СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Петроглифы Сикачи-Аляна"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учащихся лицея инновационных технологий по теме "Петроглифы Сикачи-Аляна"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Петроглифы Сикачи-Аляна"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лицей инновационных технологий






СИКАЧИ-АЛЯН. ПЕТРОГЛИФЫ

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ





Работа выполнена учащимися 8а класса:

Павловым Дмитрием, Масловой Екатериной,

Сорокиным Георгием

Руководитель работы: учитель географии

Борисова Марина Олеговна











Хабаровск

2013 год

Аннотация


Авторы работы – ученики 8а класса Павлов Дмитрий, Маслова Екатерина, Сорокин Георгий

МБОУ Лицей инновационных технологий г. Хабаровска

Сикачи-Алян. Петроглифы. Историческая значимость, современное состояние и пути сохранения памятника культурного наследия

Руководитель работы – Борисова Марина Олеговна, учитель географии МБОУ Лицей инновационных технологий

Научный руководитель работы – Малявин Андрей Викторович, заведующий отделом экспериментальной археологии краевого музея им. Н.И. Гродекова


Данная исследовательская работа посвящена уникальным наскальным рисункам – петроглифам, расположенным у нанайского села Сикачи-Алян, в 75 км от города Хабаровска вниз по течению реки Амур.

Цель работы - изучение истории возникновения, формирования, значимости и современного состояния петроглифов и предложение путей предотвращения разрушения памятника.

Методы исследования исторической значимости петроглифов:

  1. работа с литературными источниками, научными отчетами, проектами по реконструкции памятника;

  2. полевые изучения современного состояния петроглифов на местности путем визуального осмотра и описания изображений и общего состояния ландшафтной зоны памятника «Сикачи-Алян. Петроглифы».

В результате проведенных исследований мы осознали историческую значимость археологического памятникам и предложили пути его реконструкции и сохранения для потомков.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ..............................................................................................4

  1. История открытия и изучения петроглифов Сикачи-Аляна............5

  2. Описание наскальных рисунков Сикачи-Аляна и их историко-культурная характеристика ...............................................................8

  3. Современное состояние археологического памятника ...................18

  4. Возможные пути сохранения и реконструкции памятника.............22

Заключение .........................................................................................26

Список использованных источников................................................28

Приложение




















ВВЕДЕНИЕ


В современном мире особенную остроту приобретает проблема пренебрежительного отношения к памятникам различного рода. Интересно заметить, что в каждой стране более 1000 памятников, пусть даже небольших по площади, являются забытыми, заброшенными пустырями. Такие места постепенно теряются в современном мире, но ведь на самом деле они несут в себе историю народа, проживающего на данной территории, все они являются частью нашего быта, нашей исторической общности.

Эта проблема не обошла и Дальний Восток, в частности Хабаровский край. На территории нашего края вблизи национального нанайского села Сикачи-Алян, что расположено в 75 км от города Хабаровска ниже по течению реки Амур, находятся древние наскальные рисунки – петроглифы, которые являются памятником археологии федерального значения. Современное состояние памятника не очень хорошее. Он подвержен как антропогенному, так и природному воздействию. Из 300 открытых и описанных наскальных рисунков на нижнем Амуре с середины XX века до наших дней сохранилось не более 160. И каждый год их становится меньше.

Поэтому целью нашего исследования является изучение истории возникновения, формирования, значимости и современного состояния петроглифов и предложение путей предотвращения разрушения памятника.

Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:

  1. подробно изучить работы, посвященные Сикачи-Алянским петроглифам;

  2. провести полевые исследования на территории и оценить современное состояние памятника, выявить имеющиеся проблемы;

  3. предложить пути реконструкции и сохранения памятника культурного наследия «Петроглифы Сикачи-Аляна».



ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ПЕТРОГЛИФОВ

СИКАЧИ-АЛЯНА


Сикачи-Алян привлекает путешественников огромными глыбами базальта, громоздящимися вдоль скалистого берега Амура. Эти глыбы – так называемый русский Стоунхендж - несут на себе печать творческого замысла, открывают странный и вместе с тем увлекательный, фантастический мир древнего искусства. Петроглифы относятся к эпохе начального неолита (XII-X тыс. лет назад), эпохе позднего неолита (V-IVтыс. лет назад) и эпохе средневековья (V-XVII вв. н.э.).

