СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Орфоэпические ошибки в речи школьников"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Орфоэпические ошибки в речи школьников"»

Исследовательский проект «Орфоэпические ошибки в речи школьников» Выполнил: ученик 6 «А» класса МБОУ «СОШ п.Эгвекинот» Руководитель: учитель русского языка и литературы Хорун Н.В.

Исследовательский проект

«Орфоэпические ошибки в речи школьников»

Выполнил: ученик 6 «А» класса

МБОУ «СОШ п.Эгвекинот»

Руководитель: учитель русского языка и литературы Хорун Н.В.

Следите за своей речью, от неё зависит ваше будущее  Вильям Шекспир

Следите за своей речью,

от неё зависит ваше будущее

Вильям Шекспир

Цель:   выявление уровня нарушения орфоэпических норм в речи современных школьников и выяснение причин их орфоэпической неграмотности. Задачи: - расширить познания в области орфоэпии; - выявить правила русского произношения; - провести мини-исследование по выявлению орфоэпических ошибок в речи школьников; - создать орфоэпический мини-словарик со словами, постановка ударения в которых вызывает трудности. Актуальность :  несоблюдение единых правил произношения (орфоэпических норм)  может привести как к полной невозможности речевой  коммуникации, так и к существенному ее затруднению

Цель:  

выявление уровня нарушения орфоэпических норм в речи современных школьников и выяснение причин их орфоэпической неграмотности.

Задачи:

- расширить познания в области орфоэпии;

- выявить правила русского произношения;

- провести мини-исследование по выявлению орфоэпических ошибок в речи школьников;

- создать орфоэпический мини-словарик со словами, постановка ударения в которых вызывает трудности.

Актуальность :

несоблюдение единых правил произношения (орфоэпических норм)

может привести как к полной невозможности речевой

коммуникации, так и к существенному ее затруднению

Этапы подготовки и реализации проекта ЭТАП 1 . Разработка проектного задания ЭТАП 2.  Сбор и уточнение информации, анкетирование, консультации учителя. ЭТАП 3 . Осуществление результатов.  Подготовка презентации по отчету о проделанной работе ЭТАП 4 . Защита проекта

Этапы подготовки

и реализации проекта

ЭТАП 1 .

Разработка проектного задания

ЭТАП 2.

Сбор и уточнение информации, анкетирование,

консультации учителя.

ЭТАП 3 .

Осуществление результатов.

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе

ЭТАП 4 .

Защита проекта

"Орфоэпические ошибки в речи школьников".

Орфоэпия – это правила образцового  литературного произношения . Предмет изучения орфоэпии: звуковые особенности речи (устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия  современным литературным нормам); правильное произношение звуков речи (гласных и согласных); правильное произношение звукосочетаний; правильное произношение отдельных слов и их форм

Орфоэпия – это правила образцового

литературного произношения .

Предмет изучения орфоэпии:

  • звуковые особенности речи (устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия  современным литературным нормам);
  • правильное произношение звуков речи (гласных и согласных);
  • правильное произношение звукосочетаний;
  • правильное произношение отдельных слов и их форм

Роль ударения в слове:  различает разные слова:  мукА — мУка, замОк — зАмок; различает некоторые формы разных слов:  ношУ - нОшу, кружкИ — крУжки; различает формы одного слова:  снегА —  снЕга, носИте — нОсите.

Роль ударения в слове:

  • различает разные слова:

мукА — мУка, замОк — зАмок;

  • различает некоторые формы разных слов:

ношУ - нОшу, кружкИ — крУжки;

  • различает формы одного слова:

снегА — снЕга, носИте — нОсите.

Русское ударение - самая сложная область русского языка  Особенность 1. Пояснение 2. Примеры  Разноместность Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог) Подвижность 3. Может перемещаться при изменении слова на первый - икОнопись, Наличие слов с разными вариантами ударения 4.Стилистическая функция Вариантность на второй - экспЕрт, водА - вОды (вариативность) ТвОрОг, одноврЕмЕнно, пЕтлЯ, кАмбалА на третий – жалюзИ, Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению 5. Смыслоразличительная ФенОмен (лит.) – феномЕн (разг.); прикУс (общ.) – прИкус (медиц.); шЁлковый (общ.) – шелкОвый (народно-поэтич.) функция. Явление омографии. Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл на четвертый - апартамЕнты зАмок – замОк, Орган – оргАн, мУка – мукА, пАрить – парИть, прОклятый – проклЯтый.

