Введение
Игра. Мы на сцене актёры. Вы в зале, вы – зрители.
Но это условность. Недаром великий Шекспир
Сказал, что все люди – всего лишь ролей исполнители,
А сцена театра – весь нас окружающий мир.
В современном обществе утрачивается культура общения. Зачастую людям тяжело общаться друг с другом длительное время. А происходит это потому, что на смену живому собеседнику пришёл компьютер и другие «заменители» человека (средства массовой информации, телевидение, радио и т.д.). В такой обстановке назрела проблема развития коммуникативных способностей человека, так как общение играет очень важную роль в жизни.
Развитию коммуникативных способностей личности ребёнка, его коммуникативной культуры может успешно помочь театр. А способен ли один человек выступить и обыграть любое действо, а главное увлечь зрителей. Так родилась мысль о театре одного актёра.
Мною была выдвинута гипотеза:Театр одного актёра – это актуальное и увлекательное мероприятие для современных школьников, не требующее длительной и изнурительной подготовки и не требующее финансовых затрат, которое даёт возможность каждому ребёнку проявить себя.
Цель: исследовать, может ли театральная деятельность оказать влияние на коммуникативную культуру школьника.
Задачи:
Изучение литературы
Выяснить, для чего нужен театр одного актера, его плюсы.
Рассмотреть возможность проводить литературные вечера с моноспектаклями в пределах класса и определить затраты на проведение такого мероприятия: временные и финансовые.
Предмет исследования: театр одного актёра.
Методы исследования:
- сбор информации из разных источников;
-обсуждение, анализ, воспроизведение полученной информации;
- собственные наблюдения.
2019 год объявлен годом театра в России.
Во все времена, в эпохи перемен и застоя, во времена революций и потрясений, когда меняли названия государства и страны, возникали новые империи, возводились великие архитектурные творения или погибали целые города — ничто и никогда не прерывало вечной жизни театра . Театр всегда являлся частью жизни человека.
Даже первобытные люди, поклоняясь духам и богам, во время исполнения ритуалов играли различные роли. А что уж говорить об античных государствах, когда десятки тысяч зрителей, превращаясь в огромные реки, стекались к огромным амфитеатрам, чтобы увидеть театральные представления, поставленные по произведениям древнегреческих драматургов.
Нелёгкой и, подчас, драматичной была судьба и самого театра! Он испытывал, переживал беды и лишения, гонения и притеснения, пока здание со зрительным залом и сценической площадкой не стало его постоянным кровом. Где только не давались театральные представления — на городских и ярмарочных площадях, под сводами церквей и на папертях, в замках средневековых феодалов, в монастырях и царских дворцах, на постоялых дворах, в поместьях крепостников, в церковных школах, на сельских гуляниях...
В театральной судьбе смешались горе и радость, печаль и счастье. Многолика судьба его... Театр запрещали и проклинали, ненавидели и подвергали гонениям, людей актёрских профессий наказывали кнутами и виселицами, преследовали, отлучали от церкви, грозили, всеми небесными и земными карами. Но все испытания, беды и невзгоды не смогли сломить жизненной силы театра. Предназначение театра – учить человечество добру, раскрывать истину!
Слово "театр" переводится с греческого языка как "зрелище" и как "место для зрелищ".
«Театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы и др.
Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители. Если все так сложно и серьезно, то возможно ли вообще проводить спектакли в пределах класса или оставить это дело профессионалам?
2. Тетра одного актёра
Очень часто при подготовке какого-либо мероприятия, где задействовано несколько участников возникает много проблем:
- кто-то не выучил роль;
- кто-то не смог прийти на репетицию из-за дополнительных занятий или по причине болезни;
- у кого-то возник форс-мажор, в результате которого человек не приходит на само выступление;
В итоге мероприятие оказывается под угрозой срыва, в сжатые сроки ищется выход из положения: сокращение спектакля, замена другим человеком, изменения в сценарии. Все это добавляет еще больше нервозности и так волнующимся артистам.
2.1.Для чего нужен театр одного актера и его положительное влияние
Театр одного актера с моноспектаклями является потрясающей альтернативой. Моноспектакль – это спектакль-монолог с единственным исполнителем, т.е. здесь каждый актер отвечает сам за свое выступление и ни от кого не зависит.
