Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ОРФОГРАФИЯ В ФАНТИКАХ»
Подготовил: ученик 5 «А» класса Голяйкин Дмитрий Проверил: учитель русского языка и литературы
Львова Галина Григорьевна
ОРФОГРАФИЯ В ФАНТИКАХ
Цель: проверить, помогут ли конфетные обертки в изучении орфограмм русского языка или нет.
Задачи:
1 . изучить литературу, узнать историю возникновения фантиков;
2. собрать фантики от конфет;
3. повторить изученные орфограммы русского языка, составить перечень орфограмм;
4. провести орфографический диктант и опрос учащихся 5 «А» класса по теме исследования;
5. сделать выводы по результатам работы.
Объект исследования: фантики конфет.
Предмет исследования: орфограммы в названиях фантиков.
Гипотеза: если обращать внимание на орфограммы в названиях фантиков, можно ли развить орфографическую грамотность.
Методы: изучение литературы, анализ, систематизация, классификация.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАНТИКОВ В АМЕРИКЕ
В «Википедии» говорится, что Фантик – это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова гласится: фантик - конфетная обёртка как предмет игры.
С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка. Фольга появилась в середине XIX века . Парафиновую бумагу для обертки российской шоколадной конфеты придумал великий изобретатель Томас Эдисон в 1872 году .
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАНТИКОВ В РОССИИ
Фантики в России появились при Петре I. До середины XIX века конфеты хранили в коробочках, вазочках, а брали их специальными щипцами. Шоколадные конфеты заворачивали в разноцветную фольгу.
К концу XIX века фантикам уделялось не меньшее внимание, чем театральным афишам. На них творили выдающиеся художники, такие как: К.Сомов, И.Билибин, братья Васнецовы и другие. Наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. В начале XX веке в России уже было известно множество сортов конфет.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАНТИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Сегодня над разработкой фантиков работают грамотные маркетологи. Яркие фантики конфет привлекают внимание как детей, так и взрослых.
Каждое слово-название этих сладостей включает в себя определенную орфограмму, а иногда и больше.
ЭВОЛЮЦИЯ ФАНТИКОВ ДЛЯ КОНФЕТ
Как и столетие назад, так и в наши дни, фантики являются не просто «визитными карточками» товара, но и его его «лицом». Так в период XIX начала XX века подлинным отражением эпохи во всем его многообразии становятся фантики с названиями конфет. По фантикам можно было изучать азбуку, цифры, историю разных стран. В начале XIX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Еще одной задачей фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса. В дореволюционный период изображался репертуар кино и театров. Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому-либо событию.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ОРФОГРАФИЯ?
Орфограмма — это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применение этих правил.
Перечень орфографических правил и орфограмм:
1. Правописание гласных после шипящих ж, ш,ч,щ;
2. Сочетания чк, чн, чт, щн;
3. Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов(словарные слова);
4. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов;
5. Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов;
6. Правописание непроизносимых согласных;
7. Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах;
8. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных;
9. Буквы и, ы после ц в разных частях слова;
10. Правописание удвоенных согласных;
11. Заглавная буква в именах собственных.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАММ, ОБНАРУЖЕННЫХ НА ФАНТИКАХ
1.Правописание гласных после шипящих ж,ш,ч, щ:
- « Жи винка»;
- « Жи -ши»;
- «Черная жемчу жи на»;
- «Ореховая ро ща »;
- «За ча рованные»;
- «Сливки- ща стливки»;
- «Желейное чу до»;
- «О чу мелый шмелик».
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАММ, ОБНАРУЖЕННЫХ НА ФАНТИКАХ
1.Правописание сочетаний чк,чн, чт, щн:
- Бато нч ик номер один;
- Лимо нч ик;
- Ме чт а;
- Ласто чк а;
- Черноморо чк а;
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАММ, ОБНАРУЖЕННЫХ НА ФАНТИКАХ
3. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов:
- Укр а шение;
- В е черний сад;
- В е сёлые леденцы;
- В е селым детишкам;
- Одна на дв о их;
- З е рнушка;
- З о л о тая лилия;
- З о л о той ключик;
- Черная ж е мчужина;
- Пчёлка ш е пёлька;
- Л е сной олень;
- В а с и лёк;
- Дв о рянка.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАММ, ОБНАРУЖЕННЫХ НА ФАНТИКАХ
4. Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов:
- Сли в ки-щасли в ки;
- Курьё з ;
- Крокан т ;
- Коро в ка;
- Бегемо ш ки;
- Вечерний са д ;
- Сла д кое созвучие;
- Гусиные ла п ки;
- Черносли в ;
- Звездный дож д ь;
- Зерну ш ка.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАММ, ОБНАРУЖЕННЫХ НА ФАНТИКАХ
5. Правописание непроизносимых согласных:
- Буревес т ник;
- Звез д ный дождь.
6. Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах:
- Птич ь я сласть;
- Мин ь он;
- Кур ь ёз.
- 7. Буквы и, ы после ц в разных частях слова:
- Ц и трон.
8. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных:
- Лесной олен ь ;
- Птичья сласт ь ;
- Звёздный дожд ь . 9. Правописание удвоенных согласных:
- Зачарова нн ые;
- Сгуще нн ое молоко;
- Клюкве нн ая.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОРФОГРАММ, ОБНАРУЖЕННЫХ НА ФАНТИКАХ
10. Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов(словарные слова):
- Райские обл а ка;
- Р о машки;
- Сгущенное м о локо;
- К о ровка.
11. Заглавная буква в именах собственных:
- А лёнка;
- Сказки П ушкина;
- Р узанна; - Любимый М ишаня; - К ара- К ум; - К от в сапогах; - Красная Ш апочка; - Б уратино.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Распределив слова-названия на группы по видам орфограмм, было проведено анкетирование среди учащихся 5-х классов. Нужно было ответить на вопросы:
1. Любите ли вы конфеты?
2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика; на название конфет; на правописание?
Было исследовано 32 анкеты .
АНКЕТИРОВАНИЕ
Результаты анкетирования показали,что
30 учащихся любят конфеты, и лишь 2-е относятся нейтрально.
12,5% учащихся (4 чел.) иногда обращают внимание на правописание слов-названий конфет.
87,5% учащихся (28 чел.) съедают сладость, не обращая внимание на правописание названия.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!