СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Педагогическая деятельность декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина. Ялуторовская школа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Данной работе рассматриваются условия формирования ланкастерской системы в Европе и её влияние на систему обучения в России, основные направления педагогической деятельности  декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина в Западной Сибири. Материал будет полезен обучающимся, изучающим историю России на профильном уровне, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.   

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Педагогическая деятельность декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина. Ялуторовская школа"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ильдиканская средняя общеобразовательная школа» Балейский район, Забайкальский край







Тема исследования:

«Педагогическая деятельность Ивана Дмитриевича Якушкина. Ялуторовская школа»

Автор работы: Пьянникова Яна

8 класс; с. Н.Алия, ул. Лесная 13

телефон:8-924-298-22-51

Куратор: Шапошникова Маргарита Александровна, учитель истории,

муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Ильдиканская средняя

общеобразовательная школа».





с. Н - Ильдикан 2018 год



Оглавление.

I. Введение. стр. 3

II. Основная часть.

Раздел 1. Ланкастерские идеи в «Сибириаде» декабриста

И.Д. Якушкина.

2.1.1. Педагогическая теория Белля-Ланкастера. Основные

принципы ланкастерской системы. стр.4

Раздел 2. «Только с вступлением в Сибирь началось наше

настоящее призвание». Сибирская жизнь И.Д. Якушкина.

2.2.1. Ланкастерская система в России. Вариант И.Д.Якушкина. стр.6

2.2.2. Организация Ялуторовской школы стр.9

2.2.3. Преподавательская деятельность И.Д.Якушкина. Открытие «девичьего училища» стр.12

III. Заключение стр.16

IV. Ссылки на литературные источники. стр. 18

V. Используемая литература. стр. 19

VI. Приложения стр.20 .











Введение.

Актуальность. «…Все наши уже укоренились…для всех уже началось и разыгрывается последнее действие нашей драмы…»1 так писал декабрист Ф.Ф.Вадковский (приложение1) о своих товарищах, разосланных из Петровского каземата. К этому моменту каторга декабристов окончилась, и для них потянулись томительные годы сибирского поселения. Бывшие участники перестали быть скованными узниками; они получили относительную самостоятельность действий, многие из них развернули энергичную хозяйственную, литературную и педагогическую деятельность.

Среди просветительских начинаний сосланных декабристов особенное внимание современников и потомков обращает на себя Ялуторовская школа Ивана Дмитриевича Якушкина. О ней вспоминали декабристы- Е.П.Оболенский, П.Н.Свистунов, и бывшие учащиеся школы – А.П.Созонович, (приложение2) О.Н.Балакшина. О ней писали первые историки декабристской ссылки – К.Н.Голодников, С.В.Максимов. Культурные традиции этой школы оказали определённое влияние на учебную политику в Западной Сибири. Тем не менее конкретные представления о Ялуторовской школе, о её возникновении, развитии и успехах, ланкастерских идеях, остаются очень неясными и неполными. Желание узнать больше подтолкнуло меня к выбору темы исследовательской работы «Педагогическая деятельность декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина. Ялуторовская школа».

Объект исследования: педагогическая деятельность декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина в Западной Сибири

Предмет исследования: влияние Ялуторовской школы на культурное развитие Западной Сибири

Гипотеза: если я изучу эту тему, то я больше узнаю о педагогической деятельности декабриста Якушкина и его вкладе в культурное развитие Западной Сибири

Цель: изучение и анализ педагогической деятельности декабриста И.Д.Якушкина и его вклад в культурное развитие Западной Сибири

Задачи:

1) рассмотреть причины, побудившие декабриста И.Д.Якушкина заниматься педагогической деятельностью в Западной Сибири

2) выявить условия формирования ланкастерской системы в Европе и её влияние на систему обучения в России

3) проанализировать основные направления просветительской деятельности И.Д.Якушкина

В первом разделе я постаралась выяснить, что представляла из себя педагогическая теория Белля- Ланкастера, каковы были основные принципы ланкастерской системы.