Я предположил, что такой театр необходим, чтобы:
- Вызвать интерес и расширить знания у учеников по литературе;
- Раскрыть творческие способности;
- Развить навык выразительного чтения;
- Побороть страх публичных выступлений;
Родителям и учителям зачастую приходится силой заставлять школьника читать даже произведения школьной программы, а о дополнительных произведениях вообще речь не идет. Ведь интереснее гулять, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, даже живое общение со сверстниками ушло на второй план. Именно для «общения со сверстниками» и получения новых знаний, необходимо создавать такой театр. В каждом классе всегда есть отличники, хорошисты и троечники, так же в каждом классе всегда есть и будут активисты, которые могут сами предложить идею и воплотить ее в жизнь, ребята, которые «не против поучаствовать, только скажите, что делать», и дети, которые «мы тихо посидим, только нас не трогайте». И пусть в качестве артистов с моноспектаклями в классе на начальном этапе будут выступать только активисты, спустя время интерес появится у других ребят, т.к. часто смотря чье-то выступление, в голове появляется мысль: «А я бы сделал/выступил лучше!», а возможность проявить себя будет у каждого ребенка.Даже если ученик не захочет выступать сам, то присутствуя на таком мероприятии он будет знакомиться с новыми авторами и новыми произведениями, тем самым расширяя свой кругозор, что уже само по себе является огромным плюсом.
В роли артистов могут выступать:
- дети (как описано выше);
- родители, тем самым на своем примере показывая, что это не сложно и не страшно. А у детей будет чувство гордости, что на сцене их мама или папа;
- учителя, т.к. любому ученику будет интересно увидеть своего преподавателя не у доски, а в неформальной обстановке;
Исходя из этого, можно выбрать различные модели мероприятия:
- театральная модель, где зрители смотрят спектакль;
- семейная модель, где, например, под лозунгом «Мама, папа, я – театральная семья!» дети вместе с родителями выступают на сцене;
- соревновательная модель, где выступают и дети, и родители, и учителя, а по аплодисментам зрителей выбирают команду-победителя.
Таким образом, отметим еще один плюс: сплочение и налаживание теплых и доверительных отношений в цепочке дети-родители-учителя.
2.2.Советы по подготовке моноспектакля
С первого класса на уроках литературы (чтения) детей учат читать с выражением. Театр одного актера также способствует развитию этого умения. Ведь стоя на импровизированной сцене уже не будешь тихо и монотонно бубнить себе под нос. А еще к выступлению надо готовиться: найти произведение, несколько раз его прочитать, разобрать, определить основную мысль, характеры героев, подобрать нужную интонацию и темп.
Для моноспектакля можно использовать произведения:
- из школьной программы;
- за заданную тему, например, «Ура, каникулы» или «Школьные приколы»;
- приуроченные какому-либо празднику;
- любимые произведения учеников.
Необходимо обратить внимание на то, что данным проектом предусмотрено проведение таких мероприятий именно в пределах класса, особенно важно это для начальной школы. Публичные выступления для всех, не зависимо от возраста, связаны с волнениями и переживаниями. Бывают люди, которые панически бояться выступать перед большой аудиторией. Но в современном мире без этого сложно обойтись. Поэтому очень важно развивать в детях это умение, но развивать плавно и постепенно, а не «в омут с головой».Если выступление перед большой и незнакомой аудиторией может закончится для ребенка неврозом или стрессом, то в классе сделать это значительно проще. Ведь его окружают ребята, которых он знает и общается ежедневно.
Театр – это не школьный урок. Между выступлением перед классом с моноспектаклем и просто ответом на уроке (например, когда дети читают выученное по литературе стихотворение) должны быть различия.
В обычном театре в постановке задействовано достаточное количество актеров, различные декорации и освещение, все это очень сложно уместить на небольшой сцене. У нас же с моноспектаклем будет выступать один человек, соответственно в огромном пространстве нет необходимости, а это значит, что места около доски, где обычно учитель проводит урок, вполне достаточно.
Для проведения театра одного актера в классе важно воссоздать атмосферу театра, чтобы выступающие и зрители не чувствовали себя, как на уроке.
Можно долго рассуждать и размышлять, что именно необходимо для проведения такого мероприятия, но когда начинается воплощение задумок в жизнь, то, как правило, появляются «подводные камни».
Если у вас возникло желание для организовать театр одного актера, можно воспользоваться нашими советами.(Приложение 1)
2.3. Литературные вечера с моноспектаклями в пределах класса. Затраты на проведение такого мероприятия: временные и финансовые.
Поэтому, чтобы избежать этого и не быть голословным, мы устроили театр одного актера в классе.
Идея создать театр одного актера появилась достаточно давно, т.к. я сам очень люблю выступать на публике, читать стихи, доклады, защищать проекты, но были сомнения, захочет ли кто-то еще присоединиться ко мне.