Русское ударение - самая сложная область

русского языка

Особенность

1.

Пояснение

2.

Примеры

Разноместность

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

Подвижность

3.

Может перемещаться при изменении слова

на первый - икОнопись,

Наличие слов с разными вариантами ударения

4.Стилистическая функция

Вариантность

на второй - экспЕрт,

водА - вОды

(вариативность)

ТвОрОг, одноврЕмЕнно, пЕтлЯ, кАмбалА

на третий – жалюзИ,

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению

5. Смыслоразличительная

ФенОмен (лит.) – феномЕн (разг.); прикУс (общ.) – прИкус (медиц.); шЁлковый (общ.) – шелкОвый (народно-поэтич.)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

на четвертый - апартамЕнты

зАмок – замОк, Орган – оргАн, мУка – мукА, пАрить – парИть, прОклятый – проклЯтый.

Основные особенности и допустимые литературной нормой варианты произношения отдельных грамматических форм.  У существительных   женского рода 1-го склонения в большинстве форм косвенных падежей единственного числа ударение падает на окончание  (веснОй – веснЕ – веснУ, бронЁй – бронЕ – бронИ и т. д.);  Некоторые существительные женского рода с окончаниями на - а, - я в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение на основу (бОроду, гОру, дОску, зЕмлю, зИму, пОру, спИну, стЕну, цЕну, щЁку и др.), а в ряде слов возможны два варианта ударения: бОрону и боронУ, рЕку и рекУ, кЕту и кетУ.  3) Некоторые существительные  3-го склонения при употреблении с предлогами в и на в значении обстоятельства произносятся с ударением на окончание (в горстИ, в костИ, в кровИ, в ночИ, в связИ, в степИ, в тенИ, и др.), другие предполагают два варианта ударения (на дверИ и на двЕри, в клетИ и в клЕти и др.).

Основные особенности и допустимые литературной

нормой варианты произношения отдельных

грамматических форм.

  • У существительных  женского рода 1-го склонения в большинстве форм косвенных падежей единственного числа ударение падает на окончание (веснОй – веснЕ – веснУ, бронЁй – бронЕ – бронИ и т. д.);

  • Некоторые существительные женского рода с окончаниями на - а, - я в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение на основу (бОроду, гОру, дОску, зЕмлю, зИму, пОру, спИну, стЕну, цЕну, щЁку и др.), а в ряде слов возможны два варианта ударения: бОрону и боронУ, рЕку и рекУ, кЕту и кетУ.

3) Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогами в и на в значении обстоятельства произносятся с ударением на окончание (в горстИ, в костИ, в кровИ, в ночИ, в связИ, в степИ, в тенИ, и др.), другие предполагают два варианта ударения (на дверИ и на двЕри, в клетИ и в клЕти и др.).

4) Имена существительные 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа могут произноситься либо с ударением на основе, либо с ударением на окончании, а некоторые из них предполагают оба варианта ударения  На основе На окончании возвЫшенностей, глУпостей, дЕрзостей, мЕстностей, пАстей, пОчестей, прИбылей, прОповедей, прЯдей, прОрубей, рАдостей, шАлостей Вариативность горестЕй, должностЕй, жердЕй, кистЕй, крепостЕй, Отраслей и отраслЕй, вЕдомостей и ведомостЕй лопастЕй, мастЕй, мелочЕй, новостЕй, областЕй, очередЕй, плетЕй, плоскостЕй, площадЕй, повестЕй, сетЕй, ролЕй, щелЕй, скатертЕй, стерлядЕй, тростЕй, четвертЕй

4) Имена существительные 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа могут произноситься либо с ударением на основе, либо с ударением на окончании, а некоторые из них предполагают оба варианта ударения

На основе

На окончании

возвЫшенностей, глУпостей, дЕрзостей, мЕстностей, пАстей, пОчестей, прИбылей, прОповедей, прЯдей, прОрубей, рАдостей, шАлостей

Вариативность

горестЕй, должностЕй,

жердЕй, кистЕй, крепостЕй,

Отраслей и отраслЕй, вЕдомостей и ведомостЕй

лопастЕй, мастЕй, мелочЕй,

новостЕй, областЕй, очередЕй,

плетЕй, плоскостЕй, площадЕй, повестЕй, сетЕй, ролЕй, щелЕй, скатертЕй, стерлядЕй, тростЕй, четвертЕй