Педагогическая теория Белля- Ланкастера ставила своей задачей как можно дешевле, быстрее и успешнее вооружить начальной грамотностью широкие массы трудящегося населения. Основной принцип ланкастерской системы - широкое использование «старших» учеников, которые не только усваивали учебный курс, но и сами обучали менее подготовленных товарищей.

При прохождении того или иного предмета вся масса учащихся распределялась по степени своей подготовки на несколько «классов»; во главе каждого класса ставился «старший», который обучал свою группу под наблюдением «надзирателей» из учащихся и общего руководителя школы – подготовленного учителя. Все «классы» должны были находиться в одном помещении, а самое обучение упрощено и приспособлено к способностям и развитию «старшего». Отсюда вытекал второй принцип ланкастерской системы – введение коллективного, строго организованного «стандартного» обучения.(приложение3)

Чтобы оживить эту однообразную систему и стимулировать энергию учащихся, Белль и Ланкастер практиковали метод соревнования. Достигалась огромная экономия в денежных средствах: никаких уроков на дом не задавалось, книг и тетрадей не требовалось, обучение совершалось при помощи наглядных таблиц и аспидных досок. При системе взаимного обучения школьники приучались к самостоятельности, вырабатывались навыки коллективной работы. Ланкастерские занятия сравнивались с интересной массовою игрою, которая помогала ребёнку или подростку «шутя» овладевать учебным материалом.

Таким образом, Ланкастерская система стремилась подавлять задатки классового протеста и вырабатывать привычки беспрекословного подчинения. Поэтому эта система пользовалась наибольшим успехом в училищах, в приютах, в колониальных школах .

Во втором разделе я попыталась выявить особенности ланкастерской системы в Россиии и исследовать вариант И.Д.Якушкина.

В Россию ланкастерская система проникла двумя самостоятельными путями- непосредственно из Англии и несколько позднее из Франции. Сведения о ланкастерской системе быстро распространились по России и встретили сочувственный интерес со стороны правительства и части дворянского общества. Ланкастерский метод вводится в военно-сиротских отделениях и военные стенные таблицы для преподавания в школах взаимного обучения. Для подготовки руководителей ланкастерских школ создаётся учительский институт при Петербургском университете. Современники прославляют новое английское изобретение и пророчат ему великое будущее.

Якушкин глубоко верит в универсальность ланкастерского метода и считает его вполне приложимым к любой научно- учебной дисциплине. Учащиеся путём многократного чтения, повторения и записывания прочно запоминают данное содержание; в процессе заучивания они самостоятельно осваивают его внутренний смысл и постепенно овладевают сущностью изучаемого предмета. Якушкин по- своему принял и переработал ланкастерскую систему. По его мнению, моменты наглядности и предметности должны были дополнить и оживить словесно- катехизическую форму обучения.Таким образом, это был смягчённый и преобразованный вариант ланкастерской системы, который отчётливо намечался в школах взаимного обучения, организованных декабристами.6

В подпункте 2.2.2. я постаралась рассмотреть вопрос организации Ялуторовской школы и выявить особенности метода взаимного обучения.

