Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Малая академия наук «Искатель»
Направление:
«Литература»
«О БАБЕ ЯГЕ»
Работу выполнила:
Постоюк Влада,
ученица 4 класса
МБОУ «Новоивановская средняя школа»
Черноморский р., Республика Крым
Научный руководитель:
Яценко Инна Викторовна
учитель начальных классов,
МБОУ «Новоивановская средняя школа»
Черноморский р., Республика Крым
г. Симферополь - 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Характеристика образа Бабы Яги…………………………………………...4
1.2. Образ Бабы –Яги в художественной литературе, в искусстве.……...........8
1.3. Образ Бабы-Яги в устном народном творчестве.………………………11
1.4. Секреты Бабы-Яги.………………………………………………………….12
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...16
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….17
Введение
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
Кто не знает Бабу Ягу? Вряд ли такой человек найдется. Детей с раннего детства пугают этой страшной старухой в ступе, которая может прилететь ночью и унести непослушных детей. Баба-Яга – сказочное создание, которое существовало на границе двух «пространств»: мира живых и мира мертвых.
Почему же меня заинтересовала Баба Яга. Да потому что в разных сказках её образ может меняться. Временами она – злобная ведьма – налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, – и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной. Так кто же она, эта загадочная старушка? Мне захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.
Цель работы – определение роли Бабы Яги в художественной литературе (в волшебных сказках) и в искусстве: добрая старушка или злая ведьма.
Объект исследования – Баба-Яга в художественной литературе (в волшебных сказках) и в искусстве.
Предмет исследования – роль Бабы Яги в художественной литературе (в волшебных сказках) и в искусстве.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Изучить литературные энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.
Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках.
Изучить происхождение имени сказочного персонажа Баба Яга.
Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.
Проанализировать и обобщить полученные данные.
Наше предположение (гипотеза): я считаю, что Баба Яга – злая ведьма, поскольку:
она всем вредит;
создаёт на пути трудности;
Баба Яга похищает детей;
может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть;
у неё страшный внешний вид, её боятся дети.
Методы исследования:
анализ литературных и исторических источников информации;
сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;
беседы с одноклассниками и взрослыми.
обобщение полученных данных.
Исследовательская работа состоит из введения, теоретической, практической части, заключения, списка используемой литературы
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Характеристика образа Бабы Яги
Обратимся к самому выражению «Баба Яга». Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница. Во многих губерниях России старушку, помогавшую при родах, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделённого особыми умениями, силами, мудростью.
Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.
Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя – отрицательный персонаж.
Двойственность образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках.
Так, во многих сказках Баба-Яга похожа на ведьму.
«Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).
Ездит в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).
У неё необычная чаще всего – костяная нога.
«Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога» («Иван – Быкович»).
Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.
…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)
…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.
(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.
Далее это впечатление усиливается описанием её жилища.
Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)
…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)
…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот — ноги человечьи, вместо запоров — руки, вместо замка — рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)
...стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)
Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.
Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. (В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».)
Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.
Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.
Избушка Бабы Яги повёрнута всегда к лесу – миру «тёмных сил». Чтобы попасть в избушку – надо её повернуть «к лесу задом – к себе передом», т.е. повернуть к миру живых. Избушка без окон, без дверей: как и всякому захоронению, они не нужны. Ножки именно «курьи». «Кур» - петух - издревле символ времени, а оно тесно связано с вечностью.
Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа, в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.
… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)
…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)
Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понукает, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)
Отрицательным оказывается и отношение к Бабе Яге её окружающих.
…Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
-Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси - лебеди»)
…А кот ей в ответ:
- Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! («Баба Яга»)
Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.
Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.
В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире.
Обратимся к поступкам Бабы Яги.
В сказках «Гуси - лебеди», «Баба-яга и Заморышек» - Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси - лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»).
Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею отыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).
Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.
…Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)
…-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её также как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба-яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист - ясный сокол»), «девица» («Гуси - лебеди»), «голубчик» («Заколдованная королевна»).
С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».
Образ Бабы –Яги в художественной литературе, в искусстве.
Одна из ярчайших героинь русского народного фольклора то и дело мелькает перед нами в мультфильмах, на страницах любимых детских книг, в художественном кино.
По мнению учёного А.Н.Афанасьева, волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:
1) Яга–воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она избивает его до полусмерти. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Ее «рать-сила несметная»
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)
…Приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. («Баба-яга и Заморышек»)
2) Яга – похитительница – в сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
…В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси - лебеди»)
3) Яга–советчица. Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре:
…Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время. («Василиса Премудрая»)
4) Яга – повелительница сил природы и животного мира (повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем).
… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:
- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько
( «Баба Яга»)
… Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. («Василиса Прекрасная»)
…-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)
5) Яга–покровительница (взявшая героя под свою опеку, следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.
…Но я тебе помогу. Вот тебе серебряное блюдечко и золотое яичко.
(« Финист - ясный сокол»)
6) Яга–дарительница (одаривающая героя различными предметами или существами–помощниками).
…-Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце. Бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая. (« Финист - ясный сокол»)
5) Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей, тетка.
…- Ткешь ли ты, племяннушка, ткешь ли, милая?
- Тку, тетушка, тку, милая! («Баба Яга»)
Как мы видим, привычный образ злой старухи разрушается. И можно уже сделать вывод, что Баба Яга – положительный персонаж.
Кроме русских народных сказок, Баба-Яга встречается и в авторских сказках, фильмах и мультфильмах. Какой предстает Баба-Яга в них?
Морозко.
Золотые рога.
Новогодние приключения Маши и Вити.
Книга мастеров.
мультфильмы:
Летучий корабль.
Ивашка из дворца пионеров.
Домовёнок Кузька в гостях у Бабы-Яги.
Ну, погоди! (выпуск 16).
Добрыня Никитич и Змей Горыныч.
Бабка Ёжка и другие.
авторские сказки:
1.Э. Успенский. Вниз по волшебной реке.
2.К. Матюшкина. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане.
3.А.Ремизов. Светящиеся черепа.
4.Е. Шварц. Два клёна.
«Баба Яга в современных авторских сказках, фильмах и мультфильмах»
Название мультфильма/фильма | Поступок Бабы Яги | Плохой или хороший поступок |
Морозко | Хотела погубить героев | Плохой |
Золотые рога | Похитила дочерей Евдокии и превратила их в ланей | Плохой |
Новогодние приключения Маши и Вити | Хотела съесть Машу и Витю | Плохой |
Летучий корабль | Сказали заклинание | Хороший |
Ивашка из дворца пионеров | Хотела съесть Ивашку | Плохой |
Домовёнок Кузя | Заботилась о Кузе | Хороший |
Ну, погоди! | Веселила героев | Хороший |
Бабка Ёжка и другие | Заботилась о девочке, которую нашла | Хороший |
Книга мастеров | Дала живую воду | Хороший |
Добрыня Никитич и Змей Горыныч | Хотела погубить Забаву | Плохой |
Э.Успенский. Вниз по волшебной реке | Помогла главным героям | Хороший |
К.Матюшкина. Веники еловые или приключения Вани в лаптях и сарафане | Помогла главным героям | Хороший |
А.Ремизов. Светящиеся черепа | Хотела погубить девочку | Плохой |
Е. Шварц. Два клёна | Заколдовала сыновей Василисы работницы | Плохой |
В авторских сказках Баба-Яга совсем другая. Здесь характер её стал мягче: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. С особой симпатией Баба-Яга относится к детям. И больше она похожа на добрую деревенскую бабушку, чем на злую колдунью. Пример этому – авторская сказка Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Здесь Баба Яга не только приютила Митю, но и отправилась вместе с ним спасать царство.
В мультфильме «Летучий корабль» их много. Это весёлые поющие бабульки. Таким образом, Баба-Яга творит множество добрых дел.
Образ Бабы-Яги в устном народном творчестве.
Образ Бабы-Яги встречается и в жанре устного народного творчества.
Наряду с народными и авторскими сказками о Бабе Яге известны дразнилки. В них отмечаются действительные и мнимые недостатки людей, которых хотят высмеять, осудить в них пороки или просто обидеть в отместку за причинённое зло, подразнить. Например:
Бабка Ежка
Костяная ножка,
По улице шла,
Рубль нашла,
Побежала на лужок
И купила пирожок!
*
Бабка Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!
*
Баба Яга,
На лбу рога,
Высунь бородавки,
Дам тебе пиявки!
*
Баба Яга,
На лбу рога,
Выглянь из избушки,
Дам кусок лягушки!
Секреты Бабы-Яги.
Старые женщины всегда были хранительницами народной мудрости. И Баба Яга, живущая в уединении и согласии с природой, сумела до наших дней донести многовековые знания народа. Если прочесть сказки правильно, можно увидеть, что матери посылали к ней своих дочерей вовсе не для того, чтобы их съели. Девочки проходили у Яги настоящий курс разных женских премудростей: учились прясть, ткать, готовить.