Первые сведения о сикачи-алянских «живописных» камнях сделали Р.К. Маак в 1859 году и Н. Альфтан в 1894 году. В конце XX века они были исследованы Бертольдом Лауфером - американским исследователем и востоковедом. Потрясенный американец дал описание наскальных рисунков и даже хотел спилить некоторые из них, но, к счастью, не смог этого сделать. Однако Лауфер оставил описание наскальных рисунков. В начале ХХ века изучением археологического памятника занимались видные зарубежные и российские исследователи Тории Рюдзю, Л.Я. Штернберг, Ф.Ф. Буссе, П.А. Кропоткин.

В 1908 году во время своей экспедиции в горы Сихотэ-Алиня петроглифы Сикачи-Аляна увидел и описал В.К. Арсеньев. «Около Сикачи-Аляна на берегу Амура есть писаные камни, затопляемые во время половодья. На одном камне схематически изображено человеческое лицо. Можно ясно различить глаза, нос, брови, рот и щеки. На другом камне два человеческих лица; глаза, рот и даже нос сделаны концентрическими кругами, а на лбу ряд волнообразных линий, отчего получилось выражение удивления, как бы с поднятыми бровями. На последнем камне довольно верное изображение в профиль оленя. Круп животного тоже разрисован концентрическими кругами» (1.С.26).

В 30-х годах двадцатого века изучением сикачи-алянских рисунков занимался археолог Н.Г. Харламов. Ему принадлежит первое, хотя и краткое, описание сикачи-алянского местонахождения наскальных рисунков, где он говорит о поразивших его «руинах Гальбу» и пытается нарисовать картину исчезнувшего города(4.С.11).

Однако системное исследование и описание петроглифов в советское время сделала группа археологов, которую возглавлял академик Алексей Павлович Окладников. Первые исследования начались еще в 1935 году экспедицией Института этнографии АН СССР. Результаты первоначального ознакомления с петроглифами нижнего Амура описаны в книге А.П. Окладникова «Раскопки на севере», вышедшей в 1935 году. Продолжилось изучение нижнеамурских петроглифов в 1953 – 1970-х годах экспедицией Сибирского отделения АН СССР. Наиболее полное описание нижнеамурских петроглифов академик А.П. Окладников дал в своей книге «Петроглифы Нижнего Амура», изданной в 1971 году и являющейся энциклопедией всех амурских наскальных рисунков.

Петроглифы расположены у нанайского села Сикачи – Алян. Оно раскинулось между двумя утесами, которые нанайцы называют Гасян (верхний утес) и Сакачи (нижний утес). Нанайское слово «алян» означает место, где на воде образуются встречные течения. Именно такое явление наблюдается на Амуре вдоль правого берега от мыса Гасян до центра села.

В прошлом небольшие нанайские села стояли у обоих утесов и их названия совпадали с названиями утесов. 21 июля 1855 года российский ученый Р.К. Маак во время плавания по Амуру в своем дневнике написал: «Вдали на правом берегу нам виднелось селение из нескольких мазанок, которое, так же как и скалистые горы, называют Гассиенг…

Селение было расположено на возвышенности ста футов над уровнем воды и состояло из трех мазанок; по-видимому, в них уже давно никто не живет…» (3.С.180,181)

В конце 19 века нанайское селение у петроглифов называлось Галбун (Гальбу) и отмечалось в своде древних памятников Амурского края 1908 года. В 60-е годы XX века рядом с нанайским селом стояла рыбная база и русская деревня. Вся эта местность называлась Алян. Сейчас поселок между двумя утесами стали называть Сикачи-Алян.

С географической точки зрения село Сикачи-Алян расположено на первой надпойменной террасе Амура высотой до 6 метров от уреза воды (рис.1). Рельеф террасы осложнен оврагами и отрогами, пересекающими территорию в основном с СВ на ЮЗ. Абсолютная высота песчаного пляжа на берегу Амура, где расположены базальтовые валуны с петроглифами, 27 метров. Простирание памятника в направлении с запада на восток приблизительно 5 км от мыса Гасян (вверх по течению, у впадения в Амур Малышевской протоки) до окончания села Сикачи-Алян (вниз по течению). Климат умеренный муссонный, с преобладанием осадков в летний сезон года, годовая амплитуда температуры достигает 43 градусов. Амур покрыт льдом с середины ноября до конца апреля. На момент описания памятника 12 мая 2013 года уровень воды в Амуре был 205 см, что привело к затоплению примерно половины из находящихся на берегу изображений.



