СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Образ национального героя в опере"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по изучению опер русских композиторов с исторической точки зрения. Образ героя оперы как национального героя.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Образ национального героя в опере"»

Городской научно-практический марафон «Шажок в науку»

III этап










Секция истории /музыки



Образ национального героя в русской опере

исследовательская работа








Выполнена

ученицей 3 «А» класса

МОУ «СОШ № 222»

Горбачёвой Юлией


Руководитель:

учитель начальных классов

МОУ « СОШ № 222»

Рябушева Елена Юрьевна









г. Заречный 2021г.


Оглавление

Введение 3

Основная часть:

Понятия «опера», «кантата» и др. 4

Русская историческая опера 4

Герой оперы – герой нашего Отечества. ...................................................................4-5

Герои нашего времени 6

Заключение 6

Литература и источники 7

Приложения 8-11






















Введение


На уроке музыки мы знакомились с оперой как жанром музыкального искусства. Примером послужило произведение М.И. Глинки «Иван Сусанин». Оказалось, что основой сюжета является реальное событие нашей истории. Мне стало интересно, какие ещё исторические личности нашей страны стали героями известных опер и почему. Соотносятся ли понятия «герой России» и «герой оперы»? Есть ли сегодня среди нас люди, достойные быть героями оперы?

Цель:

Исследовать связь исторических личностей, национальных героев и персонажей известных опер русских композиторов.


Задачи:

  • Определить понятия «опера», «герой оперы», «исторический герой» и другие сопутствующие.

  • Исследовать степень осведомлённости о понятиях «исторический герой» и «герой оперы» учеников МОУ «СОШ № 222».

  • Рассмотреть наличие проблемы понимания и выбора героев нашего времени.

  • Выяснить потребность в просвещении школьников по тематике героизма, героев России.

  • Определить действия по расширению исторического и музыкального кругозора школьников.

  • Составить буклет «Образ национального героя в русской опере».


Гипотеза:

Герои нужны каждой эпохе. Знание исторических персонажей опер поможет правильно оценивать героизм жителей современного мира.


Методы исследования:

  1. Анкетирование (ученики 3-х классов)

  2. Выборка и анализ различных данных из Интернет-ресурсов.

  3. Беседа.

  4. Создание проекта.




Объект исследования: герои крупных музыкальных произведений русских композиторов


Предмет исследования: героизм в музыке и в современном мире


Сроки исследования: декабрь 2020 г. – март 2021 г.








Основная часть

I Понятия

О́пера — музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия.

Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Либретто – текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме.

Геро́й (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести, либо главное действующее лицо литературного/ музыкального произведения.

II Русская историческая опера

Опера возникла в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Считается, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 г. на сюжет древнегреческого мифа. И уже в конце XVII-начале XVIII в. начали складываться основные разновидности оперы: опера Seria (большая серьёзная опера) и опера Buffa (комическая опера).

Впервые в России опера была поставлена в 1736 г. итальянскими оперными труппами. Первую оперу на русском языке создали в 1755 г., и в России постепенно складывалось своё оперное творчество. Основоположником русской национальной оперы считается М.И. Глинка.

Героика – важная тема в творчестве многих отечественных композиторов. Образ национального героя ярко воплощается в опере и кантате, где музыка находится в прямом «диалоге» с литературой и театром. Музыка обладает силой и непосредственностью эмоционального воздействия. А поясняет и конкретизирует исторические события художественный текст и драматический спектакль.

Мы рассмотрели сочинения, которые признаны этапными в истории музыки, в которых образ национального героя воспет и правдиво, и самобытно, и мастерски. А именно: оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», А.П. Бородина «Князь Игорь», оперы С.С. Прокофьева «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке» и кантату «Александр Невский».

Мы составили историческую хронологию появления личностей, что стали героями перечисленных произведений и сопоставили время написания опер и кантаты (см. Приложение 2). Такая ретроспектива – от оперы «Князь Игорь», к кантате «Александр Невский», к операм «Иван Сусанин», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке» – подводит к рассуждениям: «Кто он – герой истории, воспетый в звуках?»

