СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа. Образ Сергия Радонежского в живописи

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Образ Сергия Радонежского в живописи». Мы выбрали именно эту тему для исследования, потому что в центре города Югорска находится Храм преподобного Сергия Радонежского, а Сергий Радонежский – один из самых почитаемых и самых любимых русских святых.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа. Образ Сергия Радонежского в живописи»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА ЮГОРСКА»







Открытые Епархиальные Кирилло-Мефодиевские чтения

«Преподобный Сергий. Русь: наследие, современность, будущее»








ФОРУМ I.

«Сергий Радонежский в православной культуре и искусстве»


ТЕМА: Образ Сергия Радонежского в живописи




Авторы работы: Никитина Александра 12 лет

Любимова Виктория 13 лет

МБУ ДО «Детская школа искусств»


Руководители:

Преподаватели

МБУ ДО «Детская школа искусств»

Сафронова Надежда Михайловна

Шалапугина Ольга Михайловна








Югорск,

2019



ОГЛАВЛЕНИЕ


1. ВВЕДЕНИЕ 3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5

2.1. Произведение Нестерова «Видение отроку Варфоломею» 6

2.2 Картина «Юность преподобного Сергия Радонежского» 7

2.3. Триптих «Труды преподобного Сергия » 8

2.4 Картина «Преподобный Сергий Радонежский» 9

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12

ПРИЛОЖЕНИЯ 13

Приложение А

Результаты социологического исследования учащихся Детской школы искусств

Приложение Б

Картины Михаила Васильевича Нестерова


















1. ВВЕДЕНИЕ


Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем”. (Евангелие)


Тема нашей работы: «Образ Сергия Радонежского в живописи». Мы выбрали именно эту тему для исследования, потому что в центре города Югорска находится Храм преподобного Сергия Радонежского, а Сергий Радонежский – один из самых почитаемых и самых любимых русских святых. Преподобный Сергий – покровитель Руси и русского народа во все времена, объединитель земли русской, великий труженик, работавший с младых лет до конца своих дней.

Обучаясь живописи на художественном отделении Детской школы искусств мы заинтересовалась вопросами:

- как образ Сергия Радонежского отражен в живописи?

- какие русские и советские художники работали над его образом?

- знают ли учащиеся Детской школы искусств произведения и художников, которые писали картины с образом Сергия Радонежского?

Было проведено социологическое исследование посредством анкетирования (ПРИЛОЖЕНИЕ А), которое показало:

- 23% учащихся не знают кто такой Сергий Радонежский,

- 74% учащихся не смогли назвать художников, которые изображали преподобного Сергия Радонежского.

Итог социологического исследования: незнание или недостаточные знания учащихся о Сергии Радонежском.

Таким образом, тема нашей работы является актуальной, потому что была выявлена проблема: необходимость получения нами знаний об образе Сергия Радонежского в живописи, презентация полученных знаний на учебных занятиях и на классных часах для других детей. Актуальность выбранной темы заключается еще в том, что в 2019 году отмечается 705 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

Цель работы: изучение образа Сергия Радонежского через исследование произведений художника Михаила Васильевича Нестерова.

Задачи для достижения поставленной цели.

1. Подобрать репродукции картин художника Михаила Васильевича Нестерова, посвященных образу Сергию Радонежскому или связанных с его жизнью.

2. Познакомиться с образом Сергия Радонежского в произведениях Михаила Васильевича Нестерова.

3. Провести сравнительный анализ и систематизировать произведения Михаила Васильевича Нестерова, посвященные образу Сергия Радонежского в соответствии с хронологией его жизни.

4. Сделать вывод по итогам проведенного исследования.

5. Оформить буклет: «Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Васильевича Нестерова».

Методы исследования:

- сбор материала;

- исследование произведений;

- метод анализа;

- сравнительный метод;

- метод социологического опроса.

План исследования, основные этапы (5 П):

Рисунок 1. Последовательность исследовательской деятельности


Гипотеза: сравнительный анализ произведений художника Нестерова Михаила Васильевича позволит воссоздать единый целостный образ Великого святого Руси Сергия Радонежского.

Объект исследования: произведения искусства художника Михаила Васильевича Нестерова, отражающие жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

Предмет исследования: образ Сергия Радонежского.