 5) Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени может быть разделена на три группы Ударение на основе во всех формах Ударение на основе, кроме формы женского рода бить – бИл, бИла, бИло, бИли; Ударение на приставке, кроме формы ж. р.  брать – брАл, бралА, брАло, брАли;   донять – дОнял, донялА, дОняло, дОняли;   по аналогии: брить, шить, дуть, жать, класть, красть, пасть, ржать, крыть, мыть, мять по аналогии: врать, гнать, дать (однако: дáло и далó), драть, звать, рвать, спать, быть, плыть, вить, жить, лить, пить, внять, снять, взять (однако: взяло и взялó), жить, лить, пить и др. по аналогии: замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, принять, проклясть, убыть, умереть

5) Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени может быть разделена на три группы

Ударение на основе во всех формах

Ударение на основе, кроме формы женского рода

бить – бИл, бИла, бИло, бИли;

Ударение на приставке, кроме формы ж. р.

брать – брАл, бралА, брАло, брАли;

донять – дОнял, донялА, дОняло, дОняли;

по аналогии: брить, шить, дуть, жать, класть, красть, пасть, ржать, крыть, мыть, мять

по аналогии: врать, гнать, дать (однако: дáло и далó), драть, звать, рвать, спать, быть, плыть, вить, жить, лить, пить, внять, снять, взять (однако: взяло и взялó), жить, лить, пить и др.

по аналогии: замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, принять, проклясть, убыть, умереть

Основные особенности произношения согласных звуков: а) согласный звук [г] в русском литературном языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг» - [друк]); б) согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч’],[щ’] – всегда мягкие; в) звонкие согласные (кроме сонорных) на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими (кроме сонорных и [в]) озвончаются; г) в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [кан’эшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн]; д) буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы], «ничто» - [н’ишто], но «чтение» - [ч’т’энийэ], «чтить» - [ч’т’ит’] и т. д.; е) на стыке значащих частей слова, а также предлога с последующим словом звуки [с] и [ж], [з] и [ж] произносятся как долгий звук [ ж(___) ], а звуки [с] и [ш], [з] и [ш] как долгий глухой [ ш(___) ], например: «сжал»

Основные особенности произношения согласных звуков:

а) согласный звук [г] в русском литературном языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг» - [друк]);

б) согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч’],[щ’] – всегда мягкие;

в) звонкие согласные (кроме сонорных) на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими (кроме сонорных и [в]) озвончаются;

г) в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [кан’эшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн];

д) буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы], «ничто» - [н’ишто], но «чтение» - [ч’т’энийэ], «чтить» - [ч’т’ит’] и т. д.;

е) на стыке значащих частей слова, а также предлога с последующим словом звуки [с] и [ж], [з] и [ж] произносятся как долгий звук [ ж(___) ], а звуки [с] и [ш], [з] и [ш] как долгий глухой [ ш(___) ], например: «сжал»

Примеры орфоэпических ошибок, допущенных дикторами телевидения, ведущими программ  ОШИБКА ПРАВИЛЬНО Нельзя считать христиАнином (Инга Юмашева, Утро России. Вести) Нельзя считать христианИном ОбеспечЕние (В. Кораблёва 1 канал Новости). ОбеспЕчение. НоворОжденная (Иван Федотов, Губернские новости). Увеличены минимальные отпускные и Оптовые цены ( Новости) НоворождЁнная Увеличены минимальные отпускные и оптОвые цены укрАинская кухня (Юлия Высоцкая, НТВ Едим дома) украИнская кухня. «квАртал» (Россия 24, «Вести», Петр Орлов) «квартАл», «прОдали» (Россия 24, «Вести в 23:00», Дмитрий Щугалев) «продАли»,

Примеры орфоэпических ошибок, допущенных

дикторами телевидения, ведущими программ

ОШИБКА

ПРАВИЛЬНО

Нельзя считать христиАнином (Инга Юмашева, Утро России. Вести)

Нельзя считать христианИном

ОбеспечЕние (В. Кораблёва 1 канал Новости).

ОбеспЕчение.

НоворОжденная (Иван Федотов, Губернские новости).