Рис.1 Село Сикачи-Алян, терраса и пойма Амура у села




ОПИСАНИЕ НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ СИКАЧИ-АЛЯНА И ИХ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Первые петроглифы Сикачи-Аляна создавались примерно 12-13 тысяч лет назад. Рисунки изображены на базальтовых валунах, которые разбросаны на песчаном берегу Амура от села Малышево до села Сикачи-Алян. Скорее всего, эти валуны не всегда лежали на берегу, а были частью обрывистого правого берега реки, сложенного базальтами. В результате разрушения базальтовой стенки глыбы откалывались и падали на песчаный берег. Рисунки могли быть сделаны как на вертикальной стене, так и на горизонтальной поверхности валунов. Базальтовые глыбы имеют большой размер (до 1,5-2 метров в диаметре), шершавые, пористые, с трещинами и сколами. Рисунки на них сделаны техникой пикетажа, то есть, выбиты камнем по камню. Поэтому они рельефны, бороздки имеют глубину до 3 мм, а иногда и более, создается впечатление объемных рисунков. Древний художник выбивал рисунки галькой по базальтовой глыбе, процесс был длительным и кропотливым. На одном камне может быть несколько рисунков различного содержания. Часто эти изображения разного возраста. Связано это, скорее всего, с тем, что камни переворачивало водой и льдом, поэтому часто рисунки оказывались внизу камня, и сверху люди делали новые изображения. Сосчитать достоверно количество рисунков сложно, так как часть из камней скрыта под водой, часть перевернута, а часть вообще сколота льдинами во время ледохода. Академик А.П.Окладников на своей схеме расположения амурских петроглифов, представленной в книге «Петроглифы Нижнего Амура», указал 103 камня.

Очень сложно было датировать изображения на базальтовых глыбах. «Еще в мезолите, примерно 10-12 тысяч лет тому назад, когда на Нижнем Амуре еще не было известно искусство изготовления глиняной посуды, на камнях в Сикачи-Аляне появились первые изображения животных и птиц. Этот вывод документируется находкой кремниевого изображения птицы, повторяющего по стилю рисунки на базальтовой глыбе, где изображены такие же птицы, похожие на куропатку или глухаря». (4.С. 131)

Как отмечает А.П. Окладников, «в нашем распоряжении имеются сейчас факты, не только позволяющие подтвердить мысль о глубокой древности сикачи-алянских петроглифов, но и отнести основную часть этих изображений к весьма отдаленному времени, датировать их каменным веком – эпохой неолита и при этом связать с определенной культурой неолитического времени на Дальнем Востоке»(Там же. С. 84).

Культура эта была выявлена в результате раскопок неолитического жилища на о. Сучу на Нижнем Амуре. Там были найдены фрагменты сосуда с пышным криволинейным узором. В дальнейшем были найдены более важные находки при раскопках неолитического поселения у села Вознесеновки. Это фрагменты сосуда с антропоморфными изображениями. Изображенные на них личины в принципе такие же, как на амурских петроглифах. Сходство в их форме, в контурах личин, во внутреннем наполнении – изображение глаз, рта, носа. «Одним словом, - пишет А.П. Окладников, - в неолите Амура, у племен местной неолитической культуры, существовала не только спираль, характерная для искусства амурско-уссурийских петроглифов, но были и эти самые личины, составляющие основной элемент художественного творчества, главное изображение этих наскальных изображений древнего Приамурья»(Там же. С. 85)

По мнению археологов, самые ранние рисунки (XII-X тысяч лет назад) изображали животных. «Изображения животных, которые сопровождаются фигурами птиц, отличаются архаизмом трактовки. Это лоси, лошади, быки, видимо, представители древней, еще плейстоценовой для Нижнего Амура фауны»(Там же. С. 131).

Основную массу рисунков, созданных V-IV тысячи лет назад, можно разделить по содержанию на пять групп: личины, птицы, лодки, змеи и олени-лоси.