III Герой оперы – герой нашего Отечества

1.В основе оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» (премьера в 1890г.) лежит сюжет памятника древнерусской литературы «Слова о полку Игореве». «Слово» рассказывает о походе князя Игоря Святославовича Новгород-Северского в 1185 году против половцев, которые регулярно нападали на русские селенья. Композитора вдохновила та любовь, с которой в поэме говорится о родной земле и ее защитниках, та боль, с которой описываются бедствия родины, та радость, с которой повествуется о благополучном возвращении главного героя из плена. А.П. Бородин создает всецело положительный образ князя Игоря - правителя, военачальника и супруга. Игорь говорит, что ему велят идти в поход долг и честь. Даже враг относится к князю с уважением. Очень ярок образ княгини Ярославны – верной, мудрой и любящей жены Игоря. Герои оперы, собрали в себе лучшие черты русского народа. В основе звуковой стороны оперы лежат интонации народных песен – русских и восточных. В результате идея народного патриотизма наполняется особой философской глубиной и ёмкостью.

2.Следующий интереснейший пример музыкальной интерпретации образа национального героя – кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский». Историческое событие, представленное в произведении, относится к XIII веку. Общеизвестно, что на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище – победоносная битва русского князя Александра Невского с войском Ливонского ордена. Кантата о событиях 1242 года для меццо-сопрано, хора и оркестра на слова поэта Владимира Луговского и композитора Сергея Прокофьева появилась в 1939 году. Годом ранее на экран вышел одноименный фильм советского режиссера Сергея Эйзенштейна. Музыка к фильму, принадлежавшая С.С. Прокофьеву, и стала основой кантаты. Фильм и музыка к нему, получившие всенародное признание, стали ещё более актуальны с началом Великой Отечественной войны, поднимая тему борьбы с захватчиком. Как отмечают исследователи творчества С.С. Прокофьева, «зримость» образов – характерная черта его стиля. Поразительная способность С.С. Прокофьева улавливать и передавать в звуках голоса людей, их жесты, движения проявляется максимально. В результате образы русских показаны многопланово и контрастно. Это и мелодии спокойного, величавого характера («Песня об Александре Невском»). И героические, волевые темы (хор «Вставайте, люди русские»). И лирические песенные распевы (тема «На Руси родной»). И скорбный плач («Мертвое поле»). Финал же кантаты с включением колоколов и мощным звучанием оркестра близок к гимнам. Сквозь далекие исторические события Прокофьев прославляет победу народа в справедливой борьбе с захватчиком, победу человечности над жестокостью.

3.Знаменательно, что и С.С. Прокофьев, и А.П. Бородин воплощают образ национального героя, руководствуясь принципами основоположника русской классической музыки – М.И. Глинки. Именно он является первым создателем героической народной музыкальной драмы (1836 год), в основе которой лежит подлинное историческое событие 1613 года – патриотический подвиг крестьянина села Домнино, близ Костромы, Ивана Осиповича Сусанина. Один из отрядов польских захватчиков пытается пленить только что избранного русского царя Михаила Федоровича. Однако Сусанин, ставший проводником захватчиков, заводит их в непроходимую лесную чащу. Поляки погибают, но прежде они казнят обманувшего их крестьянина. Таким образом, Сусанин бесстрашно жертвует своей жизнью для спасения царя, ради будущей победы над врагом. Конфликт между русским народом и захватчиками выявляется средствами самой музыки. Главный герой оперы наделен сдержанными, строгими, но теплыми и распевными вокальными мелодиями. Хоровые сцены народа передают силу и неустрашимость перед врагом, славу родной земле и погибшему герою.

4.Замысел оперы «Война и мир» возник у С.С. Прокофьева весной 1941 года. Затем началась Великая Отечественная война. Композитор писал: «...Как-то по-особому близки стали страницы, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 году и об изгнании наполеоновской армии с русской земли. Ясно было, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы». Из богатейшего содержания романа Л. Толстого композитор выбрал две основные линии: мирную и военную, посвященную подвигу русского народа в Отечественной войне 1812 года. Образы русских солдат, ополченцев переданы четкой маршевой темой увертюры и в картинах обороны Москвы. Боевая, задорная песня о Кутузове в дальнейшем становится символом мужества, доблести русских солдат. Музыкальной основой народных картин является ария Кутузова, его раздумия о Москве: “Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов”, напоминающая русские былинные напевы. Образ Кутузова не только конкретная историческая личность, но и обобщенный героический образ, т.к. вся вокальная партия великого полководца, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен.

