
Мастер – класс с одноклассниками. Рисование на наждачной бумаге
Приложение 19.
Эксперимент. Рисование кошачьей лапкой.
Приложение 20.
Выставка творческих работ «Нетрадиционные техники рисования»
Автор: Фоминых Елизавета
27