СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Ох, уж эти смеси, сплавы,концентрация и проценты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  работа относится к  научно-исследовательскому разделу «Математика».  Тема работы раскрыта исчерпывающе, она содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников. На сегодняшний день эта тема является актуальной и универсальной в том смысле, что она связывает между собой не только точные и естественные науки, но  и бытовые,  и производственные сферы жизни. С процентами мы встречаемся везде: на уроках физики, химии, биологии,  на производстве и в сельском хозяйстве. Практика показывает, что  немногие могут производить элементарные процентные вычисления и тем более, решать задачи на смеси, сплавы и концентрацию в этом заключается актуальность данной темы.

Задачи  на смеси, сплавы, концентрацию  можно решить не только алгебраическим способом, но и методом Пирсона, старинным методом Магницкого, с помощью таблиц и  даже методом «стаканчиков». Такие нестандартные решения заинтересуют не только  учащихся средних классов, но и выпускников при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Ох, уж эти смеси, сплавы,концентрация и проценты"»

   НПК «Шаг в будущее»  «Ох, уж эти смеси, сплавы, концентрация и проценты …»

НПК «Шаг в будущее»

«Ох, уж эти смеси, сплавы,

концентрация и проценты …»

Эпиграф «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,  а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.» Дьёрдь По́йа

Эпиграф

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,

а если хотите научиться решать задачи, то решайте их.»

Дьёрдь По́йа

Объект исследования: задачи на смеси, сплавы и концентрацию Предмет исследования: многообразие задач, методы и приемы их решения Цель работы: создание более полного представления о методах решения задач данного типа и научиться решать этими методами Гипотеза: если я буду вооружен необходимым теоретическим материалом по данной теме, тогда и решения подобных задач не вызовут у меня затруднения, и ее решение будет для меня как объект конструирования и изобретения

Объект исследования: задачи на смеси, сплавы и концентрацию

Предмет исследования: многообразие задач, методы и приемы их решения

Цель работы: создание более полного представления о методах решения задач данного типа и научиться решать этими методами

Гипотеза: если я буду вооружен необходимым теоретическим материалом по данной теме, тогда и решения подобных задач не вызовут у меня затруднения, и ее решение будет для меня как объект конструирования и изобретения

Задачи исследования:  Изучить исторический и теоретический материал по интересующему вопросу Раскрыть некоторые методы решения задач на концентрацию, смеси и сплавы. Выявить практическое применение таких задач. Определить план дальнейшей работы над темой.

Задачи исследования:

  • Изучить исторический и теоретический материал по интересующему вопросу
  • Раскрыть некоторые методы решения задач на концентрацию, смеси и сплавы.
  • Выявить практическое применение таких задач.
  • Определить план дальнейшей работы над темой.

Задача «В парикмахерской» Может ли алгебра понадобиться в парикмахерской? Оказывается, такие случаи бывают. Мне пришлось убедиться в этом, когда однажды в парикмахерской подошел ко мне мастер с неожиданной просьбой: -Не поможете ли нам разрешить задачу, с которой мы никак не справимся? - Уж сколько раствора испортили из-за этого!- добавил другой - В чем задача ? - У нас имеется два раствора перекиси водорода: 30%- ный и 3 % -ный. Нужно их смешать так, чтобы составился 12% -ный раствор. Не можем подыскать правильной пропорции… Мне дали бумажку, и требуемая пропорция была найдена. Она оказалась очень простой. Какой именно ?

Задача «В парикмахерской»

Может ли алгебра понадобиться в парикмахерской?

Оказывается, такие случаи бывают. Мне пришлось убедиться в этом, когда однажды в парикмахерской подошел ко мне мастер с неожиданной просьбой:

-Не поможете ли нам разрешить задачу, с которой мы никак не справимся?

- Уж сколько раствора испортили из-за этого!- добавил другой

- В чем задача ?

- У нас имеется два раствора перекиси водорода: 30%- ный и 3 % -ный. Нужно их смешать так, чтобы составился 12% -ный раствор. Не можем подыскать правильной пропорции…

Мне дали бумажку, и требуемая пропорция была найдена.

Она оказалась очень простой. Какой именно ?

Немного о Карле Пирсоне… выдающийся английский математик Выо Пирсоне … Дата рождения: 27 марта 1857 Место рождения: Англия, Лондон Дата смерти: 27 апреля 1936 (79 лет) Страна:  Великобритания Научная сфера: математика, статистика Награды и премии: Медаль Дарвина (1898)

Немного о Карле Пирсоне…

выдающийся английский математик

Выо Пирсоне

  • Дата рождения: 27 марта 1857
  • Место рождения: Англия, Лондон
  • Дата смерти: 27 апреля 1936 (79 лет)
  • Страна:  Великобритания
  • Научная сфера: математика, статистика
  • Награды и премии: Медаль Дарвина (1898)
 При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют квадрат Пирсона.  При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.  Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.  ω 1  ω 3 — ω 2   ω 3   ω 2  ω 1 — ω 3

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют квадрат Пирсона.

При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.

Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

ω 1 ω 3 ω 2

ω 3

ω 2 ω 1 ω 3

Немного о Леонтии Магницком… выдающийся русский математик Выо Пирсоне … Дата рождения: 19 июня  1669 год  Место рождения: город Осташков, Тверская область Дата смерти: 13 октября 1739 (70 лет) Страна:  Российская Империя Научная сфера: математика

Немного о Леонтии Магницком…

выдающийся русский математик

Выо Пирсоне

  • Дата рождения: 19 июня

1669 год

Место рождения: город Осташков, Тверская область

  • Дата смерти: 13 октября 1739 (70 лет)
  • Страна:  Российская Империя
  • Научная сфера: математика
b или c a , то задача неразрешима, ибо, смешивая дешевые вещества, дорогое не получишь). Поэтому можно считать, что a c b .Смешиваем один фунт первого вещества и q второго. В результате получится 1+ q фунтов вещества стоимостью a + bq гривен. Один фунт смеси должен стоить с гривен. Значит должно выполняться равенство a + bq = c *(1+ q ). Отсюда находим q =( c - a )/( b - c ) или ( b - c ):( c - a ). Именно этот соотношение дает старинный способ a b - c c b c – a " width="640"

Старинный способ решения

Предположим, что смешиваются два вещества – первое стоимостью а гривен за фунт и второе стоимостью b гривен за фунт. Желательно получить вещество стоимостью с гривен за фунт. Будем считать, что а b

( если с b или c a , то задача неразрешима, ибо, смешивая дешевые вещества, дорогое не получишь).

Поэтому можно считать, что a c b .Смешиваем один фунт первого вещества и q второго. В результате получится 1+ q фунтов вещества стоимостью a + bq гривен. Один фунт смеси должен стоить с гривен. Значит должно выполняться равенство a + bq = c *(1+ q ). Отсюда находим q =( c - a )/( b - c ) или ( b - c ):( c - a ).

Именно этот соотношение дает старинный способ

  • a b - c
  • c
  • b c a
У некоторого человека были продажные масла: одно ценою 10 гривен за ведро, а другое 6 гривен за ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав их , масло ценою 7 гривен за ведро . Какие части этих двух масел нужно взять , чтобы получить ведро масла стоимостью 7 гривен ?    Решение: 3/4-дешевого масла  6 3    7     10 1 1/4-дорогого масла  Проверка: 1/4* 10+3/4*6=28/4=7 гривен

У некоторого человека были продажные масла: одно ценою 10 гривен за ведро, а другое 6 гривен за ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав их , масло ценою 7 гривен за ведро . Какие части этих двух масел нужно взять , чтобы получить ведро масла стоимостью 7 гривен ?

 

Решение: 3/4-дешевого масла

6 3

 

7

10 1 1/4-дорогого масла

Проверка: 1/4* 10+3/4*6=28/4=7 гривен

Решение задачи  «В парикмахерской» . Пусть для составления 12%-ной смеси требуется взять x граммов 3%-ного раствора и y граммов 30% -ного раствора. Тогда в первой пропорции содержится 0,03 x граммов чистой перекиси водорода, во второй 0,3 y , а всего  0,03 x + 0,3 y В результате получается ( x + y ) граммов раствора, в котором чистой перекиси должно быть 0,12 ( x + y ) Имеем уравнение  0,03 x + 0,3 y =0,12 ( x + y )  Из этого уравнения находим  x =2 y , т.е. 3%- ного раствора надо взять вдвое больше.

Решение задачи «В парикмахерской»

. Пусть для составления 12%-ной смеси требуется взять x граммов 3%-ного раствора и y граммов 30% -ного раствора. Тогда в первой пропорции содержится 0,03 x граммов чистой перекиси водорода, во второй 0,3 y , а всего

0,03 x + 0,3 y

В результате получается ( x + y ) граммов раствора, в котором чистой перекиси должно быть 0,12 ( x + y )

Имеем уравнение

0,03 x + 0,3 y =0,12 ( x + y )

Из этого уравнения находим x =2 y , т.е. 3%- ного раствора надо взять вдвое больше.

Квадрат Пирсона : Решение: 30 9 30%- 9/27=1/3 12 3%-18/27=2/3 3 18

Квадрат Пирсона

:

Решение:

30

9

30%- 9/27=1/3

12

3%-18/27=2/3

3

18

Старинный метод Магницкого:  3 18   12   30 9  3%- 18/27=2/3 30%-9/27=1/3

Старинный метод Магницкого:

3 18

12

30 9

3%- 18/27=2/3

30%-9/27=1/3

Метод стаканчиков = + Допустим X г 0,03 %  Y г 0,3 % X+Y г 0,12 %  Тогда 0,03x + 0,3y = 0,12(x+y)  то х = 2y Ответ: x=2y

Метод стаканчиков

=

+

Допустим X г

0,03 %

Y г

0,3 %

X+Y г

0,12 %

Тогда 0,03x + 0,3y = 0,12(x+y)

то х = 2y

Ответ: x=2y

Вывод:  сравнив полученные результаты, я пришла к выводу, что решение задач на проценты различными способами дают один и тот же результат.  Итак, гипотеза оказалась верной.

Вывод: сравнив полученные результаты, я пришла к выводу, что решение задач на проценты различными способами дают один и тот же результат. Итак, гипотеза оказалась верной.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!