Рис. 2 Личины на первом участке у села Сикачи-Алян


Центральное место среди изображений Сикачи-Аляна занимают загадочные и странным образом стилизованные антропоморфные лица – «личины» (рис.2). Личины эти объединяются общими для них чертами формы и стиля. Это не просто лица как таковые, а в подавляющем большинстве именно личины, т.е. условные, абстрактные изображения человеческих лиц. При определенном общем единстве формы и стиля каждое такое изображение по - своему выразительно, имеет индивидуальный облик, отличительные особенности и детали. «Можно сказать, что перед нами одна тема, но с бесчисленными вариациями», - говорил академик А.П. Окладников. Поэтому личины условно можно классифицировать по их общим очертаниям, по форме лица. Характерной для большинства изображений формой личины был овал, правильный, симметричный по очертаниям. Иногда форма может быть яйцевидно-овальная, обращенная суженным концом вниз. Особым видом яйцевидно-овальных личин являются такие, где верхняя часть вогнута и состоит как бы из двух соединенных концами дуг. Такие личины определяются как сердцевидные. Встречаются также личины в форме окружности, трапециевидные и реже прямоугольной формы. Личины могут быть с овальной вершиной и прямоугольным основанием и череповидные, а также личины без внешнего контура (парциальные) (рис. 3).


Рис. 3 Сердцевидная и овальная личины у мыса Гасян


Структура заполнения личин состоит из элементов, обозначающих глаза, нос и рот. Они часто передаются предельно упрощенно, в виде простых или концентрических кружков. Иногда глаза рисуются в виде миндалевидных овалов. Нос изображается или удлиненным треугольником, или петлевидным выступом, а может и в более реалистической манере, даже с ноздрями. Рот также изображается в виде овала, дуги, иногда со спиралевидно загнутыми концами. На некоторых личинах показаны даже зубы. Внутреннее пространство личин заполнено дугами, полосами или треугольниками (рис.4). Полных антропоморфных фигур среди изображений Сикачи-Аляна нет.


Рис.4 Личина овальная с внутренним заполнением и личина с зубами


Как интерпретировать изображения личин? Старорусское слово «личина» означает маску. И действительно, у этих изображений впечатление искусственного, поддельного лица. Такое впечатление вызывается отсутствием туловища и изображением лица в гротескном, резко схематизированном, абстрактном виде. Узоры внутри контура лица могут означать вполне реально существовавшую на нем татуировку, расписную или выполненную в иной технике. Само по себе лицо нереально: лоб или, напротив, подбородок срезаны прямо, глаза утрированы (рис.5). Академик А.П. Окладников сравнивает изображения сикачи-алянских личин с шаманскими масками жителей Полинезии и эскимосов, хранящимися в этнографических музеях и имеющими много общего в форме и росписи.


Рис.5 Череповидная и овальная личины у села Сикачи-Алян


Фигуры животных представлены изображением странных животных с выгнутой спиной, непропорционально большой головой, хвостом и ногами, выполненными короткими вертикальными полосками (рис.6). Есть также изображения тигров, о чем говорят полоски и длинный хвост.


Рис.6 Изображение лошадей и черепах на валунах у села Сикачи-Алян

Особенно выделяется изображение лосей как наиболее реалистическое. У них хорошо выражены формы тела, особенно голова. Специфической особенностью является наличие в них орнаментальных деталей в виде завитков-спиралей и кругов, условно изображающих, по мнению археологов, внутренние органы – кишечник, сердце, почки, печень(рис.7,8). Есть мнение среди хабаровских археологов, что детальное изображение животных было необходимо для того, чтобы готовиться к охоте.