Планируемый результат работы:

1) Получение (пополнение) знаний о Сергии Радонежском, о произведениях искусства художника Михаила Васильевича Нестерова с образом Сергия Радонежского.

2) Умение проводить сравнительный анализ произведений живописи.

3) Изготовление буклета: «Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Васильевича Нестерова».

Данная работа относится к теоретическим исследованиям, она может использоваться в практической деятельности:

- на учебных предметах, таких как: история изобразительного искусства, станковая композиция;

- при изучении тем: иконопись, русская живопись, сюжетная композиция (исторический жанр).

Научность работы подтверждается следующими признаками научности процесса и результатов работы: характер целеполагания, выделение объекта и предмета исследования, применение различных средств познания.

Новизна исследовательской работы для нас состоит в том, что мы знакомимся и анализируем картины художника Михаила Васильевича Нестерова менее известные и рассматриваемые нами и широком кругом людей.


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Преподобный Сергий Радонежский, исключительно яркая историческая личность, и неудивительно, что многие художники обращались и обращаются к его образу. Михаил Васильевич Нестеров - один из интереснейших людей и художников конца 19 начала 20 века.

Михаил Васильевич Нестеров - выходец из состоятельной уфимской купеческой семьи с крепкими православными традициями, которые во многом определили внутренний мир будущего художника. Он был верующим человеком и в своих произведениях старался изобразить «скромный пейзаж, человека живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки - природы». Михаил Васильевич Нестеров был убежден, что от болезни в младенчестве его спас именно Сергий Радонежский, молитвы близких и родных на икону с ликом этого святого спасли художника в детстве. [1] В своих «Воспоминаниях» Михаил Васильевич писал: «образ Сергия Радонежского «...пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием». В детские годы этот святой «был нам близок, входил... в обиход нашей духовной жизни». [4]

Много работ Михаила Васильевича Нестерова посвящено Сергию Радонежскому, идеалу русской святости, почитаемому во всем христианском мире. Образ Сергия Радонежского не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. За более чем 50 лет творческой работы Михаил Васильевич Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его любимому герою. Таких как, «Видение отроку Варфоломею» (1889), далее следовали: «Юность Преподобного Сергия» (1892–97), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1896–1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898–99). Был и второй цикл работ, созданный в 1920–30-е годы: «Пересвет и Ослябя» (точная дата создания неизвестна); «Три всадника. Легенда» (1932) о защите Троице-Сергиевой лавры под святым покровительством преподобного; «Дозор» (1932). Они значительно менее известны широкой публике.

Житие святого Сергия привлекло внимание Михаила Васильевича не случайно. В это время было 500 лет со дня его смерти. В России обновлялась русская душа и с образом Сергия была связана надежда на духовное возрождение. В памяти поколений хранились предания о временах Куликовской битвы, когда жил святой. Именно он первым начал возрождение монастырской жизни на Руси. За ним последовали многие. Монастыри в ту пору стали центрами культуры. В них возродили храмы, переписывали книги, создавали иконы.

2.1 Картина «Видение отроку Варфоломею» (1890 г.)

Первой и самой значительной работой знаменитого цикла стала картина «Видение отроку Варфоломею». 1890 г. Во время работы над картиной Нестеров жил в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, посещал места, связанные с деятельностью Сергия Радонежского.

В основе картины лежит сюжет из жизнеописания «Сергия Преподобного». Юный отрок Варфоломей, который отправился в поле за лошадьми по наказу отца, встретил ангела в образе инока. Ангел совершал молитву под деревом. Мальчик терпеливо ждал. По окончанию молитвы, старец благословил Варфоломея и спросил, чего тот хочет попросить у Господа, на что мальчик ответил, что хочет стать грамотным. Пообещал ангел, что смиренный отрок познает грамоту, протянув тому часть просфоры. Именно этот момент мы видим на картине Михаила Васильевича Нестерова. [5]

Важную роль на картине Нестерова Михаила Васильевича играет пейзаж, который достаточно эмоционален, соответствует настроению героев. На заднем плане мы видим бледное бело-желтое небо. Основным цветом на картине является желтый, так, что можно предположить, что это ранняя осень.