Якушкин приступил к педагогической работе, опираясь на поддержку и участие ялуторовского священника Знаменского. Новому училищу была поставлена определённая задача- «приготовить детей священников и церковнослужителей, проживающих в городе и окрестностях, к поступлению в семинарию, и вместе с тем доставить возможность учиться мальчикам, не имеющим права поступить или по недостатку своему не поступающим в уездное училище». Перспектива основания ланкастерской школы под фактическим руководством образованного Якушкина привлекла крупного откупщика и заводчика И.П.Медведева и либерального купца Н.И.Балакшина. Медведев не ограничился денежными пожертвованиями, он предоставил в распоряжение школы целое здание (приложение5) Школе оказывали денежную поддержку обеспеченные декабристы тобольской колонии; по словам бывшей ученицы Якушкина, присылались средства и из далёкой России. Помогали не только деньгами, но и личной работой. Сам И.Д. Якушкин приступил к выполнению наиболее ответственной задачи: составлению стенных ланкастерских таблиц(приложение 6) и «вопросов для старшего»; Знаменский переписывал их для употребления в школе, М.И. Муравьёв-Апостол наклеивал их на картон, Ентальцева вязала шнурки и делала указки, польский повстанец Собаньский вытачивал вешалки. В школе учились только мальчики (42 человека), девочек совсем не было. Занятия проходили четыре раза в неделю, два часа поутру и два часа после обеда. Внешняя форма каждого урока была отчётливо описана самим Якушкиным: «Вошедши в класс, помолившись Богу и ставши к полукругам, ученики в продолжении 20 минут и по указанию старшего читали таблицы…после чего в продолжении 10 минут старший по своей табличке заставлял учеников поочерёдно или складывать или прочесть наизусть то, что они перед тем читали на таблице, висящей на стене. Потом опять учитель звонил в колокольчик, записывая в своей чистой тетради учеников в том порядке, в каком они теперь стояли в полукругах. После чего ученики, перешедшие к столам и сидя на скамьях, в продолжение получаса писали на грифельных досках то же самое, что они читали в полукругах и то, что старший диктовал им по своей табличке». Такова сжатая схема урока. Для полной характеристики ялуторовской школы нужно отметить полное отсутствие телесных наказаний. Якушкин только в самых крайних случаях прибегал к высшей форме школьного наказания: на виновного надевали «лентяя», сделанного из бумаги и лент, производившего на детей сильное впечатление. В случае успехов выдвинувшийся ученик украшался похвальным ярлыком, который должен был возбуждать взаимное соревнование. «Дети собирались в школу, как на праздник», - рассказывала А.П.Созонович. «Мы учились шутя и нисколько не считали трудом нашу науку», - вспоминал впоследствии М.С.Знаменский. За 15 лет в школе перебывало 594 мальчика. Таким образом, Ялуторовская школа не была изолированным начинанием одного Якушкина, она превратилась в широкое общественное начинание. Население Ялуторовска гордилось своим достижением, и популярность Якушкина быстро поднялась в глазах местного общества. Метод взаимного обучения был самым эффективным и дешёвым методом 19 века.

В подпункте 2.2.3. я постаралась проанализировать основные направления преподавательской деятельности Якушкина. выяснить какое значение для Сибири имело открытие «девичьего училища».

Ланкастерский метод взаимного обучения наложил определённую печать на содержание и приёмы преподавания Якушкина. Преподавание оставалось по преимуществу механичным и требовало новых дополнительных коррективов. Якушкин сознательно пошёл на такие коррективы и внёс в учебную жизнь ялуторовской школы новую и свежую педагогическую струю. Он не изолировался от учащихся, а постарался внешне и внутренне сблизиться со всею массою школьников. Во время перемен он не уходил из классного помещения, а отвечал на разнообразные вопросы, которые задавали ему учащиеся; очень часто он выводил их во двор и затевал коллективные игры, в которых принимал сам непосредственное и активное участие. По воспоминаниям учащихся, «дети его мало того, что любили, просто обожали и нисколько не боялись». Занятия ботаникой происходили не только в поле, но и в классном помещении. В программу школы было введено рисование растений и животных. Эти экскурсии и уроки осуществляли идею естественнонаучного образования, которая с самых первых шагов вдохновляла Якушкина как педагога.

С формальной стороны положение Якушкина было очень неопределённым и неустойчивым. Фактически он являлся инициатором и вдохновителем школьной работы; но юридически он оставался «государственным преступником», лишённым прав и сосланным на поселение. Благоприятному исходу борьбы очень способствовала репутация ялуторского училища. В ялуторовскую школу началось настоящее паломничество из разных уголков Тобольского края. Впечатления от школы были неизменно благоприятные, и полулегальное положение Якушкина всё более и более упрочивалось.

Через четыре года просветительное начинание Якушкина получило новый толчок для своего развития. В мае 1846 года до Якушкина дошло тяжёлое известие о смерти его жены Анастасии Васильевны; под сильным впечатлением этого события он решил основать женскую школу, посвящённую памяти А.В.Якушкиной. Школа открылась 1 июля 1846 года.(приложение 7) Вначале в ней училось только двадцать пять девочек, но 1850 году насчитывались уже пятьдесят шесть учениц.