К 23 февраля в нашем классе планировалось мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества, девочки готовили поздравление. Именно тогда я обратился к классному руководителю со своим предложением, еще смутно представляя, как это организовать и как все в итоге должно выглядеть.
Подключив родителей, мы пришли к тому, что декорации должны быть минимальными, но соответствовать тематике выступления. Для первого раза мы решили не задавать конкретной темы, определив лишь, что это должен быть недлинный юмористический рассказ о таких же ребятах, как и мы. Исходя из этого на сцене, мы воссоздали комнату школьника: письменный стол, учебники, настольная лампа, на полу корзина для мусора, рядом со столом любимые игрушки. Чего не нашлось в классе мы принесли из дома, а именно лампу и игрушки, остальное все было в наличии(Приложение 2).
Для освещения сцены мы использовали лампу над школьной доской, а также яркую настольную светодиодную лампу. А вот, чтобы в зале было темно даже при выключенном основном освещении такие театральные мероприятия желательно проводить в вечернее время.
Все дети любят что-то новое, особенно если интересные изменения происходят в их классе. Так наши зрители, придя на театральный вечер попали не в класс, где рядами стоят парты, а в интригующую обстановку. Столы были расставлены парами полукругом, на каждом столе горела свеча, придавая еще больше загадочности и таинственности мероприятию.
Чтобы понять, сколько же время нужно на подготовку мы решились на эксперимент. Я с глазу на глаз разговаривал с одноклассниками и рассказывал про свою задумку. Два человека поддержали меня и загорелись идеей. Но самое интересное заключалось в том, что переговоры я вел в разное время и соответственно время на подготовку у всех было разным: у меня неделя, у второго выступающего 4 дня, а у третьего всего 2 дня. Готовились к выступлению дома самостоятельно. Остальные одноклассники готовили произведения, посвящённые Дню защитника Отечества.
В канун праздника наши одноклассники и родители увидели моноспектакли по произведениям следующих авторов:
- Н.Носов «Живая шляпа»;
- В.Постников «Ай, да Пушкин!»;
- С.Георгиев «Саша+Таня»;
- О.Кургузов «Кто на кого похож»;
- О.Тихомиров «Плач пятиклассника Женьки Проегоркина по безвременно утерянному портфелю».
Хочу отметить, что выступление всех ребят было на высоком уровне, зрителям очень понравилось. Сами выступающие отметили, что перед выходом на импровизированную сцену волновались, но аплодисменты зрителей их подбодрили и страх прошел.
Подведем итог: на подготовку моноспектакля не требуется много времени, оптимально без спешки и неврозов это 3-4 дня, хотя наш эксперимент показал, что можно успеть и за 2 дня.
На нашем первом театральном вечере на сцене выступили трое активистов, познакомив одноклассников с интересными произведениями. Спустя неделю в классе я задал вопрос: «Кто хочет выступить на следующем мероприятии?» Руки подняли 16 человек, а это больше половины класса.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели положительные стороны театра одного актера, а именно: расширение кругозора, выявление творческих способностей, развитие навыка выразительного чтения, преодоление страха публичных выступлений, сплочение класса и др.
В рамках проекта провели в классе театральный вечер, где зрителям были представлены моноспектакли по произведениям детских писателей. Таким образом опытным путем мы доказали, что театр одного актера – это актуальное и увлекательное мероприятие для современных школьников не требующее длительной и изнурительной подготовки и не требующее финансовых затрат.
И главное достижение, - мы пробудили интерес своих ровесников к театральному искусству, достучались до их душ и сердец и подвигли их обратить свои взоры на самое древнее и самое вечное искусство – ТЕАТР!
В конце моего выступления хотелось бы обратиться к практической значимости моей исследовательской работы. Предложить обучающимся моего класса, которые уже получили первоначальные сведения о театре одного актёра, а некоторые даже попробовали себя в данной роли, распространить свой опыт на другие классы начального звена. Проводить такие мероприятия с активным участием родителей.
Приложение
Приложение 1
Советы для начинающих по подготовке моноспектакля:
1. Найти желающих выступить;
2. Определиться с произведениями;
3. Создать атмосферу театра, а именно: яркое освещение сцены и затемненный зал; декорации;
4. Расстановка парт и стульев для зрителей таким образом, чтобы создать неформальную обстановку.
Приложение 2



Список литературы:
1.Театральная энциклопедия. - М., 1965
2.Сорочкин Б.Ю. «Театр между прошлым и будущим» Москва 1989 год.
18