5.Свою последнюю оперу «Повесть о настоящем человеке» С.С. Прокофьев посвятил прославлению беспримерного мужества советских людей в годы Великой Отечественной войны. Литературным источником послужила одноименная повесть Б. Полевого (1946), которая основана на подлинных фактах героической биографии летчика, Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Это одна из первых советских опер, в которой были воскрешены события недавно отгремевшей войны. В центре оперы ее основной герой — Алексей Мересьев. От картины к картине прослеживаются его судьба: ранение в бою, мучительный путь к своим, потеря ног, переживания о невозможности воевать, как прежде, победа над собой и своими сомнениями, возвращение в строй. Всё произведение пронизано признательностью и преклонением простому русскому человеку – защитнику и герою.





IV Герои нашего времени

Познакомившись с яркими образцами русского исторического оперного искусства, мы сделали вывод:

  • Герой исторической оперы – патриот, защищающий свою родину от врагов и несчастий всеми своими силами.

  • Герой оперы – это героическая личность, которая может пожертвовать своей жизнью ради страны и народа.

  • Герой оперы – это и знаменитый полководец, и простой человек из народа, и сам русский народ.

Для того, чтобы узнать, насколько мои ровесники знакомы с понятиями «опера» и «герой» я провёла анкетирование 60-и человек в 3-4-х классах (см. Приложение1 Анкета). Большинство учеников знают, что такое опера и считают, что нужно прославлять героев страны в опере. Только половина опрошенных знакома с историческими личностями – героями опер. Чуть больше половины анкетируемых назвали Александра Невского, треть - Ивана Сусанина и Михаила Кутузова.

Проводя анкету, я попыталась определить, знают ли школьники исторических личностей, которые могут быть героями современных опер. Из представленного списка (см. Приложение1 Анкета) больше всего голосов набрали Владимир Путин, Юрий Гагарин, Ольга Бузова. На предложение самим назвать героя нашего времени больше половины участников опроса не смогли ответить. Пятая часть опрошенных назвали нашего президента, двадцатая часть назвали популярных видеоблогеров.

Посмотрев другие подобные опросы о современных героях (Приложение 3 Опрос), мы пришли к выводу, что понятие «герой» у моих сверстниках размыто, недостаточно сформировано.



Заключение

В результате своего исследования я выяснила, что героями крупных музыкальных произведений (опер и кантат) русских композиторов часто являлись реальные исторические персонажи. Авторы опер обращались к страницам истории, когда страна и её народ переживали трудные времена: набеги, войны, междоусобицу. В исторических личностях композиторы искали образы национальных героев, которые, не жалея сил и своей жизни, борются за свободу и счастье Отечества. Эти персонажи в музыкально-драматическом воплощении поддерживали веру народа в победе над врагом и надежду на то, что такие герои есть и в наше время.

Так же я сделала вывод, что у школьников существует проблема понимания героизма в современном мире и знания исторических героев. Возможные причины:

  • отсутствие своевременной информации, желания её усваивать;

  • изменение ценностных установок в обществе: жертвовать собой, своими интересами стало не модно, успешность, популярность стали синонимом героизма;

  • жанр оперы, как источник исторической информации, не популярен.

Считаю, что знакомство с историческими операми, освещёнными в моей работе, помогут школьникам повысить дух патриотизма и лучше понять, кто такие герои. Для этого мы разработали буклет-путеводитель «Образ национального героя в опере» (Приложение 4 Буклет) и провели его презентации в классах нашей параллели.

Моя гипотеза подтвердилась: Герои нужны каждой эпохе. Знание исторических персонажей опер поможет правильно понимать, кто такие герои и оценивать героизм жителей современного мира.





Литература и Интернет-ресурсы

  1. Третьякова Л.С. Героика в русской и советской музыке [Текст] / Л.С. Третьякова. – М.: Знание, 1985.