Рис.7 Изображение лося со спиральным заполнением в группе валунов второго участка (камень находится в воде, уровень 205 см)


Рис.8 Перевернутое изображение лося, заполненное концентрическими кругами, расположенное у мыса Гасян

На камнях также представлены изображения птиц – это утки, лебеди и гуси (рис. 9). В фольклоре нанайцев, современных обитателей Приамурья, образы водоплавающих птиц связаны с легендами о происхождении Земли и наскальных рисунков. В легендах нанайцев говорится, что когда на небе было три солнца, то земля горела и все на ней плавилось. Камни же были настолько мягкими, что когда птицы становились на них, то на камнях оставались отпечатки их лап. А мотив о птицах, ныряющих в воды первичного океана, чтобы достать кусочки дна и сотворить из них Землю, существует не только у народов Приамурья, но относится к числу общечеловеческих сюжетов. Водоплавающим птицам отводится большое место в тех нанайских мифах, где рассказывается о символах вселенной, «мировом дереве», на ветвях которого находятся гнезда, где вырастают находящиеся в потустороннем, таинственном мире души людей. Эти души имеют образ водоплавающих птиц.

Рис.9 Изображение уточки на валунах третьего участка


Важное место среди сикачи-алянских петроглифов принадлежит изображениям змей. Фигуры змей образуют самостоятельные композиции или входят в состав других рисунков как составная часть. Нанайцы называли водного змея «мудур». Это мифологический образ гигантского змея, который обитает в болотах и трясинах и оставляет после себя выжженный, как лесным пожаром, след в тайге. Представление о змее находятся в основе криволинейного орнамента нанайцев, «амурской спирали». А изображение спирали, по результатам исследований Л.Я.Штернберга, роднит «амурскую спираль» с зигзагом в орнаменте айнов, коренных жителей японских островов.

Как это ни странно, но в наскальных изображениях на берегу Амура, где живут рыбаки, полностью отсутствуют изображения рыб.

Много на камнях изображений чашевидных углублений, лунок, концентрических кругов (рис.10). Лунки, такие «чашечные камни», широко распространены во всех местах, где есть петроглифы. Их, как правило, связывают с культом плодородия, видят в них символ женского начала.


Рис.10 Чашевидные углубления и концентрические круги на базальтовых валунах у села Сикачи-Алян


В таком значении подобные изображения служили символом повышения производительности природы, успеха труда земледельцев, возделывающих свои поля. Изображения концентрических кругов связывают с культом солнца. Не исключено, что так было и на Амуре, так как у нанайцев существует миф о трех солнцах, который передается и записывается в разных вариантах. С.Н. Октанко, жительница села Сикачи-Алян, передала его нам в следующих словах: «Давно это было. Светило на Земле три Солнца. Жарко было. Все плавилось. Люди умирали от жары. И тогда один нанайский охотник решил убить два солнца. Натянул тетиву, выстрелил и убил одно солнце, потом выстрелил второй раз и убил второе солнце. Осталось на небе одно солнце, стало не так жарко. Но камни были мягкие, и жена художника успела изобразить на них все, что видела вокруг – животных, птиц и людей, как они умирали от жары. Одни умирали спокойно, их лица благостны, а другие в мучениях, поэтому на их лицах оскал смерти».

Композиционно рисунки на камнях расположены по -разному. На одном камне может быть несколько рисунков (рис.11), как представляющих единую композицию, так и не связанных между собой.

Академик А.П. Окладников отмечает оригинальность стиля амурских петроглифов и сравнивает их с Северной Европой и Азией. В таежном стиле северной Азии преобладает изображение лося, а на рисунках Нижнего Амура – антропоморфные личины. Личины выполнены плавными кривыми линиями, спиралями, снабжены орнаментами. Спирали и связанные с ними концентрические круги являются важной составной частью петроглифов Сикачи-Аляна.


Рис.11 Группа личин на камне участка первого у села Сикачи-Алян


Петроглифы Сикачи-Аляна были созданы многие тысячелетия назад, и потому мы не можем однозначно сказать об их смысле и предназначении.

Побывав на петроглифах, наша группа сделала несколько предположений о возможных причинах появления наскальных рисунков.

Во-первых, вероятно, что животные изображались охотниками в качестве части обряда, необходимого для успешной охоты. Это обстоятельство частично объясняет отсутствие рыб, ведь охотники не имели к ним никакого отношения. Но встал вопрос: почему на петроглифах так много изображений змей? Ведь они не представляли особой ценности для охотников. Можно предположить, что змея была у народа, жившего здесь около 6 тыс. лет назад, священным животным, обожествляемым им. Тем более что антропоморфные личины, скорее всего, изображают местных богов, даже на подсознательном уровне похожих внешне на человека.

