Исследовательский проект
«Орфоэпические ошибки в речи школьников»
Выполнил: ученик 6 «А» класса
МБОУ «СОШ п.Эгвекинот»
Руководитель: учитель русского языка и литературы Хорун Н.В.
Следите за своей речью,
от неё зависит ваше будущее
Вильям Шекспир
Цель:
выявление уровня нарушения орфоэпических норм в речи современных школьников и выяснение причин их орфоэпической неграмотности.
Задачи:
- расширить познания в области орфоэпии;
- выявить правила русского произношения;
- провести мини-исследование по выявлению орфоэпических ошибок в речи школьников;
- создать орфоэпический мини-словарик со словами, постановка ударения в которых вызывает трудности.
Актуальность :
несоблюдение единых правил произношения (орфоэпических норм)
может привести как к полной невозможности речевой
коммуникации, так и к существенному ее затруднению
Этапы подготовки
и реализации проекта
ЭТАП 1 .
Разработка проектного задания
ЭТАП 2.
Сбор и уточнение информации, анкетирование,
консультации учителя.
ЭТАП 3 .
Осуществление результатов.
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе
ЭТАП 4 .
Защита проекта
"Орфоэпические ошибки в речи школьников".
Орфоэпия – это правила образцового
литературного произношения .
Предмет изучения орфоэпии:
- звуковые особенности речи (устная речь рассматривается не вообще, а только с точки зрения его соответствия современным литературным нормам);
- правильное произношение звуков речи (гласных и согласных);
- правильное произношение звукосочетаний;
- правильное произношение отдельных слов и их форм
Роль ударения в слове:
мукА — мУка, замОк — зАмок;
- различает некоторые формы разных слов:
ношУ - нОшу, кружкИ — крУжки;
- различает формы одного слова:
снегА — снЕга, носИте — нОсите.
Русское ударение - самая сложная область
русского языка
Особенность
1.
Пояснение
2.
Примеры
Разноместность
Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)
Подвижность
3.
Может перемещаться при изменении слова
на первый - икОнопись,
Наличие слов с разными вариантами ударения
4.Стилистическая функция
Вариантность
на второй - экспЕрт,
водА - вОды
(вариативность)
ТвОрОг, одноврЕмЕнно, пЕтлЯ, кАмбалА
на третий – жалюзИ,
Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной норме, общему / специальному употреблению
5. Смыслоразличительная
ФенОмен (лит.) – феномЕн (разг.); прикУс (общ.) – прИкус (медиц.); шЁлковый (общ.) – шелкОвый (народно-поэтич.)
функция. Явление омографии.
Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл
на четвертый - апартамЕнты
зАмок – замОк, Орган – оргАн, мУка – мукА, пАрить – парИть, прОклятый – проклЯтый.
Основные особенности и допустимые литературной
нормой варианты произношения отдельных
грамматических форм.
- У существительных женского рода 1-го склонения в большинстве форм косвенных падежей единственного числа ударение падает на окончание (веснОй – веснЕ – веснУ, бронЁй – бронЕ – бронИ и т. д.);
- Некоторые существительные женского рода с окончаниями на - а, - я в форме винительного падежа единственного числа имеют ударение на основу (бОроду, гОру, дОску, зЕмлю, зИму, пОру, спИну, стЕну, цЕну, щЁку и др.), а в ряде слов возможны два варианта ударения: бОрону и боронУ, рЕку и рекУ, кЕту и кетУ.
3) Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогами в и на в значении обстоятельства произносятся с ударением на окончание (в горстИ, в костИ, в кровИ, в ночИ, в связИ, в степИ, в тенИ, и др.), другие предполагают два варианта ударения (на дверИ и на двЕри, в клетИ и в клЕти и др.).
4) Имена существительные 3-го склонения в форме родительного падежа множественного числа могут произноситься либо с ударением на основе, либо с ударением на окончании, а некоторые из них предполагают оба варианта ударения
На основе
На окончании
возвЫшенностей, глУпостей, дЕрзостей, мЕстностей, пАстей, пОчестей, прИбылей, прОповедей, прЯдей, прОрубей, рАдостей, шАлостей
Вариативность
горестЕй, должностЕй,
жердЕй, кистЕй, крепостЕй,
Отраслей и отраслЕй, вЕдомостей и ведомостЕй
лопастЕй, мастЕй, мелочЕй,
новостЕй, областЕй, очередЕй,
плетЕй, плоскостЕй, площадЕй, повестЕй, сетЕй, ролЕй, щелЕй, скатертЕй, стерлядЕй, тростЕй, четвертЕй
5) Постановка ударения у глаголов в форме прошедшего времени может быть разделена на три группы
Ударение на основе во всех формах
Ударение на основе, кроме формы женского рода
бить – бИл, бИла, бИло, бИли;
Ударение на приставке, кроме формы ж. р.