На переднем плане автор изобразил отрока Варфоломея и старца. Мальчик с восхищением и огромным вниманием смотрит на игумена. Видна худоба мальчика: истощенное лицо, синяки под глазами. Его светло-русые волосы гармонично сочетаются с цветами деревьев и поля. Ребенок молитвенно сложил худющие и тоненькие ручки. Спина и колени у него чуть согнуты, он как бы намеревается преклониться перед старцем. На мальчике простая крестьянская одежда белого цвета. Автор хотел показать чистоту детской души.

Перед отроком стоит старец. Капюшон скрывает его лицо, а также всю голову, видно лишь часть седой бороды старца. Она говорит о том, что перед мальчиком стоит старый мудрец. Вокруг его головы - нимб, который практически растворился в желтом цвете деревьев. В руках старец держит ларчик с просфорой. На нем надет черный плащ и накидка с красными крестами.

Пейзаж на картине реалистичен, но в изображенных фигурах виден мотив сказочности. Произведение вызывает чувство грусти и спокойствия. Автор показал чистоту и красоту русской природы. [6]

Схематично выявленные основы этого произведения можно изобразить следующим образом:

Рисунок 2. Живописные и духовные ценности картины «Видение отроку Варфоломею»


2.2 Картина «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1897г.)

Это вторая работа Нестерова из цикла, посвященному преподобному. Над этим произведением Михаил Васильевич Нестеров работал в течение нескольких лет, его мучили сомнения, особенно в трактовке лица святого.

Здесь изображен одинокий монах Сергий среди леса и зверей.

Образ юного отшельника с этой картины, творящего молитву в сердце, на фоне лесного пейзажа - тихого, уютного, немного сказочного, напоенного ароматами цветов и трав, пением птиц, дыханием ручья- переносит зрителя в идеальный мир, пронизанный таинственной поэзией единения человека с природой.

Михаил Васильевич Нестеров передает на полотне собственное восприятие православного святого, которое не всегда получало отклик у его современников в силу не только новизны чисто художественных приемов, но и самого подхода к отображению личности героя.

Многим Сергий в этой работе казался манерным и неубедительным.

Примечательны слова Михаила Васильевича Нестерова, сказанные уже на склоне лет: «Сергия надо увести с картины. Он не удался. Плох. А медведь- бутафорский или из магазина меховых вещей. А вот пейзаж - другое дело. Он, кажется, удался». [2]

Схематично выявленные основы этого произведения можно изобразить следующим образом:


Рисунок 3. Живописные и духовные ценности картины «Юность преподобного Сергия Радонежского»


2.3 Триптих «Труды Преподобного Сергия» (1896–1897)

В триптихе «Труды Сергия Радонежского» излюбленную тему художник трактует в духе канонических «житий» с элементами повествовательности и иллюстративности. В основу сюжета легла трудовая деятельность великого подвижника. Особенно удачной как в композиционном, так и колористическом решении критиками была признана правая часть триптиха с зимним пейзажем, где удивительно тонко и убедительно передана атмосфера древнерусской заснеженной улочки, укутанной в мягкую розовато-лиловую дымку морозного дня. Деревянные срубы с крылечками на столбиках, легкий силуэт церкви, мохнатые ели переносят зрителя во времена главного героя произведения. [3]

Для центральной части «Трудов» художник избрал сложную сцену - преподобный Сергий вместе с другими иноками строит обитель. На боковых частях триптиха мы видим одинокого, погружённого в раздумья, преподобного Сергия: справа - на фоне зимнего, слева - летнего пейзажа. Три части «Трудов» отражают не только три времени года, но и три возраста преподобного.

Сергий средней части самый молодой из всех. В его крепкой фигуре много исторической правды: из древнейшего «Жития» известно, что устроитель обители был телесно крепкий и сильный человек, мастер на всякое ремесло. Преподобный осуждал праздность монахов, и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия.

В левой части триптиха Сергий идёт один с коромыслом на плече по холмистой местности. Художник по-прежнему поставил инока один на один с природой.

В правой части триптиха Сергий Радонежский - старец, близкий к исходу дней. Всё пережитое на земле у него уже в прошлом: и видение отрока Варфоломея, и пустыня с медведем, и те труды построения обители, которые изображены на средней части.