Кроме того, Баба Яга была известной целительницей. Во многих сказках говорится, что она сажала детей на лопату, чтобы изжарить в печи. Но это не вся правда. У маленьких детей есть такая болезнь «сухота», или «собачья старость». В прежние времена, чтобы вылечить ребенка, его обмазывали тёплым тестом, сажали на лопату и быстро трижды засовывали в натопленную печь. Баба Яга отлично знала этот народный метод и вылечила немало
деревенских детишек. Впрочем, дети и сейчас не очень любят ходить к докторам, поэтому понятен их страх перед Бабой Ягой.
О том, что Яга занималась врачеванием, свидетельствуют её инструменты. Пест и ступа всегда использовались в медицине для измельчения различных корешков в порошок и изготовления лекарств. А уж кто, как не Яга понимала толк в волшебных травах и корешках, ягодах и грибах?!
Одним словом, Баба Яга — настоящий кладезь знаний.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучив литературу по данному вопросу мне стало интересно, а что думают ученики о Бабе Яге? Я решила провести опрос среди учащихся параллели. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?
Анализ результатов исследования
1. Оказалось, что на вопрос «Кто такая Баба Яга?» дети отвечали:
Это сказочный персонаж;
Это старая колдунья, которая ест детей, похожа на кикимору;
Это добрая, хитрая чародейка, летающая на метле.
Взрослые отвечали:
Это сказочный вымышленный персонаж;
Это нечисть, старая, злая ведьма, повелительница зверей.
А ещё, что это одинокая бабушка, которую никто не любит.
Как видим мнения и у детей и у взрослых совпадают
2. 11 детей считают Бабу Ягу доброй, а взрослые только 5. 6 ребят считают Бабу Ягу злой, а взрослых аж 9. следовательно, дети более милосердны.
3. В ответах на вопрос «Где живет Баба Яга?» дети и взрослые были единодушны: лес, опушка, болото – это постоянное место жительства, живет в избушке на курьих ножках, вдали от людей, на границе живых и мертвых.
4. В ответах на вопрос «Чем занимается Баба Яга?» и ребята и взрослые также были единодушны. Она колдует, летает на ступе. Метле, похищает, варит и ест детей, варит зелья.
5. «Как выглядит костяная нога?» дети и взрослые дали почти одинаковые объяснения. Это кость без мяса, кожи или куриная нога, или деревянная палка, поэтому она хромает. Также одна моя одноклассница подметила, что это просто поговорка, а ноги нет.
На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
- Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
- Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
- Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса.
Баба Яга настолько интересный персонаж, что её даже ставят памятники. Как вы знаете, памятники ставят великим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма. Выводы:
– Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;
– она может быть разной – и доброй, и злой;
– часто она помогает герою, спасает его;
– Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.
Но всё-таки, Баба-Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.
Оказалось, что Баба Яга всегда разная. У нее много ролей, много всегда видов. Она бывает и доброй, и злой. С ее помощью учат маленьких детей слушаться родителей. Рассказывают нам о том, что доброта, ум, вежливость и смелость помогают не только дойти до цели, но и остаться в живых, остаться человеком. Сама Баба Яга совсем не милая старушка, а все же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. В народных сказках она чаще пугающая, страшная. А в современности ее чаще представляют доброй старушкой, помощницей героев.
-Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
-Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.
Моя гипотеза частично подтвердилась в том, что Баба Яга злая, а в остальном я была права.
Благодаря своему исследованию я узнала много нового и интересного.
ЛИТЕРАТУРА
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.
Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. - М: Детская литература, 1988г. - 176 с.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.
Энциклопедия сверхъестественных существ. Локид-МИФ, Москва, 2000 г.
А что вы хотели от Бабы-яги: Елена Никитина — Москва, Альфа-книга, 2014 г.- 384 с.
Азбука Бабы Яги: Андрей Усачев — Санкт-Петербург, Росмэн-Пресс, 2013 г.- 64 с.
Инстинкт Бабы-Яги. Продюсер козьей морды: Дарья Донцова — Санкт-Петербург, Эксмо, 2014 г.- 576 с.
Новые сказки Бабы-Яги: Елена Пучкова — Москва, Флюид ФриФлай, 2014 г.- 44 с.
Сказки Бабы-Яги: Елена Пучкова — Санкт-Петербург, Флюид ФриФлай, 2014 г.- 56 с.
http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок
http://ww.paganism.ru/babayagahtm - о происхождении образа
http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml - тематические статьи по теме
http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm- картинки
http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm - о славянских мифах
http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm - о суевериях и обрядах.
П
РИЛОЖЕНИЕ (СЛАЙДЫ)