Это дает возможность прийти к выводу о том, что данное место было своего рода культовым, причем центральным для всего населения долины Амура, так как такие камни встречаются большей частью здесь, а также совсем немного в районе села Шереметьево и реки Кии на юге Хабаровского края.

Во-вторых, вероятно, что либо петроглифы Сикачи-Аляна были созданы под влиянием других культур, либо они сами положили начало целой цепочке похожих изображений, тянущейся через весь Тихий океан, так как во всех них просматривается схожий орнамент и галечная техника исполнения. А это дает возможность размышлять о путях миграции населения, предлагая альтернативные варианты.









СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА


Археологический памятник у села Сикачи-Алян представляет собой уникальное явление по широте представленных здесь исторических эпох. От начального неолита до этнографической современности ход истории шаг за шагом оставлял свои следы в виде последовательных напластований культурного слоя. Это было связано с удобными условиями для проживания человека: высокий, незатопляемый при паводках берег Амура, богатые флорой и фауной прибрежные леса. Особенно впечатляет ход лососевой рыбы в летне-осенний период на Амуре. Эти условия привлекали сюда людей.

Помимо петроглифов на береговых базальтовых валунах, в 1965 году А.П. Окладников во время археологических раскопок выделил Малышевскую культуру V-IV тысячелетий до н.э. Здесь были найдены топоры, скребки, режущие орудия, ножевидные пластины, подпризматические нуклеусы.

В 1969 году археологи под руководством Э.В.Шавкунова зафиксировали следы средневекового поселения, датированного второй половиной XII века. В 1975 году началось изучение археологического памятника – поселения Гасян. Здесь была зафиксирована самая ранняя в мире керамика, датированная 12 тысячами лет!

Современное состояние археологического памятника определяется как неоднозначное. В период археологических исследований с 1953 до 1969 года было выделено VI участков сосредоточения камней с рисунками, общим количеством 103, которые были картированы и описаны академиком А.П. Окладниковым в книге «Петроглифы нижнего Амура». Но в результате строительства затона Малышевской РЭБ флота были замыты участки VI (1 камень) и V (11 камней), которых сейчас не видно. При обследовании в 2003 году IV участка в районе Малышевской РЭБ флота хабаровские археологи не обнаружили 7 камней, отмеченных на схеме А.П. Окладникова. Сейчас, если опираться на схему А.П. Окладникова, сохранились только участки I в нижней части села Сикачи-Алян и пункты II и III, расположенные у мыса Гасян, в 2-х километрах выше по течению реки Амур (9).

Территория археологического памятника на участке I у села Сикачи-Алян расположена на береговой полосе протяженностью 470 метров по урезу воды. Ширина береговой части от подножия террасы до среднего многолетнего уровня воды от 50 до 67,5 метров. Наименьшая ширина песчаного берега – 15 метров. Ширина водной части участка достигает 50 метров. Часть камней постоянно находится в воде, часть погружается под воду во время разлива Амура (рис. 12).


Рис.12 Каменная гряда участка первого у нижнего края

села Сикачи-Алян


Территория памятника на участках IIиIII представлена участком берега 710 метров длины по урезу воды между устьем протоки Орда и мысом Гасян в 2 км вверх по течению Амура от первого участка (рис.13). Ширина береговой полосы составляет от 20метров (верхняя граница) до 70 метров (нижняя граница). Минимальная ширина достигает всего 7 метров. Ширина водной части участка достигает 50 метров. Поскольку участок III у мыса Гасян включает в себя изображения на береговых скалах, граница территории проходит по верхней кромке береговой террасы, включая склоны в территорию памятника.

Рис. 13 Стела – указатель местонахождения археологического памятника на участке 2 у мыса Гасян

Базальтовые валуны, на которых находятся рисунки, подвергаются воздействию двух процессов – природных и антропогенных. Ежегодно во время ледохода (а течение в этом месте очень сильное) льдины сдвигают и переворачивают камни, ударяют их друг о друга. В результате камни трескаются, часто скалываются изображения. В трещины попадает вода, которая зимой замерзает и разрушает камень и рисунки на нем. Таким образом уже потеряно несколько рисунков. Некоторые камни за 50 лет были сдвинуты со своего первоначального места (как их зафиксировал А.П. Окладников) почти на 20 метров. Часть камней засасывает песком, рисунки покрываются илом во время летнего разлива Амура (рис. 14). В 2000 году, во время работ по реконструкции и сохранению участка I у нижней части села Сикачи-Алян, во время подъема одного из камней для перемещения его вверх по берегу, под ним был обнаружен ранее неизвестный камень с рисунками (7). Во время полевых изучений петроглифов 12 мая 2013 года сопровождающие нас археологи не увидели нескольких рисунков, которые остались на перевернутых льдинами камнях.