Художник выдержал все три части триптиха - лето (левая), позднюю весну (средняя), зиму (правая) в одной цветовой тональности, чтобы, связав их в одно живописное целое, колористически оправдать форму триптиха. Для этого и зима, и весна, и лето изображены в одном синевато - лиловом, матово - мягком тоне, впервые появляющемся здесь у Нестерова. [7]

Схематично выявленные основы этого произведения можно изобразить следующим образом:

Рисунок 4. Живописные и духовные ценности триптиха «Труды Преподобного Сергия»


2.4 Преподобный Сергий Радонежский (1899)

В более поздней работе "Преподобный Сергий Радонежский" (1899) на фоне увядающей, осенней русской природы изображена иконоподобная фигура святого.

Благодаря грамотно выстроенной композиции, картина будто звучит. Возвышающиеся друг над другом планы придали полотну необычайную глубину и доминирующая над ними фигура Преподобного Сергия, практически поднимается над всеми этими просторами.

Этот эффект придает полотну некоторую монументальность. Сразу становится понятен и символизм, с помощью которого художник хотел донести до зрителя весь свой эмоциональный порыв, вызванный образом великого человека.

Образ Святого Сергия прописан Михаилом Васильевичем Нестеровым также в необычной манере. Святой не изображен седобородым старцем. С полотна смотрит на зрителя волне молодой, полный сил человек. Именно таким хотел показать художник Сергия Радонежского, тем самым утверждая, что святость -это ни возраст, а деяния людские. [8]

Схематично выявленные основы этого произведения можно изобразить следующим образом:


Рисунок 5. Живописные и духовные ценности картины «Преподобный Сергий Радонежский»


Проведенный сравнительный анализ четырех произведений помог нам сделать следующие заключения:

1) Образ Сергия Радонежского представлен в разные жизненные периоды (от ребёнка до старца).

2) Сергий Радонежский изображен во всех произведениях на фоне природы, что делает образ еще более привлекательным, усиливает эмоционально – чувственную сферу каждого, кто знакомится с произведением.

3) Художник использует лаконичность, сдержанность в формах, цветовой гамме, чтобы показать силу духа, аскетизм и мудрость Сергия Радонежского.

Пример Сергия Радонежского может стать для нас лучом света, предметом подражания в области осознания духовных ценностей, искоренения злых помыслов через приобщение к культуре и истории Руси и Православной церкви.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1 За время работы над темой проведены исследования:

3.1.1 Социологическое исследование. Для проведения социологического опроса была разработана анкета, в опросе приняли участие 50 учащихся (респондентов).

Вопросы анкеты:

Кто такой Сергий Радонежский?

Какое мирское имя было у Сергия Радонежского?

В жизни какого художника Сергей Радонежский занимал особое место?

Каких художников вы знаете, кто изображал преподобного Сергия Радонежского?

3.1.2 Были изучены более 10 картин художника Михаила Васильевича Нестерова, проведен анализ 4 – х картин.

Изучена литература о жизни Михаила Васильевича Нестерова.

3.2 Основные результаты работы.

3.2.1 Мы получили (пополнили) знания о Сергии Радонежском, о произведениях искусства художника Михаила Васильевича Нестерова с образом Сергия Радонежского.

3.2.2 По результатам исследования были сделаны выводы:

1) Образ Сергия Радонежского интересно представлен в картинах Михаила Васильевича Нестерова;

2) Михаил Васильевич Нестеров учитывал православные традиции;

3) Картины Михаила Васильевича Нестерова выполнены в традициях светской живописи;

4) Картины Михаила Васильевича Нестерова наполнены символизмом;

5) Живопись Михаила Васильевича Нестерова не ярка, она скромна, изящна и стройна по исполнению;

6) В картинах Михаила Васильевича Нестерова большую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Он очень эмоционален, созвучен с настроением героев;

7) Художник изображает Сергея Радонежского на фоне русской природы, в природе. Сергий Радонежский и природа - это как единое целое. Преподобный Сергий скромен и прост, как неброская русская природа;

8) Михаил Васильевич Нестеров показывает Сергия Радонежского как простого человека, со своими бедами, проблемами (как отрок Варфоломей), со своими трудностями, лишениями (как монах Сергий). Но за этим простым образом мы видим образ верующего человека, ищущего и нашедшего Бога;

9) Михаил Васильевич Нестеров старался сохранить достоверные, реалистичные, черты жизни святого, так создавались его произведения, в задачу которых входило сохранить, закрепить достоверные, портретные черты преподобного.