Увеличены минимальные отпускные и Оптовые цены ( Новости)

НоворождЁнная

Увеличены минимальные отпускные и оптОвые цены

укрАинская кухня (Юлия Высоцкая, НТВ Едим дома)

украИнская кухня.

«квАртал» (Россия 24, «Вести», Петр Орлов)

«квартАл»,

«прОдали» (Россия 24, «Вести в 23:00», Дмитрий Щугалев)

«продАли»,

Анкетирование среди учеников 6 «А» класса.  1.  В чём заключается трудность правильного произношения слов? 2.  Какую роль играет нормативное произношение в процессе общения людей? 3. Как часто вы обращаетесь за помощью в произношении слов к орфоэпическим словарям?

Анкетирование среди

учеников 6 «А» класса.

1.  В чём заключается трудность правильного произношения слов?

2.  Какую роль играет нормативное произношение в процессе общения людей?

3. Как часто вы обращаетесь за помощью в произношении слов к орфоэпическим словарям?

Результаты анкетирования 1 вопрос (ответы: незнание правил орфоэпии, нежелание говорить правильно, как привыкли, так и говорим ) 2. вопрос (ответы: важную роль играет правильное произношение слов в общении, может поменяться смыл того, о чем говорим) 3 вопрос (ответы: не обращаемся)

Результаты анкетирования

1 вопрос (ответы: незнание правил орфоэпии, нежелание говорить правильно, как привыкли, так и говорим )

2. вопрос (ответы: важную роль играет правильное произношение слов в общении, может поменяться смыл того, о чем говорим)

3 вопрос (ответы: не обращаемся)

Мини- исследование Участники: 5- 8 классы Задание: поставьте ударение в словах : свекла, откупорить, квартал, жалюзи, звонит, оптовый, банты, досуг, сливовый, красивее, включит, торты, столяр, повторит, обеспечение, щавель

Мини- исследование

Участники: 5- 8 классы

Задание: поставьте ударение в словах : свекла, откупорить, квартал, жалюзи, звонит, оптовый, банты, досуг, сливовый, красивее, включит, торты, столяр, повторит, обеспечение, щавель

 Результаты исследования  Свёкла   31%  Откупорить 38%  Звонит   Сливовый 18% Оптовый    45% Квартал Столяр  Жалюзи Банты  14%  44% Красивее 24%  Досуг Повторит  9%  Включит  6% 53% Обеспечение 32%  47%  6% Торты   6% 31% Щавель 8%

Результаты исследования

Свёкла

31%

Откупорить 38%

Звонит

Сливовый 18%

Оптовый

45%

Квартал

Столяр

Жалюзи

Банты

14%

44%

Красивее 24%

Досуг

Повторит

9%

Включит

6%

53%

Обеспечение 32%

47%

6%

Торты

6%

31%

Щавель

8%

Итоги работы над проектом:  1.Я усвоил значение понятия

Итоги работы над проектом:

1.Я усвоил значение понятия "орфоэпия", познакомился с колебаниями в ударении, с некоторыми правилами орфоэпии и с орфоэпическими словарями.

2.Составил подборку слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.

3. Сделал мини- словарик «Произноси правильно» (орфоэпический)

ФОТО СЛОВАРЯ

Библиографический список:

1. Агеенко Ф. Л. «Словарь ударений русского языка: Около 76000 словарных единиц» / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. - М. : Русский язык, 1993г.

2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! : Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник / Л.А.Вербицкая, Н.В.Богданова, Г.Н.Скляревская5-е изд.С-Пб : Филолог. факультет СПбГУ, 2003г.

3. Воронцова Л.В. «Русское литературное ударениеXVIII — XX вв: Формы словоизменения», М. 1979г.

4. Горбачевич К. С. «Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов», СПб. , 2000г.

5. Интернет-ресурсы.

6. Каленчук  М . Л.,  Касаткина  Р. Ф. «Словарь  трудностей русского произношения . 2-е изд., стереотип», М .: Рус. яз., 2001г.

7. Розенталь Д.Э. «Говорите и пишите по-русски правильно», М.:Айрис-пресс, 2007г.

8. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова, М., 1983; 4-е изд., стер. М., 1988г.

9. Словарь русского языка [Текст] : около 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс : Мир и образование, 2007г.

 Благодарю за внимание!

Благодарю

за

внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!