Рис.14 Камни первого участка, расположенные в затопляемой зоне, покрытые илом после высокого уровня воды


Очень сильно влияние антропогенного фактора на археологический памятник. Так как нижний участок камней расположен в непосредственной близости к селу Сикачи-Алян, местные жители и туристы прямо с камней ловят рыбу, привязывают к ним лодки, разводят костры непосредственно между камнями, оставляют мусор. По берегу между камнями проложена дорога, и хотя она очень плохая, все равно по ней передвигаются машины (рис.15).

Рис.15 Дорога вдоль берега у села Сикачи-Алян


И хотя вода в Амуре и окружающий воздух экологические чистые, природный и человеческий фактор приводят к постепенному разрушению археологического памятника и необходимо принимать меры по его сохранению.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПАМЯТНИКА


Проблема сохранения археологического памятника «Петроглифы Сикачи-Аляна» требует скорейшего решения, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Указом Президента РФ от 20.02.1995 года №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» петроглифы Сикачи-Аляна имеют статус объекта исторического наследия федерального (общероссийского) значения. В настоящее время памятник археологии не имеет юридически закрепленной территории. Нет законодательно утвержденного регламента использования территории, примыкающей к памятнику. Администрация Хабаровского края несколько раз предпринимала попытки составления проектов реконструкции и сохранения археологического памятника. В 1990 году ЛенНИИПградостроительства разработал проект эко-культурного центра в Сикачи-Аляне. В нем выделялись два основных направления:

1) необходимость музеефикации села и сохранения петроглифов и других археологических памятников;

2) сохранение и развитие национальных традиций села.

Было предложено три варианта спасения петроглифов:

1) изъять камни из земли и перенести в другое место;

2) создать путем инженерных мероприятий исключение резких подъемов воды, ледохода (дамба на Амуре);

3) поставить каждый камень на искусственный пьедестал.

Еще один «Проект зон охраны памятника археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» в Хабаровском районе Хабаровского края», был выполнен по заказу правительства края ГУП «Хабаровскгражданпроект» в 2003 году на основании постановления губернатора Хабаровского края №345 от 30.09.02 «О мерах по сохранению, использованию и исследованию памятника древней культуры «Петроглифы Сикачи-Аляна». Авторы проекта выделяют охранную зону памятника – территорию, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивается хозяйственная деятельность и запрещается строительство, за исключением специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной среды объекта культурного наследия. Рекомендации разработчиков проекта следующие:

  1. строжайшее запрещение всякого строительства, любых земельных работ без соответствующего разрешения и согласования с археологами;

  2. ограничение дикарей-туристов и рыбаков-любителей в охранной зоне;

  3. безотлагательное проведение работ по перемещению валунов с петроглифами из поймы Амура на берег на специально подготовленный плацдарм.

Вся 5-ти километровая береговая зона археологического памятника должна быть взята под особый контроль, так как содержит культурный слой различных эпох от начального неолита до средневековья (рис.16).

Рис.16 Стела – указатель на участке археологического памятника

у села Сикачи-Алян

В селе Сикачи-Алян созданы два музея. Один музей является филиалом краевого музея им. Н.И. Гродекова и рассказывает о традициях и обычаях коренных жителей Приамурья – нанайцах (рис.17). Второй музей создан при школе села Сикачи-Алян и содержит богатейший материал о культуре и истории нанайцев и амурских петроглифах. И сотрудники краевого музея, и школьники проводят экскурсии по залам музея (рис.18) и по «музею под открытым небом» - петроглифам на берегу Амура.


Рис.17В музее Сикачи-Аляна


По результатам наших исследований и изучения имеющихся проектов, мы предлагаем следующие меры по охране и реконструкции археологического памятника федерального уровня «Петроглифы Сикачи-Аляна»:

  1. определение границ памятника и закрепление их юридически;

  2. создать на территории памятника археологии музей-заповедник со штатом сотрудников, которые будут следить за сохранностью и чистотой памятника.