3.3.3 Оформлен буклет: «Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Васильевича Нестерова».

Полученные знания и умения мы сможем передать через урочную и внеурочную деятельность своим сверстникам.

Святой Сергий Радонежский - удивительная, яркая личность. Его жизненный путь - образец святости и веры. Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога.

Жизнь преподобного Сергия - это жизнь человека в Боге. И как это ни странно, ушедший в глухие леса подвижник оказался настолько близок и к тем, кто жил в одно с ним время, и к нам, живущим через семь веков после него. Почему? Ответ очень прост: чем ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим - к тем, кто нуждается в его помощи и живом примере.

Образ Сергия Радонежского, донесённый до нас Михаилом Васильевичем Нестеровым - это образ светлого, доброго, честного человека. Человека, который трудится, который заботиться и оберегает. Он как о своем ребенке заботятся родители, заботился о народе и стране. Таким я его вижу на картинах Михаила Васильевича Нестерова.

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. С.Н. Дурылин «Нестеров в жизни и творчестве» - М.: Молодая гвардия, 2004, 540с.

2. Громова Е. В. Михаил Нестеров.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.- 72 с.-(Великие мастера живописи).

3. Громова Е. В. Михаил Нестеров.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.- 72 с.-(Великие мастера живописи).

4. Федорец А. И. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Нестерова. К 150-летию со дня рождения художника [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Слово» [Офиц. сайт]. URL: http://www.portal-slovo.ru /history/45752.php‎ (дата обращения: 20.04.2014).

5. https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2487-videnie-otroku-varfolomeyu-mihail-vasilevich-nesterov-opisanie-kartiny.html

6. http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/nesterov-m-v/nesterov-m-v-videnie-otroku-varfolomeyu/

7. Docviewer. yandex.ru « Я писал жизнь человека…»

8. https://opisanie- kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-nesterova-prepodobnyj-sergij-radonezhskij/












ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ А


РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ


Для проведения социологического опроса была разработана анкета.

Вопросы анкеты:

1.Кто такой Сергий Радонежский?

2. Какое мирское имя было у Сергия Радонежского?

3. В жизни какого художника Сергей Радонежский занимал особое место?

Каких художников вы знаете, кто изображал преподобного Сергия Радонежского?

Цель исследования: выяснить, какие произведения с образом Сергия Радонежского и художников знают учащиеся.

Проведенный социологический опрос учащихся (далее – респонденты) выявил следующие результаты:

Всего респондентов – 50 человек.

Проведен анализ состава респондентов по возрастному показателю (рисунок 6).

Рисунок 6. Доля респондентов по возрастному показателю


Таким образом, большинство респондентов в возрасте 11- 12 лет (77%).

Анализ ответов на вопросы анкеты:

1) «Кто такой Сергий Радонежский?», выяснилось из 50 респондентов, знают только 70%.

Рисунок 7. Доля респондентов, имеющих знания



2) На вопрос «Какое мирское имя было у Сергия Радонежского?», ответили правильно 13%

3) «В жизни какого художника Сергей Радонежский занимал особое место?» правильно ответили 7%

4) На вопрос, «Каких художников вы знаете, кто изображал преподобного Сергия Радонежского?» из 50 респондентов ответили правильно 26%.



Наличие знаний о художниках, изображающих преподобного Сергия Радонежского

Рисунок 8. Доля респондентов, имеющих знания о художниках





ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Картины Михаила Васильевича Нестерова


Нестеров М.В «Видение отраку Варфоломею» 1889-90 г.



Нестеров М.В. «Юность преподобного Сергия» 1892-1897г



Нестеров М.В Триптих «Труды Сергия Радонежского» 1896–1897



Нестеров М.В "Преподобный Сергий Радонежский" 1899 г