брать – брАл, бралА, брАло, брАли;
донять – дОнял, донялА, дОняло, дОняли;
по аналогии: брить, шить, дуть, жать, класть, красть, пасть, ржать, крыть, мыть, мять
по аналогии: врать, гнать, дать (однако: дáло и далó), драть, звать, рвать, спать, быть, плыть, вить, жить, лить, пить, внять, снять, взять (однако: взяло и взялó), жить, лить, пить и др.
по аналогии: замереть, занять, запереть, нанять, начать, отбыть, понять, прибыть, принять, проклясть, убыть, умереть
Основные особенности произношения согласных звуков:
а) согласный звук [г] в русском литературном языке чаще всего оглушается в звук [к] (например: «друг» - [друк]);
б) согласные [ж], [ш], [ц] – всегда твердые, а согласные [ч’],[щ’] – всегда мягкие;
в) звонкие согласные (кроме сонорных) на конце слов и перед глухими согласными оглушаются, а глухие согласные перед звонкими (кроме сонорных и [в]) озвончаются;
г) в словах «скучно» - [скушна], «конечно» - [кан’эшна], «нарочно» - [нарошна] и др. буквосочетание «чн» произносится [шн];
д) буквосочетание «чт» произносится [шт] в словах «что» - [што], «чтобы» - [штобы], «ничто» - [н’ишто], но «чтение» - [ч’т’энийэ], «чтить» - [ч’т’ит’] и т. д.;
е) на стыке значащих частей слова, а также предлога с последующим словом звуки [с] и [ж], [з] и [ж] произносятся как долгий звук [ ж(___) ], а звуки [с] и [ш], [з] и [ш] как долгий глухой [ ш(___) ], например: «сжал»
Примеры орфоэпических ошибок, допущенных
дикторами телевидения, ведущими программ
ОШИБКА
ПРАВИЛЬНО
Нельзя считать христиАнином (Инга Юмашева, Утро России. Вести)
Нельзя считать христианИном
ОбеспечЕние (В. Кораблёва 1 канал Новости).
ОбеспЕчение.
НоворОжденная (Иван Федотов, Губернские новости).
Увеличены минимальные отпускные и Оптовые цены ( Новости)
НоворождЁнная
Увеличены минимальные отпускные и оптОвые цены
укрАинская кухня (Юлия Высоцкая, НТВ Едим дома)
украИнская кухня.
«квАртал» (Россия 24, «Вести», Петр Орлов)
«квартАл»,
«прОдали» (Россия 24, «Вести в 23:00», Дмитрий Щугалев)
«продАли»,
Анкетирование среди
учеников 6 «А» класса.
1. В чём заключается трудность правильного произношения слов?
2. Какую роль играет нормативное произношение в процессе общения людей?
3. Как часто вы обращаетесь за помощью в произношении слов к орфоэпическим словарям?
Результаты анкетирования
1 вопрос (ответы: незнание правил орфоэпии, нежелание говорить правильно, как привыкли, так и говорим )
2. вопрос (ответы: важную роль играет правильное произношение слов в общении, может поменяться смыл того, о чем говорим)
3 вопрос (ответы: не обращаемся)
Мини- исследование
Участники: 5- 8 классы
Задание: поставьте ударение в словах : свекла, откупорить, квартал, жалюзи, звонит, оптовый, банты, досуг, сливовый, красивее, включит, торты, столяр, повторит, обеспечение, щавель
Результаты исследования
Свёкла
31%
Откупорить 38%
Звонит
Сливовый 18%
Оптовый
45%
Квартал
Столяр
Жалюзи
Банты
14%
44%
Красивее 24%
Досуг
Повторит
9%
Включит
6%
53%
Обеспечение 32%
47%
6%
Торты
6%
31%
Щавель
8%
Итоги работы над проектом:
1.Я усвоил значение понятия "орфоэпия", познакомился с колебаниями в ударении, с некоторыми правилами орфоэпии и с орфоэпическими словарями.
2.Составил подборку слов, постановка ударения в которых вызывает трудности.
3. Сделал мини- словарик «Произноси правильно» (орфоэпический)
ФОТО СЛОВАРЯ
Библиографический список:
1. Агеенко Ф. Л. «Словарь ударений русского языка: Около 76000 словарных единиц» / Ф. Л. Агеенко, М. В. Зарва. - М. : Русский язык, 1993г.
2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно! : Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник / Л.А.Вербицкая, Н.В.Богданова, Г.Н.Скляревская5-е изд.С-Пб : Филолог. факультет СПбГУ, 2003г.
3. Воронцова Л.В. «Русское литературное ударениеXVIII — XX вв: Формы словоизменения», М. 1979г.
4. Горбачевич К. С. «Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов», СПб. , 2000г.
5. Интернет-ресурсы.
6. Каленчук М . Л., Касаткина Р. Ф. «Словарь трудностей русского произношения . 2-е изд., стереотип», М .: Рус. яз., 2001г.
7. Розенталь Д.Э. «Говорите и пишите по-русски правильно», М.:Айрис-пресс, 2007г.
8. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова, М., 1983; 4-е изд., стер. М., 1988г.
9. Словарь русского языка [Текст] : около 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : Оникс : Мир и образование, 2007г.
Благодарю
за
внимание!