После изучения территории простирания археологического памятника, мы предложили еще один вариант решения проблемы сохранности петроглифов - построить защитную дамбу напротив села Сикачи-Алян, которая приведет к уменьшению скорости реки Амур в данном месте и защитит базальтовые глыбы с рисунками от переворачивания и столкновения, а также снизит уровень воды во время разлива Амура. Но после совещания со специалистами Министерства культуры Хабаровского края мы пришли к выводу, что данный проект невыполним, так как он дорогой, на стремнине построить защитную дамбу технически очень сложно и коренное население будет против, так как лишится самых рыбных мест.


Рис.18 Группа лицеистов в краеведческом музее Сикачи-Аляна














ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Уникальные каменные рисунки, петроглифы Сикачи-Аляна, расположенные на крайнем Востоке России, в долине Амура, заслуживают того, чтобы на их месте был создан историко-археологический музей-заповедник. В нем под охрану необходимо взять не только неолитические изображения на камнях, но и весь комплекс побережья, который хранит уникальные остатки средневекового городища и более поздние культурные слои.

Петроглифы Нижнего Амура, по мнению А.П.Окладникова, следует выделить как особую область из всех известных древнейших в Северной Азии областей наскальных изображений. Они отличаются от других групп петроглифов как сюжетами – преобладанием личин, так и стилем, которым представлен особый художественный мир.

Достойным внимания является и тот факт, что в искусстве современных жителей Нижнего Амура – нанайцев - наблюдается сходство с искусством древних художников. Нанайские художники и мастерицы используют в своем творчестве такие элементы петроглифов, как стилизованные характерным образом фигуры змей, оленей, водоплавающих птиц, маски-личины. И очень важную роль играет спираль, применяемая в качестве главного формообразующего элемента (рис.19).


Рис.19 Фрагменты нанайского орнамента на ковре и халате

Рис.20 Изображение родового дерева в музее Сикачи-Аляна, на котором видно стилизованное изображение животных, птиц и змей, очень похожее на изображение на базальтовых валунах


Таким образом, сохранение памятника «Петроглифы Сикачи-Аляна» является насущным вопросом для жителей Хабаровского края, России и мира.















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ


  1. Арсеньев В.К. Избранные произведения т.2 В горах Сихотэ-Алиня. Хабаровск: Кн. изд-во. 1998. – 624 с.

  2. Глебова Е.В. Космический лось. Возвращение. Сюжеты путешествий. Хабаровск: ООО «Омега-пресс», 2007 .

  3. Маак Р.К. Путешествие на Амур, совершенное по распоряжению Сибирского отделения ИГО в 1855 г. – СПб, 1859.

  4. Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. Ленинград: Изд. «Наука», Ленинградское отделение. - 1971. - 316 с.

  5. Амур – река подвигов. – Хабаровск. Кн. Изд., 1983 – 544 с.

  6. Записки Гродековского музея. Выпуск 6. Хабаровск: Хабаровский краеведческий музей, 2004 . - 228 с.

  7. Петроглифы Сикачи-Аляна. Проект сохранения историко-археологического памятника в пункте первом каменной гряды у села Сикачи-Алян Хабаровского края . Научно-реставрационный отчет. Руководитель М.И.Горнова. - Хабаровск, 2000.

  8. Отчет об исследованиях в Сикачи-Алянской охранной зоне. АН СССР. Сибирское отделение, институт археологии и этнографии. Научный руководитель академик А.П. Деревянко. Новосибирск. - 1991.

  9. Проект зон охраны памятника археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» в Хабаровском районе Хабаровского края». Правительство Хабаровского края. ГУП «Хабаровскгражданпроект». Главный архитектор Н.Н.Прокудин. Хабаровск. 2003.






Приложение 1


Хабаровский край на карте России


















Приложение 2

Карта петроглифов Нижнего Амура



петроглифы Сикачи-Аляна






Приложение 3


Историко-археологический опорный план (проект) памятника археологии «Петроглифы Сикачи-Аляна» (2003 г.)


Лист 1


Лист 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!