  2. Пожидаев Г. Героико-патриотическая тема на уроке музыки [Текст] / Г. Пожидаев. – М.: Просвещение, 1985

  3. https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/TERMINI_MUZIKALNIE.html

  4. https://ru.wikipedia.org

  5. https://baby-ved.ru/music/volschebstvo-opery/

  6. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-studentov-geroi-nashego-vremeni-kto-oni-1622690.html

  7. https://vk.com/time4hero

  8. https://www.liveinternet.ru/users/4326326/post273349329/



























Приложение 1

Анкета «Герои России в музыке»


Вопросы / варианты ответов

ответы

чел

%

1.Знаете ли Вы, что такое опера? Да

Нет

2.Считаете ли Вы, что героев нашей страны нужно прославлять в музыкальных произведениях? Да

Нет

3. Знаете ли Вы исторических личностей – героев опер или других музыкальных произведений? Да

Нет

4. Подчеркните имена известных Вам исторических личностей:

Александр Невский,

Иван Сусанин,

Михаил Кутузов,

Алексей Маресьев.

5. Какие люди, жители 20-21 века, достойны быть героями музыкального произведения (подчеркните):

Юрий Гагарин,

Михаил Калашников,

Георгий Жуков,

Ирина Роднина,

Александр Матросов,

Владимир Путин,

Анатолий Карпов,

доктор Лиза,

Ольга Бузова.

6. Предложите имя своего героя нашего времени

Нет ответа

Владимир Путин

Клава Кока (певица, видеоблогер)

Даня Милохин (певец, видеоблрогер)

Влад А4 (видеоблогер)

Михаил Калашников

Дмитрий Хворостовский

Мой папа

Ольга Бузова

Цой

Киркоров

Слава Мерло (видеоблогер)

51

9


53

7


30

30


33

22

20

9



26

11

12

7

7

27

4

5

19


35

10

3

3

2

1

1

1

1

1

1

1

85

15


88

12


50

50


55

37

33

15



43

18

20

12

12

45

7

8

32


58

17

5

5

3

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6










Приложение 2

Хронология исторических эпох героев музыкальных произведений

Название и автор оперы

Исторические персонажи - герои

Исторический

период

Время написания

А.П. Бородин

«Князь Игорь»

князь Игорь Новгород-Северский, княгиня Ярославна

1185 г. – 12 век

1869-1890 – 19 век

С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

князь Александр Невский, русский народ.

1242 г. – 13 век

1938-1939 – 20 век

М. И. Глинка

«Ива́н Суса́нин» («Жизнь за царя́») 

крестьянин Иван Сусанин, русский народ.

1613 г. – 17 век

1836 – 19 век

С.С. Прокофьев

«Война и мир»

полководец М. Кутузов, русский народ

1812 г. – 19 век

1941- 1953 – 20 век

С.С. Прокофьев

«Повесть о настоящем человеке»

лётчик Алексей Маресьев

1942-1943 г. – 20 век

1947-1948 – 20 век


Приложение 3

Результаты опроса «Герои нашего времени»*

Варианты ответов

количество

Близкий родственник, воевавший на фронтах Великой Отечественной войны

0 %

Ветераны

11 %

Герой Великой Отечественной войны: Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Евгений Никонов

2 %

Первый космонавт – Ю.А. Гагарин

4 %

Спортсмены: наша хоккейная команда «Лада», Конон Мак-Грегор

1 %

Популярные артисты, режиссеры, рок и рэп-музыканты: Стивен Кинг, Баста, Никита Алексеев, Филипп Киркоров и т. д.

6 %

Фитнес-модели и блоггеры: Екатерина Усманова, Машка Растушевка

2 %

Государственные деятели: Барак Обама, Дональд Трамп, Ленин, Жириновский

4 %

Президент России В.В. Путин

20 %

Родители и близкие

19 %

Друзья

2 %

Врачи, пожарные, солдаты

2 %

Нет героев

5 %

Не знаю

5 %


*Исследовательская работа «Герои нашего времени – кто они?» Авторы: Калинкин А. А., Стрельникова И. А., студенты 1 курса Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Самарской области «Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства» , 2017г.











9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!