Женская школа пользовалась особенным успехом, тем более, что специального женского образования Сибирь не знала, девочек не пускали в обыкновенные училища, и подавляющая масса женского населения, не исключая городского мещанства и купечества, вырастала безграмотной и умственно отсталой.

Таким образом,

Ялуторовское женское училище явилось праматерью женского образования в Западной Сибири.12

III. Заключение.

Изучив и проанализировав педагогическую деятельность декабриста Якушкина я пришла к выводу, что в условиях сибирской полусвободной жизни Иван Дмитриевич смог вернуться к педагогической деятельности, но в более ограниченных и сильно сдавленных рамках, но тем не менее ялуторовский опыт Якушкина не был изолированным единичным явлением. Каждая сибирская школа, основанная декабристами, имела собственные, неповторимые особенности, но Ланкастерская школа Якушкина выделялась яркою путеводною звездою в сфере просвещения Сибири. Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась.

В ходе данной исследовательской работы я достигла следующих результатов:

- рассмотрела причины, побудившие декабриста И.Д.Якушкина заниматься педагогической деятельностью

- выявила условия формирования ланкастерской системы в Европе и ее влиянии на систему обучения в Николаевской России

- проанализировала основные направления педагогической деятельности декабриста И.Д.Якушкина

Практическая значимость моей работы состоит в том, что

Во-первых: своими знаниями я могу поделиться со сверстниками

Во-вторых: использовать данный материал для проведения тематических классных часов

В-третьих: оформить и разместить материал для районного краеведческого музея, местного СМИ



























IV. Ссылки на литературные источники.

1 Декабристы на поселении Изд. М и С Сабашниковых, М, 1926, с 74

2 Декабристы и их время. М, 1928, с 192

3 Турбин С. Старожил. Страна изгнания и исчезнувшие люди. СПБ

4 Гамель И, Мартос И Ланкастерское училище в Киеве. – «Киевская старина», с 65

5 Гамель И. Ланкастерские школы. с 9

6 Отчёт о ланкастерских школах в г. Ялуторовске (копия)

7 Ученица И.Д. Якушкина

8 Заметки А.П. Созонович с132

9 Воспоминания, записанные со слов О.Н. Балакшиной с 179

10 Воспоминания, записанные со слов О.Н. Балакшиной с 180

11 Знаменский М. Якушкин И.Д. часть 3

12 Письмо О.Н. Балакшиной к М.И. Муравьёву-Апостолу













V. Используемая литература:

1. Балакшина О.Н. «Воспоминания о декабристах в Сибири» - «Сибирские огни», 1924г.

2. Беляев А.В. «Сибирь и декабристы», Иркутск, 1825г.

3. Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ. Т 1, М, 1931г.

4. Дмитриев-Мамонов А.И. «Декабристы в Западной Сибири» СПБ, 1905г.

5. Дружинин Н.М. «Декабрист И.Д.Якушкин и его ланкастерская школа», т.2, 1941г.

6. Записки декабриста Ивана Дмитриевича Якушкина. Восточносибирское издательство, г.Иркутск,1977г.

7. Коваль С.Ф. «В сердцах Отечества сынов», т.3, Восточносибирское издательство, 1975г.

8. Сибирь и декабристы. Статьи и материалы. Иркутск,1925г.

9. Семёнов С. «Декабристы в Ялуторовске»- «Сибирский архив», 1913г. т.6

10.Шаховский Д. Декабристы и их время в2, М, 1932г

11.Шатрова Г.П. «Декабристы и Сибирь», Томск. Издательство Томского университета, 1962г.















VI. Приложения

Приложение 1.



Декабрист Ф.Ф. Вадковский



Приложение 2.




Бывший учащийся Ялуторовской школы А.П.Созонович





Приложение 3.









Ланкастерская система обучения















Приложение 4.



Город Ялуторовск













Приложение 5.





Классное помещение Ялуторовской школы



















Приложение 6.































Изготовление ланкастерских таблиц





Приложение 7.



И.Д.Якушкин.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!